Дидактические принципы логопедии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Дидактические принципы логопедии

2022-11-24 79
Дидактические принципы логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактические принципы – это основные требования к практической организации учебного процесса. Логопедия, как мы уже говорили, это раздел специальной и общей педагогики, поэтому все принципы, которые определяют содержание и организационные формы и методы учебного процесса в них применимы и в логопедии.

Педагогические принципы (общей и специальной педагогики):

- Целостности и системности педагогического процесса, предполагает рассматривать педагогический процесс, в логопедии в том числе, как систему или совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих единство. Коррекционно-педагогическая деятельность имеет свою структуру взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью управления.

- Принцип гуманистической направленности педагогического процесса, определяет устремленность учебно-воспитательного процесса интересы и возможности каждого ребенка, с учетом его личностных возможностей.

- Принцип сознательности и активности в целостном педагогическом процессе, предполагает изменение отношения к ребенку – отношение к нему как к субъекту, то есть полноправному участнику педагогического и коррекционного процесса.

- Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагает создание дополнительного влияния, в виде подключения социально значимых людей.

- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, учет ведущего вида деятельности предполагает учет последовательности сменяющих друг друга возрастных и психологических стадий онтогенетического развития.

Можно назвать еще целый ряд дидактических принципов, это такие, как:

- воспитывающий характер всей педагогической работы;

- всестороннее развитие личности учащегося;

- учет возрастных особенностей и доступность материала;

- индивидуальный подход на основе коллективной работы;

- прочность создаваемых навыков и знаний;

- научность и системность обучения;

- решающая роль педагога в процессе обучения;

- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью и другие.

Принципы специальной педагогики:

- Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность коррекционно-педагогического процесса, которая заключается в проведении систематического контроля за динамикой коррекционного процесса, отмечая его эффективность и неэффективность, для своевременного внесения изменений в процесс коррекции.

- Принцип комплексного использования приемов и методов коррекционно-педагогической деятельности, определяет необходимость включения в коррекционно-педагогический процесс всех необходимых специалистов разного профиля: дефектологов, психологов, врачей разных специальностей, педагогов и др., направленных на комплексное изучение и устранение нарушений развития.

- Онтогенетический принцип, который предполагает проведение коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом закономерности и последовательности нормального онтогенеза.

Обучение в специальной педагогике носит специфический характер, который определяется характером возможностей ребенка. Общедидактические принципы организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от отраслей специальной педагогики. Несомненно, многие общепедагогические принципы находят свое место в процессе формирования модели коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем общая направленность коррекционно-педагогического процесса может требовать углубления, усиления одних и ослабления других аспектов деятельности, более четкой и выверенной тактики воздействия.

 

Логопедические принципы:

- Принцип системности, который определяет речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и представляет процесс коррекции как педагогическую деятельность, направленную на развитие всех компонентов речевой функциональной системы, то есть направленное воздействие не на отдельные речевые недостатки или их симптомы, а на весь структурный комплекс речевого дефекта и его последствия.

 

- Деятельностный принцип, рассматривает речь как необходимый компонент любой деятельности, нормальная речь без цели (без использования ее в деятельности) не существует.

- Принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов предполагает, развитие познавательных процессов лежит в основе усвоения языковой системы и в свою очередь речь является силой, развивающей психические процессы.

Все указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями проявления нарушений речи и их влияния на развитие личности ребенка.

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления коррекционно-педагогическим процессом.

 

Для правильного понимания принципа системности в логопедии необходимо внимательно рассмотреть систему речи. Она представления на рисунке 2.

 

Система речи

 

Фонетико-фонематическая

сторона речи

Лексико-грамматическая сторона речи

 
Фонематичес кий слух Звукопро изношение

Просодическая сторона речи

Лексика

Грамма

тика

Связная речь

 

Звуко-слоговая структура слова

                 

Рис. 2. Схема системы речи

 

В системе речи выделяется две стороны: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимозависимости: развитие одной из них ведет за собой развитие второй. Принцип системности предполагает направленность любого воздействия (обследование, коррекционная работа) на всю систему речи, что означает, что про в процессе любого воздействия должна быть охвачена вся система речи.

