Методика работы с детьми младшей группы по освоению труда по самообслуживанию (в теме «Трудовое обучение») — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика работы с детьми младшей группы по освоению труда по самообслуживанию (в теме «Трудовое обучение»)

2022-10-05 51
Методика работы с детьми младшей группы по освоению труда по самообслуживанию (в теме «Трудовое обучение») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя.

Этот вид трудовой деятельности учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры.

Наглядные методы:

Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности (медленный показ с подробным объяснением того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие).

Наблюдение за действиями взрослого (каждый прием работы нужно показать детально, последовательно отрабатывая алгоритм действий);

Рассматривание иллюстраций, моделей (сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой.;

Просмотр диафильмов, мультфильмов.

Словесные методы:

Объяснения действий (пошагово) взрослого в ходе показа; контроль деятельности детей (корректирование в процессе, постоянное систематическое повторение);

Похвала самостоятельности и умений (например: обратить внимание детей на их внешний вид, сказать, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть), такая самостоятельность дает ребенку почувствовать себя взрослым и умелым, т.е. самоутвердиться, а привычка к чистоте, опрятности и аккуратности, приобщает кЗОЖ).

Художественное слово: вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки. ("Чище мойся – воды не бойся"; "Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…" и т.п.).

Чтение художественной литературы: Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто "Девочка чумазая", К. Чуковского "Мойдодыр", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", З. Александровой "Что взяла клади на место», И. Муравейка "Я сама", рассказы Л. Вороньковой "Маша- растеряша".

Практические, игровые методы:

Загадывание загадок, сюрпризные моменты, игровой персонаж.

Упражнения в выполнении навыков самообслуживания (дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании).

Игровые массажи (массаж пальцев "Умывание", массаж рук "Мыло", массаж лица "Умывалочка")

Игры с куклами, показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, дидактических игр, а также игровые приёмы с куклой;

Использование игр, в которые нужно играть малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа, что позволит сформировать представления о последовательности действий и способах самоконтроля (игры "Научим куклу Таню мыть руки", "Научим Катю одевать вещи правильно" и др.). Суть игр – проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж.

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям картинки - схемы с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий

6. Методика непрерывной образовательной деятельности потрудовомуобучениюцелостному трудовому процессу.

По подклеиванию книг. (старшая группа)

Состоит из 3 частей:

1 Часть и ее цель-мотивировать детей на овладение процессом и сформировать представления как выполнять этот процесс (эту работу). Обучения выполнения трудовых процессов

1.1 Постановка проблемно-игровой ситуации -проблемная ситуация побуждает детей самих поставить цель

1.2 Выбор предмета труда -воспитатель показывает выбор предмета труда-только грязное белье.

1.3 Подготовка необходимого оборудования -воспитатель показывает какое необходимо оборудование и как его удобно расположить, подготовку рабочего места

1.4 если ранее было наблюдение за этим трудовым процессом, то можно использовать картинки, которые будут располагаться в определенном порядке

1.5 Подробный показ воспитателя выполнения трудового процесса с четким выделением каждого действия с пояснением

1.6 Обсуждение полученного результата.

2. Часть и ее цель: формирование новых трудовых процессов. Перевод представлений детей в практические умения (самостоятельная деятельность детей)

2.1 Каждый ребенок готовит свое рабочее место, выбирает необходимое оборудования и предмет труда.

2.2 воспитатель наблюдает за работой детей и при необходимости использует приемы:

2.2.1     косвенное напоминание (подводящие вопросы)

2.2.2     прямое напоминание в виде указания

2.2.3     дополнительный показ (если какие-то действия не получаются)

2.2.4     совместные действия: похвала за правильное рабочее место—оценка конечного результата—уборка рабочего места

3. Часть и ее цель: подведение итогов и решение проблемной ситуации (начиная со старшей группы –формирование основ самооценки)

3.1 обсуждаем кому помогали и чему научились. Игровой персонаж благодарит

3.2 предложить рассказать, как делать по порядку

7. Оформление и использование доски дежурств при организации дежурств в разных возрастных группах.

