УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

2022-10-11 27
УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тревожные расстройства

(инструктивно-методические рекомендации для психологов)

2020

Г. Могилев

Учреждение-разработчик:

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 

Авторы-составители:

Барановская Ирина Геннадьевна – психолог медико-психологического отделения учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница».     

Головацкая Светлана Леонидовна – психологотдела общественного здоровья учреждения здравоохранения «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

 

Рецензенты:

Нестер Леонид Николаевич – главный врач учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница».

 

Тревога, тревожность и тревожные расстройства.

«Формула тревоги очень проста.

 Тревога — это брешь, между сейчас и тогда»

Фриц Перлз

Тревога, беспокойство, страх, паника, ужас - явления, которые часто присутствуют в нашей психической жизни. Они могут быть разными по интенсивности, продолжительности, структуре от легкого кратковременного беспокойства до парализующего ужаса, составляя разнообразную гамму переживаний, сопровождающих самые различные жизненные события: болезни, конфликты, неприятные и неожиданные происшествия.

В психологической литературе сосуществуют два базовых термина, которые в ряде случаев используются как синонимы, но чаще разводятся в качестве самостоятельных понятий: тревога и тревожность.

Эмоция тревоги одно из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях и при чрезвычайных воздействиях, она может выполнять различные функции, как адаптивные, так и дезорганизующие психическую деятельность.

Причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий, а также способна дезорганизовать его поведение. Поэтому тревога не может быть, однозначно охарактеризована как плохое или хорошее эмоциональное состояние.

Трево́га - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Состояние тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации:

  • на физиологическом уровне - тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т.д.;
  • на эмоционально-когнитивном уровне - характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании;
  • на поведенческом уровне - бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т.д.

Иногда тревога является естественной,адекватнойи полезной реакцией. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных жизненных ситуациях, особенно в том случаи, если он должен сделать какое - либо новое для него дело. Этот вид тревоги является нормальным и даже полезным, так как побуждает человека к конструктивному действию для достижения успеха или обеспечивает ему самосохранение.

Но бывает и так, что тревога является неестественной, патологичной, неадекватной и вредной реакцией, становиться хронической и постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и появляться без видимых на то причин. Этот вид тревоги не только не помогает человеку, а наоборот мешает ему в повседневной жизни, разбалансируя его становиться проявлением одного из так называемых тревожных расстройств, входящих в группу неврозов, связанных с необоснованным и дестабилизирующим чувством страха и напряжения без какой-либо определенной причины.

Состояние устойчивой тревоги называется тревожным расстройством. В более тяжелой форме оно проявляется в виде панических атак. Повышенная тревожность часто сопровождается депрессией, почему и считаются проявлением одного и того же расстройства.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожность - одно из наиболее частых явлений, сопровождающих клиническую симптоматику у больных нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, а также разнообразные психологические проблемы у здоровых людей.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения в организме, подготавливающие организм к борьбе - отступлению, бегству или сопротивлению, нападению, атаке.

Главными симптомами тревожного расстройства являются:

  • психические симптомы: дезориентация, сильный, необоснованный страх перед какой-либо ситуацией или объектом.
  • физические симптомы: учащенное дыхание или сердцебиение, повышение кровяного давления, дрожь или вздрагивание, потливость, чувство удушья, тошнота, неприятные ощущения в животе, головокружение, онемение, приливы чувства холода или жара.
  • страх смерти, страх потери контроля над ситуацией или потери разума, расстройство чувства реальности или чувство отстраненности.

Различают тревожность как свойство личности, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту (личностная тревожность) и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (ситуативная тревога).

Ситуативная (реактивная) тревожность определяется как временное, устойчивое состояние, т. е. тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.

 Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Оно характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного человеком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности человека к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Но в то же время тревожность - это еще и приобретенное качество. Если в течение жизни, а особенно в детском и юношеском возрасте, человек сталкивается с серьезными психологическими или физическими травмами, потерей близких людей, физическими наказаниями, одиночеством, то у него формируется определенная негативная картина мира, недоверие миру, ожидание опасности. И здесь уже мы говорим о приобретенной тревожности.

Традиционно в психологии тревожность рассматривается как проявление неблагополучия, вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы. Она также нередко рассматривается как механизм развития неврозов. В этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конфликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения.

Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный - дезорганизовывать личность, так и позитивный характер, способствующий мобилизации сил. Для плодотворной работы, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а создает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Именно она выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги.

Тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социальных потребностей.

Повышенная детская тревожность - это одна из самых распространенных проблем, связанных с психикой. По популярности в последние годы она уверенно конкурирует только с поведенческими расстройствами.

Наиболее значимой проблема тревожности может стать в подростковом возрасте. Подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности. Высокие требования к подростку, предъявляемые в семье и школе, противоречивость собственных ценностных представлений, эмоциональная лабильность и трудности самоконтроля могут обусловливать более частое возникновение и глубокое переживание тревожащих подростка обстоятельств и событий.

Особую обеспокоенность в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Любые тревоги, связанные с процессом обучения и общения в школе, могут перерастать в патологические состояния:

· Школьные неврозы. Когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы.

· Школьная фобия. Навязчивое чувство непреодолимого и необъяснимого страха,невроз в собственном смысле слова.

· Дидактогенный невроз. Чувство тревоги, вызванное самой необходимостью посещения школы.

Повышенная тревожность у детей – это одно из достаточно серьезных невротических отклонений, которое нуждается в своевременной диагностике и лечении. Как отмечают многие исследователи, именно тревожность может являться основной причиной для возникновения целого ряда психологических трудностей подростка. Поэтому решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.