Определение, предмет и структура клинической психологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Определение, предмет и структура клинической психологии

2022-09-22 35
Определение, предмет и структура клинической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническая психология – это практикоориентир. психологическая отрасль, предметом которой являются особенности пси людей с пси расстройствами и патологическими состояниями.

Ø Патопсихология

Изучает закономерности и механизмы, распады психики при психических расстройствах и патологических состояниях.

       С позиции НОРМЫ.

Близка к психологии, потому что использует термины именно психологического характера.

Методы – те инструменты, знакомые обычным психологам.

Ø Психопатология

Отрасль психиатрии – место встречи психолога и психиатра.

Изучает психические расстройства с точки зрения симптомов (формализованное описание психического расстройства) и синдромов.

       С позиции БОЛЕЗНИ => преобладание медицинских терминов.

Ø Нейропсихология

Изучает особенности протекания нервных процессов, которые обеспечивают высшие психические функции, и особенности изменения этих процессов при нарушении высших психических функций.

В основе учения А. Р. Лурии, который пришел к выводу, что мозг человека гибкий и пластичный механизм.

Ø Психосоматическая медицина – опирается на лечение психики и неврозов для улучшения физического состояния человека.

Ø Психотерапия – практико-ориентированная отрасль, которая предполагает вербальное и невербальное воздействие на человека при многих психических, психосоматических расстройствах и патологических состояниях. В 1999 году была признана отдельной самостоятельной профессией. В настоящий момент есть две модели клиническая (симптомы) и личностно-ориентированная (образование). Сопровождение человека по жизни, и обучение его жить со своим диагнозом.

ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Самой главной и первоочередной задачей клинической психологии является сохранение здоровья пациентов. Иными словами – профилактическая деятельность. В остальном задачи бывают двух типов: практические и теоретические.

Практические задачи включают в себя:

­ Профилактическую деятельность;

­ Клинико-психологическую диагностику (нозологическую, топическую психологическую, личностную, функциональную, а также диагностику, заключающуюся в коррекции психики);

­ Клинико-психологическую экспертизу (военно-медицинскую, судебно-психиатрическую, врачебно-трудовую, психолого-педагогическую); Клинико-психологические типы воздействия (в том числе психокоррекцию и психотерапию);

­ Социально-трудовую реабилитацию пациентов и восстановление ВПФ.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Понятие клинической психологии возникло в конце 19 в – Лайтнер Уитнер дал понятие. Клиническая пси была направлена на детей, рассматривали проблемы их неуспеваемости.

В России клиническая психология появилась в 2000 году

5 век до нашей эры

Первые упоминания о пси расстройствах были в 5 веке до н э. Рассматривались с позиции религии. Влияние религиозных сил на человека.

Теория Гиппократа - гуморальная теория классификации темперамента (церебрально гуморальная теория (церебо – мозг). Он считал важность участия мозга в темпераменте)

Черная желчь – затуманивание мозга, снижение сознательности – это меланхолия (но на самом деле он описывал депрессию

Средневековье 5 век нашей эры

Все психические расстройства рассматривались божьим наказанием или проделками демонов. Применяли экзорцизм и многочасовые молитвы.

Появление первых клиник, где находились люди с расстройствами – Италия.

Арабская медицина – врач Авиценна. Основатель психосоматической медицины. Экспериментальным путем доказал, что есть связь между пси состоянием и физическим состоянием. Опыт с двумя баранами, за которыми он постоянно ухаживал, рядом с одним был привязан волк, и баран умер от стресса.

Эпоха возрождения 14-16 в.

Возвращение к античности, человек в центре внимания, выше природы и всего.

Возрождение медицины в гуманитарном аспекте. (Использовались для лечения травы, пиявки и т.д.)

Новое время

Революция во Франции, падение монархии. Рост науки.

Вскрывали мозг приговоренным к смерти, тем самым был хорошо изучен мозг и различные нарушения.

Возникновение психиатрии. Психически больной человек имеет право на уход.

20-21 век

Клиническая психология сейчас развивается и помогает лучше понять основные закономерности и механизмы работы психики человека вообще.

В восточных странах мощная медицина. Но в древнем Китае психически больные люди уничтожались.

