Классификации речевой патологии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Классификации речевой патологии

2022-11-24 29
Классификации речевой патологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Совершенствование классификаций нарушений речи имеет большую историю, на протяжении которой разрабатывались разные классификации речи. В настоящее время логопедия использует две взаимодополняющие друг друга классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую (по Р.Е. Левиной). Каждая классификация основывается на своих принципах.

Клинико-педагогическая классификация. В данной классификации ведущая роль принадлежит психолингвистическим критериям Клиническим критериям отводится уточняющая роль в объяснении анатомо-физиологического механизма возникновения нарушения. Эта классификация имеет в своей основе следующие принципы:

нозологический, который на основе рациональных критериев (симптомов) осуществляет упорядочение множества известных нарушений речи;

от общего к частному: от определения, в котором обобщены основные симптомы нарушения через серию классификаций конкретному человеку и его индивидуальному проявлению (комплексу симптомов) нарушения, то есть имеется предельная детализация видов и форм речевых нарушений.

Все виды нарушений речи, выделяемые в клинико-педагогической классификации, подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи.

В группе нарушений устной речи выделяют:

нарушения внешнего высказывания (произносительной стороны речи или расстройства фонационного оформления высказывания);

нарушения внутреннего высказывания (нарушения структурно-семантического оформления высказывания).

 

Нарушения внешнего оформления высказывания можно дифференцировать в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) звукопроизносительной организации. Перечисленные нарушения могут наблюдаться как изолированно, так и в различных комбинациях, в зависимости от этого в логопедии выделяются нарушения, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония(афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Перечисленные речевые нарушения являются самостоятельными, и каждый из них имеет статус отдельного нарушения. Кроме них в группу расстройств внешнего высказывания включены нарушения, у которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

В группу нарушений внутреннего высказывания (нарушения структурно-семантического оформления высказывания) включено два нарушения.

1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

2. Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства письменной речи составляют две группы нарушений в зависимости от того, какой вид ее нарушен: при нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

1. Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения.

2. Дисграфия– частичное специфическое нарушение процесса письма.

3. Дисорфография – неспособность овладеть письменной речью по правилам орфографии.

В случаях полной несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) диагностируют алексию и аграфию.

Таким образом, клинико-педагогическая классификация ориентирована в основном на описание и коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению, так как в ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом.

 

Психолого-педагогическая классификация. Эта классификация имеет в своей основе следующие принципы:

-применимости в педагогическом процессе, то есть наличие программ воспитания и обучения детей с разными видами речевой патологии. В соответствии с выделенными в классификации нарушениями существуют специально разработанные программы коррекции;

-от частного к общему: от одинаковых или похожих по структуре и проявлениям нарушений речи у конкретных детей к общей программе коррекционной работы.

    В этой классификации выделяют следующие группы нарушений:

нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

нарушения в применении средств общения, в этой группе – одно нарушение, заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В психолого-педагогической классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Соотнесение двух классификаций представлено на рисунке

 

 

 

 
дислалия ринолалия дизартрия алалия афазия заикание
 

Обучение по программе ОНР

Обучение по программе Заикание

Обучение по программе ФФН

 

           

Рис. 1. Соотнесение двух классификаций нарушений речи

 

Как видно из рисунка, дети с такими нарушениями речи как Ринолалия и Дизартрия могут быть зачислены в разные группы (ФФН и ОНР). В тех случаях, когда в речи детей не выявлены выраженные нарушения лексической и грамматической сторон речи (то есть нарушение несистемное), дети зачисляются в группу ФФН. Если у детей выявлены нарушения всех сторон речи (нарушение системное), причем нарушения лексики и грамматического строя речи могут быть как первичными (алалия, афазия), так и вторичными (ринолалия и дизартрия), дети должны быть зачислены в группу ОНР.

 

Кроме перечисленных, современных и востребованных в практике классификаций, существуют менее распространенные, в основу каждой из них положен свой категориальный принцип.

1) По принципу нарушения форм речи:

a) Расстройства устной и письменной речи.

b) Нарушения монологической и диалогической речи.

2) По принципу нарушения этапов языкового процесса:

a) Семантические расстройства.

b) Языковые расстройства.

c) Рецепторные расстройства.

3) По принципу учета этиологии нарушения:

a) расстройства, вызванные биологическими факторами.

b) социально-психологическими факторами.

4) По принципу учета характера поражения речевого аппарата:

a) Органические.

b) Функциональные.

5) По учету расстройства механизмов:

a) Семантического программирования.

b) Грамматического программирования.

c) Фонологического программирования.

d) Моторного исполнения.

e) Слухового восприятия.

6) По учету нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм:

a) Для устной – нарушение говорения или слушания.

b) Для письменной – письма или чтения.

 

Вопросы:

1. Объясните, почему дислалия, ринофония, дизартрия относятся к нарушениям звуковой стороны речи?

2. Какой структурный компонент речи нарушен при алалии и афазии?

3. Объясните основание, которое объясняет принципиальную разницу в подходе к коррекции речи при ФФН и ОНР.

4. Как согласуются между собой клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи?

5. Чем вызвана необходимость введения психолого-педагогической классификации?

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.