Болезненная озабоченность Америкой — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Болезненная озабоченность Америкой

2022-10-10 33
Болезненная озабоченность Америкой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельности мешает неизбывная, болезненная озабоченность Америкой. Считая США главным противником, российская политическая элита ожидает скорого заката Америки, жестко критикует политику Вашингтона и одновременно копирует ее. Психологически это понятно: в Москве болезненно воспринимают «победу США в холодной войне», винят американцев в лицемерии, двоедушии, вероломстве. И при всем этом отрицании Соединенных Штатов — Америка, ее действия и их объяснение остаются моделью. За последнее время Москва последовательно взяла на вооружение практику «гуманитарных интервенций», «одностороннего признания независимости», «распространения национального законодательства за пределы собственных границ» и проч., что еще недавно рассматривалось как совершенно противоправное и абсолютно недопустимое. Такая добровольная привязка к США не только искажает российскую политику, лишая ее возможности реализации собственной позитивной модели поведения, но и ведет к тиражированию Москвой ошибок тех или иных американских администраций.

Одиночество

В последние годы в России стало модно бравировать одиночеством, в котором усматривался, по-видимому, какой-то отблеск величия. Сразу вспоминается Александр Третий, который мог «велеть Европе подождать, пока российский государь завтракает». На деле реальность не столь величественна. К началу 2009 года у России сложились напряженные отношения с США, прохладные с Европейским союзом, холодные со странами Балтии и Польшей, конфликтные с Украиной, враждебные с Грузией. По принципиальному вопросу признания Абхазии и Южной Осетии к России не присоединился ни один из ее союзников по ОДКБ, ни один из интеграционных партнеров из ЕврАзЭС, ни даже союзный Минск, не говоря уже о новоявленных партнерах из умозрительной аббревиатуры БРИК (Бразилия—Россия—Индия—Китай — Ред.). Одиночество — конечно, не то же самое, что изоляция, но достаточно серьезный повод задуматься. Как заметил в одной приватной беседе один высокопоставленный китайский дипломат: «Не понимаю, зачем России приобретать все новых врагов?» Действительно: задача внешней политики — привлекать друзей и союзников.

Самоизоляция «решателей»

Проблемы российской внешней политики неизбежно отражают общие проблемы российской политической системы, отсутствие в ней действенных институтов. Сверхцентрализация процесса принятия решений, его полная непрозрачность подталкивают к выводу, что бремя принятия всех важнейших решений лежит на плечах одного, максимум двух человек. Это крайне рискованно. Достаточно посмотреть на «цену победы» в последней газовой войне с Украиной: помимо миллиардных убытков, репутация России в Европе как надежного поставщика энергоресурсов разрушена окончательно. Царистская модель президентской власти и соответствующая ей «монаршья» модель внешней политики; полное господство закрытой правительственной экспертизы при фактическом игнорировании экспертизы внешней — все это скорее предпосылки грядущих поражений, а не побед.

Проблемы российской внешней политики можно перечислять долго. Это и неумение пользоваться «мягкой силой», и упор на силу «жесткую»: демонстрации военной мощи, угрозы размещения или перенацеливания ракет, перекрытие газовой «трубы», торговые санкции, депортации. Это и высокомерие по отношению к соседним государствам, вышедшим, как и Россия, из СССР. Особенно достается Украине, так и «не сложившейся» пока в государство-нацию, «криминально-коррумпированной» и т.п. — при том, что многие проблемы двух крупнейших республик бывшего Союза очень схожи. Не замечая, по-видимому, эффекта, производимого таким высокомерием, российские деятели продолжают развивать идеи о «второй Европе», которую предполагают построить на базе СНГ, надеясь, по-видимому, таким образом поставить Россию на равную ногу с «Европой первой» (ЕС). Надо иметь в виду, однако, что страна, открыто проповедующая великодержавный эгоизм, не может стать интеграционным магнитом по определению. Ни Казахстан, ни Белоруссия, ни Армения не горят желанием лечь в основание нового российского центра силы.

Создается впечатление, что российская внешняя политика покинула ХХ век сразу через две двери — одну, ведущую в XIX век, и другую, открывающуюся в XXI. Сейчас эти две линии, очевидно, столкнулись, в результате чего возник тупик. Выход из него — в формировании современного внешнеполитического мышления в российской национальной элите и в формировании самой этой элиты. Не будет достойной элиты — не будет и гражданской нации, а «национальные интересы» будут произвольно определяться произвольно сменяющими друг друга узкими группами лиц.

