III. Народные календарные праздники и обряды — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

III. Народные календарные праздники и обряды

2022-09-11 29
III. Народные календарные праздники и обряды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рождество Христово – был наиболее торжественным праздником и отмечался 25 декабря.

В день перед Рождеством – сочельник – все постились до позднего вечера. К Рождеству готовили кутью, блюда из грибов: грибы, жаренные на постном масле, пирожки с грибами. Вечером, когда на небе появлялась первая звезда, вся семья собиралась за стол на постный ужин.

В ночь под Рождество на стол под скатерть и на уголок под иконами клали пучок сена, а следующим утром раздавали его по маленьким кусочкам скотине.

Взрослее ездили на богослужение в Уфимский костел и провозили оттуда «облатки», которые делил между членами семьи понемногу в день Рождества.

Это должно было принести всем домашним милость Господа, здоровье, счастье. Гармонию и взаимопонимание.

С Рождества начинались святки. Все желающие наряжались кто во что горазд – выворачивали на изнанку шубы, женщины переодевались в мужчин, в военных, в цыганок, в трубочистов, изменяли голос, вымазывали сажей или краской лицо, ходили по избам, танцевали, пели религиозные песни – «коляды» по-польски и по-русски. Ряженых хозяева угощали.

В течение святок девушки гадали:

Ловили ночью курей и пускали по полу, на котором были расставлены: хлеб, вода, земля, зеркало, палка. По тому, что курица клюнет, определяли каким будет будущий муж: если курица подойдет и попьет воду – муж будет пьяницей, если поклюет хлеб – будет работящий, ели клюнет землю – хорошим хозяином, зеркало – муж будет форсун, а если курица подходила к палке – плохая примета – к смерти.

Бросали через крышу или забор, называемый в Вольдзиках плот, валенки – в какую сторону упадет – с той стороны будет жених.

Дергали ночью в сарае у овец шерсть – если попадет клок шерсти черной – жених будет чернявый, если белой – блондин, а если седой – старик и т.д.

Святки длились 2 недели – до 6 января.

На Рождество примечали какой хлеб будет урожайным в наступающем году: выносили зерна пшеницы, проса, овса на ночь на гумно и раскладывали маленькими кучками – на кокой кучке утром был туман – тот хлеб и считался в наступающем году более урожайным – его сеяли пораньше и побольше.

Новый Год (1 января) большим праздником не был. Вечером перед Новым годом и утром 1 января – молились, потом собирались за семейным праздничным столом.

Крещение и масленица в д. Вольдзики, по словам информаторов, не отмечались. Молодежь ходила на праздники в соседнюю деревню Холмогорово (большая часть населения – русские) и наблюдала за праздниками православных, принимая участие в играх и увеселениях.

На половину поста пекли из теста птичек, фигурное печенье, ели сами, угощали гостей. Иногда давали по кусочку скотине. Этот праздник в Польше празднуется несколько иначе.

На Вербное воскресенье наряжали ветки вербы, освящали их в костеле и, принеся домой, ставили за иконой. Хлестали вербой членов семьи и скот, приговаривая: «Верба хлес, бьет до слез» или «Не я бью, верба бьет».

    Тот же обычай существует и в Польше, где Вербное воскресенье именуется пальмовым.

В Великий четверг усердно молились Богу, ездили в костел, прибирались в доме и во всем дворе: убирали, мыли, чистили, подметали двор, вокруг бани и сараев, мылись в бане – все старались сделать до восхода солнца.

Пасха. 7 недель до Пасхи держали пост – ели только постное – овощи, растительное масло, квас. А в последние дни – ничего не ели.

    В субботу перед Пасхой варили и красили яйца (покупной краской, растительной – шелуха от лука, березовыми листьями). Пекли куличи и освящали их в костеле. Целыми семьями ездили на Пасху в костел на всенощную.

    Крашеными яйцами, куличом разговлялись в первый день Пасхи.

    Дети и молодежь ходили по домам христосоваться: пели молитвы, поздравляли всех с праздником. Их угощали яйцами, пирогами.

    На Пасху водили хороводы, пели песни, катались на качелях.

    После Пасхи во вторник шли на кладбище, поминали усопших родственников, пели пасхальные молитвы. Часто в этот день на кладбище привозили ксендза из Уфимского костела, читавшего у креста, установленного на кладбище молитвы.

    На Пасху или в первое воскресенье после Пасхи крестные отцы и матери дарили крестникам крашеные яйца и небольшие подарки.

Егорьев день (День св. Ежи (Георгия, Юрия) считался «лошадиным праздником». Воду для скотины нужно было набрать в этот день до восхода солнца и напоить ею скотину, чтобы не болела. В этот день в 1-й раз выгоняли скотину, используя освященные в Вербное воскресенье ветки вербы.

