Книга, имеющая не более трех авторов: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Книга, имеющая не более трех авторов:

2022-10-10 31
Книга, имеющая не более трех авторов: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).

Тематика рефератов

 

Вариант 1. Предмет и категории психологии управления.

1. Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления».

2. Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его.

3. Рассмотрите насколько справедливо утверждения о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это деятельность людей объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему «человек - техника» и «человек - человек», а другие только как «человек - человек». Этот вопрос является дискуссионным, ваше право привести мнения различных авторов и проанализировать их.

Второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия как управленческая деятельность. Не случайно курс психологии управления, подробно освещает психологическую структуру, состав и содержание деятельности руководителя; раскрывает систему его управленческих функций и характеризует их главные психологические закономерности.

Подробнее остановитесь на сущности управленческой деятельности, которая определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; носит общественный характер, осуществляется в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.

Третий вопрос предполагает самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. К психологическим аспектам деятельности руководителя относятся психологические особенности управленческого труда вообще, психологический анализ личности руководителя, индивидуальный стиль управления и многое другое.

Литература

1. Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н. и др. Социология и психология управления. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Вересов Н.Н. Психология управления.- М., 2001.

3. Урбанович А.А. Психология управления. - Минск, 2003.

4. Касьяник П.М. Психология управления: Конспект лекций.- М.: ACT, СПб.: Сова, 2005.

5. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Вариант 2: Психология управления и другие науки.

1. Укажите отличие науки управления от науки психологии управления.

2. Соотнесите предмет психологии управления с общей психологией.

3. Соотнесите проблемы, изучаемые психологией управления и психологией труда.

а) соответствие работника конкретной организации

б) соответствие работника его профессии

в) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива и личности.

г) изучение личности работника в организации

д) профессиональный отбор

е) профориентация.

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ понятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление и подчинение.

При рассмотрении предмета психологии управления вы можете выделить следующие три уровня психолого-управленческой проблематики: психологические аспекты деятельности руководителя, психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления; психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации.

Второй вопрос предполагает рассмотрение тех понятий и явлений, которые являются предметом изучения, как психологии, так и психологии управления. Это такие понятия как: мотивация, личность, воля, эмоции, чувства и др. Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой изучения является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагностики и социологии.

Литература

1. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Прогресс, 1971.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 1999.

3. Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

4. Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Москва-Форум, 2006.

5. Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: ГУУ Книжный мир, 2005.

6. Волгонова И.Д. Управленческая психология. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

Вариант 3: Психологический аспект процесса управления.

1. Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления, как целеполагание.

2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация.

3. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда):

а) зарплата

б) трудовые успехи

в) условия труда

г) степень ответственности

д) служебный и профессиональный долг.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации. Существует ряд концепций личной и организационной эффективности, которые основаны на углубленном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р.Дилтса.

При ответе на второй вопрос следует начать с того, что организация предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте их. Современное информационное общество способствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, и организации предпринимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур.

Третий вопрос предполагает обращение к понятию мотивация. При выполнении теста вы должны помнить, что мотивы основываются на системе потребностей человека, формируют его активность, побуждают делать выбор и определять цели.

Литература

1. Столяренко Х.Д. Психология управления.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология.- М.: Аспект -Пресс, 2006.

2. Машков В.Н. Психология управления.- СПб.: Питер, 2002.

3. Мильнер Б.З. Теория организаций,- М., 1998.

4. Розанова В.А. Психология управления - М.: Управление персоналом, 1999.

5. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. – М.: ЭКСМО, 2008.

 

Вариант 4: Психологические основы мотивирования и контроля

1. Охарактеризуйте функцию мотивации в управлении.

2. Проанализируйте контрольно-коррекционную функцию управления и основные требования, предъявляемые к контролю.

3. Какие из перечисленных требований предъявляются к контролю:

а) постоянство

б) тотальность

в) открытость

г) оперативность

д) формальность.

Методические рекомендации

Первый вопрос потребует от вас подробно остановиться на понятии мотивация. Мотивацией называют совокупность наиболее стойких мотивов, определяющих направленность личности, ее ценность, ориентацию и деятельность в целом. Иногда к этому определению добавляют активность и стимулирование направленности. Обратите внимание на положение о том, что любые потребности есть основа мотивов и мотивации. Попытайтесь доказать, что именно создание, поддержание и развитие мотивации исполнителей есть важнейшая функция руководителя.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение именно контрольно-коррекционной функции управления, а не просто контроля как проверки. Важно подробно остановиться на принципах организации контроля: оперативности, ориентированности на результат, адекватности содержанию деятельности, простоте, экономичности, объективности. Система контроля должна быть адекватна личности руководителя.

