Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-10 | 92 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Слово мудра означает «позиция» или «символический жест». Позиция — это нечто такое, что отражает ум в теле, и тело в уме. Наблюдая за человеком, мы можем очень много узнать о его психологическом состоянии по тому, как он ходит, сидит, действует и так далее. Испуганный человек будет ходить совсем не так, как человек, который сердится. Эта «телесная речь» представляет собой постоянную коммуникацию между анамайя кошей (физическим телом) и другими кошами через сеть нади в пранамайя коше. Даже простым жестам рук или выражениям лица будут соответствовать «жесты» в тонком теле.
В тантрической традиции на основе этого знания была разработана система мудр, которые представляют собой определенные позиции тела, относящиеся к тем или иным установкам ума. Мудра может быть положением всего тела, либо простым положением пальца, но ее эффект передается через все уровни панча коши, и соответствующий «сигнал» передается от грубого к тонкому.
Поток информации через пранамайя кошу — это двухсторонний процесс. Известно, что люди, переживающие измененные состояния сознания, спонтанно выполняют мудры, что соответствует передаче от тонкого к грубому. И наоборот, мы можем менять направление сигнала на противоположное, и посылать сообщение уму, принимая физическую позицию, или мудру. Следствия этого будут очень тонкими. Потребовалась бы очень большая чувствительность, чтобы воспринимать изменение сознания, вызванное просто соединением большого и указательного пальцев, но по мере практики ум приучается к этому сигналу, и когда рука принимает это положение, передается сигнал к медитации.
В пранамайя коше эти мудры представляют соединение различных контуров в сети нади, создающее поток праны, который имеет грубые и тонкие следствия. Поскольку в техниках пранаямы используется много мудр, здесь описаны те, что имеют отношение к предыдущим главам.
Насикагра или Насагра Мудра (мудра носа)
Это одна из самых распространенных мудр в практике пранаямы. Она используется для контроля дыхания в каждой из ноздрей. Существует несколько других незначительный модификаций этой техники, но эта не вызывает трудностей у начинающих, практична и эффективна, поскольку сочетает полезность с тонким манипулированием праной.
Для мудры используется правая рука, поскольку на прани-ческом уровне она в большей степени связана с «отдаванием», тогда как левая рука больше связана с «получением». Однако, если невозможно использовать правую руку, то нет никаких причин не использовать левую.
Техника выполнения
Держите кисть правой руки перед лицом.
Мягко положите кончики указательного и среднего пальцев на
лоб между бровей (межбровный центр). Оба пальца должны
быть расслаблены.
Поместите большой палец рядом с правой ноздрей, а безымянный палец рядом с левой ноздрей.
Прижимая и отпуская правую сторону правой ноздри, можно, в зависимости от того, что требуется, закрывать или открывать эту ноздрю. Точно так же безымянный палец контролирует поток воздуха через левую ноздрю. Мизинец не используется, и для удобства его можно слегка согнуть.
Следует лишь слегка нажимать на боковую сторону каждой ноздри, чтобы носовая перегородка не сгибалась в ту или иную сторону; нажим должен быть плотным, но мягким. Правое предплечье должно располагаться рядом с грудью, напротив грудины, но не касаться груди и не давить на нее, чтобы не мешать расширению легких.
Локоть должен быть направлен вниз, поскольку если он отклоняется в ту или иную сторону, то через какое-то время рука может начать болеть. Держите руки и плечи расслабленными; чем меньше напряжение, тем больше кругов вы сможете делать не утомляясь и не прерывая практику пранаямы.
Примечание к практике: Для эффективного контроля обеих ноздрей лучше всего помещать кончики большого и безымянного пальцев в вогнутые впадины по бокам ноздрей, поскольку при этом для закрывания ноздрей требуется меньший нажим. Пальцам не приходится совершать большие движения при переключении ноздрей. Это позволяет устранить даже минимальные помехи как для тела, так и для самой практики пранаямы.
