Приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510

2022-09-22 39
Приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже отмечалось, в соответствии с приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510 в НФП-96 были внесены изменения и дополнения. Основным дополнением явилось то, что было добавлено приложение 5 «Программа по физической подготовке для рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации». Однако, программный материал, изложенный в разделе 11 «Боевые приемы борьбы» НФП-96 остался не исключенным и имеет принципиальные отличия от аналогичного раздела программы, представленной в приложение 5. В результате складывается ситуация, при которой имеется две отличающиеся друг от друга программы по разделу «Боевые приемы борьбы».

Анализируя предлагаемую программу, мы выявили замечания, часть из которых ранее были обнаружены в «Программе по физической подготовке для образовательных учреждений МВД России юридического профиля», утвержденной Главным управлением кадров МВД России 23.06.99 г. в качестве примерной.

Остановимся на некоторых замечаниях, относящихся к особенностям предлагаемой программы.

В ведении программы представлена цель физической подготовки, которая предусматривает «формирование готовности умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств», а достижение этой цели решением задачи «подготовки к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы». Исходя из этих формулировок, по мнению автора предлагаемой программы приемы с применением и использованием резиновой палки, огнестрельного оружия, силовые приемы это нечто иное, не являющееся боевыми приемами борьбы. Вместе с тем, в разделе 11 «Боевые приемы борьбы» НФП-96 совершенно справедливо понятие «боевые приемы борьбы», как и «приемы рукопашного боя» - понятия, используемого в вооруженных силах, охватывают все приемы насильственного воздействия. Оно включают в себя не только приемы, связанные с применением непосредственно силы, но и с применением резиновой палки, наручников, относящихся к специальным средствам, а также наружный осмотр с угрозой применения огнестрельного оружия, т.е. его использования как устрашающего средства.

В разделе «Организация физической подготовки» автор программы предлагает дифференцированный подход к обучению в зависимости от содержания оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД. Программа «предполагает три уровня физической подготовленности: базовый, усиленный и специальный». Подготовленность является результатом процесса подготовки. Программы определяют содержание подготовки. Учитывая это, по нашему мнению, в данном случае речь может идти о подготовке, а не о подготовленности.

Сравнительный анализ базовой и усиленной физической подготовки показал, что усиленная физическая подготовка предусматривает добавление некоторых приемов к тем, которые включены в базовую программу, и темы «Приемы рукопашного боя». Получается, что сотрудникам, осуществляющих, например, оперативно-розыскную деятельность или предварительное следствие предлагается дополнительно осваивать приемы рукопашного боя с оружием, под которыми автор имеет ввиду удары и защитные действия с использованием автомата: тычки, отбивы, подставки, освобождение от захвата автомата правонарушителем. Однако следует отметить, что автомат не является табельным оружием сотрудников милиции, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие. А вот пистолет является табельным оружием сотрудников милиции данных категорий. Учитывая это, мы считаем, что необходимо включить в программу по физической подготовке приемы задержания с угрозой применения пистолета в различных ситуациях и защиты от угрозы применения оружия или от огня противника[11].

Данный раздел, аналогично п. 5.11 НФП-96, предписывает проведение занятий перед заступлением на службу продолжительностью 10-15 мин. И здесь же указано: «Занятия проводятся в повседневной форме одежды, в том числе с использованием специальных средств (например, касок (защитных шлемов), бронежилетов, защитных жилетов). Каски, бронежилеты и т.п. не являются специальными средствами, а являются средствами индивидуальной защиты. Поэтому речь может идти о проведении занятий в повседневной форме одежды, а также в касках или защитных шлемах, бронежилетах или защитных жилетах и прочих средствах индивидуальной защиты.

В НФП-96 есть раздел 5 «Формы физической подготовки в ОВД», который в соответствии с приказом № 510 исключен из НФП-96. В данном разделе в соответствии с общим положением теории и методики физической культуры правильно определено, что «физическая подготовка сотрудников осуществляется в форме физических упражнений в режиме дня (утренняя физическая зарядка, физкультурная пауза), учебных занятий, самостоятельных занятий физическими упражнениями, массовых физкультурно-спортивных мероприятий, секционных занятий по видам спорта».

