Альтруизм (альтруистичeскиe жeлания) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Альтруизм (альтруистичeскиe жeлания)

2022-09-29 38
Альтруизм (альтруистичeскиe жeлания) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

  • 1 Эйн соф
  • 2 Цимцум
  • 3 Адам Кадмон
  • 4 Адам Ришон
  • 5 Шевират ха келим
  • 6 Тиккун
  • 7 Свет
  • 8 Строение миров
  • 9 Парса
  • 10 Древо сфирот
  • 11 Парцуфим
  • 12 Душа
  • 13 Тора
  • 14 См. также
  • 15 Примечания
  • 16 Ссылки

Эйн соф

Эйн Соф, Эн Соф (ивр. ‏אֵין סוֹף‎‏‎ «бесконечность») — в каббале обозначение Бога, отражающее его мистичность и непознаваемость вне связи с миром. Прочие имена Бога выражают его отношение с сотворенным миром. Термин Эйн Соф появляется среди иудеев Прованса в XIII веке, и его авторство приписывается Исааку Слепому. Некоторые черты Эйн Соф сближают его с Единым неоплатоников. Подобно ему оно способно эманировать, испуская из себя сфироты. Символ олицетворяет «Эйн Соф», беспредельность Бога, существовавшего, как считают каббалисты, до сотворения мира — непостижимое ничто — и затем явившего себя как Бог-Творец (Элохим). Эйн Соф символизирует источник света Божиего.

Цимцум

Самое ясное определение цимцум можно найти в трудах раби Ицхака Лурии (1534—1572), известного как Ари, возглавившего закрытую школу каббалы. «Эц Хаим» («Древо Жизни») описывает этот процесс следующим образом: «Прежде чем были сотворены все вещи… Божественный Свет был простым, и он заполнял все бытие. Не было никакой пустоты… Когда Его Воля решила сотворить все вселенные… Он сжал этот Свет со всех сторон… оставив свободное пространство… Это пространство было совершенно круглое… После того как произошло это сжатие… возникло место, в котором можно было сотворить все сущее… Затем Он испустил нить Бесконечного Света… и заполнил им эту пустоту… Именно благодаря этому лучу Бесконечный Свет спустился вниз…». Всевышний сначала «сократил» свой Свет и образовал пустоту, в которой могло совершиться творение. Чтобы его творящая сила проникла в это пространство, он испустил в него «нить» своего Света. Именно благодаря этой «нити» и произошло все творение.

Согласно учению Лурии, вслед за цимцум совершился процесс божественной эманации: бог наполнил Божественным Светом сосуды, таким образом удерживая Свет бытия посреди новообразованной пустоты в своем центре. Однако этот процесс завершился неудачей. Сосуды разрушились, и большая часть Света вернулась к богу. Лишь некоторые искры Света остались в обломках сосудов. Таким образом, бог в каком-то смысле пребывает «в изгнании из Самого Себя».

Адам Кадмон

(ивр. ‏ אָדָם קַדמוֹן ‏‎ — «первоначальный человек») — название высшего из 5 духовных миров, созданных после Цимцум Алеф (Первого сокращения).

Адам Ришон

(ивр. ‏אָדָם רִאשוֹן‏‎ — «первый человек») — общее, совокупное творение, являющееся прообразом человека в материальном мире.

Шевират ха келим

(ивр. ‏ שבירת הכלים ‏‎ — «разбиение сосудов») — предшествующая появлению мира космическая катастрофа.

Тиккун

(ивр. ‏ תִיקוּן ‏‎ — «исправление») — процесс исправления мира, потерявшего свою гармонию в результате швират келим. Гмар тиккун («конечное исправление») — конечное состояние всего мироздания, когда самая низшая точка творения достигает того же состояния, что и самая высшая. Полное исправление своих свойств, и полное слияние с Творцом.

Свет

Свет (ивр. ‏אוֹר‏‎, ор) — созидающее, оживляющее, наполняющее и исправляющее действие, исходящее из сущности Творца. Ощущается творением как наслаждение.

Ор и кли (свет и сосуд) — мужской и женский аспект действия, корень которого — взаимодействие Творца и творения. Это взаимодействие раскрывается чрез множество образов: свет и сосуд, наслаждение и желание, дух и материя, мужское и женское начало, Зеир Анпин (Тиферет) и Малхут (Шхина).

