Цивилизация, построенная на изучении — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Цивилизация, построенная на изучении

2022-10-10 36
Цивилизация, построенная на изучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И МАГИИ

 

Этот тип цивилизации на санскрите называется tantraya — то есть использование людьми потаенных законов природы в корыстных целях. Раньше такие люди назывались колдунами, магами.

Известный индийский ученый ведовед Бал Мата-дур Шастри (Bal Matadur Shastri) нашел в предгорьях Гималаев пещеру. Вход в пещеру был тщательно замаскирован гранитными плитами, абсолютно неотличимыми от окружающих скал. Внутренняя полость пещеры была полностью заполнена материалом, внешне похожим на бетон, но несравненно прочнее последнего. Этот материал не удалось разрушить, используя современные технологии. Как выяснил ученый, в этой пещере хранятся доселе неизвестные ведические источники. Вернее, праисточники.

В рукописях, число которых, по оценке ученого, достигает восьми тысяч свитков, изложены классические основы абсолютных ведических знаний (classic fundament of absolute vedic science). В самих ведических источниках указывается, что они хранят совершенное знание, необходимое не только жителям нашей планеты, но и обитателям других миров. Исследуя ведическую цивилизацию, мы постепенно поймем ее феноменальную уникальность и простоту, которую мы все так давно ожидали увидеть в общих чертах цивилизации.

Ведическая цивилизация обладает знаниями во всех областях науки с точки зрения идеального взгляда на мироздание.

Несмотря на старательные исследования лингвистов, происхождение санскрита и среда его распространения все еще остается загадкой для официальной науки. В самих же Ведах говорится о том, что санскрит — это деванагари — вселенский язык Богов. Существует 64 диалекта санскрита во Вселенной, и язык, который используется на нашей Земле — всего лишь одно из наречий. То есть санскрит — это язык космоса!

Но вернемся к ариям. Сами ведические источники упоминают, что эти знания предназначены для ариев, но кто же такие арии? Веды сами очень точно отвечают на этот вопрос. «Арий — не биологический вид и не раса». В переводе с санскрита слово арий (агуап) означает «тот, кто стремится к совершенству».

Согласно древним ведическим рукописям, ранее вся территория земного шара была одной фундаментальной цивилизацией, а ее представителями и были арии. Поэтому то, что известно нам как современная Индия, было лишь столицей арийской цивилизации в городе Хастинапура (современный Дели).

Цивилизации древнего мира проходили все этапы развития: зарождались, набирали силы, достигали величия и, как и все в этом материальном мире, разрушались. Причину их разрушения Веды видят очень простой — это желание наслаждаться этим миром, властвовать над ним, быть здесь хозяином, что, естественно, противоречит природе — в ней все видоизменяется, преобразуется, и опытный наблюдатель сделает вывод, что нет ничего вечного. Ведический принцип цивилизации базируется на Ведах — источниках древней мудрости, которые были даны людям для самоосознания и правильного построения человеческого общества.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЕДЫ?

 

Веды — это древние знания, которые сначала передавались в устной традиции, а около 5 000 лет назад были записаны на санскрите. Веды охватывают все сферы человеческой жизни. Некоторые упрямые ученые-материалисты до сих пор продолжают считать ведическую литературу собранием мифов, но великие мыслители, ученые-трансценденталисты видят в Ведах единую, гармоничную философскую систему знаний.

Чтобы более детально разобраться, обратимся к первоисточникам. Сами Веды содержат достаточно информации о собственном происхождении.

Вначале существовала устная традиция передачи знаний — с начала сотворения Вселенной, когда Верховное Существо открыло ведическое знание первому живому существу во Вселенной — Брахме.

В начале эпохи Кали («век ссор и лицемерия»), или железного века, около 5 000 лет назад, Шрила Вьясадева (семнадцатое воплощение Кришны, упоминаемое в Ведах) изложил эту науку письменно (43, с. 62). Этого мудреца так описывает «Бхагавата-пурана» (1.4.15–25): «Однажды на восходе солнца он совершил утреннее омовение в водах Сарасвати и сел в уединении, чтобы сосредоточиться. Великий мудрец Вьясадева предвидел, что люди начнут пренебрегать своими обязанностями в эту эпоху. Это происходит на Земле в различные эпохи из-за того, что с течением времени проявляется действие Провидения».

