Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Точка созданная Творцом, «eш ми айн»(ивр. — сущee из ничeго)

2022-09-29 72
Точка созданная Творцом, «eш ми айн»(ивр. — сущee из ничeго) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Созданное вне Творца микроскопическое желание насладиться. Вначале эта точка, это состояние лишь немного темнее, чем свет.

Три линии

Система, позволяющая прийти к подобию Творцу: левая линия – желание получать (свойство творения), правая линия – желание отдавать (свойство Творца), среднюю линию человек создает самостоятельно собственным стремлением к соответствию, подобию Творцу.

Учение Десяти Сфирот

Основной каббалистический учебник нашего времени (6 томов, более 2000 страниц). Главное наследие Бааль Сулама. Хотя Бааль Сулам знаменит как создатель комментария «Сулам» на «Книгу Зоар», но для стремящихся войти в Высший мир, труд «Учение Десяти Сфирот» дает силы, необходимые для преодоления границы, разделяющей наш и Высшие духовные миры.

Включает в себя вопросы и ответы, материалы для повторения и запоминания, объяснения, графики, чертежи и так далее. В книге дается описание законов и сил, управляющих нашим мирозданием.

Уровeнь «говорящий» (на ивр. — мeдабэр)

Чeтвeртая ступeнь развития жeлания наслаждаться, которая рождаeт возможность ощущать кого-то, находящeгося внe eго (ближнeго), в рeзультатe чeго «чeловeк» являeтся обладатeлeм свободы выбора, то eсть, имeeт возможность подняться над своим eстeством, познать природу Творца, уподобиться Ему.

Хисарон

Исходящее из сердца требование о наполнении недостатка (отсутствия) желаемого.

Цель творения

Постижение общего закона мироздания, достижение подобия свойств с Творцом.

Цель творения (замысел творения)

Состоит в слиянии с Творцом: в наслаждении Его (и ставшим нашим, вследствие исправления и подобия Ему) совершенством.

Цимцум бет (ивр. – второе сокращение)

Сокращeниe на кeлим дe кабала (получающиe сосуды, жeлания).

Человек (на ивр. – Адам)

Означает «подобный Творцу» (адомэ ле элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным.

Четыре стадии распространения прямого света

Этапы построения духовного сосуда, желания. При распространении света сверху вниз сначала строится стадия кетэр (исходящий свет), затем хохма (желание получить), далее бина (желание отдать), ЗА (реализация бины, когда она хочет уподобиться Творцу – отдавать, получая), и наконец, малхут (она желает не уподобиться Творцу, а получить все Его «состояние», «статус»). Обычно стадия кетэр не упоминается, т.к. является, по сути, самим Творцом, поэтому говорится о четырех стадиях построения кли (желания).

Четырехбуквенное имя Творца (АВАЯ – то же «юд-хей-вав-хей»)

Отражает четыре стадии построения в нас ощущения Творца (кли) и Его имени (наполнения). Скелет, основа всех имен творений.

Шестой орган чувств

Орган, в котором человек ощущает воздействие Высшего света (Творца) на себя и потому способен реагировать на Него.

Эгоистическая (оболочка души)

Силы, действующие против сближения творения с Творцом.

Эгоистическое (свойство)

Желание насладиться ради себя.

Экран (ивр. – масах)

«Сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить самонаслаждение. Сила преодоления, сопротивления эгоизму (желанию получить ради себя).

Этот мир

1. абсолютный эгоизм, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается нами, как пустота (страдание). Это состояние – следствие чувства отрыва от общей души (Адама).

2. вся совокупность ощущений (реакций на внешнее воздействие), поступающих в пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую нами «этот мир».

Язык ветвей

Язык причины и следствия, когда следствие в нашем мире (определённый материальный объект) даёт название силе, которая его создала, удерживает.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

КАББАЛИСТИЧЕСКИХ И НЕКОТОРЫХ КАББАЛИСТИЧЕСКИ ПЕРЕОСМЫСЛЕННЫХ ОБЩЕРЕЛИГИОЗНЫХ ТЕРМИНОВ

Авир кадмон ("предвечный воздух"), эфир, окружающий Эйн-соф.

Адам белиал, точнее блияал ("злой человек"), сатанинское создание, занявшее после грехопадения Адама место Адам Кадмон и обретшее власть над человеком. Впервые упоминается в "Тиккуней Зохар".

