Мудры, существенные для пранаямы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мудры, существенные для пранаямы

2022-10-10 92
Мудры, существенные для пранаямы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово мудра означает «позиция» или «символический жест». Позиция — это нечто такое, что отражает ум в теле, и тело в уме. Наблюдая за человеком, мы можем очень много узнать о его психологическом состоянии по тому, как он ходит, сидит, действует и так далее. Испуганный человек будет хо­дить совсем не так, как человек, который сердится. Эта «теле­сная речь» представляет собой постоянную коммуникацию между анамайя кошей (физическим телом) и другими кошами через сеть нади в пранамайя коше. Даже простым жестам рук или выражениям лица будут соответствовать «жесты» в тон­ком теле.

В тантрической традиции на основе этого знания была раз­работана система мудр, которые представляют собой опреде­ленные позиции тела, относящиеся к тем или иным установ­кам ума. Мудра может быть положением всего тела, либо про­стым положением пальца, но ее эффект передается через все уровни панча коши, и соответствующий «сигнал» передается от грубого к тонкому.

Поток информации через пранамайя кошу — это двухсто­ронний процесс. Известно, что люди, переживающие изме­ненные состояния сознания, спонтанно выполняют мудры, что соответствует передаче от тонкого к грубому. И наоборот, мы можем менять направление сигнала на противоположное, и посылать сообщение уму, принимая физическую позицию, или мудру. Следствия этого будут очень тонкими. Потребова­лась бы очень большая чувствительность, чтобы воспринимать изменение сознания, вызванное просто соединением большо­го и указательного пальцев, но по мере практики ум приучает­ся к этому сигналу, и когда рука принимает это положение, пе­редается сигнал к медитации.

 

В пранамайя коше эти мудры представляют соединение различных контуров в сети нади, создающее поток праны, ко­торый имеет грубые и тонкие следствия. Поскольку в техниках пранаямы используется много мудр, здесь описаны те, что имеют отношение к предыдущим главам.

 

 

Насикагра или Насагра Мудра (мудра носа)

 

Это одна из самых распространенных мудр в практике праная­мы. Она используется для контроля дыхания в каждой из нозд­рей. Существует несколько других незначительный модифика­ций этой техники, но эта не вызывает трудностей у начинаю­щих, практична и эффективна, поскольку сочетает полезность с тонким манипулированием праной.

Для мудры используется правая рука, поскольку на прани-ческом уровне она в большей степени связана с «отдаванием», тогда как левая рука больше связана с «получением». Однако, если невозможно использовать правую руку, то нет никаких причин не использовать левую.

 

Техника выполнения

 

Держите кисть правой руки перед лицом.

Мягко положите кончики указательного и среднего пальцев на

лоб между бровей (межбровный центр). Оба пальца должны

быть расслаблены.

Поместите большой палец рядом с правой ноздрей, а безымян­ный палец рядом с левой ноздрей.

Прижимая и отпуская правую сторону правой ноздри, можно, в зависимости от того, что требуется, закрывать или открывать эту ноздрю. Точно так же безымянный палец контролирует по­ток воздуха через левую ноздрю. Мизинец не используется, и для удобства его можно слегка согнуть.

Следует лишь слегка нажимать на боковую сторону каждой но­здри, чтобы носовая перегородка не сгибалась в ту или иную сторону; нажим должен быть плотным, но мягким. Правое предплечье должно располагаться рядом с грудью, на­против грудины, но не касаться груди и не давить на нее, чтобы не мешать расширению легких.

Локоть должен быть направлен вниз, поскольку если он откло­няется в ту или иную сторону, то через какое-то время рука мо­жет начать болеть. Держите руки и плечи расслабленными; чем меньше напряжение, тем больше кругов вы сможете делать не утомляясь и не прерывая практику пранаямы.

 

 

 

Примечание к практике: Для эффективного контроля обеих но­здрей лучше всего помещать кончики большого и безымянного пальцев в вогнутые впадины по бокам ноздрей, поскольку при этом для закрывания ноздрей требуется меньший нажим. Пальцам не приходится совершать большие движения при пе­реключении ноздрей. Это позволяет устранить даже мини­мальные помехи как для тела, так и для самой практики прана­ямы.

