Имущественная этика Древнего Китая: Конфуций, Мо–цзы, тайпины — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Имущественная этика Древнего Китая: Конфуций, Мо–цзы, тайпины

2022-09-11 28
Имущественная этика Древнего Китая: Конфуций, Мо–цзы, тайпины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взгляд китайской культуры на нравственно–экономические проблемы достаточно своеобразен. Однако и тут можно найти определенные аналогии спора между «умеренной» и «святоотеческой» доктринами. Рассмотрим ряд эпизодов, связанных с китайской имущественной этикой.

Конфуций (Кун Цзы (551 — 479 гг. до н. э.) — величайший китайский философ. Его учение записано учениками в книге Луньюй («Изречения» /70/). Конфуций — принципиальный консерватор. Главное для него — ориентация на предков и на традицию. Молодежь хороша, если она повторяет своих родителей в молодости. Религиозные мотивы у Конфуция скомканы, иногда он упоминает Небо, но это скорее традиция, чем вера.

Другая особенность мировоззрения Конфуция — церемониал (по–китайски — «ли»). Сосуд считается священным если он используется в священной церемонии. Также и человек. Он освящается, если он участвует в должном обряде. Ли — она же и религия. Церемониал для Конфуция имеет статус социальной основы.

Конфуций признавал природное начало иерархии. На вершине император («сын неба»), далее государство, поддерживаемое лестницей сословий, наконец основа всего — семья. Если будет так, то государство будет устойчиво. Правление — это:

«когда будет государем государь,

Слугой слуга,

Отцом отец,

И сыном сын».

Конфуций призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права. Идеальный правитель должен быть справедливым, стремиться к добру,тогда и народ пойдет за ним,как ''…склоняется трава вслед ветру.'' По словам Конфуция,на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы ''…были рады те, что близко, и приходили те, что далеко.''

''…Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности''.

Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству не устоять''. О богатстве и бедности он говорит так:

«Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь (закон); Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».

Мо–цзы (Мо Ди, 479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Противник Конфуция. Очень религиозен. Основная идея — создать справедливое, замечательное общество. Можно даже сказать, что Мо–цзы — «утопист». Для него характерна критика «частного интереса», который губит все. Согласно Мо–цзы, социальные беды его времени берут исток в людском эгоизме, или в том, что он называет «частным интересом» (сы). Когда правитель одного царства стремится достичь преимущества над другим царством или когда один род хочет получить преимущество над другим родом, такой эгоизм приводит к возникновению «частного интереса», разрушающего общество. Только если частный интерес уступает универсальности всеобщей любви, человечество обретает мир. Только тогда, когда каждый человек научится любить другого, как самого себя, видеть в другом такую же, как он сам, личность, воцаряется порядок. Мо–цзы указывал:

«Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе».

Мо–цзы считал, что путь всеобщей любви может облагодетельствовать всех, всех осчастливить. Когда же ему указывали на то, что его учение излишне идеалистично, он спрашивал скептиков: когда начинается пожар, кто приносит больше пользы — тот кто несет воду, чтобы залить огонь, или тот, кто раздувает пламя частного интереса? Моисты полагали, что справедливо поступает лишь тот, кто приносит пользу людям, а тот, кто причиняет им вред, поступает неправильно.

Мо–цзы считал, что человек должен считать идеалом труд на благо других. В этом он и его школа предвосхитили некоторые идеи западного утопизма, особенно в отождествлении общего блага с пользой и благом всех членов общества. Мо–цзы говорил:

«Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает».

Восстание тайпинов. В истории Китая победил Конфуций — его учение стало основой китайской цивилизации. Учение же Мо–цзы было забыто. Однако не навсегда. После поражения о первой опиумной войне 1840–1842 гг. на Юге Китая возникло "Общество поклонения небесному владыке", основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сю–цюанем. Хун Сю–цюань происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. В городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии, получившие однако своеобразную направленность, роднящую его с латиноамериканской "теологией освобождения". В основе этого учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сю–цюань провозгласил себя младшим братом Христа и создавал в состоянии экстаза религиозно–революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути их достижения.

Число последователей Хун Сю–цюаня постоянно росло и в 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии. Военные успехи сначала сопутствовали восстанию. Был взят Нанкин — древняя столица Китая. Образовалось государство тайпинов.

В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю–цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории.

После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады.

По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. Такой принцип уравнительности тайпины стремились проводить как в деревне, так и в городах. Здесь ремесленники должны были объединяться по профессиям в мастерские, сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие.

В области семейно–брачных отношений сторонники Хун–Сю–цюаня тоже действовали по–революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. В тайпинской армии существовало несколько десятков женских отрядов, героически сражавшихся с врагом.

Но затем военные успехи прекратились и через 15 лет восстание было подавлено. Хун Сю–цюань покончил жизнь самоубийством.

Китай современный

Сегодня Китай — сверхдержава: 22% населения планеты и по некоторым сведениям, экономика, обогнавшая даже экономику США с долей экспорта около 20%, скорость роста экономики — около 10% /71/.

Однако, страной по–прежнему руководит КПК, имеются планы развития на 5,10, 15 и даже 60 лет. Имеется очень сильный государственный сектор экономики, но сейчас большинство предприятий принадлежит частникам (хотя нет свободного хождения иностранной валюты и экспортные потоки под контролем государства). Предприниматели традиционно пользуются уважением. Колоссальный размах строительства и вообще деловой активности. Стратегия — опираться на собственные силы, покупать технологии и производить все внутри страны.

Около 50 млн. китайцев «хуацяо» — бизнесмены, проживающие а рубежом, но работающие на Китай. Есть «малый Китай» — Тайвань. Это небольшой густонаселенный остров (более 30 млн. чел). Имеется развитая промышленность, причем пребладают высокие технологии. Налицо культ служения государству — чиновники имеют двухнедельный отпуск один раз в три года.

