Воспоминания о схиархимандрите Власии (Перегонцеве), — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Воспоминания о схиархимандрите Власии (Перегонцеве),

2022-10-11 34
Воспоминания о схиархимандрите Власии (Перегонцеве), 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспоминания о схиархимандрите Власии (Перегонцеве),

Духовнике Пафнутие-Боровского монастыря

 

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

Предисловие. 4

Знакомство с Батюшкой. 6

Первые поездки к о. Власию.. 10

О. Власий и моя учёба в семинарии. 13

Чудеса о. Власия. 15

О трудностях, связанных с поездками к Батюшке. 19

О. Власий и «Локотска́я» икона Божией Матери. 21

Случай с Ганнибаловскими дубками. 23

О. Власий и моё почитание Царской семьи. 24

Способ определения Божией воли. 25

Молитва Василия Великого. 27

Некоторые необычные благословения о. Власия. 29

Подарки о. Власия. 31

Поговорки о. Власия. 33

О. Власий и Афон. 35

 


Спасибо Тебе, Боже, за дорогих людей,

Которых Ты нам в жизни посылаешь!

Они дают нам видеть милость, и любовь Твою,

И то, что Ты нас никогда не оставляешь.

Они Тебе подобны, ведь Ты им вс ё да ёшь –

И ведение, и любовь, и веру.

Они как зв ёзды светят блуждающим в ночи,

И служат осязаемым примером.

И самый дар великий – воспламенять людей,

Тянуть их к Богу, извлекать из бездны –

В них явно виден, нет его важней

Тем, кто расслаблен, смят и связан «вереи железны».

Дай Бог нам, бренным стать подобным им,

Забыть себя, служа для пользы ближних!

И утешения на земле не ждать – считать, как дым,

Сподобившись по смерти части вышних.

(Посвящение о. Власию.

Написано после поездки к нему в 2019 году).


Предисловие

    4 ноября 2021 года ушёл из этой земной жизни мой духовный отец – схиархимандрит Власий Перегонцев. Эта новость постигла меня уже после Литургии, когда мы с моим другом Вячеславом собирались освятить здание Ропшинской школы, в которой учатся наши дети. Освящение это прошло как в тумане, да и последующие несколько дней я ходил как бы потерянный. Ведь для меня и моей семьи о. Власий стал родным человеком. Его благословения стали определяющими в моей жизни и в жизни всех членов нашей семьи. Пример Батюшки всегда возвышался над уровнем реальной действительности – этого колеблемого ветром житейского моря. Глядя на его жизнь, я множество раз убеждался в том, что несмотря на кажущуюся несообразность, наша жизнь определяется Божественным Промыслом, а мы в этой жизни являемся действующими игроками (своим постоянно осуществляющимся духовным выбором, а также понуждением себя на труд). Мои рассказы об о. Власии не раз «заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр.2:15), высмеивающих «духовенство РПЦ» и вообще Православие.

    Этот малый труд не является попыткой составить жизнеописание Батюшки или какой-либо сборник свидетельств о нём. Это всего лишь частные воспоминания и рассуждения его духовного сына, которые, как мне кажется, могут помочь читателю, не знавшему о. Власия, познакомиться с ним, а знавшим дорогого Батюшку вспомнить свои встречи с Батюшкой. Я до сих пор чувствую молитву и заботу Батюшки, и порой совсем необычным образом. 20 августа 2021 года в Никольском скиту Александро-Невской лавры Владыка Назарий возглавил закладку первого сиреневого сада, посвящённого Александру Невскому. Мы с директором Копорской крепости – Ларисой Медведевой были приглашены на этот праздник, осуществлявшийся в рамках 800-летнего юбилея(который не прошёл мимо Копорской крепости, где святой бывал со своими сыновьями). Во время праздника ко мне подходит женщина, представившаяся мне как Наталья. Она услышала, что я – священник, который служит в Ропше. «Так вы из той самой Ропши?» –удивлённо спросила она. Я не менее удивился её вопросу. «А у вас там одна церковь?» – продолжала меня атаковать своими странными вопросами незнакомка. В итоге расспросов и выяснений оказалось, что она живёт в Питере, и хотела бы переехать на жительство в пригород. А о. Власий благословил ей переехать жить в Ропшу…

    В эти сорок дней мы особенно молимся за своего духовного отца, и знаем, что он молится за нас уже с бо́льшим дерзновением у престола Божия. Я надеюсь, что этот малый литературный труд послужит для укрепления в вере моих родных, и близких, и духовных чад.