 

 

Вариант: В еще одном варианте насикагра мудры указательный и средний пальцы сгибают или подгибают к ладони. Однако при этом пропадает дополнительное полезное действие мягко­го нажима указательного и среднего пальцев на межбровный центр, стимулирующего бхрумадхью — кшетрам, или активиру­ющую точку аджна чакры. Выберите такое положение руки, которое вам больше всего подходит.

 

Джняна мудра (психический жест знания)

  Примите медитативную асану.

Согните указательные пальцы обеих рук, чтобы они касались внутренней стороны оснований соответствующих больших пальцев. Остальные три пальца должны быть прямыми, но рас­слабленными. Положите руки на колени ладонями вниз.

 

 

Вариант: Кончик указательного пальца касается кончика боль­шого пальца, образуя кольцо.

Примечание к практике: Эта мудра используется для практик пранаямы и медитации.

 

 

Примечание: Вот общепринятая интерпретация этой мудры. Средний палец, безымянный палец и мизинец соответствуют трем качествам природы. Средний палец символизирует саттву (чистоту, мудрость, подлинное понимание), безымянный палец представляет раджас (действие, страсть, движение), а мизи­нец — тамас (инерцию, летаргию, тьму). Необходимо превзой­ти эти три состояния, или гуны (от тамаса к раджасу и саттве), чтобы перейти от тьмы к свету, и от невежества к знанию.

Согнутый указательный палец представляет индивидуальное проявление сознания (дживатма). Большой палец обозначает вез­десущее сознание или реальность (тшраматма,). Соприкасающиеся указательный и большой палец показывают, что несмотря на то, что они кажутся раздельными, в действительности индивиду­альное существо едино с Высшим.

 

Чин мудра (психический жест сознания)

  Эта мудра выполняется так же, как джняна мудра. Кончик указательного пальца касается либо кончика большого пальца, либо внутренней стороны его основания. Различие состоит в том, что руки кладут на колени ладонями вверх.

 

Примечание: Понимание взаимосвязи между праной и энергией «ки» восточной акупунктуры придает некоторым из этих мудр еще один интересный аспект. Существуют меридианы энергии «ки» (родственной пране в нади), окончания которых (точки «сей», или родники) находятся в кончиках пальцев. Точ­ки «сей» легочных меридианов расположены на больших паль­цах; меридиана толстого кишечника — на кончике указатель­ного пальца; сосуда сократителя сердца — на кончике среднего пальца; меридиана тройного нагревателя — на безымянном пальце, и точки «сей» тонкого кишечника и сердца — на мизин­це. В норме энергия вытекает из кончиков пальцев, и было вы­сказано предположение, что при выполнении джняна или чин мудры энергия, текущая по легочным меридианам, переходит вмеридиан толстого кишечника. Поэтому жизненная энергия тела сохраняется.

Считается, что чин мудра влияет на брюшное дыхание, и здесь мы можем видеть праническую связь между легкими и животом через соответствующие им меридианы.

Порой бывают разногласия в отношении того, что называется джняна мудрой, а что чин мудрой. В различных традициях они по­лучали разные названия, но, в конечном счете, представляют со­бой одно и то же. Не имеет значения, соприкасается ли указа­тельный палец с кончиком или основанием большого пальца, и кла­дутся ли руки на колени ладонями вверх или вниз. Различия между ними настолько тонки, что вы можете практиковать ту, что кажется вам наиболее удобной.

 

Чинмайя мудра (жест проявленного сознания)

  Держите руки так же, как для джняна мудры. Согните три прямых пальца, чтобы их кончики были направ­лены к ладони, либо касались ее.

Указательный палец может касаться кончика или основания большого пальца.

Положите руки на колени ладонями вверх или вниз.

 

Получаемая польза: Эта мудра влияет на прану и стимулирует движение в области груди. Задействуемые здесь точки мериди­анов акупунктуры влияют на дыхание.

 

 

Ади мудра (изначальная или первая позиция)

  Пригните большие пальцы к ладоням; затем медленно обхва­тите большие пальцы остальными согнутыми пальцами, чтобы получились кулаки.

Благотворное действие: Считается, что эта мудра влияет на верхнее грудное дыхание.

