Нафанаил — апостол, в котором нет лукавства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Нафанаил — апостол, в котором нет лукавства

2022-10-11 38
Нафанаил — апостол, в котором нет лукавства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

«Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»

Иоан. 1:49.

 

Близкий товарищ Филиппа Нафанаил назван Варфоломеем во всех четырех перечнях Двенадцати. В Евангелии от Иоанна этот апостол упоминается как Нафанаил. Варфоломей — еврейская фамилия, которая означает «сын Толмея»[32]. Имя Нафанаил означает «Бог даровал». Итак, апостола зовут Нафанаил, Сын Толмея, или Нафанаил Бар-Толмей.

Синоптические Евангелия и книга Деяний не содержат информации о происхождении, характере или личности Нафанаила. Более того, каждая из этих книг только раз упоминает о Нафанаиле: в перечислении имен двенадцати апостолов. В Евангелии от Иоанна о Нафанаиле рассказывается только в двух отрывках: в 1-й главе, где описывается призвание апостола, и в 21-й главе, во 2-м стихе, где имя апостола упоминается среди тех, кто по воскресении Иисуса и перед Его вознесением возвратился в Галилею и пошел с Петром ловить рыбу.

Исходя из записанного в Евангелии от Иоанна (21:2), мы знаем, что Нафанаил был родом из маленького галилейского городка Кана. (Там Иисус совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино (см. Иоан. 2:11). Кана была расположена довольно близко к родному городу Иисуса Назарету.

Как мы узнали из предыдущей главы, сразу же после того, как Иисус нашел и призвал Филиппа, Филипп приводит к Иисусу Нафанаила. Очевидно, Филипп и Нафанаил были близкими друзьями, потому что во всех перечнях апостолов, данных в синоптических Евангелиях, имена Филиппа и Нафанаила стоят рядом. В истории ранней церкви, а также во многих преданиях об апостолах имена этих двух учеников также неразрывны. Вероятно, Филипп и Нафанаил дружили в течение всех лет следования за Христом. Эти два апостола всегда находятся рядом, но не как братья, подобно Петру и Андрею или Иакову и Иоанну, а как близкие товарищи.

Фактически, все, что нам известно о Нафанаиле Бар-Толмее, мы находим в описании его призвания стать учеником, в Евангелии от Иоанна. Не забывайте, что призвание апостола произошло в пустыне вскоре после крещения Иисуса, когда Иоанн Креститель указал на Христа, Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29). Андрей, Иоанн и Петр (и, возможно, Иаков) были призваны первыми (Иоан. 1:35–42). На следующий день, намереваясь идти в Галилею, Иисус нашел Филиппа и также призвал его стать учеником (Иоан. 1:43).

Из 45-го стиха (Иоан. 1) мы узнаем, что «Филипп находит Нафанаила». То ли их связывали чисто деловые взаимоотношения, то ли семейные или просто дружеские — Писание не говорит об этом. Однако Филипп, несомненно, был близко знаком с Нафанаилом и знал, что его заинтересует весть о том, что долгожданный Мессия найден. На самом деле Филипп не мог дождаться момента, когда поделится вестью с другом. Итак, он сразу же убедил Нафанаила и привел его к Иисусу.

Вероятно, Филипп нашел Нафанаила неподалеку от того места, где Филиппа нашел Сам Господь. Короткий рассказ о том, как Нафанаил пришел к Иисусу, ярко раскрывает характер апостола. Из описанного мы довольно много узнаем о том, каким человеком был Нафанаил.

Один поразительный факт о Нафанаиле явствует из того, как именно Филипп сообщил ему о Мессии: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоан. 1:45). Несомненно, истины Писания имели значение для Нафанаила. Филипп знал своего друга, он также знал, что Нафанаила заинтересует весть о том, что Иисус — Тот, о ком пророчествовали Моисей и пророки в Писании. Поэтому Филипп рассказал Нафанаилу о Мессии с точки зрения пророчеств Ветхого Завета. Сам факт того, что Филипп именно таким образом говорит Нафанаилу о Мессии, наводит на предположение, что Нафанаил знал ветхозаветные пророчества.

Возможно, упомянутый факт свидетельствует и о том, что друзья вместе изучали Ветхий Завет. По всей вероятности, будущие ученики пришли вместе в пустыню, чтобы послушать Иоанна Крестителя. Они оба были заинтересованы в том, чтобы исполнилось ветхозаветное пророчество. Филипп же, очевидно, знал, что новость об Иисусе обрадует Нафанаила.

