Занятие 14. Книги Ездры и Неемии. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 14. Книги Ездры и Неемии.

2022-09-11 52
Занятие 14. Книги Ездры и Неемии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Занятие 14. Книги Ездры и Неемии. 2

Исторический и культурный фон. 2

Композиция Ездры-Неемии. 4

Жанр. 5

Основные темы. 6

Занятие 15. Книга Эсфирь. 7

Композиция книги. 8

Основные темы. 9

Божественная власть. 9

Незаконченное дело. 10

Занятие 16. Вторая книга Ездры. 11

Структура и содержание. 11

Книга Товита. 13

Авторство и дата написания. 13

Занятие 17. Книга Иудифь. 14

Содержание. 15

Структура. 16

3 книга Ездры. 16

Структура и содержание. 17

Занятие 18. Эллинизация востока. 18

Занятие 19. История хасмонейской династии. 23

Занятие 20. 1, 2 и 3 книги Маккавеев. 27

Автор и время написания. 28

Исторический контекст. 28

Структура и содержание. 29

2 книга Маккавеев. 29

Структура и содержание. 30

3 книга Маккавеев. 31

Содержание. 31

Занятие 22. Исторический экскурс. 32

10 век истории Израиля. 32

Фараон Сусаким. 33

9 век истории Израиля. 34

Занятие 23. Археология 10-9 веков. 37

Надпись из Тель-Дана. 37

Царские надписи Салманасара III. 38

Археологическая характеристика Северного царства. 40

Археологическая картина Иудеи. 41

Занятие 24. Пророческое служение. 42

Понятие о пророческом служении. 42

Содержание пророческих книг. 43

Феномен пророчества. 45

Занятие 25. Книга Исаии. 47

Книга пророка Исаии. 47

Авторство. 48

Исторический период. 49

Литературная структура. 50

Структура. 50

Занятие 26. VIII век. Исторический фон проповеди пророка Исаии.. 51

Занятие 27. Основные темы книги Исаии. 56

Бог - Святой Израилев. 56

Бог - Спаситель и Искупитель. 57

Остаток Израиля. 58

Слуга Господень. 59

Бог управляет ходом истории. 59

Использование книги Исаии в Новом Завете. 60

Занятие 28. Иудея в VII веке. 61

Информация из библейских источников. 61

Последствия вторжения Синаххериба и начало правления Манассии. 63

Занятие 29. Манассия, Иудея и Ассирийская империя в VII веке. 65

Занятие 30. Правление Амона и правление Иосии и Иоахаза II. 70

Правление Амона. 70

Правление Иосии и Иоахаза II. 70

Религиозная реформа в Иудее. 71

Статус Иудеи в регионе. 72

 

Занятие 14. Книги Ездры и Неемии.

Книги Ездры и Неемии названы так в честь главных фигурирующих героев повествований. В еврейском каноне они считаются одной книгой. Но почти дословное повторение родословий в Ездры 2 и Неемии 7 говорит о том, что все же книги были изначально раздельными композициями.

Композиция Ездры-Неемии.

1. Предисловие: указ Кира построить дом Божий (Ездра1: 1-4)

2. Еврейская община строит дом Божий (Ездра 1: 5-Неемия 7: 72)

· Введение: люди готовятся вернуться на землю (Ездра 1: 5-6);

· Сообщество возвращается и восстанавливает алтарь, встречая противостояние (1: 7-6: 22)

Бог побуждает сердце Кира, чтобы он поручил Зоровавель «князю иудейскому» восстановить храм; 40 000 изгнанников возвращаются в Иерусалим во главе с Зоровавелем и первосвященником Иисусом. Там они преодолевают сопротивление своих врагов, чтобы восстановить алтарь и заложить фундамент храма. Самаряне, которые являются их врагами, заставляют приостановить работу, но в царствование Дария указ Кира вновь возобновляется, храм достраивается, и народ празднует праздник Пасхи.

Дворец Дария в Персеполе

· Ездра и народ Божий возвращаются на землю, чтобы организовать общину в разгар конфликта вокруг смешанных браков (Ездра 7: 1–10: 44):

Бог побуждает сердце царя Артаксеркса, чтобы он отправил Ездру, священников и книжников в Иерусалим и учить законам Божьим всех, кто не знает их. Ездра ведет большую группу изгнанников обратно в святой город, где он обнаруживает, что еврейские мужчины женятся на нееврейских женщинах. Он в отчаянии разрывает свои одежды и исповедует грехи Израиля перед Богом, а затем бросает вызов некоторым из своих соотечественников, чтобы очистить общину, распустив греховные браки.