Обладая знанием и духовным видением, великий мудрец предвидел, что под влиянием этого века будут уменьшаться духовность, умственные способности, память, продолжительность жизни людей, которые из-за отсутствия добродетели не будут знать покоя. Поэтому он погрузился в размышления о том, как помочь людям всех сословий и укладов жизни.

Он видел, что жертвоприношения, упомянутые в Ведах, являются средством, с помощью которого можно очистить деятельность людей. И чтобы упростить этот процесс, он разделил единую Ведуна четыре части с целью распространить их среди людей. Четыре части изначального источника знания (Веды) были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в пуранах, именуются пятой Ведой.

После того как Веда была разделена на четыре части, Пайла Риши стал учителем «Ригведы», Джаимини — учителем «Самаведы», и только Вайшампайана прославился знанием «Яджурведы». Суманту Муни Ангире была поручена «Атхарваведа», которой он посвятил всего себя, а Ромахаршане — пураны и исторические хроники.

Все эти сведущие ученые, в свою очередь, передали доверенные им Веды своим многочисленным ученикам, ученикам учеников и их ученикам. Так образовались соответствующие школы последователей Вед.

Таким образом, великий мудрец Вьясадева, очень милостивый к невежественным людям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить менее разумные люди. Движимый состраданием, великий мудрец составил для людей с невысоким интеллектом великое историческое повествование «Махабхарата», понимая, что это даст людям возможность достичь высшей цели жизни» (5).

Отсюда становится ясно, что Веды не являются плодом труда многих людей на протяжении тысячелетий — об этом можно найти свидетельства во многих местах Вед. Ведическая литература состоит из нескольких частей: собственно четыре Веды, Упанишады, Веданта-сутра и истории (Итихасы). Стоит рассмотреть каждый раздел.

Слово Веда значит знать, венец знания, достоверные знания. Оно относится к знаниям, которые имеют божественное (апаурушея — санскр., сверхчеловеческое) происхождение. Фактически Веды — это гимны, которые исполнялись жрецами во славу Верховного Бога и различных полубогов. Много тысячелетий назад эти гимны-мантры не записывались, ибо память у людей была очень сильная и в записях не было нужды.

Итак, «Ригведа», или «Веда прославлений», состоит из 1017 гимнов, собранных в десять книг. Большая часть стихов этой Веды прославляет Агни, повелевающего стихией огня, а также Индру — царя небес и дождя. Конечно, пользоваться этими гимнами правильно способны лишь люди, сведущие в духовных вопросах.

«Яджурведа» известна как «Веда жертвоприношений» и содержит инструкции по проведению жертвоприношений. «Самаведа» («Веда песнопений») состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в «Риг-веде», но в другом контексте. «Самаведа» особенно прославляет райский напиток сома. Четвертая, «Атхарваведа», включает в себя различные песни и обряды, предназначенные главным образом для излечивания болезней.

Говорится, что когда человек жаждет материальных благ жизнь за жизнью, то он должен совершать жертвоприношения, описанные в Ведах. Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных желаний через поклонение полубогам.

Например, тем, кто ищет удачи, рекомендуется поклоняться богине Дурге, кто желает быть полным силы — должен почитать Агни, бога огня. Кто желает богатства, должен поклоняться Васу, а тот, кто хочет, чтобы все его тело было сильным, — Земле. Кто хочет иметь хороших детей, может почитать великих предков, Праджапати; желающие наслаждаться сексом должны поклоняться царю небес Индре. В любом случае, ведическая литература говорит о полубогах не как о продукте человеческого воображения, но как о наделенных властью исполнителях высшей воли. Они реально управляют делами Вселенной.

Природа не работает сама по себе, за всеми ее проявлениями стоят личности. Так, Индра распределяет выпадение дождей, а Варуна ведает морской стихией. Увидев совершенный автомобиль, проницательный человек видит за ним большой разум конструктора. Точно так же, видя это мироздание, мы должны видеть за ним высший разум Творца.