 

Протоиерей Аркадий Петровцев

Ноябрь – декабрь 2021 года


Знакомство с Батюшкой

    Наше знакомство с о. Власием произошло относительно поздно – ближе к 2010 году, уже через несколько лет после приезда о. Власия с Афона в 2005 году. Причиной, мешающей мне поехать к Батюшке, в тот момент был нездоровый ажиотаж вокруг старца. К нему ехало множество народа: духовенства, монашествующих и мирских. Среди них было много болящих душевно и телесно. Я тогда слышал много восторженных рассказов о Батюшке от людей, которые вели соблазняющий меня образ жизни. Когда я слышал о многодневных очередях к старцу, это меня тоже смущало. Ведь о. Николай Гурьянов, к которому я ездил с 1995 года и о. Ипполит Халин таких очередей никогда не собирали. Они выходили к многочисленному народу и кратко говорили нуждающимся, отвечая на их вопросы. Всё это отталкивало меня от поездки в Боровск довольно продолжительное время. Другой причиной, задерживающей моё знакомство с Батюшкой явилось то, что с середины 2000-х годов я уже имел духовника – о. Иоанна Миронова, и его мудрые советы решали все наши недоумения – как личные, так и церковные. Формальным и промыслительным поводом к первой поездке в Боровск явилось следующее искушение.

    После блаженной кончины уже упомянутых старцев – о. Николая Гурьянова (+24.08.2002 г.) и о. Ипполита Халина (+17.12.2002 г.) – я резко осиротел. О Иоанна Миронова я ещё плохо знал, а мои поиски духовного наставника в Брянской области были тщетны. Недолгое время я пытался окормляться у дятьковской «старицы» – матушки Анны (Дятьково – районный центр Брянской области), с которой нас познакомили наши друзья. Её постоянные яркие предсказания (в большинстве случаев не сбывающиеся, но напротив, запутывающие её многочисленных посетителей), и грозные, но непонятные обличения контрастировали с поведением духовных людей, виденных мною раньше, и поэтому мы скоро бросили с ней общаться. Отход от матушки Анны подталкивал меня чаще обращаться за духовными советами к о. Иоанну Миронову. Общение с Батюшкойменя духовно обогащало. Я постепенно нашёл духовного отца, которому полностью доверял. Именно в тот период о. Иоанн Миронов начал определять обстоятельства нашей жизни. С 1997 по 2012 год я являлся настоятелем Троицкой церкви с. Глоднево Брасовского района Брянской области. В середине 2000-х годов мне добавили настоятельство в старинном храме святителя Василия Великого с. Брасово. Со временем это стал многолюдный приход, и я был вынужден уделять ему основное время и силы. В своём же селе, где мы жили, службы были перенесены на субботу. Двое различных брасовских прихожан предлагали нам при условии нашего переезда в Брасово подарить дом для нашей большой семьи. Я стал задумываться по поводу переезда, и спросил об этом у о. Иоанна. Он ответил, что «пусть о. Аркадий служит в обоих храмах, но остаётся жить там, где и живёт». Мы сразу приняли Батюшкино решение, и отказались от предложенных домов. Дальнейшие бурные события вокруг Брасовского храма, заставившие меня отказаться от служения в этом храме явились примером Батюшкиной прозорливости. Незадолгодо назначения меня в Брасово, о. Иоанн благословил нас завести скот. Я помню свой ужас и недоумение, когда в телефонной трубке я услышал: «Тебе надо завести коровок»! Я спросил у о. Иоанна: «А сколько, Батюшка»? Ответ старца меня совсем убил: «Ну штук пять-семь». Дело в том, что мы были городскими людьми, и со скотом никогда не имели дело. Мы тогда не знали, что через пару лет я попаду на приходе святителя Василия Великого в селе Брасово в немилость к архиерею, буду находиться под следствием церковного суда за хищение крупных сумм денег, и буду обязан возвращать «украденные» средства приходу. В этот период меня отстранили от церковной кассы и почти единственным средством для проживания стали наши коровы…

    Таким образом, мудрое руководство о. Иоанна (о котором можно рассказывать бесконечно) сохраняло нас от беды. Но, промыслительным образом, произошло серьёзное искушение, благодаря которому мы и познакомились с о. Власием. Дело было так. Наши друзья, о которых я уже упоминал, после нашего разочарования в матушке Анне продолжали к ней ездить. При этом, матушка Анна передавала через них обличения в мой адрес, а также «предсказания» о том, что я к ней ещё непременно приеду… Мне очень захотелось помочь своим друзьям, и я позвонил о. Иоанну. Обрадовавшись, что сразу дозвонился до Батюшки (такое было не всегда), я рассказал ему о «старице». Батюшка ответил мне по телефону: «Тебе нельзя ездить к этой матушке». Тогда я попросил его поговорить с моим другом Виктором, который по-прежнему посещает матушку Анну. Взяв трубку, Виктор начал безудержно рассказывать о. Иоанну о том, как матушка спасла его от смерти, что на ней держится его семья (которая, кстати вскоре развалилась), и о том, как он её ценит. Через некоторое время счастливый Виктор отдал мне трубку, говоря, что Батюшка благословил его ездить к матушке Анне. Когда я снова услышал Батюшку, он сказал мне: «Пусть Виктор ездит, а тебе – нельзя». Меня словно молнией ударило, и я потух. После беседы с Батюшкой меня постигло глубокое разочарование. Я решил, что Батюшка смалодушествовал, и решил не спорить с Виктором. А мог бы спасти человека… Вот такое искушение. Уже через много лет я научился тому, что не надо препятствовать намерению грешника, потому что не дойдя до края своей мечты, он никогда не оставит её. А тогда для меня этот разговор означал разрыв с о. Иоанном… Вот таким образом я снова остался без духовного окормления, и направил свои стопы к о. Власию.