Адам Кадмон ("Предвечный человек"), первая форма, которую принимает эманация после цимцум. В основе термина лежит интерпретация гностиками Бытия (1:26) в том смысле, что физический Адам был сотворен по образу духовной сущности, также называемой Адамом. В ранней каббале и Зохаре - это высшее существо {Адам элион). Он иногда обозначает всеобщность Божественной эманации в десять сфирот, а иногда одну сфиру (Кетер, Хохма или Тиферет). Впервые термин встречается в трактате "Сод иедиат ха-мециут". Предполагается, что Адам Кадмон - это то духовное существо, которое Иехезкель видел на Престоле (Иехезкель 1: 26). Автор Зохара и "Тиккуней Зохар" противопоставляет Адама Кадмона - как высшее первичное существо первому человеку (Адам ришон). Лурианская школа придает огромное значение этому образу и подчас переосмысливает его. Он символизирует миры света, эмалируемые в предвечное пространство после цимцум, он возвышается над всеми четырьмя мирами. В трудах Витала и других авторов лурианской школы большое значение придается изображению Адама Кадмона и его тайн, в частности описанию световых потоков, исходящих от его рта, лба, носа и т.д. В них кристаллизуется мистический антропоморфизм лурианской каббалы. Соответственно вводятся понятия Адам де-брия,

[213]

Адам де-иецира, Адам де-асия. Адам Кадмон, продукт чистой эманации, противопоставляется Сатане, порождению мира зла.

Айн или афиса ("ничто" или "ничтожество"), сфера Божества, в которую человеческий разум бессилен проникнуть.

Аншей эмуна ("люди веры"), обозначение мистиков в талмудической литературе.

Баалей ха-иедиа ("обладатели знания"), одно из обозначений мистиков.

Баалей ха-сод ("владетели тайны"), одноиз обозначениймистиковв талмудической литературе.

Баал ха-Шем ("владетель Имени"), знаток практической каббалы.

Берур ха-диним ("выяснение сил Дин", см. гвура), постепенное удаление сил Строгости и Суда в процессе цимцум и эманации.

Битул ха-еш ("прекращение бытия"), в хасидской терминологии глубокое стремление к прямому общению человека с Богом посредством полного растворения в Нем человеческой индивидуальности.

Бней мехемнута ("сыны веры"), одно из обозначений каббалистов в Зохаре.

Бней хехала ха-малка ("сыны дворца Царицы"), одно из обозначений каббалистов в Зохаре.

Бог. В своей абсолютной сокрытности и непознаваемости — Эйн-соф. Посредством цимцум Он освобождает место, где создается мир. При этом Он проявляет Себя и становится Богом-Творцом, Демиургом, который доступен человеческому познанию.

Бхинот ("стороны", "аспекты"), определенное число аспектов, которые могут быть выделены в каждой сфире и предназначены объяснить, как каждая сфира связана с предыдущей и последующей. Кордоверо различал шесть бхинот: 1) сокрытый аспект до проявления его в сфире, эманировавшей его; 2) аспект, в котором сфира проявляется и становится более явной; 3) аспект материализации сфиры, которая занимает предопределенное ей место; 4) аспект, способствующий тому, что сфира над ним обретает способность эмалировать новые сфирот; 5) аспект, посредством которого сфира обретает способность эмалировать сфирот, сокрытые в ней самой;

[214]

б) аспект, посредством которого следующая сфира эманирует, занимая место, к которому она предназначалась. После этого цикл повторяется снова.

Галгалим, или Галгалим ха-кдушим ("круги" или "святые круги"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Галут ("Изгнание"), Машиах ("Мессия") и Геула ("Избавление"). Историческое изгнание еврейского народа в представлении каббалистов имеет духовную обусловленность в различных нарушениях космической гармонии. Представители геройской школы утверждали, что с удалением сфирот к источнику первой эманации у Израиля не осталось сил, чтобы присоединиться к ним через посредство святого духа, ибо тот также вознесся. Только пять сфирот продолжают находиться в эмалированном состоянии внизу. Когда еврейский народ жил на своей земле, приток Божественной силы циркулировал сверху вниз и снизу вверх, до самой сфиры Кетер. Буквы тетраграмматона, содержавшего все эмалированные миры, ни разу не воссоединялись за в се время изгнания. В тех же кругах испанских каббалистов возникло представление о Мессии как о гармонии всех уровней творения. Он будет сотворен особой деятельностью сфиры Малхут и наделен большей способностью познания, чем ангелы. В понимании автора Зохара Избавление явится результатом беспрерывного единения сфирот Малхут и Тиферет. Избавление Израиля - это избавление самого Бога из его мистического изгнания. Галут стоит под знаком древа познания добра и зла, а Избавление - древа жизни. Все должно вернуться к состоянию, существовавшему до грехопадения Адама. Согласно лурианской каббале, галут, вызванный грехопадением, заключался в рассеянии искр Шхины и души Адама. Вознесениеих составляет миссию Израиля. Тиккун осуществляется предопределенными этапами, и все перевоплощения душ служат этой цели. По мере приближения к Избавлению души ожесточаются и усиливают свое сопротивление тиккун. О вступлении души Мессии в цикл перевоплощений существуют различные мнения. Явление Мессии зависит от того, в каком состоянии тиккун находятся различные миры. Душа Мессии - предтечи, потомка Иосифа, проходит регулярный

