Некоторые необычные благословения о. Власия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Некоторые необычные благословения о. Власия

2022-10-11 18
Некоторые необычные благословения о. Власия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В продолжение лет моих поездок к Батюшке я получал порой необычные благословения. О некоторых мне хотелось бы вспомнить для общей пользы. Однажды, когда я был у о. Власия, он подошёл ко мне с ножницами, и сказал: «О. Аркадий! Священник должен подстригать усы, чтобы, когда причащаешься из Чаши, «не осмактовать» (т. е. не омочить) их». Батюшка торжественно взял белый лист бумаги, и начал с видимым удовольствием подстригать «лишнее» с моих усов. Потом он завернул лист бумаги, и отдал мне, говоря: «Когда будешь причёсываться утром, не выкидывай выпавшие волосы, а складывай их в мешочек. Потом тебе их положат в гроб». Приехав домой, и складывая волосы в мешочек, я понял «в чём суть». Эта традиция даже в обычном «украшении» себя, или в приведении себя в порядок, возвращает человека к мысли о его бренности и возвышает его к духовным мыслям… Спустя некоторое время, я вновь приехал к Батюшке с нестриженными по моей невнимательности усами. И вновь о. Власий торжественно взял ножницы, и вновь, уже молча, с торжественным и радостным видом повторил подстрижение усов, словно бы это доставляло ему особое удовольствие. С тех пор я стараюсь, чтобы у меня с усами было всё в порядке.

    Вспоминается мне ещё один необычный случай. Тогда я ещё служил на своём первом приходе в с. Глоднево. Это было как раз то время, когда у нас наладилась и приходская, и хозяйственная деятельность. Меня посетила мысль взять в кредит большую машину – пассажирскую «Газель» для нужд семьи и прихода. Я рассказал о своих мыслях нашим друзьям, и они сказали мне, чтобы я взял на это благословение о. Власия. Мне не хотелось беспокоить старца, и я решил, что подам заявку на кредит, а там – уже как Господь устроит. Дадут – так дадут, нет – так нет. Прошло уже достаточно времени, а звонки с банка были неопределёнными – мол, «мы не определились», и мол, «у вас маленький доход на многодетную семью, но мы попробуем…». Одновременно с этим, наши друзья «уламывали» меня: «А вы спросите у о. Власия! Отчего же вы не хотите?», и я сдался. Приехав к Батюшке (после воскресной литургии, в понедельник рано утром), я рассказал ему, как наши друзья упросили меня взять его благословение на автокредит. Батюшка улыбнулся, и дал своё благословение. Вышел я из кельи старца около 9 утра, и у меня зазвонил телефон. Это был звонок из банка: «Аркадий Михайлович! Сообщаем вам, что вам одобрен автомобильный кредит. Вы можете оформить его начиная с сегодняшнего дня»! И потом уже, видимо от себя лично, банковский работник сказал мне: «У нас только что закончилось обсуждение кредитных запросов. И, хотя вы не проходили по условиям банка, наш начальник принял решение одобрить кредит…». Мне сразу же пришли на память евангельские слова: «В котором часу стало ему легче? … Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» (Ин.4:52-53).

    Я уверен в том, что о. Власий духовно видел, как на этой «Газели» мы с семьёй будем перевозить вещи для жительства в монастыре, как в скорое время я привезу в Боровск бо́льшую часть монастыря для общения с Батюшкой, как я буду возить болящих (по Батюшкиному же благословению) в г. Ярцево Смоленской области к удивительному доктору – Сергею Александровичу, как мы с прихожанами поедем в пос. Ракитное – на празднование 30-летия кончины архимандрита Серафима Тяпочкина (постригшего о. Власия в схиму), и многое другое. До отъезда в Санкт-Петербург, мы продали эту «Газель» и купили на эти деньги + материнский капитал дом в г. Севске (по благословению о. Иоанна Миронова), в котором сейчас живут и трудятся наши зять с дочкой и внуки.

 

Подарки о. Власия

    По свидетельству многих Батюшкиных духовных чад, о. Власий не дарил «случайных» подарков, а старался сделать подарок не только памятным, но и назидательным. Конечно же, поначалу я, как и другие чада Батюшки, радовался, если он дарил мне что-то памятное – икону или книгу. И уже спустя годы мне пришла на ум простая мысль, что мы, как дети, должны взрослеть, и радовать духовными подарками своего отца, а не он нас…

    Ранее я уже описал дорогие для нас подарки – икону великомученика и целителя Пантелеимона и книгу святителя Григория Богослова «Песнопения таинственные». Но были и другие – менее понятные подарки. Например, когда я ещё служил в монастыре, Батюшка подарил мне икону преподобного дьякона Ахиллы Киево-Печерского. Сначала я подумал, что это намёк на моё служение в монастыре, но со временем это первое моё впечатление ушло и позабылось. А когда я переехал в Питер и начал служить в Ропше, интерес к иконе Ахиллы дьякона опять пробудился:спустя некоторое время о. Власий благословил переехать из Брянска и служить в Ропше моего знакомого дьякона – о. Александра Миркина. Потом дело пошло ещё интересней – на наш приход постоянно рукополагались ставленники, готовящиеся стать священниками, и продолжительное время служили дьяконами – о. Анатолий, о. Константин, о. Владимир. Постепенно к нашему приходу присоединился дьякон Алексей, а сейчас несколько наших семинаристов готовятся к дьяконству… А на аналое в алтаре лежит подарок о. Власия – икона Ахиллы дьякона.

