Что же такое истинное чувство? — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Что же такое истинное чувство?

2022-10-10 26
Что же такое истинное чувство? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Истинное сценическое чувство рождается точно так же, как чувство в самой жизни. Следовательно, оно рождается через Органы чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния,

Мыгрешим в работе с исполнителем недооценивая необходимость воспитания органов чувств. Мы воспитываем эстетические, нравственные принципы творчества, воспитываем элементы внутренней техники артиста и достаточно невнимательны к аппаратуре, которая рождает чувства — чувство ненависти, любви, гнева, радости, неудовлетворенности и т. д. Между тем весь воспитательный процесс с исполнителем й вся работа над ролью должны идти непрерывно через тренинг органов чувств. Когда мы воспитываем элементы актерской техник внимание, сценическую свободу, воображение и т. д. и т. д., то мы забываем, что все элементы актерской техники — это прежде всего ухо, глаз вся система восприятия.

Следовательно, надо вести работу таким образом; чтобы органы чувств были в центре внимания. Действие нам нужно для чувства, элементы сценической техники —для того, чтобы натренировать органы чувств. В естественных условиях органы чувств человека работают безотказно, непроизвольно, и они должны точно так же безотказно и непроизвольно работать в сценических условиях.

Но как же сделать, чтобы они безотказно работали в искусственных условиях? Какой есть путь? Единственный способ - удесятерить их силу. Ухо, глаз и другие органы чувств на сцене должны быть во сто крат более чуткими. Поэтому если вы, работая с исполнителем, будете непрерывно помнить, что нужно тренировать не самое чувство, которое не поддается тренировке и немедленно попадает во власть штампа, а органы чувств, то вы добьетесь в этом вопросе успеха. Подлинное чувство — это моё сердце, мое отношение к среде, к объекту. Необходимо оговорить, что подлинное чувство неуловимо и не поддается команде. Если режиссер говорит исполнителю: «Вот здесь тебя обуревает такая радость, что ты не можешь даже говорить», артист обязательно выдаст некий штамп, то есть подменит подлинное суррогатом, каким-то передразниванием. Подлинное чувство возникает только в реальной, абсолютно конкретной борьбе за достижение цели.

Мы оговорили возможные теоретические посылки, которые помогут нам начать практический анализ на этапе «разведки умом». Для наглядности последующего разговора мне понадо­бятся несколько собеседников, назовем их условно — некто «с места».

 

В САМОМ НАЧАЛЕ1

Поиски исходного

Сделав выбор пьесы для практической работы, мы условились, что каждый прочтет и подумает над исходным и главным событием пьесы. Имея эти две от­правные позиции, мы можем посмотреть, как можно выстроить логику, то есть последовательность событий всей пьесы.

Что же является исходным событием пьесы «Люди одного часа»?

С места: По-моему, название не связано с содержанием пьесы.

— Случаи, когда в названии произведения наиболее точно и образно выражена его суть, множественны. Взять хотя бы «Воскресение». Как-то сразу же выявляется зерно всего про­изведения. Именно «воскресение» Катюши Масловой — глав­ное событие романа Л. Н. Толстого. Или «Гроза», которая разразилась над дикими и кабанихами, дает толчок к понима­нию главного в произведении.

Но вовсе не обязательно, чтобы название впрямую гово­рило о главном в пьесе. Поэтому начинать наши рассуждения о действенном содержании выбранной пьесы с названия будет опрометчиво. Лучше, если вы, прощупав событийный костяк пьесы, потом вернетесь к названию пьесы, чтобы понять, что хотел автор сказать, называя ее именно так.

Вернемся к нашему разговору о данной пьесе. Что, на ваш взгляд, является исходным событием?

С места: Григорий второй раз находит листовку, которую вчера или позавчера нашел в другой деревне.

______________

[1] Прежде чем читать эту главу, рекомендуем познакомиться с пьесой С. Гансовского «Люди этого часа», данной в «Приложении», и попробовать самим определить исходное и главное события в ней.

С места: Мне кажется исходным событием собрание крестьян данной деревни.

С места: Листовки появились в результате, что бедняки стали собираться и колхозы, значит, исходным будет собрание.

С места: Тогда несостоятелен приезд валета.

- Мы условились, что событием мы можем считать тот факт, который происходит сейчас, здесь, свидетелем чего мы являемся. А свидетелями собрания мы не являемся. Оно есть в предлагаемых обстоятельствах, мы его не можем пропустить, так как предлагаемое обстоятельство — это «раствор», в который погружено событие. Если мы за событие возьмем «собрание», то что мы предлагаем играть исполнителям? Понадобится сцена, где показано собрание. Значит, до начала пьесы нужно играть собрание, а потом продолжать рассказ?