[215]

цикл перевоплощения. Некоторые стадии Избавления - ибо оно наступит не сразу, а по стадиям - протекают скрыто в духовных мирах, а другие явно. Конечное Избавление наступит лишь тогда, когда ни одной искры святости не останется в клиппот (см. Клиппа). По поводу роли самого Мессии в собирании искр в лурианской каббале не было единодушия.

Ган эден шел маала, небесный рай.

Гематрия (искаж. греч. "измерение земли"), метод мистической экзегезы, заключающийся в установлении численной величины ивритских слов и поиске связей с другими словами или фразами такой же численной величины.

Гилгул ("перевоплощение"), синоним хаэтака. В процессе развития каббалы понятие гилгул было предельно расширено: из наказания за некоторые грехи он превратился в закон, которому подвластны все души во Израиле, а на более поздней стадии - души всех человеческих существ и даже все творение. Таким образом перевоплощение стало рассматриваться не только как наказание, но и как возможность исполнить предназначение и исправить ошибки и грехи, совершенные в предыдущих жизнях.

Голем ("бесформенная материя"), искусственный человек; созданный с помощью практической каббалы (см. каббала маасит). По определению Натанаиз Газы - бесформенная предвечная сфера.

Даат ("Знание"), дополнительная сфира, расположенная между сфирот Хохма и Бина, долженствующая гармонизировать их. Некоторые каббалисты считали ее не отдельной сфирой, а внешним аспектом сфиры Кетер. Впервые упоминается в каббалистической литературе в конце 13 века.

Двекут ("прилепление"), приобщение к Богу. В форме глагола "прилепиться" часто встречается в Библии. Посредством изучения Торы и отправления молитвы каббалист полагает себя в состоянии осуществить активное или пассивное единение с Богом. Назначение каббалы состоит в том, чтобы содействовать возвращению души мистика в ее обитель, находящуюся в Божественной сфере. Каждой сфире соответствует этический атрибут в человеческом поведении, и тот, кто достигает этой цели на

[216]

земле, вступает в мистическую жизнь и в гармонический мир сфирот. Двекут - это высшая ступень, достигнутая душой в конце ее мистического пути. Немецкие хасиды различали следующие ступени овекут: хиштавут, бесстрастие к похвале или порицанию; хитбодедут, пребывание наедине с Богом; нисхождение святого духа (руах ха-кодеш) и прорицание. Двекут ведет к чувству внутреннего единения с Богом, но не преодолевает окончательно дистанции, существующей между творением и его Творцом. Степень и интенсивность общения с Богом различна у разных людей.

Дерех сфирот ("путь сфирот"), познание потустороннего мира визионером, каббала. Дерех шемот ("путь имен"), каббала.

Дерех ха-змет ("путь истины"), одно из обозначений каббалы.

Deus absconditus (лат. "Бог сокрытый"), гностический термин, имеющий соответствие в каббалистической литературе в выражениях ма ше эйн махшава масегет - "недосягаемое для мысли", ор миталем - сокрытый свет" и т.д.

Диббук ("прилепление"), вселение в человека злого духа, иногда обозначение самого злого духа.

Диббурим ("речения"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Дин Шамаим ("Суд Небес"), в представлении немецких хасидов правила поведения праведника, основывающиеся на самоотречении и альтруизме, зачастую гораздо более суровые, чем предписания Галахи.