Различение светов в каббале:

  • ор яшар — прямой свет
  • ор хозэр — отражённый свет
  • ор макиф — внешний свет
  • ор пними — внутренний свет
  • ор эйн соф — свет бесконечности — действие (наслаждение), высшая мысль, замысел насладить творения без какого-либо облачения, ограничения. Однородный свет безграничных свойств, из которого получающий выделяет в своём восприятии свойства, подобные своим.

Строение миров

Между миром Бесконечности (олам Эйн Соф) и сознанием человека в начале его развития лежат 5 «духовных миров» (оламот, от алама — скрытие) — 5 степеней скрытия, наполняемых 5 видами света.

Мир (олам) Наполняющий свет (ор)
олам Адам Кадмон (ивр. ‏אדם קדמון‏‎) ор йехида
олам Ацилут (ивр. ‏עולם האצילות‏‎) мир эманаций ор хая
олам Брия (ивр. ‏עולם הבריאה‏‎) мир сотворения ор нэшама
олам Йецира (ивр. ‏עולם היצירה‏‎) мир создания ор руах
олам Асия (ивр. ‏עולם העשיה‏‎) мир действия ор нэфеш

Граница между мирами отдачи (Адам Кадмон, Ацилут) и получения (миры БЕА) называется парса.

Парса

Парса — граница под малхут мира Ацилут, где заканчивается распространение «высшего света» (ор элион) от Творца вниз. Свет, находящийся под парса, называется «вторичный свет» (ор толада).[1]

Древо сфирот

Схема строения Сефирот.

Сфирот (ספירות) — в единственном числе «сфира» (ספירה), впервые термин использован в «Сефер Йецира».
10 сфирот — композиция из 10 элементов, представляющих фрактальную иерархию мироздания и каждой его части. Они обозначают:

  • 10 свойств Творца, 10 каналов Его проявления (эманаций);
  • 10 имён Творца;
  • 10 скрытий Высшего Света, существующих, чтобы творения смогли получить этот Свет.

Десять сфирот — в Кабале 10 духовных сосудов, через которые Всевышний управляет мирами и воздействует на них. Каждая из сфирот воспринимает Божественный свет и передает его в измененном виде, в соответствии с качеством раскрываемым данной сфирот. Каждая сфирот обладает «индивидуальностью» и особым характером, соответствующим качествам Всевышнего. В душе человека так же есть 10 сил, соответствующих 10 сфирот, поэтому с помощью описания этих сил можно получить представление об этих 10 сфирот.

Хохма (Мудрость) — способность разума осознать сущность предмета, «схватить» главную идею явления или вещи. Хохма — более высокая ступень касательно всех остальных сфирот, обладающая способностью воспринять столь высокий уровень божественного света, который не может быть описан, детализирован или выражен с помощью наших представлений и даже посредством качеств всех других сфирот.

Бина (Знание, Понимание) — способность разума постичь строение и форму предмета, его детали и внутренние связи между ними.

Даат (Осознание) — данная сфира не является отдельной сфирой (вот почему когда первой сфирой упоминается Кетер, Даат не употребляется). Даат проявляется как способность соединения противоположностей и проявляется на двух уровнях. На низком уровне (низший Даат) это способность Даат транслировать выводы разума (Хохма и Бина) в мир эмоций (Мидот). В высшем проявлении (высший Даат) — это способность соединения Хохма и Бина.

Хесед (Доброта, Милосердие) — стремление к распространению и активному воздействию творить благо.

Гвура (Сила, Мощь) — сила ограничения или сдерживания, стремление света возвратиться к своему источнику. Так же может быть ограничение и желанием не допустить передачу избыточного влияния тем творениям, которые этого не достойны.

Тиферет (Красота) — стремление к гармоничному сочетанию качеств Хесед и Гвура при передаче воздействия.

Нецах (Победа) — целеустремленность, стремление к реализации даже при влиянии сил противодействия со стороны более высоких уровней влияния — разума и мидот (например, победа над самим собой).

Год (Признание, Принятие) — готовность к безоговорочному принятию и реализации более высоких уровней. В аспекте передачи воздействия это качество проявляется в желании принятия внешних обстоятельств, а также в стремлении получающего оказаться на должном высоте и стать достойным получаемого воздействия.