    Впервые посетив старца, я заметил, что всё, что о нём говорилось, оказалось правдой. И этот безумный ажиотаж, и бесконечные очереди… Но правдой оказался и тот Божественный дар, который обнаруживался в Батюшке после первого знакомства с ним. Одним из первых чудес, сотворённым о. Власием было чудо моего примирения с о. Иоанном. Случилось это так. Так как меня не оставляла бурная мысль отвадить моего друга Виктора от матушки Анны, я спросил у о. Власия, дескать, вот мой друг ездит к ней, что ему сказать, как его отвратить от неё, и т. д. Батюшка сказал мне неожиданные слова: «Пусть ездит»! Тогда я попробовал сделать заход с боку: «А мне можно»? Ответ Батюшки меня ошарашил: «Нет, о. Аркадий. Вам к ней ездить нельзя»! (О. Власий долгое время обращался со мной на Вы. И только после того, как принял меня в свои духовные чада, стал обращаться ко мне на ты). Меня в этот момент опять словно молнией прошибло: ведь о. Власий повторил то же, что и о. Иоанн! Значит, я неправильно понял о. Иоанна, и напрасно соблазнился. Вот так по молитвам о. Власия я примирился с моим духовным отцом.

Духовным же сыном о. Власия я стал следующим образом. Уже через несколько лет моих частых поездок к о. Власию (я сочетал поездки к о. Власию и руководство у о. Иоанна, тем более, что о. Иоанна не было в Питере летом, т. к. он уезжал на лето на отдых, а о. Власия не было в Боровске с осени до весны, т. к. он каждый год уезжал на лечение в онкоцентр на Каширское шоссе), я попросил его: «О. Власий, можно ли мне попросить Вас стать моим духовным отцом»? Батюшка ответил мне: «О. Аркадий! Ваш духовный отец – о. Иоанн Миронов». На что я отвечал ему: «О. Власий! Вы же знаете, как я люблю Вас, и что я всегда выполню Ваше благословение»! Батюшка тогда ответил мне: «Знаю! Можно»! После этого Батюшка подшучивал надо мной: «Ласковый телёнок у двух мамок сосёт»! О. Власий всегда передавал через меня о. Иоанну какие-нибудь гостинцы (то чай, говоря: «Я пошлю ему моё сердце!», то яблоко со словами: «Это яблоко из райского сада, который о. Иоанн насаждал») и свою любовь. Фото, выбранное мной для обложки – это отсканированная фотография, которую о. Власий передал на день рождения о. Иоанну Миронову. Батюшка искренно говорил: «О. Иоанн выше меня!» и отправлял к нему «сложных» людей. Свидетелем этого были многие люди в храме на Цветочной. Батюшка Иоанн также всегда любил о. Власия и молился за него.


Первые поездки к о. Власию

    Мои поездки к о. Власию были частыми. Причин тому – несколько. Во-первых, до Боровска было около 400 км, и я успевал съездить туда и обратно за одни сутки. В Питер же я ездил редко: когда стал учиться в семинарии – два раза в год на сессию, а до того – ещё реже (было так, что я не ездил три года). Так что с о. Иоанном Мироновым я общался в основном по телефону. Во-вторых, обстановка моя на Брянщине была «как на вулкане» – постоянные искушения: то с епархиальным руководством, то с многочисленными раскольниками, как будто взявшими в кольцо наш Брасовский район, то с пожарами (их было несколько за несколько лет). Я боялся поступить неправильно ибежал за советом к Батюшке.