В предлагаемой же программе данное положение заменено и сказано:

Внеучебные занятия организуются в форме физических упражнений во время дежурства и в процессе служебной деятельности (утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы продолжительностью 5-10 мин.). Эта фраза вызывает недоумение. Допустимо ли в процессе дежурства и иной служебной деятельности проведение утренней физической зарядки. Выходит так, что самостоятельные занятия физическими упражнениями, массовые физкультурно-спортивные мероприятия, секционные занятия по видам спорта отменяются.

Следует отметить, что НФП является, прежде всего, методическим пособием для общественных инструкторов, проводящих учебные занятия по физической подготовке в подразделениях. Учитывая это, организационно-методические указания по проведению учебных занятий, изложенные в разделе 5., имеют главное значение для самоподготовки общественных инструкторов к проведению занятий. В предлагаемой программе подобные указания отсутствуют.

В предлагаемую программу введен раздел «Структура учебного процесса». В программе сказано, что за структурную единицу процесса физической подготовки принимается полугодичный промежуток времени, который в свою очередь разделяется на три этапа подготовки ориентированных на формирование отдельных физических качеств и овладение боевыми приемами борьбы.

Первый этап продолжительностью два месяца направлен на развитие скорости, взрывной и абсолютной силы.

Второй этап продолжительностью два месяца направлен на развитие общей и силовой выносливости.

Третий этап продолжительностью два месяца предусматривает повышение специальной работоспособности, которая характеризуется единовременным проявлением всех профессионально значимых физических качеств и обеспечивает эффективность оперативно-служебных действий в целом по схеме: «поиск - преследование - задержание правонарушителя».

Одновременно с развитием физических качеств в каждом из трех этапов формируется технико-тактический потенциал, обеспечивающий готовность сотрудников к задержанию. На первых этапах осуществляется обучение конкретным боевым приемам борьбы, на вторых - комбинации из этих приемов и способы их применения на фоне утомления, на третьих - единоборства с правонарушителем с использованием всего арсенала изученных приемов, например, учебно-тренировочные поединки, спарринги по боксу, рукопашному бою, борьбе самбо.

На наш взгляд, предлагаемая структура физической подготовки сотрудников ОВД, ориентированная на однонаправленную учебно-тренировочную нагрузку в развитии физических качеств и в заключительном этапе на единоборства, например, в виде учебно-тренировочных поединков по боксу, рукопашному бою, борьбе самбо, не обеспечит в полной мере целенаправленную подготовку курсантов образовательных учреждений и тем более сотрудников ОВД к эффективным действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности.

Для учебы или службы в милиции отбираются лица, имеющие необходимый уровень развития физических качеств, и поддерживать этот уровень, не должно быть самоцелью учебного процесса. Физическая подготовка сотрудника милиции должна быть ориентирована на формирование навыков применения боевых приемов борьбы, двигательных способностей в рамках этих навыков и в комплексных упражнениях, прежде всего, полосах препятствий различной направленности, в ведении спортивных поединков с различными технико-тактическими установками и с полной психофизической мобилизацией.

Учитывая это, мы предлагаем иной подход в определении структуры учебного процесса по физической подготовке в образовательных учреждениях[12]. За структурную единицу по понятным соображениям принимается семестр, который предлагается делить на три взаимосвязанных этапа: специально-подготовительный цикл, циклы специальной и комплексной подготовки.

Подготовительный этап включает дифференцированное развитие физических качеств и тренировка в упражнениях педагогического контроля, обучение и совершенствование служебно-боевых приемов. Начиная с третьего семестра преимущественно в различных ситуациях и комбинациях между собой.

Этап специальной подготовки включает технико-тактическую подготовку и тренировку служебно-прикладном единоборстве, тренировку в преодолении полос препятствий, обучение и совершенствование служебно-боевых приемов преимущественно в различных ситуациях и комбинациях между собой, в том числе с применением метода проблемно-ситуационного упражнения, суть которого заключается в моделировании конфликтных ситуаций, пресечение противоправных действий в которых требует применение служебно-боевых приемов, соревнования в отдельных элементах комплексного упражнения полоса препятствий ИСПБ.

Этап комплексной подготовки включает тренировку в преодолении полосы препятствий ИСБП, дальнейшее совершенствование служебно-боевых приемов преимущественно в различных ситуациях и комбинациях между собой, в том числе с применением метода проблемно-ситуационного упражнения.

Подобная структура может быть применена в ОВД. Однако следует учитывать, что для выполнения служебных обязанностей должен постоянно поддерживаться высокий уровень подготовленности. Учитывая это, учебный процесс в ОВД должен носить преимущественно комплексный характер.