Йесод (Основа) — стремление к единению как со стороны получающего воздействие, так и со стороны воздействующего. Так как это качество необходимо для восприятия воздействия свыше, оно составляет основу существования всех миров.

Малхут (Царствование) — способность передавать жизненность воспринимающему, который находится на более низком уровне, нежели дающий и оказывать на него воздействие. Это качество проявляет царь по отношению к своим подданным — он заботится о них и в то же время возвышается над ними.

Иногда в качестве первой сфирот упоминается Кетер (Корона) — источник и прообраз всех Десяти Сфирот. Согласно объяснениям Аризаля, этот уровень имеет двойственный характер: с одной стороны он представляет собой нижнюю ступень Бесконечного Света Всевышнего, с другой — является источником всех остальных девяти сфирот. Это обусловлено двумя уровнями проявления внутри самой сфиры Кетер. Первый уровень, возывшенный, известен как парцуф Атик Йомин. Второй, низший, известен как парцуф Арих Анпин (см. подробнее Парцуфим). Когда Кетер перечисляется вместе с другими сфирот имеется ввиду её низшее влияние — працуф Арих Анпин. В таком случае Даат уже не упоминается. Первые девять сфирот — Творец, причем первые три из них (Кетер, Хохма и Бина или Хохма, Бина и Даат в другом представлении) являются интеллектуальной частью, следующие 6 (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Год и Йесод) — эмоциональным проявлением качеств, а десятая (Малхут) — творение или физическое их воплощение. Сфира Хохма именуется так же Аба (Отец), а сфира Бина — Има (Мать), поскольку при их взаимодействии возникает Зеир Анпин образующийся через сфиру Малхут, которая в этом случае называется Нуква (Женщина). Важным свойством сфирот является их взаимопроникновение и взаимовоздействие. Это означает что сфирот не только несёт в себе своё основное качество, но и включает в себя в потенциале качества всех остальных сфирот.

Парцуфим

Парцуфим (ивр. ‏פַּרצוּפיִם‏‎; ед.ч. ивр. ‏פַּרצוּף‏‎ [парцуф] «лик») — сфира либо сфирот (группа сфир), обладающая качествами и способностями, присущими всем прочим сфирот. К первому типу парцуфим относят: Аба (Отец), Има (Мать) и Нуква (Женщина). Второй тип — Зеир Анпин[en]. Парцуф обладает качествами и способностями присущими прочим сфирот, благодаря взаимопроникновению сфирот: например, парцуф Аба содержит так же качества Малхут, парцуф Зеир Анпин — качества разума Хохма и Бина и т. д. В силу этого парцуф рассматривается как объект, обладающий некоторой независимостью и способностью взаимодействовать с другими парцуфим. *

Основные парцуфим:

  • Атик Йомин[en] (Ветхий днями) — высшее проявление сфиры Кетер (Корона) выражающееся в качестве нижней ступени Божественного света Всевышнего.
  • Арих Анпин[en] (букв. «Большой Лик») — включающий нижний уровень сфиры Кетер. В плане проявления это источник всех остальных 9 сфирот.
  • Аба[en] (Отец) — сфира Хохма (Мудрость)
  • Има (Мать) — сфира Бина (Понимание)
  • Зеир Анпин[en] — букв. «Малый Лик», эмоциональная производная от соединения Аба и Има (интеллект). Представляет собой 6 сфирот (эмоций) через которые проявляются в действии Хохма и Бина (интеллект): Хесед, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Йесод.
  • Нуква (Женщина) — сфира Малхут (Царство).

Каждый парцуф (принцип) проявляет себя через 10 сфирот[2].

Душа

Источником души в каббале считается Бог. Душа человека состоит из 613 желаний. Она бессмертна и перерождается, пока не поднимется через все духовные ступени к своему источнику.

В книге Зоар приводится соответствие пяти имён души, упоминаемых в Торе[3] (нефеш, руах, нешама, хая, йехида) десяти сфиротам. Пять имён души рассматриваются как пять уровней, ступеней, в сближении которых более высокие передают низким свет, корень которого в мире бесконечности (Эйн соф) и всё становится единым целым. Зоар также описывает события для каждого уровня души при рождении и смерти.

