Глава 34. О манере разговора Посланника Аллаха — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 34. О манере разговора Посланника Аллаха

2022-10-10 36
Глава 34. О манере разговора Посланника Аллаха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис 216

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: مَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَسْرُدُ سرْدَكُمْ هَذَا، وَلَكِنَّهُ كَانَ يَتَكَلَّمُ بِكَلامٍ بَيِّنٍ فَصْلٍ، يَحْفَظُهُ مَنْ جَلَسَ إِلَيْهِ.

Передают со слов ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не говорил так торопливо, как это делаете вы. Его речь была ясной, отчётливой, и сидящий рядом с ним мог запомнить её».

Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, и его также передал Ахмад (т. 6, с. 118, 138, 157, 257). Основа его приводится у аль-Бухари, Муслима и Абу Давуда.

Хадис 217

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُعِيدُ الْكَلِمَةَ ثَلاثًا لِتُعْقَلَ عَنْهُ.

Передают со слов Анаса ибн Малика: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повторял слова трижды, чтобы их могли осмыслить».

Аль-Бухари и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис хорошим и достоверным. Похожий хадис также передал ат-Табарани (8095) со слов Абу Умамы.

Хадис 218

عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ قَالَ: سَأَلْتُ خَالِي هِنْدُ بْنُ أَبِي هَالَةَ، وَكَانَ وَصَّافًا، فَقُلْتُ: صِفْ لِي مَنْطِقَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُتَوَاصِلَ الأَحْزَانِ، دَائِمَ الْفِكْرَةِ، لَيْسَتْ لَهُ رَاحَةٌ، طَوِيلُ السَّكْتِ، لا يَتَكَلَّمُ فِي غَيْرِ حَاجَةٍ، يَفْتَتِحُ الْكَلامَ وَيَخْتِمُهُ بِاسْمِ اللَّهِ تَعَالَى، وَيَتَكَلَّمُ بِجَوَامِعِ الْكَلِمِ، كَلامُهُ فَصْلٌ لا فُضُولَ وَلا تَقْصِيرَ، لَيْسَ بِالْجَافِي وَلا الْمُهِينِ، يُعَظِّمُ النِّعْمَةَ، وَإِنْ دَقَّتْ لا يَذُمُّ مِنْهَا شَيْئًا، غَيْرَ أَنَّهُ لَمْ يَكُنْ يَذُمُّ ذَوَّاقًا وَلا يَمْدَحُهُ، وَلا تُغْضِبُهُ الدُّنْيَا، وَلا مَا كَانَ لَهَا، فَإِذَا تُعُدِّيَ الْحَقُّ، لَمْ يَقُمْ لِغَضَبِهِ شَيْءٌ، حَتَّى يَنْتَصِرَ لَهُ، وَلا يَغْضَبُ لِنَفْسِهِ، وَلا يَنْتَصِرُ لَهَا، إِذَا أَشَارَ بِكَفِّهِ كُلِّهَا، وَإِذَا تَعَجَّبَ قَلَبَهَا، وَإِذَا تَحَدَّثَ اتَّصَلَ بِهَا، وَضَرَبَ بِرَاحَتِهِ الْيُمْنَى بَطْنَ إِبْهَامِهِ الْيُسْرَى، وَإِذَا غَضِبَ أَعْرَضَ وَأَشَاحَ، وَإِذَا فَرِحَ غَضَّ طَرْفَهُ، جُلُّ ضَحِكِهِ التَّبَسُّمُ، يَفْتَرُّ عَنْ مثل حَبِّ الْغَمَامِ.

Передают, что, по словам аль-Хасана ибн ‘Али, однажды он попросил своего дядю по материнской линии Хинда ибн Абу Халю, который умел описать черты Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказать о как разговаривал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постоянно был чем-то опечален, задумчив. Он не знал покоя. Он подолгу молчал и не разговаривал без нужды. Он начинал говорить и завершал свою речь именем Всевышнего Аллаха. Его слова были лаконичными, но многозначными. Его речь была отчётливой, ясной, в ней не было чего-то лишнего или недосказанного. Он не был грубым и не проявлял презрения, подчёркивал значимость всего хорошего, даже когда это было что-либо незначительное, и никогда не пренебрегал этим. В то же время он не хвалил еду, но и не отзывался о ней плохо. Он не гневался из-за [потери] земных благ и всего, что связано с ними, но если кто-либо посягал на истину, то ничто не могло сдержать его гнева, пока ему не удавалось отстоять истину. Он никогда не гневался из-за нанесённых ему обид и не мстил за себя. Показывая на что-либо, он показывал всей ладонью, а когда удивлялся, то поворачивал её. Разговаривая, он двигал рукой и бил правой ладонью по внутренней стороне левого большого пальца. Во время гнева он отворачивался и отводил взор, а когда радовался, то опускал его. Смеясь, он обычно улыбался так, что можно было увидеть белизну его зубов».

