Шкала ситуативной тревожности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Шкала ситуативной тревожности

2022-10-11 40
Шкала ситуативной тревожности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкала личностной тревожности

Номер суждения Баллы за ответы Номер суждения Баллы за ответы 1 4 3 2 1 1 4 3 2 1 2 4 3 2 1 2 1 2 3 4 3 1 2 3 4 3 4 3 2 1 4 1 2 3 4 4 1 2 3 4 5 4 3 2 1 5 1 2 3 4 6 1 2 3 4 6 4 3 2 1 7 1 2 3 4 7 4 3 2 1 8 4 3 2 1 8 1 2 3 4 9 1 2 3 4 9 1 2 3 4 10 4 3 2 1 10 4 3 2 1 11 4 3 2 1 11 1 2 3 4 12 1 2 3 4 12 1 2 3 4 13 1 2 3 4 13 1 2 3 4 14 1 2 3 4 14 1 2 3 4 15 4 3 2 1 15 1 2 3 4 16 4 3 2 1 16 4 3 2 1 17 1 2 3 4 17 1 2 3 4 18 1 2 3 4 18 1 2 3 4 19 4 3 2 1 19 4 3 2 1 20 4 3 2 1 20 1 2 3 4

Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными баллами.

- до 30 баллов – тревожность отсутствует;

- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;

- 45 и более – выраженная тревожность.

Психокоррекционная работа при тревожном расстройстве

 

Возникновению повышенной тревожности в подростковом возрасте способствуют стрессы и психологические проблемы, обусловленные психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределённостью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. Вместе с тем исследования, направленные на изучение подростковой тревожности, показали, что чем дольше продолжается тревожное состояние, тем оно непреодолимее.

Решение проблемы тревожности подразумевает решение двух проблем:

· овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий;

· устранение тревожности как устойчивого личностного образования.

Виды психокоррекции по характеру направленности:

· симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

· каузальная (причинная) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

При тревожном расстройстве используют индивидуальную и групповую психокоррекцию:

1. Индивидуальный подход - психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц.

Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиента психолог находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни. Тогда в качестве первого шага на пути его реабилитации можно использовать индивидуальную работу и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу. Индивидуальная психокоррекция реально помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы.

2. Групповой подход - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (групповая динамика).

Противопоказаниями к групповой психокоррекционной работе могут быть сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, его трудный характер, болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и другие.

Выделяются две группы методов:

· Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

· Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Все методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию (быть лабильным), быстро перестраиваться в различных условиях и группах, т.е. это методы направленные на социальною адаптацию.

Методы психокоррекционного воздействия:

· Убеждение

· Внушение

· Подражание

· Подкрепление

Симптоматические методы психокоррекции:

· аутогенная тренировка

· метод условных рефлексов

· оперантное научение (обуславливание)

· система патогенетической психотерапии

Выбор психокоррекционных методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью, возможностями и профессионализмом психолога, а также личностными особенностями пациента.

Методы и приемы, позволяющие снизить уровень тревожности

 

Притча - является мощнейшим инструментарием при психокоррекции различных дезадаптивных состояний. Она помогает под другим ракурсом посмотреть человеку на его текущее состояние, переосмыслить его.

Притча 1.

- Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому же дереву, буквально трясусь от страха?

- Когда я иду по дереву на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я, погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу...

- Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?

- Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что ты идешь над пропастью.

Притча2.

Давным-давно в одном древнем лесу жило маленькое племя. Эти первобытные люди боялись саблезубых тигров и не умели себя защищать. Поэтому они жили на деревьях и никогда не спускались на землю. На деревьях они рождались, жили и умирали.

Но вот однажды их далеких стран в их края забрел бесстрашный охотник. Он научил племя разводить костры и делать факелы. Теперь диким людям не страшны были тигры. Они спустились вниз и стали поддерживать огонь и делать оружие. Племя стало осваивать новые территории и уходить все дальше и дальше от привычного леса. Многим нравилась такая жизнь: больше не надо было дрожать от страха, появилось больше еды, и она была вкуснее прежней.

Но вот однажды охотник взял факел и копье и пошел дальше. И что же случилось, когда он ушел? Часть племени сказала: «Сейчас лето, тепло и сухо. Зачем нам поддерживать огонь?» и они перестали жечь костры. А потом прекратили сражаться с саблезубыми тиграми: «Мы только ломаем копь, а делать их трудно. Да и раз на раз не приходиться. Тигр может ранить, а то и съесть, легче влезть на дерево. И они действительно полезли на деревья, чтобы больше с них уже не спускаться. Лишь немногие остались и продолжали разводить огонь и убивать тигров. Эти люди уходили все дальше и дальше…

Как вы видите, одни поддались страхам, а другие нет. А теперь задумайтесь от кого произошли вы?

