Определение логопедии. Объект и предмет логопедии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Определение логопедии. Объект и предмет логопедии

2022-11-24 29
Определение логопедии. Объект и предмет логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т.С. Гусева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Учебное пособие

 

 

Чебоксары

2019


УДК376.1 – 056.264 (075,8)

ББК 74.57 я 73

Г 962

 

 

Гусева Т. С. Методологические и методические основы коррекции нарушений речи: учебное пособие.– Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 64 с.

 

 

Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева(протокол № 2
от 27.09.2019 г.).

 

 

Рецензенты:

Л.В. Гусева, заместитель директора по учебной работе БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии;

С. Г. Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервисаЧувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева;

Т. Н. Семенова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета
им. И. Я. Яковлева.

 

Учебное пособие адресовано бакалаврами магистрантам,обучающимся по заочной форме по направлениям подготовки 44.03.03, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

 

 

© Гусева Т. С., 2019

                                      © Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019


Предисловие

 

 

Предлагаемое учебное пособие адресовано обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Цель данного пособия заключается в помощи студенту при ознакомлении с методологическими и методическими основами коррекции нарушений речи, закреплении и систематизации знаний в этой области знаний.

На современном этапе подчеркивается необходимость всемерного повышения уровня профессиональной подготовки педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Большое значение для формирования профессиональных качеств будущих педагогов имеет достаточный уровень знаний в области методологических и методических основ коррекции нарушений речи.

Раздел логопедии «Методологические и методические основы коррекции нарушений речи» является одним их базовых в профессиональной подготовке дефектологов коррекционного дошкольного учреждения.

Пособие содержит теоретическуюинформация и вопросы для самопроверки, список основных учебных пособий. Самостоятельное изучение материалов данного учебного пособия позволят сформировать у студентов достаточно глубокие знания и интерес к теоретическому анализу литературного материала, что способствует более высокой эффективности подготовки будущих специалистов.

 

Вопросы:

1. Раскройте понятие о логопедии как о разделе специальной педагогики, как науке о нарушениях речи, их исправлении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

2. Раскройте значение речи в жизни человека и общества.

3. Уточните значение терминов «речевая деятельность», «речь», «язык», «коммуникация». Выпишите из «Педагогической энциклопедии» краткую расшифровку новых понятий, связанных с этими терминами.

4. Постарайтесь привести пример речи без мотива и цели; без речевых действий и операций.

5. Объясните понятия «речь» и «мышление», как они связаны между собой.

6. Раскройте разницу между «внешней речью» и «внутренней речью».

 

Задачи логопедии

 

Из цели науки вытекают задачи, которые делятся на две группы: теоретические и практические, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Таблица 1. Задачи логопедии

теоретические практические
Изучение этиологии речевых нарушений (причины возникновения) Совершенствование методов профилактики речевых нарушений
Изучение механизмов (патогенез) речевой патологии: нарушение строения органов речевого аппарата или различных операций, звеньев речевого процесса на его различных этапах Разработка методов исследования и обследования речевой патологии (психолого-педагогической диагностики).
Изучение симптоматики (клиника, проявления речевой патологии). Разработка дифференцированных методов устранения речевой патологии с учетом этиологии, характера повреждения речевого аппарата, симптоматики, возрастных особенностей и т.д
Изучение развития речевой патологии, учитывая возраст, индивидуально психические и личностные особенности, влияние речевой патологии на формирование личности. Совершенствование организации логопедической помощи населению при разных формах речевой патологии.
Разработка методологии науки, т.е. основополагающих научных основ: разработка общей теории науки, истории логопедии .

