Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-10-05 | 87 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
III. Изучение новой темы
План
1. Виды бизнеса.
2. Формы бизнеса.
Задача для учащихся: выяснить, как различается предпринимательство по своему характеру и содержанию; какие формы бизнеса наиболее распространены в наши дни.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 121-123) и дополнительным материалом
Как страхование позволяет разделить риск потерь [§§§§§§§§§§§§§§§§§]
Предположим, вы живете в районе, где 100 человек имеют велосипеды. Средняя цена велосипеда - 200 долларов. По опыту прошлых пет известно, что в год крадут в среднем но одному велосипеду. Конечно, никто заранее не знает, чей именно велосипед украдут, риск примерно равен для всех, но известно, что пострадает один из владельцев.
Представьте, что каждый из 100 владельцев велосипедов внесет по 2 доллара в общий фонд. Теперь, если чей-нибудь велосипед будет украден, его владелец получит компенсацию из этого общего фонда (в сумме 200 долларов).
Именно на подобном принципе основывается страхование. Страховые компании рассчитывают вероятность того, что произойдет какое-то событие (пожар, несчастный случай, землетрясение и т. д.). Это позволяет подсчитать, сколько всего потребуется заплатить тем людям, которые могут пострадать в результате перечисленных несчастий. Затем они добавляют некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль. Полученная общая величина делится между людьми в соответствии с тем риском, которому подвергается каждый. Эта доля, или страховой взнос, платится в общий фонд и покрывается суммой страховки. Наиболее распространенными видами являются страхование жизни, здоровья, имущества и платежеспособности.
- О каком виде бизнеса говорится в отрывке? Как предприниматели получают прибыль? (Ответы.)
|
Вывод. В отрывке говорится о страховом бизнесе. Предприниматель получает прибыль от страховых взносов. Страховые компании рассчитывают вероятность того, что произойдет какое-то событие (пожар, несчастный случай, землетрясение и т. д.). Это позволяет подсчитать, сколько всего потребуется заплатить тем людям, которые могут пострадать в результате перечисленных несчастий. Затем они добавляют некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль. Полученная общая величина делится между людьми в соответствии с тем риском, которому подвергается каждый. Эта доля, или страховой взнос, платится в общий фонд и покрывается суммой страховки.
Банковское дело [******************]
...Торговые банкиры продолжали оказывать частному сектору необходимые услуги по обмену валют и кредитованию. Работая со своими корреспондентами по всему континенту, торговые банкиры занимали важное место в европейской торговле. Тем временем в банковскую сферу на местном уровне стали проникать другие предприниматели, для которых банковское дело являлось органичным дополнением к их основной деятельности. Например, золотых дел мастера из таких финансовых центров, как Амстердам или Лондон, принимали под проценты вклады, в обмен на которые выдавали их владельцам банкноты, представлявшие собой обязательство выплатить предъявителю по его требованию депонированные деньги. Эти банкноты обычно обменивались на реальные товары и крайне редко, только в тех случаях, когда начиналась паника и люди теряли доверие к ним, возвращались эмитенту для оплаты. Наличные резервы этих «банкиров», таким образом, оставались весьма стабильными и могли использоваться для выдачи ссуд. Эти ссуды характеризовались двумя новыми четко выраженными особенностями. Они могли выдаваться заемщику не наличными деньгами, а в форме написанных от руки или, позднее, напечатанных банкнот. Кроме того, ссуды выдавались путем учета векселей (покупки векселей по цене ниже их номинальной стоимости до наступления срока платежа по ним) при условии, что векселедатель и получатель платежа по векселю жили в одной стране. К XVIII в. учет векселей, даже иностранных, стал широко распространенной практикой. Наряду с использованием чеков и банкнот учет векселей позволил существенно сократить издержки, связанные с оплатой покупок и кредитованием.
|
- О каком виде бизнеса говорится в отрывке? Как предприниматели получают прибыль? (Ответы.)
