Особенности России, повлиявшие на отношение русского народа к богатству: природа, государственное устройство, религия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности России, повлиявшие на отношение русского народа к богатству: природа, государственное устройство, религия

2022-09-11 27
Особенности России, повлиявшие на отношение русского народа к богатству: природа, государственное устройство, религия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский путь в имущественной этике — особый и во многом удивительный. Первое, что бросается в глаза: Россия так и не вкусила прелестей настоящей, «западной» частной собственности. Причем, был выработан особый русский менталитет, для которого характерно презрение к накопительству, недоверие к собственности и нелюбовь к богатству. Во всяком случае, все эти качества выражены на славянском Востоке гораздо сильнее, чем на Западе. Посмотрим хотя бы на наши народные пословицы и поговорки:

"Пусти в душу ад — будешь богат"

"Деньги копил, да нелегкого купил"

"Богатому черти деньги куют"

"Когда деньги говорят, то правда молчит"

"Черт мошну тачает — скряга ее набивает"

"Убожество учит, богатство пучит"

"Беда деньгу родит"

"Деньгами души не выкупишь"

"Работай — сыт будешь; молись — спасешься; терпи — взмилуются"

"Отец богатый, да сын неудатый"

"Не хвались серебром, хвались добром".

Безусловно, в этом отвержении богатства следует видеть промысел Божий, охраняющий народ, так искренне воспринявший христианство, от страшных, разлагающих соблазнов этого, по словам Златоуста, родившегося от диавола, социального института. Рассмотрим несколько наиболее важных для России факторов, повлиявших на то, что «у ней особенная стать».

Суровые природные условия. Влияние природно–географических условий на жизнь в России часто недооценивают, особенно историки западной ориентации, которые видят в историческом пути России повторение западной Истории, но (де, по вечной российской отсталости) с запозданием на пару веков. Однако суровость российского климата оказывается столь сильным фактором, что именно он во многом определил уникальность пути России.

Западная Европа почти вся живет в климатических условиях Крыма. Нет засух и заморозков, плодородные почвы и длинный — 8–9 месяцев — период полевых работ. Центральная Россия не только севернее Европы, но из–за меридионального расположению изотерм, климат там суровее, чем в более северных Финляндии и Норвегии. В России длинная холодная зима, период полевых работ составляет четыре–пять месяцев, весной часты заморозки, в первой половине лета — засухи; дожди часто приходятся на уборочную страду, хорошие почвы — только а степной полосе (которая была занята кочевниками), а в Московской губернии — скверный подзол, песок и глины.

Следствия из этого важны и разнообразны. Прежде всего, трудные природные условия обуславливали очень низкую урожайность. В течение многих веков русские крестьяне в среднем собирали урожай «сам третей» (т. е. отношение посеянного зерна к собранному равно 1:3), когда как на Западе в средние века обычен урожай «сам шестый» или даже «сам десятый». Аналогично, из–за ограниченного периода выгона, наше скотоводство всегда сильно отставало от западного. Но самое главное — нестабильность урожаев. В среднем каждый третий год был для русского крестьянина неурожайным и грозил голодом. И дело здесь вовсе не в пресловутой русской «лени» — таковы природные условия Средне Русской равнины, которая не защищена ни от холодных арктических масс, ни от сухих континентальных антициклонов. Замечательный современный историк Л. В. Милов называет русский социум «обществом с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта» /72:417/. Характеристика неброская, но если вдуматься, говорящая очень многое.

Этот «минимальный объем совокупного прибавочного продукта» оказывался вечной головной болью для государства. Князья, а позже и царь, и бояре, и дьяки ломали голову, как добыть средства для войска, для администрации, для широких строительных проектов. Ясно, что их надо взять у крестьян. Но также ясно, что экономические меры не годятся: излишков нет, а имеющийся минимум крестьяне отдавать не собираются. Остается экспроприировать, и для этого в конце концов вырабатывается строй, который принято называть крепостным правом: крестьян прикрепили к земле и заставили нести подворное «тягло» (в XVIII в. «тягло» стало подушным). Кроме того, владетельные (крепостные) крестьяне принуждены платить оброк дворянам, или отрабатывать на их полях барщину, а «черные» (свободные) крестьяне — вместо этого платить увеличенные налоги государству. И это не русская дикость, а печальная необходимость, ибо иначе из крестьян вообще ничего не вытрясешь. Эта коллизия приводила к постепенному ужесточению крепостного права, так что Россия в этом отношении шла вразрез с Западом — там развитие товарно–денежных отношений крепостное право разрушало.

Таким образом, русский крестьянин вынужден был противостоять и суровым природным условиям, и домогательствам государства и помещиков. И он издавна нашел коллективную защиту от обеих напастей. Это — крестьянская община. Историки западной ориентации утверждают, что община инспирирована государством чуть ли не в XVIII в. для удобного изъятия «тягла» (налогов). Отрицать роль общины в распределении «тягла» между крестьянами было бы нелепостью — она действительно делала это, и очень эффективно. Но главная роль крестьянской общины в другом — она явилась социальным институтом, обеспечивавшим выживание крестьян в условиях частых хозяйственных катастроф. Это и делало общину столь действенным гарантом выживания русских крестьян, и в таком качестве, причем решая все проблемы соборно, община была подлинно христианским социальным институтом.