Главным условием учебного процесса по физической подготовке сотрудников ОВД является постоянное поддержание и совершенствование навыков в применении боевых приемов борьбы и психофизических качеств.

В разделе «Порядок и оценка физической подготовленности» сказано: «Проверка индивидуальной физической подготовленности сотрудников осуществляется не менее чем по двум общефизическим упражнениям и одному - служебно-прикладному (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий)». Полоса препятствий в приложениях 3 и 4 рассматривается как упражнение на выносливость, что в понимании автора являются общефизическим упражнением.

Мы считаем, что общефизических упражнений включаемых в контроль быть не может. Все упражнения имеют служебно-прикладную направленность, тем более, если речь идет о полосах препятствий.

В этом же разделе сказано: «Индивидуальна оценка физической подготовленности сотрудников слагается из оценок, полученных ими за выполнение контрольных упражнений (приложения №№ 3,4 и 5 к Программе), а также боевых приемов борьбы». Здесь полоса препятствий уже отсутствует.

Далее сказано: «ОВД предоставлено право оценивать индивидуальную физическую подготовленность с помощью моделирования служебных действий сотрудника в виде комплексного квалификационного задания: «кросс - преодоления полосы препятствий - единоборство и задержание правонарушителя». Вместе с тем, программа и рекомендуемая литература не предусматривает средства подготовки к выполнению комплексного квалификационного задания, не содержит правила и нормативы подобного задания, хотя бы в качестве примерных заданий.

В данном разделе представлена система оценивания отдельно взятого боевого приема борьбы, которая фактически задублировала п. 14.1.6. НФП-96. В отличие от существующих систем экспертных оценок, представленная система не предусматривает дифференцированной оценки, а содержит два критерия:

«выполнено» - если прием проведен согласно описания, быстро, уверенно и доведен до завершения;

«не выполнено» - если прием проведен без расслабляющего удара, не в соответствии с описанием, медленно или не доведен до завершения.

На наш взгляд, данная система имеет ряд недостатков. Действительно знание техники приемов лежит в основе их оценивания. Однако, анализируя НФП-96, мы показали, что описания многих приемов принятых для обучения не соответствуют составу двигательных действий в них.

В основе техники выполнения большинства боевых приемов борьбы лежат оптимальный темп и ритм их выполнения в сочетании с необходимой динамикой, которая заключается не столько в быстроте проведения приема, сколько в проявлении взрывной силы. Эти показатели выполнения приемов, наряду с правильным составом двигательных действий в них, являются критериями их оценки. Уверенность при проведении приема не может служить критерием оценки, т.к. уверенно можно выполнять и ошибочные действия.

Указание на то, что прием должен быть «доведен до завершения», на наш взгляд, является лишним, т. к. и без указания понятно, что если выполнена только часть приема, то прием не будет оцениваться.

Критерии «не выполнения», естественно, являются не выполнение условий правильных действий, отношение к которым мы высказали. В критериях «выполнения» приема отсутствует требование в обязательном порядке выполнять «расслабляющий удар». Вместе с тем, не выполненным приемом считается, если он «проведен без расслабляющего удара». В этой связи следует отметить, что расслабляющие (шокирующие) удары могут наноситься при проведении болевых приемов на руки при подходе спереди. Эти удары являются травмоопасными, т.к. наносятся в уязвимые места, преимущественно в промежность и в голень, и в реальных ситуациях должны наноситься как крайняя мера, когда прием «не пошел» из-за оказания активного сопротивления или при задержании лица, совершившего преступление, упреждая сопротивление. В противном случае нанесение расслабляющих ударов будет расцениваться как превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лиц, совершивших правонарушение. Следует отметить, что программа предусматривает значительное количество приемов, в которых расслабляющие удары вообще неуместны. Например, при оценки техники удара руками с использованием боксерского мешка, задержания с угрозой применения оружия и проведения наружного осмотра или при поведении болевых приемов на руки при подходе сзади загиб руки за спину толчком и дожим кисти под ручку и многие другие.

В предлагаемой системе оценки указано: «Выполнение приемов должно заканчиваться задержанием и сопровождением партнера, до команды проверяющего: «отпустить захват!». Здесь, по-видимому, под задержанием имеется ввиду загиб руки за спину. Между тем задержание может быть с угрозой применения оружия. Кроме того, контрольные задания, моделирующие реальные действия, не обязательно завершаться задержанием. Поэтому любые действия, в том числе тот или иной способ задержания должен содержаться в контрольном задании.