С места: Я не совсем точно сформулировал, я имел в виду организацию собрания.

С места: В соседней деревне уже было собрание, оно породило все остальное.

С места: Коллективизация идет давно, кулаки знают, что и здесь будет коллективизация, и они заранее стали распространять листовки. Нищие ходят и рассказывают всякие ужасы о коммунистах.

С места: Григорий должен активно действовать, он должен узнать, что за нищий появился здесь, почему Митяй понес молоть семенное зерно.

—  Ход ваших рассуждений чрезвычайно плодотворен уже потому, что постановка вопроса об исходном событии своего рода плуг, который мы запускаем в пласт пьесы. У нас нашелся инструмент, которым мы вспахиваем материал, рыхлим почву пьесы. Давайте теперь конкретизировать. Собрание крестьян стоит на повестке дня. Григорий занят организацией собрания. Событие — «собрание крестьян» — статично, в этом определении не заложен «атом действия». В определении «организация собрания» уже есть действие. Повторяю, определять событие нужно отглагольно. Если в определении события не таится действенности, какого-то дела, процесса, борьбы,— это не событие. Скорее только предлагаемое обстоятельство, какое-то условие. А вот факт организации собрания мог бы быть событием. Давайте проанализируем, может ли в данном случае «организация собрания» быть исходным событием пьесы. Организация собрания немедленно подразумевает какие-то мероприятия, с тем чтобы собрание состоялось. Нужно кого-то вызвать, дать объявление, кому-то послать депешу, кого-то оповестить, сформулировать повестку дня, подготовить выступления и т. д.

Если условиться, что событием является «организация собрания», то нужно видеть, как оно организуется. На мой взгляд, этого здесь нет. С первой страницы в пьесе происходит что-то другое. Думается, определение «организация собрания» хотя и вернее в действенном отношении, чем просто «собрание крестьян», все-таки в данном случае не событие, а предлагаемое обстоятельство.

Представьте, идет организация семинара режиссеров. Кто-то составляет списки участников, товарищи покупают для работы пьесы, составляется план, по которому должен проводиться семинар. Все это происходит вне аудитории, а в это время один участник семинара с другим поссорился так, что они потеряли границы приличия. Мы являемся свидетелями того, как приехавшие участники семинара неприлично ссорятся. Что же будет событием на фоне организации семинара? Конечно, этот непозволительный скандал. Так и в пьесе. Значительным обстоятельством, фоном является организация собрания, а собственно событием является что-то другое. Не произойди чего-то, пьеса не развивалась бы дальше. Мы условились, что исходное событие — это то, без чего дальнейшая пружина пьесы не раскрутится.

Так вот, какой факт, какой момент, какое происшествие является «запалом», который поджег всю дальнейшую систему событий?

С места: Появление Немого.

— Разве это является «запалом»?

С места: Немой появился давно.

— Немой появился шесть месяцев тому назад. Он уже сговорился со Сваричевым, уже приняты меры. Значит, еще одно серьезное предлагаемое обстоятельство. Его пропустить нельзя, но в том-то и сила событийного анализа, что мы, определяя движение событий, поднимаем на-гора многопластовый материал обстоятельств. В поисках конкретного костяка событий вскрываются условия, в которых они протекают. Смысл в том, чтобы отыскать действительно исходный момент, чтобы от него построить остальное. Отыскивая, познаешь материал пьесы.

Метод действенного анализа и в «разведке умом» и в «разведке действием» — это метод познания. Именно познавания. Очень многие считают, что метод действенного анализа — метод постановки спектакля. Это неверно. Метод — уверенное средство познания материала. Можно изучать пьесу умозрительно, можно познавать в хладном состоянии теоретических рассуждений, можно постигать материал по литературно-хрестоматийным источникам. Метод действенного анализа предлагает особый способ познания: не познав, не воплотишь. Своеобразие этого познания заключается в том, что оно провоцируетэлементы воплощения, заготавливает «руду», из которой потом будет «выплавляться» будущий спектакль или будущая роль.

В процессе изучения событийной конструкции пьесы поднимаем многие вопросы жизни пьесы и нашей профессии. Мы как бы опускаем событие в «раствор» предлагаемых обстоятельств. Часто мы удовлетворяемся верхним слоем обстоятельств и этим обедняем себя. Чем глубже пласт обстоятельств, тем богаче результат, который мы ищем. Мы будем познавать, «впитывать из раствора», но особым путем, не умозрительно, не абстрактно, а через конкретный факт, как бы нанизывая, наматывая, наращивая весь круг необходимых знаний о пьесе и роли на прочный каркас событий.