 

В.И. Михайленко

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОЛИТИКА ПОД ЗНАКОМ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ТРУБ [36]

В конце мая 2007 г. зарубежные информационные агентства (The Times) тревожно сообщили о том, что активность российских спецслужб в США достигла уровня холодной войны[37]. На наш взгляд, опасения натовских союзников являются чрезмерными. Ни сегодня, ни в ближайшем будущем Россия не представляет для них серьезной военной угрозы. Даже добытые российской разведкой военно-технические "ноу хау" и "хай-тек" сведения вряд ди смогут в современной России дойти до прикладного производственного применения.

 С 1991 г. в России идет комплексная военная реформа, однако до сегодняшнего дня не определена главная стратегическая задача – какой должна быть Российская армия. 15 февраля 2007 г. на место министра обороны Сергея Иванова был назначен сугубо гражданский человек Анатолий Сердюков, чья деловая карьера начиналась с заведующего секцией мебельного магазина, а в последние годы был руководителем Федеральной налоговой службы. Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы прийти к выводу, что главнейшей задачей, стоящей перед вооруженными силами, их Главнокомандующий Президент В. Путин, видит в наведении финансового порядка, в закрытии "черной дыры", куда бесследно исчезают бюджетные деньги без каких-либо видимых результатов модернизации армии. Новый военный министр Сердюков начал с изгнания "людей Иванова" из военного ведомства.

Очень медленно решается задача военно-технического оснащения армии. На заседании Военно-промышленной комиссии, которое проходило в Екатеринбурге в апреле 2007 г., отмечался «беспрецедентный рост цен по контрактам, заключаемым с единственными поставщиками», а также «снижение качества продукции отечественной оборонной промышленности». Таким образом планируемое увеличение ежегодных военных расходов на 30% "съедается" ростом цен на военную продукцию со стороны холдингов-монополистов.

Есть веские основания считать, что в связи с провалами реформирования армии российский генералитет ищет основания для сохранения массовой мобилизационной армии. Для этого нужен глобальный противник. По ряду причин неудобно называть таким возможным противником Китай, мы китайцам продаем почти на 2 миллиарда в год оружия. Чревато прямо называть Соединенные Штаты. А вот НАТО более всего подходит для этой роли.

По поводу развертывания систем ПРО в Польше и Чехии. Идея не самая удачная и появилась в не самый удачный момент для отношений между Россией, США и Европой.

Не покидает ощущение того, что американская и российская стороны не избавились в ее оценке от стереотипов военных теорий холодной войны. Сначала поговорим о реакции российских руководителей. Они по-прежнему считают, что Россия находится с Соединенными Штатами в ситуации взаимного сдерживания. То есть мы по-прежнему готовы преодолеть систему ПРО, нанести удар по Соединенным Штатам. Это никакого отношения к военной практике не имеет. Это полный бред, если думать о нынешней Европе, о нынешних международных отношениях.

Тем не менее, российские военные рассуждают о том, что в шахты ракет ПРО после небольшой доработки могут быть помещены ударные баллистические ракеты, способные в считанные минуты достичь любой точки России. Тогда уже России придется думать о размещении вблизи своих границ противоракет. Военные специалисты уже предлагают в этом качестве комплексы С-400, предварительно поставив на их ракеты вторую ступень. Тогда скорость ракеты возрастет с 4,5 до 9 км в секунду. И Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия даст на это "в высшей степени эффективные и асимметричные ответы". "Мы уже сейчас имеем систему противоракетной обороны и систему преодоления противоракетной обороны", - сказал президент, имея в виду, прежде всего, новую ракету "Тополь-М"[38]. Российские военные говорят о создании нового стратегического оружия, которое будет действовать на гиперзвуковых скоростях, менять траекторию - высоту и направление полета. Это оружие на новых физических принципах может нести ядерный заряд.

С американской стороны безответственным является заявление нового министра обороны США Роберта Гейтса, который защищая новый бюджет США на 2008 г., сказал, что, кроме войны с глобальным терроризмом, США также могут столкнуться с опасностью, исходящей от таких стран, как Россия и Китай. И поставил Россию в один ряд со странами-изгоями: "Мы не знаем, что произойдет в таких местах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и других"[39].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.