Обучение изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обучение изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ

2022-11-24 36
Обучение изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ

Выпускная квалификационная работа

Артамонова Александра Андреевна

группа 2-18

Специальность 44.02.01 - Дошкольное образование

 

Научный руководитель:

преподаватель профессионального модуля

Родимцева Ирина Николаевна

 

 

Новокузнецк, 2021

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста ……………………………………6

1.1 Понятие изобразительной деятельности и ее роль в развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………..…6

1.2 Возможности аппликационных работ в обучении детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности …..….…………11

1.3 Приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ………………………………………………………………………….

Выводы по первой главе………………………………………………………..

Глава 2. Организация работы по обучению детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ…………………………………………………………………..…………..

2.1 Выявление практического состояния проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности…………

2.2 Реализация приемов и методов обучения изобразительной деятельности детей старшего  дошкольного возраста с использованием аппликационных работ…………………………………………………..…..

Выводы по второй главе………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………...............42

Список литературы…………………………………………………...………...44

Приложение……………………………………………………...………………48

 

Введение

На современном этапе очень актуальной является проблема развития детского творчества. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания ребенка как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных аппликаций и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования занятия художественной деятельностью, в том числе и аппликацией, помогают достичь следующих задач, указанных непосредственно в самом стандарте, а именно:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С.Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Довыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С.Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребёнка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов.

Проблемы развития возможностей аппликации для детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.Г. Каменской, Т.С. Комаровой и др.

Однако, в литературе недостаточно описан практический опыт использования возможностей аппликационных работ в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Противоречие между задачей обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности и неэффективным использованием приемов и методовобучения на занятиях аппликацией для решения данной задачи.

Проблема исследования: каковы приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ.

Цель исследования: изучение и методическое обоснование методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использования аппликационных работ.

Объект исследования: обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использования аппликационных работ.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Выявить практическое состояние проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности.

3. Разработать и провести серию занятий аппликацией и методически обосновать используемые методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, анкетирование, статистическая и обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в …..см. 1.1, 1.2, 1.3.

Практическая значимость исследования заключается в …..см. 2.1, 2.2.

База исследования:

 

 


 

Выводы по первой главе


Рисунок 1 – Возможности изобразительной деятельности для воспитания и развития детей дошкольного возраста

На второй вопрос «Какие виды изобразительной деятельности чаще используете?» все воспитатели ответили, что в ходе непосредственной образовательной деятельности используют все виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Частота проводимых занятий по плану, занятие по рисованию проводится один раз в неделю, лепка и аппликация чередуется, одно занятие в неделю либо лепка, либо аппликация.

Индивидуальную работу с детьми изобразительной деятельностью планируют и проводят в тех случаях, когда ребенок не успевает за остальными (80 % опрошенных), если у ребенка выражены способности к какому, то определенному виду изобразительной деятельности с целью развития этих способностей (20 %). В свободной деятельности детей большая часть воспитателей чаще использует рисование - 80%, 40% - лепку, 10% - аппликацию.

Графически результаты исследования представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Использование изобразительных видов деятельности в ДОУ

 

ДОПИСАТЬ АНАЛОГИЧНО ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ АНКЕТЫ

 

 

Цель: определить, насколько эффективно организованна образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

· Провести наблюдения и анализ занятий по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

· Провести анкетирование среди педагогов ДОУ, для выявления и уточнения организационных мероприятий по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возроста.

· Оценить профессиональные умения воспитателей.

Для оценки профессиональных умений педагогов были просмотрены занятия по изобразительной деятельности, также было проведено анкетирование с целью определения компетентности педагогов в области художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Таблица 1

Обучение изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ

Выпускная квалификационная работа

Артамонова Александра Андреевна

группа 2-18

Специальность 44.02.01 - Дошкольное образование

 

Научный руководитель:

преподаватель профессионального модуля

Родимцева Ирина Николаевна

 

 

Новокузнецк, 2021

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста ……………………………………6

1.1 Понятие изобразительной деятельности и ее роль в развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………..…6

1.2 Возможности аппликационных работ в обучении детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности …..….…………11

1.3 Приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ………………………………………………………………………….

Выводы по первой главе………………………………………………………..

Глава 2. Организация работы по обучению детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ…………………………………………………………………..…………..

2.1 Выявление практического состояния проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности…………

2.2 Реализация приемов и методов обучения изобразительной деятельности детей старшего  дошкольного возраста с использованием аппликационных работ…………………………………………………..…..

Выводы по второй главе………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………...............42

Список литературы…………………………………………………...………...44

Приложение……………………………………………………...………………48

 

Введение

На современном этапе очень актуальной является проблема развития детского творчества. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания ребенка как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных аппликаций и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования занятия художественной деятельностью, в том числе и аппликацией, помогают достичь следующих задач, указанных непосредственно в самом стандарте, а именно:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

В работах современных психологов и педагогов, таких как Л.С.Выготского, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Б.С. Волкова, Н.С. Боголюбова, А.С. Белкина, В.В. Довыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С.Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Г.С. Абрамовой и других анализируются особенности развития психических процессов, дается классификация периодов развития ребёнка в соответствии с возрастом. Проблемы формирования эстетических представлений рассматриваются А.Ж. Овчинниковой, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой и других авторов.

Проблемы развития возможностей аппликации для детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.Г. Каменской, Т.С. Комаровой и др.

Однако, в литературе недостаточно описан практический опыт использования возможностей аппликационных работ в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Противоречие между задачей обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности и неэффективным использованием приемов и методовобучения на занятиях аппликацией для решения данной задачи.

Проблема исследования: каковы приемы и методы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием аппликационных работ.

Цель исследования: изучение и методическое обоснование методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использования аппликационных работ.

Объект исследования: обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использования аппликационных работ.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Выявить практическое состояние проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности.

3. Разработать и провести серию занятий аппликацией и методически обосновать используемые методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, анкетирование, статистическая и обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в …..см. 1.1, 1.2, 1.3.

Практическая значимость исследования заключается в …..см. 2.1, 2.2.

База исследования:

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.