Анализ возможности развития инфраструктуры молодежного рынка труда — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ возможности развития инфраструктуры молодежного рынка труда

2022-10-10 25
Анализ возможности развития инфраструктуры молодежного рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На современном рынке труда молодежь представляет собой одну из наиболее уязви­мых групп населения наряду с инвалидами и лицами предпенсионного возраста. Особенно остро проблема трудоустройства стоит в отно­шении таких категорий как подростки (14-17 лет), студенты и выпускники учреждений про­фессионального образования. При этом студенты и выпускники обладают хотя бы минимальным багажом профессиональных знаний и навыков, активны в поиске работы и, следовательно, вызывают интерес у работодате­лей, являются привлекательными клиентами для кадровых агентств. Подросткам и школьникам пока нечего предложить потенциальному рабо­тодателю, кроме того, их занятость ограничена целым рядом условий, обозначенных в трудовом законодательстве и федеральном законе о занятости населения. Незаинтересованность работодателей в использовании данной кате­гории трудовых ресурсов приводит к тому, что легальный рынок подросткового труда в нашей стране крайне узок и ограничивается зачастую вакансиями промоутеров (раздача листовок) и работами по благоустройству территорий. Все это не позволяет несовершеннолетним иметь та­кие же шансы на рынке труда, какие имеют дру­гие группы населения. Сегодня лишь незначительная доля несо­вершеннолетней молодежи вовлечена в тру­довую деятельность. В Свердловской области в 2010 г. эта доля составила 12-15% от общей численности несовершеннолетних. Однако зна­чительное снижение уровня жизни населения вследствие социально-экономического кризиса изменило жизненную позицию этой категории молодежи. [11]

Решением вопросов трудоустройства моло­дежи сегодня занимается значительное количе­ство бюджетных и коммерческих организаций: государственные службы занятости населения, центры содействия трудоустройству учебных заведений профессионального образования, молодежные биржи труда (далее — МБТ), кад­ровые агентства. Организации инфраструктуры трудоустройства несовершеннолетних предо­ставляют значительный спектр услуг, начиная с помощи в самоопределении и выборе профес­сии или места учебы и заканчивая содействием в профессиональной адаптации на новом месте работы. Однако основными клиентами этих ор­ганизаций из молодежной среды оказываются, как правило, лица, уже имеющие не только про­фессиональное образование, но и опыт работы. Молодые люди, не имеющие профессионального образования и опыта работы, которым нечего предложить серьезному работодателю, оказыва­ются «неинтересным клиентом» для коммерчес­ких кадровых агентств. Отсутствие «стартового личностного капитала» является специфической особенностью данной социально-демографи­ческой группы, в связи с чем решением задачи по организации трудоустройства несовершенно­летних могут системно заниматься лишь субси­дируемые из бюджета МБТ и государственные службы занятости населения. Вопросы содействия трудоустройству моло­дежи регулируются нормативными правовыми актами федерального, регионального и муници­пального уровня. Они являются основанием для работы различных органов содействия трудоус­тройству граждан. В существующей норматив­ной базе молодежь делится, как правило, на две группы: несовершеннолетние и молодые люди старше 18 лет. В соответствии с этим и центры занятости населения, и МБТ должны охватывать в своей работе обе категории молодежи. Однако на деле МБТ ограничивают свою целевую ауди­торию только группой несовершеннолетней мо­лодежи. Формальным основанием для этого яв­ляются определяющие их правовой статус поло­жения и иные локальные правовые акты, отража­ющие реальные возможности муниципалитетов.

