Достижения науки и искусства — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Достижения науки и искусства

2022-10-10 38
Достижения науки и искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем.

Согласно солнечному календарю, год делился на 18 месяцев, по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 так называемых несчастливых дней. Ацтекский солнечный год мог начинаться лишь четырьмя днями {Дом, Кролик, Тростник, Кремневый нож). Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам.

Ритуальный календарь употреблялся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы. Он подразделялся на 20 недель по 13 дней. Каждая неделя имела свое наименование (Кролик, Дождь и т. п.). Новорожденный вместе с «именем» дня своего рождения (вроде Два Олень или Десять Орел) получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство.

Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали, подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Счет лет велся сначала. Никакой преемственности между циклами не было. Это сейчас чрезвычайно затрудняет датировку многих событий.

Составители календаря — жрецы — руководствовались целым рядом сложных правил. При этом они пользовались специальными справочниками. Некоторые из них дошли до наших дней. Каждый из таких справочников представляет собою целую серию довольно сложных рисунков: Крокодил, Голова смерти, Обезьяна, Коршун, Ветер, Олень, Трава, Движение, Дом, Кролик, Тростник, Кремневый нож, Ящерица, Вода, Оцелот, Дождь, Змея, Собака, Орел, Цветок. Некоторые рисунки выполнены в красках. Разобраться в значении и смысле этих загадочных изображений помогли ученым пояснительные записи, составленные некоторыми монахами со слов индейцев после завоевания Мексики.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

 

Религиозные верования

 

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный и непредсказуемый Тескатлипока (Курящееся Зеркало), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (Пернатый Змей), «давший людям маис».

У ацтеков имелось бесчисленное множество богов. Чтобы нагляднее представить себе это количество, можно назвать только три группы из них. Например, Сенцон Уицнауа — звездные боги южной части неба, Сенцон Мимишкоа — звездные боги северной части неба и Сенцон Тоточтин — боги опьяняющего напитка октли. Всего богов в этих трех группах 1200! Но этой цифрой далеко не исчерпывается то количество богов всех рангов и званий, с которыми приходилось иметь дело ацтекским жрецам.

Весь мир населен божествами — добрыми, злыми, великодушными и мстительными. С ними надо ладить, дабы не навлечь на себя беды. Среди всех этих многочисленных божеств, каждое из которых имело, так сказать, свою «специальность», наибольшим почитанием пользовались боги, связанные с земледелием. Главными в этой группе богов были тлалоки — боги гор, управляющие дождями, громами и молниями. Почитание их было связано с реками, озерами и источниками. Каждая долина имела своего тлалока, обитавшего на ближайшей возвышенности.

Ацтеки считали, что все эти бесчисленные тлалоки подчинены верховному Тлалоку. Ему, наряду с Уицилопочтли, был посвящен главный храм Теночтитлана. Четвертая часть всех больших религиозных праздников была непосредственно связана с этим богом. Тлалок всегда изображался с двумя змеями вокруг глаз. Первоначально, по всей вероятности, тлалоки были покровителями охоты и рыболовства. Впоследствии, когда люди освоили земледелие, эти боги стали покровителями земледельцев.,

Богиня Чальчиуитликуэ — Владычица в изумрудной одежде, считавшаяся женой Тлалока, почиталась как богиня текущей воды. От нее, по верованиям ацтеков, зависело движение воды в реках и озерах. Она же могла наслать на землю потоп.

Богини и боги кукурузы — Чикомекоатль, Шилонен, Синтеотль и Шочикецаль — были молоды и красивы. Чикомекоатль (Семизмеиная) была богиней урожаев и пищи. Шилонен и Шочикецаль олицетворяли растущую молодую кукурузу.

Бог Кецалькоатль (имя его, по всей вероятности, можно дословно перевести как Змея, покрытая перьями) был связан с почитанием планеты Венеры. О нем у народов Мексики существовало множество различных сказаний. В одном из них говорится, что Кецалькоатль после долгой борьбы был изгнан из Мексики. Уезжая по морю на Восток, он предсказал, что по прошествии некоторого времени снова вернется в свою страну. Этот бог обычно изображался с кожей белого цвета. Огромную службу миф о Кецалькоатле сослужил Кортесу и испанским конкистадорам.