Сила метода действенного анализа в том, что он через познание ведет к синтезу, соединяя эти два начала творчества.

Разведка главного

Мы остановились на том, что ни собрание крестьян, ни организация собрания не являются исходным событием пьесы. Было высказано и еще одно определение исходного события — «Григорий нашел второй раз листовку». Давайте проверим: не найди он этой листовки, возможен был бы дальнейший ход пьесы? Как вы себе его представляете?

С места: Нужно найти главное событие, тогда легче будет определить исходное и все остальные события.

— И этот способ возможен — оставить в проекте, не закреплять исходное и заглянуть в главное. В вашем предложении есть резон. Анализ движения событий возможен в любом порядке. Важно только обнаружить именно события, а не обстоятельства или темы пьесы. К этому мы вернемся, обнаружив объективную конструкцию произведения, каркас, на который автор наращивал живые и многообразные наблюдения жизни. Найти исходное и главное событие пьесы не так уж просто. Но если верно взять исходное и правильно наметить главное то в этих полюсах создается такое «магнитное поле», которое держит нас в строгом и обязательном фарватере. Давайте пойдем к главному. Мне кажется, что главное может пролить свет на более точное исходное.

С места: Вероятно, главным будет решение Митяя пойти в кабалу к кулаку.

С места: Мне кажется, это не так. Мне главным кажется покушение на Григория.

С места: А мне —приход Григория к Сваричеву, заговор против Григория.

С места: Мне кажется, что главным событием будетсходка по организации колхоза. Она за пределами пьесы, но все-таки это главное событие, которое все всколыхнуло.

С места: Я считаю, что главным событием является организация колхоза. Предпосылка — организация собрания, от­сюда и провокация — записка, встреча с врагом, разоблаче­ние врага, вербовка Митяя. Дальше идет разрыв между Гри­горием и Марькой.

—  Вы выстроили логику доказательств, которая меня не убедила. Чтобы решить вопрос верно, надо попробовать пересказать пьесу и по возможности коротко, только по существу, протокольно.

С места: Я считаю главным — ранение Григория.

С места: У меня же впечатление такое, что это пьеса не об организации колхоза в деревне, а о людях того времени, о людях, которые пытались создать колхоз, и о людях, которые противились этому. В этом свете мне кажется, что главным является — «пожар».

С места: Григорий жертвует своей жизнью, чтобы разобла­чить Немого, кулацкую верхушку. Поэтому главным событием будет приход Григория в кулацкий дом.

—  Не будем гадать. Попробуем коротко, по сути пересказать пьесу.

С места: Действие пьесы развивается в деревне, в период острых классовых боев за Советскую власть. Кулаки не могли согласиться с тем, что создаются колхозы...

—  Простите, но должен остановить пересказ. Вы пересказываете в общих словах, которые могут относиться к любой пьесе о деревне в период коллективизации. Нас интересуют факты данной пьесы. Кто попробует вести пересказ иначе?

С места: Измученный голодом и нуждой, бедняк Митяй пришел к кулаку просить помощи. Комсомольский вожак Григорий, возмущенный этим, в гневе набрасывается на Митяя...

—  Я неудовлетворен и этим пересказом. Эпитеты, которые вы употребляете: измученный, возмущенный и т. д. — это уже характеристика, оценка, которая создает у артиста предвзятое отношение к роли, оно помешает в дальнейшей работе. Может быть, анализ покажет, что Григорий вовсе не возмущен, а огорчен. Нельзя торопиться с оценкой и окраской поведения. Подробный будущий анализ может дать самые неожиданные результаты. Не пытайтесь пересказывать красиво, складно литературно описывая события. Только факты, и предельно последовательно, по возможности кратко! Делаем еще однупопытку?

С места: В деревне скрывается, притворившись немым, помещик соседней деревни Валетовки, где уже организован колхоз. Кулаки хотят сорвать организацию колхоза в другихдеревнях. Они собрались на совет и решили прежде всего покончить с вожаком и заводилой комсомольцем Григорием.

И они убивают его.

— Все?

С места: Вы просили — по возможности кратко.

