II. Жилище, хозяйственные постройки, быт — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

II. Жилище, хозяйственные постройки, быт

2022-09-11 25
II. Жилище, хозяйственные постройки, быт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В д. Вольдзики была одна улица, односторонняя застройка (в разное время было от 9 до 14 домов). Дома располагались вдоль дороги, фасадом к улице. Через дорогу, напротив домов, располагались амбары. Вся деревня была обнесена изгородью из жердей. Это не совсем типичная планировка для сельских населенных пунктов Башкирии (Уфимской губернии).

 Усадьба хозяйств в д. Вольдзики составляла от 1 до 2 десятин (1 десятина = 1,09 га). Усадьба была огорожена изгородью из жердей и делилась на несколько зон: парадный двор, хозяйственный двор и огород. За пределы двора выносились овины, гумно и бани. Овины и гумно располагались позади двора, перед огородами. Бани строили подальше от дома – под оврагом. Топили бани по-черному.

На огородах рыли ямы для хранения картофеля.

Двор был открытым, свободной застройки. Постройки располагались в пределах усадьбы. Во дворе, недалеко от дома, был колодец с журавлем. Сруб колодца был деревянный, обычно из березы (д. Вольдзики была окружена березняком, который был выпилен на топливо в годы Великой Отечественной войны). Глубина колодцев была 6-7 метров.

В хозяйственном конце двора строили хозяйственные помещения для содержания скота. Вход для скота был с заднего двора. Недалеко от сараев располагался погреб, который на лето набивали снегом и льдом. Погреб был глубиной около 3 метров, стены погреба ничем не выкладывались, почва не осыпалась.

Дома располагались вдоль улицы.

Все жилые дома в д. Вольдзики были деревянные, рубленные «в угол». На строительство старалась приобрести красный лес 9сосну). Но чаще рубили из осины и березы. Средняя толщина бревен – 30-35 см. в срубе дома было 12-15 венцов. Между бревен в срубе прокладывали паклю, а при ее отсутствии – мох «низовую траву».

Основанием служил фундамент: по углам дома закапывали на глубину 70-80 см стойки из дубовых бревен, выбирали в них паз, а затем забирали пространство между ними обрубом из дубовых бревен.

Крыша была стропильной. Стропила устанавливали на срубе. Из самых толстых бревен делали первый и последний венец сруба. В него врубалась матица – толстая продольная балка. Одним концом она опиралась на узкую фронтонную стену сруба, другим – на внутреннюю поперечную стену, отделяющую сени от избы. На этой балке покоилась крыша и потолок. Поверх стропил вдоль крыши укладывали жерди – обрешетку. А нее кровельный материал. Все дома в д. Вольдзики до конца 20-х гг. XX века (до раскулачивания) были крыты жестью. После раскулачивания, многие жители (Семаки, Буяки, Кевро и др.) были вынуждены жить в землянках или заново строить маленькие домишки, крытые соломой.

Крыши в Вольдзиках были трех- и четырехскатные. Фронтон трехскатной крыши был зашит досками и обращен на улицу. Четырехскатная крыша называлась «шатром». Фронтоны и карнизы домов были резные. Фронтон, по обыкновению, старались украсить: вырезали фигурные отверстия в форме креста, сердца, звезды. Иногда доски на фронтонах укладывали в узор, набивали колышки, наносили резьбу (мотив восходящего солнца и др.).

Потолки в д. Вольдзики были из досок, со стороны чердака, называемого отдельными информантами «подловкой» (Буяки), другими «чердаком (Семаки, Кевро), третьими «на хате» (Вайшнаровичи). На потолок стелили сухие листья слоем 8-10 см, затем засыпали сухой землей, часто заливали глиной. На чердаке хранили зерно, семечки подсолнухов и др. Вход на чердак был со двора – забирались по лестнице и попадали на чердак через специальную дверцу в крыше.

Двери в домах располагались обычно в одной из его длинных сторон. Такое расположение дверей типично для польского жилища. Два-три окна были расположены в узкой, фронтонной стене дома, выходящей на улицу, и одно-два – в длинной стороне дома, выходящей во двор. Рамы были около 80 см шириной и около 100 см высотой. Верхняя часть рамы была полукруглой. Оконная рама состояла из шести звеньев (для экономии стекла). Одно или несколько окон раскрывались. Наличники окон украшались резьбой, геометрическим орнаментом. На окнах домов зажиточных граждан (до раскулачивания в Вольдзиках почти у всех) были ставни. Глухая сторона дома была обращена на север. Под окнами сажали ветлы. Сени состояли из чулана и небольших сенцев. В чулане хранили продукты.

