Великая Отечественная война и участие в ней наших земляков — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Великая Отечественная война и участие в ней наших земляков

2022-09-11 34
Великая Отечественная война и участие в ней наших земляков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

                                                                                  Два чувства дивно близки нам,

                                                                                 В них обретает сердце пищу:

                                                                                 Любовь к родному пепелищу,

                                                                                 Любовь к отеческим гробам

 

                                                                                               А.С.Пушкин

 

       Всем хорошо известно, что дерево может расти и развиваться только при условии, что у него мощная корневая система. У каждого человека, у каждой семьи, у каждого населенного пункта, будь это большой мегаполис или маленькая деревушка, такой корневой системой являются предки.

      А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и другие уважаемые знаменитые люди России занимались изучением своих родословных, прекрасно понимая, что родословная – это та ниточка, которая обеспечивает связь поколений, и знание ее – залог преемственности всего лучшего, что было в прошлом. И пока, к счастью, еще живы люди, которые помнят прошлое нашей малой Родины, можно надеяться, что не все еще стерто с памяти о нашем относительно недалеком прошлом.

   В этой книге своими воспоминаниями делятся наши земляки, детство и ранняя юность которых были опалены войной,  послевоенными невзгодами – голодом, холодом, беспросветной бедностью, непосильным (по сегодняшним меркам) трудом. Они с горечью рассказывают о своих погибших или вернувшихся с войны инвалидами родных и близких, друзьях и просто соседях.. А как загораются глаза, когда они вспоминают свои деревни, дома, где жили до войны, окружавшую их природу – речки, которые серебрились от обилия мальков, леса, богатые черникой, клюквой, грибами, орехами, где бегали зайцы, лисы и другая живность!. С какой теплотой рассказывают о лесничествах, где работали их родные и где сами они ухаживали за посадками елочек, о бабушках, матерях и старших сестрах, на плечи которых легли все тяготы тыловой жизни! С благодарностью вспоминают школы и школьных учителей, а также наставников, с помощью которых они осваивали рабочие профессии в «почтовом ящике №301 (ныне завод им. Лавочкина) и на других предприятиях, чтобы заменить ушедших на фронт «стариков», многие из которых так и не успели обзавестись собственными семьями.

  Слушая их, невольно сравниваешь то далекое, очень непростое время с современной действительностью. Сравнение, к сожалению, не в пользу последней. Обсуждая

современную жизнь во всех ее проявлениях, наши земляки, убеленные сединами, прожившие очень непростую жизнь, оказываются мудрее и дальновиднее тех, кто родился и вырос в более благоприятный, на первый взгляд, период. Инстинкт самосохранения, выработанный за долгие годы, делает их равнодушными к «бегу по кругу» с целью увеличения материальных благ, подсказывает им иную линию поведения – возрождение истинного коллективизма и активной гражданской позиции. Все они единодушны в одном: надо помочь молодому поколению определить такой вектор своей жизни, чтобы потом не стало «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Кропотливая многолетняя работа Детско-юношеской общественной организации «Республика Добра» по поиску старожилов, родившихся и живших в п. Крюкове,

 деревнях Матушкино, Савелки, Ржавки, Каменка, Александровка, Михайловка и других населенных пунктах, позволила впервые собраться им вместе. Это произошло 19 апреля 2007 г. в Управе Панфиловского района, где Молодежный совет, подключившийся к этой работе, провел пресс-конференцию, вылившуюся в обсуждение вопроса о том, как передать отношение к жизни, которое было характерно для людей старших поколений, родившихся в 20-х-40-х годах прошлого века, новым поколениям зеленоградцев. Ответ на этот вопрос сформулирован предельно четко: надо собрать все силы и начать действовать. Но каким образом? И этот вопрос обсуждался горячо и долго, пока не пришли к общему мнению: все жители Зеленограда (от мала до велика), наделенные хоть какими-то дарованиями – либо здравым смыслом, либо обширными знаниями, либо лучезарной добротой, либо хорошей памятью, либо высоким чувством ответственности и т.п. – должны начать общее дело, которое объединит все поколения зеленоградцев. И первый шаг в этом направлении - сбор материала к первому выпуску книги «Земляки». Цель работы - формирование общественного мнения о необходимости увековечивания памяти погибших на войне земляков, открытия мемориальной территории.