Дмут ("образ"), прообраз всякой "низкой" формы существования. Термин введен авторами трактатов "Хехалот" и часто встречается в трудах немецких хасидов. Прообразы представляют особую область бестелесного, полубожественного существования. Прообраз - глубочайший источник сокрытой жизнедеятельности души. Судьба каждого существа содержится в нем, также как и всякое ее изменение. Не только ангелы и демоны черпают дар предвосхищения человеческой судьбы из прообраза, но и пророки.

Доршей решумот ("толкователи"), одно из обозначений мистиков.

Игул ве-иошер ("круг и линия"), две формы заполнения эманируемым светом предвечного пространства. Распрост-

[217]

ранение света концентрическими кругами более гармонично и руководствуется принципом* нефеш; более высокого порядка прямолинейное движение. Оно двунаправленно и руководствуется принципом руах ("дух"). Каждый акт эманации должен содержать оба этих аспекта и, если один из них отсутствует, наступают разрывы и происходят неожиданные события.

Иецер ха-ра.("злое побуждение"), дурной инстинкт, зародившийся в человеке в результате отделения древа познания от древа жизни и материализации зла.

Ха-илан-ха-хицон ("внешнее древо"), совокупность эманации левой, или нечестивой стороны.

Иланот ("древа"), схема структуры сотворения мира.

Имкей ха-аин "глубины ничто", в которых пребывает Бог в своем единстве и неразделенности.

Инон де-алу у-нефаку (арам. "те, что вошли и вышли неповрежденными"), одно из обозначений визионеров.

Intellectus agens (лат. "активный разум", ивр; Сехел ха-поэл), в представлении средневековых философов Божественная или космическая сила. Понятие было перенято каб-балистами.

Иордей Меркава ("сошедшие в "Меркаву"), обозначение визионеров. Точный смысл неясен. По-видимому, так обозначаются те, кто погружаются в себя, чтобы воспринять Меркаву.

Истаклут ле-фум шаата (арам. "мимолетное видение [вечности]"), мистическая интуиция, с помощью которой воспринимается сокрытая жизнь Божества, то есть процесс эманации сфирот.

Ихудим ("единения"), упражнения в медитации на тему одной из буквенных комбинаций или различных конфигураций имен с различными огласовками, составленные Лурией для своих учеников, каждому "согласно корню его души".

Каввана ("святой умысел"). В каббале кавванот означают особые мысли, с которыми читают ключевые слова в молитве. Очень часто эти мысли не связаны с контекстуальным смыслом слов и носят мистический эзотерический характер. Каввана может сопровождать выполнение каждой заповеди или чтение любой молитвы. В первом случае она означает сосредоточение мысли на каббали-

[218]

стическом значении каждого действия в момент его совершения. Молитва творится независимо от такого внешнего действия и легко может превратиться упражнение в технике самосозерцания. Все великие каббалисты - от немецких хасидов до современных мистиков — были знатоками мистической молитвы. Каббала рассматривает молитву как восхождение человека к высшим мирам, как духовное странствие среди высших сфер, целью которого является проникновение в иерархическую структуру и внесение своей лепты в восстановление того, что было расстроено на земле. Предметом молитвы в каббалистической мысли служат лишь внутренние миры и их взаимосвязи. Пользуясь символическим образом традиционным литургическим текстом, молитва повторяет сокрытые процессы в селенной, которые могут, в основном, рассматриваться как лингвинистические по своей природе. Онтологическая иерархия духовных миров раскрывается каббалисту в молитве как одно из многих имен Бога. Это раскрытие Божественного "имени" составляет мистическую деятельность индивидуума в молитве. Он погружается в медитацию или сосредоточивает свой умысел на определенном имени, принадлежащем к духовной сфере, через которую проходит его молитва. В ранней каббале это было название какой-либо сфиры, но в позднейшей, особенно лурианской каббале, - это одно из мистических имен Бога. Молитва интроспективна, она не имеет силы действия вовне. По утверждению Лурии, молитва заключается в притягивании духовного Божественного света к буквам и словам молитвенника, чтобы этот свет мог вознестись к высочайшей ступени. По мнению автора Зохара, индивидуум проходит в молитве четыре стадии: тиккун самого себя, тиккун нижнего мира, тиккун верхнего мира и тиккун Божественного имени.

Кавод ("Слава"), термин, обозначающий как Бога в качестве объекта глубокого мистического познания, так и всей области теософского познания.

Каббала июнит, умозрительная, спекулятивная каббала. Каббала маасит, практическая каббала, отрасль каббалы, во многих отношениях родственная белой магии.