Мы считаем, что оценка каждого приема должна быть дифференцированной и проводиться как минимум по пяти бальной системе. Программа включает разнообразные приемы, отличающиеся между собой по многим параметрам. В основе оценки боевых приемов борьбы, как и любых двигательных действий, лежат знания об их технике, понимание, как самих элементов двигательных действий, так и их структурных связей, взаимных зависимостей. Ошибками, снижающими оценку, являются отклонения от стандартной техники приемов, как в кинематических так и в динамических параметрах.

Далее в предлагаемой программе сказано: «При проверке по решению проверяющего оценка за боевые приемы борьбы может проводиться по правилам рукопашного боя на основании результатов поединка, или по результатам решения типовой задачи, имитирующей единоборство и задержание сопротивляющегося правонарушителя».

Мы убеждены, что рукопашный бой (речь, видимо, идет о спортивном единоборстве) не может подменить приемы и действия, посредством которых осуществляется выполнение служебно-боевых задач. В профессиональной подготовке сотрудников милиции спортивные поединки не являются самоцелью. Они являются ведущим средством психофизической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Решение служебно-боевых задач осуществляется путем применения боевых приемов борьбы. Кроме того, в программе и рекомендуемой литературе не представлены правила соревнований по рукопашному бою и содержание подготовки к нему, а также механизмы аттестации на основании результатов поединков.

Также неясно, как осуществлять оценку за боевые приемы борьбы по результатам типовых задач, имитирующих единоборство и задержание сопротивляющихся правонарушителей. Неясно в чем конкретно заключается единоборство и задержание сопротивляющихся правонарушителей. По нашему мнению, это декларация о намерениях проводить подготовку и соответственно контроль в условиях максимально приближенных к реальным условиям.

Впервые в раздел «Боевые приемы борьбы» включен подраздел «Техника выполнения приемов». Вместе с тем, данный подраздел содержит только набор приемов, посредством которых, по-видимому, сотрудник милиции должен пресекать преступления и административные правонарушений и задерживать лиц их совершивших, а техника их не изложена.

В подразделе отсутствуют наиболее эффективные приемы, обеспечивающие выполнение служебно-боевых задач. По непонятной причине из программы исключен загиб руки за спину скручиванием внутрь, который содержится в НФП-96. В процессе анализа НФП-96 отмечался широкий диапазон ситуаций применения этого приема.

Программа не содержит такие темы, как взаимодействие при силовом задержании, предусматривающую приемы переноски двумя сотрудниками лиц оказывающих неповиновение, задержание двумя сотрудниками лиц, которые могут оказать сопротивление или оказывают сопротивление при подходе сзади и спереди в положении стоя и с переводом в положение лежа, разъединение захватов у лиц образующих цепь.

Программа не содержит также приемы задержания с угрозой применения оружия в различных ситуациях и ряд других приемов.

В раздел «Боевые приемы борьбы» также впервые включен подраздел «Силовая подготовка», в котором отсутствуют какие-либо приемы, а изложены средства развития силы в различных ее проявлениях. По нашему мнению, этот подраздел должен входить в самостоятельный раздел «Специальная физическая подготовка».

В данном подразделе есть тема 1.13. «Силовая выносливость», средствами достижения которой автор называет единоборства. Общеизвестно, что единоборства отличаются комплексным проявлением практически всех известных физических качеств. Например, для выполнения броска в процессе схватки требуется специальная координация (ловкость), взрывная сила и другие качества. Проведение схватки в течение всего времени, отведенного на нее, без снижения эффективности действий требует специальной выносливости. Кроме того, автор предлагает формировать силовую выносливость посредством бега на 400 - 800 м. в максимальном темпе. Общеизвестно, что силовая выносливость не является ведущим качеством в достижении результативности в этих упражнениях. Силовая выносливость формируется посредством выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением, например, при выполнении до отказа сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

Также впервые в раздел «Боевые приемы борьбы» включен подраздел «Тактика применения приемов». По замыслу автора тактика заключается в выполнении определенных задач, в основе которых лежат различные уровни неповиновения и сопротивление.

