I. Местоположение и первые жители — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

I. Местоположение и первые жители

2022-09-11 34
I. Местоположение и первые жители 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ

Бывшие жители деревни Вольдзики – трудолюбивые и работящие люди, пронесшие на своих плечах все выпавшие на их долю невзгоды: первую империалистическую войну 1914-1918гг., Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшую за ним гражданскую войну, страшный голод 1921-1922 гг., коллективизацию и раскулачивание 1930-1933 гг., репрессии 1937 года, Великую Отечественную войну, с фронтов которой не вернулись лучшие их сыновья, тяжелый труд в тылу в годы войны и послевоенный период, и сохранившие в своих душах и сердцах доброту, щедрость, любовь к людям, родной земле, и конечно, родной деревушке.

Деревня Вольдзики находилась в 22 км от Уфы и в 8 км центра сельсовета – п. Октябрьского. До ближайшей железнодорожной станции – Алкино – 11 км. Преобладающее население – поляки. Деревню создали переселенцы из Виленской и Гродненской губерний, по национальности поляки.

Среди первых переселенцев были Семак Викентий Варфоломеевич (ок. 1867 г.р.), Жемайтук Викентий Савельевич (ок. 1847 г.р.), Смильгин Викентий Степанович (ок. 1862 г.р.), переселившиеся в уфимскую губернию из Виленской из-за недостатка на их родине земли.

Посланные на поиски нового места жительства люди, вернувшись, с восторгом рассказывали о новых чудесных плодородных землях, привезли на показ хлеб, выпеченный в уфимской губернии. Односельчане были поражены качеством хлеба – у них на родине хлеб был плохой, с мякиной и доставался он тяжело, земли было мало, в основном болотистая почва. Не обошлось и без прикрас – один из посланных не рассчитал величину местного ручейка, назвав его большой рекой, полной различной рыбы, за что его переселившиеся крестьяне чуть было не поколотили на новом месте жительства. Свой населенный пункт назвали хутором Вольдзиковским по названию родного села в Виленской губернии.

Из-за нехватки земли на родине прибыли в уфимскую губернию также крестьяне – поляки из Гродненской губернии – среди них: Кевро Казимир Матвеевич (ок. 1857 г.р.), Буяк Мартин Осипович (ок. 1827 г.р.) и др.

Вновь прибывшие поселенцы купили землю у помещицы еврейской национальности, и приступили к постройке домов. Другой соседний овраг называли «Генеральский». Через ручеек был перекинут мост, называвшийся «Рудным». Сама деревня была расположена на горе и с двух сторон была окружена оврагами.

Купчая крепость была совершена 5.04.1899 г. Земли в собственность было приобретено 239 десятины 850 саженей. Многие из переселенцев прибыли с семьями. Девять хозяйств принадлежали приписным жителям деревни – по национальности полякам. Среди них были: Кевро Казимир Матвеевич, 60 лет, его жена Антонина, 25 лет, 2 дочери от первого брака (первая жена незадолго до этого умерла) – Магдалена и Юзя, 19 и 16 лет, и 1 дочь от второго брака в возрасте 1 года – Зофья (ныне Зоя). Кроме того, у Казимира Матвеевича, по свидетельству его дочери Зои Казимировны, было еще 2 старшие дочери от первого брака, вышедшие, по-видимому, к этому времени замуж и не вошедшие в карточку при переписи. В хозяйстве был один наемный сельскохозяйственный рабочий-батрак, беженец, 17 лет. Купчей земли в хозяйстве было 27 десятин (20 – товарищеской и 7 – отрубной), из них 1,75 десятин земли было занято усадьбой, 22,50 десятин – пашней, 2.25 десятины – сенокосом и 0,5 десятины – остальными угодьями. Посевами различных культур было занято: под озимой рожью – 6,5 десятины под овсом – 5 десятин, под яровой пшеницей – 0,5, под просом – 1,5, под гречей – 2,5. Картофель, лен, коноплю сеяли на усадьбе, все по 0,25 десятины. В хозяйстве имелся собственный сельскохозяйственный инвентарь – 1 железный многолемешный плуг и 1 веялка. Из скота содержали: 5 лошадей, 5 коров и телят, 18 голов овец, 5 свиней. Коз не держали.