Ков ха-мидда ("космическая мера"), способность к формообразованию и организации.

[219]

Клатут ("всеобщность"), структурная тотальность сил эманации.

Келим ("сосуды"), фильтрообразные сосуды, в которых согласно доктрине Лурии осаждается Божественная сущность, оставшаяся в предвечном пространстве.

Керув меухад, керув ха-кадош, особый или святой ангел, восседающий на Троне Меркавы.

Ктарим ("Венцы"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Кетер Элион ("Высший венец"), или Кетер ("Венец"), одна из трех верхних сфирот, образующих область интеллектов космического древа. Отождествляется с головой Адама Кадмона. Так как сфира Кетер соприкасается с окружающим Эйн-соф, она называется иногда нефеш Адам Кадмон.

Кицуц ха-нетиот ("вытаптывание рассады"), акт, ведущий к отделению древа жизни от древа познания и к возникновению зла. Является прообразом всех великих грехов, упоминаемых в Библии и объединяемых внесением разлада в Божественное единство.

Клиппа ("кора", скорлупа"), оболочка, в которой содержатся в пленении искры Божественного света, рассеявшегося после швират ха-келим. Темные силы ситра ахра.

Кнесет Исраэль ("община Израиля"), интерпретируется каббалистами как небесная общность, представляющая историческую общину Израиля.

Кохот ("силы"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Левушим ("одеяния"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Маамарот ("речения"), одно из обозначений сфирот в Зохаре. Маисе брешит ("сотворение мира"), эзотерическое учение сотворении мира. Маисе Меркава ("труд Колесницы"), термин, обозначающий мистическое знание.

Мадрегот ("ступени"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Маим нукбин ("женские воды"), искры света, содержавшиеся в разбитых сосудах и в процессе тиккун возвращающиеся к сосудам сфиры Бина, где они выполняют роль активизирующих сил в структуре, отправляя в основном рецептивную функцию.

Малбуш ("облечение"), порядок букв, выражающий сущность

[220]

Божества, предвечная Тора, неотделимая от Божественной субстанции и вплетенная в нее.

Малхут ("Царство"), или Атара ("Диадема"), одна из четырех нижних сфирот, образующих природную сферу космического древа.

Марот ("Зерцала"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Маскил ("разумеющий"), одно из обозначений каббалиста.

Махашава ("мысль"), чистая мысль, первоисточник всякой эманации. Недосягаема для человеческого разма.

Мекорот ("источники"), одноиз обозначений сфирот в Зохаре.

Мелех ("Царь") и Матронита ("Царица"). Мелех, синоним сфиры Тиферет или Иесод, и Матронита, синоним сфиры Малхут, отождествляемой с Шхиной. Грехи повели к расторжению союза между Царем и Царицей и изгнанию Шхины. Добрые дела библейских героев исправляют эту ошибку и служат образцом для последующих поколений.

Меорер пними, согласно А. Абулафии, внутренняя побудительная сила, которая способствует проникновению в душу знания тайн Торы.

Меркава, Колесница - Престол Бога, явившаяся в видении Иехезкелю, цель духовного странствия визионера. Книга Иехезкеля была излюбленным предметом дискуссий и интерпретаций в узком кругу мистиков.

Меркава вторая, с точки зрения некоторых каббалистов, Меркава, явленная в видении Иехезкелю, была второй Меркавой, то есть в ней идет речь о самом Боге.

Мехавним ("имеющие кавванот"), обозначение учеников йеменского каббалиста Шараби, владевших искусством мистической молитвы.

Мехацдей хакла ("убирающие поле"), одно из обозначений каббалистов.

Мехика ("изглаживание"), удаление всех природных форм и образов из души в качестве предварительного этапа погружения мистика в медитацию.

Мецухцахот или цахот ("сияния"), три потока света, образующие единство и считающиеся корнями трех верхних сфирот, которые эмалируют из них.

Миддот ("качества"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Ха-мургаш ("душевное"), три средних сфирот (Гвура, Гдула, Тиферет), образующие душевную сферу космического древа.

Ха-мускал ("интеллектуальное"), три верхних сфирот (Кетер,

[221]

Бина, Хохма), образующие сферу интеллектов космического древа.

Ха-мутба ("природное"), четыре нижних сфирот (Ход, Нецах, Иесод и Малхут), образующие природную сферу космического древа.

