Перспективы российской дипломатии выборов при реализации взаимодействия по вопросам цифровизации электорального процесса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Перспективы российской дипломатии выборов при реализации взаимодействия по вопросам цифровизации электорального процесса.

2022-09-12 38
Перспективы российской дипломатии выборов при реализации взаимодействия по вопросам цифровизации электорального процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже не раз было отмечено, что Россия со всеми своими разработками по цифровизации электорального процесса (начиная с ГАС «Выборы» и заканчивая построенными на блокчейне опытами по проведению электронного голосования) движется в первых эшелонах международного развития этой сферы. Кроме того, ЦИК РФ осуществляет разветвленное международное сотрудничество с другими странами и международными организациями – на данный момент ЦИК РФ имеет 40 соглашений о сотрудничестве и обмене правовой информацией с центральными избирательными комиссиями других стран и международных организаций[246]. Подобные соглашения становятся фундаментом двустороннего и многостороннего сотрудничества избирательных органов по вопросом избирательных реформ, обмена знаниями и опытом. Также ЦИК РФ активно реализует дипломатию выборов, участвуя в деятельности многосторонних ассоциаций избирательных органов (Европейской, Всемирной и Азиатской), где презентует свои успехи в цифровизации выборов.

В частности, по линии международного сотрудничества, ЦИК РФ 6-8 сентября 2019 г. организовал при поддержке Правительства Москвы конференцию «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение», в которой приняли участие руководители избирательных органов 32 государств, эксперты в сфере избирательного процесса, представители крупнейших международных организаций, в частности ООН, ШОС, БДИПЧ ОБСЕ, АОВСЕ, Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ. В рамках конференции проводилась презентация основных технологических новаций российского электорального процесса, в частности ознакомление с модельными цифровым и электронным избирательными участками, выставкой «ГАС «Выборы»-2025», экскурсия в ГКУ «Новые технологии управления», посещение Информцентра ЦИК РФ, Общественного штаба по наблюдению за выборами в Мосгордуму и многое другое[247].

Посетители конференции высоко оценили российский опыт цифровизации электорального процесса, большинство из них в той или иной степени отмечали необходимость заимствования российского опыта, в связи с растущим во всем мире пониманием необходимости имплементации технологических новаций в избирательный процесс c целью укрепления его прозрачности. Как, например, отметил Председатель Генеральной избирательной комиссии Республики Индонезия Ариеф Будиман: «Для нас опыт Москвы очень важен, чтобы понимать, куда идет цифровизация, и как цифровые технологии могут быть использованы в избирательных процессах. Мы надеемся, что использование этих технологий позволит сделать выборы более достоверными»[248].

Помимо многосторонних площадок сотрудничества, ЦИК РФ осуществляет рутинную деятельность на международном поле: через МИД РФ он располагает в 145 странах за рубежом 401 избирательным участком для эффективного обеспечения конституционных прав российских граждан, работающих и постоянно проживающих за рубежом. Для обеспечения высоких показателей голосования за рубежом требуется достижения определенного уровня взаимодействия МИДа и его загранучреждений с официальными властями стран пребывания, с чем он успешно и справляется (примером могут служить многочисленные контакты российских загранучреждений в период президентских выборов в марте 2018 г. с представителями Германии, Франции, Болгарии и других стран)[249]. Также РФ способствует организации голосований на территориях дипучреждений государств, расположенных в России, МВД РФ осуществляет надзор за порядком перед представительствами, предотвращая возможные провокации (например, часто происходят митинги у диппредставительств стран, с политикой которых не согласны какие-либо общественные силы, здесь нужно помнить о том, что Россия – многонациональная страна с целым комплексом непростых межнациональных отношений) и многое другое[250].