Необходимо отметить, что ни один из этих полубогов, а их насчитывается около тридцати трех миллионов, — не находится на одном уровне с Всевышним, Бхагаваном (Вишну, Кришной). Когда бы ни совершалось поклонение полубогам (Индре, Варуне и другим), чтобы оно было успешным, необходимо почтить Вишну. В Ведах содержится много указаний о высшем положении Вишну. Веды утверждают: «В начале творения существовал только Бхагаван. Не было тогда ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни Луны, ни Солнца, ни звезд. Существовал только Кришна, который сотворил все и наслаждается всем» («Маха Упанишада», 1).

Хотя Веды и содержат указания, следуя которым можно достичь материального благополучия, в действительности они предназначены для духовного развития. Когда человек проходит через все то, что предлагают ему Веды для удовлетворения чувств, он получает возможность для своего духовного развития в форме Упанишад.

Упанишады — это собрание из 108 философских произведений. Слово упа-ни-шат означает сидеть вблизи и указывает на ученика, который сидит возле своего гуру (буквально слово гуру имеет значение тяжелый, т. е. истинный духовный учитель нагружен знаниями) и внимательно слушает его, чтобы постичь трансцендентную ведическую мудрость («Кто имеет уши — пусть слушает!»). Таким образом, Упанишады знаменуют начало духовной жизни.

Главное значение Упанишад заключается в том, что они констатируют нематериальность Абсолюта, недоступность Его восприятия при помощи материальных чувств, однако Его можно постичь при помощи очищенных духовных чувств. Мудрость Упанишад явно выше тех предметов, о которых говорят четыре Веды, потому что «…цель религии — это не достижение земного и райского счастья при помощи правильного совершения жертвоприношений полубогам, но освобождение от необходимости рождаться снова в материальном мире». «Ибо какая польза человеку, если он весь мир приобретет, но вечную душу погубит?» (Евангелие от Луки, 9.25).

Упанишады не отрицают, что Абсолютная Истина имеет качества личности. Опровергая представление о том, что Бог является материальной личностью, Упанишады на самом деле утверждают духовную природу личности Бога. Существует много гимнов, которые подтверждают, что Верховная Абсолютная Истина — это Высшая Личность, не принадлежащая к этому материальному миру. Хотя почти в каждой из Упанишад Верховная Личность описывается безличной, в конце произведений постепенно выступают личностные черты Господа. Кроме того, часть Упанишад утверждает также, что в сердце каждого живого существа находится как индивидуальная душа, так и Сверхдуша (Господь).

Описывая антиматериальные качества Абсолюта, Упанишады готовят почву для правильного понимания трансцендентной личности (Верховного Господа).

«Веданта-сутра» состоит из афоризмов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это наиболее сжатая форма изложения во всей ведической мудрости. Сутра — это афоризм, который отображает сущность всего знания в наиболее сжатой форме. Ученые знают «Веданта-сутру» под разными именами, такими как «Брахма-сутра», «Шарирака», «Вьяса-сутра», «Уттара-мимамса» и «Веданта-даршана». «Веданта-сутра» состоит из четырех глав, в каждую главу входят четыре раздела. Таким образом, «Веданта-сутра» содержит шестнадцать разделов афоризмов.

«Пришло время спрашивать об Абсолютной Истине», — таково начало «Веданта-сутры». Можно сказать, что «Веданта» представляет собой комментарии к Упанишадам. «Веданта-сутра» дает правильное понимание конечной цели Вед — восстановить утерянную связь живого существа (души) с Верховной Личностью Бога и предоставить ей возможность совершать преданное служение Богу и достичь чистой любви к Нему.

Истории, или Итихасы, — это дополнительная ведическая литература. Сюда входят пураны, «Махабхарата» и «Рамаяна». Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а «Веданта-сутра» является очень сжатым и сугубо философским произведением, то Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описаний исторических событий. Поэтому о пуранах, «Махабхарате» и «Рамаяне» говорят как о пятой Веде.

Считается, что пураны повествуют о реальных событиях, которые происходили не только на этой планете, но и на многих других планетах Вселенной. Если что-то не укладывается в нашем сознании, то совсем необязательно, что этого не существует. Последователи пуран утверждают, что понять их совсем нетрудно, если взять во внимание, что описанные в них события происходили на разных планетах Вселенной, в разное время и при различных обстоятельствах. Великому мудрецу Вьясадеве было незачем наполнять свои произведения выдумками.

Пураны описывают сверхчеловеческие деяния Верховного Господа (Бхагавана) и Его различных воплощений, а также рассказывают о жизни великих мудрецов и преданных Богу.