— Конечно, кратко, но по существу. Все значительные события и обстоятельства должны войти в рассказ. В вашем пересказе Митяй пьесе не нужен, не упомянут пожар, который учинила Марька. Предлагаю кому-нибудь из будущих исполнителей начать рассказ от своего лица. Очень полезный прием. Он выявляет линию роли и пьесы. Эта работа полезна и в самом начале репетиции и, конечно, позже на разных этапах созревания роли. Сейчас нам такой пересказ поможет понять целое и главное — принцип, характер пересказа. Пусть Григорий попробует пересказать пьесу от своего имени.

С места: Григорий нашел листовку, в которой кулаки запугивают бедняков, стращают «красной ночью» — расправой, которую якобы готовят коммунисты и комсомольцы.

— Прошу пересказывать не в третьем лице — он — Григорий, а в первом, то есть я - Григорий. Начать рассказ событий от своего имени, как очевидцу,— значит изменить отношение к предлагаемым обстоятельствам. Это случилось со мною, и, я вел себя вот так-то. Подобная форма пересказа — уже, сближение с ролью, И оно начинается в репетиции за столом, пока что — умозрительно, но потом, на площадке углубится телесно, окрепнет, перейдет в «я есмь». «Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в 'центр, вымышленных.

условий, что я... существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать а своего собственного имени, за свой страх и совесть» (К. С. Станиславский). Принудительно пересказывая события пьесы от первого лица, артист входит в. обстоятельства роли и пьесы. Продолжим пересказ.

С места: В нашей деревне мы решили колхоз организовать. Я уже сговорился с бедняками — десять семей в колхоз пойдут. Митяй тоже согласился. А тут стало известно, что он семенное зерно молоть пошел. Значит, дело-то наше сорваться может. А если все понесут — что сеять будем? Вот я и решил собрание не откладывать, а завтра же всем собраться и объявить об организации колхоза. Кулаки переполошились...

— Это пересказывал Григорий, а теперь попрошу продолжить пересказ исполнителя роли Немого — Валета. Он главный в среде кулаков. Интересно, как он будет освещать события.

С места: Григорий все верно рассказывал. Только мы не переполошились, а тоже решили действовать и опять листовку пустили по деревням. Бедняки к собранию готовятся. Мы тоже собираемся, но не завтра, а сегодня же...

— Пусть пересказ продолжает Митяй.

С места: Лучше бы я не ходил на поклон к Сваричеву. Напоили они меня и за Григорием послали. Не знал я, не ведал, что они задумали. А Григорий, видно, за меня испугался и в драку полез...

— А теперь рассказ продолжит Марька.

С места: Когда я узнала, что отец с дружками решили с Гришей расправиться, побежала его предупредить. Но Григорий не поверил мне. Как же — «дочь кулака»? Возвращаюсь домой, а там побоище. Ну и решила дом поджечь...

— А Митяй понял, что по его вине Григорий погиб?

С места: Потому и клятву дал — в колхоз идти. Мне кажется главным решение Митяя идти в колхоз.

— Пересказ нам помог. Мне тоже кажется, что главным событием является то, что Митяй принял решение Ради этого отдал свою жизнь Григорий.

С места: Это совершенно неожиданно! Ставить пьесу о Митяе? Зачем это, когда автор хочет сказать совсем другое?

— Интересно поворачивается разговор. Автор хотел одно, а анализ показывает, что объективные факты пьесы говорят о другом. Не будем спешить с выводами. Анализ авторской логики, его намерений, проводится сегодня, и, следовательно, все размышления о пьесе должны идти в плане: как же данный материал перекликается со временем, в котором мы живем. Нельзя анализировать пьесу, не прилагая ее к сегодняшнему дню, к сегодняшним проблемам. Иначе получается литературный анализ, умозрительные рассуждения. Нужно вернуться к вопросу: зачем ставится пьеса? Этот вопрос возникает сразу после знакомства с пьесой. Что мы скажем людям, что интересного в этом материале для дней, в которые я живу? Без этого вопроса ставить ничего нельзя, но решать его нужно не умозрительно, а через «порог боли», то есть любовь и ненависть, которые в нас живут. Давайте выясним* пьеса вам понравилась?

С места: Конечно, раз ставим, значит, нравится.

— Правильно. Теперь нужно посмотреть, что нам в этой пьесе дорого. Чем пьеса соприкасается с нашим временем?

С места: Это маленький рассказ о тех путях, которые привели нас к сегодняшнему.

С места: А мне дорог героизм людей.