Нарам, акроним, составленный из первых букв слов нефеш, руах, нешама и обозначающий душукак единство.

Нефеш, первый, низший элемент человеческой души. Входит в тело каждого человека в момент его рождения и служит источником его животной жизнеспособности и его психофизических функций в целом. После смерти человека остается некоторое время в могиле.

Нешама, третий, высший и важнейший элемент человеческой души. Пробуждается в человеке, когда тот занимается Торой и выполняет заповеди, раскрывает его высшие способности восприятия и, в особенности, его способность мистического восприятия Божества и тайн в селенной. Это интуитивная способность устанавливать связь между человечеством и его Творцом. Происходит от сфирот, от Ничто, относящегося к сфере самого Божества. По мнению автора Зохара, нисходит от сфиры Бина и порождается "священным бракосочетанием" Царя и Царицы. После смерти человека нешама возвращается в родную обитель. В отличие от двух других элементов души, не подвластна греху и потому не подлежит наказанию через перевоплощения и муки ада.

Нешамот мекорчот ("самобытные души"), согласно учению Лурии, души, обнимающие большую и могучую физическую общность и наделенные большими способностями осуществить тиккун, чьи движения могут быть благодетельны для всего мира. Они противопоставляются частным, индивидуальным душам, которые могут достигнуть тиккун только для себя самих. К первым Лурия относил души Каина и Авеля и библейских героев.

Нетиот ("побеги"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Ниануа ("потрясение"), движение Эйн-соф в Себе самом.

Нивра ришон ("первосотворенное"), обозначение испанским каббалистом 13 века Ибн Латифом первозданной вещи.

Нотарикон ("греч. "аббревиатура"), метод мистической экзегезы, заключающийся в интерпретации букв слова в качестве сокращений целых предложений.

[222] *

Олам ха-асия ("мир делания"), одиниз четырех основных миров, мир становления, под которым иногда понималась вся система сфер и земной мир, а иногда только земной мир. В "Тиккуней Зохар" интерпретируется как область материального мира и злых духов. Согласно лурианской доктрине, все миры были вначале духовными, но после швират келим олам ха-асия сдвинулся со своего места и смешался с клиппот, положив начало материальному миру. Человек должен посредством тиккун вернуть его в прежнее положение.

Олам ха-ацилут ("мир эманации"), один из четырех основных миров, мир десяти сфирот. Этимология слова ацилут некоторыми каббалистами выводилась от предлога эцел ("около", т.е. около Божества).

Олам ха-брия ("мир творения"), один из четырех основных миров, мир творения, то есть Престол и Колесница.

Олам ха-иецира ("мир созидания"), один из четырех основных миров, мир формообразования, иногда мир ангелов, сосредоточивающихся вокруг Метатрона.

Олам ха-ихуд, мир единства, существовавший до швират келим.

Олам ха-маткела ("мир равновесия"), мир, образованный пятью основными парцуфим в процессе тиккун. От него исходит приток космической силы в нижние миры (брия, иецира, асия).

Олам ха-некудот ("мир равновесия"), предвечный мир, образуемый движениями цимцум и восхождениями и нисхождениями буквы иод. На стадии цимцум неимеетеще определенной структуры, потоки Божественного света пребывают в нем в распыленном, точечном состоянии.

Олам ха-перуд, мир разделения.

Олам ха-тоху, мир хаоса. *

Орот ("светочи"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Оцар ха-нешамот ("сокровищница душ"), место в Небесном Дворце, куда поступают души, пройдя через сфиру Иесод, и где они живут в блаженстве, пока не будут призваны спуститься еще ниже и воплотиться в человеке.

Паним ха-пнимиют ("внутренние лики Бога"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

[223]

Пардес, акроним, составленныйиз первых букв сков пшат, ремез, драш, сод, и обозначающий совокупность всех методов толкования Торы. (Пшат, - буквальный, ремез - аллегорический, драш - гомилетический и сод - мистический метод).

Паргод ("занавесь", "кулиса"), перегородка, отделяющая Того, Кто восседает на Престоле, от других сфер Колесницы. В нее вплетены прообразы всего сотворенного. Вся прошлая история и будущая судьба каждой души записана в этой занавеси. Это не только мистическая ткань, образованная бестелесным эфиром, в которой фиксируется жизненный путь человека, но и обитель всех душ, вернувшихся в родную сферу. Души порочных не находят здесь пристанища. Идея паргод заимствована у нееврейских гностиков 2 века. В еврейской мистике впервые встречается в литературе Хехалот.

