Социально – культурной реабилитации для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Социально – культурной реабилитации для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

2022-10-05 54
Социально – культурной реабилитации для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУГА ЧУДЕС»

Отделение социальной реабилитации

 

Пояснительная записка

Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания детей в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Главной целью проектирования досуговой программы является решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников; освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности детей. В досуговой программе ведущим видом является творческая деятельность.

Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру обучающихся.

Социальная реабилитация детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья - важнейшая задача работы отделения социальной реабилитации. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных, а главное, видимых по конечному результату форм реабилитации является социально-культурная, а именно та ее часть, которая включает творческую деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и досуговых мероприятий.

У детей, поступающих в отделение, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка.

Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников отделения была разработана данная программа, которая позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через основные виды музыкально-сценической, игровой и творческой деятельности.

Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга получателей социальных услуг, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребенка в социальную среду.

 

Задачи:

1. Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.

2. Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.

3. Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации детей и молодых людей с ограниченными возможностями.

4. Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении.

5. Воспитание эмоционально-нравственных качеств.

6. Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры.

7. Профилактика негативных явлений.

8. Формирование системы традиционных досуговых мероприятий.

9. Рост качества проводимых мероприятий.

Целевая группа: получатели социальных услуг отделения социальной реабилитации ГБУ СО «КЦСОН РК» (дети и подростки с ОВЗ с 5-ти лет с разной формой и степенью выраженности нарушений).

Кадровый состав специалистов: культорганизатор, социальные педагоги.

Форма социального обслуживания: полустационар.

Срок реализации программы: программа вариативна по содержанию и продолжительности (применяется в течение всего периода пребывания получателя социальных услуг в учреждении).

Формы проведения досуговых мероприятий:

1. Конкурсно-развлекательная программа.

2. Конкурсно-игровая программа.

3. Конкурсно-познавательные мероприятия.

4. Акция.

5. Экскурсия.

6. Презентации.

7. Праздничное мероприятие

8. Мастер-классы.

9.Викторины.

Массовые мероприятия, в которых участвуют все дети и их родители, проводятся в соответствии с годовым планом. К таким мероприятиям относятся праздники, спортивные состязания, выставки, конкурсы, экскурсии. Подбор реализуемых мероприятий варьируется год от года в соответствии с интересами и возможностями обеих сторон: педагоги – родители.

Количество массовых мероприятий – 8-12 в течение года.

Продолжительность мероприятия – от 30 минут до 1 часа 20 минут.

Методы, использованные в данной программе:

1. Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений).

2. Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности).

3. Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические программы, беседы и др.).

4. Интерактивные методы (сюжетно-ролевая игра, презентация).

5. Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.).

6. Метод импровизации (используется на всех программах).

7. Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).

Содержание программы

Одной из главных целей проведения творческих мероприятий для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья является повышение у них мотивации к познавательной и творческой деятельности через формирование и расширение интереса и представлений о явлениях и событиях, относящихся к тематике заявленного мероприятия.

В создании индивидуальных, семейных и коллективных проектов в большей мере раскрываются творческие и продуктивные способности, как детей, так и взрослых. Вместе с этим у детей развивается потребность в достижении и представлении наглядного результата своей деятельности, в демонстрации своих личных или коллективных успехов.

Вместе с тем творческие мероприятия являются хорошим средством для повышения качества взаимодействия и укрепление сотрудничества с семьей путем активного включения ее в процесс на подготовительных этапах (участие в создании семейных проектов) и при реализации мероприятий.

При организации досуговой работы необходимо учитывать следующие особенности:

1. ситуативную вовлеченность, т. е. наличие сильной зависимости эмоционального состояния ребенка от происходящего «здесь и сейчас»;

2. потребность в признании, в позитивном оценивании своих способностей и личности в целом;

3. определяющее влияние родительских установок и стиля воспитания на формирование поведения, ценностных ориентаций, отношения к другим людям (и к педагогу в частности), а также к предлагаемым видам деятельности;

4. особая значимость взаимоотношений с педагогом.

Особое значение у детей имеет уровень самооценки. Поэтому очень важно поощрять у ребенка даже маленькие успехи в его деятельности, если они стали результатом его работы, так как сознание своей успешности в чем-либо повышает самооценку ребенка, а позитивное принятие самого себя оказывает ему серьезную помощь для преодоления барьеров и страхов неудач в других сферах его жизни.

Любое   творческое мероприятие  можно   условно разделить на две основные части: подготовительная работа и реализация.

Самым трудоемким является осуществление подготовительной работы. Она включает в себя:

1. составление плана,

2. подбор методического материала,

3. написание сценария (для праздника)

4. составление конспекта (творческая мастерская, игра-путешествие, игра-театрализация),

5. подготовку реквизита,

6. проведение репетиционной работы (для праздника);

7. проведение работы с родителями (беседы и подбор дополнительного материала по заявленной теме, оформление семейных проектов, подготовка элементов реквизита).