Вариант: В еще одном варианте насикагра мудры указательный и средний пальцы сгибают или подгибают к ладони. Однако при этом пропадает дополнительное полезное действие мягкого нажима указательного и среднего пальцев на межбровный центр, стимулирующего бхрумадхью — кшетрам, или активирующую точку аджна чакры. Выберите такое положение руки, которое вам больше всего подходит.
Джняна мудра (психический жест знания)
Примите медитативную асану.
Согните указательные пальцы обеих рук, чтобы они касались внутренней стороны оснований соответствующих больших пальцев. Остальные три пальца должны быть прямыми, но расслабленными. Положите руки на колени ладонями вниз.
Вариант: Кончик указательного пальца касается кончика большого пальца, образуя кольцо.
Примечание к практике: Эта мудра используется для практик пранаямы и медитации.
Примечание: Вот общепринятая интерпретация этой мудры. Средний палец, безымянный палец и мизинец соответствуют трем качествам природы. Средний палец символизирует саттву (чистоту, мудрость, подлинное понимание), безымянный палец представляет раджас (действие, страсть, движение), а мизинец — тамас (инерцию, летаргию, тьму). Необходимо превзойти эти три состояния, или гуны (от тамаса к раджасу и саттве), чтобы перейти от тьмы к свету, и от невежества к знанию.
Согнутый указательный палец представляет индивидуальное проявление сознания (дживатма). Большой палец обозначает вездесущее сознание или реальность (тшраматма,). Соприкасающиеся указательный и большой палец показывают, что несмотря на то, что они кажутся раздельными, в действительности индивидуальное существо едино с Высшим.
Чин мудра (психический жест сознания)
Эта мудра выполняется так же, как джняна мудра. Кончик указательного пальца касается либо кончика большого пальца, либо внутренней стороны его основания. Различие состоит в том, что руки кладут на колени ладонями вверх.
Примечание: Понимание взаимосвязи между праной и энергией «ки» восточной акупунктуры придает некоторым из этих мудр еще один интересный аспект. Существуют меридианы энергии «ки» (родственной пране в нади), окончания которых (точки «сей», или родники) находятся в кончиках пальцев. Точки «сей» легочных меридианов расположены на больших пальцах; меридиана толстого кишечника — на кончике указательного пальца; сосуда сократителя сердца — на кончике среднего пальца; меридиана тройного нагревателя — на безымянном пальце, и точки «сей» тонкого кишечника и сердца — на мизинце. В норме энергия вытекает из кончиков пальцев, и было высказано предположение, что при выполнении джняна или чин мудры энергия, текущая по легочным меридианам, переходит вмеридиан толстого кишечника. Поэтому жизненная энергия тела сохраняется.
Считается, что чин мудра влияет на брюшное дыхание, и здесь мы можем видеть праническую связь между легкими и животом через соответствующие им меридианы.
Порой бывают разногласия в отношении того, что называется джняна мудрой, а что чин мудрой. В различных традициях они получали разные названия, но, в конечном счете, представляют собой одно и то же. Не имеет значения, соприкасается ли указательный палец с кончиком или основанием большого пальца, и кладутся ли руки на колени ладонями вверх или вниз. Различия между ними настолько тонки, что вы можете практиковать ту, что кажется вам наиболее удобной.
Чинмайя мудра (жест проявленного сознания)
Держите руки так же, как для джняна мудры. Согните три прямых пальца, чтобы их кончики были направлены к ладони, либо касались ее.
Указательный палец может касаться кончика или основания большого пальца.
Положите руки на колени ладонями вверх или вниз.
Получаемая польза: Эта мудра влияет на прану и стимулирует движение в области груди. Задействуемые здесь точки меридианов акупунктуры влияют на дыхание.
Ади мудра (изначальная или первая позиция)
Пригните большие пальцы к ладоням; затем медленно обхватите большие пальцы остальными согнутыми пальцами, чтобы получились кулаки.
Благотворное действие: Считается, что эта мудра влияет на верхнее грудное дыхание.
