Он научился сохранять равновесие между страданиями и славой — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Он научился сохранять равновесие между страданиями и славой

2022-10-11 26
Он научился сохранять равновесие между страданиями и славой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже было замечено, в молодости апостол Иоанн жаждал славы и не желал страдать. Его стремление к славе проявляется в желании получить самый почетный престол; а нежелание страдать проявилось в тот момент, когда он вместе с остальными апостолами оставил Иисуса и бежал в ту ночь, когда Божьего Сына арестовали (Марк. 14:20).

Оба желания вполне понятны. Все-таки на горе Преображения Иоанн своими глазами видел изначальную славу Иисуса и дорожил обетованием Иисуса о будущей славе (Матф. 19:28–29). Как же ему было не стремиться к подобным благословениям? С другой стороны, ни один человек в здравом рассудке не станет наслаждаться страданиями.

По сути своей в желании Иоанна не было ничего греховного. Христос пообещал ему престол и наследие славы. Более того, я убежден, что, увидев славу Христа в полноте, мы наконец поймем, почему Его слава — величайшая награда на Небе. Только один взгляд на Иисуса в Его полной славе может компенсировать всю боль и страдания, перенесенные на земле (ср. Пс. 16:15; 1-е Иоан. 3:2). Следовательно, участвовать во славе Христа — стремление, подобающее каждому Божьему чаду.

Однако если мы желаем принять участие в Небесной славе, то также должны иметь желание разделить земные страдания. Таким было желание апостола Павла «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Филип. 3:10). Павел не говорит, что обладает каким-то мазохистским стремлением к страданиям, он просто осознает, что слава и страдания неразделимы. Те, кто стремится к славе, должны иметь желание переносить страдания.

Страдания — цена славы. Мы — «наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Иисус снова и снова повторял этот принцип: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф. 16:24–25). «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире этом сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан. 12:24–25).

Страдания — прелюдия славы. Наши страдания за веру служат предвосхищением грядущей славы (1-е Пет. 1:6–7). К тому же «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Между тем стремящиеся к славе должны сохранять равновесие между готовностью и желанием пострадать.

Всем ученикам необходимо было усвоить этот урок. Не забывайте, что они все желали занять почетные престолы во славе. Иисус же сказал, что такие престолы дорогого стоят. Те престолы приготовлены не просто для смиренных, но для тех, кто прежде всего перенес страдания в смирении. Вот почему Иисус сказал Иакову и Иоанну, что, прежде чем они смогут получить какой-либо престол, им нужно будет «пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь» (Марк. 10:38).

С какой наивной горячностью братья заверили Христа, что смогут пить из Его чаши и креститься крещением страданий! «Они отвечали: можем» (Марк. 10:39). В тот момент Иаков и Иоанн понятия не имели, на что вызвались. Они, подобно Петру, гордо заверяли, что последуют за Иисусом даже до смерти, но когда пришел этот час, они, оставив Иисуса, убежали.

К счастью, Иисус не наказывает после таких неудач. В ночь предательства и ареста Иисуса убежали все одиннадцать апостолов. Однако позже каждый из них возвратился ко Христу, и в конечном итоге каждый научился с готовностью принимать страдания ради Господа.

В действительности же каждый апостол, за исключением Иоанна, страдал и умер за веру. Один за другим апостолы умирали мученической смертью в расцвете лет. Только Иоанн дожил до преклонных лет. Он страдал, но не так, как другие. Апостол переносил боль и гонения еще долгие годы, в то время как остальные апостолы уже пребывали со Христом во славе.

В ночь ареста Иисуса Иоанн, возможно, начал понимать, насколько горька та чаша, которую ему предстоит выпить. Из его описания суда над Иисусом мы узнаем, что он вместе с Петром последовал за Учителем в дом первосвященника (Иоан. 18:15). Там апостол видел, как Его связали и били. Насколько мы знаем, из всех учеников только Иоанн стал очевидцем распятия Христа. Он находился довольно близко ко кресту Иисуса и хорошо видел Его (Иоан. 19:26). Наверное, апостол видел, как римские воины вбивали гвозди в руки Господа, а затем один воин проткнул бок Иисуса копьем. Видя все это своими глазами, Иоанн, возможно, вспомнил, что согласился принять участие в подобном крещении. А если так, то апостол, несомненно, сразу же осознал, сколь страшной была чаша, которую он так легко согласился выпить!

