Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-10 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
После рекрутирования соответствующей выборки респондентов, а также по мере создания плана сортировки и успешного завершения опроса, производится запись результатов в соответствии со следующей схемой: каждой карточке соответствует своя переменная в базе данных, переменной присваивается значение того интервала, в который попала соответствую-
А. Кутлалиев
А. Попов
щая карточка. Например, для трех карточек, помещенных на крайний левый. интервал шкалы, значения соответствующих переменных будут равняться«-5».
Этап 7. Анализ данных
Демонстрацию аналитических способностей Q -метода мы решили произвести на примере исследования, аналогичного вышеупомянутому опыту Стефенсона1. для пущей сопоставимости со Стефенсоном все условия бы. воспроизведены практически досконально: так же была взята выборка из 20 человек, так же была разработана анкета на самозаполнение и т.д. Существенным отличием нашего исследования от опыта Стефенсона было то, — в нем принимали участие не юноши, а девушки. Это во многом объясняет которые расхождения полученных результатов с теми, что получил Стефенсона. Анкета, предложенная им, состояла из З частей:
Часть 1. Размеры различных частей тела (аналогично тону методу который использовал Стефенсон в своей работе).
Глава 10.
Q- метод (Q- methodology)
Часть 2. Оценка различных частей тела по степени их важности для респондента. В эксперименте Стефенсона предполагалось, что для оценки респондентам будет представлен тот же самой список частей тела, что и для измерения. В данной работе, однако, формулировка некоторых частей тела была изменена, чтобы сделать ее максимально понятной для респондента. На данном этапе исследования применялась принудительная сортировка, для получения квазинормального распределения ответов.
|
Часть З. дополнительная анкета, включающая в себя вопросы о стилях
жизни, отношении к спорту и т.д.
Как мы уже отмечали, факторный метод является фундаментом при анализе 0-
сортированных данных. В данном исследовании факторы строятся на 2типах данных: в виде натуральных измерений (банальным портняжным сантиметром) и в виде субъективных оценок частей тела. Однако в обоих случаях для факторизации используется метод главных компонент (РСА — principal Componets Analysis) и метод ортогонального вращения Varimах (подробнее см. предыдущую главу).
Кайзеровской оптимизации из всего объема данных было выделено 8 факторов, которые объясняют 87% дисперсии. Эти 8 факторов связывают измерения различных частей тела следующим образом (см. табл. 10.6). Сравнение с результатами Стефенсона показывает, что некоторая часть факторов совпала практически идеально, у других обнаружились некото-
А. Кутлалиев
А. Попов
рые различия. Скорее всего, это связано с выбором различных объектов следования — у Стефенсона это были мужчины, в использованном примере — женщины. Из самых общих соображений известно, что некоторые пропорции мужского и женского тела отличаются весьма существенно.
Тем более интересно, что происходит при транспонировании данных т.е. когда мы начинаем менять строки и столбцы местами, а потом на транспонированной матрице проводим факторный анализ. В результате был выделен 1 фактор, объясняющий 99% дисперсии и с уверенностью сообщающий нам, что все исследуемые объекты принадлежат к одному биологическому виду — homo sapiens. Мы получили вывод, аналогичный тому. 4 которому пришел Стефенсон, — транспонирование матрицы не позволяет перейти от факторного анализа R-матрицы к Q -матрице.
Сравним теперь факторные значения транспонированной матрицы в нашем случае и у Стефенсона. Обратим внимание, как совпали некоторые факторы из различных исследований, между которыми почти 70 лет (табл. 10.7):
|
Глава 10.
Q- метод (Q- methodology)
Пропорционально этим факторным значениям была построена некая
обобщенная человеческая фигура. Надо отметить, что в распоряжении исследователей не было профессионального художника, поэтому для моделирования была использована компьютерная программа (рис. 10.4):
В случае выделения по критерию собственных значений (λ >1) было получено 5 факторов, объясняющих 82% дисперсии. В соответствии с полученными факторными значениями факторы интерпретируются следующим образом:
• фактор 1: грудь, шея, верхняя часть тела, голова;
• фактор 2: рука, глаза;
• фактор 3: кисть руки, предплечье, рот;
• фактор4: нос, нога;
• фактор 5: плечи, талия, бедро, ягодицы.
Далее в полном соответствии с экспериментом Стефенсона была построена фигура того, как респонденты видят себя в своем собственном
представлении (рис. 10.5).
Как видно из этой картинки, наибольшее значение для респондентов имеют: голова, верхняя часть тела и глаза. Несхожесть этого рисунка с предыдущим, построенным пропорционально измерениям частей тела, так же, как и в каноническом исследовании 30-х годов, говорит о том, что объективное состояние человека значительно отличается от его субъективного восприятия значимости тех или иных частей тела.
Дальнейшая интерпретация факторов осуществлялась на основе дополнительной анкеты. В зависимости от факторных нагрузок выбираются те респонденты, которые наилучшим образом представляют тот или иной фактор. В результате внимательного рассмотрения их стиля жизни были сделаны такие обобщения:
А. Кутлалиев
А. Попов
|
|
|
Глава 10.