· Неемия возвращается, чтобы восстановить городскую стену, несмотря на сопротивление (нех. 1: 1-7: 5)

Неемия подавая чашу царю Артаксерксу, сообщает, что Иерусалим остается без стен. Он молится Богу, напоминая о грехах Израиля и Божьем обещании пребывания в земле обетованной. Артаксеркс поручает ему вернуться в Иерусалим в качестве правителя, где он бросает вызов сопротивлению врагов Иудеи - самаритян, аммонитян и филистимлян—чтобы восстановить стены. Он добивается отмены налогов с евреев и правит справедливо и мудро.

· Заключение: список вернувшихся (Неем 7: 6-72)

3. Цель достигнута: «община празднует завершение строительства дома Божьего» (Неем. 7: 73-13: 31).

Представлен список тех, кто вернулся с Заровавелем. Ездра читает закон Моисея народу, и народ празднует это событие. праздник кущей на восьмой день они собираются с покаянием, чтобы вспомнить прошлые грехи, которые привели к разрушению Иерусалима и порабощению народа, и заключают Завет соблюдать закон и отделиться от других народов.

 

 
 
 

Жанр.

Нововавилонское царство

Книги Ездры и Неемия, конечно, имеют характер историографического произведения, но с приложением значительного нравоучительного характера. Авторы книг пытаются не просто изложить ход возвращения израильского народа и восстановления храма. Дидактика книг заключается в том, что Неемия и Ездра призывают обновленную иудейскую общину к правильному поклонению Богу наряду с восстановлением храма, постройкой стены и защитой Иерусалима. Ссылки на такие личности Санваллат и Иоханан, свидетельства о которых были обнаружены в ближневосточных источниках, подчеркивают достоверность исторического повествования.

 
 
 

Основные темы.

Повествование о, указе Кира и возвращение народа на родную землю, говорит о том, что Бог не забыл Своего народа и продолжает заботиться о нем как в плену, так и по возвращении домой. Восстановление стало подтверждением Божией верности. Настал момент осуществления пророческих слов о том, что Бог еще увидит храм восстановленным (Ис. 44:28; 45:1). Но восстановление храма должно было указать людям на острую необходимость в восстановлении завета с Богом. Но как показала практика люди опять оказались неспособными исполнять заповеди, что выразилось в безразличии к восстановлению стен. Поэтому, было необходимо указать людям новое направление и обратить их к Закону. Для этого им читался Закон и толкование к нему.

В результате такой ревностной нравственной политики были достигнуты положительные результаты:

· установилось празднование Кущей;

· ревностное соблюдение субботы;

· восстановление священнического и левитского рода;

· осознание того, что иноплеменники должны быть изгнаны из храма;

· установлен запрет на смешанные браки

Занятие 15. Книга Эсфирь.

В некоторых отношениях книга Есфири вполне может быть самой необычной книгой в Ветхом Завете. Мы обычно думаем о Библии как о книге, раскрывающей нам природу Бога, как через его атрибуты, так и через его дела. Однако в книге Есфири Бог не упоминается, и нет упоминания о поклонении Ему через молитву или жертву. На первый взгляд книга представляет собой полностью светскую историю евреев, которые продолжают жить в диаспоре, а не отождествляют себя с восстановительной общиной в Иерусалиме. Рассказ описывает еще одну главу в повторяющихся угрозах существованию евреев и то, как эта угроза была встречена. Однако при ближайшем рассмотрении, как описано ниже, Книга глубоко связана с другими главами библейского Откровения.

Барельеф с изображением Ксеркса

Книга вызвала большой резонанс в попытке ее интерпретации. С одной стороны, известный еврейский ученый Маймонид (1135-1204 гг. н. э.) считал Эсфирь второй по значимости после Торы. Противоположную крайность иллюстрирует знаменитое высказывание Лютера о том, что он был настолько враждебен к Эсфири (и 2 Маккавеям), что «Я мог бы пожелать, чтобы их вообще не существовало; ибо они слишком сильно иудаизируют и имеют много языческой непристойности». Это единственная книга Ветхого Завета, не найденная в документах из Кумрана, хотя это может отражать не более чем случайность, а не отказ от ее канонического статуса. Раввины на соборе в Ямнии (около 100 г. н. э.) действительно обсуждали каноническое положение книги, но больше в попытке оправдать ее статус, который получила книга, чем решить вопрос о каноничности. Другие источники, как христианские, так и иудейские, ставят под сомнение канонический статус книги.