    Поездка к о. Власию происходила следующим образом. Выезжали мы всегда в ночь (дорога была 4,5 – 5 часов), чтобы не позже четырёх – полпятого быть у монастырских ворот. Ворота открывались без пятнадцати пять, и многочисленная очередь волною просачивалась через монастырские ворота, достигая входа в двухэтажный корпус, расположенный за алтарём монастырского храма. Потом этот корпус разобрали (т. к. он не был старинным зданием, а был построен, когда на территории монастыря располагался техникум), а для приёма людей старцу отреставрировали отдельное здание около монастырской стены, недалеко от ворот. Новое здание имело два входа, и хлынувшая в ворота очередь разделялась на две неравные очереди – общую и «льготную» (включающую священнослужителей, тяжелобольных, родителей с маленькими детьми и др.). Самое главное было – войти внутрь помещения. Внутренний зал (как старого двухэтажного корпуса, так и нового) был перегорожен скамейками, выполняющими роль КПП (они отгораживали основную массу народа, стоявшую поодаль, от «счастливчиков», которые, пройдя за скамейку, оказывались перед входом в Батюшкину келью). Люди, ожидавшие на улице, имели мало шансов попасть к Батюшке. Мне приходилось часто стоять внутри помещения, так как я подпадал под «льготную» категорию, но это, отнюдь не гарантировало скорого попадания к Батюшке. Чаще всего это были долгие часы, а однажды я со своими спутниками был очевидцем подвига о. Власия, простояв напротив его келии с пяти утра до одиннадцати вечера… И за всё это время Батюшка ни разу не вышел из кельи ни по нужде, ни для приёма пищи…

    Конечно же, поначалу меня раздражало такое долгое ожидание. И я, как и все стремился побыстрее проникнуть к старцу, осуждая тех, кто делал это «без очереди» или через келейника Батюшки, и завидовал тем счастливчикам, которые с сияющими лицами выходили из келии старца. Потом моё мнение сильно изменилось, и теперь я не жалею, что окунулся в эту животрепещущую атмосферу человеческой скорби и человеческой надежды на чудо.

    Приезжал я к Батюшке «по наитию» – заранее не созваниваясь, и ни с кем не договариваясь. Старался выбрать день, в который не было большого церковного праздника, и – в дорогу. Перед дорогой я всегда чувствовал Батюшкину молитву. Об этом явлении о. Власий рассказывал так: «Я настроился на волну, и человек настроился на волну, и получился полный контакт». Мне часто вспоминается один трогательный случай.Однажды меня так «припёрло», что я приехал к Батюшке без денег на обратную дорогу. А дома меня ждали проблемы, неоплаченные кредиты, долги… Моя радость от общения с Батюшкой была неизменной. Как это часто бывало, он и в этот раз утешил меня пакетом с гостинцами. Выйдя на улицу, я направился к воротам в чайную – попить чайку, и думать, как же мне быть дальше. Уже в чайной я открыл пакет, и заплакал. Там я обнаружил конверт с большой суммой денег… Так заботиться о нас мог только отец.

Ездил я к Батюшке в основном не один. Часто брал кого-нибудь из детей (поочерёдно, по мере необходимости – то кто-то болел, то собирался куда-то поступать и т. д.). Некоторые наши дети серьёзно болели – у маленьких Марии и Александры были проблемы с почками. Как и о. Иоанн Миронов, Батюшка Власий молился за них. С тех пор наш дом украшает семейная реликвия – большая икона великомученика Пантелеимона – металлическое изображение святого на бархате, подаренная Батюшкой. Мы и сейчас молимся перед этой иконой за болящих. Батюшка дарил детям иконы – именно такую, какая нужна именно ему – «со смыслом». Часто я брал с собой к Батюшке каких-либо прихожан с серьёзными нуждами (по здоровью, по работе, с неполадками в семье). Во время моей службы в Крестовоздвиженском женском монастыре г. Севска, мы посещали о. Власия с матушкой игуменьей и насельницами монастыря. Часто мы ездили к Батюшке с моими друзьями священниками.

 Сейчас это покажется невероятным, но в продолжение многих лет прихожане храмов, где я служил, имели практически неограниченную возможность задавать свои вопросы старцам – о. Иоанну Миронову или о. Власию (возможность то была неограниченная, а количество вопросов – вполне небольшое). Что-то мне удавалось спросить у о. Иоанна по телефону, а что-то привезти в виде записок в Боровск. Сейчас я задаю себе вопрос: а нужно ли было это делать? И с уверенностью отвечаю, что нужно. Задать вопрос старцу отваживались только серьёзные люди, люди с верой. Ведь человек подспудно понимает, что шутить с Божьей волей не стоит. И вопрошающие старцев духовно росли, и несли на приходах серьёзные послушания.