 

 

Вопросы:

 

1. Раскройте понятие комплексности в логопедическом и воспитательном воздействии.

2. Назовите аспекты комплексной работы при речевых нарушениях.

3. В чем заключается системный подход к преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей?

4. С кем и в какой форме поддерживает контакт логопед, формируя у детей правильную речь?

5. Объясните, как реализуется индивидуальный подход к детям в целях развития речевой активности и стимулирования высказываний.

6. Как в речевой работе с детьми учитываются их индивидуальные особенности?

7. В чем проявляется индивидуальная направленность логопедического занятия?

8. Охарактеризуйте прием дифференциации заданий как одно из средств осуществления индивидуального подхода к детям.

9. Раскройте принцип целостности и системности педагогического процесса в коррекционно-педагогической деятельности.

 

Методы коррекционной работы

 

Логопедия является разделом специальной педагогики, а специальная педагогика, в свою очередь – разделом общей педагогики, поэтому методы педагогической работы практически не отличаются. Так же, как и в педагогике все методы разделяются на две группы: методы обучения и методы воспитания.

Методы обучения традиционно делятся на

– словесные (беседа, рассказ, пересказ, объяснение и др.);

– наглядные методы (демонстрация, иллюстрация, наблюдение, рассматривание картин, показ образца, просмотр различных фильмов и др.);

– практические (упражнения, выполнение по образцу, конструирование, игровые методы, моделирование (например, графические схемы при звуковом анализе).

Есть еще одна классификация методов в соответствии с принятой в дидактике и наиболее используемой классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями:

– организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: перспективные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств и др.); особенные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, опыты и др.); логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); гностические (организация и осуществление мыслительных операций, проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские и др.); самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и др.);

– стимулирования и мотивации деятельности. К ним можно отнести: формирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и др.); формирование долга и ответственности в учении (поощрение, порицание и др.);

– контроля и самоконтроля, это различные варианты проверки знаний.

 

Методы воспитания. Традиционно, как и много лет назад, делятся на методы «кнута и пряника»: поощрения и порицания. Только, на мой взгляд, в специальном образовании к детям целесообразнее применять методы разумного поощрения за выполненные задания, а методы порицания – чаще к педагогу, потому что в неуспехах детей с ограниченными возможностями здоровья часто виноват педагог (не учел индивидуальные возможности и особенности ребенка при подборе материала или выборе методов обучения и т.п.). Все срывы и неудачи логопедического процесса логопед должен рассматривать прежде всего с точки зрения посильности предъявляемых им требований к ребенку.

 

На практике, в условиях специального образования в основном общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов:

учет физических, интеллектуальных и сенсорных возможностей обучаемых, опора на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека;

соблюдение принципа «от простого к сложному»: на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности, дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы начинают занимать одно из значимых мест в системе применяемых методов;

обязательное сочетание методов обучения и методов воспитания и др.

 

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я.А.Коменский заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. В условиях специального образования детей младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка.

В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.

Внутри этих методов применяются 2 варианта их использования:

1) метод прямого воздействия – воздействие прямо на нарушенную функцию ее реорганизация;

2) метод обходных путей – опора на то сохранное, что позволяет перестроить нарушенную функцию.

Формы логопедической работы: коллективные и индивидуальные занятия. Чаще эти формы совмещаются.

 

Результативность коррекционно-педагогической может быть различной от полного устранения до значительных улучшений, может быть незначительное улучшение. При оценке результата необходимо принимать во внимание какие изменения претерпела личность, какой характер стала носить речь, как средство коммуникации.

Результат зависит от многих факторов: этиологии – чем более выражены этиологические факторы, тем тяжелее добиться значительного результата; от особенностей механизмов – чем они сложнее, тем менее может быть выражен эффект; от степени развития речевого расстройства; от формы речевой патологии; от возраста ребенка; от его активности; от участия микросреды; от правильно выбранного медико-психолого-педагогического подхода; от знаний и умений логопеда. И др.

 

 

Вопросы:

К видам порицания в педагогике относятся:

 а) моральное и словесное осуждение,

б) штрафы и взыскания,

в) лишение права на образование.

Метод воспитания – это

а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,

б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,

в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.