История создания книги, ее цель, историчность и богословие - все это активно обсуждалось. Часто те места, где Библия странно молчит, становятся толчком для апокрифических историй. Так, несомненно, обстоит дело с Эсфирью: апокрифические дополнения (которые включены в римско-католический канон) устраняют трудности книги, возникающие из-за того, что в ней не упоминается Бог и религиозное поклонение.

Свиток Книги Есфири

Автор книги «Эсфирь» предпочел остаться неизвестным. События, описанные в книге, относятся к царствованию Ксеркса (486-465 гг. до н. э.), и первоначальный вариант рассказа, вероятно, был написан вскоре после этого; знание автором персидской придворной жизни и отсутствие греческого словаря соответствуют времени до завоеваний Александра Македонского. Некоторые ученые приводили доводы в пользу более поздней даты, предполагая, например, что конфронтация между евреем и язычником в книге отражает интенсивное столкновение между иудаизмом и эллинизмом в Хасмонейский период; первое историческое упоминание о книге относится к этому периоду (2 Мак. 15: 36 «день Мардохея».

Цель книги в ее нынешнем виде состоит в том, чтобы объяснить происхождение еврейского праздника Пурим (9:18-10:3). Название праздника происходит от аккадского слова puru (жребий) (3:7), и относится к жребию, брошенному Аманом.

 

 
 
 

Композиция книги.

I. Интриги при дворе Ксеркса - 1:1-2:23

A. Ксеркс устраивает большой пир - 1:1-9

B. Ксеркс лишает Астинь царского достоинства - 10:10-22

C. Эсфирь становится новой царицей - 2:1-18

D. Мардохей раскрывает заговор убийства Ксеркса - 2:19-23

II. Аман становится врагом иудеев - 3:1-9:19

A. Ксеркс возвышает Амана - 3:1-2а

B. Мардохей отказывается поклониться Аману - 3:26-6

C. Аман замышляет уничтожение иудеев - 3:7-15

D. Мардохей просить Эсфирь о помощи - 4:1-17

E. Эсфирь заступается за свой народ - 5:1-14

G. Иудеи радуются избавлению - 9:16-19

III. Иудеи устанавливают праздник Пурим - 9:20-10:3

A. Пурим введен как праздник - 9:20-28

B. Эсфирь издает указ о праздновании Пурима - 9:29-32

C. Влияние Мардохея при дворе растет - 10:1-3

 
 
 

Основные темы.

Назначение Есфири явно связано с ее стремлением объяснить происхождение Пурима. Но что эта книга говорит нам о Боге? Как эта книга соотносится с остальной частью Библии?

Божественная власть.

Эти вопросы могут показаться странными в связи с книгой, в которой даже не упоминается Бог. И все же здесь мы сталкиваемся с аспектом таланта автора «Эсфири». Повествование построено на серии кажущихся совпадений, все из которых необходимы. Необходимо представить насколько «повезло» евреям, что Эсфирь была так привлекательна, что она была выбрана из других возможных кандидаток, что Мардохей подслушал этот заговор убийства, что отчет Мардохея о планах убийства был записан, что Есфирь скрыла свою личность, что царь увидел бы ее, не позвав ее, что царь не мог спать в ту ночь, что он попросил прочитать летопись, что писец прочитал из того случая несколько лет назад о Мардохее, что царь проснулся, чтобы спросить, наградил ли он Мардохея…Удача? Автор книги предлагает историю, в которой главное действующее лицо даже не упоминается - присутствие Бога подразумевается и понимается на протяжении всей истории, так что эти нарастающие совпадения являются лишь побочным продуктом его промысла и заботы о Своем народе. Это необыкновенное произведение литературного гения, что этот автор написал книгу о действиях и управлении Бога от начала до конца, и все же, что Бог не назван ни на одной странице истории. Для евреев в свое время и для всех читателей этой истории в последующие века эта история божественного провидения и избрания стала посланием утешения и уверенности. Действия Бога в истории могут быть скрыты; они, конечно, не являются прозрачными для всех. Однако, несмотря на нашу неспособность понять Божественную цель во всем, что происходит, ничто из этого не находится вне досягаемости.