Также ярким положительным примером международного электорального взаимодействия России во время избирательных кампаний в нашей стране является ее привлечение международных наблюдателей. Как неоднократно отмечала глава ЦИК РФ Элла Памфилова «двери открыты для всех, кому интересно, как проходят наши выборы: и от избирательных органов иностранных государств, международных организаций, специализирующихся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах, в том числе от международных ассоциаций организаций выборов»[251]. Не в пример многим другим участникам международной арены, в том числе тем, кто привычно эксплуатирует бренд демократии. В частности, около 18 американских штатов вовсе отказались от практики международного наблюдения[252]. В рамках практики наблюдения за выборами в РФ стоит отметить, в частности, беспрецедентный уровень числа наблюдателей во время последних президентских выборов в марте 2018 г. В них приняли участие 1513 наблюдателей из 115 государств и 14 международных организаций, которыми был сделан вывод о соответствии проведенных выборов общепризнанным избирательным стандартам. В качестве примера, можно привести заявление Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества, где сказано (среди основных выводов), что «выборы Президента Российской Федерации соответствовали требованиям избирательного законодательства Российской Федерации и принятым страной международным обязательствам». [253]

Помимо ЦИК РФ проведение дипломатии выборов осуществляет МИД РФ. Как отмечалось выше, такие проблемы, как дипломатическое признание государств, уровень дипломатических отношений с ними; презентация мнения о тех или иных результатах выборов для мирового сообщества; защита российских национальных интересов в электоральной сфере; проведение политики поддержки и укрепления избирательных процессов в странах, чьи внутренние процессы напрямую затрагивают наши интересы (Абхазия, Южная Осетия и др.) и многие другие находятся напрямую в ведении внешнеполитического ведомства. Их решение возможно только при применении всего инструментария дипломатии выборов, а также сотрудничества на этой почве таких органов власти, как ЦИК РФ и МИД РФ.

Здесь следует отдельно отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, ЦИК не входит ни в одну из трех классических ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), а относится, наравне с Центробанком, Генпрокуратурой, Уполномоченным по правам человека и проч. к числу «органов государственной власти с особым статусом»[254]. Однако тот факт, что ЦИК РФ обладает функциональной и организационной самостоятельностью, и не входит в систему исполнительных органов власти, возглавляемой Правительством, не может помешать его плодотворному сотрудничеству с МИД РФ в проведении дипломатии выборов, особенно учитывая многочисленные указанные выше примеры.

Весь багаж международного взаимодействия, накапливающийся представителями российских избирательных органов и МИДа позволяет говорить о необходимости углубления изучения дипломатии выборов, увеличения исследований по этой теме, подготовки специалистов во внешней электоральной деятельности. В частности, ответственный за международное сотрудничество в ЦИК РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Василий Лихачев, еще в 2018 г. на своем выступлении в МГИМО заявлял о том, что России нужны специалисты, обученные работать в парадигме электоральной дипломатии, и предлагал включать соответствующие дисциплины в программу обучения дипломатической альма-матер[255].

Тем временем, успехи развития процесса цифровизации в избирательной системе Российской Федерации признаются как среди стран-участниц важнейших международных объединений, лидером которых она является (например, ЕАЭС, СНГ, ШОС), так и в целом в мире. Развитие своей технологической базы, проведение экспериментов и накопление опыта в передовых инициативах (от КОИБов до блокчейна) дает России очень важную основу для дальнейшего развития дипломатии выборов. В частности, российские наработки могут послужить фундаментом для оказания поддержки в цифровизации электорального процесса своих зарубежных партнеров. При этом подобная поддержка может разниться от экспорта всего комплекса технологических решений (программное обеспечение, машинные комплексы, административные механизмы) до прямого снабжения государств-партнеров своими специалистами в области цифровизации выборов, советниками и наблюдателями.

Экспорт российской модели цифровизации вовсе не обязательно начинать сразу с экспорта технологии построенного на блокчейне дистанционного электронного голосования. С одной стороны, подобная резкая «демократизация» определенных государственных образований со сложной внутриполитической обстановкой может привести только к их дестабилизации. С другой стороны, российская система ДЭГ еще не прошла полную доработку и, несмотря на то, что ее программное обеспечение справилось с проблемой технологических сбоев и перегрузок, все еще сталкивается с определенной критикой и недоверием, как со стороны международных наблюдателей, так и со стороны гражданского общества (пресловутый вопрос допуска наблюдателей к контролю узлов блокчейн-сети). Было бы целесообразно рассматривать варианты сотрудничества в зависимости от степени развития электоральной системы определенной страны и ее демократического уровня в целом.