 

СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Знакомство молодых людей

 

Семейные обряды и обычаи вольдзиковцев несколько отличались от обычаев жителей соседних сел.

В Х1Х – первой четверти ХХ в семья и сельское общество д. Вольдзики активно участвовали в подборе брачных пар.

Молодые люди из одной деревни были знакомы с детства, здесь были сильными соседские и родственные связи, сильное влияние на выбор супруга (или супруги) оказывало общественное мнение. Родители, как правило, хорошо знали избранников своих взрослых детей и, при необходимости, вмешивались в их взаимоотношения.

    В летнее время парни и девушки собирались на вечерки на улице: гуляли, пели песни, танцевали, играли в разные игры (в фантики, прятали и угадывали вещи и др.). В холодное время года собирались по очереди в разных домах – «кто пустит». Посиделки-вечерки бывали обычно по субботам и воскресеньям, а также по праздникам.

    Молодые люди общались на свадьбах, в святочные гадания, на Пасху, Троицу и в другие праздники.

    Кроме вечерок, увеселений, празднеств, ухаживаний молодые люди постоянно встречались в будни в пределах деревни: оп дороге на работу в поле и с работы, просто по соседству, оказывая друг другу мелкие услуги и т.д.

    В XIX – первой четверти XX вв. у польских крестьян, проживающих в Уфимской губернии, преобладала узкая территориальная эндогамия. Так, в д. Вольдзики браки заключались преимущественное между жителями деревни.

    Понравившиеся друг другу молодые люди первоначально сами сговаривались о женитьбе, затем извещали об этом родителей. Женились и выходили замуж, обычно, по доброй воле, по одним из важнейших условий в XIX – первой четверти XX вв. женитьбы была польская национальность и католическое вероисповедание будущего супруга или супруги.

Будущего спутника (спутницу) жизни находили часто в костеле среди единоверцев, съезжавшихся по большим праздникам из разных мест. Иногда женихи специально ездили в населенные пункты Башкирии, где проживали поляки, в поисках невесты (например, Кевро Казимир Матвеевич был женат на польке из хутора Польский, находившегося в Уфимском районе, - Мордань Антонине, Буяк Семен Мартынович был женат на Фальковской Романиде Станиславовне – польке, проживавшей до замужества в д. Бабенко Иглинского района, Вайшнарович Александр Яннашевич взял в жены польку из д. Русские Озерки Благоварского района – Тодорович Елену Александровну и др.).

 

Обряд сватовства

 

    Извещенные о жевании сына жениться родители направляли в дом невесты женщину или мужчину пожилого возраста из родственников, кумов, соседей, узнать намерения родителей невесты и договориться о сватовстве.

    Сватали обычно в субботу. Пришедшие в назначенный день сваты, садились за стол и спрашивали иносказательно: «Не имеют ли хозяева телки для продажи», «Не пропала ли телка» и т.д. Родители невесты отвечали: «У нас есть телка. Мы продаем» и т.д.

    Такой же зачин сватовства был распространен и в Польше и в Белоруссии.

    Сваты приносили с собой водку или вино.

    При согласии родителей невесты – зажигали свечи, молились и договаривались о сроке свадьбы.

    После сватовства договаривались о приданном. В приданное давали корову, овец, невеста готовила домотканое сукно на рубашки, домотканые полотенца и др. Кроме того, родители невесты готовили постель, перину, подушки (пуховые), домотканое одеяло (в Вольдзиках называли «деружка»).

    После сватовства начинали готовиться к свадьбе, при изменении решения и отказе от свадьбы после сватовства, отказавшаяся сторона оплачивала все расходы пострадавшей стороне.

    Свадьба назначалась по-разному, в зависимости от возможностей родителей – и через 2 недели и через 3 месяца, исключая дни поста.

    Жених покупал к свадьбе невесте подвенечное платье белого цвета и фату, называемую информаторами «вуаль», «уваль», туфли. Невеста готовила жениху рубашку.

 

Свадьба

 

    Свадьбы у поляков д. Вольдзики игрались в субботу и воскресенье – понедельник, только по праздникам, чаще всего осенью и зимой. В пост свадьбы играть запрещалось.

    Вечером перед свадьбой подруги невесты и родня собирались у невесты дома «заплетать невесте косу», обряд этот сопровождался причитаниями и плачем невесты.