Старцы духовно поддерживали никому не нужные захудалые приходы. Так я получил от о. Иоанна благословение взять под окормление приход в с. Дубровка Брасовского района со старинным заброшенным храмом великомученика Димитрия Солунского (его построил в 1899 году брат царя – Михаил Александрович Романов). Батюшка сказал мне по телефону: «Не отказывайся. Жалко храма»! В разные годы приезжая к о. Власию, мы с нашими друзьями выясняли у него необходимость, и брали благословение построить храм в с. Алешковичи Суземского района Брянской области, восстановить из руин храм Архангела Михаила в г. Севске, построить Крестовоздвиженскую часовню в деревне Коллективист… Сколько храмов на Русской земле восстановлено и построено по таким старческим благословениям! Ведь самое трудное и важное – это вовсе не найти деньги для стройки, а суметь зажечь священника, зажечь прихожан, создать духовную обстановку на приходе. А если всё это будет, то люди сделают всё сами. И это будет духовно полезнее, чем получить деньги от какого-то спонсора. Храмы, построенные народом, духовно теплее. Люди чувствуют, что это их храм и любят его. Вот такие духовные чудеса совершались во время наших поездок к о. Власию! А потом эти чудеса осуществлялись уже на Брянских приходах.

Нужно сказать, что мои поездки к Батюшке были событием чисто духовного характера, это были поездки к духовному отцу. По этой причине за годы путешествий мы проезжали мимо известных монастырей – Оптиной и Тихоновой пустыни, да и в самом Боровске нигде практически не бывали. Всего лишь несколько раз, путешествуя с моими друзьями священниками, мы посетили эти знаменитые в Православном мире святые места.

 

Чудеса о. Власия

    Самым большим чудом о. Власия был его личный пример христианской жизни. В 2018 году я попросил о. Иоанна Миронова помолиться за о. Власия, несущего тяжёлые болезни и скорби. О. Иоанн сказал тогда мне: «Я всегда молюсь за о. Власия. Передай ему, что он ещё молодой, ещё поживёт. А то, что терпит клевету – это хорошо»! Приехав к о. Власию, я сказал ему, что он ещё молодой. Батюшка как подскочит: «Как это? Мне уже скоро будет 85»! «А о. Иоанну уже идёт 92-й год», –продолжил я свой рассказ. «А то, что несёте скорбь, о. Иоанн сказал, что это хорошо!», – закончил я рассказ слов Батюшки. И со вздохом о. Власий ответил: «Я знаю… Как стал я священником, так и посыпалась на меня эта хорошота»! Батюшка рассказывал мне, что особенно много клеветы на него распространили два человека – профессор Алексей Осипов и дьякон Андрей Кураев. Я постарался утешить о. Власия, и рассказал ему, как я заступался за него во время приезда проф. Осипова в Санкт-Петербургскую духовную академию. Тогда со своего места из актового зала я сказал, обратившись к нему: «Алексей Ильич! Вы уже много лет учите людей тому, что и святые ошибаются в тех вопросах, которые не испытали своей жизнью, а переняли от других без рассуждения. Вы часто обличаете о. Власия – духовника Пафнутие-Боровского монастыря. А знакомы ли вы с ним»? Смущённый профессор лепетал, что мол, сколько раз он говорил себе, что не будет плохо отзываться о живых и мёртвых, и что в этом он не прав… Выслушав мой рассказ, о. Власий сказал: «Профессор-то сказал, а сам остался при своём мнении».

    Много клеветы на старца я слышал именно от священников. Некоторые иеромонахи Площанской Казанской пустыни открыто называли Батюшку колдуном. Известный в Санкт-Петербурге священник – о. Алексей Мороз (впрочем, в определённое время ушедшийв раскол) в личной беседе со мной назвал Батюшку колдуном. И тщетны были мои попытки объяснить ему, что за такое тяжкое обвинение можно и самому подвергнуться тяжёлому наказанию…

    Другой крест, который нёс о. Власий – это крест тяжёлой болезни. В 2019 году Батюшка рассказал мне, что прошедший год стал годом борьбы врачей за его жизнь. О. Власий говорил: «Когда меня привезли в больницу, я не мог уже ничего есть. Малое количество пищи вызывало у меня рвоту с кровью. У меня ничего не держалось – рвота кровью и кровавый понос. Врачи сказали, что шансов почти нет…». Однако, после приезда Батюшка, как и обычно, с весёлым и дружелюбным видом встречал многочисленных посетителей, которым и не приходило на ум, какие страдания переживает тот, к кому они приехали за помощью.

Во время моего последнего посещения о. Власия в октябре 2021 года мы стояли в храме, ожидая Батюшку. Когда он вошёл в храм, мы увидели, как еле живой старец из последних сил делал земные поклоны перед каждой монастырской святыней от входа в храм до икон Божией Матери, расположенных в центре храма. Батюшка как бы прощался с любимыми святынями, переселяясь в Горний мир, и показывал нам, как нужно трудиться для Господа не жалея себя.