Например, об экспорте российской технологии подсчета голосов с помощью машин сканирования бюллетеней (комплексов обработки избирательных бюллетеней, КОИБов) говорится еще с 2017 г., когда появились первые модели КОИБ-2017 нового поколения[256]. Технология конкурентна на мировом рынке, ее уже представляли на международных площадках (ААИО), в России существует несколько компаний, готовых налаживать массовое (а не по запросу ЦИКа) производство оборудования. Для полноценного экспорта машин необходимо лишь налаживание определенного уровня сотрудничества, проработанного одновременно на уровнях внешнеполитических ведомств и избирательных органов стран.

Также очень перспективной российской разработкой является государственная автоматизированная система «Выборы» – информационная, территориально-распределенная система общегосударственного уровня, направленная на реализацию информационного обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов. Фактически, система объединяет в себе: информационную площадку, насыщенную сведениями о кандидатах и избирательном цикле; реестр избирателей, который, с запуском проекта «Мобильный избиратель» стал еще и интерактивным для пользователя; статистический регистр голосующих; систему видеонаблюдения, синхронизируемую до уровня реального времени с помощью ГАС «Выборы»[257].

Интересен также опыт российских руководителей в создании государственной федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (портал «Госуслуги»)[258]. Он позиционируется как справочно-информационный интернет-портал, который обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что в своей нынешней версии портал поддерживает интерактивное взаимодействие с пользователем: с его помощью можно получить доступ к государственным услугам различной категории – от записи ко врачу до оформления заграничного паспорта. Таким образом, портал является эффективным каналом взаимодействия граждан с органами власти. Для экспорта технологий цифровизации электорального процесса он интересен тем, что услуги, оформляемые на портале, синхронизируются с избирательными списками, таким образом помогая поддерживать реестры в постоянно обновляющемся состоянии. Также с помощью портала государственных услуг есть возможность оформлять заявления, связанные с голосованием по месту жительства; тестируется возможность создавать онлайн-заявки для аккредитации наблюдателей и журналистов на выборы[259].

На примерах ГАС «Выборы» и портала «Госуслуги», мы видим, что российские специалисты могут оказывать помощь: в создании автоматизированных информационных систем – таких онлайн-стендов с актуальной для избирательной кампании политической информацией о кандидатах и избирательном процессе; в формировании онлайн базы данных избирателей; в разработке программного обеспечения для приложений, упрощающих оформление заявлений граждан на голосование по месту жительства, на аккредитацию наблюдателя либо журналиста; в создании статистических регистров в формате реального времени, соединенных одновременно с реестрами избирателей и системами видеонаблюдения на участках; в объединении разрозненных элементов в единую цифровую систему и многом другом.

Также российский опыт с имплементацией электронного голосования в отечественные избирательные процессы прошел несколько стадий: от пробных электронных соцопросов, проводившихся параллельно с проходившим на местах буквальным голосованием до блокчейна. Ретрансляция этого опыта и кураторство российских специалистов помогут другим странам избежать тех проблем с ДЭГ, с которыми поначалу сталкивались российские избиратели. Здесь показателен опыт компании «Ростелеком»[260], которая подключилась к проведению дистанционного электронного голосования уже после первых двух опытов, характеризовавшихся программными сбоями и уязвимостями системы, и исправила большую часть ошибок. Программное обеспечение, созданное этой компанией совместно с Минцифры и Центризбиркомом выдержало впоследствии всероссийское тестирование, когда участие в экспериментальном голосовании приняло свыше одного миллиона человек[261]. При таком объеме система доказала свою прочность и испытания прошли без сбоев, что говорит о готовности ее программного обеспечения к экспорту.