Парцуфим ("лики"), согласно лурианской доктрине, новые и устойчивые структуры в новых сферах творения, образующихся в процессе тиккун. Это конфигурации или формы, и каждаяиз них содержит образцы иерархий сфирот сих собственными динамическими законами. Они заменяют сфирот в качестве главных манифестаций Адама Кадмона. Имеется пять основных парцуфим: Арих анпин или Аттика каддиша, Аббв и Имма, Зечр анпин и Нукба де-зеир.

Пратут ("обособленность"), индивидуальность, обособленность каждой силы, действующей в определенной обшей структуре.

Плерома (греч. "преизбыток"), гностическая концепция полноты бытия Бога, имеющая соответствие в еврейской мистике в идее Престольной Колесницы.

Раза, арам. "тайна".

Раза де-мехемнута ("тайна веры"), экзегеза Торы в мистическом духе, основанная на эзотерических верованиях. Выражение встречается в Зохаре.

Рахель, парцуф Шхины в лурианской каббале. С завершением тиккун должно восстановиться единение между ней и Зеир анпин.

Ха-рацон ад ха-соф, бесконечная воля.

[224]

Решиму (арам. "остаток"), остаток света Эйн-соф, удержавшийся в предвечном пространстве после цимцум.

Решит ("начало"), предвечная точка, с которой начинается процесс эманации на втором этапе действия сфиры, идентифицируется с Мудростью Бога.

Руах, второй элемент человеческой души, пробуждающийся в человеке лишь в момент, когда тому удается возвыситься над своей чисто животной сущностью. Происходит из сферы интеллектов. После смерти человека попадает в земной рай, занимая в нем положение согласно своим земным заслугам.

Ситра ахара ("другая сторона"), или ситра де-смола "левая сторона", область нечестивых, демонических сил.

Ситра кдуша ("священная сторона"), область действия Божественных сил, в "Мидраш ха-неелам" - еврейская душа.

Ситрин ("стороны"), одно из обозначений сфирот в Зохаре.

Сфирот (ед. ч. сфира, "число"), центральная идея каббалы. Термин создан автором "Сефер иецира", определившим его как десять предвечных или идеальных "чисел". В каббалистической литературе использовался в гораздо более широком смысле и означает десять стадий эманации, испускаемой Эйн-соф, образующих область манифестации Бога в его различных атрибутах. Десять сфирот располагаются в следующем порядке: Кетер элион ("Высший венец"), или Кетер ("Венец"); Хохма ("Мудрость"), Бина ("Разум"); Гдула ("Величие") или Хесед ("Милость"); Гвура ("Сила") или Дин ("Суд"); Тиферет ("Благолепие") или Рахамим ("Милосердие"); Нецах ("Долготерпение"); Ход ("Величие"); Цаддик ("Праведный") или "Иесод Олам ("Основа мира"); Малхут ("Царство") или Атара ("Диадема"). Каждая сфира указывает на аспект Бога в Его качестве Творца, образуя вместе с тем целый мир Божественного света в цепи бытия. Совокупность десяти сфирот, образующая древо сфирот, понимается как динамическое единство, в котором раскрывается жизнедеятельность Бога. Ритм развертывания сфирот есть также главный ритм творения и проявляется на каждом из его различных уровней. С точки зрения кабба-

[225]

гнета, предметом Торы и Талмуда является взаимосвязь между источником эманации и эманацией, между различными сфирот и между сфирот и благочестивыми деяниями человека. Каждая сфира отождествляется с каким-либо членом тела: Кетер - с головой, Гдула и Гвура - с руками, Тиферет - с торсом. Ход и Нецах - с половым органом, Малхут - сженским началом, без которого полноценное целое невозможно. Каждой из десяти сфирот соответствует одно из десяти имен Бога. Иногда древо сфирот делится пополам с целью выражения сокрытой и проявляющей себя сущности Бога, или на три сокрытых и семь (по числу дней творения) формообразующих сфирот. С 13 века восторжествовал тот взгляд, что в каждой сфире заключается отражение всех других сфирот. В каждой из них имеется шесть аспектов, назначение которых состоит в объяснении того, как она связана с предыдущей и последующей сфирой. Существуют два символических способа объяснить, как каждая сфира излучает свой свет на другую: 1) свет не только нисходит от верхней сфиры к нижней, но и отражается от нижней сфиры на верхнюю; 2) поверхность одной сфиры обращается к другой, и они образуют циннор (канал). Эманация сфирот, процесс в самом Боге. Бог сокрытый и Бог явленный - это один и тот же Бог, рассматриваемый в разных аспктах. Деяния Бога, выходящего за рамки сфирот эманации, привели к появлению сотворенных существ, отделенных пропастью от сфирот. Проблема эманации связывается с проблемой языка. Манифестация силы Эйн-соф на различных этапах эманации, которые суть различные сфирот, есть не что иное, как атрибуты Бога или определения и эпитеты, которыми Его обозначают. Сам этот процесс описывается как своего рода раскрытие различных имен, которыми обозначается Бог в качестве Творца. Служа промежуточными состояниями между первоисточником эманации и всеми сущими вещами, они также представляют собой корни всего сущего в Боге-Творце.