   Помимо этой, есть и другая долговременная. Россия, мучительно пережив крах страны и весь беспредел 90-х годов, возрождается благодаря новому курсу, связанному с именем Владимира Владимировича Путина. Этот курс, мы очень надеемся, выведет нашу страну в число передовых держав мира. Эта надежда основывается на анализе нашей отечественной истории. Так, именно наша страна - Русь своей героической и мужественной борьбой спасла Западную Европу от разгрома монголами. Когда русские земли отчаянно сражались за свою независимость, Запад продолжал накапливать богатства и создавать шедевры культуры и зодчества. Об этом очень ярко написал А.С.Пушкин: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь…Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». Именно русские освободили порабощенную Наполеоном Европу. Решающую победу в разгроме фашизма сыграл именно наш, советский, многонациональный, народ. Эта победа позволила нашему народу не только сохранить свободу и независимость своей Родины, но и оградить себя от физического уничтожения, что намечалось гитлеровцами. Более того, разгромив фашистскую Германию и ее союзников, советский народ уберег от реальной угрозы превращения в рабов арийской расы все остальное человечество. Запад же снова остался не только неблагодарным за свое освобождение, но стал готовить новую войну, нацеленную на уничтожение нашей страны, вынудив ее втянуться в гонку вооружений. Казалось, цель достигнута, СССР распался. Раболепное отношение новой российской власти 90-х годов к Западу, выразившееся в прозападной политике, нанесло огромный материальный и моральный ущерб стране и народу в целом. Когда же Россия стала

проводить самостоятельную политику, нацеленную на защиту национальных интересов, западные аналитики совершенно справедливо усмотрели в ней не тольку тактику выживания, но и стратегию превращения России в мощную мировую державу с высоким уровнем народного благосостояния. Как показали выборы Президента Российской Федерации, народ консолидируется, новый курс В.В.Путина поддержан большинством населения страны. Теперь же, на нашему мнению, надо решать задачу огромной важности и сложности - задачу воспитания. Для реализации нового курса объективно необходимы люди духовно богатые, образованные, патриоты с высокой гражданской позицией. В решение этой задачи мы и хотим внести свою посильную лепту.

    Мы отдаем себе отчет в том, что наша книга вряд ли дойдет до каждого ума и до каждого сердца. Но мы будем стремиться к этому. В книге много страниц посвящено

событиям, так или иниче связанным с войной. И это не случайно. Именно трагические события, как показывает история, высвечивает «лицо нации», способной мобилизовываться как никто другой в мире. Эту мысль на примере наших земляков мы хотим донести прежде всего до молодого поколения, которое отдаляется с каждым годом от тех лет, когда патриотизм и высокая ответственность за свою семью сливались с ответственностью перед Отечеством и будущими поколениями.

    Литература о Великой Отечественной войне вышла в основном из репортажей, в которых по условиям военного времени нельзя было определить места боев, которые назывались «энским участком фронта». О местах сражений, в которых участвовали родные, знакомые и близкие узнавали позже, по похоронкам, по отрывочным сведениям раненых однополчан, которым «посчастливилось» побывать в госпиталях. В целом в сознание послевоенных поколений война вошла как всенародный подвиг. Но суммированный всенародный подвиг состоит из подвигов отдельных конкретных людей, у которых была своя малая родина. Вот мы и хотим приблизить, пусть в малой степени, к ныне живущим поколениям тех, кто на теперешней территории жил и трудился раньше, кто отсюда ушел на войну и не вернулся домой.  