Участие России в Азиатской, Европейской и Всемирной ассоциациях избирательных органов является отличным инструментом для налаживания сотрудничества со странами, интересующимися применением российского опыта цифровизации электорального процесса у себя. Однако, общий характер повестки ассоциаций, характеристика членов (которыми являются избирательные органы и неправительственные организации, а не кадровые дипломаты внешнеполитических ведомств) обуславливают скорее теоретический характер взаимодействия, чем практический. Кроме того, для ассоциаций избирательных органов трек цифровизации электорального процесса не является основным, их повестка всегда шире и касается большого ряда вопросов, включающих международное наблюдение за выборами, участие молодежи в избирательных процессах и многое другое. Единственным практическим и сопряженным с цифровизацией электорального процесса примером можно назвать Страновую Программe ИКТ в Избирательном Процессе (The Election ICT Country Program) в структуре A-WEB[262], которая ответственна за развитие цифровизации электорального процесса в странах, из которых поступает соответствующий запрос. Однако и здесь возможности экспорта российских технологий ограничены как слишком большим кругом участников (118 членов, каждый из которых тянет одеяло на себя), так и сложным устройством механизма принятия решений (ЦИК РФ пока ни разу не избирался в исполнительные органы Ассоциации)[263]. При этом, конечно, активное участие избирательных органов РФ в ассоциациях позволяет ЦИКу повысить свой международный статус, а также дает возможности для диалога «на полях» мероприятий.

Однако, в российской дипломатии выборов остается во многом незадействованным потенциал международных организаций и других форматов сотрудничества, в которых РФ имеет свой сложившийся политический потенциал и налаженный диалог.

С 1996 г. – Россия полномасштабный партнер по диалогу с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, а в 2004 г. она присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Россия активно сотрудничает со странами АСЕАН по повесткам безопасности и противодействию терроризму, борьбы с киберугрозами (в частности, Лаборатория Касперского оказывает услуги информационной защиты как частным, так и государственным заказчикам в этих странах[264]), является постоянным участником таких форматов, как совещание министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу («СМОА плюс»), Ассоциация национальных полиций стран-участниц АСЕАН (АСЕАНАПОЛ), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и других. Важность сотрудничества России с этой Организацией отражает существование отдельного формата форума АСЕАН+1 (АСЕАН+Россия)[265]. Мы уверены, что при систематическом продвижении тематики содействия цифровизации электорального процесса в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН, страны-члены отреагируют на нее положительно.

Также идеальным форматом для российского содействия цифровизации электорального процесса в мире является запущенный в октябре 2019 г. саммит Россия-Африка, который стороны поставили на постоянную основу (раз в три года). В рамках двухдневного саммита саммит посетили 54 страны, 40 глав государств, а соглашений было подписано на сумму около 12,5 млрд. долл., при этом контракты, приобретенные Рособоронэкспортом на поставку вооружений, в совокупности составили 4 млрд. долларов (около четверти всего экспорта вооружений РФ в 2018 году в денежном эквиваленте)[266]. Очевидно, что потенциал саммита огромен, особенно учитывая нынешнее слабое присутствие России в странах Субсахарской Африки. Здесь также следует отметить, что на Африканском континенте российские услуги по содействию цифровизации электоральных процессов будут востребованы и практически не встретят конкуренции. В частности, во многих странах цифровизация поможет укрепить институт выборов, повысив уровень доверия между властью и народом. Как отмечает ряд исследователей, это ключевой вопрос для региональной политики[267][268][269]. Кроме того, в современной Африке (особенно южнее Сахары) очень сильны позиции Китая, который в сложившейся геополитической ситуации является фактически российским союзником во множестве направлений международной политики и, при этом, Пекин не предлагает своим партнерам никаких услуг по цифровизации выборов[270]. В этом свете саммит Россия-Африка представляется нам отличным плацдармом для налаживания экспорта российских электоральных технологий.