Брахма мудра (позиция вездесущего сознания)
Пригните большие пальцы к ладоням и согните поверх них остальные пальцы.
Затем положите руки тыльными сторонами кистей на бедра и сведите кулаки, чтобы они соприкасались костяшками. Та сторона кисти, где находится большой палец, должна быть обращена от тела; ногти на пальцах должны быть видны; кисть должна прижиматься к телу со стороны основания мизинца. Держите обе руки у тела на уровне лобковой кости.
Благотворное действие: Эта мудра помогает стимулировать полное дыхание йогов, то есть использовать для каждого вдоха живот, грудь и ключицы. Костяшки кулаков, прижатые друг к другу, соединяют все меридианы рук. Кончики пальцев, касающиеся ладони, образуют еще один контур.
Сравнительная практика
Практикуйте эти четыре мудры (соответственно чин, чинмайя, ади и брахма) и постарайтесь
пранаяму, в которой не используется насикагра мудра, выполняйте чин мудру и осознавайте ее действие на легкие. Влияет ли она на брюшное, или диафрагменное дыхание? Занимайтесь десять минут, а затем перейдите к чинмайя мудре. Происходит ли какое-либо изменение в рисунке вашего дыхания? Ощущаете ли вы какое-либо влияние на область груди и межреберные мышцы? Затем выполняйте ади мудру и наблюдайте, оказывает ли она какое-либо действие на верхнюю часть груди и ключицы. В конце перейдите к брахма мудре и постарайтесь почувствовать, влияет ли она как-либо на все ваше дыхание. Экспериментируйте таким образом, но помните, что чувствительность будет развиваться только в результате регулярных занятий.
Бхайрава и бхайрави мудра (агрессивная или пугающая позиция)
Сложите руки под животом, положив кисть одной поверх кисти другой ладонями вверх.
Когда правую руку кладут поверх левой, это называется бхайрава мудра.
Когда левую руку кладут поверх правой, то это бхайрави мудра.
Примечание к практике: Эти мудры можно выполнять во время любой практики пранаямы или медитации, в которой не используется насикагра мудра.
Примечание: Бхайрава — это ужасающая форма Шивы. Бхайрави — это его супруга, или Шакти, то есть сила, которая проявляет этот конкретный аспект бытия.
Прана вайю мудры (жесты жизненно необходимого воздуха) и элементы
Интересно отметить, насколько многообразно пять общих элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира представлены не только макрокосмически, но и микрокосмически. Эти панча бхуты (пять элементов) управляют конкретными частями тела, и кроме того, символически представлены в каждом пальце. При выполнении ручных мудр важно, как символически соединяются разные элементы. Большой палец символизирует огонь, указательный палец - воздух, средний палец — эфир, безымянный палец - землю и мизинец - воду, хотя на этот счет в классических текстах имеются некоторые расхождения.
Все это отражает тонкую взаимосвязь между нашим существованием в грубой материи и более универсальными элементами и силами, многократно символизируемыми на всех уровнях творения. Это напоминает о том, что нам следует перестать отделять себя от внешнего мира, на мгновенье остановиться и ощутить вибрации единства, пронизывающие все и вся.
Ручные мудры соответствуют и пяти различным видам пра-на вайю. Это не означает, что при выполнении этих мудр вы автоматически будете ощущать прилив той или иной прана вайю в соответствующей части тела, однако на тонком или праниче-ском уровне эта конкретная энергия будет активироваться. Поскольку мы имеем дело с праной и ее тонкими свойствами, нам следует обладать знанием этих мудр, пока, в конце концов, у нас не начнет появляться более глубокое осознание наших собственных жизненных энергий и этих же энергий, повторяющихся в космосе.
Прана мудра: Соединение кончиков большого, среднего и безымянного пальцев. С этой мудрой используется мантра Ом Пранайя Сваха.
Алана мудра: Соединение кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Используется мантра Ом Апанайя Сваха.