ПОНЯТИЯ СИМПТОМ И СИНДРОМ

Александэр Митчерлих

В заболевании есть всегда глубокий психологических смысл.

В связи с этим Митчерлих описал концепцию двухвалентного вытеснения (психосоматических расстройств) – динамического изменения неврозов и соматических заболеваний Он исходит из наблюдения, что при тяжёлых кризах соматического заболевания невроз может видоизменяться или даже исчезать. Тяжёлые невротические состояния отступают при соматических заболеваниях в их осознании пациентом и в его поведении.

Психосоматические расстройства – уровень обороны человека от внешних нерешенных проблем.

ВАРИАНТЫ ГИПО- И ГИПЕРМНЕЗИИ

Изменение продуктивности памяти (количественная характеристика).

Гипомнезия – ослабление памяти.

Человеку требуется больше времени для запоминания.

Быстрее происходит забывание/вытеснение.

Бывает при астеническом состоянии.

Агрессивная среда/постоянный стресс у детей => истощение гиппокамп => снижение обучаемости без потери уровня интеллекта.

Сопровождают инволюционные изменения (старческая деменция, сосудистые заболевания мозга, постепенный распад памяти по закону Рибо (логическая – эмоциональная – праксис)).

Гиперомнезия – слишком хорошая память.

Наблюдается при некоторых вариантах аутизма, очень хорошая механическая память (ребенок может запомнить расписание автобусов, но не может применить это знание на практике).

Патологический симптом при ПТСР (флэшбеки, когда травматическое событие всплывает в памяти в смягченном виде; воспоминания носят насильственный характер).

ВАРИАНТЫ ПАРАМНЕЗИИ

Варианты парамнезии.

Ошибки памяти (качественные) - парамнезии

Криптомнезия – патологический плагиат – это искажение памяти, присвоение себе увиденного во сне, в кино, прочитанного, произошедшего с другим человеком.

 Наиболее частый вариант нарушений, сопровождающий криптомнезию:

­ Истерические состояния, истероидность в разных регистрах (повышенная демонстративность, жажда внимания, преувеличение чувств и эмоций). Истерический невроз, истероидный тип личности, истероидный синдром на фоне психоза.

­ Органические поражения головного мозга (височные отделы).

­ Психотические состояния (параноидальная шизофрения).

Конфабуляция – галлюцинации памяти – фантазийный характер, ошибки восприятия – помнить то, чего не было и пересказывать это.

Наиболее частый вариант нарушений, сопровождающий конфабуляцию:

­ при алкогольном психозе

­ при шизофрении (эндогенной).

Дополнение амнезии.

Заполняется кусок памяти, который по каким-то причинам был стерт (старческая деменция, алкогольный психоз).

Могут быть на фоне грубых эндогенных состояний – шизофрения – «Я два года выполняла роль Светила в какой-то системе…» - похищение инопланетянами.

Нормальная реминисценция.

Неспособность помнить запечетленный материал не посредственно после запоминания.

Происходит из-за перенапряжения нервных цепей + истощение нейромедиаторов => отсутствие возможности восстановить цепочку.

Лечение: отдых => восстановление памяти.

Псевдореминисценция – (реминисценция - эффект памяти – отсроченное воспоминание, например, забыть материал, тревожась на экзамене) – это сдвиг воспоминаний во времени.

Например, события действительно произошли, но в другое время (лет 30 назад).

Наиболее частый вариант нарушений, сопровождающий псевдореминисценция:

­ старческая деменция

­ старческий психоз

­ амнезия

­ синдром Корсакова

Эхомнезия – дежавю – обманы памяти, когда текущие события воспринимаются, как уже когда-то пережитое, увиденное, услышанное.

Легкие расстройства памяти.

Импульс, который связан с восприятием текущих событий, одновременно активизирует структуры мозга, отвечающие за долговременную и кратковременную память.

Наиболее частый вариант нарушений, сопровождающий эхомнезию:

­ астенический синдром

­ неврастения

­ органические поражения головного мозга (теменно-височные отделы)

­ паранойный синдром (часто сопровождается бредом).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ И ИЛЛЮЗИЙ КАК ВАРИАНТОВ НАРУШЕНИЙ ВОСПРИЯТИЯ

Иллюзии.