Автор вводит следующие понятия и дает им такие определения:

Пассивное неповиновение - уклонение правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника милиции без намерения побега. Характеризуется следующими признаками: правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника милиции; не атакует его ударами, захватами; уклоняется от физических воздействий сотрудника милиции, при этом темп его действий и прикладываемые усилия не превосходят темпа и усилий, прикладываемых сотрудником милиции; правонарушитель произвольно не садиться и не ложится на землю.

Активное неповиновение - уклонение правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника милиции. Характеризуется следующими признаками: правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника милиции; не атакует его ударами, захватами; активно противодействует действиям физического принуждения сотрудника милиции (срывает захваты, освобождается от сковывания, произвольно садится или ложиться на землю), стремиться убежать.

Определение этих понятий, как мы видим, одинаковое. Различие отмечено в текстах, характеризующих эти понятия: при пассивном неповиновении правонарушитель уклоняется от физических воздействий сотрудника милиции, а при активное неповиновении - противодействует физическому принуждению сотрудника милиции. Вполне очевидно различий в этих понятиях практически нет. Уклоняется от физических воздействий, например, освобождаться от захватов сотрудника милиции, означает, что правонарушитель противодействует физическому принуждению.

Однако главное здесь состоит в том, автор проявил непонимание сущности понятий «неповиновение» и «сопротивление».

В русском языке неповиновение рассматривается как отсутствие повиновения, отказ повиноваться[13]. Неповиновение является административным правонарушением, квалифицируемым по статье 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Неповиновение может проявляться в различной форме: в молчании, не проявляя неповиновение ни мимикой, ни жестами, а также проявляться в недвусмысленной форме словами и жестами, свидетельствующими о проявлении неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок и обеспечивающим общественную безопасность. Оказывая неповиновение, правонарушитель может допускать публичное оскорбление. В подобной ситуации административное правонарушение перерастает в уголовное, квалифицируемое по статье 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти». Задержание с применением силовых приемов при оказании неповиновения законным распоряжениям или требованиям заключается в переноске правонарушителей, например, для посадки в транспортное средство. Если сотруднику милиции оказывается неповиновение его законному распоряжению или требованию и при попытке осуществить силовое задержание ему оказывается силовое противодействие, то неповиновение перерастает в сопротивление, которое следует отличать от неповиновения. В русском языке сопротивление означает противодействие воздействию кого-нибудь, натиску или нападению[14]. В этом случае сотрудник милиции, если ситуация позволяет, предупреждает о намерении применить силовой прием и адекватно противодействию применяет тот или иной прием, в том числе с применением ПР и с угрозой применения или применения оружия. Сопротивление может проявляться в виде противодействия без насилия по отношению к сотруднику милиции, которое рассматривается как административное правонарушение, квалифицируемое по статье 19.3 КоАП РФ, и с насилием по отношению к сотруднику милиции, квалифицируемым в зависимости от ожесточенности насилия по статье 318 УК РФ «Применение насилия по отношению к представителям власти», либо по статье 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».

Таким образом, очевидна не состоятельность предлагаемых понятий различных видов неповиновения.

Следует отметить, что тактика любого противоборства заключается в «обмане» противника и за счет этого создание благоприятной ситуации для атакующих действий. Правонарушитель может создать видимость повиновения, усыпив бдительность сотрудника, и в благоприятный момент осуществить побег или внезапное нападение. Результативность действий в экстремальных ситуациях служебной деятельности зависит от тактической подготовки, и, прежде всего, умения принимать оптимальные решения на деятельность в зависимости от ситуации, от профессионально-психологической подготовки, прежде всего, проявлять бдительность, умение предъявлять законные распоряжения и требования различным категориям граждан, вести переговоры с правонарушителями, оказывающими неповиновение, психологически воздействовать с целью усыпить бдительность правонарушителя с целью создания благоприятной ситуации для проведения силового задержания, и, конечно, от уровня обученности боевым приемам борьбы и психофизической подготовленности, что обеспечит эффективность действий в ситуациях, когда возникают основания к применению приемов насильственного воздействия, адекватно противодействию противника.

Применение сотрудниками милиции приемов насильственного воздействия не ограничивается ситуациями силового задержания лиц, оказывающих неповиновение и сопротивление. Крайними по трудности ситуациям в деятельности сотрудников милиции, являются ситуации внезапного нападения на них или на других лиц с проявлением насилия, а также силовое задержание особо опасных преступников в различных условиях. Для проведения подобного задержания осуществляется планирование операции по задержанию, основной задачей которой является упредить сопротивление и возможность скрыться, а основными элементами планирования операции является определение сил, их взаимодействие, внезапность проведения операции и другие тактические действия.

