Полезные советы при изучающем чтении — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Полезные советы при изучающем чтении

2022-09-01 79
Полезные советы при изучающем чтении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

- вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить в какой степени тебе знаком автор книги (текста);

-проанализировать внешние данные книги(текста);

- попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Во время чтения текста нужно активно мыслить, а именно:

- выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

- обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

- выделять (подчеркивать, записывать) главное, трудное, неизвестное, непонятное.

 «Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? И почему?

Кто? Что? Когда и Где?» (Р.Киплинг)

Задание 2.

 Прочитайте текст. По ходу чтения сформулируйте вопросы, которые можно было бы включить в текст.

Язык и речь.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь.

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности,которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.).

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий.Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях, чёткое построение предложений и др.

Предполагаемый вариант ответа.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: (какие же это три цели?) общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь.

Какой вопрос можно поставить к абзацу?

(1. Для каких целей используется язык?)

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности (какие? сколько их?), которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.). (для каких же целей используется язык в разговорном стиле, в научном, в художественном?).

(2. Что такое стили? Какие они бывают?)

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий. (Это письменные формы. А существует ли научный стиль в устной речи?) Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

(3. В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль?)

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях (а почему в научном стиле нельзя употреблять слова в переносных значениях?), чёткое построение предложений и др. (Есть ли другие признаки?)

(4. По каким признакам можно узнать текст научного стиля?)

Как вы думаете, почему такое чтение называется изучающим? Обратите внимание на слова, выделенные полужирным курсивом. Что они дают для понимания текста? Чтобы определить, поняли мы текст или нет, нужно ответить на вопросы к каждому абзацу.

Изучающим чтением нужно пользоваться, когда читаешь параграфы учебников, правила, определения, справочники.

Задание 3.

Прочитай текст. По ходу чтения выделите те его элементы (слова, словосочетания, предложения), которые являются наиболее важными для раскрытия основной мысли текста.

Процентные расчеты

   Некоторые доли целого имеют свои собственные названия: половина, треть и четверть. Эти доли выражают довольно большие части целого. А в тех случаях, когда нужны маленькие части, обычно используют проценты.

  Слово процент происходит от латинских слов pro centum(на сто) и означает сотую долю целого. Проценты обозначают с помощью специального значка «%». Например, 1% - это 0,01 часть целого, 12,5% - это 0,125 целого и т.п.

  Проценты люди начали применять задолго до изобретения десятичных дробей, но и в наши дни трудно найти газету, в которой не говорилось бы о повышении или понижении каких – то величин на несколько процентов. О процентах по вкладам говорят в банке, да и в школе часто можно услышать, например о проценте успеваемости учащихся.

Задание 4.

Выписка (главное, существенное, значимое). Прочитайте текст. Представьте содержание прочитанного в виде таблицы (схемы), рисунка.

Десятичные дроби

  Появление и развитие десятичных дробей было тесно связано с метрологией – учением о мерах. Уже во втором веке до н.э. существовала десятичная система мер длины. Примерно в третьем веке появилась десятичная система мер длины и объема. Тогда же возникло и понятие десятичной дроби.

   Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый Джемшид ибн Масуд аль – Каши, живший в городе Самарканде в начале пятнадцатого века. Вместо запятой аль – Каши использовал вертикальную черту, отделявшую дробную часть. Через150 лет после аль – Каши десятичные дроби заново изобрел фламандский инженер и ученый Симон Стевин.

    Десятичную запятую или точку для отделения целой части стали использовать с семнадцатого века. Точка для отделения целой части от дробной и сейчас используется в США, Англии и некоторых других странах.

     В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в первом российском учебнике математики.

    Широкое применение десятичные дроби получили в девятнадцатом веке после введения метрической системы мер и весов.

Чтобы понять учебно – научный текст нужно:

Памятка читателю:

-задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте;

- обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми;

- подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац;

- решить, какая информация главная, какая второстепенная.

Приемы понимания текста.

Понимание – это соотнесение учебного материала с собственной имеющейся в памяти смысловой системой знаний. Если ваше сознание не в состоянии соотнести, присоединить новый материал к усвоенной смысловой системе знаний, то это означает, что учебный материал вами не понят

Основной признак понимания – умение изложить учебный материал своими словами.

Элементы понимания: отдельные слова, предложения, текст, речевые сообщения, различная знаковая информация.

Понимание слова. Каждое слово имеет свое значение. Благодаря значениям мы понимаем, о каких вещах говорит автор.

Для того, чтобы точно знать какой предмет обозначается данным словом, надо уметь давать слову объяснение, определение ( предложения, в которых разъясняется значение новых слов называют определениями). Для этого сначала необходимо установить, к какому виду объектов принадлежит предмет, обозначаемый словом. Затем сказать, чем отличается этот предмет от других, похожих на него.

Понимание слов в случае необходимости уточняют в толковом словаре русского языка.

Задание 1. Значения слов.

Дайте определение словам.

Арбуз –

Ромашка –

Море –

Учебник –

Задание 2. Объясните значение выражения: море аплодисментов.

Понимание предложения. Для понимания смысла предложения надо знать, какое слово в предложении является ключевым. В устной речи на этом слове обычно ставят логическое ударение. В письменной речи надосамим догадаться, на каком слове его поставить.

Встречающиеся трудности: неправильная расстановка знаков препинания, парадоксы, логические противоречия (Казнить, нельзя помиловать или казнить нельзя, помиловать).

Понимание текста. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

Ступени понимания

1. Предвосхищение. Предварение собственного понимания, предчувствие, предположение того, что нужно понять («Понимаю, что не понимаю»).

2. Смутное понимание. Понимание началось, но представлено пока в общем, неразвернутом, неопределенном виде (понимаете, о чем идет речь).

3. Кажущееся понимание. Понимание субъективно переживается как уже достигнутое, однако передать информацию другому человеку вы не можете («понимаю, а сказать не могу»).

4. Отчетливое понимание. Можете изложить воспринятое другому (близко к подлиннику).

5. Присвоение. Понятое подверглось творческой переработке, переведено на свой язык, становится своим. Вы освобождены от скованности в объяснении и применении понятого.

Задание 3.

Прочитайте внимательно высказывания известных людей, выберите 2-3, которые с вашей точки зрения, наиболее точно отражают роль понимания в усвоении знаний.

- Понимание ценнее знания (П.Ланжевен).

- Самое непонятное – что такое понятное (Е.Никитин).

- Понимание есть истинное страдание (Б.Спиноза).

- Гораздо легче найти ошибку, чем истину (И.Гете).

- Стараясь быть кратким, я становлюсь непонятным (лат).

- Мысль никогда не равна прямому значению слов (Л.Выготский).

- То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе (Г.Флобер).

- Нельзя обладать тем, чего не понимаешь (И.Гете).

Задание 4.

Распределитесь на две группы, одна группа будет передавать какую – либо информацию с помощью жестов. Каждый из играющих одной группы берет себе какое-нибудь животное и придумывает один жест, который подходил бы этому животному), например:

 -цапля – поднятая одна нога;

- кошка – поглаживание себя по щеке;

- суслик – руки, прижатые к груди, с опущенными кистями и т.д.

Ответьте на вопросы:

- по каким признакам вы поняли, что задумано именно это животное (параметры выписываются на доску);

- в какой ситуации вы столкнулись с непониманием; причины непонимания;

-каковы условия, позволили вам прийти к пониманию, и что мешало пониманию?


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.