Анализ школьных учебников и хрестоматий по литературе. Школьные программы по литературе. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Анализ школьных учебников и хрестоматий по литературе. Школьные программы по литературе.

2022-11-24 43
Анализ школьных учебников и хрестоматий по литературе. Школьные программы по литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение эпического произведения в классах среднего звена.

Составление конспекта вступительного урока по литературе.

Составление конспекта урока-анализа художественного произведения.

Моделирование урока «Комментированное чтение очерка К.Паустовского «Обыкновенная земля»».

Методика урока обучающего сочинения.

Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут как форма урока литературы.

Сопоставление и анализ различных методических концепций одного и того же произведения.

ТЕМА 1: Анализ школьных учебников и хрестоматий

По литературе. Школьные программы по литературе.

Цели:

- познакомить студентов со структурой учебников и хрестоматий по литературе;

- научить пользоваться заданиями и вопросами, данными в учебниках, в ходе преподавания курса литературы в школе.

Задания:

1. Составьте тезисы по статье В. П. Журавлева «Библиотека школьного учителя литературы: о типологии пособий для учителя в УМК по литературе для средних школ» в журнале «Литература в школе», №10, 2008. Определите современные требования к учебно-методической литературе для учителя-словесника.

2. Законспектируйте статью Качурина М. Г., Мотольской Д. К. «Как работать с учебником по литературе» (1983).

3. Познакомьтесь c учебной хрестоматией для VI класса (автор-составитель В. П. Полухина) и книгой для учащихся 11 класса средней школы (под ред. Ф. Ф. Кузнецова) 1 или 2 часть.

4. Подготовьте анализ интегральной книги для учащихся И. Фогельсона «Литература учит» для 9,10 классов.

Вопросы для подготовки к занятию:

- Какова роль учебников и учебных пособий в преподавании литературы?

- Каковы главные особенности учебников-хрестоматий (для VI класса)? Каков принцип их построения?

- Какой материал включен в учебник-хрестоматию для вступительных занятий?

- Способствуют ли вопросы и задания к текстам всестороннему анализу идейно-художественного своеобразия произведений?

- Как помогают учащимся статьи теоретико-литературного характера глубоко проникнуть в текст?

- Для чего дан в книге иллюстративный материал?

- В чем особенность учебников по литературе для старшеклассников? Каково их содержание?

- Назовите самую удачную (монографическую, обзорную) статью учебника (книги).

План занятия:

I. Беседа по вопросам.

II. Работа с хрестоматией по литературе для 6 класса.

1). Охарактеризуйте с позиции научности, доступности, краткости, ясности и живости изложения книги для VI класса.

2). Учитывая требования школьной программы, проанализируйте вступительную статью и дидактический материал к изучению рассказа                         А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» в VI классе (I вариант) и М. М. Зощенко «Галоша» (VI класс) II вариант.

3). Подумайте над тем, с какой целью в учебнике-хрестоматии для VI класса представлен разнообразный документально-мемуарный материал.

III. Изучение особенностей книги по литературе для 11 класса.

1). Укажите важнейшие отличия учебника по литературе за 11 класс под редакцией Ф. Ф. Кузнецова и книги для учащихся по литературе под его же редакцией.

2). Просмотрите 2-3 темы книги по литературе (2008 г.) за 11 класс и выясните, содержит ли она пересказы, освобождающие школьников от чтения художественных произведений?

3). В чем вы видите слабые стороны этих пособий?

4). Какое место занимает учебник в преподавании литературы сегодня?

IV. Подведение итогов занятия.

ТЕМА 2: Изучение эпического произведения

В классах среднего звена

Цели:

- актуализировать знания о методике анализа эпических произведений в среднем звене;

- формировать профессиональное умение работать с малой формой эпического произведения;

- продолжить обогащение речи студентов специальной лексикой.

Задания:

1. Повторите учебный материал «Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике. Эпос».

2. Прочитайте в учебнике-хрестоматии для V класса (II часть, под редакцией Т. Ф. Курдюмовой) тему: «И. С. Шмелев «Мартовская капель», «Как я встречался с Чеховым. За карасями»». Ознакомьтесь с требованиями программы по данной теме.

3. Индивидуальное задание: Подготовьте вступительное слово учителя к теме «И. С. Шмелев» в V классе (3-5 вариантов).

План занятия:

1. Беседа по вопросам, нацеленным на аспекты школьного анализа эпического произведения в среднем звене.

2. Разработка литературно-методической концепции урока по произведениям И. Шмелева в V класса.

3. Формулировка темы урока, его целей для V класса. 

4. Подбор эпиграфа к теме урока, его анализ.

5. Обсуждение материалов вступительного слова учителя (2 – 3 варианта), предложенных студентами. Включение в конспект урока материалов учебника.

6. Анализ конспекта урока, выполненного студентами.

 

Примерный план анализа


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.