Незаконченное дело.

Книга Эсфири не является отдельным местом посреди библейского текста, изолированным от любого контакта с другими событиями в истории Израиля. Напротив, история Есфири тесно связана с другими событиями, особенно с продолжающимся конфликтом между Израилем и Амаликитянами. Родословные Амана и Мардохея вводят этот конфликт: Мардохей идентифицируется как Вениамитянин из рода Киша (2:5), отец Саула; Аман - потомок Агага (3:1), амаликитянского царя, против которого воевал Саул (1 Цар. 15). Со времени исхода проявилась история конфликта между Израилем и Амаликитянами: Моисей сказал: «Господь будет воевать с Амаликитянами из поколения в поколение» (Исх. 17: 16). И в тексте Библии постоянно присутствует периодический конфликт с амаликитянами. Саул получил указание от Бога уничтожить амаликитян, но он ослушался Бога; этот инцидент между Саулом, Агагом и Амаликитянами в конечном счете стал причиной поражения самого Саула и потери его династии (1 Цар. 28: 18). Амаликитянин позже утверждал, что он убил Саула (2 Цар. 1:8). Израиль был все еще найден сражающимся с Амаликитянами во дни Езекии (1 Пар. 4: 43).

Этот конфликт между потомками Саула и Агага является продолжением вековой антипатии между Израилем и Амаликитянами. На этом фоне можно понять многочисленные подробности истории Эсфирь. Именно эта давняя вражда между Израилем и Амаликитянами объясняет нежелание Мардохея склониться перед Аманом. Эта же вражда объясняет и то, почему человек, чей гнев первоначально был направлен только на Мардохея, стал объектом своего гнева и стремился уничтожить всех евреев, как только узнал, что Мардохей был евреем (3:5-6). Указ Амана о полном уничтожении всех евреев (3:13) в действительности является его попыткой сделать с Израилем то, что Саул не смог сделать с Амаликом (1 Цар. 15:3).

Большая часть книги Есфири посвящена вопросу об отношениях евреев и язычников. Автор утверждает, что евреи не должны быть рабами в мире, где господствуют нееврейские силы, и что можно жить, оставаясь верным своей вере.

 

Книга Товита.

Книга названа в честь ее главного героя, Товита. Это имя является греческой формой еврейского слова Тови, что означает «мое благо». Возможно, это сокращенная форма от Tobiah «Бог - мое благо». В книге представлен образ человека, который остается верным Богу несмотря на разные обстоятельства. Там, где пропадает понятие о человечности, он остается человеком.

Авторство и дата написания.

Фрагмент книги Товита

Автор книги неизвестен. Первоначальным языком, скорее всего, был арамейский или еврейский, но сохранились только фрагменты этого текста. Полный текст известен по переводу на греческий язык Синайского кодекса. Среди свитков Мертвого моря были найдены фрагменты на древнееврейском и арамейском языках. Книга, вероятно, датируется приблизительно III-II в. до н.э.

Приводимая картина религиозной жизни указывает на период после Эзры. Особое значение, придаваемое милостыне тождественно идее Экклезиаста. Положение, придаваемое обязанности хоронить убитых, по-видимому, указывает на то время, когда евреи гибли от набегов чужеземцев.

Композиция книги

1. Испытания Товита (1: 3-3:6)

2. Скорбное положение Сарры (3: 7-17)

3. Путешествие Товии и брак с Саррой (4: 1-9:6)

4. Возвращение Товии; исцеление слепоты Товита (10:1-11:18)

5. Рафаил раскрывает свою личность (12:1-22)

6. Хвалебная песнь Товита (13:1-18)

7. Эпилог (14: 1-15)

Содержание

После ассирийского завоевания Северного царства Израиля в 722 г. до н. э. Товит c женой Анной и сыном Товия были изгнаны из своего дома в Галилее в Ассирию. Там Товит оказался на службе у чужеземного правителя как чиновник при дворе ассирийского царя Салманасара. Потом преемник Салманасара отстранил Товита от службы при дворе царя. Товит сохраняет благочестие, раздает милостыню, хоронит евреев, которые были казнены царем и остались без погребения. Однажды, оставшись ночевать вне дома после очередного захоронения вечером Товиту в глаза попал птичий помет, и он ослеп. Он молится и просит у Бога смерти.

В это же время несчастье постигает и его племянницу Сарру, у которой умирают один за другим семь женихов. Господь решает им помочь и посылает на землю ангела Рафаила.

