Особенности организацииколлективного труда дошкольников. Общий и совместный труд. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности организацииколлективного труда дошкольников. Общий и совместный труд.

2022-10-05 54
Особенности организацииколлективного труда дошкольников. Общий и совместный труд. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллективный труд – это форма организации самостоятельного труда детей, когда они получают общее для всех задание, распределяют работу между всеми участниками и получают общий результат.

Для коллективного труда характерно:

- постановка общей (единой) цели для всех участников трудового процесса

- распределение труда между детьми

- коллективный (общий) результат труда

- общая ответственность за полученный результат

Коллективный труд начинает использоваться уже в средней группе, и очень широко применяется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

В средней группе в ходе коллективного труда все дети выполняют один и тот же трудовой процесс (все моют игрушки, или все стирают салфетки, или все обтирают строительный материал и т.д.)

В старшей и подготовительной группах в ходе коллективного труда дети обычно распределяются на подгруппы (их называют звенья, бригады) по 5-7 человек (в зависимости от объема работы).Каждое звено выполняет свой трудовой процесс (одно звено – подклеивает книги, второе - моет игрушки, третье – ухаживает за растениями и т. п.)

При организации коллективного труда используются такие формы объединения детей, как

•      общий труд (со средней группы)

•      совместный труд (старший дошкольный возраст)

Общий труд:

-дети получают общее для всех задание,

-каждый ребенок выполняет весь трудовой процесс от начала до конца

-в конце работы все предметы труда располагаются в одном месте (на подносе, в коробке и т.д.), чтобы дети могли наглядно увидеть общий результат. т.е. подводится общий итог.

Например, воспитатель дает задание выстирать салфетки для аппликации, сложенные в одной коробке, каждый ребенок готовит себе рабочее место, берет 1 салфетку, стирает ее от начала до конца, меняя с помощью воспитателя на определенном этапе воду в тазике для полоскания, развешивает выстиранную салфетку на общую сушилку. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много салфеток они выстирали все вместе.

Совместный труд:

- дети в подгруппе получают общее задание

- дети работают как бы «по цепочке», каждый участник выполняет лишь часть трудового процесса, передавая предмет труда партнеру.

- дети получают результат совместной работы.

Например, получив задание выстирать кукольное белье, подгруппа (звено, бригада) из 6 детей распределяют, кто будет выполнять то или иное трудовое действие:

3 детей в отдельных тазиках смачивают белье, намыливают его, стирают и отжимают. Затем складывают на рядом стоящий поднос.

 2 детей берут с этого подноса вещи и прополаскивают их в тазиках с чистой водой, отжимают и кладут на другой поднос.

1 ребенок берет отжатое белье, расправляет его и развешивает на сушилке.

Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: договариваться о совместных действиях, помогать друг другу, умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой,

Число трудовых действий в цепочке не должно превышать 3-4 действий, разделение трудового процесса на отдельные операции должно быть целесообразным. Например, уборка крупного строительного материала: мытье - обтирание сухой салфеткой - складывание на стеллаж. (3 трудовых операции). Те дети, которые будут выполнять заключительную операцию трудового процесса могут помочь тем, кто готовится выполнять начальную операцию трудового процесса (поднести кубики для мытья или приготовить место для укладывания чистых кубиков - потереть полки стеллажа).

При организации коллективного труда решаются следующие воспитательно – образовательные задачи:

1.Отрабатывать (совершенствовать) навыки конкретного трудового процесса,

2.Учить детей договариваться, распределяя работу, трудиться в общем темпе, помогать друг другу (в старшем дошкольном возрасте)

3.Воспитывать качества личности: ответственность,самостоятельность, взаимопомощь и т. д.

Условно весь процесс организации коллективного труда можно разделить на 3 этапа:

1.    Мотивация детей на выполнение трудового процесса и сообщение задания

2.    Подготовка детьми рабочего места, выполнение трудового процесса и уборка рабочего места

3.    Обсуждение общего результата и подведение итогов работы всех детей.

Методически грамотная организация и руководство коллективным трудом будут способствовать дальнейшему освоению детьми трудовых процессов, умения и желания трудиться всем вместе.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.