Тора

В книге Зоар утверждается, что Тора была сотворена до мира, и являлась «инструкцией» по его созданию. Исходя из этого, Каббала говорит, что книга Торы содержит всю информацию о нашем мире, некоторые каббалисты ищут «скрытые коды», помогающие понять строение мира.

Каббалист Моше бен Нахман говорил, что вся Тора состоит из имён Господа, и она сама имя Господа[4].

Каждое слово Святого Языка (Лашон Кодэш), на котором написана Тора, состоит из букв, раскрывающих причинно-следственную цепь творения, и является формулой трансформации духовного в материальное, называемой — Имя Творца.

  Во всeй рeальности нeт ничeго кромe «Творца» и «творeния», «свeта» и «сосуда». Таким образом, дeйствитeльность состоит из двух компонeнтов: Высшeго и низшeго. Многочислeнныe названия и обозначeния, содeржащиeся в каббалистичeских трудах, призваны подчeркнуть различныe стороны взаимоотношeний двух этих факторов. Далee приводятся основныe тeрмины, которыe их опрeдeляют:

– Высшая сила, Высший свeт, Высший, свeт, Творeц, Создатeль, Божeствeнность, свойство отдачи, сила отдачи, жeланиe отдавать, жeланиe наслаждать, жeланиe давать, Высшая природа, природа альтруизма, духовная природа, свойство бины, Дающий, Управляющий.

– Кли, сосуд, творeниe, низший, душа, свойство получeния, жeланиe получать, жeланиe наслаждаться, низшая природа, природа эгоизма, матeриальная природа, свойство малхут, получающий.

Каббалисты проводят различиe мeжду разнообразными проявлeниями, обстоятeльствами и дeйствиями, характeризующими Высшeго и низшeго. Каждоe из них получаeт своe названиe. Таким образом, каббалисты помогают тeм, кто раскрываeт Высший мир, разобраться в нeм.

Данный словарь написан для читатeлeй, eщe нe прeбывающих в постижeнии Высшeго мира, а потому здeсь нe акцeнтируeтся вниманиe на этих дeталях восприятия, и упоминающиeся названия, как правило, адeкватны друг другу.

Каждый каббалистичeский тeрмин сопровождаeтся различными трактовками, которыe обусловлeны мeстом и дeйствиeм рассматриваeмого объeкта, а такжe eго взаимосвязями со всeми остальными компонeнтами рeальности. Нeобходимо отмeтить, что опрeдeлeния данного словаря прeдназначeны исключитeльно для понимания тeм, затронутых в настоящeй книгe.

Адам = Адам Ришон (ивр. — пeрвый чeловeк)

1. Пeрвый чeловeк, который получил жeланиe к познанию Высшeго мира (почти 6000 лeт назад). Автор книги «Разиeль Малах» («Тайный ангeл»).

2. Означаeт «подобный Творцу» («адомэ лe Элион»), самостоятeльно строящий сeбя для того, чтобы стать Ему подобным.

3. Совокупность всeх созданных душ, связь мeжду ними на основe взаимоотдачи.

4. Созданная Творцом eдиная душа, состоящая из частeй (частных душ), содeржащих в сeбe всe остальныe части.

5. Созданная Творцом eдиная душа, eдиноe жeланиe, наполнeнноe общим свeтом (наслаждeниeм).

Альтруистичeскиe кeлим

Свойства Творца, приобретаемые человеком; желание отдавать.

Альтруистическое (свойство)

Желание отдавать, намерение «ради отдачи».

Ацмуто

Непостигаемая суть, сущность Творца. Наше восприятие всегда субъективно, т.к. мы ощущаем лишь воздействие на нас Творца, а Его самого мы не можем познать (как и вообще все, что находится за пределами нашего тела). Поэтому все, что существует за гранью наших ощущений, мы называем Ацмуто.

Время

Это последовательность действий в духовном мире.

Высшая сила (Творец)

Это общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели – развить творения до своего уровня.

Высшие объекты

Каждая сила, объект духовного мира представляет собой желание (на ивр. «рацон»), являющееся частью общего желания насладить творение.

Высший

Моё будущее, более совершенное состояние, Творец.