Ø Физиологические – законы организма.

· Физические – законы физики (преломление света).

· Неправильно распознанный реально существующий объект/предмет окружающей действительности.

· Нормальные – обусловлены работой нервной системы (3д эффект в кинотеатре).

Ø Условно-патологические –

· сопровождаются сильным эмоциональным переживанием;

· дошколенок боится оставаться дома один => открывается шкаф, в котором монстр

· на фоне депрессии/утраты (лицо в толпе)

· связаны с эмоциональным заражением.

· религиозные фанатики

Ø Патологические – проявление патологического процесса.

o Парейдолии – сенсорные иллюзии дополнения.

o Движущаяся тень на стене превращается в черта (при белой горячке).

o Человек слышит звук и интерпретирует его как реальный (негативное содержание).

o Звуки окружающей природы => негативное содержание.

o Показатель психотического расстройства.

Галлюцинации.

Восприятие отсутствующего объекта/предмета окружающей действительности.

­ Истинные галлюцинации.

*Тульпа.

Проецируются во внешний мир.

Часто имеют мультимодальный характер (за столом сидит существо зеленого цвета, человек убежден, что все его видят, может к нему подойти и прикоснуться)

Не сопровождается каким-то грубым или тяжелым аффектом (стресс, депрессивное состояние).

Поведение соответствует галлюцинаторным переживаниям.

­ Ложные галлюцинации (псевдогаллюцинации).

Проецируются во внутренний, субъективный мир человека.

Воспринимаются как искусственный образ.

Голоса в голове.

Человек может осознавать, что такого органа, которым он видит, у него нет.

Человек убежден, что другие не видят этой информации.

Часто сопровождается сильным аффектом (угроза для жизни, страх).

Формальный признак психоза.

ВАРИАНТЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

1. Катативный тип патологического эмоционального реагирования.

Ката – зависимый, тимос – эмоции.

Эмоция зависит от внешнего стимула.

Переизбыточный вариант эмоционального реагирования.

Сила эмоциональной реакции неадекватна стимулу.

Характерен для невротического варианта и истероидов.

Накопительный эффект.

2. Голотимный (холотимный) тип патологического эмоционального реагирования.

Холос – круг, единый.

Эмоциональная реакции рождена патологическим механизмом.

На первом месте – неправильная работа мозга / диспропорция выработки нейромедиаторов / сбой в работе лимбической системы.

Возникает ощущение/эмоциональная реакция, которые человек рационализирует и оправдывает.

3. Паратимный тип патологического эмоционального реагирования.

Пара – ошибка.

Расхождение между тем, что человек переживает и экспрессивным выражением.

4. Эксплозивный тип патологического эмоционального реагирования.

Эксплозия – выталкивающий.

Характерна взрывчатость, неспособность удержать эмоциональный импульс.

Чаще всего агрессивная интенция (выражение).

Характерно для личностного расстройства – эпилептоида.

5. Дементный тип патологического эмоционального реагирования.

Сопровождает умственную отсталость, олигофрению, деменцию.

Предполагает сужение диапазона эмоционального реагирования.

Эмоции касаются только биологических потребностей.

Сокращается вариативность эмоций.

Эмоциональные реакции шаблонны и однотипны.

Сопровождается состоянием благодушия (если не сочетается эксплозивным типом).

Гипотимия.

Тоска, рассеянность, страх.

Появление негативной эмоции.

Снижение энергетики.

Может сопровождаться обулией.

Бывает при невротический/депрессивных расстройствах.

Возрастные закономерности.

*ворчливость – признак деменции.

Начало шизофрении.

Гипертимия.

Эйфория, экстаз, гневливость.

Очень много поведенческих реакций.

Разные виды алкогольного опьянения, маниакальные состояния.

Паратимия.

Амбивалентность – противоречивость эмоций.

Симптом стекла и дерева (по отношению к себе – болезненный и хрупкий; по отношению к другим жестокий и грубый).

Личностные расстройства и шизофрения.