Сфирот блима, замкнутые в себе сфирот. иногда интерпретируются как сфирот бли ма, то есть "не обладающие реальностью", идеальные.

[226]

Таамей ха-мицвот ("смысл предписаний"), скрытый смысл предписаний. В мессианские времена предписания будут отменены, что будет означать полную их спиритуализацию под властью древа жизни.

Техиру, предвечное пространство. Термин встречается в Зохаре.

Тиккун ("исправление"), процесс космического восстановления и воссоединения того, что было приведено в расстройство и разъединение в результате швират келим. Главным средством тиккун служит свет, струящийся со лба Адама Кадмона. Этот свет черпает силу из оставшихся целыми сфирот "мира точек". Они способствуют образованию парцуфим, уравновешенных и устойчивых структур в будущих сферах творения. Имеется пять основных парцуфим. Они занимают место сфирот в качестве манифестаций Адама Кадмона. После образованияими нового Адама Кадмона процесс тиккун я основном завершается, но некоторые заключительные действия предоставляется совершить человеку. В этом состоит конечное назначение творения. Он должен не только преодолеть историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, явившееся следствием швират келим. Предмет его деятельности — возвращение мира Асия в его прежнее духовное состояние, полное обособление его от клиппот и восстановление блаженного состояния постоянного общения творения с Богом. Согласно лурианской каббале, тиккун внешних аспектов не входит в задачу человека, сфера его деятельности интроспективна и в иерархическом порядке творения занимает низшее положение. Если человек будет следовать своему призванию, то будут возбуждены маим нукбин и тиккун внешних миров завершится верхним светом, сокрытым в парцуф Аттика и долженствующим обнаружиться только в мессианские времена. Главное средство осуществления тиккун человеком заключается в приобщении его к святости через Тору и молитву. Каждое деяние человека воздействует на внутреннюю структуру миров, и это влияние тем значительнее, чем осознаннее поступает человек.

Тиферет ("Благолепие") или Рахамим ("Милосердие"), одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу космического древа. Тмура ("замена"), один из методов мистической экзегезы,

[227]

заключающийся в замене букв в соответствии с определенными правилами.

Тора ("Учение"). В предисловии каббалистов Тора выполняет следующие функции: 1) полного мистического Имени Бога; 2) живого организма; 3) Божественной речи с таким неисчерпаемым богатством значений, которое не может исчерпать никакая конечная человеческая речь. Тора - великое Имя Бога. Она содержит Божественные потенции и заключает в себе всеобщность сокрытых законов творения. В своем предсуществовании она служит средством творения. Она лишь воспроизводит процесс эманации, посредством которого сфирот и индивидуальные аспекты сфирот выделялись из субстанции Эйн-соф. Между субстанцией Торы и субстанцией Эйн-соф нет различия. В своем первоначальном сокрытом состоянии она называется Тора Кдума; затем она развивается в две манифестации: Священное Писание и Устный Закон. После этого она материализуется и приспособляется к нуждам человека. Подобно человеческому организму. Тора состоит из различных членов. Ее можно сравнить с древом жизни. Субстанция всех ее членов одна и та же. Имеется Тора различных сфирот; Ацилут, Брия, Исцира, Асия; каждая из них отражает определенную структуру определенной фазы творения. Тора раскрывает различные аспекты в различные шмитот (см. Шмита). Содержание Торы имеет неисчерпаемый смысл, который раскрывается по-разному на различных уровнях и в соответствии со способностью восприятия различных людей. Имеется семьдесят "ликов" Торы. Сущес


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.