Книга Товита на латинском

Между тем Товит вспоминает о деньгах, которые у него остались в Мидии и он посылает туда своего сына вместе с Азарием. По дороге в реке Тигр Товия вылавливает очень большую рыбу и по совету Азарии сберегает сердце, печень и желчь. Потом Азария подсказывает Товии изгнать демона Асмодея, который убивал женихов Сарры, через воскурение сердца и печени рыбы. В результате она становится его женой, и они вместе возвращаются домой. Сын прикладывает к глазам Товита желчь рыбы и о тот прозревает. Они хотят отблагодарить Азарию, но он им открывает, что он – ангел, которого послал Бог за благочестие Товита.

Важно, что, как и в книгах пророков, здесь выражается идея о том, что Истина, которую познали в Боге израильтяне, откроется и другим народам и все будут поклоняться Единому Богу.

 

Занятие 17. Книга Иудифь.

В период восстания Маккавеев еврейские авторы обращаются к древним преданиям и историям о героизме и самопожертвовании ради блага своего народа. Видимо, таким произведением является книга Иудифи. Книга Иудифи, названная так в честь ее ревностной героини, представляет собой повествование, которое на протяжении веков занимало еврейских и христианских экзегетов. Книга, вероятно, была составлена на иврите в конце второго века до нашей эры после восстания Маккавеев, которое она, по-видимому, идеализирует. Ни одна еврейская рукопись не сохранилась.

Общепризнано, что книга Иудифи не исторична. Она представляет собой псевдоисторическую повесть-притчу, в которой смешиваются разные исторические периоды. Навуходоносор назван царем Ассирийским, хотя он правил в Вавилонии, а также говорится, что он находился в Ниневии, хотя она уже была разрушена ко времени его правления. Олоферн является персидским именем, и он служил при дворе Артаксеркса III, при котором произошло крупное восстание, в котором участвовали и евреи. Другие детали, такие как вымышленные названия мест, огромные размеры армий и укреплений, а также датировка событий, не могут быть согласованы с историческими сведениями.

 

Штурм Ассирийцев

Таким образом, автор, используя предания, создает вневременное повествование о героизме и необходимости в критической ситуации принимать серьезные решения. Помощь от Бога приходит только через усилие самих людей.

 

 

Содержание.

Это повествование вращается вокруг Иудифи, смелой и красивой вдовы, которая расстроена своими еврейскими соотечественниками за то, что они не доверяют Богу, чтобы избавить их от врагов. Она отправляется со своей верной служанкой в лагерь вражеского военачальника Олоферна, с которому она обещает информацию об израильтянах. Завоевав его доверие, она получает доступ в его палатку и однажды ночью, когда он лежит в пьяном оцепенении, она обезглавливает его, а затем возвращает его голову своим испуганным соотечественникам. Ассирийцы, потеряв своего вождя, расходятся, и Израиль спасается. Хотя ее руки хотят многие, Иудифь остается незамужней до конца своей жизни.

Книга Иудифи может быть разделена на две части приблизительно равной длины. Главы 1-7 описывают нарастание угрозы Израилю, возглавляемой царем Навуходоносором и его военачальником Олоферном, и завершается тем, что огромное войско Олоферна сошлось на горном перевале, где находится деревня Юдифи, Ветилуия. Главы 8-16 затем представляют Иудифь и описывают ее героические действия по спасению своего народа. Часть I, хотя порой и утомительная в своем описании военных событий, развивает важные темы, чередуя сражения с размышлениями. Напротив, вторая половина посвящена главным образом силе характера Иудифи и сцене обезглавливания.

В построении этого произведения прослеживается хиастическая модель, при которой вторая половина рассказа противоположна первой.

Структура.

Часть 1 (1.1-7.23)

А. Кампания против непокорных народов; народ сдается (1.1-2.13)

Б. Израиль «сильно напуган» (2.14-3.10)

С. Иоаким готовится к войне (4.1-15)

Д. Олоферн переговоры с Ахиором (5.1–6.9)

Э. Ахиор изгнан ассирийцами (6.10-13)

Э. ' Ахиор принимается в деревне Бетулия (6.14-15)

Д. ' Ахиор беседует с народом (6.16-21)

С. ' Олоферн готовится к войне (7.1-3)

Б. 'Израиль «сильно напуган» (7.4-5)

А. Кампании против Ветилуи, люди хотят сдаться (7.6–32)

Часть 2 (8.1-16.25)

A. Введение в Иудифь (8.1-8)

B. Иудифь планирует спасти Израиль (8.9-10.8)

С. Иудифь и ее служанка оставляют Ветилуи (10.9–10)

Д. Иудифь обезглавливает Олоферна (10.11-13.10 а)

С.' Иудифь и ее служанка вернуться к Ветилуи (13.10 Б–11)

Б. ' Иудифь планирует уничтожение врага Израиля (13.12-16.20)

А. ' Заключение о Юдифи (16.21-25).