Целевая группа населения, обслуживаемая центрами занятости — это все трудоспособное население, что определяет содержание и пере­чень предоставляемых услуг по трудоустройс­тву. В то же время МБТ, формально ориентиро­ванные в своей деятельности на все возрастные группы молодежи (студенческую и учащуюся молодежь; молодежь, впервые ищущую работу; молодых людей, вынужденно не работающих; молодежь и подростков, бросивших учебу, но еще не достигших 16 лет; подростков, желаю­щих трудиться, не достигших 14 лет), на прак­тике ограничивают содержание своей деятель­ности. Такие ограничения, на наш взгляд, не являются признаком низкой результативности МБТ, а свидетельствуют об адаптации программ по поддержке работающей молодежи к реаль­ным условиям — потребностям локальных рын­ков труда, а также правовым, финансовым, ор­ганизационным возможностям и ограничениям муниципальных образований в сфере организа­ции трудоустройства молодежи. Следует отметить, что МБТ в решении задач трудоустройства несовершеннолетних оказыва­ются более эффективными, нежели центры заня­тости населения. Так, только в Екатеринбурге в 2010 г. при содействии МБТ было трудоустроено 7082 подростка, посредством центров занятости в два раза меньше — только 3287 человек. При этом количество центров занятости населения (59 единиц) в два раза превышало количество постоянно действующих МБТ (28 единиц), и только в летний период их количество почти совпадало. Таким образом, узконаправленный локальный характер деятельности МБТ обес­печивает большее число трудоустроенных при меньших организационных издержках.

Таким образом, и центры занятости, и МБТ ограничивают предмет своей деятельности в отношении молодежи по сравнению с деклари­руемыми положениями, определяющими статус и основные направления деятельности этих ор­ганизаций. Фактически компетенция по работе с различными группами молодежи разделилась между ними: несовершеннолетние, по преиму­ществу, стали объектом деятельности МБТ, со­вершеннолетние — центров занятости. При этом соответствующей фиксации этого разделе­ния компетенций в правовом поле и перерасп­ределения бюджетных ресурсов не произошло.  Ре­зультативность трудоустройства несовершен­нолетних можно оценивать исходя из степени решения следующих задач: профориентации (получения первичных трудовых навыков), воспитания, эконо­мического вознаграждения. Имманентной для любого работодателя является лишь последняя, если не учитывать дополнительные проблемы в ор­ганизации технологического процесса с учетом законодательно установленных ограничений по времени работы и предмету деятельности несовершеннолетних. Федеральный закон «Об общих при­нципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации» определил перечень полномо­чий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и, со­ответственно, ряд возможностей для развития МТБ (п. 2, ст. 26.3): 1) полномочия по поддержке сельскохозяйс­твенного производства, организации и осущест­влению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъек­тов малого и среднего предпринимательства.[12]

Реализация полномочий позволяет созда­вать межмуниципальные МБТ, ориентирован­ные на спрос со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства. Организация таких МБТ должна осуществляться во взаимо­действии с ассоциациями малого и среднего бизнеса, союзом промышленников и предпри­нимателей, органами местного самоуправления и т. д. Территориальное размещение межмуни­ципальных МБТ может соответствовать произ­водственным кластерам, базироваться в районах крупных транспортных узлов. При этом разви­тие сети Интернет и дистанционных техноло­гий снижает значимость требований к террито­риальному размещению МБТ. Развитие МТБ в этом направлении предполагает уточнение норм областного закона и областной программы под­держки малого предпринимательства; 2) полномочия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ их поддержки (пп. 9.1, п. 2, ст. 26.3).

Реализация полномочий определяет возмож­ность создания МБТ в форме некоммерческих организаций, цели деятельности которых имеют социально значимый характер. Взаимодействие организуется с любыми субъектами хозяйствен­ной и иной деятельности, органами местного са­моуправления. Развитие МТБ в этом направле­нии предполагает принятие областного закона о перечне социально ориентированных некоммер­ческих организаций, позволяет задействовать аналогичный правовой и финансовый ресурс муниципальных образований. Механизм реали­зации может определяться программами;    полномочие по организации и осуществлению межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований (пп. 29, п. 2, ст. 26.3).

Реализация полномочия позволяет рассмат­ривать МБТ как элемент социальной инфра­структуры муниципалитетов, а проект по созда­нию сети МБТ — инвестициями в социальную сферу. При этом требуется расширение норма­тивных представлений о содержании инвести­ций в социальную сферу, доработка областного закона о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности;  полномочия по организации и осуществлению региональных научно-технических и инновационных программ и проектов (пп. 53, п. 2, ст. 26.3).