Когда Иаков, брат Иоанна, стал первым мучеником церкви, Иоанн глубже других переживал утрату. Когда апостолы становились мучениками один за другим, Иоанн с каждой утратой переносил все больше горя и боли. То были его друзья и товарищи. Вскоре Иоанн остался один. В некотором смысле такое страдание могло быть самым болезненным.

В сущности, все надежные источники истории ранней церкви утверждают, что Иоанн стал пастором церкви, которую Павел основал в Эфесе. Именно оттуда во времена великих гонений на церковь, начатых римским императором Домицианом (братом и наследником Тита, который разрушил Иерусалим), Иоанн был изгнан в ссылку на остров Патмос, один из двенадцати островков, расположенных в Эгейском море недалеко от западного побережья современной Турции. На острове апостол жил в пещере. Там он получил и записал пророческие откровения, описанные в книге Откровение (ср. Откр. 1:9). Я посетил пещеру, в которой, как предполагается, Иоанн жил и записал Апокалипсис. В пещере были довольно суровые условия для жизни престарелого человека. Апостол был отрезан от всех дорогих сердцу людей; к нему относились постыдно и жестоко; он должен был спать на каменной плите, вместо подушки ему также служил камень, а годы, тем временем, шли медленно.

Но Иоанн научился с готовностью переносить страдания. Ни в своих посланиях, ни в книге Откровение он не жалуется на свои страдания. Вполне ясно, что книгу Откровение апостол писал в крайних лишениях. О своих переживаниях Иоанн упоминает лишь вскользь, называя себя «брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откр. 1:9). Обратите внимание, как наряду со «скорбями» Иоанн пишет о терпении, которое помогло ему с готовностью переносить страдания. Он спокойно ожидал того дня, когда примет участие в обещанной славе в Царстве. Вот правильное равновесие и здоровый взгляд на будущее! Апостол научился видеть то, что стоит за земными страданиями, и ожидать небесной славы.

Иоанн уловил истину. Он усвоил урок. Он могущественным образом постиг суть Христа и стал наилучшим человеческим примером того, какой должна быть праведность, каким должен быть характер, подобный характеру Христа.

Убедительное доказательство этому мы видим в картине распятия. Не забывайте, что Иоанн — единственный из апостолов, как свидетельствуют библейские повествования, стал очевидцем распятия. Сам Иоанн описывает тот момент, когда Иисус взглянул со креста и увидел Свою мать Марию вместе с сестрой, другой Марией (женою Клеопы), Марию Магдалину и его, Иоанна (Иоан. 19:25). Вот что пишет апостол: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! вот, сын Твой. Потом говорит ученику: вот, Матерь твоя! И с этого времени ученик этот взял Ее к себе» (Иоан. 19:26–27).

Бесспорно, Иоанн усвоил все необходимые ему уроки. Он научился быть смиренным, любящим слугой, иначе Иисус не поручил бы ему заботу о Своей матери. Петру Иисус сказал: «Паси овец Моих» (Иоан. 21:17). Иоанну Он сказал: «Заботься о Моей матери». Несколько свидетелей истории ранней церкви пишут, что Иоанн не покидал Иерусалима и не переставал заботиться о Марии до самой ее смерти.

Иоанн напоминает мне многих выпускников семинарии, включая и меня самого в молодости. Вспоминаю те дни, когда я закончил обучение. Я был наполнен познанием истины до предела, но мне не хватало терпения. Во мне поднималось сильное искушение влететь в церковь, изрекать истины и ожидать незамедлительного отклика. Мне необходимо было научиться терпению, сдержанности, милосердию, прощению, кротости, состраданию — словом, всему, что свойственно любви. Смелость и пыл — прекрасные черты, но любовь должна уравновешивать их. Апостол Иоанн служит превосходным примером для таких молодых людей, каким был я.

Может показаться удивительным, что Иисус любил человека, который хотел низвергнуть огонь на самарян. К тому же Он любил человека, которого неотступно преследовало желание достичь высокого и почетного положения; человека, который, оставив Его, убежал и не пожелал страдать ради Него. Но Своей божественной любовью Иисус сделал Иоанна совершенно другим человеком; человеком, который показал пример любви, подобной любви Христа.