 

Для того, чтобы были более понятны теоретические задачи, можно привести такой пример. Ребенок в произношении заменяет звук Ш на звук С – это симптом (в книгах еще можно встретить и такие обозначения: появление или клиника нарушения). Давайте представим, что же может лежать в основе такого нарушения произношения: во-первых, неразличение этих звуков на слух (недостаточное развитие фонематического слуха); во-вторых, ребенок не может поднять широкий передний край языка к твердому небу (недостаточная сила и подвижность мышц языка); в-третьих, он просто физически не способен выполнить это движение из-за короткой уздечки (аномалия строения органов артикуляционного аппарата). Все перечисленное – механизм нарушения, то есть сбой, физический, физиологический или фонематический. Наконец, перечислим причины (этиологию) нарушения, их гораздо больше. Рассмотрим соотношение этиологии, механизмов и симптома нарушения речи.

Таблица 2. Соотношение этиологии, механизмов и симптома нарушения речи

причины Неправильное речевое окруже ние (произносительные ошибки в речи окружаю щих) Слухо вой госпита лизм, (дефицит слуша нияобращен ной речи)

Соматическая ослабленность из-за частых болезней в раннем и дошколь
ном возрасте

Речевой госпита лизм (дефицит говорения и общения со взрослыми и детьми Отсутст виетвердой пищи в раннем дошколь ном возрасте Чаще наслед ствен ность Воздейст виенеблаго приятных факторов в пренатальный период
механизм

недостаточное развитие фонематического слуха

недостаточная сила и подвижность мышц языка

аномалия строения органов артикуляционного аппарата

симптом

Замена ШнаС

                 

 

Как и в любой сфере теоретические задачи тесно связаны с практическими – они определяют пути и способы их решения, а практической деятельности возникают вопросы, которые решаются теоретически.

Для решения задач необходимо:

- Привлечение к сотрудничеству представителей всех необходимых научных дисциплин и круга лиц, связанных с постановкой и практическим решением данной проблемы (логопедов, врачей, психологов, нейрофизиологов, лингвистов и др.).

- Поддержание тесной связи между теорией и практикой, научными и практическими учреждениями для беспрепятственного и скорейшего внедрения в практику новейших достижений науки.

- Активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди населения для эффективной профилактики нарушений речи.

 

 

Вопросы:

 

1. Постарайтесь доказать актуальностьзадачи изучения и преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Приведите примеры связи теоретических и практических задач логопедии.

3. Для чего необходимо изучать этиологию речевых нарушений?

4. Как изменилась сеть учреждений, оказывающих помощь населению?

 

 

Вопросы:

1. Проанализируйте связь логопедии с другими науками.

2. Раскройте взаимодействие законов единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицанияв логопедии.

3. Повторите теорию познания в философии и раскройте ее значение для логопедии.

Методы логопедии как науки

 

Логопедия заимствует методы познания объекта и предмета из сферы других наук о человеке и создает свои методы. Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.

В логопедии можно выделить несколько групп методов:

1. Организационные – сравнение, изучение в динамике, комплексный;

2. Эмпирические – педагогическое наблюдение, наблюдение, эксперимент (лабораторный, формирующий, психолого-педагогический), психодиагностические методы (тесты, анкеты, исследовательская беседа, беседы), социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), биографические (сбор и анализ анамнеза) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

3. Методы математической статистики – количественный и качественный анализ полученных данных;

4. Интерпретационные – истолкование, объяснение полученных данных; способы теоретического исследования – анализ литературных источников: изучение и обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей изучение медицинской, психологической и лингвистической литературы.

Вопросы:

 

Выбор и использование того или иного метода зависит от характера изучаемого речевого нарушения, содержания, целей и задач научного исследования, этапа коррекционно-логопедического воздействия, возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка и другого. Докажите это на примерах

 

 

Вопросы:

1. Опишите структуру речедвигательного анализатора.

2. Опишите структуру речеслухового анализатора.

3. Опишите строение периферического отдела речедвигательного.

4. Опишите строение центрального отдела речедвигательного.

5. Раскройте роль слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов в формировании представлений. Какие еще анализаторы могут участвовать? Приведите примеры.

6. Что составляет естественнонаучную основу учения о речи?

7. Динамическая локализация речевых функций А.Р.Лурия.

8. Развитие важнейших функциональных систем мозга. Учение о системогенезе.

9. Перечислите структуры и функции речедвигательного и речеслухового анализаторов.