   В книге использованы воспоминания земляков, работавших или учившихся в военные и послевоенные годы, письма, «похоронки» и другие документы. Это позволяет лучше воссоздать образы реальных фронтовиков, которые жили на нашей земле и погибли при защите нашей общей Родины – большой и малой, тружеников тыла, в основном женщин, которые воспитывали детей, несли все тяготы тыловой жизни во время войны, учителей и учащихся, наставников, картины военного и послевоенного детства. Мы хотим усилить энергетику воздействия ушедшего прошлого. Возможно у некоторых читателей, взрослых и детей, появится желание воспитывать в себе те черты характера, которые они увидели в человеке, жившем до них на этой земле, которую сейчас называют зеленоградской. Возможно, органы власти, общественные организации и объединения не будут искать какие-то новации, а вернутся к изучению и внедрению в систему образования и воспитания детей и подростков всего положительного, о чем с ностальгией рассказывают наши старожилы. И только тогда в понятие «благодарная память потомков» мы внесем конкретное содержание. А благодарная память потомков - это один из элементов культуры любого народа, показатель его духовного здоровья.

    Девизом организаторов начатой работы служат мудрые слова Расула Гамзатова:

 

                                        Мы все умрем, людей бессмертных нет,

                                        И это все известно и не ново.

                                        Но мы живем, чтобы оставить след:

                                        Дом иль тропинку, дерево иль слово..

 

    Поставив перед собой задачу, которую решали и до нас краеведы, историки и просто свидетели многих событий, связанных с нашей малой родиной, редакционная коллегия

столкнулась сразу же с очень сложной проблемой. Какой должна быть эта книга? Что нового узнает читатель? До конца ли будет прочитана книга или он отложит ее в сторону?

Перебирая различные варианты, пришли к выводу: сборник «Земляки» должен в отличие от других изданий содержать в себе научно-исторические, мемуарные, публицистические, художественные элементы, а также конкретные предложения по облагораживанию зеленоградской земли в целом, ее жителей, сферы их обитания, досуга, учебы, работы. Отчетливо осознаем, что не все сразу получится, но надеемся, что  в

последующих публикациях уже другие авторы может быть каким-то другим способом, по-своему, будут писать, учитывая нашу тональность, связанную с глубоким уважением и любовью к конкретным людям – нашим землякам, независимо от их должностей и

социального положения, к окружающей природе, которая уже не выдерживает натиска человеческой «цивилизации». Одним словом, нам бы хотелось, чтобы книга «Земляки» способствовала созданию такой среды обитания в Зеленограде, где «МНОГО ДЕЛАЮТ И МАЛО ГОВОРЯТ». Очень точные слова нашла наша землячка поэтесса Валентина Алексеевна Николаева!

     

Глава первая.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ.

 

                                                    «Если не найдешь дорогу,

                                                     Проложи ее сам…»

                                                     Древняя мудрость

                                               

                         

      В качестве названия главы слова замечательного русского писателя ХХ века Владимира Солоухина взяты не случайно. Его творчество привлекает точностью и объемностью передачи впечатлений, философичностью, вниманием к поэтической детали в сочетании с яркой публицистичностью. В.Солоухина отличало от многих его  коллег-современников бесстрашное отстаивание своей точки зрения. Четкая, выстраданная позиция художника-гражданина отчетливо видна, когда он пишет о милой ему Владимирщине, по дорогам и тропам, деревням и лесам которой он провел читателей в книге «Владимирские проселки», и тогда, когда знакомит нас с жителями своей родной деревни («Капля росы»). Владимир Солоухин поднимает острейшие, наболевшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников отечественной истории и культуры («Время собирать камни», «Письма из Русского музея», «Черные доски», «Продолжение времени» и др.). Поэтично и проникновенно пишет он о природе, затрагивая вопросы экологии, рисуя картины среднерусской полосы.

  Серия его очерков под общим названием «Продолжение времени» начинается напутственными словами, как бы обращенными непосредственно ко всем соотечественникам, своим землякам: «Итак, друзья, пора укрепиться в мысли: все, что разбросано, приходится собирать».