Троица – «Семуха». Перед Семухой заплетали березки. В дома приносили зелень ветки, иногда небольшие деревца и ставили их у окна или где-нибудь у крыльца. В доме украшали цветами, травами, ветками берез.

    Девушки наряжались, плели венки, гуляли в них по деревне, а потом бросали их в воду. Молодежь водила хороводы, пела песни, качалась на качелях.

    В ночь перед Семухой на поляне за деревней разжигали костры, прыгали через них, водили хороводы. На этот праздник, как и на другие большие праздники, в Вольдзики приходила молодежь из окрестных сел. Гуляли всю ночь до утра.

    Суббота перед Троицей была родительской – все шли на кладбище, поминали родственников. Молились все вместе в одном месте – у высокого креста на кладбище. В этот день часто привозил на кладбище ксендза из Уфимского костела. После молитвы помирали родственников все вместе, собирая общий стол.

День Иваны Купалы в Вольдзиках не праздновали и не отмечали никак.

Праздник Девы Марии отмечали в начале июня. Подробности информаторы не помнят.

    Отмечали в семье также праздники (помнили, старались не работать): дни св. Петра и Павла, св. Антония, св. Анны, св. Петра, Ильин день (бытовали поговорки: «На Петра троха хлеба припекла, а на Илью полну печку налью»), св. Николая, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Креста Господня, день Всех Святых (1 ноября) и т.д.

Зажинки. Перед началом жатвы молились, просили удачи в работе. Жатву, по обычаю, начинал самый быстрый и добрый в семье жнец или жница. Крестьяне верили, что если зажнет человек «с легкой рукой», здоровый, то работа пойдет споро. Беременные женщины не начинали жатву и не ходили в поле.

    Сжав две первые горсти хлеба, жница складывала их крест-накрест. Уходя с поля домой, крестьяне забирали этот хлеб с собой. Этот небольшой снопочек называли «гость» и ставили его в передний угол под иконами на целый год до будущей жатвы. Возвращавшихся с поля домой, кто-нибудь обливал водой, чтобы «работа шла легко».

Дожинки. По окончании жатвы праздновались Дожинки. У дороги на видном месте оставляли последний сноп, чтобы в будущем году был хороший урожай. Для всех работавших устраивалось застолье и танцы.

    Обмолачивали зерно цепами – одновременно работали до 7 человек. Веяли веялками. Солому сбивали при помощи штырей и переносили на плече в стог. Омет получался ладным и аккуратным.

    Среди поляков д. Вольдзики существовали следующие приметы:

    - понедельник – тяжелый день, нельзя начинать новую работу;

    - среда и пятница – не рабочие дни, тяжелые, не едят скоромное;

    - сеять начинали обязательно в чистой рубахе и брюках.

 

СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Знакомство молодых людей

 

Семейные обряды и обычаи вольдзиковцев несколько отличались от обычаев жителей соседних сел.

В Х1Х – первой четверти ХХ в семья и сельское общество д. Вольдзики активно участвовали в подборе брачных пар.

Молодые люди из одной деревни были знакомы с детства, здесь были сильными соседские и родственные связи, сильное влияние на выбор супруга (или супруги) оказывало общественное мнение. Родители, как правило, хорошо знали избранников своих взрослых детей и, при необходимости, вмешивались в их взаимоотношения.

    В летнее время парни и девушки собирались на вечерки на улице: гуляли, пели песни, танцевали, играли в разные игры (в фантики, прятали и угадывали вещи и др.). В холодное время года собирались по очереди в разных домах – «кто пустит». Посиделки-вечерки бывали обычно по субботам и воскресеньям, а также по праздникам.

    Молодые люди общались на свадьбах, в святочные гадания, на Пасху, Троицу и в другие праздники.

    Кроме вечерок, увеселений, празднеств, ухаживаний молодые люди постоянно встречались в будни в пределах деревни: оп дороге на работу в поле и с работы, просто по соседству, оказывая друг другу мелкие услуги и т.д.

    В XIX – первой четверти XX вв. у польских крестьян, проживающих в Уфимской губернии, преобладала узкая территориальная эндогамия. Так, в д. Вольдзики браки заключались преимущественное между жителями деревни.

    Понравившиеся друг другу молодые люди первоначально сами сговаривались о женитьбе, затем извещали об этом родителей. Женились и выходили замуж, обычно, по доброй воле, по одним из важнейших условий в XIX – первой четверти XX вв. женитьбы была польская национальность и католическое вероисповедание будущего супруга или супруги.

Будущего спутника (спутницу) жизни находили часто в костеле среди единоверцев, съезжавшихся по большим праздникам из разных мест. Иногда женихи специально ездили в населенные пункты Башкирии, где проживали поляки, в поисках невесты (например, Кевро Казимир Матвеевич был женат на польке из хутора Польский, находившегося в Уфимском районе, - Мордань Антонине, Буяк Семен Мартынович был женат на Фальковской Романиде Станиславовне – польке, проживавшей до замужества в д. Бабенко Иглинского района, Вайшнарович Александр Яннашевич взял в жены польку из д. Русские Озерки Благоварского района – Тодорович Елену Александровну и др.).

