Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Занятие 22. Исторический экскурс.

2022-09-11 64
Занятие 22. Исторический экскурс. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Век истории Израиля.

То, что когда-то было союзом двенадцати племен, а затем объединенной монархией, быстро превратилось в два конкурирующих царства в конце десятого века до нашей эры. После царствования Соломона Израильское царство разделилось на северный Израиль и Южную Иудею. Хотя богословские и политические интересы лежат главным образом в Южном царстве, библейское повествование продолжает прослеживать параллельные истории обоих политических образований.

Объединенная монархия внезапно остановилась с окончанием царствования Соломона. Согласно библейской летописи, в основе ее краха лежали две причины: богословская и политическая. Богословская причина обнаруживается в том, что поскольку Соломон строил алтари чужеземным божествам и приносил жертвы этим богам, Господь решил оторвать часть царства от династии Давида. Политическая причина краха заключается в том, что, когда Соломон установил свою администрацию, он назначил налог с административных округов, который использовался для строительства и поддержания Храма и дворца. После смерти Соломона сообщается, что подданные царства потребовали от своего нового царя облегчения налога. Посоветовавшись со старейшинами, а затем со своими сверстниками, сын Соломона Ровоам решил увеличить повинность, а не уменьшить (2 Пар. 10: 11). В результате северные десять племен отделились от Союза. То, что когда-то было единым царством Израиля, теперь распалось на два отдельных царства-Иудею и Израиль. Ровоам продолжал править Иудеей из своей столицы в Иерусалиме. Иеровоам стал первым царем северного царства Израиля, установив свой трон в Сихеме (3 Царств 12:25). В то время как Книги Царств сосредотачивают внимание на религиозном восстании Иеровоама, автор Паралипоменон уделил внимание благочестивым, политическим и личным достижениям Ровоама. С точки зрения благочестия Ровоам намеревался вторгнуться в Израиль и вернуть себе северную территорию, но он прислушался к повелению Господа и отменил поход (11:1-4). В политическом плане Ровоам продемонстрировал успех в многочисленных строительных проектах (11:5-12) и завоевал поддержку священников и левитов (11:13-17). Первый царь Южного царства получил множество жен и наложниц, которые родили ему множество потомков (11:18-23).

 

Фараон Сусаким.

Фараон Шишак (Сусаким, Шешонк) осадил Иерусалим в пятый год царствования Ровоама. Хотя идентичность библейского фараона технически неопределенна, большинство историков предполагают, что Шишак является одной и той же личностью с Фараоном Шешенком I, основателем двадцать второй династии Египта. Помимо дополнительной хронологии, два фрагмента эпиграфических свидетельств подтверждают этот вывод. Во-первых, Шешонк оставил запись о маршруте своего похода - надпись у южного входа в храм Амона в Карнаке.

Хотя надпись имеет свои проблемы, ее частично поврежденный список из нескольких десятков завоеванных городов демонстрирует его военное присутствие там в конце десятого века. Среди наиболее известных городов в списке (в порядке появления) газа, Гезер, Бет-Шеан, Гаваон, Мегиддо, Пенуэль, Тирза и Арад. Во-вторых, в Мегиддо был обнаружен фрагмент стелы с именем Шешонка. Хотя он был найден в отвале раскопа, а не на месте, всё равно это подтверждает политику, проводимую египетским фараоном во время правления Ровоама.

Храм Амон-Ра в Карнаке

Значение набега Шишака особенно заметно в установлении хронологии конца десятого и начала девятого веков. Если Шишак разрушил города, как предполагает его храмовая надпись, то слои разрушения в таких местах, как Мегиддо и Арад, могут быть датированы концом десятого века. Если, однако, Шишак просто шел по сельской местности, оставляя города невредимыми, то для этих слоев разрушения должно быть найдено другое объяснение. Но, учитывая библейское свидетельство египетского военного грабежа (3 Царств 14:26; 2 Пар. 12:4) наряду с надписью Шишака и фрагментом стелы имеются весьма убедительные доказательства того, что походы Шешонка привели к разрушениям, которые обнаруживаются в слоях конца десятого века.

Век истории Израиля.

В то время как Летописец сосредотачивается на правлении Асы в Иудее (Пар. 16), повествование книги Царств представляет начало IX века как период сильной нестабильности в Израиле (3 Цар. 16:8-24). После восстания Бааши в конце десятого века Зимри восстал против сына Бааши Элаха. Народное восстание выдвинуло Омри во главе армии Зимри. При поддержке масс Омри инициировал государственный переворот против королевского дома. Признав поражение, Зимри покончил с собой и поджег собственный дворец. Так началась династия Омридов, которая доминирует в повествовании о Северном царстве на протяжении следующих четырнадцати глав книг Царств.

Омри - царь Израиля. Надпись на стеле Меши

О подробностях двенадцатилетнего царствования Омрия рассказывается мало, кроме того, что он перенес столицу Израиля в Самарию. Сын Омрия Ахав наследовал ему и правил Израилем в течение двадцати двух лет. Согласно повествованию, брак Ахава с финикийской принцессой Иезавелью привел к возникновению баалистического синкретизма, начавшегося со строительства храма Ваала в столице (16:29-32). Таким образом, в центре внимания книги царств находятся антагонистические отношения между домом Омри и истиной религией, представленной пророческим служением и династией Давида.