При ответе на третий вопрос следует обратиться к тем характеристикам контроля, которые позволяют рассматривать его как важную коррекционную функцию управления. Подумайте, можно ли все перечисленные требования рассматривать как обязательные для осуществления контроля?

Литература

1. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

2. Машков В.Н. Психология управления.- СПб.: Нева, 2002.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003.

4. Маклаков А.Г.Общая психология.- СПб., 2005.

5. Кабаченко Т.С.Психология управления.- М., 2000.

6. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М., 2008.

 

Вариант 5: Психология личности варианты ее понимания в психологической науке

1.Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность»

2. Рассмотрите структуру личности.

3.Соотнесите психологические школы изучения личности и их представителей.

а) К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм;

б) И.П.Павлов;

в) А.Маслоу, К.Роджерс;

1) теория научения;

2) психоанализ;

3) гуманистическая психология.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос должен включать подробные определения перечисленных категорий. При определении понятия человек, важно отметить, что это родовое понятие и одновременно - специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное, он продукт общественного развития. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной эпохе и культуре. Отметьте, что индивидуальность есть непременный и важнейший признак личности, единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.

При ответе на второй вопрос можно выделить три позиции структуры личности: 1. общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции); 2.социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3.индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание). Подробно охарактеризуйте эти составляющие структуру личности.

Третий вопрос предполагает подробный анализ перечисленных направлений. Охарактеризуйте такое направление как психоанализ. Что говорит психоанализ об источниках психической энергии, побуждениях и инстинктах, сознательное или бессознательное более значимо в формировании мышления и поведения. В чем сущность концепции И.П.Павлова, каким образом концепция условного рефлекса была применена к теории научения Дж.Уотсоном. Назовите основные положения гуманистической психологии.

Литература

1. Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.)- М.: ЮНИТИ, 2006.

2. Крысько В. Социальная психология.- М., 2003.

3. Куницина В.Н.,Казаринова Н.В.,Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб.: Нева, 2001.

4. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5. Столяренко А.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. Егидес А.П. Как разбираться в людях, или психологический рисунок личности.- М.: АСТ-Пресс-Книга, 2002.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

8. Юнг К.Г. Психологические типы.- М.: АСТ-Пресс-Книга, 1998.

 

Вариант 6: Психология субъекта управления

1. Охарактеризуйте роль познавательных процессов в управленческой деятельности.

2. Рассмотрите отличие нравственных норм поведения от этикетных норм в управленческой деятельности.

3. Ситуация для анализа

Вы - руководитель фирмы, и Вам часто приходится работать с информацией. Бессистемное чтение означает потерю времени, а рациональное чтение позволяет лучше справиться с потоком информации. Исходя из существующих правил, разработайте рекомендации по работе над текстом.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует кратко остановиться на характеристике основных познавательных процессов: ощущении, восприятии, мышлении, памяти и др. Важно отметить, что ощущения, восприятие и мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Внимание как психофизиологический процесс, характеризует динамические особенности познавательных процессов. Память - основа психической деятельности, остановитесь на ее видах, свойствах, индивидуальных особенностях. Основное внимание следует уделить той роли, которую играют эти процессы в управленческой деятельности.

Второй вопрос предполагает обращение к такой непростой теме как нравственные проблемы в управленческой деятельности. Дайте определение понятию - мораль. Важно отметить, что нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, о том, как должно себя вести в обществе, однако именно в противоречии между должным и сущим (реально существующей нравственностью) заключена противоречивая сущность делового общения и поведения человека. Охарактеризуйте понятие - этикет, обращая внимание на то, что особенностью этикета является соблюдение формальных правил поведения, регламентирующих поведение людей в определенных деловых ситуациях. Соблюдение человеком этикетных норм в профессиональной деятельности отнюдь не предполагает наличие у него нравственной культуры. Приведенный вами пример из собственной деловой практики сделает ваш ответ более убедительным.

При ответе на третий вопрос дайте конкретные рекомендации по решению данной проблемы.

Литература

1. Радугин А.А. Психология и педагогика.- М.: Центр, 1999.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.:Академия, 1998.

3. Розанова В.А. Психология управления.- М.: ООО «Журнал Управление персоналом», 1999.

4. Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.).- М: Юнити,,2006.

5. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

Вариант 7: Чувство ответственности и стиль управления

1. Проанализируйте положение о том, что важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности.

2. Охарактеризуйте основные стили управления.

3. Дайте определение понятий:

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) ощущение;

1) психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств;

2) психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств;

3) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта;

4) обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает понимание самого понятия -ответственность, как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Важно указать, что ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного, выполнения». Ответственность есть важнейшее свойство личности. Следует рассмотреть вопрос о том, кто выступает субъектом ответственности и какое значение имеет осознание ответственности в управленческой деятельности.

При ответе на второй вопрос обратите внимание на характеристику личностных качеств руководителя, влияющих на эффективность управления (доминантность, уравновешенность, креативность, ответственность и т.д.) При анализе традиционных стилей руководства (авторитарный, демократичный, либеральный) важно соотнести их психологические характеристики. Какие механизмы влияния характерны для этих стилей.

Третий вопрос рекомендуется начать с рассмотрения роли и значения познавательных процессов в управленческой деятельности. Насколько значима роль индивидуально-стилевых различий восприятия, памяти, мышления людей, являющихся субъектами или объектами управленческой деятельности.

Литература

1. Франкл В. Человек в поисках смысла (Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990.

2. Фроммм Э. Психоанализ и этика (Пер. с англ.- М.: Республика, 1993.

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию (Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. B.C. Магуна- М.:Аспект-Пресс, 1999.

4. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: прикладное значение.- Спб.: Нева, 2003.

5. Розанова В.А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2008.

 

Вариант 8: Новейшие стили управления: коучинг

1. Охарактеризуйте особенность коучинга как стиля управления.

2. Приведите и проанализируйте сравнительные характеристики лидерства и руководства.

3. Укажите понятие, характеризующееся определением: «осознание и переживание человеком ответственности, основанные на самооценке исполнения обязанностей». Соотнесите это понятие с нравственной ответственностью руководителя.

а) долг;

б) совесть;

в) локус контроля.

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает анализ такого стиля управления, который ориентирует на получение результата в процессе личностного развития обучаемого. Следует ответить на вопрос - является ли коучинг только стилем управления или одновременно это и процесс управленческого консультирования. Может ли коуч консультировать по нескольким профессиональным направлениям? Решает ли коуч саму проблему или помогает человеку искать собственное решение. Коучинг - это разбор ошибок и проблем сотрудника или анализ будущих возможностей?

Второй вопрос следует рассматривать исходя из положения о том, если руководство является функцией управления, то лидерство определяется как естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета руководителя на поведение членов группы. Каковы источники и формы воздействия на организацию лидера и руководителя? Назовите общие черты лидера и руководителя.

Третий вопрос представляет собой не просто определение важнейшего нравственного понятия, но и предполагает рассмотрение роли и значения нравственной ответственности руководителя в процессе управленческой деятельности.

Литература

1. Кабатченко Т.С. Психология управления. - М.: Педагогическое общества России, 2005.

2. Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг. - СПб.: Речь, 2003.

3. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д., Монелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: Прогресс, 2000.

4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования - М., 1999.

5. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. - СПб.: Прогресс, 2001.

 

Вариант 9: Новейшие стили управленческой деятельности: топ-менеджмент

1. Охарактеризуйте концепцию эффективности управленческой деятельности - «управленческая решетка» Блейка и Мутона.

2. Охарактеризуйте управленческие способности высшего звена: топ-менеджмент.

3. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду:

1) признание заслуг;

2) степень ответственности;

3) социальный статус;

4) гарантии сохранения работы;

5) условия труда.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос укажите, какими мерами предложили измерять эффективность управленческой деятельности Блейк и Мутон. Какие пять типов руководителей можно выделить, если использовать такие критерии оценки как: «степень внимания к производству» и «степень внимания к людям». Охарактеризуйте эти стили управления и укажите, какие из них наиболее часто встречаются.

Второй вопрос предполагает рассмотрение современных изменений в управленческой деятельности. Проанализируйте, почему современные топ-менеджеры должны обладать способностью строить и развивать команды, ориентировать на развитие сотрудников, делегировать ответственность и формировать потребность в проявлении инициативы. Важно рассмотреть такие управленческие способности высшего звена как: когнитивные (информационный поиск, концептуализация, концептуальная гибкость); директивные (воздействие, уверенность в себе, презентация); проактивные способности (ориентация на успех); мотивационные (межличностный поиск, управленческое взаимодействие, ориентация на развитие).

