Эпического произведения малой формы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эпического произведения малой формы

2022-11-24 27
Эпического произведения малой формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Какова тема произведения? Характерна ли она для русской литературы данного периода? Является ли она одной из актуальных тем мировой литературы?

Можно ли считать ее ведущей в творчестве данного писателя или она необычна для него?

2. Проблема(-ы), волнующая(-ие) автора. Как она (они) раскрывается (раскрываются)?

3. Сюжет. Если имеет реальную основу, сказать об этом.

4. Какие эпизоды играют в произведении главную роль? Проанализируйте этот эпизод, который, на ваш взгляд, является центральным. Используйте при его анализе информацию, содержащуюся в последних пунктах плана.

5. Главные и второстепенные герои. Каковы их характеры? Как автор создает тот или иной образ? Какие литературные приемы он использует и для чего (особенности портрета, предыстория героя, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, диалог, монолог, авторская характеристика, приемы психологического анализа)?

6. Позиция автора: выражена явно (повествование от первого лица), выражена неявно (об отношении автора к героям и авторской оценке событий можно судить по характеру описания (чего?), повествования (о чем?), композиционным особенностям (каким?).

7. Особенности стиля писателя:

- лаконизм; использование коротких предложений - с какой целью;

- авторская речь насыщена изобразительными средствами - какими, зачем.

8. Смысл заглавия произведения.

9. С какими произведениями данного автора (и других) вы могли бы сравнить анализируемое?

10. Интересно ли, на ваш взгляд, это произведение современному читателю? Если да - чем? Если нет - почему?

Приложение к плану

1. В анализе должна быть отчетливо видна ваша позиция. Используйте обороты типа:

- Я убежден, что...

- Я думаю (полагаю)...

- Мне трудно согласиться с....

- Особое впечатление произвел (о) на меня...

- Грустно читать...

- Трогает душу... и т.д.

2. Обязательны упоминания о роли тех или иных тропов и фигур (особенно это важно, когда речь идет о ключевых эпизодах).

 

Анализ эпизода художественного произведения - отдельная большая тема. Уже в VI классе надо научить ребят определять границы эпизода (тогда, по крайней мере, сам термин они начнут употреблять осмысленно).

Во-вторых, в ходе обучения анализу необходимо позаботиться о предотвращении следующих ошибок:

- подмена анализа пересказом;

- чрезмерное расширение рамок темы: вместо анализа конкретного эпизода учащийся дает характеристику героев;

- неумение определить роль и место данного эпизода в произведении;

- анализ эпизода оказывается не вписанным в контекст произведения: учащиеся не могут через часть показать целое.

В-третьих, учитель должен помнить: каждый урок анализа эпизода строится по-разному; выбор метода работы диктуется стилевой манерой писателя, основным содержанием анализируемого отрывка: где-то в центре окажется психологический анализ, где-то диалог, событие, поступок и т.д.

· Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно:

· Развернуто и доказательно разобрать все его аспекты.

· Определить границы эпизода, дать ему название.

· Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

· Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

- кто они?

- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

· Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

· Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

- автора;

- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

· Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

· Охарактеризовать героев - участников эпизода:

- их отношение к событию;

- к вопросу (проблеме);

- друг к другу;

- кратко проанализировать речь участников диалога;

- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

· Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

· Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

· Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

· Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

· Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

· Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.