— Дорогое в пьесе обнаруживают чувства, которые у вас возникли при прочтении пьесы. Поэтому нужно смотреть на материал не со стороны, а насколько он ожил в моей душе, моем воображении, что понравилось и какие вызвало ассоциации, как пьеса всколыхнула мой эмоциональный опыт.

С места:Я эту пьесу поставил бы потому, что я переживал такую же ситуацию в тридцатые годы, и мне хотелось бы рассказать об этом молодому поколению.

С места: А мне кажется трогательной любовь Марьки и Григория.

С места: Если бы я ставил пьесу на тему, как строился колхоз, я бы думал о молодежи, о тех молодых людях, которые все отрицают.

С места: Мне эта пьеса дорога, как кусок истории, в которой всегда есть урок сегодняшнему дню.

—  Таким образом, из сказанного складывается общее соображение, что этот драматический эпизод истории государства надо рассказать и показать сегодня.

В наши дни, когда нет фронтов, где можно легко пролить кровь за Родину, когда мы живем в героические будни, очень важно пробудить в юности страсть к самоотверженному служению идее. Нас привлекает в Григории цельность натуры, страстность и убежденность, самоотдача.

Но есть еще что-то не менее ценное в пьесе. Это все, что связано с Митяем.

С места: Тогда все нужно пересмотреть. Главным станет Митяй. Коль скоро мы знаем, что Митяй решил пойти в колхоз, значит, в нем суть. В том плане, в каком вы сейчас говорили, главным будет Митяй, который идет в новую жизнь.

С места: Я не понимаю вас. Вы считаете главным героем Митяя? Возьмите Александра Матросова. Были в рядах сражающихся малодушные. Кто дал искру наступления? Когда Матросов закрыл своим телом амбразуру, тогда и у остальных появилось стремление наступать. Если бы Григорий не отдал жизнь, не вырвался бы из темноты и Митяй. Эта смерть под­нимает не только Митяя, но и других крестьян. Может быть, даже не будет собрания, а колхоз организуется. Я уверен, что после гибели Григория только единицы не вступят в колхоз. Искру зажег Григорий.

—  Ход наших рассуждений потребовал поставить еще один вопрос, без которого правильный анализ событий невозможен.

Основной конфликт

Анализ событий невозможен без выяснения основного конфликта, без определения борющихся сил, без расстановки этих сил. Для того чтобы правильно выстроить событийную логику. Нужно знать основной конфликт пьесы. В конце концов,во времени живут не только люди и обстоятельства. Во времениживет конфликт. Если конфликт пьесы не жизнеспособен сегодня, она непригодна для постановки. Если конфликт пьесы, может жить в наши дни, может пробудить определенные ассоциации, осветить стороны нашей жизни и современные вопросы, то пьеса стоит того, чтобы над нею работать.

Решив вопрос о конфликте, мы вернемся к главному и исходному событию. Какие же есть соображения по основному конфликту пьесы?

С места: Основной конфликт — это борьба за Митяя, то есть за кем пойдет крестьянин, мужик?

С места: Мне кажется, конфликт пьесы — это борьба за бедняка.

—  Правильно. Как распределяются силы? Митяй — объект общего интереса. С одной стороны, в Митяе заинтересованы коммунисты, комсомольцы, Советская власть. С другой сторо­ны, за Митяя борются Валет и кулаки, которые не хотят его отдавать большевикам. Следовательно, Митяй обстоятельст­вами поставлен в центр борьбы. Основной конфликт находится, как бы на перекрестке сквозного и контрдействия пьесы, то естьтам где сталкиваются борющиеся силы.

Мне кажется, что после всех наших допусков и рассужде­ний можно прийти к решению, что основной конфликт заключен в борьбе за Митяя — с кем будет Митяй. Потому что от Митяя зависит победа одних и поражение других. Недаром и в историческом плане вопрос о союзе с середняком был пере­ломным моментом.

С места: Тогда как же согласовать это с предлагаемыми обстоятельствами? Митяй в пьесе бедняк.

—  Мы объективно проанализировали материал, обнаружили, что 1928 год, который здесь указан,— год накануне великого перелома. Революция была совершена в союзе с бедняком. На первых порах коллективизации главным был союз с бедняком, а год великого перелома характерен тем, что середняк повалил в колхоз.

Я должен оговорить частный вопрос, но он весьма существен. Вы, уважая автора, в то же время не становитесь на колени перед ним. Единственно, что может поставить вас на «колени» — это наше время. Мы боготворим интересы нашего времени, ради нашего времени мы оглядываемся на историю.