В дополнение к богословским вопросам, стоящим на первом плане в библейском повествовании, появляются проблемы политического характера. Самой выдающейся из этих проблем был Арам. Три встречи с Арамеями описаны в заключительных главах 3-й книги Царств. Первое такое событие встречается в 3 Царств 20:1-25, где подробно описывается военная коалиция во главе с Бен-Хададом. Чтобы не ждать нападения Бен-Хадада, Ахав начал атаку и победил силы Дамаска. Несмотря на неудачу, Бен-Хадад смог собрать еще одну армию такого же размера, чтобы вовлечь Израиль во второй конфликт (20:26-43). В то время как армия Арама заполнила землю, армия Израиля была “как два маленьких стада коз” (20:27). Тем не менее, силы Ахава снова одержали верх. В течение следующих трех лет конфликт между этими двумя соперничающими королевствами прекратился. Найдя союзника в лице Иосафата, недавно коронованного царя Иудеи, Ахав стремился вернуть Рамоф-Галаад из владений арамеев (3 Царств 22:1-40; 2 Пар. 18: 1-34). Этот третий конфликт закончился гибелью Ахава и поражением Израильско-Иудейского Союза.

Царствование Иосафата получает разные отзывы в двух библейских историях. Описание Летописца о его достижениях гораздо более украшен, чем тот, что находится в книге Царств. В 2 Пар. Иосафат имел твердый контроль над Иудеей и командовал войском, чьи войска были размещены «во всех укрепленных городах Иудеи» (17:2). Кроме того, вся земля Иудеи, а также филистимляне и арабы приносили ему дань в виде серебра и скота (17:5, 11). Он построил укрепленные города и собрал армию численностью более миллиона человек (17:14-18). В своего рода эпилоге о жизни Иосафата летописец отмечает, что не все, к чему прикасался Иосафат, превращалось в золото. Хотя нет никакого осуждения за его союз с Ахавом, летописец увещевает Иосафата за создание союза с сыном Ахава Ахозией. Таким образом, когда Иосафат приступил к новому судостроительному предприятию, основанному в Эцион-Гебере, было неизбежно, что проект в конечном счете потерпит неудачу (3 Царств 22:48; 2 Пар. 20:36-37).

Израиль 10-9 вв.

После краткой интерлюдии иностранных дел с Моавом повествование вновь возобновляет ситуацию между Израилем и Арамом, хотя этот эпизод не зафиксирован летописцем. 4 книга Царств не упоминает имя «царя Израиля», хотя повествовательная последовательность предполагает, что царем был Иорам. Позже царь Израиля приготовил для Арама дипломатический пир, после которого арамеи больше не совершали набегов на землю Израиля (6:23). Однако уже в следующей сцене Бен-Хадад из Арама осадил Самарию, которая страдала от жестокого голода (6:24-25). Но арамеи отступили подумав, что израильтяне заключили союз с хеттами и египтянами.

Одним из израильских военачальников в Рамоф-Галааде был Ииуй, который был помазан Елисеем, чтобы уничтожить дом Ахава. Оба библейских повествования рассказывают, как Ииуй убил Охозию (4 Царств 9:27; 2 Пар. 22: 9) и его семью. Рассказ книги Царств также сообщает о казни Ииуем Иорама (4 Царств 9: 24), остальных членов семьи Ахава в Самарии (10:11, 17) и всех почитателей Ваала (10:25). По словам историка, именно во время его правления «Господь начал отсекать части Израиля» (10:32), что может быть связано с Ассирийским вторжением при Ададе-Нирарии III.

После смерти Ахозии его мать, афалия, взяла на себя управление троном и убила всех законных наследников (4 Царств 11:1-3; 2 Пар. 22: 10-12), за единственным исключением малолетнего сына Ахозии Иоаса, тетя которого сохранила ему жизнь. С помощью священника Иоас вступил на престол в возрасте семи лет. Среди его достижений в качестве царя было восстановление храма в Иерусалиме. Во время его правления, однако, Азаил распространил свой контроль на запад от Иордана (4 Цар. 12:17; 2 Пар. 24:23-24). Хотя «Господь дал Израилю спасителя» от угнетения арамеев (4 Цар. 13: 5), Азаил истощил армию Израиля до скудных пятидесяти всадников, десяти колесниц и десяти тысяч пеших воинов (4 Цар. 13:7). Иоас капитулировал перед Арамом и разграбил храмовые сокровищницы, чтобы заплатить дань. Расплата удалась: Азаил смягчил свое нападение на Иерусалим и вернулся в Арам. Иоас умер в результате заговора, предположительно возглавляемом его собственными слугами.

Повествование о событиях IX в. в Израиле и Иудее завершается окончательной оценкой международных дел Израиля. К этому времени Моав совершал ежегодные набеги на территорию Израиля, и Арам продолжал угнетать Израиль в течение всего царствования отца Иоаса, Иоахаза. Когда Азаил умер, судьба повернулась в пользу Израиля. Иоасу удалось трижды победить преемника Азаила, Бен-Хадада, и восстановить города, которые были потеряны во время предыдущих царствований (2 Царств 13:25).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.