    Мне было неудобно просить старцев помолиться за мои недуги, т. к. я знал, какой крест они несут, и какие болезни они терпят. Кроме того, я не раз слышал от о. Иоанна Миронова довольно жёсткие ответы батюшкам, высказывающим ему свои жалобы на здоровье. Однако, около 2011 года меня совсем «подпёрло»: я сильно мучился от сильнейших головных болей. Моё предынсультное состояние не убиралось даже после курса капельниц. Приехав к о. Власию, я пожаловался ему на головные боли. Батюшка неожиданно сказал мне: «Купи себе в аптеке валерьянку, капай её на ватку, и нюхай. И забудешь где у тебя голова». Вернулся я домой уже ночью, и, понятно, что в аптеку заехать не успел. На другой день меня ждал завал дел, накопившихся за сутки моего отсутствия. И только вечером третьего дня я, усевшись на диван с заветной ваткой, обмакнутой в валерьянку, понял, что мои головные боли ушли сразу после посещения Батюшки. Через какое-то время я просматривал в интернете интервью о. Власия (в фильме «Школа познания добра и зла»), в котором он рассказывал о своей жизни в Сибири. Батюшка вспоминал об одном из своих духовных наставников – иеросхимонахе Илларионе, который помогал бедным крестьянам, исцеляя коров-кормилиц своей молитвой.О. Илларион говорил приходящим: «Это не мастит, а брусеница. Найдите себе брусочек для точения косы и растирайте им вымя». О. Власий при этом рассказе умилялся тому, как его духовный отец скрывал свой духовный дар брусочками: «Это же он помолился! Это же не брусочек этот помог, вы понимаете»? «Дорогой Батюшка», – подумал я тогда, –«ты же точно так же скрываешь свой дар ваткой с валерьянкой»!

    Потом, осознав причину своей болезни, я поделился с о. Власием: «Батюшка, когда на меня навалилась тяжесть человеческой злобы и клеветы, я помолился Богу, что лучше буду болеть…». А Батюшка, удивлённо глядя на меня, рассказал мне, что в своё время молился Богу с той же просьбой, а оказалось, что болезнь может быть разной – в том числе и онкологией… Батюшка закончил беседу словами: «Лучше не просить Бога что-то изменить, а принимать всё, что он нам даёт». Зная мои многочисленные скорби, клеветы и гонения, о. Власий не старался меня утешить как-то внешне. Он дал мне что-то большее и совершенное – некий духовный стержень, из-за которого всё становилось понятным и осмысленным: «Искуше́н быв, сможешь и искушаемым помощи́»! Прошли годы, и я убедился в справедливости слов старца. Я благодарю Бога за учёбу, плоды которой можно передать моим близким и прихожанам.

    Удивительны случаи Батюшкиной прозорливости. Со временем, я даже привык, что о. Власий с точностью воспроизводил те вопросы и рассказы, которые мы заготавливали по дороге в Боровск. Это всегда приводило слушателя в трепет – особое чувство Божия присутствия. Я всегда думал в такой момент: «Если Господь даёт такое ве́дение своему служителю, то как же Он нас проницает ежесекундно и ежедневно»? Многие люди, выходя из Батюшкиной кельи говорили, что побывали на Страшном Суде… Зная такой дар Батюшки, я не утруждал его подробностями повествования всяких обстоятельств, а спрашивал его примерно так: «Батюшка! Один человек спрашивает Вашего совета. Как ему поступить»? И Батюшка сразу начинал рассказывать нужное для вопрошающего.

    Не раз я думал, почему о. Власий не скрывает свой дар от приходящих, а сразу его обнаруживает. Ведь о. Ипполит Халин или о. Иоанн Миронов всегда пытались скрыть свой дар то юродством, то земной простотой и обычностью ответов. Мне приходит в голову такая мысль, что у о. Власия был поток людей, превышающий человеческие возможности. И ему приходилось не только общаться с приходящими к нему «без предисловий», но даже ограничивать время посетителей деревянным молоточком, по стуку которого Батюшкин келейник заводил в келью другого посетителя, а непонятливого выводил.

    Многие помнят, как Батюшка с порога встречал приходивших к нему шуточной песней или стихами. С одной стороны, о. Власий пытался подбодрить человека, отягощённого горем или болезнью. Но потом человек замечал, что стих или песня были подобраны не случайно, а адресованы именно этой жизненной ситуации. Я помню, как в один из моих первых приездов к Батюшке я всерьёз был озабочен вопросом о том, правильно ли я считаю своим святым покровителем преподобного Аркадия Новоторжского. Ведь в 90-е годы не было серьёзных календарей и святцев, а многие святые были канонизированы уже в 2000-е годы (как например, священномученик Аркадий Бежецкий). Я ещё только успел открыть дверь, как услышал Батюшкин голос: «А вот идёт Аркадий Новоторжский»!