 

Брахма мудра (позиция вездесущего сознания)

  Пригните большие пальцы к ладоням и согните поверх них ос­тальные пальцы.

Затем положите руки тыльными сторонами кистей на бедра и сведите кулаки, чтобы они соприкасались костяшками. Та сторона кисти, где находится большой палец, должна быть обращена от тела; ногти на пальцах должны быть видны; кисть должна прижиматься к телу со стороны основания мизинца. Держите обе руки у тела на уровне лобковой кости.

 

Благотворное действие: Эта мудра помогает стимулировать полное дыхание йогов, то есть использовать для каждого вдоха живот, грудь и ключицы. Костяшки кулаков, прижатые друг к другу, соединяют все меридианы рук. Кончики пальцев, касаю­щиеся ладони, образуют еще один контур.

 

 

Сравнительная практика

 

Практикуйте эти четыре мудры (соответственно чин, чинмайя, ади и брахма) и постарайтесь

пранаяму, в которой не используется насикагра мудра, выпол­няйте чин мудру и осознавайте ее действие на легкие. Влияет ли она на брюшное, или диафрагменное дыхание? Занимай­тесь десять минут, а затем перейдите к чинмайя мудре. Проис­ходит ли какое-либо изменение в рисунке вашего дыхания? Ощущаете ли вы какое-либо влияние на область груди и меж­реберные мышцы? Затем выполняйте ади мудру и наблюдайте, оказывает ли она какое-либо действие на верхнюю часть груди и ключицы. В конце перейдите к брахма мудре и постарайтесь почувствовать, влияет ли она как-либо на все ваше дыхание. Экспериментируйте таким образом, но помните, что чувстви­тельность будет развиваться только в результате регулярных за­нятий.

 

Бхайрава и бхайрави мудра (агрессивная или пугающая позиция)

 

Сложите руки под животом, положив кисть одной поверх кис­ти другой ладонями вверх.

Когда правую руку кладут поверх левой, это называется бхайрава мудра.

Когда левую руку кладут поверх правой, то это бхайрави мудра.

 

  Примечание к практике: Эти мудры можно выполнять во время любой практики пранаямы или медитации, в которой не ис­пользуется насикагра мудра.

 

Примечание: Бхайрава — это ужасающая форма Шивы. Бхайра­ви — это его супруга, или Шакти, то есть сила, которая проявля­ет этот конкретный аспект бытия.

 

Прана вайю мудры (жесты жизненно необходимого воздуха) и элементы

 

Интересно отметить, насколько многообразно пять общих эле­ментов земли, воды, огня, воздуха и эфира представлены не только макрокосмически, но и микрокосмически. Эти панча бхуты (пять элементов) управляют конкретными частями тела, и кроме того, символически представлены в каждом пальце. При выполнении ручных мудр важно, как символически со­единяются разные элементы. Большой палец символизирует огонь, указательный палец - воздух, средний палец — эфир, безымянный палец - землю и мизинец - воду, хотя на этот счет в классических текстах имеются некоторые расхождения.

Все это отражает тонкую взаимосвязь между нашим сущест­вованием в грубой материи и более универсальными элемента­ми и силами, многократно символизируемыми на всех уровнях творения. Это напоминает о том, что нам следует перестать от­делять себя от внешнего мира, на мгновенье остановиться и ощутить вибрации единства, пронизывающие все и вся.

Ручные мудры соответствуют и пяти различным видам пра-на вайю. Это не означает, что при выполнении этих мудр вы ав­томатически будете ощущать прилив той или иной прана вайю в соответствующей части тела, однако на тонком или праниче-ском уровне эта конкретная энергия будет активироваться. Поскольку мы имеем дело с праной и ее тонкими свойствами, нам следует обладать знанием этих мудр, пока, в конце концов, у нас не начнет появляться более глубокое осознание наших собственных жизненных энергий и этих же энергий, повторя­ющихся в космосе.

 

Прана мудра: Соединение кончиков большого, среднего и безымянного пальцев. С этой мудрой используется мантра Ом Пранайя Сваха.

 

Алана мудра: Соединение кончиков большого, указательно­го и среднего пальцев. Используется мантра Ом Апанайя Сваха.