Формат Шанхайской организации сотрудничества также видится нам перспективным для налаживания диалога по тематике цифровизации выборов. Ведь сотрудничество в сфере укрепления демократического характера избирательных процессов в странах-участницах будет проходить одновременно по двум трекам классической повестки ШОС[271]: политики и безопасности (защита национальных систем выборов стран-членов с помощью российских специалистов в криптографии, укрепление независимости от западных технологий и проч.) и экономики (экспорт российского оборудования и технологий, возможна проработка системы лицензирования производства российского электорального оборудования в странах-членах и проч.).

Также вопрос содействия цифровизации электорального процесса перспективно будет затронуть в рамках таких постсоветских форматов, как Содружество независимых государств, Евразийское экономическое сотрудничество и Союзное государство России и Беларуси. Несмотря на некоторую аморфность политической структуры СНГ, Россия все еще сохраняет в этой организации лидирующие позиции. К тому же весьма сильным форматом взаимодействия этой международной организации является Межпарламентская ассамблея стран-участниц СНГ, а кому, как ни народно избранным парламентариям заниматься вопросами электорального процесса. Основными фокусами деятельности МПА являются развитие демократии и унификация национальных законодательств стран-членов[272]. И то и другое представляются нам отличным фундаментом для развития цифровизации электорального процесса, так как она направлена на укрепление демократии и прозрачности выборов, а унификация законодательства будет служить подспорьем в упрощении имплементации национального опыта российского государства в государствах-членах СНГ.

Многие исследования показывают, что ЕАЭС в настоящее время является очень успешной интеграционной группировкой, уступая по плотности интеграции только ЕС, но при этом обходя, например, МЕРКОСУР и АСЕАН[273]. Следовательно, запуск цифровизации электорального процесса в странах-членах объединения является лишь вопросом времени – один из участников не может сильно «уходить вперед» по какому-либо направлению, ведь развитие ЕАЭС предполагает под собой гармонизацию нормативной базы России, Казахстана, Армении, Киргизии и Белоруссии.

В рамках Союзного государства России и Белоруссии, целью которого является поэтапная организация общего политического, экономического, военного, таможенного, юридического и культурного пространства, организовать имплементацию российского опыта цифровизации электорального процесса будет даже проще, чем во всех предыдущих примерах. Здесь также предполагается унификация законодательства, введение общей валюты, единых парламента и кабинета министров, принятие общих государственных символов (герб, флаг, гимн) и проч. На данном этапе форсировано движется вперед углубление экономической интеграции в рамках Союзного государства[274]. Таким образом, сотрудничество в осуществлении цифровизации электорального процесса в рамках этого двустороннего объединения возможно даже не на уровне МИДов, а на уровне ЦИКов РФ и РБ и органов исполнительной власти. В перспективе цифровизация выборов позволит ускорить политическое объединение двух государств и привести проект к его логическому завершению.

Во многих странах, входящих в международные организации, которые были рассмотрены выше на предмет потенциала для экспорта российского опыта и технологий в рамках цифровизации электорального процесса, уже происходит свой процесс цифровизации, запущенный национальными избирательными органами этих государств. В частности, электронное голосование уже было опробовано в некоторых индийских штатах; в Армении применяется дистанционное электронное голосование для граждан, оказавшихся за рубежом в единый день голосования; Киргизия использует машины для сканирования бюллетеней; Индонезия проводит испытания электронных устройств для голосования, а также экспериментирует с блокчейном при голосованиях на праймериз местных партий и проч.[275]. Однако, цифровизация электорального процесса в России ушла гораздо дальше, чем во всех вышеперечисленных странах, и Москва обладает куда большим потенциалом в экспорте своих технологий. К тому же, даже если в каких-то аспектах цифровизации наши зарубежные партнеры сами добились определенного прогресса, существует еще целый ряд областей, в которых российские технологии могут быть востребованы.