Третий вопрос позволяет подробно остановиться на понятии «мотивация» и механизмах мотивации. Важно отметить, что если мотив выступает внутренним побуждением человека к действию, то стимул есть внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, т.е. становится мотивом. Следует соотнести эти понятия и с категорией потребность, которая является психологическим состоянием человека, связанным с ощущением недостатка в чем-либо. Приведите конкретный пример по выбранным вами мотивационным факторам.

Литература

1. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.- М.: Зерцало, 1999.

2. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П. Управление по результатам. М.: Прогресс-Универс, 1993.

3. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал.- М.: Изд-во ВШЭ, 1997.

4. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2000.

5. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. - М.: КСП+, 2000.

6. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Вариант 10: Психология объекта управления

1.Охарактеризуйте содержательные теории мотивации (А.Маслоу) и процессуальные теории мотивации (Врум, Портер,Лоулер)

2. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

3.Какое понятие характеризуется как «официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления»:

а) лидер;

б) руководитель;

в) член группы, играющий ключевую роль.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с того, что согласно концепции А.Маслоу поведение личности определяется его наиболее сильной в данный момент потребностью. Перечислите эти потребности и объясните, какие факторы способствуют удовлетворению вторичных потребностей. В чем отличие процессуальных теорий мотивации, например теории ожиданий?

При ответе на второй вопрос важно соотнести рассмотренные выше позиции с положением Герцберга о том, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Назовите факторы удовлетворенности работой и неудовлетворенности работой. Что понимал Герцберг под «гигиеническими факторами»? Насколько справедлива эта концепция в наши дни?

Ответ на третий вопрос предполагает не только правильный выбор термина, но и характеристику этих социально-психологических понятий. Приведите конкретные примеры, позволяющие развести эти понятия.

Литература

1. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во Союз, 2000.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ. -М.: Дело, 1997.

4. Волкогонова И.Д. Управленческая психология. – М.: ИНФРА-М., 2008.

 

Вариант 11: Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами

1.Охарактеризуйте понятие - малая социальная группа.

2.Назовите и проанализируйте позитивные и негативные характеристики малых социальных групп.

3. К какому признаку классификации можно отнести указанные группы:

а) постоянные и временные;

б) государственные, смешанные, частные;

в) формальные и неформальные;

г) официальные и неофициальные;

д) производственные, торговые, научные;

1) по статусу;

2) по формам собственности;

3) по характеру внутренних связей;

4) по характеру деятельности;

5) по времени действия.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает обращение к понятию социальная группа. Важно отметить, что малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру. Рассмотрите в чем особенность малой группы, что связывает ее участников, какие социально-психологические процессы характерны для малой группы. Приведите классификацию малых групп.

Второй вопрос является логическим продолжением первого, вам следует рассмотреть особенности поведения человека в группе. Отметьте, что разновидностью малой социальной группы является рабочая группа - команда - коллектив. Ответ на вопрос - каковы механизмы групповой динамики и стадии развития группы, позволит более полно ответить и на вопрос об особенностях негативных и позитивных характеристик социальной группы. Укажите - являются ли изменения в группе результатом влияния нового члена группы, либо изменение условий деятельности, прежде всего, влияют на появление негативных либо позитивных характеристик группы.

Третий вопрос должен быть иллюстрирован конкретными примерами.

Литература

1. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Управление персоналом, 2003. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации (пер. с англ.) - М.: Экономика. 1990.

2. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде.- Петрозаводск, 1997.

3. Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты.- СПб.: Питер, 2001.

4. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М., 2008.

Вариант 12. Противоречия групповой динамики

1. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы.

2. Социальные роли и отношения в коллективе.

3. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:

а) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;

б) наличие органов управления и руководства;

в) наличие общественно значимых целей деятельности;

г) чувство принадлежности к данной группе;

д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с рассмотрения социально-психологической характеристики самой группы. Важно отметить, что рабочая группа (коллектив) - это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Каким требованиям должна соответствовать малая группа, что бы ее можно было назвать коллективом. Назовите факторы развития групп - объективные и субъективные. Охарактеризуйте такие стадии развития как: стадия первичного синтеза (стадия создания коллектива), стадия дифференциации, стадия интеграции. Время перехода от одной стадии к другой различно и зависит от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

При ответе на второй вопрос важно отметить, что социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных и производственных. Производственные роли (председатель, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель) можно охарактеризовать, описав их функции, свойства, тип личности. Важно описать типы отношений, которые возникают в рамках коллектива между его членами. Это такие отношения, как: дружеская кооперация, дружеское соревнование, невмешательство, соперничество, кооперация антагонистов.