 

Молитва Василия Великого

    Еще более пререкаемой темой, чем допустимость использования жребия является практика «отчиток» – так в народе называют «молебен об исцелении немощных, страдающих, обуреваемых и одержимых нечистыми духами». Например, упомянутый нами профессор Алексей Осипов называет экзорцизм «духовно опасным явлением», «насмешкой над духовной жизнью» и связывает его с магическими действиями. Несмотря на эти его слова (и мнения многих других известных людей), такая практика и поныне существует в монастырях Русской Церкви. Например, наши брянские старушки рассказывали мне, ещё молоденькому священнику,как они в давние годы ездили в Псково-Печёрский монастырь на отчитки. Впервые я познакомился с такой практикой в Рыльском Свято-Николаевском монастыре, который находится в Курской области. В 1999 году мы с моим другом – священником Антонием приехали к знаменитому на всю Россию старцу – архимандриту Ипполиту (Халину) за духовным советом. Мы тогда уже знали, что Батюшка много лет служил на Афоне, что он был экономом Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, и был членом Священного Кинота – соборного органа управления всеми монастырями Афона. Уже потом мы узнали, что наш любимый о. Власий в 90-е годы приезжал к о. Ипполиту за поддержкой и духовным советом.

    Приехав в монастырь, мы рассчитывали на беседу с Батюшкой. Мы тогда ещё не знали, что о. Ипполит немногословен, и никогда не говорит проповедей, а преподаёт «духовные уроки» неожиданными благословениями. Так вот, неожиданно для нас, Батюшка благословил нам идти в храм на «отчитку», и мы пошли. Большой монастырский храм был полон народа, и мы с о. Антонием подумали, что мы сейчас будем помогать служить иеромонахам, но нам объяснили, что мол, именно нам о. Ипполит и благословил служить молебен. Конечно же, мы в тот день понатерпелись страхов: и страха служить неизвестный нам чин в новом месте, и страха от увиденного, потому что некоторые одержимые громко кричали и испускали жуткие звуки. Вот так мы съездили к о. Ипполиту… После этого, в 2000-е годы мне пришлось несколько раз столкнуться на своих приходах со случаями одержимости, и послужить конкретному нуждающемуся благословлённый нам о. Ипполитом «чин». Однако, это было очень редко, и со временем я об этом забыл.

В 2016 году (уже после нашего возвращения в Петербург) я приехал к о. Власию с целым рядом вопросов. Например, наша сватья – Валентина – по старости болела психическими расстройствами, ипосле переезда из Брянской области мы не знали, что нам с ней делать (то ли забрать её к себе, то ли определить её в интернат). О. Власий, как и обычно, начал разговор первым: «О. Аркадий, а ты читаешь в храме для прихожан заклинательную молитву Василия Великого с копием»? Я ответил ему, что мол, нет, не читаю. Батюшка напористо продолжал спрашивать: «А почему ты не читаешь молитву Василия Великого»? Этим вопросом он вернул мою память к давнишней поездке в Рыльск, и я только тогда понял, что благословение о. Ипполита было не случайным. Когда же я стал спрашивать о. Власия о том, как нам быть с Валентиной, он ответил мне, чтобы мы взяли её к себе. На мой вопрос: «Асправимся ли мы с ней?», Батюшка ответил: «Справитесь. Вот будешь читать над ней молитву с копием, и справитесь»! Спустя небольшое время Батюшка благословил меня забрать к нам домой и моего больного отца, в 90-е годы ушедшего из семьи несмотря на предостережение о. Николая Гурьянова. Батюшка тогда сказал мне: «Передай отцу: возвращайся к матери. Мне тебя жаль…». Приехал к нам отец уже никому не нужный (новые родственники хотели отдать его в интернат на паллиативное отделение), в беспомощном состоянии – он уже не говорил, не ходил, да и психика была нарушена… Батюшкино благословение и молитва святителя Василия Великого помогли нам доходить двух наших старичков – Михаила и Валентину, спустя несколько лет ушедших в иной мир.

 

Подарки о. Власия

    По свидетельству многих Батюшкиных духовных чад, о. Власий не дарил «случайных» подарков, а старался сделать подарок не только памятным, но и назидательным. Конечно же, поначалу я, как и другие чада Батюшки, радовался, если он дарил мне что-то памятное – икону или книгу. И уже спустя годы мне пришла на ум простая мысль, что мы, как дети, должны взрослеть, и радовать духовными подарками своего отца, а не он нас…