Ставя даже историческую пьесу, не нужно быть в плену историографии. История нам нужна настолько, насколько она помогает образному раскрытию материала. Неважно с исторической точностью установить, кто Митяй — середняк или бедняк. Важно, что борьба идет за него. Кулацкие силы и Совет­ская власть заинтересованы в том, чтобы Митяй оказался на их стороне. Это объективное обстоятельство, и от него нужно«танцевать». Конечно, кто лучше знает историю, тому легче охватить и почувствовать материал. Но нужно, чтобы эти знания не потащили художника, режиссера или артиста в исторический быт, в хрестоматийный глянец истории.

Не думаю, чтобы фильмы «Ленин в 1918 году», «Ленин в Октябре» копировали исторические частности, но уверен, что они сделаны в полном соответствии с исторической правдой.

Установив, что в историческом плане и в конструкции пьесы Митяй — это центр, мы можем установить борющиеся силы. Марька и Григорий с одной стороны и вся кулацкая свора с другой.

Теперь вернемся к вопросу о том, в какой степени конфликт, который мы обнаружили в пьесе, живет в наши дни.

С места: Здесь борьба за личность, борьба за нового человека.

— Самоотверженное служение Родине, преданность делу— такого рода формулировки не дают конкретного и эмоцио­нального чувства материала. Их можно приложить почти к любой пьесе. А вот то, что Митяй сердцем понял, в какой тем­ноте жил, до боли ощутил свою вину за гибель прекрасного парня Григория — гораздо конкретнее.

Если каждому из нас, а особенно исполнителю роли Митяя, вспомнить из личного опыта случаи «предательства», вины в чужом горе, то отношение к данным пьесы будет уже не умо­зрительное, а эмоциональное. Ассоциации и аналогии родят чувство, без которого невозможно любое творчество. Даже на этапе «разведки умом» мы должны непрерывно обращаться к личному опыту, к памяти чувств, осмысливать материал не только сознанием, но и чувством. В работе над пьесой и ролью нельзя удовлетворяться удачными формулировками, умозри­тельными понятиями, они сушат воображение, притупляют чувство. Что может дать чувству и воображению артиста сентенция типа: «Здесь идет борьба за нового человека»?

Мы ставим пьесу не потому, что ее издали и пустили в распространение, а потому, что данные материала задевают наши чувства современника. Я за то, чтобы в народе была не слепая вера, а чтобы люди умом и сердцем понимали идейное содержание нашего времени. Мы —люди определенных соци­альных принципов, нам дорога идея, за которую мы боремся трудом, жизнью своей.

Не скрою, я начал читать эту пьесу с некоторым предубеждением, а потом она меня взволновала, я почувствовал, что эту пьесу стоит ставить, что из нее можно сделать современный спектакль. Против социальной, нравственной темноты я ставил бы эту пьесу. Всегда ставишь пьесу против чего-то, за что-то. Нельзя утвердить любовь, не поспорив с кем-то.

Мне кажется, если наделить исполнителей на борьбу за Митяя, чтобы его душа и сознание прозрели, чтобы он понял, в чем истина, в спектакле может возникнуть «температура» борьбы, истинная драматичность.

Чего хотят кулаки? Они хотят митяевской темноты. Им страшно его пробуждение. Григорий им опасен не как реальная физическая сила, а тем, что он духовно сильнее их. Ведь если Григорий сумеет просветить Митяя и других темных и отсталых, то кулакам конец. Идет ожесточенная борьба за Митяя. В пьесе всегда нужно найти подлинный предмет борьбы. Я. исполнитель, не могу бороться за бедняка или за середняка. Это абстрактно. А вот бороться с отсталостью Митяя, с его темнотой и серостью можно.

Установив, что основной конфликт — борьба за Митяя, за его сознание, мы можем установить, в какой степени этот кон­фликт перекликается с сегодняшним днем.

Борьба за просвещение масс началась с первого марксистского кружка. И сегодня эта борьба продолжается. У нас существует колоссальная сеть профессиональных, народных театров, существует огромное количество различных культурно-просветительных учреждений, ведется большая агитационно-пропагандистская работа, действуют университеты куль­туры, университеты эстетики и т. д. На что же все это направлено? На просвещение масс. Чем больше время идет вперед, тем настойчивее оно требует высокого сознания народа.

Вернемся н главному

Теперь мы возвратимся к событийному анализу. Возвращаясь к событиям пьесы, с высоты сверхзадачи и основного конфликта нам будет легче увидеть целое и его составные.

С места: «Митяй решил молоть зерно» и есть исходное событие!

