Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-11-24 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Какова тема произведения? Характерна ли она для русской литературы данного периода? Является ли она одной из актуальных тем мировой литературы?
Можно ли считать ее ведущей в творчестве данного писателя или она необычна для него?
2. Проблема(-ы), волнующая(-ие) автора. Как она (они) раскрывается (раскрываются)?
3. Сюжет. Если имеет реальную основу, сказать об этом.
4. Какие эпизоды играют в произведении главную роль? Проанализируйте этот эпизод, который, на ваш взгляд, является центральным. Используйте при его анализе информацию, содержащуюся в последних пунктах плана.
5. Главные и второстепенные герои. Каковы их характеры? Как автор создает тот или иной образ? Какие литературные приемы он использует и для чего (особенности портрета, предыстория героя, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, диалог, монолог, авторская характеристика, приемы психологического анализа)?
6. Позиция автора: выражена явно (повествование от первого лица), выражена неявно (об отношении автора к героям и авторской оценке событий можно судить по характеру описания (чего?), повествования (о чем?), композиционным особенностям (каким?).
7. Особенности стиля писателя:
- лаконизм; использование коротких предложений - с какой целью;
- авторская речь насыщена изобразительными средствами - какими, зачем.
8. Смысл заглавия произведения.
9. С какими произведениями данного автора (и других) вы могли бы сравнить анализируемое?
10. Интересно ли, на ваш взгляд, это произведение современному читателю? Если да - чем? Если нет - почему?
Приложение к плану
1. В анализе должна быть отчетливо видна ваша позиция. Используйте обороты типа:
- Я убежден, что...
- Я думаю (полагаю)...
|
- Мне трудно согласиться с....
- Особое впечатление произвел (о) на меня...
- Грустно читать...
- Трогает душу... и т.д.
2. Обязательны упоминания о роли тех или иных тропов и фигур (особенно это важно, когда речь идет о ключевых эпизодах).
Анализ эпизода художественного произведения - отдельная большая тема. Уже в VI классе надо научить ребят определять границы эпизода (тогда, по крайней мере, сам термин они начнут употреблять осмысленно).
Во-вторых, в ходе обучения анализу необходимо позаботиться о предотвращении следующих ошибок:
- подмена анализа пересказом;
- чрезмерное расширение рамок темы: вместо анализа конкретного эпизода учащийся дает характеристику героев;
- неумение определить роль и место данного эпизода в произведении;
- анализ эпизода оказывается не вписанным в контекст произведения: учащиеся не могут через часть показать целое.
В-третьих, учитель должен помнить: каждый урок анализа эпизода строится по-разному; выбор метода работы диктуется стилевой манерой писателя, основным содержанием анализируемого отрывка: где-то в центре окажется психологический анализ, где-то диалог, событие, поступок и т.д.
· Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно:
· Развернуто и доказательно разобрать все его аспекты.
· Определить границы эпизода, дать ему название.
· Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
· Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
· Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
· Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора;
- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
· Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
· Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
|
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
· Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
· Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
· Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
· Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
· Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
· Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!