Книга Ездры.

Разграбление Иерусалима

Книга написана на иврите анонимным евреем в Израиле в конце первого века нашей эры, она излагает мучительные размышления автора о разрушении Иерусалима и его Храма римлянами в 70 году нашей эры. Где-то во втором веке нашей эры, книга была переведена на греческий и, впоследствии, на многие другие языки. Хотя оригинальный текст на иврите и перевод на греческий были утрачены с течением времени, книга известна не менее чем в восьми вариантах: латинском, сирийском, эфиопском, грузинском, армянском, двух независимых арабских версиях и фрагментарной коптской версии. Это большое количество переводов свидетельствует об огромной популярности книги во многих христианских церквях раннего средневековья.

Структура и содержание.

Обычно в книге выделяют пролог (главы 1-2), основную часть (главы 3-14) и эпилог (главы 15-16), причем пролог и эпилог считаются более поздними по сравнению с основной частью добавлениями. В современной западной научной литературе основная часть книги носит название «Апокалипсис Ездры» или «Четвертая книга Ездры», пролог - «Пятая книга Ездры», а эпилог - «Шестая книга Ездры».

Начинается книга родословием таким же, как и в 1 и 2 книгах Ездры, но добавляются несколько новых личностей. Далее, автор принимает псевдоним «Ездра», которого он представляет живущим после разрушения Первого Храма вавилонянами в 586 году до н. э., но под Вавилоном понимает Римскую империю. Таким образом, он пишет на двух уровнях, сравнивая свою собственную ситуацию с ситуацией своего библейского героя. Главной заботой книги является вопрос теодицеи: как мог справедливый Бог допустить, чтобы такие несчастья произошли с избранным народом Бога?

В первых трех из семи «видений» книги Ездра убедительно доказывает точку зрения, которая подчеркивает идеалы Божьей милости, справедливости и заботы о человечестве, особенно об Израиле. Однако Ездра снова и снова получает ответы от ангела, который подчеркивает ограниченность человеческого мышления.

В четвертом видении, центральном и переломном разделе книги, Ездра переживает значительное изменение в отношении Божьей воли. Он получает мистическое откровение Небесного Иерусалима. Вооруженный своим вновь обретенным душевным состоянием, Ездра в последнем разделе книги получает еще два мистических видения, оба из которых указывают на то, что истинное решение проблемы Божьей справедливости является апокалиптическим: страдающие праведники получат свою награду в конце мира. Наконец, в кульминационном седьмом видении боговдохновенный Ездра получает разрешение переписать священные писания, сожженные «вавилонянами», но с одним изменением: в дополнение к традиционным книгам еврейского канона он пишет семьдесят тайных книг, предназначенных для «мудрых» среди его народа. Таким образом, автор книги Ездры демонстрирует свою склонность к мистическому и апокалиптическому образу мышления, а также убежденность в том, что они содержат ответы на этические и богословские дилеммы Израиля и всего человечества.

Он обвиняет народ Израиля в их грехах и «предсказывает» приход нового народа, который унаследует обещания, первоначально данные Израилю. Возможно здесь следует видеть попытку анонимного христианского автора поместить «пророчество» о приходе христианства в уста уважаемого еврейского деятеля пятого века до нашей эры. «Пророчество» становится более убедительным благодаря тому, что автор стремится быть исторически достоверным, никогда не обращаясь явно к христианству и никогда не упоминая Иисуса по имени.

В последней части «пророк» предсказывает ужасные катастрофы, которые постигнут всю землю в результате человеческого беззакония, и предупреждает избранных Бога воздерживаться от греха, если они хотят избежать бедствий. Возможно, книга отражает ситуацию, в которой ее христианская община переживала гонения и стремится убедить свою аудиторию твердо стоять на своем. Автор стремится осмыслить жестокое преследование, и эсхатология Ездры представлена как решение социальных и религиозных проблем.

