Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.

2022-09-11 32
Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, развитие, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику обучающегося через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1.6.Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

Условно выделяют следующие этапы:

- дошкольное образовательное учреждение -- детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.

1 - 4 классы: - начальная школа (пропедевтический период)

 - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы: - основная школа: - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы:  

- начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: - средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

1.7. Направления деятельности, принципы:

Направления деятельности

- направленная социализация: содействие самоопределению обучающихся в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия участия в мероприятиях предусмотренных программой.

- индивидуализация: учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся с выбором форм и методов работы; психолого-педагогическая диагностика, позволяющая обучающимся при поддержке психолога, воспитателя находить выход из сложных жизненных и профессиональных ситуаций;

- интеграция: единство общекультурного развития, заложенного в учебно-воспитательном плане ДОУ и школы, с профессиональным ориентированием через программу.

Программа «Жизненная перспектива» направлена на

- повышение социально-психологической компетентности обучающихся детского сада и школы и сможет способствовать выбору будущей профессии, планированию и реализации ими собственной профессиональной карьеры;

- актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

- развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Организационно-методическая деятельность:

-работа координаторов по профориентационной работе с обучающимися;

-методическая помощь воспитателям и учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с обучающимися:

- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

       - проведение клубов;

-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с обучающимися);

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся;

-анкетирование родителей обучающихся;

-привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, общественных ученических организаций;

-помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

-избрание родительского комитета, детского сада, школы из представителей родительских комитетов групп, классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с воспитателями, учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения обучающихся.

Принципы

Современная теория профориентации подразумевает, что она должна строиться на определенных принципах тесно связанных с общепедагогическими принципами, которые важно соблюдать для повышения эффективности данной деятельности:

- Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профессионально-ориентационная работа с дошкольного возраста по старший возраст в школе 

- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

- Связь профориентации с жизнью, практикой, трудовой подготовкой обучающихся – принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.

- Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, нравственного, эстетического, правого и физического воспитания.

- Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы – принцип предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися.

- Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям региона в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

1.8. Методы и формы реализации программы:

Основными методами программы «Жизненная перспектива» являются:

- диагностические методы: психодиагностические процедуры, наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности обучающихся, анализ практических действий участников программы, анкетирование, беседа-интервью, тестирование;

- методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: проекты, рассказ, информационный лекторий, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, игровые методы, профессиография, встречи со специалистами;

- методы профессиональной адаптации и воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, сюжетно-ролевая, деловая игра, воспитание на трудовых традициях.

Формы профориентационной работы: Образовательные ситуации в детском саду, профориентационный урок или его фрагменты в школе, занятие клубов, кружков по интересам, профориентационные встречи со специалистами, профориентационные экскурсии, вечера защиты профессий, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, тренинговые тематические занятия, детские проекты, научно-исследовательские работы участников программы, обзор научно-популярной и художественной литературы по профориентации.

Планируемые результаты

Модуль – дошкольный возраст

Планируемые результаты

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ожидаемые результаты на обучающегося

Направление Показатели Установка ребенка
Сфера интересов Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей. С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.). С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс. С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы. Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности. •Мне это интересно
Сфера представлений Способен рассказать: -о профессии и месте работы родителей; -о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий; -о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат) об общественной значимости труда; -о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека: • Я знаю
Сфера опыта и нравственных установок Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности. Гордится профессией своих родителей. Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда). Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений. Сформирован: -опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, собрать простейший механизм и т.п.) -опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; -опыт конструирования, изготовления макетов, моделей; -опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; -опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; -опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; -опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности. • Я пробовал и привык трудиться и создавать •Мои родители меня поддержат  

2 Модуль – младший школьный возраст:

Планируемые результаты

- мир профессий в отраслях деятельности;

- виды труда;

- терминология.

Ожидаемые результаты

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:

знать и понимать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- влияние технологических процессов и трудовой деятельности че­ловека на окружающую среду и здоровье людей;

- назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

владеть способами познавательной деятельности:

- сравнивать и выделять особенности содержания различных про­фессий на основе наблюдений;

- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с постав­ленной задачей;

- планировать свою деятельность и контролировать ее;

- соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

3.Модуль - средний школьный возраст:

Планируемые результаты

- представление о содержании профессий;

- знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;

- получение информации о правилах выбора профессии;

- терминология профориентации.

Ожидаемые результаты

У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:

- о видах профессий;

- о медицинских и профессиональных требованиях;

- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

- о повышении квалификации и профессионального роста;

- о состоянии рынка труда.

4.Модуль - старший школьный возраст:

Планируемые результаты

- требования, предъявляемые к человеку, желающему приобрести данную специальность;

- пути и условия профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства;

- получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;

- знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;

Ожидаемые результаты:

-- повышение уровня осведомленности обуучающихся о мире профессий и на что необходимо обращать внимание при выборе профессии; 

- повышение уровня знаний обуучающихся о своей профессиональной склонности в соответствии с предметом труда;

 - определение круга понравившихся обучающемуся профессий (или одной профессии), выстраивание образовательной траектории с учетом профессий (профессии); 

- информирование родителей о результатах профориентационного тестирования путем совместного обсуждения обучающимися с родителями результатов тестирования и профессиограмм понравившихся профессий (для этого рекомендуется, чтобы по окончанию урока у обуучающегося на руках остались распечатанные результаты тестирования и профессиограммы);

- увеличение численности обуучающихся, имеющих обоснованный индивидуально - образовательный план в соответствии с профессиональными склонностями \

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной программы, прежде всего, относятся;

1. достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. уверенность воспитанника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5. наличие у воспитанника обоснованного профессионального плана

Компетенции, необходимые обучающимся для принятия верного решения в выборе профессии:

1. Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

2. Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).

3. Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

4. Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

5. Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.

6. Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Модуль – дошкольный возраст

2.1.1 Содержание образовательного процесса в детском саду, направленного на раннюю профориентацию дошкольников.

В процессе приобщения детей к миру взрослых профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. 

Перед педагогами  ДОУ серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

2.1.2 Задачи образовательной деятельности с обучающимися

Младший возраст (3 – 4) года Средний возраст (4 – 5) лет Старший возраст (5 – 6) лет Подготовительный к школе возраст (6 – 7) лет
- формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслями) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; -обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; -развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения - формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслях) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;  -формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; -формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;  -формировать первичные представления о мотивах труда людей;  -формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; -учить сравнивать профессии;  -учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; -знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. - формировать системное представление о мире профессий, (целостного представления о том, как устроен мир труда; -формировать первоначальные представления о некоторых видах трудовой деятельности (отраслях) взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; -расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; -формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; -формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; -систематизировать знания о труде людей в разное время года;  -знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства -расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых (отраслях), связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); -расширять и систематизировать представления о современных профессиях;  -расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий с использованием «отраслевого «подхода – описание профессий внутри их технологического процесса; -расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека; -формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.  

 

 

 

 

 

 


 

                             
 
   

 

 


 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.