    Обязателен был обряд венчания молодых в костеле. Обычно венчание происходило после 3-кратного оглашения в костеле.

    В субботу начинали гулять – женихова родня – у жениха, невестина – у невесты. В день венчания – в воскресенье – родня женихова наряжала свадебный поезд: запрягали лошадей. Украшали дуги, привязывали колокольчики, бантики, вплетали в хвост и гриву разноцветные ленты и банты. В тарантас стелили ветки березы, березовые веники, для молодых стелили кошево (войлок). С родными и друзьями за невестой приезжал сам жених.

    Невесту не выкупали. Родители невесты благословляли ее перед выходом из родного дома иконой и хлебом. Икону передавали в дом сватьям как фамильную икону будущей семьи.

    При покидании родного дома, невеста, обычно плакала, причитала, как бы не желая расставаться с родителями и родными.

    Невесту из дома везли прямо в костел. В костеле совершался обряд венчания и обменивания кольцами молодых.

    После венчания молодые и гости ехали домой к жениху. Родители жениха встречали молодых у крыльца. Под ноги стелили шубу из овечьей шкуры. Родители жениха благославляли молодых своей иконой и хлебом. Затем молодых сажали за праздничный стол, постелив им под ноги ту же шубу из овчины – «чтобы скотина велась».

    Родственники жениха и невесты гуляли на свадьбе после венчания в костеле вместе. Первый день у жениха, второй – у невесты. Подарки молодым не дарили, но приглашенные на свадьбу несли с собой угощение: хлеб, мясо, спиртное. Подарки (чаще всего скот) молодым, обычно, дарили родители – через неделю после свадьбы.

    Утром второго дня свадьбы невеста должна была посадить в печь, подготовленный свекровью хлеб. Гости, шутя, не давали ей это делать.

    О невинности невесты не принято было сообщать. «По воду» невесту не водили. Свадьба длилась, обычно, до 3-х дней.

 

Жизнь в семье после свадьбы

 

    Положение снохи в новом доме было подчиненное. Всю самую грязную работу в доме обычно исполняла сноха. Она ухаживала за скотиной, стояла у печи. Если в семье бело несколько снох, свекровь распределяла работу между ними. Старшая сноха обычно стояла у печи, а младшая ухаживала с мужчинами за скотиной. Каждая сноха пряла, ткала, вязала для своей семьи самостоятельно.

    Свекровь убирала продукты и пекла хлеб, делила между снохами коноплю и шерсть (кудельками).

    Главой семьи был свекор (отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он воспитывал детей, наблюдал за порядком в семье и доме. Его слово было закон. На нем были все полевые работы. Он распределял работы в семье между мужчинами. Свекор имел свое постоянное место на столом.

    Детей в семьях Вольдзиковских жителей было много (6 и более). Жениться старались на польках, но были и межнациональные браки.

 

Обряд похорон

 

    Умершего человека обмывали – мужчину мужчины, женщину женщины. Воду после покойника выливали в укромное место («где люди не ходят). Одевали покойника во все новое, при отсутствии новой одежды – во все чистое и ложили на лавку, до приготовления гроба.

    Гроб обычно делали из «красного дерева» - сосны. Крест – из дуба.

    Руки у покойника складывали на груди – правая рука сверху левой. В руки давали платочек с молитвой, на шею надевали нательный католический крестик, на грудь клали икону, которую при захоронении убирают. Руки и ноги покойника связывали ленточкой или веревкой, их развязывали или разрезали при захоронении – веревки клали в гроб покойнику. Головой покойника клали под иконы.

    На стол около покойника ставили хлеб, соль, зажигали свечу.

    В гроб клали опилки, стружки, в подушку набивали листья от березового веника, сверху застилали х/б материей, на наволочке вышивали черные кресты. Рядом с гробом садились родные, соседи. Старушки читали молитвы их молитвенника на польском языке. Раньше для отпевания покойника вызывали на дом ксендза.

    Могилу рыли в день похорон, а зимой заранее, но оставляли немного на день похорон. Могилу рыли прямо, на восток.

    Выносили покойника ногами вперед, гроб старались не разворачивать. Прощание с покойным происходило во дворе дома или на кладбище. Несли гроб на двух полотенцах (каждое длинной 6 метров), потом ставили гроб на подводу.