Ранее мы уже говорили о том, что слово «истина» упоминается в Евангелии и посланиях от Иоанна около сорока пяти раз. Но примечателен также тот факт, что слово «любовь»[27] упоминается более восьмидесяти раз. Несомненно, апостол научился сохранять равновесие, о котором учил его Христос. Он научился любить других так, как Господь возлюбил его. Любовь стала символом и центром истины, о которой так заботился Иоанн.

По сути, богословие Иоанна можно лучше всего определить как учение о любви. Иоанн учит тому, что Бог есть Бог любви, что Бог возлюбил Своего Сына, что Бог возлюбил мир, что Христос любил Отца, Христос любил Своих учеников, что ученики любили Христа, что все люди должны любить Христа, что мы должны любить друг друга и что любовь есть исполнение закона. Такой была основная тема богословия апостола.

Однако при этом любовь Иоанна никогда не переходила в снисходительную сентиментальность. До конца своей жизни апостол оставался пылким поборником истины. Он не утратил нетерпимости ко лжи. В своих посланиях, написанных почти в конце жизни, он громогласно обличает ложные учения о Христе, заблуждения, грех и безнравственность. В этом смысле Иоанн оставался «сыном грома» до конца своих дней. Думаю, Господь знал, что самым влиятельным защитником любви должен быть человек, который никогда не идет на компромисс в вопросах истины.

«Свидетельство»[28] — еще одно излюбленное слово апостола Иоанна. Он употребляет его более семидесяти раз. Апостол ссылается на свидетельство Иоанна Крестителя, свидетельство Писаний, свидетельство Отца, свидетельство Христа, свидетельство чудес, свидетельство Святого Духа и свидетельство апостолов. В каждом случае то были свидетели истины. Итак, любовь апостола Иоанна к истине осталась непоколебимой.

В сущности, я уверен, что Иоанн «возлежал у груди Иисуса» (Иоан. 13:23) не только потому, что наслаждался чистой божественной любовью Господа, но также и потому, что хотел услышать каждое слово истины, исходившее из уст Христа.

Как записано в большинстве источников, Иоанн умер в 98-м году после Рождества Христова, во время правления императора Траяна. В толковании послания к Галатам Иероним[29] пишет, что в последние дни жизни апостол Иоанн был настолько слаб, что его приносили в церковь. В наставление апостол постоянно повторял одну фразу: «Дети, любите друг друга». На вопрос, почему он постоянно повторяет эти слова, Иоанн ответил: «Сия заповедь Господа, если только она исполняется, этого вполне достаточно».

Итак, галилейские рыбаки — Петр, Андрей, Иаков и Иоанн — стали превосходными «ловцами человеков», приводя много душ в церковь. Свидетельствуя через Евангелия и послания, они в каком-то смысле все еще забрасывают сети в море этого мира; они все еще приводят множество людей ко Христу. И хотя ученики были простыми людьми, их призвание оказалось очень необычным.

 

 

Филипп — апостол-счетовод

 

 

«Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу»

Иоан. 6:7.

 

В четырех перечислениях имен апостолов, записанных в Библии, имя Филиппа идет четвертым по очереди. Как мы уже говорили во 2-й главе, данный факт, очевидно, означает, что Филипп возглавлял вторую четверку учеников. Что касается библейских повествований, Филипп играет в них менее значимую роль по сравнению с учениками первой группы, тем не менее его имя упоминается в описании нескольких событий. Поэтому его личность выделяется среди Двенадцати.

Греческое имя Филипп означает «друг лошадей». Должно быть, у апостола также было иудейское имя, ведь все двенадцать апостолов были иудеями. Однако иудейское имя Филиппа не записано в Писании. После триумфальных побед Александра Македонского (в 4-м веке до н. э) греческая цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, и многие жители Среднего Востока переняли греческий язык, греческую культуру и греческие традиции. Таких людей называли «эллинами» (ср. Деян. 6:1). Возможно, Филипп был родом из семьи иудеев-эллинов. По традиции у апостола также должно было быть и еврейское имя, но по неизвестным нам причинам он использовал исключительно свое греческое имя. Поэтому апостол известен нам как Филипп.

Не путайте апостола с диаконом Филиппом, о котором мы читаем в 6-й главе книги Деяний (диакон стал благовестником и привел ко Христу эфиопского евнуха). Апостол Филипп — совершенно другой человек.