При этом, потенциал российского содействия цифровизации электорального процесса в мире ни в коем случае не ограничивается указанными организациями, они лишь являются маркером ближайших, но не конечных перспектив в осуществлении российской деятельности в этой сфере. Помимо многосторонних объединений, всегда существует и двустороннее сотрудничество, в рамках которого РФ вполне может преуспеть в продвижении цифровизации электорального процесса по своему образцу.

Подводя итог, следует отметить, что российские достижения по цифровизации электорального процесса – это конкурентные и востребованные во всем мире технологии, потенциал которых к экспорту и распространению с помощью инструментов дипломатии выборов очень велик. Центризбирком и Министерство иностранных дел России обладают обширным опытом и высоким уровнем экспертизы в вопросах дипломатии выборов, однако осуществление экспорта российских технологий цифровизации электорального процесса пока не получило какого-то однозначного государственного одобрения или поддержки. Среди самых перспективных направлений продвижения российского сотрудничества с зарубежными партнерами по вопросам цифровизации выборов нужно указать такие, как: направление многосторонних ассоциаций избирательных органов (Азиатской, Европейской и Всемирной); направление многосторонних межгосударственных форматов (диалоговое партнерство Россия-АСЕАН, саммит Россия-Африка, ШОС, СНГ, МПА СНГ, ЕАЭС, Союзное государство России и Белоруссии); направление двустороннего сотрудничества. Весь спектр открывающихся перед Россией путей в осуществлении содействия избирательному процессу в мире крайне широк и привлекателен для формирования нового российского имиджа на мировой арене. Кроме того, концепция дипломатии выборов позволяет ей осуществлять свою деятельность в направлении экспорта российского опыта цифровизации электорального процесса более целостно и директивно, единственное, что нужно для достижения успеха в данной области – это наличие политической воли российского руководства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время цифровизация проходит сквозь все ступени избирательного процесса. Ее средства применяются при регистрации избирателей, перспективными направлениями являются создание интерактивных онлайн-реестров избирателей, прохождение регистрации на основе биометрии. Цифровизация проникает в процесс агитации и взаимодействии политических партий со своим электоратом, политические партии реагируют на общественный запрос, как молодежи, так и более старших поколений, на увеличение взаимодействия с населением через информационные системы, которые уже давно вошли в повседневную жизнь граждан. Сам формат политических партий также подвержен изменениям, популярность набирают партии сторонников прямой электронной демократии – Пиратские партии, Блокчейн-партии и проч. На этапе отбора кандидатов и праймериз осуществляется имплементация различных видов электронного голосования. В процедурах голосования и подсчета голосов применяется специальное оборудование – машины сканирования бюллетеней и машины прямой записи голосования. Наиболее перспективным и, одновременно, сложным этапом цифровизации электорального процесса является введение онлайн-голосования на выборах политического руководства – от местных до общегосударственных. Здесь активно используются различные средства криптографии и шифрования, создается специальное пользовательское программное обеспечение. Передовой разработкой является технология блокчейн, предполагающая под собой децентрализованную сеть, которую практически невозможно взломать, а подведение результатов голосования в ней легко поддается общественному контролю.

В России цифровизация электорального процесса идет уже достаточно давно и однозначно двигается в первых эшелонах общемировых тенденций. Все, что уже создано на данный момент – от системы ГАС «Выборы» до ДЭГ и экспериментов с блокчейном – многообещающий задел на будущее. Несмотря на многочисленную критику российских экспериментов по проведению электронного голосования, которая основана на слабости российских защитных IT-систем (многочисленные сбои, утечка данных избирателей во время голосования по поправкам в Конституцию РФ и проч.) и централизованном характере российского блокчейна, однозначно можно говорить о том, что все это – временные трудности. Как показывают, например, результаты последних довыборов в Государственную думу 11-13 сентября 2020 г., с непреднамеренными сбоями системы уже по большему счету справились. О необходимости же изменить централизованный характер блокчейна и дать доступ к узлам сети независимым наблюдателям все чаще говорят различные видные эксперты, как в России, так и за рубежом, и государственные деятели рано или поздно неизбежно прислушаются к этим мнениям. Цифровизация выборов в России движется в нужном направлении, все-таки, Москва тоже не сразу строилась.