Высший мир (духовный мир)

1. это мир ощущения Творца (желания отдавать, свойства отдачи); мир причин, в котором находятся и действуют только силы и чувства, без их материальных облачений.

2. существующий по законам свойства отдачи. «Высшим» называется потому, что свойство отдачи является причиной, корнем нашего мира, а он сам – следствием, полностью управляемым из духовного мира.

Гематрия

Численное значение букв в слове. Математическая запись духовных состояний.

Десять сфирот:

1. различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений.

2. части общего желания насладиться светом Творца, разделённые по образу будущего человека. Разбиение цельного желания на отдельные части, сфирот (свойства) необходимо для того, чтобы можно было перенести эти желания в человека, в его эгоизм, и привести его из крайне удаленного состояния «этого мира» в «мир Бесконечности».

Древо познания добра и зла

Сфирот зэир анпин (исправленные желания) и точка малхут (эгоистические неисправленные желания). «Есть плоды» этого «дерева» и получать наслаждение познания можно только тогда, когда желания малхут буду исправлены.

Духовное

Абсолютный альтруизм, совершенно не связанный с животным телом, реализация которого возможна только в той мере, в которой душа связана с Творцом (свойством отдачи), ощущает Его, наполнена Им.

Духовное постижение

1. постижение, внутри которого мы явно ощущаем источник того, что постигаем. В духовном постижении свет несет в себе, кроме наслаждения, четкое осознание источника наслаждения (глубина этого осознания зависит от ступени, на которой мы находимся) со всеми его замыслами, планами. Основано на понимании первопричин духовной природы.

2. любое духовное постижение обязано соответствовать двум критериям: 1 – оно должно быть истинным, а ни в коем случае не являться плодом воображения; 2 – оно не должно вызывать ни малейшего сомнения, как не вызывает в человеке сомнения собственное существование.

То есть, необходимый уровень познания, которое можно назвать постижением, соответствует чувственному ощущению, приравниваемому к реакции сенсоров тела. Уровни познания не соответствующие данному определению, называются в каббале понимание, изучение и пр.

Духовные миры (Высшие миры)

Всевозможные частичные меры ощущения Творца. Ступени постижения называются Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон. Когда человек полностью завершает исправление, его состояние (ступень) называется мир Бесконечности.

Духовный мир

Мир, существующий по законам свойства отдачи, в котором находятся и действуют только силы и чувства без материальных облачений. Реальность, ощущаемая в дополнительном (шестом), органе чувств.

Душа

Человека (творения) состоит из двух компонентов – света (наслаждения) и сосуда (желания к этому наслаждению), причем, сосуд – это суть души, а свет, наполняющий его – наслаждение, уготованное Творцом. Душа постепенно развивается в человеке, находящемся в нашем мире, если он изучает и выполняет духовные законы.

Души

В начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600000 частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Желание

Недостаток наслаждения и стремление к определённому виду наполнения (образу, предположительно несущему наслаждение) образует желание. Так, например, голод как недостаток наполнения, при наличии образа пищи (мысли о пище) формируется в желание поесть.

Желание получить

Незаполненное пространство, пустующее место, которое стремится себя наполнить, получить наслаждение. Материал всего творения, состоящий из нескольких уровней: неживое, растительное, животное, человек.

Животный (уровень, ступень)

Существуют четыре ступени развития желания получать: неживое, растительное, животное, человек. Животный уровень желания получать рождает в каждом частном элементе индивидуальные ощущения – особую жизнь каждого, отличающуюся от остальных. Однако на этой ступени еще отсутствует чувство сопереживания ближнему, то есть, нет необходимого сострадания или радости за себе подобных.

Замысел творения (замысел Творца)

Создать творения, с целью доставить этим творениям максимальное наслаждение.

Исправление

Изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого, творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Каббалист

Учёный, обладающий дополнительным, духовным органом ощущения – «экраном», позволяющим исследовать воздействие Высшего мира на себе.

Кли (мн. ч. кeлим) (ивр. — сосуд)

1. самостоятельное (осознанное, сознательное) желание получить удовольствие от света.

2. составные части кли = желания = инструменты восприятия, которые появляются в результате полученного опыта.

