Методы, применяемые в программе; — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методы, применяемые в программе;

2022-09-11 20
Методы, применяемые в программе; 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направления работы;

6.Принципы программы;

7.Циклограмма мероприятий;

Методы, применяемые в программе;

Прогноз результатов работы участников программы;

Методические разработки мероприятий, вошедших в циклограмму по реализации программы

Заключение

 

Описание программы  

1. Тема авторской программы  «Бой с тенью»   – безопасное использование интернет-пространства, профилактика подростковой жестокости, конструирование межличностных отношений, поиск путей решения конфликтных ситуаций в молодёжной среде.

2. Актуальность выбранной темы программы  можно объяснить проведённым статистическим  исследованием в студенческой среде техникума на предмет активной «виртуальной» жизни (в исследовании приняло участие 10 учебных групп, что составило 136 человек):

ü 97% подростков заходят в интернет каждый день;

ü Для 72%   студентов интернет в первую очередь не источник информации, а средство коммуникации;

ü 88% студентов имеют открытые аккаунты и созданные профили;

ü 85% студентов ежедневно посещают социальные сети (ВК, Одноклассники, ФейсБук);

ü 27% опрошенных сталкивались с проблемой «кибертравли» в отношении себя, либо своих знакомых;

ü 9% опрошенных сами выступали в роли агрессора;

ü 94% всех подростков считают, что родители не знают об их поведении в интернете;

Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Данная авторская программа предлагает   системное решение актуальной педагогической проблемы - кибербуллинга или интернет-травли в студенческой среде.

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Име-нно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Профилактика буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».

Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы подростков к другому.

Анализируя результаты статистического исследования, диагностики  личностной тревожности обучающихся, а также результатов социометрических исследований, ежегодно проводимых социально-психологической службой техникума,  был сделан вывод о необходимости проведения профилактической работы,  направленной на безопасное использование «виртуального пространства», сплочение подросткового коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте.

 В связи с изложенной выше проблемой и был воплощен в жизнь профилактический проект «Бой с тенью», который реализуется в техникуме в период 2018-2020 уч.г.

 

В качестве инструмента для достижения эффективного использования на практике профилактической программы «Бой с тенью» применяется технология кластерного взаимодействия.

  Под бразовательным кластером понимается система совместной деятельности, в которой имеется неформальный центр (ОБПОУ «САТТ им.К.К.Рокоссовского»), консолидирующий образовательные, воспитательные и правовые ресурсы организаций- участников программы.

4. Организации - участники программы:

-ОБПОУ «САТТ им.К.К.Рокоссовского»;

-КДН иЗП Золотухинского р-на;

- Инспекция ПДН Золотухинского р-на;

-Отдел образования, опеки и попечительства администрации Золотухинского р-на

  При реализации кластерного подхода выделены следующие ключевые моменты:

-наличие общей цели;

-наличие правовой основы совместной деятельности;

-разработаны механизмы управления реализацией кластерного подхода;

-наличие технологий реализации кластерного подхода в соответствии с общими целями.

  ОБПОУ «САТТ им.К.К.Рокоссовского», как консолидирующий центр образовательного кластера, на основе этих принципов обеспечивает:

ü Координацию взаимодействия структурных компонентов кластера;

ü организацию отбора и структурирования содержания методического материала с учётом интересов всех субъектов взаимодействия;

ü стимулирование профессионального рост инженерно-педагогического состава техникума;

ü  привлечение специалистов различного профиля для реализации целей и задач программы;

 

Цель программы:

- создание условий для психологического комфорта и безопасности обучающихся, оптимизации его психического и социального здоровья с помощью социальных, правовых и педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, техникуме, ближайшем окружении в реальном и виртуальном пространстве.

Задачи:

1. Диагностика проблем студентов связанных с реальным и виртуальным пространством;

2. Профилактика возникновения проблемных ситуаций студентов, связанных с кибербуллингом;

3. Взаимодействие субъектов образовательного процесса и служб учебного заведения с целью оказания всесторонней помощи по разрешению проблем студентов, связанных с кибербуллингом, межличностным взаимодействием, конфликтными ситуациями в студенческой среде;

4. Создание психологического комфорта и безопасности для студентов в техникуме, общежитии, семье.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение обучающихся  информацией по вопросам социальной и информационной защиты.

6. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих подростковую  жестокость.

7. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

8.Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

5. Направления работы программы:

Видео-лекция

«Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор»

(презентация см. в приложении)

                                              Автор: Умеренкова С.Ю.методист,

                                                           ОБПОУ «САТТ им.К.К.Рокоссовского»

                                               

Свою лекцию я хотела бы начать со статистики:

ü 84% российских подростков заходят в интернет каждый день;

ü Открыты аккаунты и созданы профили у трети;

ü 94% всех подростков считают, что родители не знают об их поведении в интернете;

Не открою секрет, если скажу, что для ваших  сверстников интернет в первую очередь не источник информации, а средство коммуникации. А что если общение не складывается? Ведь в виртуальном мире спрятаться за маской друга гораздо легче, чем в реальном мире… Да и стоит ли прятаться вообще, если всегда можно придумать себе «НИК» и представить себя в чате в качестве кого угодно. А раз истинное лицо и имя скрыто, то это развязывает руки, а точнее языки всем тем, кто делает интернет-травлю своей целью.

На подростковом сленге оскорбительную форму ведения диалога называют «троллинг», а недавно в интернет - пространстве появился особый термин – кибербуллинг - метод морального унижения человека, подавление его достоинства, путём публикации различных текстов, размещения фото-и- видеоматериалов оскорбительного характера. 

Конечно, если вас не устраивает тон собеседника в сети всегда можно покинуть площадку общения, но в случае с подростковым максимализмом - это не работает. А потому сообщения и комментарии, унижающие человеческое достоинство, оскорбления, преследования в интернете - становится обычной практикой сегодняшних дней.

 Но нельзя забывать, что Интернет – лишь инструмент для осуществления травли, а её истоки могут быть как за его пределами, так и рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанным с событиями реального мира.

 

Кибербуллинг имеет свою специфику:

· Он не зависит от посещения учебных занятий, поскольку может осуществляться в любое время;

· Возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводит к тому, что сверстники начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, высказывать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);

· Запугивание легко осуществимо с технической точки зрения;

· Для отправки негативного сообщения оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется лишь несколько щелчков мышкой;

· Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.

Запугивание в учебном заведении заканчивается вместе с учебными занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть жертву в любое время. Агрессоры, вооружённые ноутбуками, смартфонами и прочими устройствами, беспрепятственно преследуют своих жертв в киберпространстве, отправляют им сообщения в любое время суток, взламывают реальные страницы в соцсетях и создают фальшивые. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» и вести настоящую травлю.

Способы интернет - травли разнообразны:

Ø В социальных сетях, на электронную почту, жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.

Ø В социальных сетях создаются группы против «жертвы», где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии «Хотели бы вы, чтобы Петю выгнали из группы?»

Ø На сайтах знакомств от имени жертвы размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички жертвы, где размещается информация непристойного, унизительного характера.

Ø Взламывается страничка жертвы в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.

Ø Поведение подростка снимается на видео, а затем размещается в интернете, порой в изменённом виде.

Вышеперечисленными случаями дело, конечно, не ограничивается и если кто-то решил устроить травлю, то возможностей у него огромное количество.

Психологи установили, что так называемый кибербуллинг подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Ни один из нас не застрахован от интернет-травли. Как правило, причиной для психологического насилия может стать любая непохожесть на других: высокий или, наоборот, небольшой рост, «не тот» разрез глаз, «нерусская» фамилия. Словом, всё то, что выделяет объект из общего ряда. Проблема лишь в одном - есть ли рядом с вами человек, который хочет утвердиться за чужой счёт. Причём анонимно, а значит безнаказанно – ведь в виртуальном пространстве можно всё, и за это ничего не будет.

Почему травля в Интернете страшнее, чем «разборки» в реальности? Психологи объясняют это тем, что обидчик всегда как бы остаётся в тени. Вы не видите своего врага, а потому не можете дать ему отпор.

Беспомощность ещё одна составляющая этого кошмара. Это в реальной жизни жертва может попробовать наладить взаимоотношения с обидчиками, либо хоть как-то поставить их на место. В интернет-пространстве подобное невозможно. Страшит и массовость такого увлечения: известны случаи, когда движение вроде «Все, кто против Марины!» набирали огромные обороты. В конфликт оказывались втянутыми сотни тысяч пользователей, которые и в глаза не видели эту самую Марину.

Последствия интернет - преследования для подростков вполне предсказуемы: тяжёлые депрессии, нервные расстройства, а также попытки суицида.

Как же помочь другу или себе самому, если ты попал в подобную ситуацию? Вот здесь и нужна та самая солидарность, общность действий и интересов для защиты «жертвы».

Ну, во-первых, чтобы беду не допустить нужно понимать, что свой номер телефона, электронную почту и прочие контактные данные не стоит давать никому, кроме близких и родственников. И, конечно, нельзя беспечно относиться к паролям и другим настройкам безопасности, а также не публиковать никакой личной информации о себе.