10. Объясните, как формируется речевое высказывание.

 

Этиология речевой патологии

Для более глубокого изучения нарушений речи, определения их специфики, правильного выбора направления коррекционного воздействия, определения зоны ближайшего развития важное значение имеет выявление причин речевого нарушения.

Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм неблагоприятного, повреждающего фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций.

Разнообразие причин, вызывающих речевую патологию огромно, перечисление их всех займет уйму времени и, на наш взгляд, разумнее рассматривать причины нарушений при изучении конкретных видов патологии речевой деятельности. Здесь разумнее рассмотреть основные способы их систематизации.

В настоящее время существует несколько классификаций причин речевой патологии. Рассмотрим несколько из них. В основу каждой из них положен определенный принцип.

1. Классификация, в основу которой положен принцип учета времени воздействия неблагоприятного фактора или факторов. Здесь выделяется три группыпричин:

-пренатальные – воздействие происходило в период беременности;

-натальные – неблагоприятные влияние возникло в период родов;

-постнатальные – действие повреждающих факторов осуществлялось после рождения ребенка.

    Несмотря на важность временного фактора при возникновении патологии, необходимо учитывать еще ряд дополнительных параметров: характер и локализацию повреждения, пластичность нервной системы ребенка, степень сформированности речевой функциональной системы в момент повреждения мозга.

 

2. Классификация, в основу которой положен принцип учета способа воздействия неблагоприятных факторов. В этой классификации выделяются причины:

-внешние (экзогенные), к которым относятся болезнетворные раздражители, действующие на организм извне;

-внутренние (эндогенные) представляют собой врожденные или возникающие в самом организме из-за особенностей строения органов и изменения их функционирования. Однако это деление условно, так как внутренние причины первоначально возникают в организме под влиянием факторов внешней среды.

 

3. Классификация, в основу которой положен принцип учета механизма нарушения. В данной классификации выделяют следующие причины: биологического и социально-психологического характера. Биологические причины делятся на органические и функциональные, каждая из которых в свою очередь делится на центральные и периферические.

Таблица 3. Классификация нарушений речи

Биологические причины

Социально-психологические причины

Органические причины

Функциональные причины

центральные периферические центральные периферические
         

 

Используя эти классификации все причины можно отнести к той или иной группе, например, асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) в первой классификации относится к натальным факторам, во второй классификации – к внутренним причинам, в третьей –к группе биологических причин, внутри – к органическим центральным причинам.

Вопросы:

1. Каковы основные причины речевых нарушений?

2. Перечислите условия правильного развития речи детей.

3. Перечислите причины речевых нарушений биологического и социального характера.

4. Раскройте роль речи взрослых в развитии речи детей.

5. Приведите примеры правильного и неправильного речевого воспитания детей, сопоставьте и проанализируйте их.

6. Приведите примеры причин речевых нарушений биологического и социально-психологического характера.

7. Проанализируйте взаимосвязь нарушений речи с нарушениями физического и психического развития ребенка.

8. Покажите на конкретных примерах роль различных факторов в возникновении речевых нарушений органического и функционального характера.

9. Соотнесите перечисленные причины с изученными классификациями:

- гипоксические (внутриутробная гипоксия – кислородное голодание) – может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия), а при условии нерезко выраженной гипоксии может замедлится созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития);

- травматические (внутриутробные кровоизлияния) – обусловлено слабостью сосудистых стенок, в зависимости от локализации, может привести к алалии (моторной или сенсорной) дизартрии, неврозоподобному заиканию;

- биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших) – приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалита и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсины) – к интоксикации организма матери и будущего ребенка;

- заболевания матери во время беременности (острые хронические). Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», токсоплазмоз, сифилис – из-за нарушений маточно-плацентарного кровообращения могут привести к внутренним поражениям мозговых структур;

- химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) – поражается нервная система, в частности в литературе описана клиническая картина олигофрении алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нарушениями речи; к возникновению врожденной расщелины неба приводит прием препаратов группы кортизонов, в также перенасыщение организма плода витамином А; бесконтрольный прием лекарственных препаратов приводит к речевой патологии коркового генеза;

- радиоактивное облучение – до конца не изучено, но имеющиеся факты говорят о возникновении тяжелых патологий мозга;

- иммунологическая несовместимость по Rh и антителам крови матери и плода – вызывает распад эритроцитов плода, в результате чего выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха и подкорковым дизартриям;

- затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вегетативных нарушениях, вялости, раздражительности, повышенной тревожности, навязчивых страхах, что может привести в будущем к психосоматической ослабленностиребенка.

- асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) – патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью. В головном мозге новорожденного в результате микроциркуляторных расстройств возникают отек и кровоизлияние. Причинами асфиксии являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность, внутричерепная родовая травма плода, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, внутриутробная инфекция, закупорка дыхательных путей плода слизью или околоплодными водами, пороки развития дыхательной или сердечно-сосудистой систем плода. Возникновению асфиксии способствуют заболевания матери, особенно хронические.

- травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология) – под родовой травмой понимают повреждение новорожденного, возникающее в родах. Предрасполагающими факторами являются гипоксия и гипотрофия плода, недонашивание и перенашивание беременности. у детей могут наблюдаться отставания в психо-речевом развитии, ДЦП;

- травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга, может быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия. Возникновение посттравматических дизартрий возможно при поражении клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов

- нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов, вызванная проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

- неправильное воспитание в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация, следствием которой может быть речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи.

 

Вопросы:

1. Объясните, почему дислалия, ринофония, дизартрия относятся к нарушениям звуковой стороны речи?

2. Какой структурный компонент речи нарушен при алалии и афазии?

3. Объясните основание, которое объясняет принципиальную разницу в подходе к коррекции речи при ФФН и ОНР.

4. Как согласуются между собой клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи?

5. Чем вызвана необходимость введения психолого-педагогической классификации?

 

 

Вопросы:

 

1. Раскройте понятие комплексности в логопедическом и воспитательном воздействии.

2. Назовите аспекты комплексной работы при речевых нарушениях.

3. В чем заключается системный подход к преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей?

4. С кем и в какой форме поддерживает контакт логопед, формируя у детей правильную речь?

5. Объясните, как реализуется индивидуальный подход к детям в целях развития речевой активности и стимулирования высказываний.

6. Как в речевой работе с детьми учитываются их индивидуальные особенности?

7. В чем проявляется индивидуальная направленность логопедического занятия?

8. Охарактеризуйте прием дифференциации заданий как одно из средств осуществления индивидуального подхода к детям.

9. Раскройте принцип целостности и системности педагогического процесса в коррекционно-педагогической деятельности.

 

Методы коррекционной работы

 

Логопедия является разделом специальной педагогики, а специальная педагогика, в свою очередь – разделом общей педагогики, поэтому методы педагогической работы практически не отличаются. Так же, как и в педагогике все методы разделяются на две группы: методы обучения и методы воспитания.

Методы обучения традиционно делятся на

– словесные (беседа, рассказ, пересказ, объяснение и др.);

– наглядные методы (демонстрация, иллюстрация, наблюдение, рассматривание картин, показ образца, просмотр различных фильмов и др.);

– практические (упражнения, выполнение по образцу, конструирование, игровые методы, моделирование (например, графические схемы при звуковом анализе).

Есть еще одна классификация методов в соответствии с принятой в дидактике и наиболее используемой классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями:

– организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: перспективные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств и др.); особенные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, опыты и др.); логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); гностические (организация и осуществление мыслительных операций, проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские и др.); самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и др.);

– стимулирования и мотивации деятельности. К ним можно отнести: формирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и др.); формирование долга и ответственности в учении (поощрение, порицание и др.);

– контроля и самоконтроля, это различные варианты проверки знаний.