«Махабхарата» — рассказ о «великом царстве Бхарата-варша» — описывает историю империи, в состав которой входил весь древний мир. «Махабхарата» — самая большая поэма в мировой литературе, в нее входит сто тысяч четверостиший. Согласно ведической версии, ее автором является Вьясадева. Иногда называемая «Ведой Кришны», «Махабхарата» ярко раскрывает личность Бхагавана Кришны (Кришна — Всепривлекающий), особенно в своей главной части, «Бхагавадгите».

«Рамаяна» — эпос, написанный великим поэтом-мудрецом седой древности Вальмики Муни. «Рамаяна» повествует о приходе и деяниях Бхагавана (Верховной Личности Бога) в образе Рамы, идеального царя.

Существует также 18 основных пуран. Лучшая и самая популярная из них — «Бхагавата-пурана» (еще ее называют просто «Бхагаватам»); в переводе это значит прекрасная наука о Боге. «Шримад-Бхагаватам» считается прямым комментарием к «Веданта-сутре», поскольку оба произведения принадлежат перу великого Вьясадевы.

Главная тема «Бхагаватам» — описание личности Бхагавана Кришны, Его деяний, окружения и Его преданных. В некоторых пуранах упоминается также о поклонении полубогам, но «Бхагаватам» повествует только о Верховной Личности, Бхагаване. Здесь Вьясадева пишет только непосредственно об Абсолютной Истине, источнике всего сущего. В центре повествования «Шримад-Бхагаватам» стоит поклонение Верховной Личности Бога, Бхагавану, Шри Кришне. Если «Веданта-сутра» раскрывает Абсолютную Истину при помощи непогрешимой логики и неотразимых доводов, то «Шримад-Бхагаватам» — детальный и обширный комментарий к ней. Также «Шримад-Бхагаватам» считают следующей ступенью познания духовной науки после «Бхагавад-гиты».

«Шримад-Бхагаватам» говорит о Бхагаване Кришне как о конечной цели Вед и «Веданты». Поскольку только Кришна проявляет все качества Всевышнего, о Нем говорится как об источнике всех воплощений, включая экспансии Вишну. «Бхагаван Кришна есть высшее благо» — такова главная тема «Бхагаватам».

Перечень ведических произведений дополняют также Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками направляли ход развития ведической мысли с учетом времени, места и обстоятельств (43, с. 63–72).

Невозможно в нескольких словах рассказать о Ведах, но фундаментальная суть их учения такова: мы не являемся физическим телом. Человек, равно как и другие виды жизни, является духовным существом, заключенным в плоти (41). И его главная задача — вырваться из материального мира и возвратиться к Богу, отыскав таким образом истинное счастье.

Кроме всего прочего, Веды предлагают и методы познания, которые в корне отличаются от методик ученых-материалистов. Сокровенное, глубинное, реализованное знание о нашей истинной сущности, происхождении Вселенной, истоках народа или человечества способен познать человек с чистым сознанием. Критерии чистого сознания описаны в Священных Писаниях: скромность, простота, правдивость, способность укрощать свой гнев, отказ от насилия, терпимость, милосердие и пр.

 

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИНДУСОВ

 

Являются ли ведические произведения Священными Писаниями только для одного народа?

На самом деле слов индус и индуизм вы не встретите в ведической литературе. Название Индия возникло на Западе в более поздние, античные времена. Это слово было взято греками у персов, которые из-за того, что им было трудно выговаривать начальный звук «с», называли великую реку Синдху (современный Инд) — Хинду. Этим словом люди из других стран и стали называть религию и культуру народа, который жил на земле, омываемой водами двух рек — Инда и Ганга, хотя местные жители никогда не пользовались этим словом.

Конечно, слова индус и индуизм широко вошли в обиход, настолько, что каждый словарь говорит о Вишну как о «боге индуистского пантеона». Однако когда Писания говорят об истинно ведическом обществе, то там употребляется слово арйан.

Социальная система ариев не придумана человеком, но создана самим Бхагаваном, т. е. Верховной Личностью. Он создал четыре класса человеческого общества. Считается, что эта система существует изначально в человеческой цивилизации. Четыре социальные группы (варны) включают:

• брахманов — учителей и духовных наставников,

• кшатриев — администраторов и воинов,

• вайшьев — фермеров и торговцев,

• шудр — рабочих и ремесленников.