Таким образом, очевидна бессмысленность подхода, предлагаемого автором программы, в подготовке к применению приемов боевых приемов борьбы в зависимости от видов неповиновения или сопротивления, активности или пассивности исходного положения правонарушителя или преступника.

Тактика проведения приемов предполагает решение предлагаемых задач. Однако, некоторые задачи (вводные) не конкретны. Например, «Задержать правонарушителя, который находиться в активном исходном положении и оказывает пассивное неповиновение: не занимает указанного положения, не предъявляет документы, не выполняет требования наружного осмотра».

В данной задаче не ясно, в чем заключается правонарушение, а отсюда не ясна законность требования наружного осмотра или занять указанное положение. На практическом занятии по административной деятельности может быть предложена, например, следующая вводная: «Парный патруль на вокзале остановил подозрительного гражданина с целью проверки документов. Гражданин отказался выполнить данное требование. Ваши действия». Если сотрудники имеют высокий уровень психофизической подготовленности и обученности боевым приемам борьбы, то они, в зависимости от развития ситуации, успешно осуществят силовое задержание.

В настоящее время нами подготовлен «Сборник контрольно-обучающих заданий по боевым приемам борьбы»[15], который является приложением к разделу «Боевые приемы борьбы» программы по физической подготовке. В сборнике программный материал представлен в виде комплектов контрольно-обучающих заданий по каждой теме. Задания сформулированы в форме служебно-боевых задач. Такой подход предполагает не просто изучение отдельных приемов как самоцель, а формирование установки на эффективное решение служебно-боевых задач посредством изучаемых приемов.

Для примера, с позиции наших материалов, разберем задачу № 2: «Задержать правонарушителя, находящегося среди людей, удерживающих друг друга в групповом захвате («цепью» или «в кольцо»), в положении стоя (сидя, лежа). Перенести правонарушителя с помощью работников милиции на 5 м, посадить в автомашину».

Возникает ряд вопросов, о каком правонарушителе идет речь?, т.к. все лица, удерживающие захват, являются правонарушителями, каким способом осуществляется удержание?, в чем заключается удержание «цепью» или «в кольцо»? как можно удерживать друг друга в групповом захвате сидя и лежа?, как располагаются сотрудники по отношению к лицам, удерживающим захват спереди или сзади?, где взять автомашину на расстоянии 5м от правонарушителя? Главным здесь является то, что предлагаемая программа не содержит приемов, посредством которых можно решать поставленные задачи.

В предлагаемую нами программу по «Боевым приемам борьбы»[16] включена тема 7 «Взаимодействие при силовом задержании. Помощь при нападении. Защита от группового нападения». Учебно-методическое обеспечение данной темы включает учебно-наглядное пособие[17]. В данную тему, в частности, включены приемы разъединения захватов у лиц, образующих цепь при подходе спереди и сзади, приемы переноски лиц, оказывающих неповиновение. В сборнике контрольно-обучающих заданий предлагается выполнять разъединение двумя сотрудниками на лицах, по внешнему виду имеющих слабое физическое развитие, находящихся рядом, и разведение их:

1. При подходе спереди разъединить захват у лиц, образующих цепь, двумя сотрудниками болевыми надавливаниями.

2. При подходе спереди разъединить захват у лиц, образующих цепь, двумя сотрудниками болевыми воздействиями на руки (рычаг пальца) и т.п. всего 6 заданий, в основе которых лежат базовые приемы.

В учебно-наглядном пособие имеется иллюстрации этих действий с описанием.

Если предусмотреть задержание, то можно продолжить задание - при неповиновении перенести на указанное место, при оказании сопротивления задержать во взаимодействии, надеть наручники, сопроводить. Все эти действия предусмотрены программой, имеются в сборнике, а также представлены в учебно-наглядных материалах.

В сборнике и в опубликованных учебно-наглядных материалах предлагается осуществлять переноску лиц, оказывающих неповиновение и несопротивляющихся, находящихся в положении лежа на спине, сидя или стоя, двумя сотрудниками следующими способами:

Первый способ.

фото 1 фото 2

Один сотрудник подходит сзади и обхватывает туловище без обхвата рук, соединяя руки в крючок или захватом за запястье, а другой сбоку и обхватывает ноги, поднимают и переносят (фото 1).

