Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-11-24 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Совершенствование классификаций нарушений речи имеет большую историю, на протяжении которой разрабатывались разные классификации речи. В настоящее время логопедия использует две взаимодополняющие друг друга классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую (по Р.Е. Левиной). Каждая классификация основывается на своих принципах.
Клинико-педагогическая классификация. В данной классификации ведущая роль принадлежит психолингвистическим критериям Клиническим критериям отводится уточняющая роль в объяснении анатомо-физиологического механизма возникновения нарушения. Эта классификация имеет в своей основе следующие принципы:
нозологический, который на основе рациональных критериев (симптомов) осуществляет упорядочение множества известных нарушений речи;
от общего к частному: от определения, в котором обобщены основные симптомы нарушения через серию классификаций конкретному человеку и его индивидуальному проявлению (комплексу симптомов) нарушения, то есть имеется предельная детализация видов и форм речевых нарушений.
Все виды нарушений речи, выделяемые в клинико-педагогической классификации, подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи.
В группе нарушений устной речи выделяют:
нарушения внешнего высказывания (произносительной стороны речи или расстройства фонационного оформления высказывания);
нарушения внутреннего высказывания (нарушения структурно-семантического оформления высказывания).
Нарушения внешнего оформления высказывания можно дифференцировать в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) звукопроизносительной организации. Перечисленные нарушения могут наблюдаться как изолированно, так и в различных комбинациях, в зависимости от этого в логопедии выделяются нарушения, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
|
1. Дисфония(афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Перечисленные речевые нарушения являются самостоятельными, и каждый из них имеет статус отдельного нарушения. Кроме них в группу расстройств внешнего высказывания включены нарушения, у которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В группу нарушений внутреннего высказывания (нарушения структурно-семантического оформления высказывания) включено два нарушения.
1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
2. Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Расстройства письменной речи составляют две группы нарушений в зависимости от того, какой вид ее нарушен: при нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.
|
1. Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения.
2. Дисграфия– частичное специфическое нарушение процесса письма.
3. Дисорфография – неспособность овладеть письменной речью по правилам орфографии.
В случаях полной несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) диагностируют алексию и аграфию.
Таким образом, клинико-педагогическая классификация ориентирована в основном на описание и коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению, так как в ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом.
Психолого-педагогическая классификация. Эта классификация имеет в своей основе следующие принципы:
-применимости в педагогическом процессе, то есть наличие программ воспитания и обучения детей с разными видами речевой патологии. В соответствии с выделенными в классификации нарушениями существуют специально разработанные программы коррекции;
-от частного к общему: от одинаковых или похожих по структуре и проявлениям нарушений речи у конкретных детей к общей программе коррекционной работы.
В этой классификации выделяют следующие группы нарушений:
нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
нарушения в применении средств общения, в этой группе – одно нарушение, заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В психолого-педагогической классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
|
Соотнесение двух классификаций представлено на рисунке
|
| ||||
дислалия | ринолалия | дизартрия | алалия | афазия | заикание |
Обучение по программе ОНР | Обучение по программе Заикание | ||||
Обучение по программе ФФН |
| ||||
Рис. 1. Соотнесение двух классификаций нарушений речи
Как видно из рисунка, дети с такими нарушениями речи как Ринолалия и Дизартрия могут быть зачислены в разные группы (ФФН и ОНР). В тех случаях, когда в речи детей не выявлены выраженные нарушения лексической и грамматической сторон речи (то есть нарушение несистемное), дети зачисляются в группу ФФН. Если у детей выявлены нарушения всех сторон речи (нарушение системное), причем нарушения лексики и грамматического строя речи могут быть как первичными (алалия, афазия), так и вторичными (ринолалия и дизартрия), дети должны быть зачислены в группу ОНР.
Кроме перечисленных, современных и востребованных в практике классификаций, существуют менее распространенные, в основу каждой из них положен свой категориальный принцип.
1) По принципу нарушения форм речи:
a) Расстройства устной и письменной речи.
b) Нарушения монологической и диалогической речи.
2) По принципу нарушения этапов языкового процесса:
a) Семантические расстройства.
b) Языковые расстройства.
c) Рецепторные расстройства.
3) По принципу учета этиологии нарушения:
a) расстройства, вызванные биологическими факторами.
b) социально-психологическими факторами.
4) По принципу учета характера поражения речевого аппарата:
a) Органические.
b) Функциональные.
5) По учету расстройства механизмов:
a) Семантического программирования.
b) Грамматического программирования.
c) Фонологического программирования.
d) Моторного исполнения.
e) Слухового восприятия.
6) По учету нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм:
a) Для устной – нарушение говорения или слушания.
b) Для письменной – письма или чтения.
Вопросы:
1. Объясните, почему дислалия, ринофония, дизартрия относятся к нарушениям звуковой стороны речи?
2. Какой структурный компонент речи нарушен при алалии и афазии?
3. Объясните основание, которое объясняет принципиальную разницу в подходе к коррекции речи при ФФН и ОНР.
4. Как согласуются между собой клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи?
5. Чем вызвана необходимость введения психолого-педагогической классификации?
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!