Быличка девятая. Новые времена. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Быличка девятая. Новые времена.

2022-09-11 49
Быличка девятая. Новые времена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Но и эти времена минули. Зажила вся страна в мире, зажили и нелжинцы. И как будто Божья сила спасала  их от всего плохого. Зимой дороги переметало так, что по полгода никуда они не выезжали, а оно может так и спокойнее… Зато в Воронеж из Нелжи летал самолёт- кукурузник. На нём летали жители села в Воронеж на рынок и продавали там своё вкусное молоко, сметану, масло и другое. Работали нелжинцы в совхозе, учили детей в своей старой школе, гуляли на праздники и много трудились на своих хозяйствах, ведь земли им от предков досталось много.

Пришли потихоньку другие времена и гонения на храмы прекратились. Церковь тем временем обветшала, кладбище сравняли с землёй, а новое устроили на «шаршках». Так место на востоке Нелжи называлось.  В самом храме то трактора стояли, то зерно хранили. Крыша совсем провалилась, а на разрушенных маковках птицы свили свои гнёзда…

 И вот собрались жители села и решили, что храм надо бы восстановить, службы возобновить и вернуть духовную жизнь в Нелжу. Пошли они в храм, открыли тяжёлую старинную дверь, а там кругом сырость, плесень, завалы от осыпавшейся штукатурки, пустота и мерзость запустения. И только святые с фресок глядят строго, будто говорят: «Что же вы, люди, натворили?»

  Но не пали духом жители села и решили: капелька по капельке будут собирать они денежку и восстанавливать храм, а пока позовут батюшку и будут служить где - нибудь в другом месте, в доме у кого - нибудь или в каком пустом здании.  

И вот началась трудная работа. И внутри, и вокруг освобождали храм от завалов и сора. Очищали стены от плесени, белили, штукатурили, завозили кирпичь, цемент… Деньги - то люди жертвовали, но всё кругом дорожало, а храм был очень неустроен, и дело продвигалось медленно. И тогда батюшка сказал: перейдём молиться в сам храм, хоть там всё ещё и неустроенно, и холодно. Но если молиться будем в самом храме, то Господь всё управит.

 

Никольский храм в конце 90-х гг.  ХХ века. Фото С. Кузьменко.

Много ли, мало ли времени прошло, но стали в храм возвращаться старые иконы, которые люди от бесовства ХХ века  успели попрятать по своим домам. Принесли одни люди в храм икону святителя Николая старинную, но была она спасена из Ступинского храма Воскресения. Много лет хранилась она в одной семье, решили они её Никольскому храму отдать. Принесли и икону апостолов Петра и Павла. А вот та икона св. Николая, которая была принята за образец, и на которую молился епископ Иоаким, не нашлась, потому что одни злые и глупые люди её сожгли. А история была такая.

Был в Никольском храме при отце Николае, последнем священнике, псаломщик и певчий по имени Семён. Когда храм разрушали, он спас несколько икон и среди них была икона св. Николая на кипарисной доске. Хранились иконы у него дома долгие годы. Потом Семён умер, дом его опустел, а иконы так и находились там.

И вот подглядели одни бессовестные люди в окна его покинутого дома и увидели, что в красном углу висят старинные образа. И решили они их украсть. Совершили своё подлое дело и понесли образа, таясь, через лес. Но в тот день было холодно, а дорога была долгой. Вот встали они в лесу, сбросили ношу и говорят: «Какие же эти иконы тяжёлые. Не все, наверное, донесём до места. Давайте костёр разожжём и согреемся. А вот этот образ и вовсе нести тяжело, что он, такой ценный? Мы их семь штук украли, небось, без него обойдёмся». Развели они костёр, чтобы согреться и сожгли в нём самую древнюю икону св. Николая, которая 300 лет спасала своим покровительством всё село.  Вот так от людского невежества и неверия погибла нелжинская святыня…

Храм восстанавливали дальше. Привезли издалека первые колокола, и зазвучал по селу пасхальный перезвон.   Преображаться стал храм.  Приходили из других весей уроженцы села, крестили своих детей, венчались и провожали своих покойных. Но всё - же хотелось нелжинцам, чтобы стал храм таким же прекрасным, как в былые времена и они с батюшкой молились об этом.

«У Бога чудес много». И вот нашлись люди, которые смотрели- смотрели, как прихожане радеют о храме и решили делу помочь. 

С их помощью храм полностью преобразился и стал не такой, как раньше, а даже намного красивей! Появился в нём и алтарь благолепный, и маковки золотые, и кресты сияющие. 

Старые своды Никольского храма. Фото автора, 2003 год.

Вот едешь в Нелжу, смотришь на храм и представляешь, что ты не в старинном русском селе, не в глубинке России, а где-нибудь в Петербурге. А потом оглянешься вокруг – кругом крестьянские дома, всё чисто, прибрано, как и положено у однодворцев и люди те же - хозяйственные, добрые, отзывчивые, смелые… Простые и красивые русские люди!

Храм Святителя Николая в с.Нелжа. 2018 г. Фото автора.

Автор книги Пузикова Наталия Леонидовна.

         

Литература.

1. Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П. Аникина. Москва «Художественная литература», 1988 г.

2. Изборник. Повести древней Руси. Москва «Художественная литература»,1987 г.