Это напутствие воспринято разными поколениями зеленоградцев. Кто мы, живущие сейчас в Зеленограде? Кто и как здесь жил до нас? Кто ушел отсюда на фронт? Почему до сих пор в Зеленограде нет места, где могут поклониться памяти всех погибших земляков, могилы которых разбросаны в самых разных точках пожара Второй мировой войны и в последующих, так называемых, локальных войнах, или при других обстоятельствах выполнявших свой гражданский долг. Такие мемориальные территории есть у наших ближайших соседей – в Солнечногорске, Клину, во многих деревнях и селах…

Идея создания мемориальной территории зародилась в Местной детско-юношеской общественной организации «Республика Добра», которая и раньше проводила большую работу среди подростков по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию. Когда при Управе Панфиловского района был создан Молодежный совет, МДЮОО «Республика Добра» делегировала в его состав своего первого президента (1997-99 гг.)

Марию Гулиеву. Началась кропотливая работа по формированию общественного мнения о необходимости увековечить память погибших земляков. Актуальность такой работы была подтверждена результатами социологических опросов школьников, проведенных Молодежным советом. Знания о войне поверхностные, несмотря на то, что дети изучают историю, литературу, часто встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, в школах есть музеи по военно-исторической тематике. В чем же причина? Этот вопрос стал предметом детального анализа. Действительно, литература о Великой Отечественной войне поистине необъятна. Имеются тысячи работ самых разнообразных жанров о войне в целом, ее отдельных битвах со всемирно-историческими последствиями и боях «местного» значения, о военачальниках и рядовых участниках.

Опубликованы документальные материалы, художественные произведения, сняты талантливые фильмы… И, тем не менее… В этой вечной и, по-видимому, неисчерпаемой теме есть еще очень много имен, сюжетов, судеб, которые ждут своих исследователей, поэтов, художников. Дополнительную лепту в максимально возможное воссоздание народного подвига могут внести дети, подростки и молодежь - так решил обновленный Молодежный совет Управы Панфиловского района. В состав Совета влились некоторые члены созданной в Институте искусств и информационных технологий студенческой секции Республики Добра. Студенты этого института оказали огромную помощь в организации работы по подготовке к изданию сборника «Земляки».

 Празднование 60-летия Победы, проведенное на высокой эмоциональной и патриотической ноте, способствовало рождению новых идей и инициатив. Летом 2005 г. Виталий Малюдин, тогда еще первокурсник, осваивающий специальность «Связи с общественностью» (кстати, член МДЮОО «Республика Добра» с 2000 г.), опубликовал в окружной газете «41» статью «Чтобы помнили». Он предложил начать работу по увековечиванию памяти земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной. Инициатива была замечена: Управа Панфиловского района г. Зеленограда помогла организовать практику студентов в Молодежном совете Управы, который уже начал «продвигать» аналогичный проект. По крупицам собирали информацию о земляках (живых и мертвых), провели пресс-конференцию с участием чудом уцелевших и доживших до наших дней земляков, разработали программу действий во время производственной практики. В процессе совместной работы сформировался актив: старожилы с готовностью рассказывали о своих детских фронтовых годах, о близких, не вернувшихся с войны, несли документы… Студенты интервьюировали старожилов, снимали копии с документов, изучали фонды Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея. Появилась потребность в более глубоком изучении архивов Солнечногорского и Химкинского районов, а также Государственного архива Московской области и Центрального архива Вооруженных Сил. Круг участников расширялся, работа углублялась. Она уже требовала серьезного профессионального научного руководства.

         К октябрю 2007 г. был накоплен большой материал, который необходимо было осмыслить, структурировать, разработать стратегию и тактику продвижения проекта.

Пути решения этих проблем обсуждались на заседании инициативной группы 2 октября 2007 г. Из предложенных различных вариантов приняли три главных:

         1. Учредить общественное объединение «Земляки»

         2. Создать инициативную группу, призванную подготовить к изданию книгу с одноименным названием.

         3. Продолжить исследовательскую и агитационно- пропагандистскую работу, привлекая к ней представителей всех поколений земляков, используя различные формы и методы.