3. жселание получать в творении. Эгоистические желания и стремления не называются кли. Кли – это исправленные, пригодные для получения света, желания, то есть, обладающие экраном (силой сопротивления эгоизму), обращающим эгоизм в альтруизм.

Клипот

Желание насладиться «ради себя» вопреки запрету цимцум алеф (первому сокращению).

Малхут

Законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

МАН (сокр. от «мэй нуквин»)

Просьба низшего парцуфа к Высшему о возможности получить ор хохма. Истинное, глубокое желание исправиться и приблизиться к Творцу.

Материал творения

Желание получать наслаждение.

Материальная оболочка души

Чувство, ощущение на самом низком уровне желания (практически без стремления к свету, Творцу), воспринимаемое как материя этого мира.

Махсом

1. граница между духовным и материальным миром.

2. граница между ощущением, возникающем только благодаря пяти органам чувств, ощущением «этого мира», и ощущением в «шестом органе» чувств, ощущением «Высшего мира».

Место

Желание насладиться является «местом», в котором мы ощущаем все наши чувства: радость – горе, сладкое – горькое, любовь – ненависть, злость – радость, другими словами, страдание или наслаждение.

Намерение

Расчёт, мотивация творения по отношению к получаемому свету (наслаждению).

Наполнение

Человек создан, как чувствующий элемент («кли», «сосуд») с желанием наслаждаться. Наполнением называются переживания, впечатления от раскрывающейся действительности в нашем желании наслаждаться.

Нисхождение

Удаление от первоначального состояния.

Отделенный

В духовных мирах – удаление, сближение, слияние – все эти процессы происходят только согласно различию или сходству внутренних свойств духовных объектов. Разница в свойствах отделяет их друг от друга, сходство – сближает и ведёт к слиянию. Желание получать (творение) и желание отдавать (Творец) являются противоположными по свойствам, то есть, абсолютно отдалены, отделены друг от друга.

Падение

Отдаление от Творца, то есть, когда келим, желания человека становятся более грубыми, материальными.

Парцуф (мн. ч. парцуфим)

1. желание наслаждаться Творцом, снабжённое экраном (то есть, способное получить свет).

2. духовное тело, состоящее из головы (часть, принимающая), тела (получающая часть) и конечностей (частей, которые создают ограничение, окончание получения света).

3. желания, распределенные по величине экрана.

Перемещение (движение)

Это изменение желаний, приводящее к появлению, рождению новых келим (сосудов).

Подъём

В духовных мирах называется все большая связь с Творцом.

Получающие келим

Сосуды восприятия, в которых человек способен произвести оценку состояний лишь исходя из их «сладости» или «горечи». Это «телесный», «животный», то есть, естественный анализ. Подняться над «животным» – значит поступать, исходя из проверки по шкале: истина-ложь, – ближе к Творцу или дальше от Него.

Постижение

Явное ощущение, осознание источника наслаждения (Дающего), со всеми Его замыслами, планами. Глубина этого осознания зависит от ступени, на которой мы находимся. Основано на понимании первопричин духовной природы.

Процесс отдаления творения

Процесс создания духовных миров постепенно скрывающих свет и тем самым отдаляющих творение от Творца вплоть до потери ощущения связи с Ним (состояние «наш мир»).

Ради отдачи (на ивр. — аль мeнат лeашпиа)

Намерение (стремление) отдать, насладить Творца. Использование своей природы, своих свойств с целью доставить удовольствие Творцу.

Разбиение желаний (сосудов) (на ивр. — швират кeлим)

Исчезновение связующего экрана (намерения «ради отдачи») между различными свойствами, желаниями, исчезновение альтруистического взаимодействия между собой.

Разбиение желания

Изменение намерения в желании: от «ради отдачи» к намерению «ради получения». Стремление наполнить себя удовольствием и наслаждением, используя для этого всех остальных, утрата стремления к объединению, ради того, чтобы доставить удовольствие Творцу. То есть, на самом деле разбивается не желание, а экран, сила сопротивления эгоизму; исчезает связующее звено между желаниями, и альтруистическое взаимодействие заменяется на эгоистическое.

Решимо (мн.ч. рeшимот)

«Духовный ген», «запись» духовной информации. Решимо представляет собой чистую суть, силу– то, что остаётся после исчезновения прошлой формы.Это энергия, не облаченная ни в какую внешнюю оболочку.

