Глава 38. О том, как Посланник Аллаха беседовал по ночам — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 38. О том, как Посланник Аллаха беседовал по ночам

2022-10-10 29
Глава 38. О том, как Посланник Аллаха беседовал по ночам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис 243

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: حَدَّثَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ لَيْلَةٍ نِسَاءَهُ حَدِيثًا، فَقَالَتِ امْرَأَةٌ مِنْهُنَّ: كَأَنَّ الْحَدِيثَ حَدِيثُ خُرَافَةَ، فَقَالَ: ((أَتَدْرُونَ مَا خُرَافَةُ؟ إِنَّ خُرَافَةَ كَانَ رَجُلا مِنْ عُذْرَةَ، أَسَرَتْهُ الْجِنُّ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، فَمَكَثَ فِيهِمْ دَهْرًا، ثُمَّ رَدُّوهُ إِلَى الإِنْسِ، فَكَانَ يُحَدِّثُ النَّاسَ بِمَا رَأَى فِيهِمْ مِنَ الأَعَاجِيبِ))، فَقَالَ النَّاسُ: حَدِيثُ خُرَافَةَ.

Передают со слов ‘Аиши, что однажды ночью Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказал своим жёнам историю, и одна из них сказала: «Эта история похожа на историю Хурафы». Тогда он сказал: «Знаете ли вы, кем был Хурафа? Поистине, это был мужчина из племени ‘узра. Во времена невежества джинны схватили его, и он прожил среди них долгое время, а потом они вернули его людям. Он рассказывал людям удивительные истории о том, что видел у джиннов, и появилось выражение “история Хурафы”».

Слово خرافة хурафа означает ‘поверье’, ‘неправдоподобный рассказ’. ‘Узра — известное племя в Йемене.

Иснад хадиса слабый, потому что в нём упоминается Муджалид ибн Са‘ид, который не был сильным передатчиком. Ибн Касир сказал: «Это один из странных и неприемлемых хадисов».

