Духовнике Пафнутие-Боровского монастыря — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Духовнике Пафнутие-Боровского монастыря

2022-10-11 21
Духовнике Пафнутие-Боровского монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

Предисловие. 4

Знакомство с Батюшкой. 6

Первые поездки к о. Власию.. 10

О. Власий и моя учёба в семинарии. 13

Чудеса о. Власия. 15

О трудностях, связанных с поездками к Батюшке. 19

О. Власий и «Локотска́я» икона Божией Матери. 21

Случай с Ганнибаловскими дубками. 23

О. Власий и моё почитание Царской семьи. 24

Способ определения Божией воли. 25

Молитва Василия Великого. 27

Некоторые необычные благословения о. Власия. 29

Подарки о. Власия. 31

Поговорки о. Власия. 33

О. Власий и Афон. 35

 


Спасибо Тебе, Боже, за дорогих людей,

Которых Ты нам в жизни посылаешь!

Они дают нам видеть милость, и любовь Твою,

И то, что Ты нас никогда не оставляешь.

Они Тебе подобны, ведь Ты им вс ё да ёшь –

И ведение, и любовь, и веру.

Они как зв ёзды светят блуждающим в ночи,

И служат осязаемым примером.

И самый дар великий – воспламенять людей,

Тянуть их к Богу, извлекать из бездны –

В них явно виден, нет его важней

Тем, кто расслаблен, смят и связан «вереи железны».

Дай Бог нам, бренным стать подобным им,

Забыть себя, служа для пользы ближних!

И утешения на земле не ждать – считать, как дым,

Сподобившись по смерти части вышних.

(Посвящение о. Власию.

Написано после поездки к нему в 2019 году).


Предисловие

    4 ноября 2021 года ушёл из этой земной жизни мой духовный отец – схиархимандрит Власий Перегонцев. Эта новость постигла меня уже после Литургии, когда мы с моим другом Вячеславом собирались освятить здание Ропшинской школы, в которой учатся наши дети. Освящение это прошло как в тумане, да и последующие несколько дней я ходил как бы потерянный. Ведь для меня и моей семьи о. Власий стал родным человеком. Его благословения стали определяющими в моей жизни и в жизни всех членов нашей семьи. Пример Батюшки всегда возвышался над уровнем реальной действительности – этого колеблемого ветром житейского моря. Глядя на его жизнь, я множество раз убеждался в том, что несмотря на кажущуюся несообразность, наша жизнь определяется Божественным Промыслом, а мы в этой жизни являемся действующими игроками (своим постоянно осуществляющимся духовным выбором, а также понуждением себя на труд). Мои рассказы об о. Власии не раз «заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр.2:15), высмеивающих «духовенство РПЦ» и вообще Православие.

    Этот малый труд не является попыткой составить жизнеописание Батюшки или какой-либо сборник свидетельств о нём. Это всего лишь частные воспоминания и рассуждения его духовного сына, которые, как мне кажется, могут помочь читателю, не знавшему о. Власия, познакомиться с ним, а знавшим дорогого Батюшку вспомнить свои встречи с Батюшкой. Я до сих пор чувствую молитву и заботу Батюшки, и порой совсем необычным образом. 20 августа 2021 года в Никольском скиту Александро-Невской лавры Владыка Назарий возглавил закладку первого сиреневого сада, посвящённого Александру Невскому. Мы с директором Копорской крепости – Ларисой Медведевой были приглашены на этот праздник, осуществлявшийся в рамках 800-летнего юбилея(который не прошёл мимо Копорской крепости, где святой бывал со своими сыновьями). Во время праздника ко мне подходит женщина, представившаяся мне как Наталья. Она услышала, что я – священник, который служит в Ропше. «Так вы из той самой Ропши?» –удивлённо спросила она. Я не менее удивился её вопросу. «А у вас там одна церковь?» – продолжала меня атаковать своими странными вопросами незнакомка. В итоге расспросов и выяснений оказалось, что она живёт в Питере, и хотела бы переехать на жительство в пригород. А о. Власий благословил ей переехать жить в Ропшу…

    В эти сорок дней мы особенно молимся за своего духовного отца, и знаем, что он молится за нас уже с бо́льшим дерзновением у престола Божия. Я надеюсь, что этот малый литературный труд послужит для укрепления в вере моих родных, и близких, и духовных чад.