Менталитету китайцев присущ, несмотря на их внешнюю мягкость, национализм и пренебрежение к другим народам. Китай — «Поднебесная», остальные страны — варварские окраины Китая. С VI по XVI вв. Китай был самой экономически развитой страной мира. Но затем его величие стало рушиться. В XIX веке страна потерпела ряд поражений от западных стран и вынуждена была заключить кабальные договоры. Но вера в Поднебесную сохранилась. Безусловно, Китай стремится к мировому лидерству и мировой гегемонии. Но ему не хватает жизненного пространства. Сейчас огромное кол–во китайцев обосновалось на русском Дальнем востоке. Они постепенно захватывают лучшие рабочие места, и строят чайн–тауны — китайские поселения, доступ в которые иностранцам сильно затруднен. Медленно но верно Китай завоевывает мировое господство.

Ислам

В 1988 г. в Тунисе под эгидой Лиги арабских государств проходила научно–практическая конференция по проблемам экономической системы Ислама. Она сформулировала ряд положений «исламской экономики». Они вкратце сводятся к следующему:

1) полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит только Аллаху. Человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении богатств и благ;

2) все, что делает человек в этом мире, происходит с согласия и с ведома Аллаха;

3) частная собственность, которую утвердил Ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходования средств и уплатой финансовых долгов;

4) экономический порядок в Исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью.

Все это очень напоминает «умеренную» доктрину. Однако, мусульманская специфика несомненно имеет место. А потому эти положения требуют некоторых комментариев.

Первое положение, казалось бы, вполне совпадает с несомненным для всех христианских мыслителей тезисом о человеке как «неверном управителе» всего по праву Творца принадлежащего Богу. Однако, ислам делает маленькое уточнение: через Аллаха все сущее принадлежит исламской общине (умме). Таким образом, все не мусульмане, и в частности — весь христианский (постхристианский) мир, владеют собственностью незаконно. А поскольку ислам — «религия действия», то эта собственность подлежит настоящим «доверительным собственникам».

Наиболее интересно третье положение. Во–первых ислам признает частную собственность благословенной Аллахом. а потому — священной. Это сближает «исламскую экономику» с «протестантской этикой». Но есть и отличия. Прежде всего они касаются запрета в исламе на взимание процента. По официальной исламской доктрине процент, а следовательно и кредит, запрещены. Поэтому основным инвестиционным механизмом исламские теоретики предполагают не кредит, а прямые вложения собственных средств в экономические предприятия. Однако, исламский мир научился запрет на процент обходить.

Необходимо отметить, что любой производственный бизнес считается законным. Ни о какой возможности эксплуатации наемных рабочих в исламе речи не идет. Аналогичное положение относится к торговле, если она «частная», т. е. производится без обвешивания и обсчета. В исламе введено понятие «риба» — неправая прибыль. Считается, что риба имеет место только в ростовщических финансовых операциях; производство и торговля от «риба» свободны. Хотя кары «кушающим риба» в Коране весьма велики.

Наконец, четвертое из приведенных выше положений пытается совместить предпринимательскую свободу с социальной справедливостью. Эту проблему «исламская экономика» предполагает решить с помощью «закят» — обязательном налоге на прибыль, который должны платить все. «Закят» — это разновидность милостыни, передаваемая от богатых к бедным. Таким образом, ислам не пытается кардинальным образом устранить недостатки капиталистического способа производства; он, аналогично католической социальной доктрине, уповает на смягчение противоречий между имущими классами.

«Исламская экономика» — плод многолетних усилий мусульманских богословов в толковании Корана. В самом деле, Коран не запрещает владения собственностью, но требует, чтобы собственность не становилась самоцелью его существования:

“Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам (сокровищницам) золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это — пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище!” (Коран, 3: 14).

“Что вам ни даровано, — это достояние здешней жизни и ее украшение; а то, что у Аллаха, — лучше и длительнее. Разве вы не образумитесь?” (Коран, 28: 60).

В настоящее время «исламскую экономику» пытаются внедрить в нескольких исламских странах, в наибольшей степени исповедующих исламский фундаментализм: Иран, Пакистан, Судан.

Особый вариант «исламской экономики» реализован в Ливии под руководством Муаммара Каддафи. Этот незаурядный человек получил власть в 1969 г. и сохраняет ее до сих пор. Им написана «Зеленая книга» — манифест исламского социализма, который с 1977 г. воплощается в жизнь. Официально в Ливии нет правительства и партий. Там все взрослое население участвует в народных конгрессах разного уровня. Экономически Ливия — корпоративное государство. Рабочие входят в совет директоров частного предприятия. Очень сильный государственный сектор. Государство строит жилье и обеспечивает бесплатное образование. Доход от основного богатства Ливии — нефти, распределяется на всех (каждый житель имеет в банке специальный счет). Политически Ливия живет по законам Шариата. Ислам объявлен государственной религией. Сам Каддафи знает Коран наизусть. Преступность в стране на очень низком уровне.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об устройстве идеального Государства Платона.

2. Каковы взгляды Аристотеля на образование цены?

3. Что такое «экономика» и «хрематистика» по Аристотелю?

4. Каковы имущественные взгляды Кофуция?

5. Кто такой Мо–цзы? Когда он жил? Каковы его воззрения?

6. Расскажите о имущественном строе, который возник в государстве тайпинов.

7. В чем вы видите характерные черты современного Китая?

8. В чем сходство и различие имущественной концепции ислама по отношению к основным христианским имущественным парадигмам?

9. Расскажите об «исламском социализме» в Ливии.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.