Апостол «был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром» (Иоан. 1:44). Так как все ученики были богобоязненными иудеями, Филипп, наверное, посещал ту же синагогу, что и Петр с Андреем. Так как Петр и Андрей были знакомы с сыновьями Зеведеевыми, можно предположить, что Филиппом знал всех четырех учеников первой группы. Существует также довольно верное библейское свидетельство о том, что Филипп, Нафанаил и Фома были Галилейскими рыбаками, потому что в 21-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем, что после воскресения Иисуса апостолы возвратились в Галилею, и Петр сказал: «Иду ловить рыбу» (Иоан. 21:3). Тогда все ответили ему: «Идем и мы с тобою» (Иоан. 21:3). Из 2-го стиха 21-й главы Евангелия от Иоанна мы узнаем, что среди тех, кто решил возвратиться к рыбной ловле, были «Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его». Наиболее вероятно, что двумя неназванными учениками были Филипп и Андрей, потому что во всех других ситуациях эти апостолы находились вместе с названными во 2-м стихе 21-й главы Евангелия от Иоанна.

Если все семеро упомянутых учеников были профессиональными рыболовами, вполне вероятно, что все они были друзьями и бок о бок трудились еще задолго до того, как последовали за Христом. Это говорит о том, насколько тесно были связаны между собой апостолы, включая и тех, кто принадлежал к более тесному кругу Иисуса: почти все были родом из одного небольшого региона, вероятнее всего, занимались одним делом, возможно, знали друг друга и сдружились еще до того, как стали учениками.

В какой-то степени подобное положение вещей удивляет. Возможно, следовало ожидать от Иисуса другого подхода к избранию Двенадцати. Ведь Он избирал учеников для выполнения огромнейшей задачи: стать Его апостолами, Его представителями после того, как Он оставит землю; стать людьми, обладающими всеми полномочиями говорить и действовать от Его Имени. Зная это, можно подумать, что Божий Сын обойдет всю землю, чтобы найти самых одаренных и подходящих людей. Но вместо этого Иисус избирает небольшую группу рыбаков; группу разных и в то же время обычных людей, не обладающих какими-либо исключительными талантами и способностями, людей, которые уже знали друг друга. Избрав их, Он как бы сказал: «Они подойдут».

На самом деле Иисус предъявил им только одно требование — быть готовыми и открытыми. Он Сам приблизит их к Себе, обучит их, наделит дарами и силой трудиться для Него. Избранные должны были проповедовать учение Иисуса и совершать чудеса Его силой, именно поэтому те суровые и необученные рыбаки намного лучше подходили для задания Христа, чем группа блестяще одаренных людей, которые попытались бы выполнить задачу, опираясь на свои таланты. К тому же иногда даже те избранные рыбаки вели себя, как «примадонны». Итак, возможно, одной из причин, почему Христос избрал и призвал эту группу рыбаков, стал тот факт, что они были уже знакомы и уживались друг с другом. В любом случае, избрав Петра, Андрея и Иоанна, Иисус находит и призывает Филиппа, жителя того же поселения, родом из которого были Петр и Андрей.

Что же мы знаем о Филиппе? Матфей, Марк и Лука не дают никаких подробностей о нем. Все, что касается Филиппа, записано в Евангелии от Иоанна. Именно из этого текста мы узнаем, что Филипп был совершенно не таким, как Петр, Андрей, Иаков или Иоанн. Апостол Иоанн часто пишет о Филиппе и Нафанаиле (известном еще как Варфоломей) вместе, поэтому мы можем предположить, что эти двое были товарищами. Однако Филипп как-то своеобразно отличается даже от своего близкого друга. Он совершенно уникален среди всех учеников.

Складывая вместе некоторые детали, изложенные апостолом Иоанном, создается впечатление, что Филипп служит классическим примером «человека с техническим складом ума». Он был человеком «фактов и цифр» — его отличали владение точной информацией и практическое мышление. Он проявлял склонности ворчуна и пессимиста, узость восприятия. Иногда он не видел всей картины в целом. Зачастую не мог отделаться от желания искать причины, по которым невозможно выполнить ту или иную задачу, вместо того чтобы попытаться найти путь справиться с заданием. Филипп был склонен вести себя, как прагматик и циник, а иногда даже как пораженец, вместо того чтобы стать человеком видения.