Самана мудра: Соединение кончиков большого пальца, мизинца и безымянного пальца. Используется мантра Ом Сама-найя Сваха.
Удана мудра: Соединение кончиков большого, указательного, среднего и безымянного пальцев. Используется мантра Ом Уданайя Сваха.
Вьяна мудра: Соединение кончиков всех пяти пальцев. Используется мантра Ом Въянайя Сваха.
Эти мудры можно сочетать с любой простой пранаямой или подготовительной практикой для пранаямы, когда не используется попеременное дыхание через разные ноздри с помощью насикагра мудры. Альтернативный метод состоит в том, чтобы сидеть в любой удобной позе с прямой, но расслабленной спиной. Выполняйте прана мудру, фокусируя свое осознание на нормальном дыхании и той области тела, где проявляется прана вайю. Продолжайте делать мудру несколько минут, затем начните мысленно повторять ее мантру. Делайте то же самое с каждой из прана вайю мудр по очереди, уделяя каждой из них до десяти минут. Постепенно у вас начнет пробуждаться осознание этих тонких энергий.
Шанмукти мудра (закрывание семи врат.)
Сядьте в любую удобную медитативную асану, предпочтительно—в падмасану или сиддхасану/сиддха йони асану.
Сделайте медленный глубокий вдох и задержите дыхание. Закройте уши большими пальцами рук, глаза — указательными пальцами, а ноздри — средними пальцами. Положите безымянные пальцы и мизинцы над и под губами, закрывая рот.
По-прежнему продолжая задерживать дыхание, сосредоточьтесь на бинду чакре. Старайтесь воспринимать любые проявления звука.
После задержки дыхания в течение удобного для вас времени перестаньте нажимать средними пальцами на ноздри и сделайте выдох.
Оставляя остальные пальцы на месте, сделайте вдох; затем закройте ноздри средними пальцами. Продолжайте действовать таким же образом в течение некоторого времени.
Примечание к практике: Эта мудра используется в сочетании с различными практиками пранаямы и медитации, крийями и нада йогой.
Кхечари или набхо мудра (языковый замок)
Закройте рот. Заверните язык назад, прижав его нижнюю поверхность к нёбу.
Постарайтесь завести кончик языка настолько далеко, насколько это возможно без перенапряжения. Оставайтесь в этом положении в течение удобного для вас времени.
Если через короткое время вы ощущаете легкий дискомфорт, то ненадолго расслабьте язык и затем повторите движение. По мере практики язык будет автоматически загибаться к мягкому нёбу, стимулируя многие жизненно важные нервные центры в мозге.
Шамбхави мудра, или Бхрумадхья дришти (фиксация взгляда на межбровном центре)
Сядьте в любую медитативную позу. Держите голову и позвоночник прямо и вертикально. Положите руки на колени в чин или джняна мудре.
Закройте глаза и расслабьте все тело.
Расслабьте все лицевые мышцы, включая мышцы лба, глаз и мышцы, находящиеся за глазами.
Медленно откройте глаза и смотрите вперед в одну неподвижную точку, затем посмотрите вверх и внутрь, фиксируя взгляд на межбровном центре.
Держите голову и все тело абсолютно неподвижно. При правильном выполнении две изогнутые брови образуют У-образную фигуру у основания носа. Эта точка соответствует положению межбровного центра. Если вы не можете видеть V-образную фигуру, значит ваши глаза не сведены должным образом.
Вначале удерживайте этот взгляд в течение всего нескольких секунд.
При малейшем ощущении перенапряжения прекратите фиксацию.
Закройте глаза и расслабьте их.
Попробуйте приостановить мысленный процесс и медитировать над покоем и неподвижностью чидакаши — темного пространства перед закрытыми глазами.
Противопоказания: Людям, страдающим глаукомой или диабетической ретинопатией, а также тем, кто недавно перенесли удаление катаракты, имплантацию хрусталика, или другие офтальмологические операции, не следует выполнять шамбхави, не посоветовавшись со специалистом.