        Проделанная работа, начиная с образования МДЮОО «Республика Добра», по мнению инициативной группы, высвечивает, как минимум, два результата. Во-первых, открывается новая страница в истории Великой Отечественной войны, связанная с участием в ней наших земляков. И, во-вторых, в Зеленограде медленно, порой малозаметно и драматично, трудно, но все-таки «пробиваются сквозь асфальт» ростки гражданского общества. И что знаменательно: этот процесс начался почти одновременно среди старожилов города и в коллективе подростков. Затем к нему присоединилась молодежь.

      К настоящему времени собран огромный материал, разработана архитектоника как всей книги «Земляки» в целом, так и ее первой части.

     Книга писалась с большой любовью и надеждой на то, что число наших единомышленников увеличится. Это позволит не только обогатить содержание последующих выпусков, но и добиться главной цели – создать мемориальный комплекс, увековечить имена погибших земляков и защитников нашей малой Родины, которые до сих пор считаются без вести пропавшими.

                                     

Глава вторая.

Глава третья.

А.Н. Васильева

Письма с войны.

Живет в нашем городе замечательный человек, коренная москвичка, переехавшая в Зеленоград в 1967 году. Это – Кореняка Эльза Николаевна. Как и все дети довоенного поколения, пережила много горя. Ей было 9 лет, но она отчетливо помнит, как ее отец в 1941 году добровольцем ушел на войну и погиб на фронте… Окончив филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Эльза Николаевна стала работать в школе, преподавала русский язык и литературу. Второй раз в ее жизнь война ворвалась в 1976 году, когда однажды один из вездесущих мальчишек 50-го класса школы №853 вытащил маленький истертый бумажный «треугольник» и, махая им, закричал: «А у меня фронтовое письмо!». Эльза Николаевна поняла, что это за письмо и с дрожью в голосе спросила: «Откуда оно у тебя?» Оказалось, что у корпуса №917 мальчишки нашли военно-полевую сумку с грудой писем. Кто-то забрал сумку, остальным досталось ее содержимое – треугольники писем, похоронки, конверты, сложенные вдвое листы.

     С этого памятного дня 1976 года Эльза Николаевна более трех десятилетий в самых разнообразных аудиториях, используя разные формы и методические приемы, с фактически материалом в руках рассказывает с такой горечью о войне, что энергетика ее слов доходит до сердца слушателей.

    Узнав, что объединенными усилиями детей, молодежи и старожилов собирается материал для издания книги «Земляки», Эльза Николаевна передала часть документов из своего архива, который начала формировать в 1976 году, с того первого письма, которое принес на урок ее ученик. «Нужно было в оперативном порядке, - рассказывает Эльза Николаевна, - найти остальные письма». В школе было объявлено о начале операции «Письма с войны». На следующий же день специально созданный оргкомитет получил более 200 писем. Среди них были и те, которые содержались в военно-полевой сумке, найденной ребятами у корпуса №917. Письма спасены!

    Учащиеся вместе с Эльзой Николаевной стали их разбирать и читать. Из содержания писем выяснилось, что найденная сумка с письмами принадлежала семье офицера Советской Армии Пятницкого Николая Владимировича. Он начал воевать под Москвой, имеет медаль за оборону столицы. Судя по адреса, жена его во время войны жила в Москве на ул. Герцена. Из содержания писем известен и срок окончания его службы – 1946 год. Удалсь узнать также и то, что Пятницкий Н.В. жил в Зеленограде и похоронен на Зеленоградском кладбище.

   В течение всех лет до выхода на пенсию Эльза Николаевна со свои воспитанниками разных поколений читали письма военных лет, писали сочинения с использование найденных документов. Отзыв ребят, прикоснувшихся к письма военной поры, одинаков: «Мы стали лучше понимать, что такое война». Заслуга в этом принадлежит нашей землячке Эльзе Николаевне Кореняке.

   Низкий поклон Вам, уважаемая Эльза Николаевна!