Все те перспективы, которые открываются перед Россией в связи с достижениями в развитии цифровизации электорального процесса и все то, что будет доступно по выполнении ближайших, уже озвученных, планов (расширение масштабов экспериментов по электронному голосованию, выполнению национальной программы «Цифровая экономика»), несомненно приведет к укреплению позиций России как мировой державы.

В мире сложился широкий ряд устойчивых практик международного взаимодействия по проблематике электоральных процессов, который включает в себя работу в рамках специализированных организаций, рассчитанных на сотрудничество избирательных органов стран-членов; формирование нормативной базы избирательного процесса в рамках межгосударственных и международных соглашений; институт международных наблюдателей за избирательными процессами и многое другое.

В рамках данного исследования был разработан и представлен концепт дипломатии выборов – комплексного понятия, объединяющего под собой целый ряд различных видов международного взаимодействия, касающихся электоральных процессов. Дипломатия выборов в идеалистической парадигме направлена на совершенствование электорального процесса во всем мире, укрепление прозрачности и честности выборов, обмен передовым опытом проведения избирательных кампаний, развитие цифровизации электорального процесса и многое другое. Ее реалистический аспект касается отстаивания государствами своих национальных интересов на международной арене через инструменты дипломатического признания результатов выборов, репрезентации народного волеизъявления на мировой арене, публичного освещения электоральной деятельности в других странах, проведения политики поддержки и укрепления демократии в странах, чьи внутренние процессы затрагивают интересы мировых акторов и многое другое.

Вся эта комплексность порождает необходимость в формировании принципов международной электоральной политики, подготовку специалистов и дальнейшее развитие исследований по тематике дипломатии выборов.

На основе сравнения цифровизации электорального процесса в мире, делается вывод о том, что российские достижения в этом вопросе – это конкурентные и востребованные во всем мире технологии, потенциал которых к экспорту и распространению с помощью инструментов дипломатии выборов очень велик. Центризбирком и Министерство иностранных дел России обладают обширным опытом и высоким уровнем экспертизы в вопросах дипломатии выборов, однако осуществление экспорта российских технологий цифровизации электорального процесса пока не получило какого-то однозначного государственного одобрения или поддержки. Среди самых перспективных направлений продвижения российского сотрудничества с зарубежными партнерами по вопросам цифровизации выборов нужно указать такие, как: направление многосторонних ассоциаций избирательных органов (Азиатской, Европейской и Всемирной); направление многосторонних межгосударственных форматов (диалоговое партнерство Россия-АСЕАН, саммит Россия-Африка, ШОС, СНГ, МПА СНГ, ЕАЭС); направление двустороннего сотрудничества (Союзное государство России и Белоруссии и другие двусторонние связи).

Весь спектр открывающихся перед Россией путей в осуществлении содействия избирательному процессу в мире крайне широк и привлекателен для формирования нового российского имиджа на мировой арене. Кроме того, концепция дипломатии выборов позволяет ей осуществлять свою деятельность в направлении экспорта российского опыта цифровизации электорального процесса более целостно и директивно, единственное, что нужно для достижения успеха в данной области – это наличие политической воли российского руководства.

Подводя итог, следует сказать, что самое главное, к чему сейчас стремится цифровизация электорального процесса в обозримом будущем – это достижение идеального демократического тайного и нефальсифицируемого голосования. Вопрос имплементации этих достижений в существующие государственные структуры потребует много работы, определенной гибкости ума и повышения уровня образования во всем мире. Однако этот процесс уже идет и его не остановить – локомотив, движущийся скорым ходом по магистрали всеобщего прогресса, финальной точкой которого является построение нового общества, где политическое руководство стран действует в соответствии с желаниями своего народа, а благосостояние всех и каждого достигается благодаря живой человеческой деятельности, основанной на взаимных уважении и доверии.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.