 

Обряд сватовства

 

    Извещенные о жевании сына жениться родители направляли в дом невесты женщину или мужчину пожилого возраста из родственников, кумов, соседей, узнать намерения родителей невесты и договориться о сватовстве.

    Сватали обычно в субботу. Пришедшие в назначенный день сваты, садились за стол и спрашивали иносказательно: «Не имеют ли хозяева телки для продажи», «Не пропала ли телка» и т.д. Родители невесты отвечали: «У нас есть телка. Мы продаем» и т.д.

    Такой же зачин сватовства был распространен и в Польше и в Белоруссии.

    Сваты приносили с собой водку или вино.

    При согласии родителей невесты – зажигали свечи, молились и договаривались о сроке свадьбы.

    После сватовства договаривались о приданном. В приданное давали корову, овец, невеста готовила домотканое сукно на рубашки, домотканые полотенца и др. Кроме того, родители невесты готовили постель, перину, подушки (пуховые), домотканое одеяло (в Вольдзиках называли «деружка»).

    После сватовства начинали готовиться к свадьбе, при изменении решения и отказе от свадьбы после сватовства, отказавшаяся сторона оплачивала все расходы пострадавшей стороне.

    Свадьба назначалась по-разному, в зависимости от возможностей родителей – и через 2 недели и через 3 месяца, исключая дни поста.

    Жених покупал к свадьбе невесте подвенечное платье белого цвета и фату, называемую информаторами «вуаль», «уваль», туфли. Невеста готовила жениху рубашку.

 

Свадьба

 

    Свадьбы у поляков д. Вольдзики игрались в субботу и воскресенье – понедельник, только по праздникам, чаще всего осенью и зимой. В пост свадьбы играть запрещалось.

    Вечером перед свадьбой подруги невесты и родня собирались у невесты дома «заплетать невесте косу», обряд этот сопровождался причитаниями и плачем невесты.

    Обязателен был обряд венчания молодых в костеле. Обычно венчание происходило после 3-кратного оглашения в костеле.

    В субботу начинали гулять – женихова родня – у жениха, невестина – у невесты. В день венчания – в воскресенье – родня женихова наряжала свадебный поезд: запрягали лошадей. Украшали дуги, привязывали колокольчики, бантики, вплетали в хвост и гриву разноцветные ленты и банты. В тарантас стелили ветки березы, березовые веники, для молодых стелили кошево (войлок). С родными и друзьями за невестой приезжал сам жених.

    Невесту не выкупали. Родители невесты благословляли ее перед выходом из родного дома иконой и хлебом. Икону передавали в дом сватьям как фамильную икону будущей семьи.

    При покидании родного дома, невеста, обычно плакала, причитала, как бы не желая расставаться с родителями и родными.

    Невесту из дома везли прямо в костел. В костеле совершался обряд венчания и обменивания кольцами молодых.

    После венчания молодые и гости ехали домой к жениху. Родители жениха встречали молодых у крыльца. Под ноги стелили шубу из овечьей шкуры. Родители жениха благославляли молодых своей иконой и хлебом. Затем молодых сажали за праздничный стол, постелив им под ноги ту же шубу из овчины – «чтобы скотина велась».

    Родственники жениха и невесты гуляли на свадьбе после венчания в костеле вместе. Первый день у жениха, второй – у невесты. Подарки молодым не дарили, но приглашенные на свадьбу несли с собой угощение: хлеб, мясо, спиртное. Подарки (чаще всего скот) молодым, обычно, дарили родители – через неделю после свадьбы.

    Утром второго дня свадьбы невеста должна была посадить в печь, подготовленный свекровью хлеб. Гости, шутя, не давали ей это делать.

    О невинности невесты не принято было сообщать. «По воду» невесту не водили. Свадьба длилась, обычно, до 3-х дней.

 

Жизнь в семье после свадьбы

 

    Положение снохи в новом доме было подчиненное. Всю самую грязную работу в доме обычно исполняла сноха. Она ухаживала за скотиной, стояла у печи. Если в семье бело несколько снох, свекровь распределяла работу между ними. Старшая сноха обычно стояла у печи, а младшая ухаживала с мужчинами за скотиной. Каждая сноха пряла, ткала, вязала для своей семьи самостоятельно.

    Свекровь убирала продукты и пекла хлеб, делила между снохами коноплю и шерсть (кудельками).

    Главой семьи был свекор (отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он воспитывал детей, наблюдал за порядком в семье и доме. Его слово было закон. На нем были все полевые работы. Он распределял работы в семье между мужчинами. Свекор имел свое постоянное место на столом.

    Детей в семьях Вольдзиковских жителей было много (6 и более). Жениться старались на польках, но были и межнациональные браки.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.