Если беда уже стряслась и вы стали объектом интернет-преследований не рассчитывайте, что всё утрясётся само собой, немедленно переходите к активным действиям:

-если травля происходит в социальной сети, соберите улики, сохранив издевательские сообщения, и подайте жалобу её администрации. На главной странице всегда есть ссылка, позволяющая связаться с координаторами проекта. Если ваши жалобы не возымели действия, удалите свой аккаунт;

- если над вами или знакомыми издеваются по телефону, сообщите об этом оператору мобильной связи. Если буллинг не прекратиться, смените номер телефона;

-если в травле виновны одногруппники или соученики вашего образовательного учреждения обратитесь в администрацию. Однако насколько серьёзно она отреагирует на проблему, зависит лишь от индивидуальных качеств педагогического коллектива, ведь понятие интернет-травли у нас нигде не закреплено;

-научитесь правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей;

-не стоит общаться с агрессорами или пытаться ответить им тем же;

- лучшая реакция на травлю - полное игнорирование;

- запомните, действия интернет-хулиганов попадают под целый «букет» статей УК РФ: ст.128 «Клевета», ст.119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», ст.137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст.138 Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Так что если вы считаете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, обращайтесь с заявлением в правоохранительные органы.

История с кибербуллингом очень похожа на ситуацию из фильма Ролана Быкова «Чучело». Давайте вместе просмотрим некоторые отрывки из этого фильма.

(просмотр и обсуждение кадров фильма)

 Если раньше травлей занимались в «открытом» общении, то сейчас этот процесс может быть постоянным вне зависимости от местонахождения жертвы, времени суток и других факторов.

Устроить сетевую травлю очень просто, а вот противостоять ей – нет. И здесь как раз и требуется солидарность всех сил ближайшего окружения: родителей, друзей, педагогов, специалистов ОУ.

На мой взгляд, общество могло бы проявить общность взглядов, в деле инициирования административных штрафов или обязательных работ за подобные деяния, ведь на месте «жертвы» может оказаться каждый. А к студенческому братству я хотела бы обратиться с призывом: не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды, поддержите, того, с кем случилась подобная беда. Не ругайте темноту, а пытайтесь зажечь хотя бы одну свечу!!!

 

(по итогам видео-лекции разработаны раздаточные материалы  в виде факт-листа для родителей и законных представителей

см. в приложении)

 

 

Основной этап

Первый блок (информационный)

Цель: выявить признаки буллинга, определить возможности для позитивного взаимодействия, оценить различные стратегии поведения.

 

Ход занятия

Этап практикум

Этап. Завершение. (10 мин)

Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.

· У нас не выясняют отношения с кулаками.

· Не оскорбляют друг друга.

· Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

· Не смеются над чужими недостатками.

· Не портят чужие вещи.....

(И т.п, студенты  предлагают правила)

 

Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в аудитории  и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Итог занятия.

Педагог-психолог: - Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!

А еще я хочу подарить вам специальный сосуд. С его помощью мы будем вести “счетчик травли” — каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить в него камешек. По числу камешков мы сможем легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего.

Упражнение “Спасибо за прекрасный день”

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”

Ожидаемые результаты

Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков.

Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе.

“Отверженные” подростки безболезненно включатся в процесс работы и развития учебной группы. Улучшиться социальное самочувствие.

Список литературы

1. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

2. Хухлаев О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.

3. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.

4. Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007

5. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс]

6. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. –Екатеринбург: «Семья детям», 2014.

 

Занятие – практикум

«Игры в самих себя»

Тренинг рассчитан на подростков 15-18 лет.

Продолжительность тренинга 1 час 30 мин.

Группа участников 12-14 человек.

                                                                       Встречу проводит педагог-психолог

Цель: знакомство обучающихся с понятием «кибербуллинг», ответственностью за «кибербуллинг», формирование представления о способах решения конфликтов, поиск путей преодоления агрессии, подавления жестокости, «принятие» позиции другого человека посредством участия в ролевых играх.

Материалы и оборудование: презентация, планшеты, бумага, ручки.

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия.

· Хлопните в ладоши те, кто пользуется интернетом.

· Возьмите за руку соседа те, кто делает это каждый день.

· Улыбнитесь соседу те, кто отслеживает информацию в социальных сетях.

· Топните правой ногой те, кто хоть раз писал комментарии.

· Встаньте те, кто сталкивался с резкими комментариями в социальных сетях (писал или получал их).

- Как вы считаете, о чем пойдет речь на нашей встрече?

- Сегодня мы познакомимся с понятием «кибербуллинг», его видами, ответственностью, выработаем стратегию эффективного поведения в случае столкновения с «кибербуллингом».