Варны являются естественной градацией людей, их можно увидеть в любом человеческом обществе.

Сторонники этой системы утверждают, что она логична и естественна, поскольку основана на делении людей согласно их качествам, а не по кастовой принадлежности. Религия Вед (индуизм) по количеству последователей занимает третье место в мире (после ислама и христианства). На сегодня индуизм насчитывает до миллиарда последователей.

Можно утверждать, что Веды сохранились в Индии в изначальной чистоте как наука о Боге (философия и религия). А в Украине (как, впрочем, и в других регионах мира) Веды остались в виде сказок и мифов. Следует заметить, что многие памятники древнейшей ведической культуры до сих пор сохранились в Индии и являются живым свидетельством былого величия арийской, или ведической, цивилизации.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

 

Многие исследователи видят родину ариев в лесостепной зоне Причерноморья. Это утверждение не расходится с той исторической истиной, что жившие здесь рядом с праславянами арии, занимавшиеся главным образом скотоводством, стали уходить в сторону Ирана и Индии в конце III — начале II тысячелетия до н. э. при наступлении затянувшегося периода засухи. Жили они здесь длительное время, но значит ли это, что земли «от Днепра до Урала» можно назвать их прародиной? Нет, не значит, тем более что и на Урале и в Зауралье жили, как считают некоторые ученые, ираноязычные арии, тогда как другие утверждают, что они были индо-иранцами.

Исследователь А. Бэшем в работе «Чудо, которым была Индия» пишет: «Около 2000 г. до н. э. обширные степные территории, простиравшиеся от Польши до Средней Азии, населяли полукочевые варварские племена. Это были высокие, довольно светлокожие люди… Они приручали лошадей и впрягали их в легкие повозки на колесах со спицами. В начале II тысячелетия эти народы пришли в движение. Они мигрировали группами в западном, южном и восточном направлениях, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку. Некоторые племена переместились на территорию Европы, и от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Другие пришли в Анатолию, и в результате их смешения с местными жителями возникла великая империя хеттов. Некоторые — предки современных балтийских и славянских народов — остались на своей прародине».

По мнению известного венгерского лингвиста Я. Харматты, выступившего с докладом на Международном симпозиуме «Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н. э.)», «индоиранские племена отделились от балтов и славян в начальный период развития земледелия в Европе, то есть примерно в первой половине V тысячелетия до н. э.».

Б. А. Рыбаков в работе «Геродотова Скифия», пытаясь определить место древнего расселения праславян, которое он именует прародиной, указывает: «Наименее определенной была северо-восточная окраина земли праславянских племен, где могли быть неясные для нас индоевропейские племена, не создавшие прочного, ощутимого для нас единства… Вытянутость праславянской области в широтном направлении на 1300 км (при меридианальной ширине 300–400 км) облегчала соприкосновение с разными группами соседних племен». Далее исследователь подчеркивает историческую важность такого фактора, как «двухтысячелетняя устойчивость основной области расселения праславян».

О продвижении к югу племен арьев свидетельствует и такой фактор, как неоспоримая близость языков, а также множество сохранившихся здесь (как и на Русском севере) топонимов и гидронимов арийского характера. Исследователями было выявлено сходство многих слов индоевропейских языков, а также ряд совпадений в их грамматическом строе и некоторая близость верований и обычаев этих народов.

Можете легко убедиться в этом сами:

Мать — матерь; брат — бхратар; братство — бхратрьтва; сын — суну, суна; деверь — девар; жена — джани; свой — сва; тот — тат (тад); нас, наш — нас; первый — пурва (т. е древний, начальный); два, две, двое — два, дви, двая; три — три; третий, трое — трита, трая; четыре, четверо — натур; переплыть — пераплу; проплыть — праплу; передать — парада; ниспадать — нишпад; налепить — анулип; отчалить — утчал; полюбить — упалубх; отпадать — упад; чашка — чашка; носик — насика; отдание — отдана; раненый — вранин; небеса — набхаса; дверь — двар; тьма — тама(с); роса, сок — раса; простор — прастара; дом — дам; пена — пхена; сушка — шушка; кровь — крави; дурной — дур; сухой — сукха; другой — друха (интересно, что это слово на санскрите означает враг, а на славянских языках — друг); нагой — нага; дерево, деревянный — дравья, дарава.