 

                                                              А.Н.Васильева

Пропавший без вести…

                                                                          Мужчины умирают, если нужно,

                                                                          И потому живут в веках они…

                                                                                   Михаил Львов

Мой отец, Васильев Николай Иванович - коренной житель п. Крюково, из семьи потомственных железнодорожников. Был помощником машиниста, рано остался сиротой. Жил недалеко от станции Крюково (ул. Ленина, д.17). Сейчас на огороде нашего дома стоит школа № 229.

По рассказам жены, Васильевой Марии Афанасьевны, был веселым, жизнелюбивым человеком, много читал и любил познавать новые места. После службы в армии судьба занесла его в г. Ташкент (там жила его старшая сестра вместе с мужем, инженером- путейцем, который был командирован из Москвы на строительство железной дороги в Узбекистане). Там он и познакомился со своей будущей женой, которая в многолюдном и многонациональном Ташкенте «спасалась» от карающего ока власти, поскольку ее семья (не имевшая батраков!), дружная и трудолюбивая, была раскулачена. Им инкриминировали вредительство и подвели «всех под высшую статью». Нашлись добрые люди, которые ночью оформили документы на двух сестер и помогли им скрыться. Отец так и не узнал, что женился на раскулаченной, тайну свою моя мама раскрыла в период «хрущевской оттепели», когда я была уже студенткой. Однако соседи, видимо интуитивно, считали, что она, как иногда тогда говорили, «из бывших». Мать прекрасно шила, у нее был образцовый огород. Оставшись вдовой с двумя маленькими детьми в полуразрушенном войной доме, работала не покладая рук, чтобы дать детям образование. Мы, две ее дочери, часто слыша, что наша мать - Фоссиха, из «бывших», задали ей вопрос, почему ее называют таким именем. Оказывается, мой отец, будучи молодым человеком, увлекался художественной самодеятельностью и был артистом местного значения. Его роль мистера Фосса настолько запомнилась, что его стали называть – Николай Фосс.

Отец очень любил детей (собственные дочки были еще маленькими), соберет их со всей округи и идет с ними за грибами в лес.

Не знаю, почему ему прислали повестку 25 июня 1941 г., ведь он работал на железной дороге помощником машиниста.

 26 июня 1941г. он был уже на призывном пункте, который располагался на берегу канала в Химках. Мне тогда было неполных четыре года, но я отчетливо помню несколько моментов. У калитки стоит мужчина, отец (я у него на плечах) берет из его рук какую-то бумагу, а подошедшая мама начала плакать. Он начал ее «успокаивать» чисто, как говорила потом мама, его, Николая, отцовским способом: стал так высоко подбрасывать меня вверх и ловить на ходу (помню ощущение восторга!), что мамин испуг переключился на другую тональность.

И еще один эпизод врезался в детскую память и сохранился надолго. Огромная масса народа, я у отца на плечах, 5-летнюю сестренку он держит за руку. Потом все сели на землю, и военный стал выкрикивать фамилии. Мужчины переходили на другую сторону, женщины и дети громко плакали. Потом ушел отец, и больше я его не видела: он затерялся в толпе мужчин, которых куда-то уводили. Через некоторое время на берегу канала остались женщины и дети. Как потом рассказывала мама, все сидели долго и молчаливо, даже маленькие дети притихли, видимо, предчувствуя беду…

У поэта Николая Майорова, фронтовика, погибшего в 22 года на войне, есть замечательное стихотворение «Мы». Когда я впервые его прочитала, у меня моментально возник образ отца и всех тех, кто 26 июня 1941г. с берега канала из Химок шагнул в петлю войны. Не у всех из них сохранились родственники, знакомые и друзья, которые могли бы рассказать о них. Поэтому я использую это стихотворение для коллективного портрета поколения погибших:

       Есть в голосе моем звучание металла,

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет. Не все войдет в каталог,

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как пламя,  пронесли…

А как любили мы - спросите жен!

Пройдут века, и вам солгут портреты

Где нашей жизни ход изображен.

Мы были высоки, русоволосы.

  Вы в книгах прочитаете, как миф,

                                         О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы….

Когда б не бой, не вечные искания

Крутых путей к последней высоте,

      Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

          В столбцах газет, в набросках на холсте.