 

Его призвание

 

Впервые мы читаем о Филиппе во 2-й главе Евангелия от Иоанна. Иисус находит его на следующий день после призвания Андрея, Иоанна и Петра. Вы помните, что первых трех учеников Иисус призвал в пустыне, где они сидели у ног Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель указал ученикам на Мессию, тогда они оставили его и последовали за Иисусом.

Апостол Иоанн пишет: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Иоан. 1:43). Вероятно, до возвращения в Галилею Филипп также был в пустыне, слушая Иоанна Крестителя; Иисус нашел его и пригласил присоединиться к другим ученикам.

С большей или меньшей степенью уверенности можно сказать, что Петр, Андрей и Иоанн (наверное, как Иаков) сами нашли Иисуса. А точнее, Иоанн Креститель направил их к Иисусу. В данном же случае мы читаем, что Сам Иисус искал и нашел одного из учеников.

Нельзя сказать, что Он не находил и не призывал остальных по Своей суверенной воле. Более того, мы знаем, что Иисус избрал их всех еще до создания мира. Иисус сказал (см. Иоан. 15:16): «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас». Однако само описание избрания Филиппа совершенно отличается от описания избрания остальных апостолов. Филипп стал первым, кого Иисус искал и кому непосредственно сказал: «Иди за Мною».

Довольно примечателен тот факт, что в конце Своего земного служения Иисус должен был сказать Петру: «Иди за Мною» (Иоан. 21:19, 22). Видимо, Петру необходима была такая поддержка после того, как он оступился в ночь отречения от Иисуса. Но Филипп первым услышал такое повеление Иисуса и послушался. С самого начала Иисус искал Филиппа. Он нашел его и пригласил следовать за Ним. Филипп же оказался горячим и исполнительным учеником.

Вполне очевидно, что в своем сердце Филипп уже искал истину и стремился к ней. Конечно же, такое ищущее сердце служит доказательством тому, что Бог Сам в Своей суверенной воле приближает человека к Себе, как и сказал Иисус: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Иоан. 6:44); и далее: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан. 6:65).

Стремления в сердце Филиппа проявились в его отклике на призыв Иисуса. «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоан. 1:45). Очевидно, Филипп и Нафанаил, как и первые четверо учеников, изучали Закон и Пророков и искали Мессию. Вот почему они пошли в пустыню искать Иоанна Крестителя. Поэтому, когда Иисус пришел к Филиппу и сказал: «Иди за Мною», — глаза, уши и сердце Филиппа уже были открыты, он готов был идти.

Обратите внимание на нечто интересное в словах Филиппа, обращенных к Нафанаилу: «Мы нашли Того…» Что касается Филиппа, можно сказать, что это Мессия нашел Его, а не он Мессию. Вот вам классический пример спорного вопроса о суверенном избрании Бога и выборе человека. Призвание Филиппа служит прекрасной иллюстрацией гармоничного сочетания обоих аспектов. Господь нашел Филиппа, Филипп же ощутил, что нашел Господа. И тот и другой аспект верны с человеческой точки зрения. Но с точки зрения Библии, мы знаем, что выбор Бога является определяющим. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Иоан. 15:16).

Однако с человеческой точки зрения (с точки зрения Филиппа), поиски апостола завершены. По милости Божьей он был верным и праведным искателем истины. Филипп был предан Божьему Слову; он верил в ветхозаветные обетования о Мессии. Теперь же он, апостол, нашел Его, вернее, его, апостола, нашел Мессия.

Филипп обладал не только ищущим сердцем, но и задатками благовестника. Откликнувшись на призыв Иисуса, апостол первым делом находит своего друга Нафанаила и рассказывает ему о Мессии.

Кстати, я убежден, что дружба служит самой плодородной почвой для благовестия. Когда в уже сложившиеся взаимоотношения любви и доверия входит Христос, это производит сильный эффект. Складывается впечатление, что, как только человек становится истинным последователем Христа, сразу возникает желание найти своего друга и познакомить его со Христом. Такое стремление проявляется и в желании Филиппа найти своего друга Нафанаила и рассказать ему о Мессии.

В словах Филиппа слышится изумление тем фактом, Кто Мессия. Тот, о Ком писал Моисей, Тот, о Ком предсказывали пророки, — не кто иной, как «Иисус, сын Иосифов, из Назарета», скромный сын плотника.