    Траурная процессия формировалась следующим порядком: впереди процессии шел человек с узелком для первого встречного. Узелок содержал в себе чашку, ложку и что-нибудь из еды. За человеком с узелком несли крест, за ним крышку гроба, за крышкой гроба несли покойника. За гробом первыми шли близкие родственники, а затем соседи и знакомые.

    После выноса тела, чтобы не бояться смотрели в устье печи или садились на то место, где лежал покойник.

    Не пошедшие на кладбище, убирались после выноса покойника в доме – мыли полы, окна, скамейки. Готовили столы к поминкам.

    Перед тем, как опустить покойника, в могилу бросали деньги (покупали землю). Покойника опускали в могилу ногами на восток. Все должны были бросить горсть земли на гроб. Крест ставили в головах покойника. С кладбища все шли на поминки. Тех, кто не был на похоронах, родственники покойного специально приглашали на поминки, постучав в окно, но не заходя в дом, со словами: «Просим на вечору».

    Поминали обязательно кутьей, грибами. Пирожками с грибами. Раньше всем раздавали по кусочку облатки, привезенной из костела. Потом подавали горячее (супы, каши), из напитков – квас. В пост устраивали постный стол.

    Поминки по умершему в дальнейшем устраивали на 9, 40 день, в год, 3 года и т.д.

    Родительские дни: после Пасхи, во вторник, перед Троицей в субботу. Поминали на кладбище – собирались на одном освещенном ксендзом месте, приглашали ксендза, молились все вместе, потом расходились по могилам своих родственников.

 

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении последующих двадцати лет, жители деревни Вольдзики, в основном, не покидали деревни, отлучаясь только на учебу или в связи с призывом в армию. Так, в 1950 году несколько вольдзиковцев были избраны членами Окружной избирательной комиссии по выборам в сельский поселковый Совет депутатов трудящихся. Из них: Буяк Антон Викентьевич, Жемайтук Пелагея Александровна и Семак Нина Владимировна были утверждены членами комиссии по Вольдзиковскому избирательному округу № 4; Жемайтук Леонид Савельвеич – по Холмогорскому избирательному округ № 5; Кевро Бронислав Казимирович – по Кудерметьевскому избирательному округу № 8; по Кудерметьевскому избирательному округу № 9 – Смильгин Константин Викентьевич.

Долгие годы проработали займосборщиками по Бейгуловскому сельсовету Буяк Антон Викентьевич и Вайшнарович Леонид Александрович.

40 лет отдала нелегкому учительскому труду Семак (по мужу Андреева) Мария Викентьевна, работая учительницей начальных классов в Благоварском районе, затем в д. Холмогорово (около 19 лет) и в последнее время, до ухода на заслуженный отдых, в п. Октябрьском Шемякского сельсовета.

Большинство семей в Вольдзиках было многодетными, некоторые женщины деревни были награждены медалью материнства, среди них: Вайшнарович Елена Александровна, Андреева (Семак) Мари Викентьевна,и др. Большинство браков, заключенных после 20-х годов были смешанные, но заключались преимущественно, с представителями славянской группы: с русским, белорусами, украинцами.

В 1954 году Бейгуловский сельсовет был объединен с Шемякским в один Бейгуловский сельсовет.

В 1959 году центр Бейгуловского сельсовета был перенесен из населенного пункта Бейгулово в поселок центральной усадьбы «Шемяк» -                         п. Октябрьский, в связи с этим Бейгуловский сельсовет был переименован в Шемякский сельской Совет.

В 50-е годы молодежь начала покидать деревню, уезжая на учебу и работу в город. Численность деревни постепенно сокращалась. Так, в 1961 году в Вольдзиках проживало 42 человека.

В начале 1970-х годов деревня Вольдзики прекратила сове существование как бесперспективная, жители деревни были переселены в близлежащие населенные пункты: п. Октябрьский, являвшийся центром сельсовета, в с. Бейгулово и в д. Новотроевку. Указом Президиума Верховного Совета БАССР от 29 марта 1972 года д. Вольдзики была исключена из учетных данных по административно-территориальному делению БАССР.

В настоящее время выходцы из деревни Вольдзики расселились по разным городам и селам Башкортостана и России (в городах Уфе, Белебее, д. Миловке, в Челябинской области, в Екатеринбурге и др.).

