Реализация приемов и методов обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Реализация приемов и методов обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ

2022-11-24 28
Реализация приемов и методов обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием аппликационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду». [62]

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (аппликация, лепка, конструирование, рисование), то выделяют методы:

  • · наглядные;
  • · словесные;
  • · практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения:

  • o информативно -- рецептивный;
  • o репродуктивный;
  • o исследовательский;
  • o эвристический;
  • o метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • § рассматривание;
  • § наблюдение;
  • § экскурсия;
  • § образец воспитателя;
  • § показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • § беседу;
  • § рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • § использование образцов педагога;
  • § художественное слово.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • § прием повтора;
  • § работа на черновиках;
  • § выполнение формообразующих движений рукой.

Упражнения в обучении детей дошкольного возраста должны иметь место во всех возрастных группах детского сада. Однако форма их проведения и содержание должны меняться в зависимости от возраста.

Эвристический (или частично-поисковый) метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу [44,14].

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Отечественная детская психология неоднократно указывала на эффективность протекания умственных процессов (целенаправленности внимания, произвольной памяти, развития мышления, и пр.) у детей дошкольного возраста при включении умственных задач в игровую ситуацию (работы проф. А. Н. Леонтьева, диссертации З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других).

Исследование Г. Г. Григорьевой показало, что использование игровых приемов в процессе занятия повышаем интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, вырезать и наклеивать, повышает эффективность обучения [23,21].

Игровые приемы обучения могут быть применены в обучении детей всех возрастных групп с помощью разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно-рецептивного метода, когда предмет (игрушка, которую предстоит изобразить и с которой знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации. Игровые приемы включаются и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом («Надо сделать много морковок, чтобы хватило всем зайчикам»), не становятся однообразными и скучными, они оправданы игровым мотивом для детей и становятся для них необходимыми. Это, в свою очередь, повышает эффективность усвоения [44,14].

Игровой приём по мнению Е.А. Флериной оживляет и обогащает детское восприятие, требуя большей подвижности зрения, движений головы, рук; внимание детей становится более активным, дети более остро реагируют на воспринимаемый материал и с большим интересом выслушивают прямые указания и разъяснения воспитателя [80,55].

Е.А. Флёрина считает, что в использовании игровых приёмов при обучении следует руководствоваться некоторыми принципиальными позициями:

  • 1. Чем моложе возраст, тем большее место занимают игровые приёмы обучения.
  • 2. Игровые приёмы должны быть органически связаны с учебно-воспитательными задачами, должны служить повышению внимания и интереса ребёнка к решению учебных задач и повышению умственной активности детей: целенаправленности внимания, устойчивости, богатству умственных процессов, эмоциональному отношению и интересу к учебному процессу.
  • 3. В применении игровых приёмов должно соблюдаться чувство меры, не позволяющее отвлекать детей от учебной задачи.
  • 4. Характер игровых элементов должен изменяться по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей, от задач и содержания учебного материала (его сложности и новизны) [80,54].

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях -- важнейший методический приём. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности, словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования, лепки или аппликации, изучают «на глаз» и тактично (ощупывают руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, природного материала [52,20].

Ещё один приём -- сотрудничество педагога с детьми.

Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный) заключается в проведении наблюдения, обследовании детьми предметов, игрушек, готовых построек, организации рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с мячами, флажками, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем [43,80].

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом и обрисовывающим жестом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать.

Изображение общественных явлений, окружающих объектов природы требует организации наблюдений. К проведению наблюдения, рассматриванию воспитатель должен хорошо подготовиться: выбрать объект, продумать, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части, продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны предметов, которые нужно будет передавать в изображении. Проводить наблюдения рекомендуется живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивая красоту наблюдаемых явлений, предметов) [43,80].

Словесные приемы обучения используются и в процессе изображения: уточнения последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т.п.

Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в процессе обучения можно сочетать, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, от качества усвоения, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.