Вывод. В отрывке говорится о финансовом бизнесе. Предприниматель получает прибыль, принимая вклады под проценты от клиентов, и выдает кредиты под более высокий процент. Разница между процентами за вычетом расходов и составит прибыль.
Торговля [††††††††††††††††††]
Конечно, что греха таить, раньше торговали больше изделиями бросовыми. Челноки так же, как и наши покупатели, были неопытны и невзыскательны. Гнались в первую очередь за дешевизной. Но, посмотрите, как за эти годы изменились и ассортимент, и качество. Другим стало к нам и отношение покупателей.
Взять, к примеру, китайские товары. Я на откровенную дешевку уже давно не покупаюсь. Мне выгодно сегодня работать с фабриками и привозить добротные изделия. Вы видите на моем прилавке шелковые рубашки, изготовленные государственным предприятием в провинции Хайнань. У них брак не более 2-3%, а когда я все же обнаруживаю таковой, китайцы принимают его обратно.
Но каких трудов стоило все это наладить! Определить оптимальные ассортимент и размеры, да еще так, чтобы конечная цена не отпугнула покупателя. Рубашки, что перед вами, продаются по 50 тыс. руб. Моя прибыль - 20-30%. А в себестоимость входят расходы на закупку, поездку, растаможку, аренду места, разгрузку-погрузку и т. д. и т. п. Если я и наживаюсь, то лишь за счет собственного каторжного труда. Работать приходится с 7 утра до 11-12 ночи.
- О каком виде бизнеса говорится в отрывке? Как предприниматели получают прибыль?
Вывод. В отрывке говорится о торговом бизнесе Прибыль предприниматель получает от перепродажи товаров по более высоким ценам.
В.И. Ленин. Три стадии развития капитализма в промышленности*
Савва Морозов был крепостным крестьянином (откупился в 1820 г.), пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения - раздаточной конторы-фабрики. Умер он в 1862 г., когда у него и его многочисленных сыновей были две большие фабрики. В 1890 г. на четырех фабриках, принадлежавших его потомкам, было занято 39 тыс. рабочих, производивших изделий на 35 млн руб.
|
- О каком виде бизнеса говорится в отрывке? Как предприниматели получают прибыль?
Вывод. В отрывке говорится о производственном бизнесе. Производство товаров и их сбыт по ценам выше, чем производственные затраты, приносят предпринимателю прибыль.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(с. 123-124)
- Заполните таблицу. Какая из форм бизнеса наиболее распространена?
Вариант заполнения таблицы:
Формы бизнеса | Преимущества | Слабые стороны |
Индивидуальное предприятие | Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия | Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств. Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку |
Товарищество | Объединение участниками товарищества своих денег, способностей. Коллективная ответственность за результат деятельности | Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия между партнерами |
Акционерное общество | Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности | Самое дорогое и сложное по организации предприятие бизнеса |
* См.: Хрестоматия по истории СССР, XIX в. С. 46. |
Вывод. Ввиду простоты управления и невысокого стартового капитала наиболее распространенной формой бизнеса является индивидуальное предприятие.
IV. Закрепление изученного на уроке
- Что такое предпринимательство?
- Какие виды предпринимательства являются наиболее распространенными?
- Почему производственный бизнес наиболее стабилен и устойчив?
- В каком виде бизнеса заинтересована современная Россия?
- Может ли предприниматель основать предприятие, работающее сразу в нескольких формах бизнеса? Приведите пример.
|
Для покупки или продажи квартиры граждане России все чаще обращаются в риелторские фирмы. Здесь они рассчитывают найти подходящие для себя варианты сделки с недвижимостью. Каждая фирма, работающая в этой сфере, создает базу данных на продаваемое жилье и на существующий спрос. Как только покупатель выбрал для себя подходящий вариант, фирма оказывает ему помощь в оформлении документов. После завершения сделки покупатель получает квартиру в собственность, а продавец деньги.