    Ранее я уже описал дорогие для нас подарки – икону великомученика и целителя Пантелеимона и книгу святителя Григория Богослова «Песнопения таинственные». Но были и другие – менее понятные подарки. Например, когда я ещё служил в монастыре, Батюшка подарил мне икону преподобного дьякона Ахиллы Киево-Печерского. Сначала я подумал, что это намёк на моё служение в монастыре, но со временем это первое моё впечатление ушло и позабылось. А когда я переехал в Питер и начал служить в Ропше, интерес к иконе Ахиллы дьякона опять пробудился:спустя некоторое время о. Власий благословил переехать из Брянска и служить в Ропше моего знакомого дьякона – о. Александра Миркина. Потом дело пошло ещё интересней – на наш приход постоянно рукополагались ставленники, готовящиеся стать священниками, и продолжительное время служили дьяконами – о. Анатолий, о. Константин, о. Владимир. Постепенно к нашему приходу присоединился дьякон Алексей, а сейчас несколько наших семинаристов готовятся к дьяконству… А на аналое в алтаре лежит подарок о. Власия – икона Ахиллы дьякона.

    Есть и другие духовные подарки о. Власия, используемые для Богослужения: требное Евангелие и сейчас лежит в нашем храме на аналое для исповеди; вышитую золотом синюю сумочку для просфор я уже давно приспособил для дароносицы; а маленькую напрестольную плащаницу Спасителя с окружающими Его ангелами я оставил на память приходу архангела Михаила в г. Севске. Духовным подарком о. Власия я считаю икону преподобного Пафнутия Боровского, купленную мной в монастыре, и вот почему. Однажды, приехав в Боровск, я решил купить в храм красивую икону преподобного Пафнутия – ведь я часто обращался к нему и прикладывался к его мощам. В монастырской лавке такой иконы не оказалось, и свечница пошла поискать икону на склад.Её не было слишком долго, и накопилась большая очередь паломников. Когда наконец-то пришла свечница, она радостно объявила, что осталась всего лишь одна икона – видимо, именно для меня. Каково же было моё расстройство, когда я узнал, что стоимость иконы больше, чем я думал, и мне может не хватить денег на обратную дорогу. Но мне было неудобно, что я так задержал народ и свечницу, и я купил икону на последние деньги. Когда я спустился из лавки на улицу, ко мне подошли незнакомые люди, и дали мне столько денег, сколько стоила икона… Я воспринял её как дар преподобного Пафнутия по молитвам о. Власия.

    Удивительно, что Батюшка регулярно, почти каждый мой приезд к нему одаривал меня Почаевскими просфорами. При этом на всех наших приходах – как на Брянщине, так и в Ропше – нашими друзьями и помощниками были люди, которые были родом из Почаева. Они все годы привозили мне из Лавры подарки для приходов – иконы преподобного Амфилохия Почаевского (подвизавшегося в Лавре с 1925 по 1971 год), «стопочку» Богородицы, освящённое масло от Почаевских святынь. Особенно я проникся любовью к преподобному Амфилохию, когда узнал, что о. Иоанн Миронов в молодости просил советов преподобного Кукши Одесского – сотрудника преподобного Амфилохия, с 1951 по 1957 служившего в Почаевской Лавре. Во все годы я старался особенно почтить память преподобных Амфилохия и Кукши, и в дни их памяти служить Литургию. Уже потом я узнал, что о. Власий встречался с преподобным Кукшей Одесским, как и о. Иоанн Миронов.

    Иконы, которые о. Власий подарил мне, моей супруге и детям, как потом оказалось, тоже имели духовный смысл, который сразу нами не был понят, а со временем становится очевидным. Теперь я не сомневаюсь в том, что Батюшка видел судьбу каждого из нас, и хотел поддержать на нашем пути своим пророческим подарком.

 

Поговорки о. Власия

    Как я уже написал выше, Батюшка встречал многих из приходящих к нему Богомольцев песней, стихом или поговоркой. Многие такие поговорки я слышал от Батюшки много раз, и хочу сейчас вспомнить.

    «Не место красит человека, а человек место. На одном месте камень мохом обрастает, а человек – добрыми делами». О. Власий любил в людях постоянство, и всячески поощрял приходящих к постоянству. Особенно это относилось ко священству. Пройдя тяжёлые годы испытаний и гонений, Батюшка понимал, что единственной неотъемлемой ценностью священника являются его духовные дарования, а не иерархическое положение или знаменитый приход.

    «Сначала взял табак, потом пошёл в кабак, потом пошёл в бардак, и дело – кавардак»! Так о. Власий увещевал людей, не обращавших серьёзного внимания на духовную связь человеческих пороков и духовного кризиса, в который попадал человек незаметно для себя. При этом я неоднократно слышал, как Батюшка ругал курильщиков, и считал грех курения небезобидным и тяжёлым грехом, через который человек может лишиться многих духовных даров. Батюшка считал, что курильщик всегда склонен к унынию и другим тяжёлым грехам. Такое же отношение к греху курения я слышал от Натальи, племянницы старца –


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.