На этом этапе эффективно осуществление совместной деятельности педагога и детей, которая включает в себя:

1. беседы,

2. чтение художественной литературы,

3. рассматривание книг, энциклопедий, альбомов, фотографий,

4. просмотр видеопродукции,

5. слушание музыки,

6. разучивание стихотворений,

7. проведение музыкальных игр и хороводов,

8. проведение подвижных, имитационных и коммуникативных игр,

9. осуществление инсценировок и др.

Успешность этапа реализации определяется следующими основными факторами:

1. составление четкого логичного плана проведения мероприятия;

2. создание атмосферы личной заинтересованности и эмоционального комфорта;

3. объединение структурных компонентов и разных видов деятельности в единую смыслообразующую генеральную линию общей тематики;

4. активную включенность всех участников;

5. при длительных мероприятиях (более 40 минут), для предупреждения возникновения у детей утомления, соблюдение правила чередования разных видов деятельности.

Праздники.

Проведение праздников проходит традиционно – с использованием костюмированных персонажей, разыгрывающих сказочные эпизоды. Постоянные праздники: «Праздник осени», «Новый год», «Праздники мам и бабушек».

Творческие мастерские.

Эти занятия проводятся совместно с родителями. Педагог подготавливает материалы и дает алгоритм выполнения общего для всех задания. Заранее определено, какую часть работы выполняет взрослый, какую – ребенок. Потом обе части соединяются в общую поделку. Эти занятия приносят большую радость и детям, и взрослым. Творческая мастерская часто является составной частью осеннего и зимнего праздника.

Музыкальная ритмика.

Проводиться в утреннее время. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Включает простые по технике исполнения физические упражнения - общеразвивающие, танцевальные и др., выполняемые под эмоционально-ритмическую музыку.

Соревнования.

Особенность их проведения в том, что состав участников разных эстафет и состязаний различен, а именно: только дети, дети + родители.

Игры-путешествия.

Игры-путешествия можно проводить на улице, на стадионе. Дети делятся на команды и проходят заданный маршрут, выполняя задания познавательного или развлекательного характера. Вместе с детьми маршрут могут проходить и родители. Они могут оказывать детям помощь, дополнять информацию, сообщаемую педагогом.

Игры-театрализации.

Этот вид творческого мероприятия представляет сбой театрализацию какой-либо сказки или ее фрагмента: народной, литературной или авторской. Подготовительная работа включает в себя: выбор произведения, распределение ролей, разучивание репертуара, репетиции. Представление проводится или на занятии, или является составной частью праздника.

Экскурсии.

Экскурсии проводятся для расширения представлений детей об истории родного края, о культурно-историческом наследии нашей страны и естественнонаучных представлений. Перед экскурсией на занятиях детям дается предварительная информация по теме предстоящей экскурсии, инициируя интерес детей. После экскурсии проводится обсуждения с выделением наиболее интересных, запомнившихся фактов и ярких моментов, закрепляя у детей не только полученную информацию, но и положительный эмоциональный настрой, развивая у них интерес к участию в последующих экскурсиях.

Викторины.

Викторины проводятся для развития познавательных интересов детей и закрепления пройденного материала по ознакомлению с окружающим миром.

Конкурсы.

Конкурсы используются для развития у детей (и их родителей) стремления к более качественному и ответственному выполнению творческих работ и семейных проектов. Чтобы настроить детей (и родителей) на серьезное отношение к предстоящей работе, педагог заранее объявляет, что между работами по обозначенной теме будет проводиться конкурс с награждением авторов лучших работ. Такой же подход применяется и по отношению к выполнению семейных проектов.

Кроме конкурсов, проводимых внутри объединений, дети с хорошими художественными способностями готовят работы и участвуют в творческих конкурсах разного уровня (районных, областных, всероссийских).

Выставки.

Наряду с проведением конкурсов проходят тематические выставки творческих работ. Они приурочены к внутренним праздникам отделения или государственным    праздникам.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

2. Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене.

3. Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.

4. Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

 

 

Список литературы

1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. – М.: Сфера, – 2012. – 34 с.

2.Будет день и будет праздник. Сборник сценариев под ред. Слуцкой Н.Б. – М.: Феникс, – 2012. – 124 с.

3.Витвицкая М. Праздничные даты: Праздники, знаменательные даты, именины. – М.: Гамма, – 2011. – 96 с.

4. Игры народов СССР./ Под ред. А.С. Агапова. – М.: Просвещение, – 1999. – 123 с.

5. Кузнецова А.Г. «Мы – за здоровый образ жизни» / Последний звонок. 2014. № 4. – С. 13.

6.Ленивцева С.Ю. Учимся играть. – М.: АСТ, – 2009. – 87 с.

7. Массовик-затейник. – Новосибирск: ООО «Абзац-К», – 2011. – 45 с.

8. Минскин Е.М. Всегда всем весело. – М.: Просвещение, 2009. – 111 с.

9. Новиков С.Ю. Любимые праздники. – М.: АСТ – ПРЕСС, – 2012. – 163 с.

10. Новицкая В.А. Игры в которые играют люди. - СПб.: Детство-пресс, – 2009. – 137 с.

11. Островерхов П.Р. Игра- дело серьёзное. – М.: Феникс, – 2011. – 89 с.

12. Праздники народов мира. – М.:АСТ, – 2011. – 34 с.

13. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, – 2009. – 65 с.

14. Тольбот В. Праздник игры. – М.; Астрель, – 2013. –123 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематическое планирование

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематическое планирование

Занятий

На период с октября 2019г. по май 2020 г, с сентября 2020г. по декабрь 2020г.

Театрализован-ная деятельность

Сюжетная игра

Музыкальные инструменты

Игры на развитие моторных навыков и тактильных ощущений

 

22.10.2019

«Игры на музыкальных инструментах» (барабан, бубенцы)

29.10.2019

Игры с кинетическим песком

5.11.2019 Сказка на пальчиках «Репка»  

12.11.2019

Сюжетная игра «Покормим гостей»

19.11.2019

«Игры на музыкальных инструментах»

(металлофон, колокольчик)

26.11.2019

Игры с пластилином Play-Doh

3.12.2019 Сказка с куклами би-ба-бо «Три медведя»

10.12.2019

Сюжетная игра «Познакомимся с куклой Машей»

17.12.2019

«Игры на музыкальных инструментах»

(шумелки, бубен)

24.12.2019

Поделка «Новогодняя ёлочка»

 

14.01.2020

Сюжетная игра

«Идем с Машей на прогулку»

21.01.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(маракас, колокольчик)

28.01.2020

Игры с водой

4.02.2020 Настольный театр по сказке «Теремок»

11.02.2020

Сюжетная игра

«Весёлая пиццерия»

18.02.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(шумелки, барабан)

25.02.2020

Аппликация «Эти забавные наклейки»

3.03.2020 Сказка с использование прозрачного мольберта «Рукавичка» 10.03.2020 Сюжетная игра «Полечим мишку»

17.03.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(бубен, маракас)

24.03.2020

Игры с воздушными шариками

31.03.2020

Игры с прищепками

7.04.2020 Настольный театр по сказке «Колобок»

14.04.2020

Сюжетная игра

«Огород»

21.04.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(металлофон, колокольчик)

28.04.2020

Игра с мячами разной фактуры, величины.

 

5.05.2020 Сказка с куклами би-ба-бо «Маша и медведь»

12.05.2020

Сюжетная игра

«Строим домик для зайки»

19.05.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(шумелки, барабан)

26.05.2020

 

7.09.2020 Сказка с использование прозрачного мольберта «Три поросёнка»

14.09.2020

Сюжетная игра

«Собираем урожай»

21.09.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(погремушки, колокольчик)

28.09.2020

Аппликация наклейками «Огород»»

5.10.2020 Рисуем стихи А.Барто рассказывая

12.10.2020

Сюжетная игра «Помоги мишке собрать игрушки»

19.10.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(целлофановый пакет)

26.10.2020

Игры с мячом «Су – джок

2.11.2020 Музыкальная аудиосказка с выкладыванием картинок «Телефон» К.И Чуковский.

9.11.2020

Сюжетная игра

«Варим обед»

16.11.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(бумага)

23.11.2020

Игры с фольгой

30.11.2020 Игры с водой
7.12.2020 Сказка с куклами би-ба-бо «Заюшкина избушка»

14.12.2020

Сюжетная игра

«Украшаем ёлочку для зайки»

21.12.2020

«Игры на музыкальных инструментах»

(кастрюля)

28.12.2020

Новогодние игры для самых маленьких

               

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕЕ 3

План-программа мероприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План-программа мероприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Паспорт программы

Наименование учреждения Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» (ГБУ СО «КЦСОН РК»)
Адрес, индекс, телефон учреждения, сайт, эл.почта 18500, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Л. Чайкиной д.5. Телефон: 8(8142)76-95-46 сайт: http://social-karelia.ru /e-mail: [email protected]
Ф.И.О. директора Малышева Елена Викторовна.
Ф.И.О., должность составителя программы, подразделение Галанина Мария Сергеевна, культорганизатор ГБУ СО «КЦСОН РК» отделение социальной реабилитации, подразделение по Сегежскому району. 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Лесная д.3А телефон: 8(81431) 4 – 29 – 51
Наименование программы Программа социально-культурной реабилитации для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга чудес»
Участники программы Программа адресована получателям социальных услуг отделения социальной реабилитации ГБУ СО «КЦСОН РК» (дети и подростки с ОВЗ с 5-ти лет с разной формой и степенью выраженности нарушений).
Цель и задачи программы Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга получателей социальных услуг, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребенка в социальную среду. Задачи: 1. Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма. 2. Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности. 3. Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации детей и молодых людей с ограниченными возможностями. 4. Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении. 5. Воспитание эмоционально-нравственных качеств. 6. Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры. 7. Профилактика негативных явлений. 8. Формирование системы традиционных досуговых мероприятий. 9. Рост качества проводимых мероприятий.
Срок реализации программы Программа вариативна по продолжительности (применяется в течение всего периода пребывания получателя социальных услуг в учреждении).
Этапы реализации программы Диагностический этап. Подготовительный этап. Этап реализации. Заключительный этап (подведение итогов).
Ожидаемые результаты 1. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. 2. Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене. 3. Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания. 4. Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУГА ЧУДЕС»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.