Ответ на третий вопрос предполагает анализ того, что отличает рабочую группу от других социальных групп, назовите социальные группы, о которых идет речь.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2001. Карпов А.В. Психология групповых решений.- М.: Институт психологии РАН, 2000.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебн.пособие.- М.: Гардарики, 2003.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М., 2003. Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра: Коллективная монография (авт. колл.: А.Ф.Шикун, И.М.Филинова, С.Н. Махновец) в 2т.-М: Воентехиздат, 2002.

Вариант 13: Психология управленческого общения.

1. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение».

2. Охарактеризуйте различие межгруппового и межличностного восприятия в общении.

3. Ситуация для анализа

«Расшифруйте» позы и жесты Вашего партнера:

- расстегнут пиджак;

- руки скрещены на груди, кулаки сжаты;

- сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку;

- голова слегка наклонена набок;

- медленно снимает очки, тщательно протирает стекла;

- прикрывает рот рукой во время своего высказывания;

- прикрывает рот во время слушания;

- старается не смотреть на Вас.

Дайте им подробную характеристику.

Методические рекомендации

Первый вопрос является принципиальным для теории психологии управления. Коммуникация есть основа организации функционирования системы, это понятие является более широким, чем общение. Общение предполагает обмен информацией между людьми, в отличие от коммуникации в ходе которой, происходит обмен информацией в живой и неживой природе. Рассмотрите понятие управленческое общение, его уровни и стадии. Рассматривая общение, подробно остановитесь на единстве трех его сторон: общение как коммуникация, общение как взаимодействие и общение как восприятие людьми друг друга. В теме - общение как коммуникация важной составляющей вашего ответа должно стать рассмотрение коммуникативных барьеров.

При ответе на второй вопрос необходимо обратиться к социально-психологическим особенностям восприятия и охарактеризовать процесс стереотипизации, как основной механизм восприятия на межгрупповом уровне. Рассмотрите механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии.

Третий вопрос предполагает анализ конкретного примера проявления чувств в процессе общения.

Литература

1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М., 2002.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА -М, 1996.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия.- СПб.: Нева, 2005.

4. Машков В.Н. Психология управления.- СПб.: Питер, 2002.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М, 2005.

6. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.: Экономика, 1987.

 

Вариант 14: Структура управленческого общения

1. Формы управленческого общения.

2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения.

3. Ситуация для анализа

Bы часто замечаете, что, хотя Вы всегда настроены слушать собеседника внимательно, иногда смысл того, что хочет сказать Ваш партнер, ускользает от Вас, и Вы понимаете его слова совсем в другом контексте. Из-за этого в последнее время Вы допустили некоторые ошибки в работе. Как Вы думаете, в чем может заклю­чаться причина этого и что Вам нужно предпринять?

Методические рекомендации.

Первый вопрос следует рассматривать исходя из положения о том, что управленческое общение - это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Далее, охарактеризуйте сами формы управленческого общения: субординационная (в основу положены административно-правовые нормы), служебно-товарищеская (в основу положены административно-моральные нормы), дружеская (в основу положены морально-психологические нормы взаимодействия).

При ответе на второй вопрос ваше право выбрать те основания по которым вы будете рассматривать коммуникативную составляющую общения: с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное и т.д.); с точки зрения сосредоточения интересов сторон (компромисс, уход, нейтралитет, сотрудничество, противоборство); по организационным формам (деловая беседа, совещание); по средствам коммуникации (вербальное и невербальное). Охарактеризуйте любую теорию, освещающую интерактивную составляющую как взаимодействие (Э.Берн, Т.Парсонс, М.Вебер). Характеризуя перцептивную составляющую общения, как восприятия одним партнером по общению другого, необходимо рассмотреть такие как: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Укажите, от чего зависит восприятие, назовите наиболее типичные искажения представлений о другом человеке.

Третий вопрос предполагает краткое описание способа выхода из сложившейся ситуации.

Литература

1. Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.). - М.: ЮНИТИ, 2006.

2. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. - М.: Вузовский учебник, 2005.

3. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человеческое тело, как книгу. - М.: Прогресс, 1990.

4. Лабунская В.А. Невербальное общение.- Ростов на Дону.: Феникс, 1986.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.