Профилактика школьной тревожности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Профилактика школьной тревожности

2022-10-11 19
Профилактика школьной тревожности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Памятка для педагога)

 

Школьная тревожность и её причины

Выделяют две основные формы школьной тревожности:

1). «Школьный невроз», как наиболее радикальная форма. При школьном неврозе у ребѐнка отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

2). «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно «мягкая» форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.

Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь – особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

Школьная тревожность свойственна не только первоклассникам, но и детям других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.д.

 

 

Особенности поведения тревожных детей в школе

· Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

· Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

· Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

· На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

· При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

· Иногда такие школьники пытаются делать все «лучше всех: до педантичности аккуратны, быстрее всех тянут руку и т.п. При этом малейшая ситуация неуспеха может приводить к истерикам, бурным переживаниям.

 

Рекомендации по профилактике школьной тревожности

1. Избегайте сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делайте насравнении с самим собой: каким ребенок был раньше и каков он сейчас;

2. Проявляйтеоптимистический взглядна возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности; поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорить о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ребенка, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий (вера в ребенка, в его силы);

3. Избегайте спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности детей);

4. Используйте репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов): воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает  их более привычными.

5. Если возникает потребность наказать ребенка, четко аргументируйте свою позицию («Ты получил «3» потому, что очень мало занимаешься»; «Ты способный, можешь гораздо лучше выучить стихотворение»). Откажитесь от вербальной (словесной) агрессии, унижений, высмеиваний ребенка: ведь недопустимо заставлять его испытывать чувство беспомощности, неполноценности.

6. Создавайте положительный пример для ребенка: демонстрируйте ему позитивное (принимающее) отношение к школе и ее представителям, учебе как таковой, деятельностиребенка как ученика, он невольно переймет и усвоит это отношение как собственное.

7. Напоминайтеребенку о его прошлых достижениях, простые слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты, должен быть, спокоен, все хорошо!»

8. Освойте элементарные приемы релаксации, снятия мышечного напряжения, простейшие дыхательные упражнения.

 

 

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.