Каждое племя древней Мексики имело своего особого бога-покровителя. Таким покровителем теночков, или ацтеков, был уже известный нам Уицилопочтли — бог войны и охоты. Его матерью была богиня земли Коатликуэ — Владычица в одежде из змей. Эта богиня изображалась с двумя змеями вместо головы, и платье ее было сплетено из корчащихся и извивающихся змей. В Теночтитлане она, как мать бога-покровителя, пользовалась особым почитанием. В честь ее был сооружен храм, в котором находилась колоссальная статуя этой богини, сохранившаяся до наших дней.

Верховным божеством ацтеков был бог Тескатлипока — Дымящееся Зеркало. В XVI веке он почитался всеми племенами науа как всемогущее божество, верховное по отношению ко всем племенным, военным и охотничьим богам. Обычно его изображали с зеркалом из полированного обсидиана в руках. В этом магическом зеркале, по ацтекским поверьям, отражалось все, что происходит на свете. Тескатлипока был, как и Уицилопочтли, богом войны. Его обычно представляли очень жестоким, наказывающим людей голодом и болезнями и требующим бесчисленных человеческих жертв. Он и изгнал, по повериям ацтеков, Кецалькоатля из Мексики.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Его окружала высокая каменная стена, украшенная снаружи рельефными изображениями змей. Обширный храмовый двор был вымощен плитами, отполированными до блеска.

Храм Уицилопочтли представлял собой гигантскую усеченную пирамиду, — точнее, пять усеченных пирамид, поставленных уступами друг на друга, из которых большая служила основанием. Сто четырнадцать ступеней вели на вершину храма, но они шли не сплошной линией, а образовывали пять лестниц, соответствующие пяти «этажам» храма. Каждая из лестниц приводила посетителя на очередной уступ, и лишь обойдя его кругом, он попадал на следующую лестницу. Таким образом, чтобы достичь вершины храма, надо было не только преодолеть все сто четырнадцать ступеней, но и четыре раза обойти все здание, каждую из его пирамид. Лестницы шли по наружной плоскости. Торжественное шествие жрецов во время празднеств, медленно, на виду у всего народа поднимавшихся на вершину храма, было эффектным и впечатляющим зрелищем.

Точные размеры храма бога войны не сохранились. Ученые полагают, что площадь его основания равнялась примерно 1 000 кв. метрам, а высота — 30–35 метрам. На вершине храма была обширная площадка с двумя башнями-святилищами. Перед ними стояли алтари, в которых и днем и ночью горел огонь.

Взору представал исполинский истукан неуклюжей формы, со свирепым и безобразным лицом. В правой руке он держал лук, в левой — золотые стрелы. Тело истукана было опоясано змеей, составленной из жемчуга и драгоценных камней, а на шее висели золотые человеческие маски и цепь из золотых и серебряных сердец. Так выглядел Уицилопочтли — ацтекский бог. Любимым блюдом этого кровожадного бога были человеческие сердца. На специальном камне, установленном около идола, жрецы приносили ему в жертву людей из числа военнопленных, рабов и жителей покоренных племен, вспарывая им грудную клетку и извлекая еще трепещущее сердце. Следует сказать, что этот отвратительный обряд был умело использован католическими священниками в качестве одного из главных доводов за новую религию.

Были в этом храме статуи и других ацтекских богов, и всем им приносились человеческие жертвы. Жрецы внушали народу, что только такими жертвами можно предотвратить уход Солнца — источника жизни.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. По верованиям ацтеков, мир состоял, кроме Земли, из тринадцати небес и девяти преисподних. Но представление о рае для праведников и об аде для грешников, столь характерное для христианской религии, было ацтекам чуждо. Все тринадцать небесных этажей были заселены божествами. Чем значительней и могущественнее был бог, тем выше он жил.

Небеса имели и горизонтальное деление. В восточной части жили воины, погибшие в бою или принесенные в жертву, в западной части — женщины, умершие во время родов, то есть погибшие в тот момент, когда они давали жизнь будущим воинам. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах — так сказать, на своем поле битвы, — сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалока.

Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти. Но достичь его было не так просто. На пути мертвецов подстерегали тысячи опасностей: горы, грозившие раздавить путника; змеи и гигантские крокодилы; безводные пустыни; вихревой ветер, метавший обсидиановые ножи. Последний этап мучительного пути через широкую реку совершался на спине маленькой красной собаки. Владыка подземного мира получал от покойника дары и в зависимости от их ценности определял, в какой преисподней тот должен обитать…

Согласно ацтекской мифологии, сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от ягуаров, вторая — от ураганов, третья — от всемирного пожара, четвертая — от потопа. Современная ацтекам эпоха Пятого Солнца должна была завершиться страшными землетрясениями.

 

Ацтекские мифы

 

Рождение богов

«На самом высоком, Тринадцатом, Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекухтли и Омесиуатль, мужского и женского начал.

Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги. Первые четверо из них были самыми могущественными.

Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.

Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю».

 

Сотворение мира

«Итак, Ометекухтли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли.

Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше.

Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.

Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину — прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.

Также сотворили календарь, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира — Миктлантекухтли и Миктекасиуатль, для того, чтобы они правили в Миктлане — мире мертвых.

Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу Сипактли для того, чтобы она жила в воде. Сотворили бога воды, Тлалока, и его сестру Чальчиуитликуэ (чье имя означает Та, что в юбке из зеленого камня), которые жили в доме с четырьмя комнатами и двором, где находились четыре больших сосуда с водой. С помощью этой воды они делали дождь. Тлалок сотворил себе множество маленьких помощников — тлалоков, — чтобы они помогали ему делать дождь.

Потом опять собрались четверо братьев-богов и из рыбы Сипактли сделали Землю, которую назвали Тлальтекухтли. От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекухтли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикетцаль. От этого брака родились все остальные люди.

Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце».

 

Первое Солнце — Солнце Тигра (Оцелотонатиух)  

«Бог ночного неба Тескатлипока — Дымящееся Зеркало, был первым, кто сделался Солнцем. Так началась первая эпоха.

Другие боги сотворили людей-гигантов, которые не работали и не возделывали землю, а только питались плодами. Но Солнце не двигалось на небе так, как положено, в полдень уже наступала ночь, и тигры пожирали людей. Холод и темнота окутывали Землю.

Бог Запада, Кецалькоатль — Пернатый Змей, ударил Тескатлипоку своим посохом, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в тигра, вышел на землю и пожрал всех гигантских людей.

Так Земля снова стала необитаемой, а Вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет.

Так окончилась первая эпоха в истории человечества — эпоха Первого Солнца».

 

Второе Солнце — Солнце Ветра (Эхекатонатиух)  

«Тогда Кецалькоатль — Пернатый Змей, бог Запада, сделался Солнцем, и началась вторая эпоха. Землю вновь населили люди. И было спокойно на Земле некоторое время. Тогда Тескатлипока превратился в тигра и одним ударом сбросил Солнце на Землю.

И опять Земля осталась без Солнца. Поднялся страшный ветер и повалил все деревья. Все, что было на Земле, было унесено ветром. Большая часть людей погибла. Те люди, что остались в живых, превратились в обезьян. Это продолжалось 676 лет.

Так окончилась вторая эпоха — Солнце Ветра».

 

Третье Солнце — Солнце Огненного Дождя (Киауитонатиу)  

«Тогда боги сделали Солнцем Тлалока, бога дождя и небесного огня. Так началась эра Третьего Солнца, Это продолжалось 364 года.

И тогда Кецалькоатль сделал так, чтобы с неба падал огненный дождь. Огонь упал с неба в виде молний. Вулканы открыли свои кратеры, и огонь пожрал Землю. С неба падали песок и раскаленные камни. Большая часть людей погибла, а те, кто выжили, превратились в птиц.

Так окончилась третья эпоха — эпоха Солнца Огненного Дождя».

 

Четвертое Солнце — Солнце Воды (Атонатиух)  

«Тогда Кецалькоатль сделал Солнцем сестру Тлалока, богиню воды Чальчиуитликуэ — Ту, что в юбке из зеленого камня. Так началась эпоха Четвертого Солнца, которая продолжалась 312 лет.

Тескатлипока сделал так, что дождь не прекращался. В течение многих дней шел дождь, и Землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб.

Так окончилась эпоха Четвертого Солнца. Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на Землю. Земля в любой момент могла развалиться на части.

Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья, а остальные боги помогли им поставить небо на свое место. Четыре раза боги пытались сотворить человечество, и четыре раза мир был разрушен из-за вражды между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Опять было холодно и темно, и не было Солнца».

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.