- О каком виде бизнеса идет речь? (Посреднический бизнес.)
V. Подведение итогов урока
- Как различается предпринимательство по своему характеру и содержанию?
- Какие формы бизнеса наиболее распространены в наши дни?
Домашнее задание
1. Прочитать § 9 (с. 121-125 учебника).
2. Подготовить устный ответ на вопросы:
- Как предприниматель зарабатывает деньги в различных видах бизнеса?
- Какие формы бизнеса являются наиболее распространенными?
3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 125.
Дополнительный материал «Челночный» бизнес[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] О «челночном» бизнесе или «диком импорте» - самом масштабном и знаковом экономическом феномене в России середины 1990-х гг. - сейчас говорят все меньше. Между тем это целая «отрасль» экономики с оборотом не менее 10 млрд долларов в год.
Только официальная оценка оборота импортного ширпотреба на вещевых рынках страны, исходя из данных Госкомстата за 2000 г., составляет 7 млрд долларов. Но лишь годовой оборот рынка в «Лужниках» - одного из крупнейших не только в Москве, но и в России - оценивается в 2 млрд долларов. А10 млрд долларов - это около трети всего российского импорта. Это оборот, сопоставимый с объемом реализации таких естественных монополий, как «Газпром» (12,4 млрд долларов) и РАО «ЕЭС» (10 млрд долларов). Как эволюционировал «челночный» бизнес и во что он переродился теперь?
«Челночное» движение зародилось в 1986-1987 гг. с перестройкой и открытием границ. Ценовые диспропорции советского рынка и отсутствие конвертируемой валюты породили сначала бартерную форму товарообмена. «Челночить» по схеме товар - деньги - товар первыми начали работники торговли. В Польшу и Югославию вывозили консервы, фотоаппараты, электроинструменты. Благо цены на все советское, что можно было достать, были занижены, а в Восточной Европе, либерализовавшей торговлю на несколько лет раньше СССР, можно было продать по невысокой, но рыночной цене.
Советские товары продавали за местную валюту или доллары, а иногда и просто обменивали. Обратно везли одежду, электронику, позже еду - все, чем можно было отоварить пустой и бедный советский рынок. Продавали сначала через знакомых, а по мере роста оборота - через комиссионные магазины и коммерческие отделы крупных магазинов. Рентабельность подобных операций доходила до 300%.
|
Постепенно новоиспеченные предприниматели переключились с Восточной Европы на «первоисточник» - Турцию.
В начале 1990-х стала появляться инфраструктура: организовывались шоп-туры, закон о свободе торговли положил начало созданию сначала стихийных, а затем и юридически оформленных вещевых рынков - торговых площадок для массовой торговли на стадионах, в парках, промышленных пустырях.
Настоящий расцвет «челночества» начался с 1993-1994 гг. По различным оценкам, в середине 1990-х в России насчитывалось от 2 до 3 млн человек, основной сферой деятельности которых стал «челночный» бизнес.
Ездили «челноки», как правило, группами по 15-20 человек, в складчину откупаясь от проводников, носильщиков, вокзальных братков, таможенников. Раскрутившиеся до промышленных объемов импорта, начали фрахтовать большегрузные автомобили. Интересно, что автомобильные и авиационные перевозки, как более эффективные и доходные (чем железнодорожные), быстро обросли соответствующим сервисом. Возникли транспортные фирмы, берущие на себя проблемы доставки, таможенной очистки и складирования грузов.
К 1994 г. по всей стране сформировался костяк системы вещевых и продовольственно-вещевых рынков. Самые крупные рознично-оптовые рынки сложились именно в первой половине 1990-х гг. В провинциальных районах спрос на импортные обувь и одежду был невелик ввиду проблем с занятостью и зарплатой. Люди едва сводили концы с концами и старались питаться преимущественно с собственного огорода. Поэтому «челночить» на провинцию не было особого смысла. Предприниматели из небольших городов ездили на «затарку» в ближайший региональный центр.