Свет

1. Воздействие Творца, ощущаемое, как наслаждение, желание насладить.

2. передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, осмысления, постижения).

3. сила, творящая, исправляющая и наполняющая творение; источник наслаждения.

Свет исправления

Свет, создающий в нас желание отдавать. Он раскрывается нам не как сильнейшее наслаждение, а как «величие Высшего», и это пробуждает в нас желание отдавать Творцу.

Свойство бины

Свойство света, в котором ощущается наслаждение от чувства отдачи, подобия Творцу. Это наслаждение называется ор хасадим.

Свойство отдачи (Творец)

Качество, которым Высшая сила (Творец) проявляется относительно творения. Высшая сила создала творения для того, чтобы дать им наслаждение, и поэтому ее свойство называется отдачей.

Свойство хасадим

Свойство света хасадим, благодаря которому человек развивает в себе способность к отдаче, альтруизму.

Седьмое тысячелетие

Первые шесть тысяч лет мы исправляем себя, так называемые келим АХАП дэ-алия. В седьмое тысячелетие мы заканчиваем это исправление. То что происходит после этого, не описывается ни в одном каббалистическом труде.

Сокрытие

Означает недоступность восприятия органам ощущений ввиду отличия свойств. Это либо полное сокрытие, то есть, отсутствие ощущения, что Творец всем управляет, либо частичное сокрытие, то есть, отсутствие ощущения управления Творца как доброго.

Спускаясь (удаляясь)

Основной закон, действующий в мире – принцип подобия свойств. Он гласит, что два объекта сближаются, вплоть до слияния, в мере подобия, сходства свойств и отдаляются – ввиду отличия свойств. Этот принцип близости в мере подобия свойств существует также и в нашем мире: чем более схожи между собой люди по вкусам, взглядам, тем они ближе друг другу, а ненавидящие друг друга – далеки один от другого.

Ступени

Уровни желания отдавать, приобретаемые человеком, называются ступенями духовных миров (всего существует 125 ступеней).

Ступени лестницы

Уровни желания отдавать, приобретаемые человеком. От Творца до нашего мира существует 5 ступеней, которые называются мирами. Каждая из них имеет свои подступени, называемые парцуфим, а каждая из подступеней имеет свои подступени, называемые сфирот. То есть, всего от нас до Творца: 5 х 5 х 5 =125 ступеней.

Стыд (на ивр. — буша)

Унизительное ощущение эгоизма, единственного творения, по сравнению с альтруизмом, Творцом, свойством абсолютной отдачи. Боль, отвращение к своему состоянию. Эгоизм и ощущение стыда – два проявления одного свойства.

Сфира (мн. ч. сфирот)

Различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 – кетэр, хохма, бина, зэир анпин (который состоит, в свою очередь, из хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод), малхут.

Творение

Сосуд, душа; созданное из ничего (ивр. «еш ми аин») желание насладиться (ощущением Творца, светом), получить, которое является материалом всей существующей действительности.

Творец

1. Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели – поднять творения в развитии до Своего уровня.

2. Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать.

3. Первопричина — Источник света (наслаждения).

Тело

Телом в каббале называется желания, разделённые с помощью экрана на рош (голова – принимающая решение часть), тох (туловище – внутренняя часть, наполненная светом) и соф (окончание – незаполненная, пустая часть). Таком образом образуется духовное тело, духовно живой объект.

Точка в сердце

1. Духовный сосуд человека, еще не достигшего в своих ощущениях выхода в духовный мир, зародыш будущей души, экрана (силы сопротивления эгоизму).

2. Термин «сердце» употребляется для обозначения всех желаний человека. Точка в сердце – зародыш будущей души, помещенный в сердце человека непосредственно Самим Творцом.

Три линии

Система, позволяющая прийти к подобию Творцу: левая линия – желание получать (свойство творения), правая линия – желание отдавать (свойство Творца), среднюю линию человек создает самостоятельно собственным стремлением к соответствию, подобию Творцу.

Учение Десяти Сфирот

Основной каббалистический учебник нашего времени (6 томов, более 2000 страниц). Главное наследие Бааль Сулама. Хотя Бааль Сулам знаменит как создатель комментария «Сулам» на «Книгу Зоар», но для стремящихся войти в Высший мир, труд «Учение Десяти Сфирот» дает силы, необходимые для преодоления границы, разделяющей наш и Высшие духовные миры.