Но время шло. Меняли реки русла.

И жили мы, не тратя лишних слов,

Чтоб к вам придти лишь в пересказах устных

Да в серой прозе наших дневников.

Мы брали пламя голыми руками.

Грудь раскрывали ветру. Из ковша

Тянули воду полными глотками

И в женщину влюблялись, не спеша.

И шли вперед, и падали и, еле

В обмотках грубых ноги волоча,

Мы видели, как женщины глядели

На нашего шального трубача…

………….

Был камень тверд, уступы каменисты,

Почти со всех сторон окружены,

Глядели вверх – и небо было чисто,

Как светлый лоб оставленной жены.

Так я пишу, пусть не точны слова,

 И слог тяжел, и выраженья грубы!

                                      О нас прошла всесветная молва,

Нам жажда зноем выпрямила губы.

Мир, как окно, для воздуха распахнут,

Он нами пройден, пройден до конца,

И хорошо, что руки наши пахнут

Угрюмой песней верного свинца.

И, как бы не давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что всей планете, делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек»

Отец был танкистом, воевал под Великими Луками. Несколько писем, пришедших с фронта, утеряны во время боев за станцию Крюково. Последнее, в конце августа, мама особенно запомнила.

Отец сообщал, что пишет ночью, на лафете орудия, скоро будет бой. Надо бы поспать, но сон не идет, одолели думы… В глазах все вы (мама и мы с сестренкой). А потом уже, в 1946г., пришло извещение, что Н.И.Васильев пропал без вести в августе 1941г. И все.…Был человек, и нет его. Как будто не было вообще…

Повзрослев, я пыталась что-либо узнать, несколько раз была в Великих Луках, там много могил с именами погибших, которые освобождали этот город. А тех, кто защищал,- говорили местные исследователи, - им общая братская могила на всей великолукской земле, вся она «пропитана кровью».

Чем дальше уходили в прошлое тот страшный трагический 1941г. и вся война, чем старше становилась сама, имея уже двух взрослых сыновей, которые сейчас старше своего деда, тем чаще задумывалась над тем, что чувствовал отец в последние часы своей жизни… писал ночью, не спал, разные мысли приходили в голову.…Но какие? Успокоилась лишь относительно недавно, когда случайно (а может и не случайно?) мне попалось на глаза стихотворение, которое нашли в шинели русского солдата,  «Письмо к Богу». И мне не просто показалось, а была почему-то абсолютно уверена, что написал его мой отец:

Послушай Бог.…Еще ни разу в жизни

                                    С тобой не говорил я, но сегодня

                                    Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

                                    Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

                                     И вот сегодня ночью я смотрел

                                     Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

                                     Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку,

Но я тебе скажу, и ты меня поймешь!

       Не странно ли, что средь ужасающего ада

    Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

                                     А кроме этого мне нечего сказать,

     Вот только, что я рад, что я тебя узнал.

                                     На полночь мы назначены в атаку.

             Сигнал. Ну что же? Я должен отправляться.

           Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

Что как ты знаешь, битва будет злая,

     И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

           И вот, хоть до сих пор тебе я не был другом,

      Позволишь ли ты мне войти, когда приду?

           Но, кажется, я плачу. Боже мой! Ты видишь,

         Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

           Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

            Как странно, но теперь я смерти не боюсь…                                                           

                                                          А.Н. Васильева

Раннее детство. Война

       Свои воспоминания начну с рассказов мамы о своих родителях, т.е. моих предках по материнской линии – бабушке и дедушке. Жили они до революции в Саратовской области. Во время коллективизации сельского хозяйства их причислили к врагам советской власти. Семья (за исключением моей мамы) была выслана в Казахстан. К моменту раскулачивания мама была уже замужем. Мой отец, Косыгин Федор Васильевич, спасая свою жену Анастасию Федоровну от ссылки, срочно увез ее из деревни. Так мои родители оказались в Крюкове. Вначале они снимали комнату в самом поселке, затем в деревне Каменка. Были они трудолюбивыми, целеустремленными, понимали, что семья должна иметь собственный дом, поэтому через некоторое время им удалось построить собственный дом в п. Высокое (рядом со стекольной артелью, известной позднее как Стекольный завод в деревне Андреевка).