С момента образования рынки попали в окружение организованной преступности. За счет «челночной» торговли кормился не только криминал, но и милиция, и местные власти, и многочисленные контролирующие организации. Получалось, что в среднем 10% оборота торговой точки каждый месяц уходило на взятки и поборы. Постепенно беспредела в отношении предпринимателей и торговцев стало меньше.
Вскоре «челноки» пооборотистей переставали сами стоять на рынках и нанимали реализаторов, которые получали в среднем по 10 долл. в день. Разбогатевшие реализаторы так же, как «челноки», укрупнялись до фирм (АОЗТ, ТОО, ИЧП - ныне ПБОЮЛ) и имели по нескольку торговых точек.
Сейчас традиционных «челноков» на рынках осталось процентов 10. Из прежних выросли тысячи фирм оптовой торговли с оборотами от сотен тысяч до десятков миллионов долларов в год. Крупные фирмы- реализаторы, арендующие или владеющие множеством торговых точек, работают как с оптовиками («челночат» в рамках «оптовик - рынок - провинция»), так и с отечественными производителями. Причем доля российского товара на вещевых рынках уже превышает 40%. Для отечественных товаров рынки - это мощный канал сбыта, позволяющий продавать массово, прибыльнее и дешевле, чем в магазинах.
Выросшие из «челноков» предприниматели - это масштабная часть того самого среднего класса, о необходимости становления которого российские политиканы так любят рассуждать. Из «челноков» выросли торговцы такими изначально «нечелночными» товарами, как крупногабаритная бытовая техника, мебель, стройматериалы. Новые «челноки» все больше ездят за качественным товаром в Италию, Германию, Францию.
«Челночный» бизнес на сегодняшний день разбился на части. 10 млрд долларов «нерегистрируемого импорта» департамент платежного баланса Центробанка высчитывает, исходя из розничной торговли на рынках и в магазинах России, в ценах стран-производителей. То есть эти миллиарды оседают в ВВП третьих стран, производящих для России, - Турции, Китая, Индии, Вьетнама, Южной Кореи, Италии, Греции, Польши, Индонезии и др. А добавленную уже в России стоимость (еще от 5 до 10 млрд долларов) делят между собой грузоперевозчики, предприниматели-оптовики, фирмы-реализаторы и хозяева рынков.
Рынок «челночных» грузоперевозок только авиатранспортом оценивается в 350 млн долларов в 2000 г. Крупнейшие из 15-20 игроков этого рынка - домодедовский «Ист Лайн» и «Атлант-Союз», созданный правительством Москвы. Они контролируют около половины рынка авиаперевозок «челночных» грузов и, имея склады и терминалы, фактически сами занимаются оптовой торговлей «под заказ». Автобусные шоп-туры потеряли промышленное значение, так же как перевозки грузов в железнодорожных купе.
Что касается государства, то «челночный» бизнес как создавался без его участия, так и существует сейчас автономно от него. С 1996 г. таможня борется с «челноками», направляя их в цивилизованное русло. Беспошлинно можно ввозить товары стоимостью менее 1000 долларов и весом до 50 кг. Ввозящие до 200 кг товара на сумму менее 10 тыс. долл. облагаются 30-процентной пошлиной. А еще большие объемы подпадают уже под внешнеэкономическую деятельность с необходимостью заполнения грузовой декларации и прочими обременительными формальностями, которые берут на себя грузооператоры. Так, доставка груза свыше 500 кг из Турции вместе с растаможкой стоит 3 долл./кг авиатранспортом и 1,2 долл./кг грузовиком. Кожаные куртки (куртка весит 2 кг и стоит 60 долларов) везут воздухом, а джинсы (например, по 7 долларов, 500 г веса) - автотранспортом. Нетрудно подсчитать, что крупной фирме рас- таможка вместе с доставкой обходится в 5-10% стоимости груза. Вместо, допустим, 30% только таможенной пошлины, которую нужно было бы заплатить. Просто грузоперевозчики тесно работают с коммерческими фирмами, близкими к таможенникам. Так что и физические лица с небольшими объемами предпочитают везти товар не сами, а пользуясь услугами грузооператора.