Дома в д. Вольдзики были пятистенные, к пятистенку делали один или два прируба. По количеству комнат дома были двух-трех или четырехкамерные. Вход через крыльцо в холодные сени или кухню-столовую дома. Из кухни-столовой двери вели в избу. Иногда в кухне пристраивали вторую избу и тогда обе избы располагались по обе стороны кухни. В кухне-столовой в углу у двери располагалась русская печь, челом к окну. Печи были кирпичные (после раскулачивания глинобитные), беленые. Труба была кирпичная, ее выводили в два ряда, высота над крышей – 1 метр. Печи выкладывали приходящие мастера. Среди жителей Вольдзиков печников не было. В каждой избе также было по печи и по каленке, которые топили зимой в большие холода.

Жилая изба назвалась в Вольдзиках также «хатой». В избе по стенам стояли лавки с горшками цветов (розы, гречушки, огонек, черемис и др.). На стенах висели образа, иконы. В красном углу была полка для хранения документов, ценных бумаг, денег. Там же хранили хорошую посуду. Полку эту называли «палица, паличка».

В хате стояли деревянные самодельные кровати. Полатей не было, до раскулачивания поляки в Вольдзиках спали только на кроватях, которые изготавливали в каждой семье сами мужчины. Постель на кровати состояла из перины (после раскулачивания, в основном, из соломенного матраца), холщовой дерюги, заменяющей простыню, и шерстяной дерюги – одеяла. Этой же шерстяной дерюгой застилали постель сверху вместо порывала. Дерюгу ткали из домашней овечьей шерсти черного и белого цвета с конопляной основой. Кроме того, ткали дерюжки и из крашеной шерстяной и конопляной пряжи красного, синего, зеленого, желтого цвета. Краски были покупные, из растительных использовали кору ольхи. Традиционный рисунок – в клетку. Поверх дерюги клали перьевые подушки. Ткали дерюги на самодельном ткацком станке, называемом в Вольдзиках «кросна». В хате к потолку подвешивали люльки для младенцев.

Столов в избе не ставили – обедали только в кухне-столовой.

В каждом доме в Вольдзиках был подпол, называемый «погребом», в котором зимой хранили овощи.

Пол в домах был из некрашеных досок. Их часто скоблили ножом и мыли.

Полотенца в домах вольдзиковцев не были предметом украшательства, их использовали только для утирания и вешали на шест у печи. Полотенца ткали из белых конопляных нитей. Орнамент был различным, один из видов – продольные орнаментальные полосы – «шахматки». Концы полотенца украшались двумя поперечными полосками полученными нитями утка (крашенный лен). Полоски были различного цвета – красные, синие, желтые, зеленые. Вышивка на полотенцах не практиковалась. Домоткаными полотенцами в Вольдзиках пользовались до конца 1940 – х годов XX века.

Жители д. Вольдзики наряду с земледелием и скотоводством занимались ремеслами: изготовляли на заказ сапоги (Буяк Семен Мартинович), мастерили деревянную мебель: сундуки, лавки, кровати, столы и стулья, полки, орудия труда и утварь (деревянные ложки, посуда), ткацкие станки, прялки (отличалась от русской – донце такое же, палка широкая (у русских прялок – узкая), мялки, для конопли, дежи, ночева для приготовления хлеба и др., ткали холсты, полотенца, дерюги, шили из холста одежду (летнюю и зимнюю – Смильгины Константин и Борис).

Для изготовления одежды, в основном, использовали ткань, сотканную из конопляных нитей. Коноплю замачивали в воде на несколько дней, затем вынимали, сушили в банях и мяли в «мялках, мялицах», получая кудель, потом толкли в ступе. Пока не станет мягкой, как лен. Расчесывали на гребне гребенкой с мелкими зубьями. После расчесывания пряли, затем ткали полотно на кроснах. Полученное полотно белили в зольном щелоке, затем расстилали на снегу, оно вымерзало и отбеливалось морозом и солнцем. Полотно из белых ниток шло на рубашки (нижние и верхние). Полотно для штанов и юбок изготовляли с использованием овечьей шерсти. Обычно нитки для изготовления верхней одежды красили в красный, синий, зеленый цвета покупными красками, а, используя кору ольхи, окрашивали нити в красно-коричневый цвет.

Нательную рубаху шили из белого холста и называли «кошуля». Поверх кошули женщины надевали холщевые цветные кофты на пуговицах с маленьким отложным воротником – «под горло», с полными или «три четверти» рукавами. Кофты носились «на выпуск» – поверх юбок. Юбки шили из шерстяной ткани с добавлением холщевой нити. Ткани на юбки были как цветные (однотонные), так и в разноцветную клетку. Подол юбки иногда отделывали полосками материи другого контрастного цвета. Юбка называлась «сподницей». Юбки шили широкие, присборенные на узком пояске, иногда в складку. Поверх сподницы вольдзиковские женщины носили цветные холщовые фартуки, которые иногда были с карманами.

Пожилые женщины иногда надевали на голову светлые платки, повязывая их без складок – «конечком». На ноги надевали лапти-сандалии, а туфли и сапоги только по праздникам. Жители Вольдзиков обычно покупали лапти в соседних селах (например, в Нурлино), лишь немногие умели их плести. В грязную погоду поверх лаптей надевали галоши, также как и лапти плетенные из лыка.