 

Автор и время написания.

Гней Помпей

Личность автора неизвестна. Он был, по-видимому, образованным евреем, хорошо разбирающимся в еврейских писаниях и храмовом богослужении, и обладал достаточными ресурсами для редакторской работы. Он писал на иврите, но был в состоянии использовать, переводить и включать греческие и латинские документы из селевкидских, римских и других архивов. Его интересы были политическими и историческими, а не священническими; он твердо поддерживал Маккавеев, но был достаточно объективным, избегая чрезмерного очернения Селевкидов. Книга охватывает еврейскую историю со времен Александра Македонского до первосвященства Иоанна Гиркана (134-104 гг. до н. э.). Таким образом, книга обычно датируется более поздними годами правления Гиркана или вскоре после него. Позитивное отношение книги к Риму позволяет предположить, что она была написана до того, как римский генерал Помпей захватил Иерусалим в 63 году до н. э.

Примерно на рубеже эр книга Маккавеев появилась в греческом переводе. В конце I века до н. э. Иосиф Флавий использовал его в качестве основного источника для своих древностей. Иосиф Флавий, возможно, нашел копию в Иерусалиме до разрушения Иерусалима в 70 году н. э., или позже. Предполагаемый еврейский оригинал был утерян. Старый латинский перевод, начиная со второго или начала третьего века н. э., был позже включен в канон Вульгаты.

 

Исторический контекст.

Высшие слои общества Иерусалима, стали перестраиваться под греческую культуру, в то время как более бедные жители сельских районов, как правило, придерживались обычаев своих предков. Книга 1 Маккавеев последовательно представляет этот класс как отступников (1 Макк 1.11–15), а все нововведения, как корень следующей борьбы.

В этот кризисный период автор представляет священническую семью Маттафии и его сыновей Иуду, Ионафана и Симона как освободителей Иудеи. Опасаясь, что политика эллинизаторов разрушит иудаизм, Иуда Маккавей и его люди организовали кампанию вооруженного сопротивления против обоих врагов. Используя комбинацию партизанской войны и дипломатии, им удалось восстановить и очистить храм, укрепив Иерусалим и обеспечив определенную независимость для Иудеи. К концу книги три поколения семьи Маттафии боролись за независимость Иудеи от Селевкидов и основали правящую династию (названную хасмонеями согласно Иосифу Флавию и другим источникам), которая оставалась у власти до римской оккупации в 63 году до н. э.

Структура и содержание.

Главы 1 и 2 являются вводными, представляя исторический контекст и увещевание Маттафии своим сыновьям и подчеркивая взаимодополняющие роли Симона и Иуды (2.65–66). Главы 3.1-9.22 описывают достижения Иуды, отмеченные вступительной поэтической хвалебной речью Иуды (3.3-9). Главы 9.23-16.23 описывают деятельность Ионафана, Симона и сына Симона Иоанна.

В этих рамках автор выстраивает свое сложное повествование. Он представляет отношения Маккавеев с враждебными Селевкидами Сирии, Птолемеями Египта, городами палестинского побережья и племенами Транс Иордании. Книга осуждает «отступников» внутри Израиля, которые хотели бы соответствовать греческому образу жизни (1.11-15). Иуда и Симон представлены как сохраняющие еврейский закон и Храм от врагов своего народа (14.29). Книга заканчивается утверждением первосвященства Иоанна Гиркана (16.23). По мнению автора, только благодаря семье Маккавеев было дано избавление Израилю.

Книга Маккавеев.

Во введении автор говорит, что эта работа является сокращением более длинной работы, теперь потерянной, написанной Иасоном Киринейским. Данный текст не является продолжением первой книги Маккавеев, а дополнением к ней и описывает события, относящиеся к 175–161 гг. до н.э. Если первая книга Маккавеев представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов из Иудеи и образованием независимого царства Маккавеев. В то время как 1 Маккавеев былапервоначально составлена на иврите, 2 Маккавеев была составлена на греческом языке, сравнимом с греческим историком второго века до н.э. Полибием, и имеет многочисленные намеки на греческую литературу. Но в большей степени она является достоянием еврейской традиции; его основной интерпретационной моделью является песнь Моисея (Втор 32), согласно которой Бог заботится о народе, но покидает его, когда он грешит, позволяя врагам вредить Израилю, но потом вмешивается и мстит врагам.