Дежурство – форма организации самостоятельно повседневного труда детей, предполагающая обязательное поочередное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

 Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание данной формы организации труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

 В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства

- по столовой

- по подготовке к занятиям

 - в уголке природы.

Организация дежурств

Дежурство вводится только после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы в ходе специально организованного обучения целостным трудовым процессам в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует в тех видах дежурств, которые предусмотрены программой (по рекомендациям Программы «Детство»):

  Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Вид дежурства Первое полугодие -По столовой Со второй половины года -по подготовке к занятиям Все 3 вида дежурств Все 3 вида дежурств
Коли-во дежурных По 1 человеку за каждый стол По 2 ребенка по каждому виду дежурств По 2 ребенка по каждому виду дежурств
Длительность дежурств По 1 дню 1 день или 2-3 дня подряд 2-3 дня подряд, может быть до недели

В средней группе дети еще не умеют договариваться, распределять работу между собой – поэтому каждый сервирует 1 стол (тот, за которым он сидит). Или раскладывает пособия к занятию на стол, за которым сидит сам.

 В старших группах дети дежурят в парах, потому что коммуникативные навыки уже в определенной степени сформированы. Обозначаются цветом, разные виды дежурства.

Так как дежурство предполагает систематическое поочередное включение детей в трудовую деятельность - на каждый месяц составляется график дежурства. (см. приложение). График должен находиться у воспитателя, а также размещается в уголке для родителей, чтобы они знали о днях дежурства своего ребенка и могли своевременно привести его в группу.

При составлении графика надо учитывать, какие виды дежурств есть в группе, сколько детей выполняет обязанности дежурных. При объединении детей в пары в старших группах на дежурства надо учитывать:

- дружеские отношения детей

- тип темперамента детей

-уровень трудовых умений детей (чтобы более умелый ребенок не выполнил всю работу за менее умелого).

 Для детей в группе оформляется доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна детям, чтобы каждый знал, кто дежурит в данный день.

 Размер доски дежурств обычно соответствует формату А-3. Она должна быть оформлена на прочной основе. На доске дежурств размещаются иллюстрации, обозначающие тот или иной вид дежурства. Под этими иллюстрациями (или рядом с ними) должны находиться ячейки, куда будут выкладываться индивидуальные карточки-картинки каждого ребенка (по аналогии с картинками на шкафчиках в раздевалке или в ячейках для полотенец) или фотографии детей, которые дежурят в данный день. В конце дня необходимо поменять карточки на доске дежурства в соответствии с графиком дежурств на следующий день и предупредить об этом детей.

 

Методика руководства трудом дежурных.

1.В начале года проводится беседа,как мы будем дежурить и напоминает детям, что они уже умеют делать назанятиях.

2.На кануне дежурства нужно напомнить кто дежурить на след. день.

3. Перед дежурством можно спросить, что дежурные должнсделать(кроме дежурств по занятиям)

4. Спросить в ст.гр. как распределят работу.

5. напомнить правило: делать всё быстро и аккуратно и если товарищ от тебя отстал, помоги.

6.В процессе работы дежурных, проконтролировать их действия и при необходимости косвенные напоминания.

чашку надо брать за ручку, показ, совм. действия.

7. В ст. гр. использовать пословицы о труде.

8. Педагогическая оценка использовать как в поручении.

а) оценку может дать воспитатель, оцениваем качество дежурства, об отношениях детей во время дежурства, темп деж-ва детей

б) самооценка дежурных самих себя

в) подключить к оценке всю группу детей

9. Для эмоц-го подкрепления и уточнения обязанностей деж-х,можно провести занятие, составление рассказа из личного опыта" как мы дежурим" или рисование в ст.гр.(мы дежурим).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.