Обратите внимание и на то, что Филипп не сказал своему другу: «Я нашел человека, у которого есть замечательный замысел для твоей жизни». Он также не говорил: «Я нашел человека, который поможет тебе поправить супружескую жизнь, решит твои личные проблемы и даст смысл твоей жизни». Нет, Филипп говорил о явлении Иисуса как об исполнении ветхозаветных пророчеств, он знал, что такая весть пробудит интерес Нафанаила. Прилежно и усердно изучая Ветхий Завет, Нафанаил уже искал божественную истину, стремился к ней.

Между прочим, все апостолы, за исключением Иуды Искариота, в большей или меньшей степени стремились к познанию божественной истины еще до встречи с Иисусом. Бог уже привлекал их к Себе Духом Своим. Сердца будущих апостолов уже были открыты к истине и переполнялись жаждой познания. Они искренне любили Бога, желали познать истину и принять Мессию. В этом будущие ученики совершенно отличались от религиозного мира того времени, мира, в котором доминировали лицемерие и напускное благочестие. Ученики же были искренними.

Вполне вероятно, что Филипп и Андрей долгими часами обдумывали и изучали Писание, исследовали Закон и Пророков, чтобы распознать истину о грядущем Мессии. Тот факт, что эти ученики хорошо знали Писания, объясняет их быстрый отклик на призыв Иисуса. В случае с Нафанаилом знание Писаний проявляется особенно. Он смог сразу же и безусловно принять Иисуса, потому что ясно понимал, что говорит о Нем Писание. Нафанаил знал обетования, поэтому, увидев их исполнение, сразу же все принял. Нафанаил знал Того, о Ком писали Моисей и пророки, и после кратчайшего разговора с Иисусом узнал в Нем Обещанного. Нафанаилу удалось узнать Иисуса, потому что он тщательно и усердно изучал Писания.

Филипп сказал ему: «…Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Имя Иисус довольно распространенное, на арамейском оно звучит как Иешуа. Это же имя дано было Иисусу Навину[33]. Имя несет в себе важный смысл: «Яхве — спасение» («Он спасет людей Своих от грехов их», Матф. 1:21). Фразу «сын Иосифов» Филипп использует подобно фамилии — Иисус Бар-Иосиф, точно так же, как и его друга звали Нафанаил Бар-Толмей. Так обычно называли людей. (Таким был еврейский эквивалент современных фамилий, таких как Джозефсон или Джонсон[34]. В течение всей истории людей называли подобным образом, то есть по полученной от отца фамилии).

Должно быть, в голосе Филиппа слышалось удивление. Он будто бы говорил: «Ты просто не поверишь, но Иисус, сын Иосифа, плотника из Назарета, и есть Мессия!»

 

Его предубеждения

 

В 46-м стихе (Иоан. 1) характер Нафанаила раскрывается дальше. Несмотря на то что он изучал Писания и стремился к истинному познанию Бога, несмотря на то что его серьезно занимали духовные вопросы, несмотря на то что он был верным, усердным и искренним в своем посвящении Божьему Слову, он все же оставался человеком. У Нафанаила были определенные предубеждения. Вот что он ответил Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Будущий ученик мог бы сказать: «Читая Ветхий Завет и изучая пророчества Михея, я узнал, что Мессия придет из Вифлеема (см. Мих. 5:2), а не из Назарета». Он также мог ответить: «Но Филипп, Мессия всегда ассоциируется с Иерусалимом, ведь Он будет править в Иерусалиме!» Однако глубокие предубеждения Нафанаила сквозят в сказанных им словах: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Возражение не было Библейским и обоснованно разумным; оно основывалось только лишь на эмоциях и нетерпимости. Слова Нафанаила ясно говорят о том, как этот ученик презирал город Назарет. Откровенно говоря, Кана также не была известным городом и до сего дня остается совершенно непримечательной. Если вы не желаете посетить место поклонения, где Иисус превратил воду в вино, то, вероятно, вам вообще не захочется посетить этот город. Кана находилась в стороне от торговых путей, в то время как Назарет располагался, по крайней мере, на их перекрестке. Путешествующие из Средиземноморья в Галилею шли через Назарет. Один из основных маршрутов, соединявших север и юг — Иерусалим и Ливан, — пролегал через Назарет. Никто не проходил через Кану, направляясь в другой город; Кана всегда оставалась в стороне.

Поэтому отсутствие чего-либо привлекательного в Назарете едва ли может полно объяснить предвзятость Нафанаила. В ответе этого ученика, возможно, отражено некое соперничество между жителями Каны и Назарета.

Назарет был не очень приятным городом. Жители были невежливыми и невежественными. (Сегодня ситуация почти не изменилась). Хотя Назарет и располагается в красивом месте — на склонах холмов Галилеи, — это не слишком запоминающийся город; а во времена Иисуса он был еще менее привлекательным. Иудеи свысока смотрели на всех галилеян, но даже сами галилеяне свысока смотрели на жителей Назарета. Нафанаил же просто выразил общее в те времена презрительное отношение галилеян к жителям Назарета, хотя сам был родом из еще более непритязательного городка. Нафанаил просто проявил региональную гордость, которая и сегодня может вызвать у жителя, скажем, Кливленда пренебрежительные отзывы о Баффало[35].