Государственный строй. Скудость русской земли имела многообразные последствия и в государственной сфере. На Западе земля ценилась и всякий — верхи и низы — хотел ею завладеть на правах собственности. В средневековье (приблизительно X–XIII вв.) земля имела многих хозяев: короля, сеньора, вассала, крестьянина. И каждый из них считал землю по праву своей. В конце концов победил класс дворян, сумевший присвоить землю в полную собственность.

На Руси все было не так. Создатели русской государственности — варяги, вместо овладения землей, предпочли контроль над торговлей, что давало гораздо большие выгоды. Путь «из варяг в греки», набеги на Византию с целью получить торговые привилегии — вот их стратегия. Не став привязываться к земле, они установили оригинальный способ правления, когда каждый из династии рюриковичей стремился занять наиболее почетное и наиболее богатое в торговом отношении княжество (это явление можно назвать языческой «протестантской этикой»). Практика «перелетов» князей стала нормой, но жестких законов наследования не существовало, что приводило к постоянным междоусобицам. С точки зрения политической такая система была далека от совершенства: «перелеты» князей создавали слишком хрупкое единство Руси. Но с точки зрения имущественной этики она была хороша: князь правил, командовал дружиной, но не был собственником. Отметим, что и крестьяне киевской Руси были свободны и жили общинами /73:23/. Таким образом, Русь в домонгольские времена не знала права частной собственности на землю. Однако торговые пути вскоре были перерезаны кочевниками, и князья обратились к собственным землям. Начиная со съезда в Любече (1097 г.), становится нормой садиться на землю отца. При отсутствии центральной власти, это привело к распаду Русского государства и еще большим междоусобицам, что сыграло роковую роль во времена татарского нашествия.

Татарское иго — снова промысел Божий, отрезавший Россию от Запада. Монголы всячески поддерживали выгодное им разделение на княжества, а манипулирование ярлыком на великое княжение позволило им долгое время удерживать в подчинении русские земли без фактической их оккупации. Русские удельные князья постепенно приобретали менталитет собственника: «мой удел — моя собственность», и старались эту собственность увеличить — за счет чужых уделов. С другой стороны, князья стали на правах собственности раздавать своим служилым людям земли — «вотчины». Начала образовываться боярская аристократия. Казалось, что на Руси победит классический феодализм с приматом частной собственности. Однако задача освобождения от татарского ига настоятельно требовала создания сильного государства. Эта задача была промыслительно решена возвышением Московского княжества, которое благодаря коллаборационистской политике сумело поглотить окрестные княжества, а затем вышло из под контроля Орды. Стремление к централизации и установлении сильной власти было у Москвы столь велико, что она, увидев в вотчинном землевладении угрозу своему абсолютизму, изменило политику и стало раздавать их на период службы. Эти новые земельные пожалования — «поместья» — стали раздаваться незнатным служилым людям великого князя — «дворянам». Иван Грозный яростно боролся с вотчинным укладом, и преуспел в этом. Однако после смутного времени вотчинное землевладение снова стало преобладающим. Впрочем, владельцы и вотчин и поместий должны были служить, хотя Петр I уравнял статус вотчин и поместий.

Крестьяне, ремесленники и купцы составляли «тягловое» сословие — она должны были или работать (на государство и помещиков) и/или платить подати. Закреплением крестьян за поместьями государство решало задачу успешной службу дворян. Крепостное право, появившееся в конце XVI в., в дальнейшем не ослабевало.

Православие. В 988 году Русь приняла православную веру и стала одной из митрополий Византии. Для судеб проблемы собственности в России это событие имело огромное значение.

Хотя в то время формально Восточная и Западная церкви были едины, но конфликт уже назревал, и вскоре — в 1054 г. — произошло разделение церквей. Это средостение между церквами поставило непреодолимый заслон западному влиянию, как чисто церковному, через подчинение римскому престолу, так и цивилизационному, проповедующему безоговорочное признание необходимости и благодатности частной собственности. Русские (по крайней мере, до Петра I) всегда косо смотрели на западные порядки и нравы, и вовсе не стремились перенимать европейские социальные институты.

Русь приняла православие, когда Византия уже прочно обосновалась на «умеренной» доктрине. И Русская Церковь, будучи верной ученицей Константинополя, приняла без рассуждений византийскую имущественную концепцию. Может даже показаться, что в смысле развиваемой нами концепции для Руси присоединение к западной церкви было бы большим благом, ибо в то время официальная позиция католичества была ближе к святоотеческому учению, чем к «умеренной» доктрине. Однако, в долговременной перспективе все видится иначе: уже в XIII веке Западная церковь перешла на «умеренные» позиции и в дальнейшем, под влиянием нарастающего капитализма, все более и более склонялась в сторону благосклонного отношения к свободной торговле, банковскому делу и получения прибыли по процентам на капитал. Все это, из–за тяжелых природных условий, препятствующих получению прибыли, привело бы не к промышленному развитию России, а превращению ее в сырьевую колонию Запада. И привело бы, если бы не Православие! Промысел Божий, выразившийся в принятии Русью православия, сохранил ее от колониальной участи и вывел на путь самостоятельного развития. Западная экспансия частной собственности была промыслительно предотвращена, и России была предоставлена возможность осуществлять свою, предназначенную Творцом, историческую задачу, как говорят — «идею».

Мы не будем русскую идею формулировать, ибо до сих пор на этот счет у русских мыслителей бытуют разные, несводимые воедино, мнения. Вместо этого рассмотрим несколько сюжетов русской истории, наиболее ярко характеризующих имущественную этику, сложившуюся в России.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.