 

Протоиерей Аркадий Петровцев

Ноябрь – декабрь 2021 года


Знакомство с Батюшкой

    Наше знакомство с о. Власием произошло относительно поздно – ближе к 2010 году, уже через несколько лет после приезда о. Власия с Афона в 2005 году. Причиной, мешающей мне поехать к Батюшке, в тот момент был нездоровый ажиотаж вокруг старца. К нему ехало множество народа: духовенства, монашествующих и мирских. Среди них было много болящих душевно и телесно. Я тогда слышал много восторженных рассказов о Батюшке от людей, которые вели соблазняющий меня образ жизни. Когда я слышал о многодневных очередях к старцу, это меня тоже смущало. Ведь о. Николай Гурьянов, к которому я ездил с 1995 года и о. Ипполит Халин таких очередей никогда не собирали. Они выходили к многочисленному народу и кратко говорили нуждающимся, отвечая на их вопросы. Всё это отталкивало меня от поездки в Боровск довольно продолжительное время. Другой причиной, задерживающей моё знакомство с Батюшкой явилось то, что с середины 2000-х годов я уже имел духовника – о. Иоанна Миронова, и его мудрые советы решали все наши недоумения – как личные, так и церковные. Формальным и промыслительным поводом к первой поездке в Боровск явилось следующее искушение.

    После блаженной кончины уже упомянутых старцев – о. Николая Гурьянова (+24.08.2002 г.) и о. Ипполита Халина (+17.12.2002 г.) – я резко осиротел. О Иоанна Миронова я ещё плохо знал, а мои поиски духовного наставника в Брянской области были тщетны. Недолгое время я пытался окормляться у дятьковской «старицы» – матушки Анны (Дятьково – районный центр Брянской области), с которой нас познакомили наши друзья. Её постоянные яркие предсказания (в большинстве случаев не сбывающиеся, но напротив, запутывающие её многочисленных посетителей), и грозные, но непонятные обличения контрастировали с поведением духовных людей, виденных мною раньше, и поэтому мы скоро бросили с ней общаться. Отход от матушки Анны подталкивал меня чаще обращаться за духовными советами к о. Иоанну Миронову. Общение с Батюшкойменя духовно обогащало. Я постепенно нашёл духовного отца, которому полностью доверял. Именно в тот период о. Иоанн Миронов начал определять обстоятельства нашей жизни. С 1997 по 2012 год я являлся настоятелем Троицкой церкви с. Глоднево Брасовского района Брянской области. В середине 2000-х годов мне добавили настоятельство в старинном храме святителя Василия Великого с. Брасово. Со временем это стал многолюдный приход, и я был вынужден уделять ему основное время и силы. В своём же селе, где мы жили, службы были перенесены на субботу. Двое различных брасовских прихожан предлагали нам при условии нашего переезда в Брасово подарить дом для нашей большой семьи. Я стал задумываться по поводу переезда, и спросил об этом у о. Иоанна. Он ответил, что «пусть о. Аркадий служит в обоих храмах, но остаётся жить там, где и живёт». Мы сразу приняли Батюшкино решение, и отказались от предложенных домов. Дальнейшие бурные события вокруг Брасовского храма, заставившие меня отказаться от служения в этом храме явились примером Батюшкиной прозорливости. Незадолгодо назначения меня в Брасово, о. Иоанн благословил нас завести скот. Я помню свой ужас и недоумение, когда в телефонной трубке я услышал: «Тебе надо завести коровок»! Я спросил у о. Иоанна: «А сколько, Батюшка»? Ответ старца меня совсем убил: «Ну штук пять-семь». Дело в том, что мы были городскими людьми, и со скотом никогда не имели дело. Мы тогда не знали, что через пару лет я попаду на приходе святителя Василия Великого в селе Брасово в немилость к архиерею, буду находиться под следствием церковного суда за хищение крупных сумм денег, и буду обязан возвращать «украденные» средства приходу. В этот период меня отстранили от церковной кассы и почти единственным средством для проживания стали наши коровы…