—  Правильно. Митяй по темноте и отсталости своей решил молоть семенное зерно.

С места: Мне не совсем понятно. Вы говорили, все, что было до пьесы,— предлагаемые обстоятельства.

—  Верно. Но здесь это не предлагаемое обстоятельство. Вот предположим, я вышел за дверь и вскоре вернулся озабоченный. Что-то произошло за дверью. Неважно, что за дверью. Произошло там, а живет-то здесь. Ведь ночное свидание Софьи с Молчалиным не происходит у нас на глазах. На сцене сейчас, в данный момент его нет. Но жизнь на сцене непосредственно с ним связана.

С места: Но свидание все-таки происходит.

— Оно происходит не на сцене, а обнаруживается так или иначе в поведении Лизы, Фамусова, Софьи, Молчалина. Если событие принесено сюда, на сцену, и здесь продолжается в жизни героев, в их отношениях, значит, оно есть.

Мы вскрываем не только зримое, но и скрытое в поведении человека, в течении его жизни. Иначе в чем же смысл анализа?

Смысл в том, чтобы обнаружить скрытое и реально выстроить его. Митяй несет молоть зерно. Не случись этого, не появилась бы листовка, не понадобилось бы собрание. Итак, исходным событием является то, что Митяй несет молоть зерно.

Обязательно нужно, чтобы событие было осознано всеми участниками, чтобы оно было доказано. Доказательство мы берем из текста. Он питает наше воображение, дает толчок вымыслу. Текст все время сопровождает анализ на всем пути процесса.

Прочтем последнюю сцену пьесы со слов: «Начинает бить церковный колокол».

Если делать акцент на Григории, то жанр пьесы должен быть трагедийный, а мы чувствуем, что здесь есть какой-то драматический мажор, потому что Митяй прозрел, сумел заглянуть вперед, темнота его рассеивается.

Рассуждая об основном конфликте, мы обнаруживаем сквозное действие борющихся сил. По варианту — основной конфликт — борьба за колхоз — сквозным действием одних было бы построить колхоз, а у других — помешать этому. Мы миновали бы человека. По варианту, который я вам предлагаю, сквозным действием одних будет — пробиться через темноту Митяя, включить его в общее дело построения колхоза, а у других — перетащить Митяя на свою сторону.

Мы прочли с вами последний событийный эпизод, в котором наиболее ярко проявляется зерно сверхзадачи. В этом эпизоде, на мой взгляд, и заключено главное событие пьесы. Мы условились, что главное событие пьесы самым активным образом заряжено сверхзадачей. К сожалению мы часто относимсяк сверхзадаче умозрительно, не умея работать от нее и к ней. Тема, идея, жанр, сверхзадача, сквозное действие должны стать не просто инструктивными положениями, не просто терминами, а единственным и обязательным условием творческого постижения материала.

Итак, главным событием пьесы, вероятно, будет то, что Митяй принимает позицию Григория. Я избегаю формулировки «прозрение», ибо как это сыграть артисту? Прозрение не сыграть. А принять позицию Григория можно.

Мы договорились еще об одном моменте, что, кроме главного и исходного события, есть основное событие акта. Акт обычно всегда имеет какую-то кульминацию, наивысшую точку схлеста, борьбы, где конфликт достигает наибольшего напряжения. В нашей пьесе три картины, один акт. Хотя пьеса охватывается исходным и главным, в ней есть какое-то еще очень важное, существенное событие, определив которое, мы сможем легче разобраться в других, более частных фактах. Какое же событие, на ваш взгляд (кроме исходного и главного), является в пьесе существенным, центральным?

С места: То, что Митяй все-таки пошел к кулаку Сваричеву.

 

— Это действительно так. До начала пьесы, казалось, Григорий добился верности Митяя, но рабство, темнота Митяя снова толкают его к кулаку.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ

Предчувствие сверхзадачи, основной конфликт, исходное событие, центральное событие, главное событие пьесы — вооруженные всем этим, мы можем подойти к определению событийного костяка пьесы, логики событий, шаг за шагом по течению пьесыТеперь с чем бы мы ни встретились в пьесе, мы будем рассматривать это в аспекте найденных предпосылок. Обычно кто-нибудь из участников будущего спектакля читает пьесу, остальные слушают. И когда кто-то из участников репетиции обнаруживает событийный эпизод, чтение останавливается, идет разбор эпизода, и таким образом до конца пьесы. Это первый круг «разведки умом».

Условимся, что мы работаем как бы на втором этане, то есть подготовительный период работы режиссера будто бы пройден, и мы сейчас на этапе работы с исполнителем.