Историки в поисках «прародины» не только арьев, но и других индоевропейских народов, включая и предков славян, активно изучали Приполярье. Одним из первых находил связи прошлого и настоящего в холодных землях американский историк Уоррен. В своей книге «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» он фантастически увлекательно изложил историю человеческой цивилизации. Книга выдержала десять изданий (последнее — в Бостоне в 1893 году).

Внимание историков многих стран привлекла книга известного индийского ученого, знатока санскрита (как в ведийской, так и эпической, и самой поздней, классической его форме) Бала Гангадхара Тилака (1856–1920). Этот труд под названием «Арктическая родина в Ведах» был впервые издан в 1903 году, а затем неоднократно переиздавался на разных языках (кроме русского; перевод отрывков из этой книги см. ниже).

В поисках «прародины» и «праязыка» некоторые ученые пришли даже к заключению, что в древности была общая арийская раса. Возникла дискуссия о возможности существования такой расы, и проявилась тенденция причислять к ней лишь кельтов и германцев. По образному замечанию Гусевой, «сначала искали их родину в Центральной Азии и даже в Гималаях, что является абсурдом с точки зрения любой отрасли науки, затем связали их происхождение с «арийской расой» севера, и в результате многие вышли за рамки научных исследований, что привело в XX веке к нелепому утверждению об «арийстве» немцев и «неарийстве» ряда других народов, в том числе славян. Нам всем известно, какой трагедией завершилось это отчисление славян от «арийской расы», каким мучениям и издевательствам подвергались славянские народы за свое «неарийство» и до какой нелепости доводили немецкие фашисты свои «арийские достоинства».

Подобные теории не имеют никаких исторически оправданных оснований и относятся лишь к области геополитических спекуляций. А никаких достоинств, определяемых по этому признаку, не было и быть не могло, так как нигде на Земле и никогда в истории не существовало этой пресловутой «арийской расы». Не существовало и народа, именуемого ариями, хотя это название постоянно встречается и в индийской литературе. Повторяем, что это название относят к древнейшей общности племен индоиранцев, в состав которых входили две группы — индоязычных и ираноязычных племен».

Мнение ведущего специалиста-исследователя необходимо учитывать при взгляде на культуру древних государств, их мифотворчество.

Один из известных историков-иранистов Э. А. Грантовский убедительно доказал в своей книге «Ранняя история иранских племен Передней Азии», что «индоиранское единство безусловно следует рассматривать как реальный исторический комплекс, а его возникновение — как результат интенсивных связей в течение определенного периода и на сравнительно ограниченной территории».

Это утверждение может отсылать исследователей лишь к областям Приполярья и к периоду жизни этого «единства» до предполагаемого разделения на две ветви: индоязычную и ираноязычную, так как нигде больше их единство не может быть выявлено. Но под вопросом стоит и сам факт подобного разделения — наличие такого единства в глубочайшей древности пока никем йе доказано и остается в области предположений. Они основаны на том, что во многом сходны гимны «Ригведы» и «Авесты» (и по языку, и по описываемым фактам), но это может в такой же степени означать и близкое соседство и даже родство древних групп ариев, но не обязательно — их единство. Тем более что в той же «Авесте» отражена вражда между расселяющимися группами ариев. Следует помнить и о том, что именно с индоязычными ариями были особенно близко связаны древние племена, формирующиеся на северных землях Восточной Европы, и в первую очередь прапредки славян.

Напоминаем, что слово ария (которое стали часто переводить как благородный) относилось к большой группе племен, родственных по языку и культуре. О том, что племена ариев в Индии назывались по-разному, мы узнаем только из древнеиндийской литературы. Равным образом мы не знаем и изначальных названий других индоевропейских племен, включая и славянские.

Стоит внимательнее отнестись к мнению Гусевой: «Не исключено, что зарождающееся этническое самосознание какого-либо племени в эпоху его формирования могло выражаться в том, что его члены начинали считать себя более «благородными», чем люди из других племен. В результате знакомства ученых позднего времени с индийской литературой в европейскую науку вошло слово арии (причем часто имеющее самые разные значения), а от него и такие названия языков, как индоарийские.