 

В.В. Латыпова,

Кандидат исторических наук,

I. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ

Бывшие жители деревни Вольдзики – трудолюбивые и работящие люди, пронесшие на своих плечах все выпавшие на их долю невзгоды: первую империалистическую войну 1914-1918гг., Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшую за ним гражданскую войну, страшный голод 1921-1922 гг., коллективизацию и раскулачивание 1930-1933 гг., репрессии 1937 года, Великую Отечественную войну, с фронтов которой не вернулись лучшие их сыновья, тяжелый труд в тылу в годы войны и послевоенный период, и сохранившие в своих душах и сердцах доброту, щедрость, любовь к людям, родной земле, и конечно, родной деревушке.

Деревня Вольдзики находилась в 22 км от Уфы и в 8 км центра сельсовета – п. Октябрьского. До ближайшей железнодорожной станции – Алкино – 11 км. Преобладающее население – поляки. Деревню создали переселенцы из Виленской и Гродненской губерний, по национальности поляки.

Среди первых переселенцев были Семак Викентий Варфоломеевич (ок. 1867 г.р.), Жемайтук Викентий Савельевич (ок. 1847 г.р.), Смильгин Викентий Степанович (ок. 1862 г.р.), переселившиеся в уфимскую губернию из Виленской из-за недостатка на их родине земли.

Посланные на поиски нового места жительства люди, вернувшись, с восторгом рассказывали о новых чудесных плодородных землях, привезли на показ хлеб, выпеченный в уфимской губернии. Односельчане были поражены качеством хлеба – у них на родине хлеб был плохой, с мякиной и доставался он тяжело, земли было мало, в основном болотистая почва. Не обошлось и без прикрас – один из посланных не рассчитал величину местного ручейка, назвав его большой рекой, полной различной рыбы, за что его переселившиеся крестьяне чуть было не поколотили на новом месте жительства. Свой населенный пункт назвали хутором Вольдзиковским по названию родного села в Виленской губернии.

Из-за нехватки земли на родине прибыли в уфимскую губернию также крестьяне – поляки из Гродненской губернии – среди них: Кевро Казимир Матвеевич (ок. 1857 г.р.), Буяк Мартин Осипович (ок. 1827 г.р.) и др.

Вновь прибывшие поселенцы купили землю у помещицы еврейской национальности, и приступили к постройке домов. Другой соседний овраг называли «Генеральский». Через ручеек был перекинут мост, называвшийся «Рудным». Сама деревня была расположена на горе и с двух сторон была окружена оврагами.

Купчая крепость была совершена 5.04.1899 г. Земли в собственность было приобретено 239 десятины 850 саженей. Многие из переселенцев прибыли с семьями. Девять хозяйств принадлежали приписным жителям деревни – по национальности полякам. Среди них были: Кевро Казимир Матвеевич, 60 лет, его жена Антонина, 25 лет, 2 дочери от первого брака (первая жена незадолго до этого умерла) – Магдалена и Юзя, 19 и 16 лет, и 1 дочь от второго брака в возрасте 1 года – Зофья (ныне Зоя). Кроме того, у Казимира Матвеевича, по свидетельству его дочери Зои Казимировны, было еще 2 старшие дочери от первого брака, вышедшие, по-видимому, к этому времени замуж и не вошедшие в карточку при переписи. В хозяйстве был один наемный сельскохозяйственный рабочий-батрак, беженец, 17 лет. Купчей земли в хозяйстве было 27 десятин (20 – товарищеской и 7 – отрубной), из них 1,75 десятин земли было занято усадьбой, 22,50 десятин – пашней, 2.25 десятины – сенокосом и 0,5 десятины – остальными угодьями. Посевами различных культур было занято: под озимой рожью – 6,5 десятины под овсом – 5 десятин, под яровой пшеницей – 0,5, под просом – 1,5, под гречей – 2,5. Картофель, лен, коноплю сеяли на усадьбе, все по 0,25 десятины. В хозяйстве имелся собственный сельскохозяйственный инвентарь – 1 железный многолемешный плуг и 1 веялка. Из скота содержали: 5 лошадей, 5 коров и телят, 18 голов овец, 5 свиней. Коз не держали.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.