Хадис 244

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: جَلَسَتْ إِحْدَى عَشْرَةَ امْرَأَةً، فَتَعَاهَدْنَ وَتَعَاقَدْنَ أَنْ لا يَكْتُمْنَ مِنْ أَخْبَارِ أَزْوَاجِهِنَّ شَيْئًا. فَقَالَتِ الأُولَى: زَوْجِي لَحْمُ جَمَلٍ غَثٍّ، وَعَلَى رَأْسِ جَبَلٍ وَعْرٍ، لا سَهْلٌ فَيُرْتَقَى، وَلا سَمِينٌ فَيُنْتَقَلُ. قَالَتِ الثَّانِيَةُ: زَوْجِي لا أُثِيرُ خَبَرَهُ، إِنِّي أَخَافُ أَنْ لا أَذَرَهُ، إِنْ أَذْكُرْهُ أَذْكُرْ عُجَرَهُ، وَبُجَرَهُ. قَالَتِ الثَّالِثَةُ: زَوْجِي الْعَشَنَّقُ، إِنْ أَنْطِقْ أُطَلَّقْ، وَإِنْ أَسْكُتْ أُعَلَّقْ. قَالَتِ الرَّابِعَةُ: زَوْجِي كَلَيْلِ تِهَامَةَ، لا حَرٌّ، وَلا قُرٌّ، وَلا مَخَافَةَ، وَلا سَآمَةَ. قَالَتِ الْخَامِسَةُ: زَوْجِي إِنْ دَخَلَ فَهِدَ، وَإِنْ خَرَجَ أَسِدَ، وَلا يَسْأَلُ عَمَّا عَهِدَ. قَالَتِ السَّادِسَةُ: زَوْجِي إِنْ أَكَلَ لَفَّ، وَإِنْ شَرِبَ اشْتَفَّ، وَإِنِ اضْطَجَعَ الْتَفَّ، وَلا يُولِجُ الْكَفَّ، لِيَعْلَمَ الْبَثَّ. قَالَتِ السَّابِعَةُ: زَوْجِي عَيَايَاءُ (أَوْ غَيَايَاءُ) طَبَاقَاءُ، كُلُّ دَاءٍ لَهُ دَاءٌ، شَجَّكِ، أَوْ فَلَّكِ، أَوْ جَمَعَ كُلًّا لَكِ. قَالَتِ الثَّامِنَةُ: زَوْجِي الْمَسُّ مَسُّ أَرْنَبٍ، وَالرِّيحُ رِيحُ زَرْنَبٍ. قَالَتِ التَّاسِعَةُ: زَوْجِي رَفِيعُ الْعِمَادِ، عَظِيمُ الرَّمَادِ، طَوِيلُ النِّجَادِ، قَرِيبُ الْبَيْتِ مِنَ النَّادِ. قَالَتِ الْعَاشِرَةُ: زَوْجِي مَالِكٌ، وَمَا مَالِكٌ؟ مَالِكٌ خَيْرٌ مِنْ ذَلِكِ، لَهُ إِبِلٌ كَثِيرَاتُ الْمَبَارِكِ، قَلِيلاتُ الْمَسَارِحِ، إِذَا سَمِعْنَ صَوْتَ الْمِزْهَرِ، أَيْقَنَّ أَنَّهُنَّ هَوَالِكُ. قَالَتِ الْحَادِيَةَ عَشْرَةَ: زَوْجِي أَبُو زَرْعٍ وَمَا أَبُو زَرْعٍ؟ أَنَاسَ مِنْ حُلِيٍّ أُذُنَيَّ، وَمَلأَ مِنْ شَحْمٍ عَضُدَيَّ، وَبَجَّحَنِي فَبَجَحَتْ إِلَيَّ نَفْسِي، وَجَدَنِي فِي أَهْلِ غُنَيْمَةٍ بِشَقٍّ فَجَعَلَنِي فِي أَهْلِ صَهِيلٍ وَأَطِيطٍ وَدَائِسٍ وَمُنَقٍّ، فَعِنْدَهُ أَقُولُ فَلا أُقَبَّحُ، وَأَرْقُدُ فَأَتَصَبَّحُ، وَأَشْرَبُ فَأَتَقَمَّحُ. أُمُّ أَبِي زَرْعٍ فَمَا أُمُّ أَبِي زَرْعٍ؟ عُكُومُهَا رَدَاحٌ، وَبَيْتُهَا فَسَاحٌ. ابْنُ أَبِي زَرْعٍ، فَمَا ابْنُ أَبِي زَرْعٍ؟ مَضْجَعُهُ كَمَسَلِّ شَطْبَةٍ، وَتُشْبِعُهُ ذِرَاعُ الْجَفْرَةِ. بِنْتُ أَبِي زَرْعٍ، فَمَا بِنْتُ أَبِي زَرْعٍ؟ طَوْعُ أَبِيهَا وَطَوْعُ أُمِّهَا، مِلْءُ كِسَائِهَا، وَغَيْظُ جَارَتِهَا. جَارِيَةُ أَبِي زَرْعٍ، فَمَا جَارِيَةُ أَبِي زَرْعٍ؟ لا تَبُثُّ حَدِيثَنَا تَبْثِيثًا، وَلا تُنَقِّثُ مِيرَتَنَا تَنْقِيثًا، وَلا تَمْلأُ بَيْتَنَا تَعْشِيشًا، قَالَتْ: خَرَجَ أَبُو زَرْعٍ وَالأَوْطَابُ تُمْخَضُ، فَلَقِيَ امْرَأَةً مَعَهَا وَلَدَانِ لَهَا كَالْفَهْدَيْنِ، يَلْعَبَانِ مِنْ تَحْتِ خَصْرِهَا بِرُمَّانَتَيْنِ، فَطَلَّقَنِي وَنَكَحَهَا، فَنَكَحْتُ بَعْدَهُ رَجُلا سَرِيًّا، رَكِبَ شَرِيًّا، وَأَخَذَ خَطِّيًّا، وَأَرَاحَ عَلَيَّ نَعَمًا ثَرِيًّا، وَأَعْطَانِي مِنْ كُلِّ رَائِحَةٍ زَوْجًا، وَقَالَ: كُلِي أُمَّ زَرْعٍ، وَمِيرِي أَهْلَكِ. فَلَوْ جَمَعْتُ كُلَّ شَيْءٍ أَعْطَانِيهِ مَا بَلَغَ أَصْغَرَ آنِيَةِ أَبِي زَرْعٍ. قَالَتْ عَائِشَةُ: فَقَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: ((كُنْتُ لَكِ كَأَبِي زَرْعٍ لأُمِّ زَرْعٍ)).