Глава 35. О том, как смеялся Посланник Аллаха

Хадис 219

عَنْ جَابِرِ بْنِ سَمُرَةَ قَالَ: كَانَ فِي سَاقَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حُمُوشَةٌ، وَكَانَ لا يَضْحَكُ إِلا تَبَسُّمًا، فَكُنْتُ إِذَا نَظَرْتُ إِلَيْهِ، قُلْتُ: أَكْحَلُ الْعَيْنَيْنِ، وَلَيْسَ بِأَكْحَلَ.

Передают со слов Джабира ибн Самуры: «Голени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были худыми, и во время смеха он улыбался. Когда я смотрел на него, мне казалось, что он подсурьмил глаза, хотя на самом деле он не делал этого».

Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, достоверным и малоизвестным. Но его передатчик по имени Хаджжадж ибн Артат подтасовывал иснады (тадлис), а в данном случае он не сказал, что слышал этот хадис непосредственно от предыдущего передатчика, и поэтому данный хадис слабый.

Хадис 220

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ جَزْءٍ أَنَّهُ قَالَ: مَا رَأَيْتُ أَحَدًا أَكْثَرَ تَبَسُّمًا مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн аль-Хариса ибн Джаза: «Я не видел никого, кто улыбался бы чаще Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

Ат-Тирмизи и Ахмад (т. 4, с. 190, 191). В некоторых копиях сказано, что ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным, потому что его передатчики заслуживали доверия, и только Ибн Ляхи‘а имел слабую память, но с его слов данный хадис пересказывал и ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак, и эта версия приводится у Абу аш-Шайха (с. 90), а известно, что его пересказы хадисов Ибн Ляхи‘а считаются достоверными. Кроме того, вторая версия, которую ат-Тирмизи назвал достоверной и малоизвестной, имеет достоверный иснад.

Хадис 221

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْحَارِثِ قَالَ: مَا كَانَ ضَحِكُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلا تَبَسُّمًا.
قَالَ أَبُو عِيسَى: هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ مِنْ حَدِيثِ لَيْثِ بْنِ سَعْدٍ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн аль-Хариса: «Во время смеха Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, только улыбался».
Абу ‘Иса сказал: «Это малоизвестный хадис, дошедший до нас только через Ляйса ибн Са‘да».

Хадис 222

عَنْ أَبِي ذَرٍّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((إِنِّي لأَعْلَمُ أَوَّلَ رَجُلٍ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ، وَآخَرَ رَجُلٍ يَخْرُجُ مِنَ النَّارِ، يُؤْتَى بِالرَّجُلِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَيُقَالُ: اعْرِضُوا عَلَيْهِ صِغَارَ ذُنُوبِهِ، وَيُخَبَّأُ عَنْهُ كِبَارُهَا، فَيُقَالُ لَهُ: عَمِلْتَ يَوْمَ كَذَا وَكَذَا، كَذَا وَكَذَا، وَهُوَ مُقِرٌّ، لا يُنْكِرُ، وَهُوَ مُشْفِقٌ مِنْ كِبَارِهَا، فَيُقَالُ: أَعْطُوهُ مَكَانَ كُلِّ سَيِّئَةٍ عَمِلَهَا حَسَنَةً، فَيَقُولُ: إِنَّ لِي ذُنُوبًا مَا أَرَاهَا هَاهُنَا)).
قَالَ أَبُو ذَرٍّ: فَلَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ.

Передают со слов Абу Зарра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я знаю первого человека, который войдёт в Рай, и последнего человека, который выйдет из Огня. В День воскресения приведут человека и скажут: “Покажите ему мелкие его грехи и скройте от него тяжкие”. Потом ему скажут: “В такой-то день ты совершил то-то и то-то”. Он признает их и не станет отрицать, а сам будет страшиться тяжких грехов. Потом ему скажут: “Дайте ему за каждый дурной поступок по благодеянию”, а он воскликнет: “Но за мной есть грехи, которых я не вижу здесь!”»
Абу Зарр сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся так, что показались его коренные зубы».

Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис хорошим и достоверным.

Хадис 223

عَنْ جَرِيرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ قَالَ: مَا حَجَبَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُنْذُ أَسْلَمْتُ، وَلا رَآنِي إِلا ضَحِكَ.

Передают со слов Джарира ибн ‘Абдаллаха: «С тех пор как я принял ислам, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни разу не запретил мне войти к нему, и он смеялся всякий раз, когда встречал меня».

Хадис 224

عَنْ جَرِيرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: مَا حَجَبَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلا رَآنِي مُنْذُ أَسْلَمْتُ إِلا تَبَسَّمَ.

Передают со слов Джарира ибн ‘Абдуллаха: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни разу не запретил мне войти к нему, и с тех пор, как я принял ислам, он улыбался всякий раз, когда встречал меня».

Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ибн Маджа, и ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. В одних источниках приводится данная версия, в других – предыдущая, и обе они были рассказаны Кайсом ибн Абу Хазимом со слов Джарира.

Хадис 225

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((إِنِّي لأَعْرفُ آخِرَ أَهْلِ النَّارِ خُرُوجًا، رَجُلٌ يَخْرُجُ مِنْهَا زَحْفًا، فَيُقَالُ لَهُ: انْطَلِقْ فَادْخُلِ الْجَنَّةَ، قَالَ: فَيَذْهَبُ لِيَدْخُلَ الْجَنَّةَ، فَيَجِدُ النَّاسَ قَدْ أَخَذُوا الْمَنَازِلَ، فَيَرْجِعُ فَيَقُولُ: يَا رَبِّ، قَدْ أَخَذَ النَّاسُ الْمَنَازِلَ، فَيُقَالُ لَهُ: أَتَذْكُرُ الزَّمَانَ الَّذِي كُنْتَ فِيهِ، فَيَقُولُ: نَعَمْ، قَالَ: فَيُقَالُ لَهُ: تَمَنَّ، قَالَ: فَيَتَمَنَّى، فَيُقَالُ لَهُ: فَإِنَّ لَكَ الَّذِي تَمَنَّيْتَ وَعَشَرَةَ أَضْعَافِ الدُّنْيَا، قَالَ: فَيَقُولُ: أَتَسْخَرُ بِي وَأَنْتَ الْمَلِكُ!)) قَالَ: فَلَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я знаю последнего из тех, кто покинет Огонь. Это будет мужчина, который выйдет оттуда ползком, и ему скажут: “Ступай и войди в Рай”. Он захочет войти в Рай и увидит, что люди уже заняли свои места. Тогда он вернётся и скажет: “Господи, люди уже заняли все места!” Ему будет сказано: “Ты помнишь время, в которое ты жил?” Он скажет: “Да”. Ему будет сказано: “Желай!” Он выскажет свои желания, и ему будет сказано: “Поистине, ты получишь то, что пожелал, и в десять раз больше земного мира”. Тогда он скажет: “Неужели ты насмехаешься надо мной, ведь Ты – Царь?!” » Он сказал: «Я видел, как в тот момент Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что показались его коренные зубы».

Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Хадис 226

عَنْ عَلِيِّ بْنِ رَبِيعَةَ قَالَ: شَهِدْتُ عَلِيًّا، أُتِيَ بِدَابَّةٍ لِيَرْكَبَهَا، فَلَمَّا وَضَعَ رِجْلَهُ فِي الرِّكَابِ قَالَ: بِسْمِ اللَّهِ، فَلَمَّا اسْتَوَى عَلَى ظَهْرِهَا، قَالَ: الْحَمْدُ لِلَّهِ، ثُمَّ قَالَ: سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ، وَإِنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ، ثُمَّ قَالَ: الْحَمْدُ لِلَّهِ ثَلاثًا، وَاللَّهُ أَكْبَرُ ثَلاثًا، سُبْحَانَكَ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي، فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلا أَنْتَ، ثُمَّ ضَحِكَ فَقُلْتُ: مِنْ أَيِّ شَيْءٍ ضَحِكْتَ، يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ؟ قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَنَعَ كَمَا صَنَعْتُ ثُمَّ ضَحِكَ، فَقُلْتُ: مِنْ أَيِّ شَيْءٍ ضَحِكْتَ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: ((إِنَّ رَبَّكَ لَيَعْجَبُ مِنْ عَبْدِهِ إِذَا قَالَ: رَبِّ اغْفِرْ لِي ذُنُوبِي، يَعْلَمُ أَنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ أَحَدٌ غَيْرُهُ)).