В этом случае мы снова видим, что Богу угодно работать с обычными, слабыми и презренными мира сего, чтобы посрамить сильное (1-е Кор. 1:27). Он призывает людей даже из самых незначительных городов и регионов. Бог может призвать человека с недостатками, ослепленного своими предубеждениями, и изменить его, сделать из него человека, через которого Он потом изменит мир.

Для Нафанаила было совершенно непостижимым, что Мессия придет из такого презренного города, как Назарет. Город был некультурным, испорченным, и жили в нем грешные люди. Нафанаил просто не ожидал, что из подобного места может прийти что-то доброе.

Предубеждения отталкивают. Обобщения, основанные на чувстве превосходства, а не фактах, могут ослабить нас духовно. Предубеждения мешают многим людям познать истину. В действительности большая часть иудеев отвергла Мессию из-за своих предубеждений. Они также не верили, что Мессия придет из Назарета. Также они совершенно не могли принять тот факт, что Мессия и все Его апостолы придут из Галилеи. Они насмехались над апостолами, называя их неотесанными галилеянами. Фарисеи подтрунивали над Никодимом: «И ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Иоан. 7:52). Им не нравилось то, что Иисус выступал против государственной церкви в Иерусалиме. Поэтому и религиозных вождей, и обычных посетителей синагог к отвержению Иисуса в какой-то мере подтолкнули их предубеждения. Так произошло даже в родном городе Иисуса. Жители высмеяли Иисуса, называя Его всего лишь сыном Иосифа (Лук. 4:22). К Божьему Сыну отнеслись непочтительно, ведь для них Он оставался только сыном плотника (Лук. 4:24). Более того, все прихожане в синагоге Назарета, в Его родной синагоге, были настолько преисполнены предубеждений против Него, что, выслушав лишь одно Его наставление, они попытались отвести Его на вершину горы и сбросить оттуда (Лук. 4:28, 29).

Народ израильский был исполнен предубеждений против Иисуса, потому что Он был галилеянином и назарянином. Его считали необразованным человеком, который не вписывался в установленный религиозный порядок. Особенно же они воспротивились Его учению. Предубеждения людей не позволили им понять Евангелие, они отказывались слушать Иисуса, потому что оставались слепыми поборниками своей культуры и мертвой религии.

Джон Буньян осознал опасность предубеждений. В своей известной аллегории «Духовная война» он рассказывает о том, как рать Эммануила приносит добрую весть городу Душа. Воины решили войти в город через ворота Слух, потому что «вера от слышания». Но Дьяволос, враг Эммануила и Его рати, хочет, чтобы город Душа остался пленником ада. Поэтому Дьяволос решает поставить на стражу ворот Слуха особого охранника. «Сторожем был назначен старик Предубеждение, ворчливый и всем недовольный». Буньян написал, что «в подчинение ему были даны несколько глухих горожан»[36].

Очень живое и точное описание того, как многим людям остаются недоступны истины Евангелия. Из-за собственных предубеждений они становятся глухими к ним.

Уши человека закрыты от истины Евангелия различными видами предубеждений: расовыми, социальными, религиозными. Именно из-за предубеждений большинство евреев остается глухими к вести о Мессии. Сатана назначил старика Предубеждение и его глухих подчиненных стражами ворот Слуха Израиля. Вот почему Иисус «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1:11).

Джон Буньян дал иллюстрацию глухоты. Апостол Павел воспользовался метафорой слепоты: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2-е Кор. 4:3–4). Оставшись глухими и слепыми из-за своих предубеждений, люди не поняли смысла Доброй Вести. Так происходит и по сей день.

Нафанаил жил в обществе, которое было порабощено предубеждениями и предрассудками. В действительности предубеждения присущи всем грешным людям. Мы высказываем свои предубеждения, предвзято судим об отдельных людях, о целых сословиях и даже обществах. Нафанаил, как и мы с вами, обладал подобной греховной наклонностью. Из-за своих предубеждений он сначала скептически отнесся к вести Филиппа о том, что Мессия пришел из Назарета.

К счастью, предубеждения Нафанаила не были настолько сильными, чтобы помешать ему принять Христа. «Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Иоан. 1:47). Вот правильный метод решения проблемы предубеждения: изложите факты. Предубеждения основаны на чувствах, они субъективны и необязательно отражают реальное положение вещей. Итак, справиться с предубеждениями поможет открытое рассмотрение объективной реальности, иными словами «пойди и посмотри».

И Нафанаил пошел. К счастью, предубеждение будущего апостола было не так сильно, как искреннее стремление к истине.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.