Эта книга свидетельствует об иудаизме в эллинистической диаспоре. Основная часть книги схожа по стилю с 3 Маккавеев, посланием Аристея и трудами Филона. Эта близость особенно ярко проявляется в изображении обычных отношений евреев с язычниками, языческих правителей с хорошей стороны, меньшего интереса к храмовому богослужению, высокой оценке мучеников и возвышении роли людей, а не места.

Структура и содержание.

Основная часть книги (гл. 4-15) посвящена иудейской истории от восхождения царя Антиоха IV Епифана на трон Селевкидов в 175 году до н. э. до победы Иуды Маккавея над Селевкидами в 161 году до н. э. Он предваряется (гл. 1-2) палестинскими письмами, призывающими евреев Египта праздновать праздник Хануки, который знаменует очищение Иуды и повторное освящение Иерусалимского храма в 164 году до н. э.; введением (2.19-32); и рассказом (гл. 3) о том, как Храм чудесным образом сохранился от осквернения во времена предшественника Антиоха, эпизодом, который служит чем-то вроде пролога к главному сюжету книги.

Форт Акра, построенный Антиохом 4

Глава 4 начинается с введения в Иерусалиме эллинизированных институтов, которые, по мнению автора, породили греховное пренебрежение истинным иудаизмом. Бог в ответ «пренебрег» (5.17) Иерусалимом, то есть приостановил свою заботу о нем и тем самым допустил ужасные события, кульминацией которых стали указы Антиоха против иудаизма. Эти указы затем привели к героическому мученичеству тех, кто отказался повиноваться (гл. 6-7).

Однако, начиная с главы 8, гнев Божий сменяется милостью, и все идет резко в гору: Иуда Маккавей выигрывает битву за битвой, Антиох умирает ужасной смертью (Глава 9), Иуда отвоевывает Иерусалим и восстанавливает надлежащее поклонение в храме (Глава 10). Дальнейшие победы приводят к отмене постановлений Антиоха против иудаизма (Глава 11). Далее следуют другие кампании (гл. 12-13), пока армия Селевкидов под командованием Никанора не будет окончательно и решительно разгромлена. Книга заканчивается учреждением праздника, «Дня Никанора», в ознаменование этого события.

Соответственно, основная часть книги состоит из двух частей, в каждой из которых, в традиции библейского «причина-следствие». В главах 4-7 представлена проблема: грех ведет к гонениям, и Антиох одерживает верх, в то время как в гл. 8-15 все меняется на обратное: искупление приводит к «примирению» (5.20; 7.33; 8.29) между евреями и Богом, и Иуда одерживает победу за победой. Повествование начинается в 3.1 с того, что город процветал, и заканчивается объявлением в 15.37, что город был восстановлен в благополучии.

Книга Маккавеев.

Птолемей 4

Название книги является неправильным, поскольку оно не отражает исторический рассказ о Маккавеях. Она рассказывает о египетских евреях при Птолемее IV Филопаторе (221-204 гг. до н. э.) за полвека до Маккавеевского периода. Книга сохранилась в греческой Септуагинте (LXX) и Сирийской Пешитте, а также в большинстве рукописей армянской Библии. Однако она не включена в латинскую Вульгату. Это может объяснить, почему она не была включена в канон Католической Церкви или в традиционные протестантские апокрифы.

Содержание.

Третья книга Маккавеев начинается с краткого рассказа о том, как Птолемей был спасен от убийства в битве при Рафии вмешательством еврея (1.1–5). Эта краткая история еврейской лояльности служит фоном, на фоне которого должна быть видна враждебность царя к евреям. Второй эпизод (1.6-2.24) повествует о неудачной попытке царя войти в святая святых Иерусалимского Храма. Осквернение предотвращается божественным вмешательством в ответ на молитву первосвященника Симона. Третий эпизод, занимающий большую часть книги, описывает преследование евреев в Египте. По возвращении туда царь решает отомстить евреям за свое унижение в Иерусалиме. Он радикально изменяет их правовой статус и предлагает заставить их поклоняться греческому богу Дионису, обещая тем, кто послушается полное гражданство в Александрии (2.25-33).

Подавляющее большинство евреев сопротивляются, и с большой жестокостью их собирают вместе, чтобы переписать, пытать и предать смерти. Опять же Божественное вмешательство предотвращает катастрофу; через сорок дней письменные материалы были утеряны (3.1–4.2


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.