2. Патологии динамики эмоций.

o эмоциональная лабильность — эмоциональная неустойчивость, быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно. Характерна для астенического, истерического, абстинентного синдромов;

o слабодушие — эмоциональная несдержанность, трудности контроля внешних проявлений эмоциональных реакций. Отмечается при невротических расстройствах, астении, органических поражениях головного мозга;

o эмоциональная инертность (ригидность) — тенденция к затяжному эмоциональному реагированию, проявляющаяся аффективным застреванием, «вязкостью» эмоций. Входит в структуру изменений личности при эпилепсии и органических поражениях головного мозга.

Негативная симптоматика патологии эмоциональной сферы

i. оцениваемые по распространенности (по экстенсивности)

Сужение кол-ва предметов, объектов, событий, на которые человек реагирует, но ранее такого не было

1. сужение эмоционального резонанса – уменьшение набора объектов эмоц реагирования (раньше реагировал на солнечную погоду, но теперь всё равно)

­ бывает на фоне эмоц выгорания, при этом признаки агрессии, депрессии (меньше радостных эмоций от того, что раньше радовало)

Эмоциональная нивелировка

­ снижается дифференцировка эмоц реакций, человек одной и той же реакцией реагирует на разные события (эмоция почти всегда одинаковая) (есть страх, но нет тревоги вне зависимости от события)

­ при психот расстройствах, при эмоц выгорании (есть сильное раздражение – одинаковая реакция агрессии)

Побледнение эмоций

­ уменьшение силы эмоц реагирования, которая больше находит отражение в экспрессии (мимике)

­ у человека экспрессивное поведение становится примитивным, шаблонным, однообразным

­  начало психот расстройства, при неврот расстройстве, при возрастных кризисах

3. Эмоциональная тупость (эмоциональная бесчувственность) (эмоц паралич)

­ теряется способность проявлять эмоции, крайний вариант нарушения интенсивности

­ чаще при психот расстройствах (шизофрении): нарушение волевой сферы наблюдается; внешне как апатия, равнодушие; при орг поражениях: травмы, опухоли

 

Синдромальная классификация

Ø Лакунарная (чаще всего дисмнестическая) деменция. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационная амнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: начальные стадии болезни Альцгеймера (см. ниже).

Ø Глобарная деменция. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности). Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга.

Критерий А

I. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем имели место оба приведенных ниже факта:

1) индивид был участником, свидетелем события либо столкнулся с событием, которое включало смерть, или угрозу смерти, или угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной);

2) реакция индивида включала интенсивный страх, чувство беспомощности или ужаса.

Критерий Б. Ядро ПТСР

II. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов:

1) повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания;

2) повторяющиеся тяжелые сны о событии;

3) такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь (включает ощущения «оживания» опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды – «флэшбэк-эффекты)

Критерий Д

IV. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (не наблюдались до травмы), – наличие по крайней мере двух из нижеперечисленных:

1) трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения);

2) раздражительность или вспышки гнева;

3) затруднения с сосредоточением внимания;

4) повышенный уровень настороженности, гипербдительность, состояние постоянного ожидания угрозы;

5) гипертрофированная реакция испуга.

V. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D) – более чем 1 месяц.

Критерий Е

VI. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности (Diagnostical and Statistical Manual, 1995).

Также признаки сопутствующие ПТСР:

­ чувство вины выжившего;

­ нарушения межличностных отношений;

­ нарушена способность, управлять своими чувствами;

­ деструктивное поведение;

­ импульсивное поведение;

­ диссоциативные симптомы;

­ соматические жалобы;

­ интенсивное чувство стыда;

­ социальная самоизоляция.

К настоящему моменту не разработана единая теория, полностью объясняющая природу и механизмы посттравматических нарушений личности. Известны четыре основные модели, рассматривающие посттравматическое стрессовое расстройство: психофизиологическая, психодинамическая, когнитивная и информационная.

1. Психофизиологическая

В рамках психофизиологической модели ответ на травму — результат длительных физиологических изменений. Вариабельность реагирования на травму обусловлена темпераментом (И. П. Павлов). Согласно современным данным (Kolb, Van der Kalk) при стрессовом воздействии возрастает оборот норэпинэфрина, что приводит к росту уровня плазматического катехоламина, снижению уровня норадреналина, допамина, серотонина, росту уровня ацетилхоллина, возникновению опосредованного эндогенными опиоидами болеутоляющего эффекта.

Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина коррелируют с состоянием психического оцепенения. Это состояние, по мнению многих авторов (Lifton, Horowitz, Green, Lindy), является центральным в синдроме реагирования на стресс.

2. Психодинамическая

Согласно психодинамическому подходу, травма приводит к нарушению процесса символизации. 3. Фрейд рассматривал травматический невроз как нарциссический конфликт. Он ввел понятие стимульного барьера. Вследствие интенсивного или длительного воздействия барьер разрушается, либидозная энергия смещается на самого субъекта. Фиксация на травме — это попытка ее контроля.

В современной психодинамической модели (Grubrich, Simitis) в качестве следствий травматизации рассматриваются: регресс на оральную стадию развития, смещение либидо с объекта на Я, ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов, использование примитивных защит, автоматизация Я, идентификация с агрессором, регресс к архаичным формам функционирования Сверх-Я, деструктивные изменения Я идеального. Считается, что травма — это триггерный механизм, актуализирующий детские конфликты.

Данная модель не объясняет всей симптоматики посттравматического реагирования, например постоянного обыгрывания травмы. В опыте любого человека можно найти детскую травму, что не является, однако, предопределяющим в развитии малоадаптивного ответа на стресс. Кроме того, классическая психоаналитическая терапия при лечении посттравматического стрессового расстройства неэффективна.

3. Когнитивная

В рамках когнитивной модели травматические события — это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и себе. Патологические реакции на стресс — это малоадаптивные ответы преодоления на распад этих базовых представлений, которые формируются в ходе онтогенеза, связаны с удовлетворением потребности в безопасности и составляют Я-теорию (Epstein).

В ситуации сильного стресса происходит коллапс Я-теории. И хотя это малоадаптивное следствие стрессового воздействия, он сам по себе может быть адаптивным, так как предоставляет возможность для более эффективной реорганизации Я-системы. Малоадаптивное преодоление травмы включает генерализацию страха, гнева, ухода, диссоциацию, постоянное обыгрывание травмы.

Причина подобного преодоления травмы в негибкости, некоррегируемости когнитивных схем. Данная модель представляется наиболее полно объясняющей этиологию, патогенез и симптоматику расстройства, она учитывает и генетический, и когнитивный, и эмоциональный, и поведенческий факторы

Когнитивная модель ПТСР разработана специалистами из Оксфордского университета А. Элерсом и Д. Кларком (2000). Эта модель связывает типичное для ПТСР чувство постоянно присутствующей угрозы с рядом когнитивных и поведенческих факторов:

­ когнитивными оценками травмы и ее последствий;

­ спецификой запоминания травматического опыта и характером взаимосвязи этого вида памяти с автобиографическими воспоминаниями;

­ дисфункциональными поведенческими и когнитивными стратегиями совладания;

­ прошлым опытом травматизации и исходной когнитивной схемой (базисных представлений о мире и собственной личности), которая существовала у пострадавшего до травмы.

4. Информационная

Эта модель, разработанная М. Горовицем (1974, 1987), является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей.

Стресс вызывает поток внутренней и внешней информации, основная часть которой не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, необработанные данные переводятся из сознания в бессознательное. В соответствии с принципом избегания боли человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению травматичная информация временами становится сознательной, как часть процесса информационной обработки.

При завершении обработки опыт интегрирован, травма больше не хранится в активном состоянии. Биологический фактор, как и психологический, включен в эти последовательности. Феномен развития такого рода реагирования — это нормальная реакция на шокирующую информацию. Ненормальны предельно интенсивные реакции, не являющиеся адаптивными, блокирующие проработку информации и встраивание ее в когнитивные схемы индивида. Данная модель недостаточно дифференцирована, вследствие чего трудно учитывать индивидуальные различия посттравматического реагирования.