Зимой женщины носили длинные шубы из овчины, часто крытые сверху коричневой или черной материей. Овчину на выделку отдавали в другие деревни. На голове зимой женщины носили шерстяные домотканые платки. На ногах – вязанные шерстяные чулки и валенки, которые обычно валяли приходящие мастера, живя в домах заказчика и валяя из материала хозяина своим инструментом валенки для всей семьи.

Из украшений женщины носили бусы, кольца и серьги, обычно металлические. Девушки волосы заплетали в косу, женщины заплетали и укладывали сзади в «кубышку», завязывая косоплеткой.

Мужчины носили нательные холщовые рубахи – кошули разных цветов, чаще темные, по покрою – косоворотки – на пуговицах, рукава прямые, без манжет. Рубахи носились поверх штанов и подвязывались узким поясом. Поверх рубах в прохладную погоду надевали пиджака из холщовой ткани. У пиджака были накладные карманы и отложной воротник. Штаны шили из шерстяных или холщовых тканей темного цвета. На ногах носили лапти, в праздники надевали сапоги. По осени и весной носили шерстной чапан – широкую накидку с большим воротником. На голову мужчины надевали покупные фуражки. 

Зимой мужчины носили полушубки, тулупы из овечьей шерсти. Шили местные мастера – братья Смильгины – Константин и Борис. Уних была швейная машинка «Зингер». Заказчики, обычно, приглашали их домой для работы. На голову зимой мужчины надевали теплые шапки, покупавшиеся в магазине или на ярмарке. На ноги – валенки.

На огородах помимо картофеля, выращивали капусту, огурцы, называемые в Вольдзиках «огурки», свеклу, называемую «бурак», морковь, лук, тыкву, называемую «дыня», арбузы, называемые «кавуны», табак. Фруктовых деревьев в Вольдзиках не было. В лесу собирали рябину, черемуху, калину, смородину, щавель, грибы («грузды», «сыроежки», «панчошки», «рудзяки», «луговички»), лесные ягоды. Впрок ягоды не заготавливали, ели свежими, пекли пироги, делали вареники. Только из черемухи мололи муку. Грибы сушили, жарили, делали вареники.

На зиму заготавливали овощи – картофель, свеклу и морковь закладывали в подпол и яму; лук вывешивали в сенях; капусту, морковь, огурцы солили в деревянных кадушках, причем капусту предварительно мелко шинковали ножами на столе, без корыта.

Из супов самым распространенным был борщ из свинины, но варили и лапшу. Из вторых блюд чаще всего готовили блюда с картофелем и капустой. Картофель отваривали целым. Делали пюре, называемое «толченой картошкой», тушили с мясом и капустой, жарили со шпиком и называли «шкварки». Конину и говядину в пищу не употребляли, только баранину и свинину.

По праздникам стряпали пельмени с мясом, с картофелем, вареники с творогом, пекли пироги из кислого теста с картофелем, мясом, ливером, щавелем, грибами, яблоками.

Готовили свиную колбасу: в тонкую свиную кишку вставляли отколотую от стеклянной десятилинейной лампы горловину и через нее набивали в кишку предварительно мелко нарубленное мясо в корыте, называемом в Вольдзиках «ночево», мясо с приправой (обычно чеснок и перец); кишку завязывали и обваривали кипятком.

Все жители Вольдзиков пекли хлеб дома, в русской печи. С вечера делали опару (просеивали в «ночеве» муку, пересыпали в квашню, называемую в Вольдзиках «дежа, дежка», заваривали в ней кипятком муку, ставили на печь до растворения муки, затем добавляли еще воды, дрожжи, хорошенько перемешивали и ставили на печь до утра). Опара должна была «подняться», прежде чем хозяйка примется за замешивание теста. Замешанное тесто ставили на печь для поднятия. После готовности, тесто вываливали из дежки на стол, раскатывали хлеб и укладывали на полотенце на стол или на подушки и оставляли подниматься. После хорошего подъема теста, хлеб клали на лопату и укладывали на под предварительно чисто выметенной печи. Испеченный хлеб из печи сразу укладывали на тряпицу и укрывали сверху полотенцем, слегка подсушенный смазывали предварительно сверху водой. Готовность хлеба хозяйки определяли «на глазок» - возьмут на руку, постукают и определят, готов или нет. Пекли хлеб один раз в неделю, сразу несколько караваев и, чтобы не зачерствел, хранили на полке в подполе.

Разделочная доска называлась в Вольдзиках «днушкой», скалка – «качалкой», ухват для сковороды – «чипилой».

Из напитков жители д. Вольдзики пили «буряшный» (свекольный) квас, молоко, из спиртного – «кислушку». Для хранения напитков использовали глиняные горшки, называемые «збаны», «збаночки», покупаемые на рынке. Ложки вырезали сами из липы.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.