Нужно еще оговорить следующее: в процессе работы с коллективом все познанное в подготовительном периоде может быть пересмотрено. Встреча с актерами обязательно обогатит вас, и кое-что из предварительных решений вы сможете откорректировать непосредственно в работе с артистом. Не держитесь рабски за данные подготовительного периода. Читаем:

В полутьме, при опущенном занавесе, слышен удар церковного колокола. Один, другой, третий... Занавес медленно освещается чуть красноватым вечерним светом. Справа на нем грубыми мазками нарисована покосившаяся колокольня деревенской церкви. Слева — часть дома Сваричева, огороженная забором. У нарисованного забора слева лежит бревно. Еще один удар колокола. Пауза. Невдалеке за сценой слышен стук в двери.

Голос Григория. Иван! Эй, Иван!

Голос Ивана. Чего?

Голос Григория. С утра в лес не езди. Собрание будет. Понял?

Голос Ивана. А насчет чего? Насчет самообложения?

Голос Григория. Там увидишь. Митяю тоже скажи.

Голос Ивана. Ладно.

Пауза.

Голос Григория (ближе, чем в первый раз). Авдотья, про собрание слыхала? Мужику скажи.

Голос Авдотьи. Слыхала.

- Здесь исходное событие не в самом начале, не с поднятия занавеса, но факт, который начинает пьесу, связан с исходным. Нужда в собрании возникла в связи с тем, что бедняк пошел молоть зерно. Исходное случилось где-то до пьесы, потом отразилось в первом эпизоде, еще ярче выявилось в последующем. Читаем дальше.

Слева слышен звон ведра у колодца. Входит Г р и г о р и й. Одет в старую красноармейскую шинель внакидку и солдатские ботинки. Пройдя несколько шагов, он нагибается и подбирает с земли бумажку.

Григорий. Еще одна. (Читает.) «В ночь с двадцать седьмого на двадцать восьмое марта будет красная ночь. Коммунисты и комсомольцы перережут все население. На каждого убийцу полагается не меньше трех душ».

С места: Вот уже событие.

— Справедливо. Мы на границе события. Какое-то происшествие уже состоялось, оно началось и кончилось, далее возникает что-то новое. Как мы определим событие первого эпизода? Нужно задать исполнителям вопрос: что же случилось?

С места: Григорий оповещает бедняков о собрании. Действие Григория в этом эпизоде — сообщить о собрании, оповестить, поднять народ.

— Я не согласен с глаголом «оповестить». Это недейственный глагол. Нужно воспитать в себе чувство активного глагола. Есть равнодушные и сильные глаголы, которые провоцируют энергию артиста. Нужно брать именно такой глагол. Поднять народ — это более сильный глагол.

Вы в работе с исполнителями можете столкнуться с тем, что не сумеете пробудить в них активности, заинтересованности. Ведь очень важно, чтобы исполнители были «разогреты». Иначе они снова будут в «застольном» периоде, то есть когда вся инициатива в руках режиссера. Нужно создать такой режим, чтобы исполнители работали не по приказу, а по потребности лично постичь материал.

Как я уже говорил, до постановки вопроса об исходном, главном событии лучше попросить кого-нибудь из исполнителей пересказать пьесу как можно короче.

Этот прием помогает подойти к событийности. Пересказ помогает потом ставить вопрос о событиях. Пересказывая, нужно выявить в пьесе самое существенное.

Чтобы подойти к вопросу об основных силах, о конфликте, есть смысл поговорить с исполнителями о том, на чьей они стороне? Исподволь подвести их к основному конфликту. Но настаивать не надо. Важно все время вести добровольное познание, в котором инициатива у артиста. Труднее всего «толкнуть» исполнителя в материал, заставить чужое приблизить к себе, сделать родным и кровным.

Можно предложить исполнителям защищать кого-то из героев пьесы и найти в пьесе аргументы защиты. Если осуждаете, докажите материалом пьесы, за что осуждаете. Это поможет понять основной конфликт создать коллективное чувство, ‘без которого невозможно творчество.

С первых репетиций нужно пробуждать у исполнителей чувство сверхзадачи. «А что эта пьеса напомнила вам из вашей жизни, чём она вас затронула, какие обстоятельства сегодняшней жизнью в какой-то степени перекликаются с обстоятельствами пьесы и вашей роли?»

Разрешите дать еще маленький совет. Исполнители не должны следить за чтением по своим экземплярам ролей:

Пусть только слушают и мысленно видят, представл


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.