Горовиц определил фактор внешнего воздействия как «травматическое стрессовое событие», несущее абсолютно новую информацию, которую человек должен интегрировать в предыдущий жизненный опыт, и предложил следующую концептуальную модель с соответствующими клиническими проявлениями:

­ ситуация равняется стрессу (интенсивность, продолжительность, внезапность);

­ наличие непосредственной реакции (шок);

­ фаза отрицания (вытеснение, уход);

­ фаза вторжения (навязчивые воспоминания);

­ фаза переживания (попытки объяснить себе, наказать себя);

­ завершение цикла переработки информации (выздоровление).

 

ПСИХОТЕРАПИЯ ПТСР

Лечение посттравматического стрессового расстройства

Игровая терапия для детей

Считается, что игра помогает детям связывать свои внутренние мысли с внешним миром, связывая реальные переживания с абстрактным мышлением. Повторяющаяся игра также может быть одним из способов, когда ребенок переживает травматические события, и это может быть симптомом травмы у ребенка или молодого человека.

Гипноз

Погружение человека в гипноз и внушение того что травматической ситуации некогда не было.

Релаксация

Люди, пережившие психологические травмы, часто страдают от постоянного нервного напряжения. Это может вызвать состояние сверхбдительности, раздражительность, проблемы со сном, что в свою очередь приводит к утомляемости и усиливает тревожно-депрессивные симптомы. В этом случае терапия на уровне сознания недостаточна, и полезными могут оказаться техники релаксации. Эти техники не только улучшают состояние пациента, но и позволяют ему преодолеть ощущение беспомощности по поводу своих симптомов: пациент осознает, что он способен совладать со своим тревожным состоянием.

Пример релаксаций.

­ Релаксация с помощью дыхательных техник

­ Техника контроля дыхания

Причины

Пограничное расстройство личности развивается под воздействием множества внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. Заболевание могут вызвать следующие внешние причины:

· Эмоциональное потрясение в детстве (потеря дорогого человека, насилие);

· Излишне демократичное или строгое воспитание);

· Травмы или органические поражения (опухоль, инфекция) головного мозга.

Развитию пограничного расстройства способствуют внутренние факторы: генетическая предрасположенность, нарушение гормонального равновесия, недоразвитие центральной нервной системы.

Симптомы

­ Расщепление эго.

­ Хаос во взаимоотношениях.

­ Значительные отклонения в самоидентификации.

­ Интенсивные или неконтролируемые эмоциональные всплески.

­ Нестабильность в личных отношениях и самооценке.

­ Беспокойство по поводу возможности быть брошенным.

­ Поведение, связанное с причинением вреда самому себе.

­ Импульсивность.

­ Часто – депрессия, беспокойство, злоба или гнев.

Классификаторы

Включено в DSM-5 и в МКБ-10 (в последнем считается подвидом эмоционально неустойчивого расстройства личности).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническая психология – это практикоориентир. психологическая отрасль, предметом которой являются особенности пси людей с пси расстройствами и патологическими состояниями.

Ø Патопсихология

Изучает закономерности и механизмы, распады психики при психических расстройствах и патологических состояниях.

       С позиции НОРМЫ.

Близка к психологии, потому что использует термины именно психологического характера.

Методы – те инструменты, знакомые обычным психологам.

Ø Психопатология

Отрасль психиатрии – место встречи психолога и психиатра.

Изучает психические расстройства с точки зрения симптомов (формализованное описание психического расстройства) и синдромов.

       С позиции БОЛЕЗНИ => преобладание медицинских терминов.

Ø Нейропсихология

Изучает особенности протекания нервных процессов, которые обеспечивают высшие психические функции, и особенности изменения этих процессов при нарушении высших психических функций.

В основе учения А. Р. Лурии, который пришел к выводу, что мозг человека гибкий и пластичный механизм.

Ø Психосоматическая медицина – опирается на лечение психики и неврозов для улучшения физического состояния человека.

Ø Психотерапия – практико-ориентированная отрасль, которая предполагает вербальное и невербальное воздействие на человека при многих психических, психосоматических расстройствах и патологических состояниях. В 1999 году была признана отдельной самостоятельной профессией. В настоящий момент есть две модели клиническая (симптомы) и личностно-ориентированная (образование). Сопровождение человека по жизни, и обучение его жить со своим диагнозом.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.