Реализация полномочий позволяет рассмат­ривать МБТ как публичную организационную (управленческую) инновацию. Взаимодействие организуется с научно-исследовательскими ор­ганизациями, с любыми субъектами хозяйствен­ной и иной деятельности, органами местного са­моуправления. Размещение осуществляется на территории заинтересованных муниципальных образований. В этом случае, возможно, потре­буется уточнение областного закона о государс­твенной поддержке субъектов инновационной деятельности; полномочия по осуществлению регио­нальных и межмуниципальных программ и ме­роприятий по работе с детьми и молодежью (пп. 58, п. 2, ст. 26.3).[13]

Реализация полномочий создает условия для формирования региональной целевой про­граммы по работе с детьми и молодежью, для консолидации региональных и муниципаль­ных ресурсов. Взаимодействие организуется с любыми субъектами хозяйственной и иной деятельности, органами местного самоуправ­ления. В этом случае целесообразно принятие областного закона о молодежной политике и со­ответствующей программы.

Федеральный закон установил ряд орга­низационных возможностей для реализации вы­шеуказанных полномочий субъектов РФ: органы государственной власти субъек­тов РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе ре­гиональные программы субъектов РФ, вне за­висимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право; в случае неурегулированности каких-либо вопросов в федеральном законодательстве по предметам совместного ведения законами субъ­ектов РФ могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 полномочия органов госу­дарственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ, если это не про­тиворечит Конституции РФ; законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3. Для того чтобы эту схему реализовать, необхо­дим областной закон, трансформирующий ука­занные полномочия в содержание конкретной управленческой модели; 4) органам государственной власти субъекта РФ предоставлено право дополнительно исполь­зовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления пере­данных им Российской Федерацией полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7, ст. 26.3). Использование этого права может стать актуальным при выполнении субъектом РФ, например, полномочий по содействию заня­тости населения, установленных Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», и применении их для развития МТБ как технологии профилактики безнадзор­ности, способа устранения ее причин и условий.[14]

Дополнительный перечень общественно значимых целей (задач) и потенциальных тех­нологий работы МТБ определяется значитель­ным количеством правовых актов федерального уровня:

1) Указ Президента РФ «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» в числе основных угроз в этой сфере назы­вает «недостаточно широкий для обеспечения за­нятости молодежи спектр предложений на рынке труда» (пп. «з», п. 23). В значительной степени это относится не столько к самому рынку труда, сколько к способу организации взаимодействия спроса и предложения, элементом которого мо­жет реально стать МБТ; к причинам недееспо­собности системы реабилитации лиц, больных наркоманией, относит «отсутствие условий для социальной и трудовой реинтеграции участни­ков реабилитационных программ»; одними из основных направлений разви­тия медико-социальной реабилитации больных наркоманией в РФ определяет «организацию системы обучения и трудоустройства больных наркоманией, прошедших медико-социальную реабилитацию» (пп. «е», п. 36) и «разработку механизмов государственной поддержки учреж­дений, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ» (пп. «п», п. 36);

2) Указ Президента РФ «Об утверждении кон­цепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» к числу задач социально-экономического развития, ре­шение которых обеспечит достижение целей демографической политики, относит форми­рование «гибкого рынка труда». Очевидно, что непременным условием такой гибкости является наличие операторов и технологий, обеспечива­ющих адресное взаимодействие спроса на труд и его предложения. Указ к способам решения за­дачи по повышению уровня рождаемости отно­сит «реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью. Поскольку указанный контин­гент населения (женщины, имеющие малолет­них детей) — это, как правило, молодежь, ад­ресная работа с такими группами может также осуществляться МБТ. Представленный анализ федеральных право­вых актов не носит исчерпывающего характера, однако позволяет выявить значительный спектр правовых возможностей для позиционирования МБТ в институциональной среде, для формиро­вания расходных и бюджетных обязательств на уровне региона и муниципалитетов.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.