 

Методы воспитания. Традиционно, как и много лет назад, делятся на методы «кнута и пряника»: поощрения и порицания. Только, на мой взгляд, в специальном образовании к детям целесообразнее применять методы разумного поощрения за выполненные задания, а методы порицания – чаще к педагогу, потому что в неуспехах детей с ограниченными возможностями здоровья часто виноват педагог (не учел индивидуальные возможности и особенности ребенка при подборе материала или выборе методов обучения и т.п.). Все срывы и неудачи логопедического процесса логопед должен рассматривать прежде всего с точки зрения посильности предъявляемых им требований к ребенку.

 

На практике, в условиях специального образования в основном общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов:

учет физических, интеллектуальных и сенсорных возможностей обучаемых, опора на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека;

соблюдение принципа «от простого к сложному»: на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности, дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы начинают занимать одно из значимых мест в системе применяемых методов;

обязательное сочетание методов обучения и методов воспитания и др.

 

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я.А.Коменский заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. В условиях специального образования детей младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка.

В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.

Внутри этих методов применяются 2 варианта их использования:

1) метод прямого воздействия – воздействие прямо на нарушенную функцию ее реорганизация;

2) метод обходных путей – опора на то сохранное, что позволяет перестроить нарушенную функцию.

Формы логопедической работы: коллективные и индивидуальные занятия. Чаще эти формы совмещаются.

 

Результативность коррекционно-педагогической может быть различной от полного устранения до значительных улучшений, может быть незначительное улучшение. При оценке результата необходимо принимать во внимание какие изменения претерпела личность, какой характер стала носить речь, как средство коммуникации.

Результат зависит от многих факторов: этиологии – чем более выражены этиологические факторы, тем тяжелее добиться значительного результата; от особенностей механизмов – чем они сложнее, тем менее может быть выражен эффект; от степени развития речевого расстройства; от формы речевой патологии; от возраста ребенка; от его активности; от участия микросреды; от правильно выбранного медико-психолого-педагогического подхода; от знаний и умений логопеда. И др.

 

 

Вопросы:

К видам порицания в педагогике относятся:

 а) моральное и словесное осуждение,

б) штрафы и взыскания,

в) лишение права на образование.

Метод воспитания – это

а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,

б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,

в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.

 

Течение речевой патологии

 

Речевая патология – это не статическое явление, оно всегда развивается качественно и количественно в ходе жизни человека. На развитие речевой патологии влияет комплекс причин: биологических и социальных, психических. Любая патология имеет определенные стадии развития и определенный исход. Изменения в течение характера речевой патологии чаще происходит в пубертатные периоды.

Течение речевой патологии имеет разные типы:

1. Прогрессирующий, т.е. количественная и качественная характеристика речевой патологии постоянно увеличивается, происходят нарастающие изменения в речевой патологии, проявляются новые симптомы, речевая патология затрудняет деятельность человека.

2. Стационарный, т.е. на определенном этапе развития речевая патология не изменяется, характеристики количественная и качественная остаются без изменений.

3. Волнообразный – речевая патология то прогрессирует, то ослабляется.

4. Регрессирующий – постепенное исчезновение речевой патологии.

5. Рецидивирующий (ремитирующий) – это возврат всего набора клинических проявлений речевого нарушения или же их усугубление, которое возникает после состояния ремиссии (улучшения).

Течение речевая патология и ее течение во многом связаны с личностью, с деятельностью, социальным окружением и др.

Течение в большей степени зависит от социальных воздействий. Важно знание о специфике течения речевой патологии для проведения не только коррекционной, но и профилактической работы.

Вопросы:

1. Приведите примеры разных типов течения речевой патологии.

2. Приведите примеры причин, которые приводят к переходу от одного типа течения речевой патологии к другому.

 

Коррекция речевой патологии

 

Коррекция нарушений речи – это процесс исправления или ослабления симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). Исходя из этого выделяют: полную коррекцию – преодоление речевого расстройства и частичную коррекцию – снижение тяжести речевого нарушения. Процесс коррекции нарушений речи осуществляется при проведении системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения, направленного нар устранение речевой патологии. Для успешного устранения речевой патологии логопедическая работа опирается на все перечисленные выше принципы.