Ресурсныйтранс (используется при любом дезадаптивном состоянии):

«Я хочу, чтобы вы устроились удобно. Это действительно очень важно, почувствовать сейчас, что вы устроены удобно. Удобно должно быть каждой части вашего тела. И вы можете постепенно удостовериться в том, что удобно вашим ногам, спине, рукам, что вы хорошо ощущаете опору вашей спины, что удобно вашей голове и шее. И тогда, если вам захочется, вы можете закрыть глаза сейчас или сделать это потом, потому что по мере концентрации внимания на себе вы почувствуете желание все больше и больше наблюдать за тем, что происходит внутри вас на уровне тела.

И хотя часть вашего внимания останется здесь, потому что вы будете слушать мой голос, все воспринимать и все контролировать, но большая часть вашего внимания может заниматься очень интересным исследованием, постепенно переходя от этой комнаты, от всего, что вы могли наблюдать в ней, к тому, что происходит там, внутри вас. И можно было бы спросить себя: «Что происходит, когда ничего не происходит?"». Именно сейчас ничего не происходит, потому что у вас есть время для себя, а это очень важное время. Возможность побыть во внутреннем пространстве, возможность навести в нем порядок, возможность ощутить спокойствие, легкость, комфорт, возможность отстраниться от суеты, от событий, в которые вы были погружены всю предыдущую часть дня, а сейчас все это может стать просто неважным. Неважным, когда вы, сидя здесь вот так и оставляя только маленькую часть внимания снаружи, можете постепенно погружаться туда, внутрь себя, в этот удивительный внутренний мир. И тогда можно быть на многих уровнях себя одновременно. Это обычный уровень мыслей, а мысли — это только мысли, они, как облака, приходят и исчезают. Или другой уровень — уровень образов, когда что-то всплывает само и, как в калейдоскопе, могут мелькать картинки, события или воспоминания. А может, сейчас это уровень, который мы называем уровнем ощущений. Необычный уровень ощущений, потому что сейчас можно заметить все, что забываешь замечать обычно: прикосновение рук к подлокотникам кресла или стула, ощущение опоры ног, которые удобно стоят вот так, прикосновениеткани одежды к коже рук, температуру этой комнаты, которую мы умеем ощущать кожей.Или то, что глубже этого, например, дыхание, его особенный ритм, глубина... И хотя дыхание существует само по себе, и оно всегда бессознательно, но когда мы обращаем на него внимание, оно может стать глубже или свободнее, и тогда приятно ощущать просто сам ритм. Этот вдох и выдох, какими они должны быть для того, чтобы было спокойно и удобно? Для того, чтобы можно было позволить себе не думать ни о чем и в тоже время совершать какую-то важную работу для себя внутри себя...

И в какой-то момент можно почувствовать одновременно несколько ощущений или переходить с одного на другое и знать, что это происходит бессознательно и даже не требует ваших усилий. Просто поймать себя в какой-то момент на том, что ощущаешь сейчас прохладу или тепло, комфорт или покой, легкость или равновесие, а может быть, что-нибудь другое...

Все это приятно отметить внутри, и это удивительная бессознательная возможность маленьких изменений, которые происходят сами по себе, просто от того, что свободно существуешь, словно паришь там, внутри себя. Когда смотришь на небо и птиц, на самолеты, пролетающие вверху, на облака, которые движутся со своей собственной скоростью, хочется быть частью этого полета, этого движения. И там, на уровне ощущений, внутри себя можно пофантазировать, представить себе, как это — когда ты летишь, плавно опускаешься, движешься, как в потоке воздуха. Все это множество приятных ощущений, которые вдруг можно просто заметить или сначала придумать, а потом обрести. Все это маленькие возможности нашего бессознательного, возможности нашего тела... Все эти минуты, в которых время принадлежит самому себе... Важно, что можно научиться делать это с удовольствием.

Каждое мгновение комфорта — это возможность научиться этому, чтобы потом чувствовать снова и снова. Потом, в любой момент, стоит только устроиться удобнееи отправиться в это внутреннее путешествие, как можно снова и снова ощущать легкость и покой, чувство комфорта и полет. Все эти простые, но такие приятные ощущения, идущие от собственного тела, ощущение целостности, соединенности всего со всем, возможность управлять всем этим. Важно помнить, что ты можешь это даже тогда, когда просто наблюдаешь за собой внутри себя. А наблюдаешь, значит, ощущаешь, а ощущаешь, значит, управляешь, и тогда любое желаемое изменение возможно. Может, немножечко больше покоя, может, немного больше равновесия, такой особенной внутренней гармонии, похожей на музыку, которой управляешь, как дирижер своим большим и сложным оркестром, а она так легко подчиняется тебе...