Как мы узнаем из следующей главы, Нафанаил сначала пришел в замешательство. «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46). Вифсаида располагалась немного севернее Назарета, но тот и другой город находились в Галилее на небольшом расстоянии друг от друга. Сам Нафанаил был родом из Каны (Ин. 21:2), которая расположилась на севере от Назарета.

Во всех аспектах Назарет занимал более важное место, чем Кана, поэтому могло возникать соперничество между двумя упомянутыми городами, которое выражалось в скептицизме по отношению всему, что относилось к Назарету.

Филипп же смело отвечал: «Пойди и посмотри» (Иоан. 1:46). Поражает то, с какой легкостью Филипп поверил. Говоря по-человечески, никто не приводил Филиппа к Иисусу. Апостол был подобен Симеону, который ожидал «утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лук. 2:25). Он знал ветхозаветные пророчества. Он ожидал их исполнения. И он с радостью, без каких-либо колебаний, принял Иисуса как Мессию. Никакого сопротивления. Никакого недоверия. В каком бы захудалом городе ни вырос Мессия, для Филиппа это не имело никакого значения. Увидев Иисуса, он сразу же понял, что его поиски завершены.

Честно говоря, такое поведение совсем не свойственно характеру Филиппа, но здесь мы видим, как прекрасно Господь подготовил сердце будущего апостола. Следуя присущим ему склонностям, Филипп, возможно, остановился, засомневался, начал задавать вопросы, выжидать и наблюдать. Как мы с вами знаем, апостол обычно не проявлял решимость. Но, к счастью, в данном случае Отец уже привлек его ко Христу. Иисус же сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» (Иоан. 6:37; курсив автора).

 

Насыщение пяти тысяч

 

Далее мы видим Филиппа в эпизоде, описанном в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Это история о насыщении пяти тысяч. На этот эпизод мы ссылались в первой главе данной книги. Немного детальнее мы рассмотрели его в 3-й главе, когда говорили о жизни и характере Андрея. Теперь мы еще раз возвращаемся к насыщению пяти тысяч, но на этот раз посмотрим на все это глазами Филиппа. Здесь мы видим Филиппа таким, каким он был на самом деле. Мы уже знаем, что он изучал Ветхий Завет, буквально истолковал его и поверил в Мессию. Поэтому, когда Мессия пришел к Филиппу и сказал: «Иди за Мною», будущий ученик сразу же принял Иисуса и без колебаний последовал за Ним. Так проявилась духовная сущность Филиппа. Он обладал верным сердцем. Он был человеком веры. Однако зачастую проявлял себя как человек слабой веры.

Здесь начинает просматриваться личность апостола. В своем Евангелии Иоанн пишет о том, что множество народа искали Иисуса и нашли Его вместе с учениками у подножия горы. Как уже упоминалось в 1-й главе данной книги, число пять тысяч не соответствует размеру той толпы. В Евангелии от Иоанна (6:10) говорится, что в толпе присутствовали пять тысяч мужей[30]. Должно быть, среди того множества находилось еще несколько тысяч женщин и детей. (Думаю, что число десять или двадцать тысяч нельзя считать нереальным). В любом случае, масса людей была просто огромной. В Евангелии от Матфея (14:15) говорится, что приближался вечер. Людям необходимо было поесть.

Иоанн пишет: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Почему Иисус задал вопрос именно Филиппу? Иоанн говорит и об этом: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Иоан. 6:6). Очевидно, Филипп был распорядителем среди апостолов, иными словами — счетоводом. Вероятно, апостол отвечал за снабжение продуктами и другими необходимыми вещами. Мы знаем, что Иуда был ответственным за финансы (Иоан. 13:29), поэтому вполне разумно назначить еще одного ответственного за приобретение и распределение питания и других необходимых вещей. Такое занятие, несомненно, подходило Филиппу. То ли официально, то ли неофициально, он всегда заботился об организации и правилах дипломатического этикета. Он был подобен человеку, который на каждом заседании говорит: «Не думаю, что это в наших силах». Иными словами, Филипп напоминал «специалиста по невозможному».

Итак, Иисус испытывал Филиппа, но не для того, чтобы узнать его точку зрения; Иисус уже знал ее (ср. Иоан. 2:25). Иисус также не просил его составить план действий в такой ситуации; Иоанн пишет, что Божий Сын уже знал, что желает совершить. Иисус испытывал Филиппа, чтобы сам Филипп понял, каков он на самом деле. Вот почему Божий Сын обратился именно к этому ученику, к человеку с задатками распорядителя (администратора), и спросил: «Как ты предлагаешь накормить этот народ?»