    Таким образом, мудрое руководство о. Иоанна (о котором можно рассказывать бесконечно) сохраняло нас от беды. Но, промыслительным образом, произошло серьёзное искушение, благодаря которому мы и познакомились с о. Власием. Дело было так. Наши друзья, о которых я уже упоминал, после нашего разочарования в матушке Анне продолжали к ней ездить. При этом, матушка Анна передавала через них обличения в мой адрес, а также «предсказания» о том, что я к ней ещё непременно приеду… Мне очень захотелось помочь своим друзьям, и я позвонил о. Иоанну. Обрадовавшись, что сразу дозвонился до Батюшки (такое было не всегда), я рассказал ему о «старице». Батюшка ответил мне по телефону: «Тебе нельзя ездить к этой матушке». Тогда я попросил его поговорить с моим другом Виктором, который по-прежнему посещает матушку Анну. Взяв трубку, Виктор начал безудержно рассказывать о. Иоанну о том, как матушка спасла его от смерти, что на ней держится его семья (которая, кстати вскоре развалилась), и о том, как он её ценит. Через некоторое время счастливый Виктор отдал мне трубку, говоря, что Батюшка благословил его ездить к матушке Анне. Когда я снова услышал Батюшку, он сказал мне: «Пусть Виктор ездит, а тебе – нельзя». Меня словно молнией ударило, и я потух. После беседы с Батюшкой меня постигло глубокое разочарование. Я решил, что Батюшка смалодушествовал, и решил не спорить с Виктором. А мог бы спасти человека… Вот такое искушение. Уже через много лет я научился тому, что не надо препятствовать намерению грешника, потому что не дойдя до края своей мечты, он никогда не оставит её. А тогда для меня этот разговор означал разрыв с о. Иоанном… Вот таким образом я снова остался без духовного окормления, и направил свои стопы к о. Власию.

    Впервые посетив старца, я заметил, что всё, что о нём говорилось, оказалось правдой. И этот безумный ажиотаж, и бесконечные очереди… Но правдой оказался и тот Божественный дар, который обнаруживался в Батюшке после первого знакомства с ним. Одним из первых чудес, сотворённым о. Власием было чудо моего примирения с о. Иоанном. Случилось это так. Так как меня не оставляла бурная мысль отвадить моего друга Виктора от матушки Анны, я спросил у о. Власия, дескать, вот мой друг ездит к ней, что ему сказать, как его отвратить от неё, и т. д. Батюшка сказал мне неожиданные слова: «Пусть ездит»! Тогда я попробовал сделать заход с боку: «А мне можно»? Ответ Батюшки меня ошарашил: «Нет, о. Аркадий. Вам к ней ездить нельзя»! (О. Власий долгое время обращался со мной на Вы. И только после того, как принял меня в свои духовные чада, стал обращаться ко мне на ты). Меня в этот момент опять словно молнией прошибло: ведь о. Власий повторил то же, что и о. Иоанн! Значит, я неправильно понял о. Иоанна, и напрасно соблазнился. Вот так по молитвам о. Власия я примирился с моим духовным отцом.