Приходится, к сожалению, говорить и о развившейся за последнее время у некоторых авторов тенденции связывать ариев только с историей возникновения южных славян, а в частности — украинцев. Это смыкается и с все чаще появляющимися в прессе рассуждениями о «величии арийской культуры» и о необходимости возродить целый ряд ее проявлений, для того чтобы ввести их в современную жизнь.

Поскольку культура кочевых скотоводческих племен ариев ни на какую особенную цивилизаторскую миссию претендовать не может, то бесцельны и старания тех, кто пытается завысить свою историческую роль путем приписывания себе «арийской высоты», и особенно в области духа».

 

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО АРИЕВ

 

Любопытно рассматривать и комментировать с точки зрения астрономии древние тексты, которые сохранялись в течение тысячелетий. В ведической литературе говорится о неподвижном стоянии Полярной звезды над головой и о том, что вокруг нее описывают крути все небесные светила. Все сходились во мнении, что это выдумка Тилака. Но Е. Елачич — надо сказать, он оказался единственным русским ученым, который откликнулся на труд Тилака, — в своей книге «Крайний Север как родина человечества» пишет, что над полюсом еще в III–II тысячелетии до н. э. стояла другая звезда — альфа созвездия Дракона. А известная нам Полярная звезда из созвездия Малой Медведицы появилась позднее как «точка упора» в космосе земной оси при новом ее склонении. Следует отметить, что культ «полярной» звезды мог сформироваться в еще более древний период (около 10 тысяч лет назад), когда земная ось указывала на альфу созвездия Лиры — Вегу, одну из наиболее ярких звезд Северного полушария.

Ведическое название Дхрува переводится как Полярная звезда и, видимо, относилось не к Полярной (альфа М. Медведицы), а к альфе Дракона или даже к альфе Лиры — Веге. Но важно то, что в такой глубокой древности люди уже сознательно наблюдали небо, умея фиксировать свои наблюдения и выводы в памяти поколений и связывать все это со своей повседневной жизнью.

Интересно здесь привести некоторые примеры наблюдений далеких предков ариев за природными явлениями Приполярья. Мы можем их узнать только из таких памятников, как ведическая литература, эпическая поэма «Махабхарата» или «Авеста».

Так, в индийском религиозно-правовом трактате «Законы Ману» (перевод впервые издан в I960 г.) мы находим такие слова: «Солнце отделяет день и ночь — человеческие и божественные… У богов день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу».

Солнце, уходящее к югу на полгода, могло означать только полярную ночь, равно как и уходящее к северу — незакатный полярный день. В одной из частей «Авесты», в Вендидаде, тоже говорится, что для богов один день и одна ночь — это то, что есть год.

Арктическим явлениям соответствуют и описываемые в древней литературе красочные картины неба, поясняемые как видимая людям борьба богов света с демонами мрака, когда всюду с неба льются потоки крови, падают золотые сетки украшений, огненно сверкает разнообразное оружие, а небо покрывают громадные стрелы с остриями из золота. По окончании очередной битвы все это великолепие скрывается в океане. Такое описание полностью соответствует северным сияниям.

В гимнах «Ригведы» воспевается и бог года, имеющий голову, одна сторона которой образована днями света, а другая — днями мрака. Равным образом в «Махабхарате» говорится, что три сотни и шестьдесят коров рождают одного теленка, то есть 360 дней составляют год. Но допускают его сосать дважды — это тоже указывает на две половины года.

Тилак обращает внимание еще на один интересный феномен — наличие в древних частях Вед лишь шести божеств солнца, то есть шести месяцев в году. В мифах же более южного происхождения говорится о десяти, а затем и о двенадцати солнцах-месяцах года: так прослеживается движение людей к югу. Первое указание совпадает с описанием шестимесячной световой (и полусветлой) половины года, а второе — с гораздо более поздним солнечным календарем, известным, наряду с лунным, всем индоевропейским народам, включая ариев и славян.

Также Тилак акцентирует внимание на том, что в ряде ведических гимнов воспевается период зари, которая бывает дважды в году и длится дольше 30 дней, включая и появление краешка солнца над горизонтом. Такие периоды зари именуются «рассветом и закатом» дня богов.