Представьте, два десятилетия назад на территории России интернет и мобильная связь были доступны лишь единицам. Современные подростки  в дополнение к домашнему компьютеру пользуются разнообразными гаджетами, легко ориентируясь во множестве приложений и программ. Повседневное общение так же заменили интернет-общением. Здесь люди могут дружески общаться и выяснять отношения.

Представляю вашему вниманию информацию об использовании интернета в повседневной жизни.

(Просмотр видеоролика «Правда о социальных сетях).

- Пользуясь интернет ресурсами мы с вами регулярно оставляем комментарии под материалами, которые не оставили нас равнодушными или получаем комментарии к своим материалам в социальных сетях. А знаете ли вы что существует этикет общения в интернете? Порой люди могут нарушать правила поведения в интернет-пространстве, а за это предусмотрена административную и даже уголовную ответственность.

(Просмотр видеоролика «Кибербуллинг – история Влады»).

/data/files/k1575055855.mp4 (Кибербуллинг - история Влады.)

  1. Вводный блок информации «Что такое кибербуллинг»

Какое явление мы увидели в просмотренном видеоролике?

(ответы студентов).

Буллинг – это намеренное, неоднократное и враждебное поведение одного человека или группы лиц, направленное на оскорбление и унижение других людей.

Кибербуллинг – это намеренное, неоднократное и враждебное поведение одного человека или группы лиц, направленное на оскорбление и унижение других людей с использованием информационных и коммуникационных технологий (мобильного телефона, электронной почты, личных интернет-сайтов).

Ответственность:

Если дискуссия в Сети выходит за рамки цивилизованного общения и резкие высказывания участников обусловлены скорее накалом эмоций, а не умышленным желанием опорочить другого, то усмирить перешедших границы дозволенного можно обратившись к модератору ресурса. Кроме того, правила поведения, нормы употребляемой лексики прописаны в соглашении, которое подписывает каждый пользователь, регистрируясь в сети или на сайте. Для нарушителей за невыполнение соглашения возможно наложение санкций со стороны администрации сайта.

Специфических законов, определяющих наказание за кибербуллинг, не предусмотрено, но в законодательстве Российской Федерации есть ряд статей которые можно использовать в случае выявления и подтверждения фактов травли в интернете. Для их применения важно выделить что именно лежит в основе проявлений кибербуллинга и обозначить юридическим термином.

За оскорбление предусмотрена гражданско-правовая или административная ответственность по статье 150 Гражданского кодекса.

Кроме того, предусматривается наказание за распространение о человеке недостоверных сведений, порочащих его честь и достоинство, высказывание ложных обвинений в обмане, каких-либо правонарушениях, недолжном поведении. В этом случае статья 152 ГК определяет подачу иска о защите чести и достоинства, а статья 128.1 Уголовного кодекса определяет наказание за клевету (умышленное распространение недостоверных сведений). Уголовная ответственность не предусмотрена, наказание налагается в виде штрафа размеры которого могут быть до пяти миллионов рублей.

Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Практикум

Программа мастер-класса

«Школа примерения»

                                                            Подготовил: педагог-психолог

                                                          ОБПОУ «САТТ им.К.К.Рокоссовского»

Цели

• воспитание социально ориентированной личности студента;

 • социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций;

Задачи

• проведение примирительных программ для участников  конфликтов в студенческой среде;

 • обучение молодёжи  методам мирного урегулирования конфликтов                                                          

 

Вступительная часть

Заключение

Предупреждение буллинга  в образовательной среде  требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий во взаимодействии с узкими специалистами.

Реализация программы «Бой с тенью» осуществляется  группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.

Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга, так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».

Очень точно отражает последствия буллинга  данная притча:

  К Учителю подходит ученик и говорит: «Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель дал ему мешочек с гвоздями и сказал: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».

В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему Учителю и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, ты может вытащить из стены один гвоздь».

Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя. Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

«А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», - спрашивает ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».

Феномен буллинга присутствует в повседневной жизни. Мы сталкиваемся с ним не только в образовательном учреждении, но и во взрослой жизни. Злоба, зависть, ненависть, раздражение всегда способствуют возникновению буллинговых ситуаций. Поэтому нам всем необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов после гвоздей».

По результатам контрольного тестирования можно утверждать,что уровень образованности в вопросах профилактики интернет-травли значительно возрос как среди участников программы со стороны представителей студенчества, их родителей и законных представителей, так и среди педагогических работников техникума.   

 

 

 

Направления работы;

6.Принципы программы;

7.Циклограмма мероприятий;

Методы, применяемые в программе;


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.