Второй способ.

Один сотрудника подходят справа, другой слева от противника, пропускают разноименные руки под его руки и за спиной соединяют их любым способом (в крючок, захватом за локти), а другими руками захватывают ноги под бедра (подколенные сгибы), поднимают и переносят (фото 2).

Анализ программы показал, что она имеет значительное количество недостатков и не может обеспечить решение главной задачи физической подготовки - формирование полноценной готовности сотрудников милиции к пресечению преступлений и административных правонарушений, задержанию лиц их совершивших с применением боевых приемов борьбы.

 

28.10.2001 г.

 


4. Концепция физической подготовки сотрудников ОВД

 

В основе концепции системы физической подготовки сотрудников ОВД должен лежать раздела 4 закона РФ «О милиции»[18] «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» На основании проведенных исследований нами внесены предложения по внесению изменений и дополнений в данный раздел[19]. В частности обосновано понятие «Служебно-боевые приемы». Существующее понятие «боевые приемы борьбы» не в полной мере отражает сущность действий сотрудников милиции по пресечению правонарушений и задержанию лиц, их совершивших, с применением насильственных действий.

Понятие «боевой» означает относящийся к ведению боя [20]. При ведении боя уничтожается живая сила и техника противника. Милиции при выполнении своих обязанностей не свойственно ведение боевых действий. Задача милиции - осуществлять задержание правонарушителей, при необходимости правомерно применяя приемы насильственного воздействия. Ведение борьбы как длительной по времени схватки также не свойственно сотрудникам милиции. При планировании насильственного задержания правонарушителей должны рассчитывать силы и средства так, чтобы задержание проходило без борьбы, с минимальной затратой времени и с нанесением минимального вреда здоровью задерживаемому, с соблюдением мер личной безопасности сотрудников милиции.

Учитывая сказанное, предлагаем заменить понятие «боевые приемы борьбы» понятием «служебно-боевые приемы», которое более точно отражает сущность действий сотрудников милиции по пресечению преступлений и административных правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, с применением силовых приемов, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ранее нами предлагалось именовать оперативно-служебную деятельность сотрудников милиции, связанную с действиями в экстремальных ситуациях, служебно-боевой деятельностью, а подготовку к этой деятельности - служебно-боевой подготовкой [21]. Данные понятия подчеркивают специфику деятельности милиции в отличие от деятельности военнослужащих. В случае принятия понятия «служебно-боевые приемы» создается определенная преемственность понятий: в процессе служебно-боевой подготовки сотрудники овладевают служебно-боевыми приемами, а в процессе служебно-боевой деятельности сотрудники применяют служебно-боевые приемы.

Служебно-боевые приемы, в отличие от приемов рукопашного боя, понятия, применяемого в Вооруженных Силах, ориентированы, прежде всего, не на ведение боевых действий, а на решение оперативно-служебных задач сотрудников милиции. Служебно-боевые приемы по содержанию во многом совпадают с приемами рукопашного боя. Отличие их заключается в цели и порядке их применения. Служебно-боевыеприемы проводятся при наличии оснований с конечной целью задержания правонарушителей с соблюдением порядка их применения, предусмотренных законом РФ «О милиции». Приемы рукопашного боя применяются в ближнем бою, как правило, с целью поражения противника.

В вышеуказанных предложениях было обосновано именовать статью 13. «Применение служебно-боевых приемов» и изложить ее в следующей редакции: «Сотрудники милиции в процессе служебной деятельности обязаны применять служебно-боевые приемы для пресечения преступлений или административных правонарушений и задержания, лиц их совершивших, не превышая пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или пределов крайней необходимости, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей».

Кроме того, была обоснована необходимость переименовать статью 16 закона РФ «О милиции» «Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции» и озаглавить ее «Использование огнестрельного оружия для задержания» и изложить ее в следующей редакции:

«Сотрудник милиции имеет право:

· приводить огнестрельное оружие в готовность к применению, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона основания для его применения;

· задерживать, сопровождать и производить наружный осмотр с угрозой применения оружия лиц, подозреваемых в совершении преступления, и лиц, применяющих насилие или угрозу насилием по отношению к сотруднику или другому лицу.

Попытка лица, задерживаемого с угрозой применения огнестрельного оружия сотрудником милиции, не исполнить его законное требование и приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, либо прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику милиции право применять огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 статьи 15 насто


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.