Духовным же сыном о. Власия я стал следующим образом. Уже через несколько лет моих частых поездок к о. Власию (я сочетал поездки к о. Власию и руководство у о. Иоанна, тем более, что о. Иоанна не было в Питере летом, т. к. он уезжал на лето на отдых, а о. Власия не было в Боровске с осени до весны, т. к. он каждый год уезжал на лечение в онкоцентр на Каширское шоссе), я попросил его: «О. Власий, можно ли мне попросить Вас стать моим духовным отцом»? Батюшка ответил мне: «О. Аркадий! Ваш духовный отец – о. Иоанн Миронов». На что я отвечал ему: «О. Власий! Вы же знаете, как я люблю Вас, и что я всегда выполню Ваше благословение»! Батюшка тогда ответил мне: «Знаю! Можно»! После этого Батюшка подшучивал надо мной: «Ласковый телёнок у двух мамок сосёт»! О. Власий всегда передавал через меня о. Иоанну какие-нибудь гостинцы (то чай, говоря: «Я пошлю ему моё сердце!», то яблоко со словами: «Это яблоко из райского сада, который о. Иоанн насаждал») и свою любовь. Фото, выбранное мной для обложки – это отсканированная фотография, которую о. Власий передал на день рождения о. Иоанну Миронову. Батюшка искренно говорил: «О. Иоанн выше меня!» и отправлял к нему «сложных» людей. Свидетелем этого были многие люди в храме на Цветочной. Батюшка Иоанн также всегда любил о. Власия и молился за него.


Первые поездки к о. Власию

    Мои поездки к о. Власию были частыми. Причин тому – несколько. Во-первых, до Боровска было около 400 км, и я успевал съездить туда и обратно за одни сутки. В Питер же я ездил редко: когда стал учиться в семинарии – два раза в год на сессию, а до того – ещё реже (было так, что я не ездил три года). Так что с о. Иоанном Мироновым я общался в основном по телефону. Во-вторых, обстановка моя на Брянщине была «как на вулкане» – постоянные искушения: то с епархиальным руководством, то с многочисленными раскольниками, как будто взявшими в кольцо наш Брасовский район, то с пожарами (их было несколько за несколько лет). Я боялся поступить неправильно ибежал за советом к Батюшке.

    Поездка к о. Власию происходила следующим образом. Выезжали мы всегда в ночь (дорога была 4,5 – 5 часов), чтобы не позже четырёх – полпятого быть у монастырских ворот. Ворота открывались без пятнадцати пять, и многочисленная очередь волною просачивалась через монастырские ворота, достигая входа в двухэтажный корпус, расположенный за алтарём монастырского храма. Потом этот корпус разобрали (т. к. он не был старинным зданием, а был построен, когда на территории монастыря располагался техникум), а для приёма людей старцу отреставрировали отдельное здание около монастырской стены, недалеко от ворот. Новое здание имело два входа, и хлынувшая в ворота очередь разделялась на две неравные очереди – общую и «льготную» (включающую священнослужителей, тяжелобольных, родителей с маленькими детьми и др.). Самое главное было – войти внутрь помещения. Внутренний зал (как старого двухэтажного корпуса, так и нового) был перегорожен скамейками, выполняющими роль КПП (они отгораживали основную массу народа, стоявшую поодаль, от «счастливчиков», которые, пройдя за скамейку, оказывались перед входом в Батюшкину келью). Люди, ожидавшие на улице, имели мало шансов попасть к Батюшке. Мне приходилось часто стоять внутри помещения, так как я подпадал под «льготную» категорию, но это, отнюдь не гарантировало скорого попадания к Батюшке. Чаще всего это были долгие часы, а однажды я со своими спутниками был очевидцем подвига о. Власия, простояв напротив его келии с пяти утра до одиннадцати вечера… И за всё это время Батюшка ни разу не вышел из кельи ни по нужде, ни для приёма пищи…

    Конечно же, поначалу меня раздражало такое долгое ожидание. И я, как и все стремился побыстрее проникнуть к старцу, осуждая тех, кто делал это «без очереди» или через келейника Батюшки, и завидовал тем счастливчикам, которые с сияющими лицами выходили из келии старца. Потом моё мнение сильно изменилось, и теперь я не жалею, что окунулся в эту животрепещущую атмосферу человеческой скорби и человеческой надежды на чудо.