       У них уже было пятеро детей, когда разразилась война. Отца призвали в армию, служил связистом, дошел до Германии. Имел несколько ранений, контузий, вернулся домой в 1945 г. Весь больной и, по существу, от ран в возрасте 50-ти лет умер. Из его рассказов отчетливо помню его воспоминания, которые касались его сослуживцев – молодых ребят, которые рвались в бой, не жалея себя, за Родину, за Сталина. Самому ему исполнилось всего 33 года, но он был уже отцом пятерых детей, которые остались на руках матери.

       Жить было не на что. Мама пошла работать на завод. В войну завод изготовлял стекло для керосиновых ламп. Работа была не только изнуряющая, но и очень вредная для здоровья, поскольку стекло «закаливали» вручную, без приборов, готовность определяли глазами. Дома оставались дети – 3, 4, 8 и 10 лет, одна дочь умерла в 1941 г., уже в период войны. За работу получала карточку (на себя – рабочую и на четверых детей – «иждивенцев»), по которой полагался минимум продуктов питания (в основном, хлеб).

       Известно, что вскоре после начала войны гитлеровские армады самолетов стали летать, чтобы бомбить Москву. Пролетали над нами низко, серебристые, с черными крестами. Было очень страшно. Услышав приближающийся гул самолетов, все в срочном порядке собирались в доме, ложились на пол, и мама закрывала нас, детей, своим телом, чтобы, если суждено, погибнуть всем вместе.

       Фронт приближался, но артель продолжала работать. Осенью, чувствуя неотвратимость беды, вырыли землянки, где стали прятаться от налетов авиации и разрывов снарядов. Затем в Андреевку пришли немцы (историки уточнят дату). Были они недолго, но сумели «показать» свое фашистское лицо. По доносу предателя была расстреляна семья коммуниста, в том числе погиб и сын – комсомолец. По отзывам односельчан, это были хорошие люди, жили, как и все бедно, у них не было даже своего дома, ютились в общежитии, работали в артели. При отходе немцы все, что успели, заминировали. Мины взрывались, унося жизни и калеча мирных жителей. Так, двух подростков разорвало на клочки, некоторые на всю жизнь остались инвалидами. Весь лес, окружавший поселок, долгое время был разрыт (окопы, землянки и др.).

        После отхода немцев начался страшный голод – кормить семью было в буквальном смысле нечем. (К этому времени дедушке удалось выехать из Казахстана, и он жил с нами).  Было решено маленьких детей отправить в эвакуацию, а старшие вместе с дедушкой остались дома. Мама продолжала работать в стекольной артели.

       Отчетливо помню свои годы эвакуации в Саратовской области. Сплошные беды – голод, полураздетые (зимой не выходили на улицу – не было теплой одежды). Три раза были на грани смерти из-за отравлений. Постоянный голод побуждал искать пищу (вместо сахара съели кальцинированную соду, на складе, где хранились пчелиные соты, нашли и съели мышиный помет, затем объелись беленой). То, что остались живы после таких серьезных отравлений, свидетельствует только о чуде – врачей и лекарств, конечно, не было. Изнуряющая чесотка – в расчет не принималась, это было уже привычным делом.

Увидев нас, когда мы возвратились из эвакуации, мама заплакала: вид был жалкий, все в болячках, худые дистрофики.

      Начинался новый учебный 1944/45 учебный год. Я очень хотела учиться, как любимый герой детей младшего возраста нашего поколения - Филиппок. В пять лет я уже умела читать и рассчитывала, что меня примут в 1-й класс. Но меня не записали, так как в войну все дети были настолько ослаблены, что их школьная биография начиналась лишь с 8-ми лет. Видя мое стремление учиться, учительница Анастасия Александровна Лисицкая, разрешила мне присутствовать на уроках. Однако вскоре я заболела воспалением легких, так что вынуждена была прекратит<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.