 

Самана мудра: Соединение кончиков большого пальца, ми­зинца и безымянного пальца. Используется мантра Ом Сама-найя Сваха.

Удана мудра: Соединение кончиков большого, указательно­го, среднего и безымянного пальцев. Используется мантра Ом Уданайя Сваха.

 

Вьяна мудра: Соединение кончиков всех пяти пальцев. Ис­пользуется мантра Ом Въянайя Сваха.

Эти мудры можно сочетать с любой простой пранаямой или подготовительной практикой для пранаямы, когда не исполь­зуется попеременное дыхание через разные ноздри с помощью насикагра мудры. Альтернативный метод состоит в том, чтобы сидеть в любой удобной позе с прямой, но расслабленной спи­ной. Выполняйте прана мудру, фокусируя свое осознание на нормальном дыхании и той области тела, где проявляется пра­на вайю. Продолжайте делать мудру несколько минут, затем начните мысленно повторять ее мантру. Делайте то же самое с каждой из прана вайю мудр по очереди, уделяя каждой из них до десяти минут. Постепенно у вас начнет пробуждаться осо­знание этих тонких энергий.

 

Шанмукти мудра (закрывание семи врат.)

  Сядьте в любую удобную медитативную асану, предпочтитель­но—в падмасану или сиддхасану/сиддха йони асану.

Сделайте медленный глубокий вдох и задержите дыхание. Закройте уши большими пальцами рук, глаза — указательными пальцами, а ноздри — средними пальцами. Положите безымянные пальцы и мизинцы над и под губами, закрывая рот.

По-прежнему продолжая задерживать дыхание, сосредоточь­тесь на бинду чакре. Старайтесь воспринимать любые проявле­ния звука.

После задержки дыхания в течение удобного для вас времени перестаньте нажимать средними пальцами на ноздри и сделай­те выдох.

Оставляя остальные пальцы на месте, сделайте вдох; затем за­кройте ноздри средними пальцами. Продолжайте действовать таким же образом в течение некоторого времени.

 

Примечание к практике: Эта мудра используется в сочетании с различными практиками пранаямы и медитации, крийями и нада йогой.

 

Кхечари или набхо мудра (языковый замок)

Закройте рот. Заверните язык назад, прижав его нижнюю по­верхность к нёбу.

Постарайтесь завести кончик языка настолько далеко, на­сколько это возможно без перенапряжения. Оставайтесь в этом положении в течение удобного для вас вре­мени.

Если через короткое время вы ощущаете легкий дискомфорт, то ненадолго расслабьте язык и затем повторите движение. По мере практики язык будет автоматически загибаться к мяг­кому нёбу, стимулируя многие жизненно важные нервные цен­тры в мозге.

 

Шамбхави мудра, или Бхрумадхья дришти (фиксация взгляда на межбровном центре)

Сядьте в любую медитативную позу. Держите голову и позвоночник прямо и вертикально. Положите руки на колени в чин или джняна мудре.

 

Закройте глаза и расслабьте все тело.

Расслабьте все лицевые мышцы, включая мышцы лба, глаз и мышцы, находящиеся за глазами.

Медленно откройте глаза и смотрите вперед в одну неподвиж­ную точку, затем посмотрите вверх и внутрь, фиксируя взгляд на межбровном центре.

Держите голову и все тело абсолютно неподвижно. При правильном выполнении две изогнутые брови образуют У-образную фигуру у основания носа. Эта точка соответствует положению межбровного центра. Если вы не можете видеть V-образную фигуру, значит ваши глаза не сведены должным об­разом.

Вначале удерживайте этот взгляд в течение всего нескольких секунд.

При малейшем ощущении перенапряжения прекратите фикса­цию.

Закройте глаза и расслабьте их.

Попробуйте приостановить мысленный процесс и медитиро­вать над покоем и неподвижностью чидакаши — темного прост­ранства перед закрытыми глазами.

 

Противопоказания: Людям, страдающим глаукомой или диабе­тической ретинопатией, а также тем, кто недавно перенесли удаление катаракты, имплантацию хрусталика, или другие офтальмологические операции, не следует выполнять шамбхави, не посоветовавшись со специалистом.