    Есть и другие духовные подарки о. Власия, используемые для Богослужения: требное Евангелие и сейчас лежит в нашем храме на аналое для исповеди; вышитую золотом синюю сумочку для просфор я уже давно приспособил для дароносицы; а маленькую напрестольную плащаницу Спасителя с окружающими Его ангелами я оставил на память приходу архангела Михаила в г. Севске. Духовным подарком о. Власия я считаю икону преподобного Пафнутия Боровского, купленную мной в монастыре, и вот почему. Однажды, приехав в Боровск, я решил купить в храм красивую икону преподобного Пафнутия – ведь я часто обращался к нему и прикладывался к его мощам. В монастырской лавке такой иконы не оказалось, и свечница пошла поискать икону на склад.Её не было слишком долго, и накопилась большая очередь паломников. Когда наконец-то пришла свечница, она радостно объявила, что осталась всего лишь одна икона – видимо, именно для меня. Каково же было моё расстройство, когда я узнал, что стоимость иконы больше, чем я думал, и мне может не хватить денег на обратную дорогу. Но мне было неудобно, что я так задержал народ и свечницу, и я купил икону на последние деньги. Когда я спустился из лавки на улицу, ко мне подошли незнакомые люди, и дали мне столько денег, сколько стоила икона… Я воспринял её как дар преподобного Пафнутия по молитвам о. Власия.

    Удивительно, что Батюшка регулярно, почти каждый мой приезд к нему одаривал меня Почаевскими просфорами. При этом на всех наших приходах – как на Брянщине, так и в Ропше – нашими друзьями и помощниками были люди, которые были родом из Почаева. Они все годы привозили мне из Лавры подарки для приходов – иконы преподобного Амфилохия Почаевского (подвизавшегося в Лавре с 1925 по 1971 год), «стопочку» Богородицы, освящённое масло от Почаевских святынь. Особенно я проникся любовью к преподобному Амфилохию, когда узнал, что о. Иоанн Миронов в молодости просил советов преподобного Кукши Одесского – сотрудника преподобного Амфилохия, с 1951 по 1957 служившего в Почаевской Лавре. Во все годы я старался особенно почтить память преподобных Амфилохия и Кукши, и в дни их памяти служить Литургию. Уже потом я узнал, что о. Власий встречался с преподобным Кукшей Одесским, как и о. Иоанн Миронов.

    Иконы, которые о. Власий подарил мне, моей супруге и детям, как потом оказалось, тоже имели духовный смысл, который сразу нами не был понят, а со временем становится очевидным. Теперь я не сомневаюсь в том, что Батюшка видел судьбу каждого из нас, и хотел поддержать на нашем пути своим пророческим подарком.

 

Поговорки о. Власия

    Как я уже написал выше, Батюшка встречал многих из приходящих к нему Богомольцев песней, стихом или поговоркой. Многие такие поговорки я слышал от Батюшки много раз, и хочу сейчас вспомнить.

    «Не место красит человека, а человек место. На одном месте камень мохом обрастает, а человек – добрыми делами». О. Власий любил в людях постоянство, и всячески поощрял приходящих к постоянству. Особенно это относилось ко священству. Пройдя тяжёлые годы испытаний и гонений, Батюшка понимал, что единственной неотъемлемой ценностью священника являются его духовные дарования, а не иерархическое положение или знаменитый приход.

    «Сначала взял табак, потом пошёл в кабак, потом пошёл в бардак, и дело – кавардак»! Так о. Власий увещевал людей, не обращавших серьёзного внимания на духовную связь человеческих пороков и духовного кризиса, в который попадал человек незаметно для себя. При этом я неоднократно слышал, как Батюшка ругал курильщиков, и считал грех курения небезобидным и тяжёлым грехом, через который человек может лишиться многих духовных даров. Батюшка считал, что курильщик всегда склонен к унынию и другим тяжёлым грехам. Такое же отношение к греху курения я слышал от Натальи, племянницы старца – иеромонаха Мелетия (Дёмина), духовного сына праведного Иоанна Кронштадтского, уроженца с. Столбово Брасовского района Брянской области (похороненного, кстати, на Локотском поселковом кладбище). Она вспоминала, как Батюшка говорил её мужу-курильщику, что курение – хуже пьянства. «Курильщикамна том свете змеи будут сосать губы», – говорил о. Мелетий.