Привлекательность торговли на рынках не в последнюю очередь объясняется налоговым вопросом. Торгующие на рынках физические лица или предприниматели без образования юридического лица облагаются подоходным налогом исходя из данных, заявленных в налоговой декларации. Юридическое лицо же, как и любое предприятие, платит около 27 видов налогов (НДС, прибыль, имущество и т. д.), минимизируя их как только возможно. Налоговые поступления от вещевых рынков в Министерстве налогов и сборов никто не считал: они поступают не в федеральный бюджет, а субъектам Российской Федерации. В правительстве Москвы, крупнейшем центре «челночной» торговли, подобной статистики также не ведут. Единый налог на вмененный доход для предпринимателей, способный несколько упорядочить проблему, пока так и не принят. Зато его аналог взимается «хозяевами» рынков - они представляют, какими суммами оперирует торговая точка, и взимают около 1000 долларов в месяц в виде неофициальных, но ставших нормой жизни поборов. Это помимо официальных сборов за право торговли (например, 5000 руб./мес.), которые администрация рынков берет как компания, управляющая территорией, как ей и положено, компенсируя расходы на аренду земли у местных властей и организацию торговли.
Россия по-прежнему осталась страной с «рыночной» экономикой. До более цивилизованной торговли - розничных сбытовых сетей и других прелестей развитого капитализма - нам еще очень далеко. По оценке экспертов и самих «рыночников», лет 10. Зато из бывших «челноков» не благодаря, а вопреки госчиновникам и всей окружающей их системе сформировался средний класс профессиональных предпринимателей с истинно рыночной психологией. Но чтобы он смог выйти из тени и полноценно работать на благо российской экономики, государство должно создать нормальные условия. И, может быть, должно это сделать даже раньше, чем окончательно привлечь иностранных инвесторов.
Ход урока 3
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Виды и формы бизнеса»
Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 45 и 46
КАРТОЧКА № 45
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как предприниматель зарабатывает деньги в различных видах бизнеса?
2. Для этого подумайте и поразмыслите:
- На какие виды делится бизнес?
- Как достигается прибыль в производственном бизнесе?
- Как формируется прибыль в торговом бизнесе?
- Почему торговый и производственный бизнес тесно связаны?
- Почему большая часть предпринимателей в современной России занимается торговым бизнесом?
- В каком виде бизнеса заинтересована российская экономика?
- Что такое финансовый бизнес? Почему этот вид бизнеса считается самым рискованным?
- Могут ли предприниматели заниматься различными видами бизнеса? Докажите.
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 46
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие формы бизнеса являются наиболее распространенными?
2. Для этого подумайте и поразмыслите:
- От чего зависит форма организации бизнеса?
- Какие формы организации бизнеса наиболее распространены в нашей стране?
- Что такое индивидуальное предприятие?
- Какими преимуществами обладает индивидуальное предприятие?
- Почему многие индивидуальные предприниматели стремятся к объединению?
- Как организовано товарищество?
- Что такое акция?
- С какими трудностями сталкиваются создатели акционерных обществ?
- Каковы преимущества акционерных обществ?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б. Работа с фразеологизмами
- Какой смысл содержится в следующих выражениях: «пустить деньги в оборот», «дать деньги в рост». (Примерный ответ. Пустить деньги в оборот — отдать их в торговое предпринимательство, где деньги совершат оборот в виде обмена деньги - товар - деньги и вернутся к владельцу с определенным процентом прибыли. Дать деньги в рост - дать деньги в долг (кредит) цод определенный процент (рост денег).)
- В каких видах предпринимательства могли возникнуть подобные выражения?
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!