3. Ливенцев Д.В. Краткий словарь государственной службы. Воронеж.2014 г.

4. Русская бытовая повесть. Москва «Советская Россия», 1991 г.

5. Загоровский В. П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области. Воронеж, 1976 г.

6. Понамарёв П. Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994 г.

7. Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. «Воронежския писцовыя книги». Том второй 1615 и 1629 гг. Издание Воронежского Губернского Статистического Комитета. 1891 г.

8. В. П. Загоровский. Судостроение под Воронежем в ХVII веке. Воронеж, 1960 г.

9. Боголюбский А. «История села Нелжа». Тамбовские епархиальные ведомости, 1862 г.

10. Смирнова В. А. Рамонский край. География. История. День сегодняшний. Воронеж, 2015 г.

11. Глазьев В. Н. Епископ Иоаким Струков. «Воронежские архипастыри». Воронеж,2003 г.

12. Глазьев В. Н. Воронежские воеводы и их окружение в Х VI -Х VII веках. Воронеж, 2006 г.

13. Глазьев В. Н. Коллективные челобитные второй половины ХVII века как средство воздействия на местную администрацию. Воронеж, 1999 г.

14. Переписная книга Воронежского уезда 1646 г. Под ред. и подготовкой Глазьева В. Н.Изд. Воронежского университета, 1998 г.

15. Юрасов. А.Н. «История края в символах», Воронеж, 2008 г

16. Прохоров В. А. Надпись на карте. Воронеж, 1977 г.

17. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1955 г.

18. Рассказы жителей села: Ситниковой Л. С., Ситниковой А. Г., Соколовой А. С., Федосовой М. И., Соколовой К. В., Бобрешовой А. Я., Ситниковой Е. С., Соколовой Л. Ф., Гридяевой М. И, Свиридовой В. С, Павельева В. И  и др.

 


[1] Ляхи – так на Руси презрительно именовали поляков и литовцев, которые составляли одно государство – Речь Посполитую.

[2] Полон - плен.

[3] Придут изгоном – т.е.,  совершат быстрый и дерзкий налёт на селение.

[4] Сакма – название пути, дороги у татар.

[5] Охочие люди – на Руси смелые и предприимчивые люди, которые не страшась необитаемых и опасных земель уходили промышлять зверя, птицу, рыбу, мёд. За эту возможность они платили князю «откуп»,т.е. некую денежную сумму.

[6] Бортничать – добывать мёд диких пчёл.

[7] Черкасы - так  в русских исторических актах назывались предки современного населения Украины.

[8] Тати, тать (стар.) - враги.

[9] Вино курить – по сути методом дистилляции гнать спирт.

[10] Испомещать – однокоренное слово слову «поместить». Помещая служилых людей (казаков, вольных, детей боярских) на новых землях, цари давали возможность кормиться с этих наделов и служить государству военной службой. Земля зачастую давалась на время службы, в отличие от вотчины, которая закреплялась за родом навеки. От слова «испоместить» возникли слова «помещик». «поместье».

[11] Живот (устар.) - жизнь.

[12] Отбомкался (диалект.)- умер.

[13]Буява (диалект.) – кладбище.

[14] Беломестные земли – земли,  не облагаемые налогом.

[15] Паки и паки (церковнославянск.) – ещё и ещё, постоянно.

[16] Пищаль и воротник – вид огнестрельного оружия в ХVII веке.

[17] Баять (диалект.) – говорить.

[18]  Без облыжки (диалект.) – без обмана, без лжи. Отсюда, якобы происходит название села «Нелжа» - «не лжа»,т.е., мы говорим правду, не лжём.

16 Путря (диалект.)  – пшенная каша с маслом.

17 Кныш (диалект.)  – пышка или пирог с луком и яйцами.

18 Литургисать – служить Литургию, обедню.

[22] Почил в Бозе – умер с Богом.

[23] Батога – палки  для телесного  наказания.

[24] Потворить (устар.) – поработать.

[25] Гают (устар.) – кричат.

[26] Скумекать (устар.) – придумать.

[27] Ландмилиция – особый род поселённого войска, занимающийся охраной границ.

[28] Жито – озимый хлеб.

[29] Саломатина – каша, распрастранённая у однодворцев.

[30] Анчибыла (диалект.) – от слова «анчихрист», искаж. «антихрист» - сатана, чёрт.

[31] Гребовать (диалект.) – сторониться, презирать.

[32] Намулёванные – намазанные.

[33] Мошна  (устар.) – кошель для денег.

[34] Марать – писать.

[35] Быличка – рассказ.

[36] Мережа (диалект.) – рыбацкая снасть в виде обруча с натянутой на него сетью.

[37] Щерба (диалект.) – уха.

[38] Жальник (диалект.) – от слова «жалеть», кладбище.

[39] Трапезовать – вкушать пищу после службы.

[40] Разговеться – вкусить пищу после поста.

[41] Осерчать (диал.) - сердечно обидеться.

[42] Зараделись – загорелись сделать какое – либо дело с радостью.

[43] Дискос - серебряное или золотое блюдо на которое во время Литургии возлагается часть главной просфоры. 

[44] Лжица- маленькая ложечка для причастия.

[45]  Кожух - верхняя одежда из толстой кожи популярная во время революционных событий  в России.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.