Процесс устранения нарушений речи – это достаточно длительный процесс, который разделяется на этапы коррекционной работы, каждый из которых имеет свои цели и задачи, приемлемые ко всем формам речевой патологии.

    Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить ребенка или взрослого к устранению речевой патологии. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- включить ребенка в коррекционно-педагогический процесс. Чаще всего здесь говорят о создании заинтересованности с использованием разнообразных игровых приемов. Абсолютно правильно, но нам хочется добавить еще один важнейший прием – это организация ситуации успеха, что достаточно сильно мотивирует ребенка к выполнению заданий;

- развитие психических процессов. Для подтверждения необходимости решения этой задачи, мы приведем точку зрения Л.С. Выготского, который рассматривая филогенез и онтогенез мышления и речи выделил доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную в развитии речи. В возрасте примерно 2-х лет наступает новый этап: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Продолжая дальше мысль автора, можно говорить о том, что в основе развития речи лежит достаточный уровень сформированности мышления и других психических процессов, без которых появлениеустной речи практически невозможно. Поэтому при наличии патологии речи у детей без других сенсорных нарушений, необходимаработа, направленная на развитие психических процессов, лежащих в ее основе;

- проведение вторичной профилактики, то есть предупреждение дальнейшего развития речевой патологии и появления новых нарушенных компонентов речевой системы. Для этого проводятся дополнительные специально подобранные в зависимости от возможных вторичных нарушений игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы, которые как бы находятся в «зоне риска»;

- устранение механизма нарушения речи (нарушение строения и функционирования органов речевого аппарата или различных операций, звеньев речевого процесса на его различных этапах). Знание механизма нарушения речи определяет выбор приемов и методов его устранения. Каждое из нарушений речи, выделяемых в клинико-педагогической классификации, имеет свой патогенез и соответственно содержание работы по его устранению будет зависеть целиком от механизма нарушения.

Второй этап – основной. Его цель – устранение или снижение тяжести симптомов речевой патологии. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проведение мероприятий вторичной профилактики, эта задача актуальная на всех этапах коррекционной работы. Ее содержание во многом зависит от симптомов, которые могут возникнуть и усложнить течение речевой патологии;

- развитие психических процессов, так же актуально на протяжении всей коррекционной работы, если речевое нарушение несложное, то работу, направленную на развитие психических процессов можно посвятить дальнейшему их развитию: развитию активности, самостоятельности и т.п.

- формирование нового навыка речевой деятельности – это проведение системы мероприятий, направленной на коррекцию или создание новых навыков речи и закрепление этих навыков. Этот процесс проводится в деятельности (игровой, трудовой, общения) с учетом целостности всех звеньев и систем речи особенностей личности ребенка с речевой патологией, пластичности организма, замещаемости нарушенных функций и др. Длительность логопеда на втором этапе во многом зависит от многих факторов (тяжести речевого нарушения и др.).

 

Третий этап – заключительный. Его цель – закрепить новый сформированный речевой навык. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проведение дополнительных игр и упражнений, целью которых является вторичная профилактика. Ее содержание на третьем этапе направлено на развитие сложных форм речи, соответствующих возрасту ребенка;

- развитие психических процессов, так же важно и на заключительном этапе коррекционной работы, содержание этой работы может быть посвящено развитию самостоятельности, повышению уверенности и т.п.

- третичная профилактика, содержание работы составляет работа по окончательной автоматизации нового навыка говорения, доведение его до возможного совершенства – введение нового речевого навыка в самостоятельную речь.

 

Вопросы:

1. Подумайте, как учитывается этиология в процессе коррекционной работы?

2. Докажите, что устранение речевой патологии – это системная работа, направленная на коррекцию всех сторон речи.

3. Раскройте принцип последовательности на примерах коррекционной работы.

4. Раскройте принцип комплексности на примерах коррекционной работы.

5. Покажите на примерах изменение содержания работы с родителями на разных э


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.