Включает в себя вопросы и ответы, материалы для повторения и запоминания, объяснения, графики, чертежи и так далее. В книге дается описание законов и сил, управляющих нашим мирозданием.

Хисарон

Исходящее из сердца требование о наполнении недостатка (отсутствия) желаемого.

Цель творения

Постижение общего закона мироздания, достижение подобия свойств с Творцом.

Человек (на ивр. – Адам)

Означает «подобный Творцу» (адомэ ле элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным.

Шестой орган чувств

Орган, в котором человек ощущает воздействие Высшего света (Творца) на себя и потому способен реагировать на Него.

Эгоистическое (свойство)

Желание насладиться ради себя.

Экран (ивр. – масах)

«Сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить самонаслаждение. Сила преодоления, сопротивления эгоизму (желанию получить ради себя).

Этот мир

1. абсолютный эгоизм, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается нами, как пустота (страдание). Это состояние – следствие чувства отрыва от общей души (Адама).

2. вся совокупность ощущений (реакций на внешнее воздействие), поступающих в пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую нами «этот мир».

Язык ветвей

Язык причины и следствия, когда следствие в нашем мире (определённый материальный объект) даёт название силе, которая его создала, удерживает.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

КАББАЛИСТИЧЕСКИХ И НЕКОТОРЫХ КАББАЛИСТИЧЕСКИ ПЕРЕОСМЫСЛЕННЫХ ОБЩЕРЕЛИГИОЗНЫХ ТЕРМИНОВ

Авир кадмон ("предвечный воздух"), эфир, окружающий Эйн-соф.

Адам белиал, точнее блияал ("злой человек"), сатанинское создание, занявшее после грехопадения Адама место Адам Кадмон и обретшее власть над человеком. Впервые упоминается в "Тиккуней Зохар".

Адам Кадмон ("Предвечный человек"), первая форма, которую принимает эманация после цимцум. В основе термина лежит интерпретация гностиками Бытия (1:26) в том смысле, что физический Адам был сотворен по образу духовной сущности, также называемой Адамом. В ранней каббале и Зохаре - это высшее существо {Адам элион). Он иногда обозначает всеобщность Божественной эманации в десять сфирот, а иногда одну сфиру (Кетер, Хохма или Тиферет). Впервые термин встречается в трактате "Сод иедиат ха-мециут". Предполагается, что Адам Кадмон - это то духовное существо, которое Иехезкель видел на Престоле (Иехезкель 1: 26). Автор Зохара и "Тиккуней Зохар" противопоставляет Адама Кадмона - как высшее первичное существо первому человеку (Адам ришон). Лурианская школа придает огромное значение этому образу и подчас переосмысливает его. Он символизирует миры света, эмалируемые в предвечное пространство после цимцум, он возвышается над всеми четырьмя мирами. В трудах Витала и других авторов лурианской школы большое значение придается изображению Адама Кадмона и его тайн, в частности описанию световых потоков, исходящих от его рта, лба, носа и т.д. В них кристаллизуется мистический антропоморфизм лурианской каббалы. Соответственно вводятся понятия Адам де-брия,

[213]

Адам де-иецира, Адам де-асия. Адам Кадмон, продукт чистой эманации, противопоставляется Сатане, порождению мира зла.

Айн или афиса ("ничто" или "ничтожество"), сфера Божества, в которую человеческий разум бессилен проникнуть.

Аншей эмуна ("люди веры"), обозначение мистиков в талмудической литературе.

Баалей ха-иедиа ("обладатели знания"), одно из обозначений мистиков.

Баалей ха-сод ("владетели тайны"), одноиз обозначениймистиковв талмудической литературе.

Баал ха-Шем ("владетель Имени"), знаток практической каббалы.

Берур ха-диним ("выяснение сил Дин", см. гвура), постепенное удаление сил Строгости и Суда в процессе цимцум и эманации.

Битул ха-еш ("прекращение бытия"), в хасидской терминологии глубокое стремление к прямому общению человека с Богом посредством полного растворения в Нем человечес


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.