Все эти маленькие открытия, маленькие истины тела, маленькие знания, которые приобретаешь с каждой секундой пребывания там, внутри себя. Все это можно запомнить, даже не прилагая усилий, просто потому, что запоминание происходит бессознательно, таковы возможности собственного тела. А потом приятно возвращаться обратно, делая это со своей собственной скоростью, со своим собственным ритмом, и снова обретать себя в этом кресле, и ощущение опоры ног, и удобного положения тела, всего себя целиком. И в этот момент понимаешь, что все как будто бы так же, но немножечко по-другому, потому что кое-чему очень важному для себя вы уже научились сейчас и еще многому сможете научиться потом.Вот так, очень, очень хорошо».

В этом примере трассового текста, который ориентирован на работу с алекситимией или привычкой воспринимать свое тело диссоциированно, происходит постепенное смещение акцента с обычных способов восприятия на кинестетический уровень.

 

Аутогенная тренировка (АТ) - учит тело расслабляться в ответ на мысленные команды и визуализацию. Аутотренинг – отличное средство против стресса, приводит к глубокому физическому и умственному расслаблению. Достигается более сбалансированная работа сознания и тела и способность быстро переходить в состояние спокойствия в любое время, тогда, когда это нужно.

Помогает справиться с беспокойством, тревогой, паническими атаками, бессонницей, мышечными болями, головными болями, проблемами желудочно-кишечного тракта, высоким давлением и т.д.

Полное овладение аутотренингом занимает 2-3 месяца, требует ежедневных занятий (10 минут в день) и самодисциплины.

Один из примеров аутогенной тренировки:

«Сядьте удобно. Мягко сделайте вращение (не полный круг, а полукруг) головой от плеча к плечу по груди. Повторите несколько раз. Затем посмотрите прямо вперед, сделайте глубокий вдох и выдох.

Сосредоточьтесь на своем дыхании. Дыхание становится ровным и ритмичным. Представьте, что ваше дыхание, как волны, накатывающиеся на берег. Держите этот образ в голове, повторяя: «Мое дыхание ритмичное и ровное, мое дыхание ритмичное и ровное…»

Почувствуйте, как расслабление наполняет, омывает вас, как волны. Волны расслабления омывают ваши ступни и ноги, живот и грудь, руки, шею и голову. Расслабление наполняет все ваше тело.

Почувствуйте, как ваши руки и ноги становятся тяжелее и теплее. Ваши руки и ноги тяжелые и теплые.

Переместите внимание на сердце. Повторяйте про себя: «Мое сердцебиение спокойное и ровное», «Я спокоен и расслаблен… мое сердцебиение спокойное и ровное».

Вы расслаблены. Сконцентрируйтесь на своей правой руке: «Моя правая рука теплая и тяжелая…Моя правая рука теплая и тяжелая». Представьте, что на вашу руку попадают солнечные лучи. Представьте, как тепло распространяется по всей вашей руке. Повторяйте: «Моя правая рука теплая и тяжелая».

Теперь сконцентрируйтесь на левой руке: «Моя левая рука теплая и тяжелая… Моя левая рука теплая и тяжелая». Вновь представьте, как солнце согревает вашу левую рук, наполняет ее теплом. Повторяйте: «Моя левая рука теплая и тяжелая».

Сконцентрируйтесь на обеих руках. Повторяйте: «Мои руки теплые и тяжелые… Мои руки теплые и тяжелые». Вы расслабляетесь все больше в то время. Как ваши руки становятся теплее и тяжелее. Просканируйте вниманием свое тело от макушки до пяток, если где-то есть напряжение, отпустите его. Все ваши мышцы все ваше тело должно быть расслаблено.

Успокойте свой ум, отпустите все мысли.

Перенесите внимание на ноги. Почувствуйте, как тепло и тяжесть из рук перетекают в ноги. Повторяйте про себя: «Мои ноги и ступни теплые и тяжелые… Мои ноги и ступни теплые и тяжелые».

Ваши руки и ноги теплые и тяжелые. Ваше тело расслабленно, ваше дыхание глубокое и спокойное, ваше сердцебиение ровное и спокойное.

В конце аутогенной тренировки сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, можете потянуться. Возвращайтесь вниманием в свою комнату, в настоящий момент. Откройте глаза. Вы спокойны и расслаблены, но в то же время бодры».

В конце аутотренинга можете проговаривать и визуализировать дополнительные утверждения, чтобы выработать какие-то новые способы поведения (например, уверенно чувствовать себя в общении с людьми). После расслабления в ходе аутотренинга эти дополнительные фразы самовнушения имеют особую силу.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.