Конечно, Иисус точно знал, о чем думал Филипп. Думаю, апостол уже начал считать людей. Когда народ только начал собираться, он уже делал подсчеты. День клонился к вечеру; масса народа была просто огромной; люди были голодны. Найти пропитание в те времена было делом нелегким. У подножия горы не располагалась сеть ресторанов быстрого обслуживания. Итак, когда Иисус задал Свой вопрос, у Филиппа уже были готовы расчеты: «Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Иоан. 6:7). Вероятно, ученик, увидев народ, начал размышлять над тем, как трудно будет достать пищу. Вместо того чтобы радоваться: «Какой превосходный случай! Иисус будет учить такое множество народа! Какая прекрасная возможность для Господа!», через призму своего пессимизма в этой ситуации Филипп видел лишь невозможное.

Филипп был очевидцем того, как Господь превратил воду в вино (Иоан. 2:2). До этого момента он много раз видел, как Иисус исцелял людей, как Своими чудесами Иисус создавал и возрождал. Но когда Филипп увидел огромную толпу, его стали одолевать сомнения. Когда же Иисус испытал веру апостола, он (Филипп) ответил с явным неверием. Это невозможно!

С человеческой точки зрения, можно сказать, что Филипп прав. Один динарий в среднем получал работник за день (ср. Матф. 20:2). Иными словами, на нужды всех учеников (по крайней мере, на нужды Двенадцати, а может, и большего числа учеников) набралась сумма, которая не превышала плату поденщика за восемь месяцев. Сумма небольшая, учитывая все, что необходимо для пропитания и проживания самих учеников. Имея такую мизерную сумму, невозможно было обеспечить большую массу людей даже самой скудной пищей. Возможно, Филипп думал: «За один динарий можно купить двенадцать пшеничных хлебцев. Ячменные хлебцы дешевле. Так, за один динарий можно купить двадцать ячменных хлебцев. Если поделить все хлебцы пополам… Нет, все равно это невозможно». Апостол уже подсчитал, что четырех тысяч ячменных хлебцев не хватит на всех. Он размышлял пессимистично, прагматично и анализировал очень меркантильно и приземлено.

Один из важнейших и неотъемлемых аспектов руководства — предвидение; это особенно относится к тем, кто служит Христу. Филиппа же одолевали земные вопросы, поэтому он совсем не находил возможностей решить насущную проблему. Он слишком хорошо знал математику, чтобы попытаться что-либо предпринять. Реальность фактов затмила веру. Филипп почувствовал такое затруднение, что совершенно забыл о сверхъестественных возможностях, которыми обладал Иисус. Его захватили здравые расчеты, и он не видел выхода из создавшегося положения. Филиппу следовало бы сказать: «Господь, если Ты желаешь накормить народ, тогда накорми их. Я просто отойду в сторону и буду смотреть, что делаешь Ты. Я знаю, что Ты можешь накормить народ, Господь. Ты превратил воду в вино на свадьбе в Кане и кормил Своих детей манной в пустыне. Мы повелим народу стать рядами, а Ты просто создай пищу». Таким был бы правильный ответ. Но Филипп был убежден, что ничего нельзя сделать. Он совершенно забыл о безграничной, сверхъестественной силе Христа.

С другой стороны, Андрей, казалось, видел проблеск надежды. Он нашел мальчика, у которого было две рыбки и пять ячменных хлебцев, и привел его ко Христу. Вера Андрея также столкнулась с трудной задачей: слишком уж много необходимо было пищи. Вот что Андрей сказал Иисусу: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Иоан. 6:9). Либо Андрей еще питал слабую надежду на то, что Иисус хоть что-нибудь сделает, либо на него повлиял пессимизм Филиппа, и Андрей поддержал мысль о том, что проблему решить невозможно.

Так или иначе, Филипп утратил возможность получить награду за веру; поступок же Андрея (который проявил малую веру) заслужил уважение. Позже Иисус учил учеников: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Матф. 17:20).

Филиппу необходимо было усвоить этот урок. Ему все казалось невозможным. Апостолу необходимо было отказаться от меркантильных, прагматичных переживаний и научиться овладевать сверхъестественным потенциалом веры.