    Приезжал я к Батюшке «по наитию» – заранее не созваниваясь, и ни с кем не договариваясь. Старался выбрать день, в который не было большого церковного праздника, и – в дорогу. Перед дорогой я всегда чувствовал Батюшкину молитву. Об этом явлении о. Власий рассказывал так: «Я настроился на волну, и человек настроился на волну, и получился полный контакт». Мне часто вспоминается один трогательный случай.Однажды меня так «припёрло», что я приехал к Батюшке без денег на обратную дорогу. А дома меня ждали проблемы, неоплаченные кредиты, долги… Моя радость от общения с Батюшкой была неизменной. Как это часто бывало, он и в этот раз утешил меня пакетом с гостинцами. Выйдя на улицу, я направился к воротам в чайную – попить чайку, и думать, как же мне быть дальше. Уже в чайной я открыл пакет, и заплакал. Там я обнаружил конверт с большой суммой денег… Так заботиться о нас мог только отец.

Ездил я к Батюшке в основном не один. Часто брал кого-нибудь из детей (поочерёдно, по мере необходимости – то кто-то болел, то собирался куда-то поступать и т. д.). Некоторые наши дети серьёзно болели – у маленьких Марии и Александры были проблемы с почками. Как и о. Иоанн Миронов, Батюшка Власий молился за них. С тех пор наш дом украшает семейная реликвия – большая икона великомученика Пантелеимона – металлическое изображение святого на бархате, подаренная Батюшкой. Мы и сейчас молимся перед этой иконой за болящих. Батюшка дарил детям иконы – именно такую, какая нужна именно ему – «со смыслом». Часто я брал с собой к Батюшке каких-либо прихожан с серьёзными нуждами (по здоровью, по работе, с неполадками в семье). Во время моей службы в Крестовоздвиженском женском монастыре г. Севска, мы посещали о. Власия с матушкой игуменьей и насельницами монастыря. Часто мы ездили к Батюшке с моими друзьями священниками.

 Сейчас это покажется невероятным, но в продолжение многих лет прихожане храмов, где я служил, имели практически неограниченную возможность задавать свои вопросы старцам – о. Иоанну Миронову или о. Власию (возможность то была неограниченная, а количество вопросов – вполне небольшое). Что-то мне удавалось спросить у о. Иоанна по телефону, а что-то привезти в виде записок в Боровск. Сейчас я задаю себе вопрос: а нужно ли было это делать? И с уверенностью отвечаю, что нужно. Задать вопрос старцу отваживались только серьёзные люди, люди с верой. Ведь человек подспудно понимает, что шутить с Божьей волей не стоит. И вопрошающие старцев духовно росли, и несли на приходах серьёзные послушания.

Старцы духовно поддерживали никому не нужные захудалые приходы. Так я получил от о. Иоанна благословение взять под окормление приход в с. Дубровка Брасовского района со старинным заброшенным храмом великомученика Димитрия Солунского (его построил в 1899 году брат царя – Михаил Александрович Романов). Батюшка сказал мне по телефону: «Не отказывайся. Жалко храма»! В разные годы приезжая к о. Власию, мы с нашими друзьями выясняли у него необходимость, и брали благословение построить храм в с. Алешковичи Суземского района Брянской области, восстановить из руин храм Архангела Михаила в г. Севске, построить Крестовоздвиженскую часовню в деревне Коллективист… Сколько храмов на Русской земле восстановлено и построено по таким старческим благословениям! Ведь самое трудное и важное – это вовсе не найти деньги для стройки, а суметь зажечь священника, зажечь прихожан, создать духовную обстановку на приходе. А если всё это будет, то люди сделают всё сами. И это будет духовно полезнее, чем получить деньги от какого-то спонсора. Храмы, построенные народом, духовно теплее. Люди чувствуют, что это их храм и любят его. Вот такие духовные чудеса совершались во время наших поездок к о. Власию! А потом эти чудеса осуществлялись уже на Брянских приходах.

Нужно сказать, что мои поездки к Батюшке были событием чисто духовного характера, это были поездки к духовному отцу. По этой причине за годы путешествий мы проезжали мимо известных монастырей – Оптиной и Тихоновой пустыни, да и в самом Боровске нигде практически не бывали. Всего лишь несколько раз, путешествуя с моими друзьями священниками, мы посетили эти знаменитые в Православном мире святые места.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.