 

Благотворное действие: Шамбхави мудра укрепляет глаза и вы­свобождает напряжение, накопившееся в этой области. Она успокаивает ум, помогая избавляться от гнева и эмоциональ­ного стресса. Развивает сосредоточение, устойчивость ума и состояние безмыслия.

 

 

Агочари мудра, или Насикагра дришти (фиксация взгляда на кончике носа)

 

Сидите в любой медитативной позе, держа голову и позвоноч­ник прямо.

Положите руки на колени в чин или джняна мудре. Закройте глаза и расслабьте все тело. Откройте глаза и сфокусируйте их на кончике носа. Когда глаза сфокусированы правильно, видны двойные очер­тания носа, которые сходятся на его кончике, образуя перевер­нутую У-образную фигуру Сосредоточивайтесь на вершине V. Старайтесь полностью углубиться в практику, исключив все остальные мысли.

Через несколько секунд закройте глаза и расслабьте их, а затем повторите практику. Занимайтесь до пяти минут.

 

 

Противопоказания: Те же, что и для шамбхави мудры. Кроме того эта интровертирующая практика строго противопоказана при депрессии.

 

Благотворное действие: Агочари мудра успокаивает гнев и вол­нение и развивает способности сосредоточения. При выполне­нии с осознанием в течение длительного времени она помогает пробуждать муладхара чакру и вызывать медитативные состоя­ния.

 

Примечание к практике: В начале насикагра дришти следует практиковать с нормальным дыханием, пока глаза не привык­нут смотреть вниз. Позднее ее можно сочетать с антар кумбха-кой (внутренней задержкой дыхания), но не с бахир кумбхакой (внешней задержкой).

 

Унмани мудра (позиция внимательности, или «полноты ума»)

 

Слово унмани буквально означает «за пределами ума». Состоя­ние унмани возникает во время медитации. Ум работает и дей­ствия совершаются, но без помех со стороны конфликтующих мыслей и анализа. Это состояние полезно в определенных практиках пранаямы, медитации и крийя йоги. Точный способ выполнения мудры зависит от индивидуального опыта, но в самых общих чертах он таков.

 

Техника выполнения

 

Сидите в любой удобной медитативной асане. Глаза должны быть широко открыты, но расслаблены. В ходе любой другой практики, с которой сочетается унмани мудра, следует очень медленно, почти незаметно закрывать ве­ки.

К концу практики они могут быть полностью закрыты или еще слегка приоткрыты. Когда глаза открыты, они не должны смо­треть ни на что внешнее, осознание должно быть обращено внутрь.

Это в большей степени умственная, нежели физическая прак­тика.

 

Противопоказания: Как для шамбхави мудры.

 

  Благотворное действие: Унмани мудра вызывает медитативное состояние. Кроме того она успокаивает общий стресс и волне­ние.

 

Акаши мудра (осознание внутреннего пространства)

Сидите в любой медитативной позе. Загните язык к нёбу в кхечари мудру. Практикуйте удджайи пранаяму и шамбхави мудру. Одновременно наклоните голову назад примерно на 45°. Медленно и глубоко дышите с удджайи. Согните локти и прекратите кхечари и шамбхави мудры. Прекратите удджайи и поднимите голову в вертикальное поло­жение.

В течение нескольких секунд дышите нормально и осознавайте внутреннее пространство, прежде чем начать следующий круг. Выполните от 1 до 3 кругов. Постепенно увеличивайте продол­жительность практики до 5 кругов.

 

Благотворное действие: Эта практика сочетает в себе полезные свойства кумбхаки, удджайи, шамбхави, кхечари и насикагра дришти. Она может вызывать покой и безмятежность и разви­вать контроль над чувствами. Будучи доведена до совершенст­ва, она останавливает мыслительные процессы и вызывает высшие состояния сознания.

 

Противопоказания: Эту мудру не следует практиковать при гипертонии, головокружениях, нарушениях функций мозга и эпилепсии.

 

Примечание к практике: В начале пранаяма в этом наклонном положении может раздражать горло, но при достаточной прак­тике она становится более удобной. Сохраняйте конечное по­ложение как можно дольше, очень постепенно увеличивая вре­мя выполнения мудры.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.