 

Посещение эллинов

 

В 12-й главе Евангелия от Иоанна мы видим еще одну сторону характера Филиппа. И вновь проглядывает его чересчур аналитический ум. Его слишком беспокоили методы и правила этикета. Ему не хватало смелости и видения. Поэтому апостол был очень застенчивым и робким. Когда у Филиппа снова появляется возможность сделать шаг веры, он упускает ее.

В Евангелии от Иоанна (12:20–21) написано: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса». Те люди, пришедшие в Иерусалим поклониться Богу в праздник Пасхи, были либо боящиеся Бога язычники, либо прозелиты[31], полностью принявшие иудаизм. То была заключительная ветхозаветная Пасха, во время которой будет заклан Сам Иисус, Агнец Божий. Божий Сын шел в Иерусалим, чтобы умереть за грехи всего мира.

Эллинов, о которых мы читаем, очень интересовала личность Иисуса. И они подошли конкретно к Филиппу. Возможно потому, что апостол носил греческое имя, эллины подумали, что лучше всего подойти к нему. А может быть, они узнали, что он был распорядителем среди учеников, то есть тем, кто совершал все необходимые дела от имени учеников. И снова мы видим, что Филипп — то ли официально, то ли неофициально — действительно нес на себе ответственность распорядителя. Поэтому пришедшие эллины подошли именно к нему с просьбой организовать для них встречу с Иисусом.

Филипп, человек с типичными задатками администратора, наверное, провернул в голове все, что касалось правил этикета и проведения подобных мероприятий. (Если бы апостол был похож на многих знакомых мне управляющих, то, возможно, у него имелось бы пособие по правилам поведения и он настаивал бы на тщательном и точном исполнении правил). Каким-то образом эллины узнали, что Филипп знал правила и порядок, поэтому и попросили его устроить им встречу с Иисусом.

Просьба не была трудновыполнимой. Однако Филипп, кажется, не знает, что ему делать с эллинами. Если бы он мог просмотреть «пособие по вопросам отношений язычников с Иисусом», то наверняка заметил бы, что, высылая учеников на служение, Иисус сказал: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:5–6). В другой ситуации Иисус говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24).

Запрещал ли упомянутый принцип язычникам знакомиться с Иисусом? Конечно же, нет. Иисус просто объяснял приоритеты Своего служения: «…во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим. 2:10). Упомянутый принцип был общим и отнюдь не являлся нерушимым законом. Было вполне очевидно, что Иисус послужил и эллинам, и другим язычникам. Самарянке Он сам открыл истину о том, что Он — Мессия. Хотя служение Иисуса прежде всего было сосредоточено на Израиле, Он все равно стал Спасителем всего мира, не только иудеев. «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:11–12).

Но такие люди, как Филипп, не принимают во внимание общие практические принципы; каждое правило у таких людей должно быть твердым и нерушимым. В «пособии» не был изложен порядок представления эллинов Иисусу. Филипп же не был готов сделать то, что не отвечало условностям.

Тем не менее его сердце было добрым. Поэтому он отвел эллинов к Андрею; Андрей же привел бы к Иисусу любого человека. Итак, «Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (Иоан. 12:22). Ясно, что Филипп не был решительным человеком. До этого момента не было прецедента знакомства язычников с Иисусом, поэтому, прежде чем что-либо предпринимать, апостол заручился поддержкой Андрея. Таким образом, никто не обвинит Филиппа в нарушении правил или этикета. К тому же Андрей всегда приводил людей к Иисусу. Если кто-то и возразит, тогда вина падет на Андрея.

Мы можем с уверенностью сказать, что Иисус с радостью принял эллинов. Он Сам говорил: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). В 12-й главе Евангелия от Иоанна ничего не говорится о встрече Иисуса с эллинами, изложен лишь разговор, который произошел как раз в то время.

 

«Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:23–26).

 

Если говорить кратко, Иисус возвестил эллинам Евангелие и пригласил их стать Его учениками.

Правильно ли поступили апостолы, когда привели эллинов к Иисусу? Абсолютно правильно. Сам Иисус призывает всех приходящих пить из источника жизни (Откр. 22:17). Апостолы поступили бы совершенно неправильно, если бы отказали эллинам в просьбе. Скорее всего, Филипп понимал это сердцем, даже несмо


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.