Q- метод (Q- methodology)
стоковых магазинах. Свободное время они предпочитают проводить дома с книжкой, в кино или на выставках/музеях, или же гуляя на свежем воздухе, редко ходят в бары и рестораны и не много времени проводят в шумных компаниях. Свои отпуска они проводят либо в загородном доме с удобствами, либо где-нибудь за границей, при этом, выбирая место для проведения отпусков, пользуются советами друзей или турагентств. Хотя бы раз в год они бывают за границей. Много времени проводят в одиночестве.
Фактор З (кисть руки, предплечье, рот). «Тусовщики». Они реже всех
занимаются спортом, меньше соблюдают диет, из чего напрашивается вывод, что они меньше всего следят за своей фигурой. Из одежды они предпочитают что-то свободного покроя, а в качестве мест для ее покупки выбирают фирменные магазины и крупные универмаги. Такие люди часто посещают театры и клубы, бары, рестораны, много читают, любят шумные компании и в общем ведут достаточно активный образ жизни. Отпуска (или каникулы) любят проводить в различных городах, странах, экскурсионных турах, при
|
этом не любят более «простые» места проведения свободного времени: дачу и походы — в случае отпусков, прогулки на свежем воздухе — в качестве досуга.
Фактор 4 (нос, нога). «Тусовщики, ориентированные на досуг в местах культурного отдыха». Такой тип людей либо вообще не следит за своей фигурой либо занимается «любительским» спортом не часто (2—З раза в месяц), хотя они и считают, что сегодня каждый современный человек должен поддерживать себя в хорошей физической форме. Одежду могут покупать как в фирменных магазинах и крупных универмагах, так и на рынке. Этот тип людей ведет активный образ жизни с посещением театров, кино и клубов (ночные клубы, дискотеки), однако эти люди редко бывают в барах и ресторанах. Не любят сидеть дома (в том числе и с книжкой), с компьютером. Сравнительно часто бывают за границей (хотя бы раз в год), предпочитая проводить там свои отпуска, однако и к даче относятся с большой любовью. Часто ходят в гости или приглашают гостей. Мало времени и сил уделяют своей внешности.
Фактор 5 (плечи, талия, бедро, ягодицы). «Стремящиеся выделиться». Такие люди либо занимаются фитнесом, причем делают это часто (4—б раз в неделю) и посещают фитнес- клубы, либо не следят за фигурой вообще. Из одежды они предпочитают подчеркивающие фигуры фасоны, покупая ее часто и с удовольствием в фирменных магазинах, на их распродажах и в крупных универмагах. Много времени и сил уделяют внешности. Свободное время чаще всего проводят в шумных компаниях, клубах и кино (посещая их несколько раз в месяц), барах и ресторанах. Отпуск любят проводить либо на даче, либо где-нибудь за границей (бывают там хотя бы раз в год), хотя и по России путешествуют часто. При выборе мест отдыха они не придержи-
А. Кутлалиев
А. Попов
ваются чьих-либо советов, а просто открывают карту и выбирают место для отдыха. Отдыхать предпочитают на курортах со всеми удобствами и развлечениями.
Этап 8. Выработка рекомендаций по применению результатов
Мы уже сетовали ранее, что Q -метод относительно слабо известен в России. Отчасти это связано с тем, что и на Западе он весьма долго пребывал безвестности и лишь недавно обрел второе дыхание. Кроме того, такую нелегкую судьбу этого метода обусловило его расположение на стыке качественного и количественного подходов. Поэтому нам тем более было интересно посмотреть, какие практические выводы можно сделать в результат применения Q -метода. Ради этой благой цели, как мы уже говорили, один авторов выступил в качестве научного руководителя в дипломной работе воспроизводящей опыт Стефенсона. Несмотря на скорее методический, чем практический характер данного исследования, понятно, что и здесь можно сделать несколько полезных выводов.
|
1. Как видно из использованного примера исследования, внутренне видение того или иного явления может сильно отличаться от его внешних проявлений. То же самое мы можем сказать и об отношении к некоему феномену, например, рекламе. Исследователи рынка и рекламисты нередко сталкиваются с тем, что, вы ражая на словах негативную оценку рекламы, потребители в своем покупательском поведении ориентируются именно на марки, рекламу которых они декларативно не любят. Q -метод позволяет заглянуть за фасад заявленных ответов, более точно выявить установки и мнение потребителей. Поэтому, смеем надеяться, он все активнее будет использоваться в рекламных исследованиях.
2. Хотя рассмотренный нами пример не имеет прямого отношения к рекламе, тем не менее полученные результаты позволяют выдвинуть гипотезу что наиболее важные визуальные элементы человеческой фигуры, которые лучше всего использовать в рекламе женских фитнес- клубов, — это плечи талия, бедро, ягодицы (фактор 5, «Стремящиеся выделиться»).
2. Метод достаточно чувствительный, так как даже на малой выборке (...2О человек) позволяет четко идентифицировать существенные различия внутренних установок респондентов и выдвигать обоснованные гипотез наличии разных групп со своими мотивациями. В нашем случае это:
• консерваторы, ведущие малоактивный образ жизни;
• малоактивные, ориентированные на проведение досуга в культурного отдыха;
• тусовщики;
• тусовщики, ориентированные на досуг в местах культурного отдыха
• стремящиеся выделиться.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!