    «Должен, не спорю, отдам не скоро. Будешь докучать – не будешь получать»! К о. Власию обращалось много людей, попавших в долги перед другими людьми или банками. Батюшка как мог хотел утешить каждого, пропустить его боль через себя. Поэтому этой шутливой пословицей он хотел приободрить должника, который сходил с ума от безысходности. Он как бы говорил: «Я обязательно отдам, не души меня своими требованиями», и человеку становилось легче.

Говоря о себе, Батюшка мог шутить так: «Я – Влас, лентяй и лоботряс»! Или: «Читали ли вы про Власа, лентяя и лоботряса»? Я думаю, что такими шутками о. Власий пытался перевести разговор с человеком, боявшимся встречи со старцем на простой лад. Он хотел показать собеседнику, что он – такой же человек, как и он.

Частые фразы Батюшки «Ешь пироги с грибами, держи язык за зубами» и про «подушку-подружку» настраивали человека на внимательную христианскую жизнь, удалённую от праздности и болтовни. Причём, о. Власий умел сделать духовное замечание не назидательно-строго, а в шутливой форме.

    Как-то Батюшка сказалмне, отвечая на вопрос о трудности для людей в наше время поиска духовного руководителя: «Когда попьёшь из родника, из лужи уже пить не станешь»! Другими словами, ищущий человек так же легко сможет отличить истинного пастыря от «волка в овечьей шкуре», как отличает родниковую вода от воды из лужи.

    «Где вместе – там двести, а где врозь – там брось». Этой пословицей Батюшка пытался выразить ту мысль, что в духовных делах не должно быть конкуренции, что всё надо делать вместе, дополняя друг друга. Конечно, это возможно только при условии христианской любви и взаимного смирения. К сожалению, часто по той же пословице получалось «врозь», и недоверие, ревность и эгоизм не давали осуществить благословение старца…

    Одной из частых фраз у о. Власия была: «Я никого не приглашаю, и никому не отказываю». Этими словами Батюшка показывал искреннее желание своей души удалиться от множества докучающего ему народа в молитвенную схимническую уединённую жизнь. И вместе с тем о. Власий оказывал послушание афонскому старцу схииеромонаху Иакову, и правящему архиерею Владыке Клименту, чтобы принимать людей. Этой фразой Батюшка мудро дистанцировал себя от смущавших многих людей очередей (которые регулировал не он, а наместник монастыря) и от нездорового ажиотажа, который до сих пор пытаются критиковать злословящие о. Власия люди.

 

О. Власий и Афон

    О. Власий всей душой полюбил Афон во время своего пребывания там, и эту любовь пронёс всю свою жизнь. Туда стремилась его душа, покорная благословению оставаться в Пафнутие-Боровском монастыре и принимать людей. Это было видно все годы моего общения с Батюшкой. Он не раз говорил, что Афонские монастыри отстоят от русских как небо от земли. Любовь Батюшки к Афону проявилась и в жизни Боровского монастыря – в монастырском пении и устройстве в храме стасидий. О. Власий хотел, чтобы Пафнутие-Боровский монастырь стал «маленьким Афоном».

Батюшка всегда благословлял онкологическим больным молиться Божией Матери «Пантанассе» и святителю Нектарию Эгинскому, почитаемым на Афоне. Я думаю, что о. Власий делился своим опытом молитвы. Ведь именно на Афоне он получил исцеление от рака, и избежал озвученного ему приговора врачей о близкой смерти в 1996 году.

О. Власий во всём чувствовал живую связь с Афоном. Даже в мелких деталях это проявлялось: когда я подарил Батюшке книгу об архимандрите Софронии (Сахарове), Батюшка рассказал, как он видел его на Афоне. Но особенно это чувствовалось через сугубое почитание Иверской иконы Матери Божией, находящейся в храме. Батюшка рассказывал, как простая старушкаподарила ему две иконы, и предсказала, что одна Иверская икона отправит его на Афон, а другая – в Иерусалим. Когда через 25 лет Батюшку отправили на Афон, а потом и в Иерусалим, о. Власий понял, что эта простая старушка была человеком святой жизни (её святость и была заключена в простоте жизни).

В руках о. Власия всегда были афонские чётки, не только понуждавшие его на молитву, но и напоминавшие Батюшке об афонских подвижниках и духовных наставниках. О. Власий переживал, чтобы после смерти ему положили эти афонские чётки, потому что они будут оправдывать перед Господом…

Сейчас Батюшка находится уже в Небесном Афоне и Небесном Иерусалиме, и мы надеемся, что его наставлениями и молитвами, и мы достигнем вожделенных обителей и встретимся там со своим духовным отцом.

 

 

На фото: о. Власий передаёт подарок для о. Иоанна Миронова:

«Я пошлю ему своё сердце»! (2018 год)

 

 

Фото Ганнибал, трижды источившее миро (2021 год)

О. Иоанн Миронов в саду около своего дома.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.