Утром заре предшествуют, а вечером следуют за ней многодневные сумерки. Все это уже уменьшает длительность упоминаемой «полугодовой ночи» на 2–3 месяца, и таким образом на это время увеличивается срок освещенности местности, пусть даже и отраженным светом. В «Ригведе» богиня зари Ушас часто воспевается во множественном числе: «Из этих многих сестер в течение (многих) дней она идет последней вслед за прежней». И еще: «Вот появилась она… красуясь незапятнанным телом… Сестра уступила свое место старшей сестре… пламенея лучами Сурьи», то есть солнца. Это явная картина постепенной смены сестер-зорь, нарастания длительного полярного восхода солнца.

Опираясь на широкий спектр своих знаний, филолог Тилак раскрыл ряд описаний и аллегорий, содержащихся в Ведах и эпосе, долго не поддававшихся исторически достоверной обоснованной расшифровке.

Его исследования помогли понять и гимны другой древнейшей книги ариев (их иранской ветви) — «Авесты», которая во многом крайне близка «Ригведе». Признано, что «Ригведа» была завершена во второй половине II тысячелетия до н. э., «Авеста» же датируется рубежом II–I или даже первой половиной I тысячелетия до н. э. «Ригведе» приписывается много авторов, древних пророков-мудрецов, а «Авесту» якобы создал один человек — Заратуштра (Зороастр). Обе книги содержат много разнообразных гимнов, молитв и заклинаний.

Тилак дал ключ к гипотетическому предположению о том, где и когда были сложены самые древние гимны «Ригведы», а значит — где и когда формировались племена, известные под собирательным названием ариев. В «Ригведе», как и в комментариях к ней и других древнейших текстах, говорится, что арии до Индии прошли много стран, но никто еще не выяснил, какие это были страны, как не уточнена и длительность всего периода сложения гимнов.

На землях Восточной Европы вплоть до Ледовитого океана ледника не было уже в XII тысячелетии до н. э. За отступающим ледником в течение многих тысячелетий к северу с земель Европы двигались животные. Люди шли, охотясь на мамонтов, шерстистых носорогов и разные виды копытных. Достигнув на севере Восточной Европы берегов океана, они стали век за веком численно накапливаться в его прибрежных областях. И здесь начали складываться исходные формы культуры укрупняющихся человеческих сообществ.

За последние годы археологи открыли на Севере много стоянок, из чего следует, что в областях Заполярья последовательно развивались локальные культуры.

Из сводки данных, приведенных в книге Е. П. Борисенкова и В. М. Пасецкого «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы», следует, что «…быстрое глобальное потепление климата началось примерно за 13 тысяч лет до н. э., «субарктические леса» сместились примерно на 300 км севернее их нынешней полярной границы». А в VII–V тысячелетиях до н. э. среднегодовая температура на севере не опускалась ниже нуля градусов по Цельсию.

В работах наших палеоклиматологов содержатся и другие интересные свидетельства, касающиеся состояния северной природы в X–VII тысячелетиях до н. э., подтверждающие факт отступления отсюда ледника задолго до этого времени. Так, мы можем узнать, что на указанный период приходится на крайнем севере «абсолютный максимум» березы, что были сосновые и еловые леса, а также росли в изобилии деревья широколистных пород в сочетании со злаково-разнотравным покровом почвы. Эти сведения содержатся в сборнике «Новые данные по геохронологии четвертичного периода».

 

СКОЛЬКО ЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

 

Люди, подобные нам, жили на Земле 50 000 000 лет тому назад. Так утверждает Майкл Кремо — член Всемирного конгресса археологов, автор нашумевших книг «Запрещенная археология» и «Неизвестная история человечества». Майкл Кремо убежден, что официальная наука сегодня утаивает от общественности археологические находки, опровергающие теорию Дарвина.

Майкл Кремо много лет проводит исследования в области археологии. По его словам, на это его вдохновили священные писания Индии, повествующие о древнейших цивилизациях.

Майкл Кремо — член Всемирного конгресса, уже много лет читает лекции и участвует в конференциях. Его знают в Королевском Географическом обществе Великобритании, Европейской ассоциации археологов в Португалии, а также в Венгрии, Мексике и других странах. Американский археолог встречался с учеными Москвы и Киева.

Макс Мюллер (1823–1900) пишет: «К каком<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.