Передают со слов ‘Али ибн Раби‘а, что однажды в его присутствии к ‘Али подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Поставив ногу в стремена, он сказал: «Именем Аллаха [Бисми-Ллях]». Сев верхом, он сказал: «Хвала Аллаху [Аль-хамду ли-Ллях]». Потом он сказал: «Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь нам самим это было не под силу. Поистине, к нашему Господу мы возвращаемся [Субхана-ллязи саххара ляна хаза ва ма кунна ляху мукринина, ва инна иля раббина ля-мункалибун]» (сура 43 «Украшения», аяты 13–14). Потом он сказал: «Хвала Аллаху (трижды)! Аллах превелик (трижды)! Пречист Ты, поистине я был несправедлив к себе. Прости же меня, ведь никто не прощает грехи, кроме Тебя [Аль-хамду ли-Ллях (трижды), ва-Ллаху акбар (трижды), субханакя инни залямту нафси, фа-гфир ли фа-иннаху ля йагфиру-з-зунуба илля анта]». Потом он рассмеялся, а ‘Али ибн Раби‘а спросил его: «Почему ты рассмеялся, повелитель правоверных?» Он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступил так же, как я сейчас, а потом рассмеялся. Я спросил его: “Почему ты рассмеялся, Посланник Аллаха?” Он сказал: “Поистине, твой Господь радуется Своему рабу, когда тот говорит: ‹Господи, прости мне мои грехи›, зная, что никто не прощает грехи, кроме Него” ».

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Хадис 227

عَنْ عَامِرِ بْنِ سَعْدٍ قَالَ: قَالَ سَعْدٌ: لَقَدْ رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَحِكَ يَوْمَ الْخَنْدَقِ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ. قَالَ: قُلْتُ: كَيْفَ كَانَ؟ قَالَ: كَانَ رَجُلٌ مَعَهُ تُرْسٌ، وَكَانَ سَعْدٌ رَامِيًا، وَكَانَ الرَّجُلُ يَقُولُ كَذَا وَكَذَا بِالتُّرْسِ يُغَطِّي جَبْهَتَهُ، فَنَزَعَ لَهُ سَعْدٌ بِسَهْمٍ، فَلَمَّا رَفَعَ رَأْسَهُ رَمَاهُ فَلَمْ يُخْطِئْ هَذِهِ مِنْهُ يَعْنِي جَبْهَتَهُ، وَانْقَلَبَ الرَّجُلُ، وَشَالَ بِرِجْلِهِ. فَضَحِكَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ. قَالَ: قُلْتُ: مِنْ أَيِّ شَيْءٍ ضَحِكَ؟ قَالَ: مِنْ فِعْلِهِ بِالرَّجُلِ.

Передают со слов ‘Амира ибн Са‘да, что Са‘д [ибн Абу Ваккас] в день битвы у рва видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что показались его коренные зубы. Его спросили: «Отчего он рассмеялся?» Он сказал: «У одного из мужчин был щит, а Са‘д был лучником. Мужчина двигал щитом, прикрывая свой лоб, и Са‘д вынул стрелу и выпустил её в него, когда тот поднял голову. Стрела поразила его [в лоб], и он упал на спину, а его ноги поднялись вверх. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся так, что показались его коренные зубы». Его спросили: «Отчего же он рассмеялся?» Он сказал: «Из-за того, что он сделал с тем мужчиной».

Иснад хадиса слабый, и его передатчики заслуживали доверия, кроме Мухаммада ибн Мухаммада ибн аль-Асвада. С его слов рассказывали хадисы только ‘Абдаллах ибн ‘Аун, который заслуживал доверия, и Хишам ибн Зияд, чьи рассказы отвергаются (матрук). В любом случае он считается неизвестным передатчиком, и никто, даже Ибн Хиббан, не считал его заслуживавшим доверия.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.