Передают со слов ‘Аиши: «Как-то раз одиннадцать женщин уселись вместе и дали друг другу обещание ничего не скрывать о своих мужьях. Первая сказала: “Мой муж [грубый], как мясо тощего верблюда, находящегося на труднодоступной вершине: туда нелегко забраться, да и на нём нет жира, чтобы [людям] захотелось унести его”. Вторая сказала: “Я не стану говорить о своём муже, так как боюсь, что не смогу остановиться и расскажу обо всех его ошибках и изъянах”. Третья сказала: “Мой муж худощавый и высокий; если я расскажу о нём, то он разведётся со мной, а если смолчу, то он перестанет обращаться со мной, как с женой”. Четвертая сказала: “Мой муж подобен ночи в Тихаме: он не горяч и не холоден, он не вызывает ни страха, ни отвращения”. Пятая сказала: “Когда мой муж входит ко мне, он подобен леопарду, а когда выходит [из дома], то подобен льву, и [великодушен настолько, что] не спрашивает о том, что он поручает”. Шестая сказала: “Когда мой муж ест, он съедает всё подряд, когда он пьёт, ничего не оставляет на дне, а когда спит, заворачивается и даже не протягивает руки, чтобы узнать о моей скорби”. Седьмая сказала: “Мой муж слабый (или заблудший) и глупый. У него можно найти любые недостатки, и он может поранить тебе голову или поломать что-нибудь, а может сделать и то и другое”. Восьмая сказала: “Мой муж нежен, как кролик, и душист, как зарнаб”. Девятая сказала: “Мой муж имеет славные корни и носит длинную портупею, перед его домом много золы, и дом его близок к месту, где собираются старейшины”. Десятая сказала: “Моего мужа зовут Малик, а кто такой Малик? Он лучше всего, что скажут о нём. У него много верблюдов в загоне, и лишь немногие из них на пастбище. Услышав звуки лютни, они понимают, что их заколют”. Одиннадцатая сказала: “Моего мужа зовут Абу Зар‘, а кто такой Абу Зар‘? Он украсил мои уши свисающими серьгами, а руки мои стали полными. Он доставил мне радость, и я стала гордиться собой. Он нашёл меня в семье, которая жила в тяготах и имела мало овец, и привёл меня в семью, у которой есть лошади и верблюды, [и коровы], занимающиеся молотьбой, и люди, очищающие зерно. Когда я говорю при нём, меня не оскорбляют. Я сплю до утра и пью вдоволь! Мать Абу Зар‘а – а кто такая мать Абу Зар‘а? У неё много полных мешков и просторный дом. Сын Абу Зар‘а – а кто такой сын Абу Зар‘а? Его постель узка, как голая пальмовая ветвь, а насытиться он может и ножкой козлёнка. Дочь Абу Зар‘а – а кто такая дочь Абу Зар‘а? Она покорна своему отцу и своей матери, наряды не свисают с неё, и она вызывает ревность другой жены её мужа. Прислуга Абу Зар‘а – а кто такая прислуга Абу Зар‘а? Она не распространяет наши разговоры, не уносит нашей еды и не даёт нашему дому наполниться мусором. Однажды Абу Зар‘ отправился в путь, когда в сосудах с молоком сбивали масло. Он встретил женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам. Она держала их у своей талии, и они играли [её небольшими грудями, как] двумя гранатами. Он развёлся со мной и женился на ней. Я же после него вышла замуж за благородного человека, ездившего на резвом коне и державшего копьё из Хата. Он щедро одарил меня, дал мне по паре от каждого вида скота и сказал: ‹Ешь сама, Умм Зар‘, и корми свою семью›. Но если бы я собрала всё, что он дал мне, то это не хватило бы, чтобы наполнить даже самый маленький сосуд Абу Зар‘а!”» ‘Аиша сообщила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Я был для тебя тем же, чем Абу Зар‘ был для Умм Зар‘».
Аль-Бухари и ан-Насаи, и в версии последнего есть добавка: «…с той лишь разницей, что он развёлся с ней, а я нет». Тогда ‘Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, ты лучше, чем Абу Зар‘».

Хат — небольшая деревня на берегу Оманского залива, в которой изготавливали копья.

Глава 39. О том, как спал Посланник Аллаха

Хадис 245

عَنِ الْبَرَاءِ بْنِ عَازِبٍ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا أَخَذَ مَضْجَعَهُ وَضَعَ كَفَّهُ الْيُمْنَى تَحْتَ خَدِّهِ الأَيْمَنِ وَقَالَ: ((رَبِّ قِنِي عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ)). وعَنْ أَبِي عُبَيْدَةَ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ مِثْلَهُ وَقَالَ: ((يَوْمَ تَجْمَعُ عِبَادَكَ)).

Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ложился в постель, он клал правую ладонь под правую щёку и говорил: “Господи, защити меня от Твоего наказания в тот день, когда Ты воскресишь Твоих рабов [Рабби кыни ‘азабакя йаума таб‘асу ‘ибадак] ». В версии Абу ‘Убайды [‘Амира ибн ‘Абдаллаха аль-Хузали], рассказанной со слов ‘Абдаллаха [ибн Мас‘уда] говорится: «…в тот день, когда Ты соберёшь Твоих рабов».

Ат-Тирмизи назвал эту версию хорошей и малоизвестной и добавил, что имя передатчика, от которого Абу Исхак ас-Саби‘и слышал этот хадис, в разных версиях разнится.

Хадис 246

عَنْ حُذَيْفَةَ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَوَى إِلَى فِرَاشِهِ قَالَ: ((اللَّهُمَّ بِاسْمِكَ أَمُوتُ وَأَحْيَا))، وَإِذَا اسْتَيْقَظَ قَالَ: ((الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانًا بَعْدَمَا أَمَاتَنَا، وَإِلَيْهِ النُّشُورُ)).

Передают со слов Хузайфы: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ложился в постель, он говорил: “О Аллах, с Твоим именем я умираю и возвращаюсь к жизни [Аллахумма би-смикя амуту ва ахйа] . Просыпаясь же, он говорил: “Хвала Аллаху, Который вернул нас к жизни после того, как упокоил нас, и к Нему [мы вернёмся] после воскрешения [Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ахйана ба‘да ма аматана ва илейхи-н-нушур] ».

Аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Хадис 247

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَوَى إِلَى فِرَاشِهِ كُلَّ لَيْلَةٍ جَمَعَ كَفَّيْهِ فَنَفَثَ فِيهِمَا، وَقَرَأَ فِيهِمَا: ((قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ)) وَ((قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ)) وَ((قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ))، ثُمَّ مَسَحَ بِهِمَا مَا اسْتَطَاعَ مِنْ جَسَدِهِ، يَبْدَأُ بِهِمَا رَأْسَهُ وَوَجْهَهُ وَمَا أَقْبَلَ مِنْ جَسَدِهِ، يَصْنَعُ ذَلِكَ ثَلاثَ مَرَّاتٍ.

Передают со слов ‘Аиши: «Каждую ночь, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ложился в постель, он складывал ладони, поплёвывал в них и читал: “Скажи: ‹Он – Аллах Единый›”, “Скажи: ‹Прибегаю к защите Господа рассвета›” и “Скажи: ‹Прибегаю к защите Господа людей›”. Потом он обтирал ими все части тела, до которых мог достать, начиная с головы, лица и передней части тела. Он повторял это трижды».

Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Хадис 248

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَامَ حَتَّى نَفَخَ، وَكَانَ إِذَا نَامَ نَفَخَ، فَأَتَاهُ بِلالٌ فَآذَنَهُ بِالصَّلاةِ، فَقَامَ وَصَلَّى وَلَمْ يَتَوَضَّأْ. وَفِي الْحَدِيثِ قِصَّةٌ.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заснул так, что начал пыхтеть, а он пыхтел во сне. Потом к нему пришёл Биляль и оповестил его о [наступлении времени] молитвы, и он встал и помолился, не совершив омовения.

У этого хадиса есть предыстория.

Хадис 249

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا أَوَى إِلَى فِرَاشِهِ قَالَ: ((الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَكَفَانَا وَآوَانَا، فَكَمْ مِمَّنْ لا كَافِيَ لَهُ وَلا مُؤْوِي)).

Передают со слов Анаса ибн Малика: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ложился в постель, он говорил: “Хвала Аллаху, Который накормил и напоил нас, обеспечил нас и дал нам приют, и как много тех, кого никто не обеспечивает и не укрывает [Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘амана ва сакана ва кафана ва авана факям мимман ля кяфийа ляху ва ля му’ви] ».

Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Хадис 250

عَنْ أَبِي قَتَادَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا عَرَّسَ بِلَيْلٍ اضْطَجَعَ عَلَى شِقِّهِ الأَيْمَنِ، وَإِذَا عَرَّسَ قُبَيْلَ الصُّبْحِ نَصَبَ ذِرَاعَهُ، وَوَضَعَ رَأْسَهُ عَلَى كَفِّهِ.

Передают со слов Абу Катады: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал привал ночью, он ложился на правый бок, а когда он делал привал незадолго до рассвета, он поднимал руку, опираясь на локоть, и клал голову на ладонь».

Муслим.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.