Благотворное действие: Шамбхави мудра укрепляет глаза и высвобождает напряжение, накопившееся в этой области. Она успокаивает ум, помогая избавляться от гнева и эмоционального стресса. Развивает сосредоточение, устойчивость ума и состояние безмыслия.
Агочари мудра, или Насикагра дришти (фиксация взгляда на кончике носа)
Сидите в любой медитативной позе, держа голову и позвоночник прямо.
Положите руки на колени в чин или джняна мудре. Закройте глаза и расслабьте все тело. Откройте глаза и сфокусируйте их на кончике носа. Когда глаза сфокусированы правильно, видны двойные очертания носа, которые сходятся на его кончике, образуя перевернутую У-образную фигуру Сосредоточивайтесь на вершине V. Старайтесь полностью углубиться в практику, исключив все остальные мысли.
Через несколько секунд закройте глаза и расслабьте их, а затем повторите практику. Занимайтесь до пяти минут.
Противопоказания: Те же, что и для шамбхави мудры. Кроме того эта интровертирующая практика строго противопоказана при депрессии.
Благотворное действие: Агочари мудра успокаивает гнев и волнение и развивает способности сосредоточения. При выполнении с осознанием в течение длительного времени она помогает пробуждать муладхара чакру и вызывать медитативные состояния.
Примечание к практике: В начале насикагра дришти следует практиковать с нормальным дыханием, пока глаза не привыкнут смотреть вниз. Позднее ее можно сочетать с антар кумбха-кой (внутренней задержкой дыхания), но не с бахир кумбхакой (внешней задержкой).
Унмани мудра (позиция внимательности, или «полноты ума»)
Слово унмани буквально означает «за пределами ума». Состояние унмани возникает во время медитации. Ум работает и действия совершаются, но без помех со стороны конфликтующих мыслей и анализа. Это состояние полезно в определенных практиках пранаямы, медитации и крийя йоги. Точный способ выполнения мудры зависит от индивидуального опыта, но в самых общих чертах он таков.
Техника выполнения
Сидите в любой удобной медитативной асане. Глаза должны быть широко открыты, но расслаблены. В ходе любой другой практики, с которой сочетается унмани мудра, следует очень медленно, почти незаметно закрывать веки.
К концу практики они могут быть полностью закрыты или еще слегка приоткрыты. Когда глаза открыты, они не должны смотреть ни на что внешнее, осознание должно быть обращено внутрь.
Это в большей степени умственная, нежели физическая практика.
Противопоказания: Как для шамбхави мудры.
Благотворное действие: Унмани мудра вызывает медитативное состояние. Кроме того она успокаивает общий стресс и волнение.
Акаши мудра (осознание внутреннего пространства)
Сидите в любой медитативной позе. Загните язык к нёбу в кхечари мудру. Практикуйте удджайи пранаяму и шамбхави мудру. Одновременно наклоните голову назад примерно на 45°. Медленно и глубоко дышите с удджайи. Согните локти и прекратите кхечари и шамбхави мудры. Прекратите удджайи и поднимите голову в вертикальное положение.
В течение нескольких секунд дышите нормально и осознавайте внутреннее пространство, прежде чем начать следующий круг. Выполните от 1 до 3 кругов. Постепенно увеличивайте продолжительность практики до 5 кругов.
Благотворное действие: Эта практика сочетает в себе полезные свойства кумбхаки, удджайи, шамбхави, кхечари и насикагра дришти. Она может вызывать покой и безмятежность и развивать контроль над чувствами. Будучи доведена до совершенства, она останавливает мыслительные процессы и вызывает высшие состояния сознания.
Противопоказания: Эту мудру не следует практиковать при гипертонии, головокружениях, нарушениях функций мозга и эпилепсии.
Примечание к практике: В начале пранаяма в этом наклонном положении может раздражать горло, но при достаточной практике она становится более удобной. Сохраняйте конечное положение как можно дольше, очень постепенно увеличивая время выполнения мудры.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!