Безопасность рабочих процессов машин — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Безопасность рабочих процессов машин

2022-10-05 25
Безопасность рабочих процессов машин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На каждую строительную машину, а также на оборудование составляют паспорта и инструкции по ТБ. К уп­равлению машиной или оборудованием допускаются рабочие, имеющие удостоверение на право управления ими.

За безопасной эксплуатацией г/п машин и съем­ных грузозахватных приспособлений на каждом строит участке должно следить специально назначенное лицо из ИТП.

Перед пуском в экс-ию г/п машины и съем­ные грузоподъемные приспособления, на которые распространяют­ся правила Госгортехнадзора, подвергают тех освиде­тельствованию. Оно включает осмотр, статическое и динамическое испытания. При статическом испытании проверяют прочность г/п машины и грузовую устойчивость стреловых кранов. Такое испытание проводят нагрузкой, на 25% превышающей гру­зоподъемность машины. При статическом испытании кранов стрелу устанавливают в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана, груз поднимают на высоту 100...200 мм и выдерживают его в течение 10 мин. Динамическое испытание г/п маши­ны заключается в проверке действия механизмов и их тормозов грузом, который на 10% превышает грузоподъемность машины.

Под фронтом работы машины понимают часть строит объекта, отводимого рабочим для бесперебойной работы. Опасная зона - пространство в габаритах фронта ра­боты при отсутствии ограждения или других предохранительных средств. Опасная зона в течение рабочего дня может перемещаться в зависимости от ведения строит процесса. К опасным зо­нам относят участки разработки траншей и котлованов, мерзлого грунта, грунта экскаватором в забое, под крановой стрелой и поднятым грузом и т. п., которые ограждают щитами, сборно-разбор­ными инвентарными ограждениями или вокруг них устанавливают предупреждающие надписи, а в темное время суток зажигают красный свет.

Охранной зоной считается территория, на которой запрещено выполнять строит работы и перемещать строит маши­ны, пространство, пересекаемое высоковольтными ли­ниями эл. передачи. Размеры охранной зоны высоковольтной линии определены СНиП II1-4-80 «ТБ в строительстве».

Водители землеройных и землеройно-транс-х машин при движении их по строит площадке, дорогам, населенным пунктам и улицам городов обязаны выполнять действующиеПДД. На землеройных машинах не разрешается работать при дожде в глинистых грунтах и вблизи бровок, подмы­ваемых подводным потоком.

Бульдозер может потерять устойчивость и опрокинуться, если работа ведется на подъеме более 15...25°, уклоне более 30...35°, при выдвижении отвала за бровку откоса насыпи и во всех тех случаях, когда он теряет управляемость и начинает сползать.

Скрепер может потерять устойчивость при работе на продоль­ном уклоне более 25 и 30° — на поперечном, а также при движе­нии по свежеотсыпанной насыпи на расстоянии менее 1 м от бровки откоса Дорожный уклон для выезда на насыпь или спуска в кот­лован допускается не более 25°. Во избежание опрокидывания ав­тогрейдера не разрешается разравнивать им свеженасыпанный грунт высотой более 1...1,5 м.

Для безопасного перемещения экскаватора стрелу устанавли­вают вдоль пути его передвижения.

Перемещать машины под проводами действующих воздушных линий эл. передачи разрешается лишь при условии выдачи ма­шинистам спец нарядов-допусков и выдерживании рас­стояний между машиной и ближайшими проводами, указанных в СНиП III-4—80.

Предельные углы наклона дороги при спуске или подъеме экск-ра принимают по данным его паспорта. Если эти углы превышают указанные в паспорте, для работы следует применять тракторы или лебедки. Во время работы экс-р должен стоять на ровной площадке с заторможенным ходовым оборуд-м; кроме того, включают стопор, а под колеса баш­маки.

Во избежание потери экс-ом устойчивости соблю­дать условия безопасности: встречающиеся в разраба­тываемом грунте валуны, пни и пр. включения нужно предварит. обкапывать кругом; заполнять ковш грунтом следует равномерно и без излишнего врезания в забой; поворачивать стрелу экс-ра можно лишь после окончания резания и вывода ков­ша из грунта; не допускается резко тормозить в конце поворота и передвигать экс-р с загруженным ковшом.

Во время разработки экс-ом грунта с откосами наиболь­шая опасность возникает от обрушения грунтовых масс.

При обнаружении во время разработки грунта кабельных линий, трубопроводов и других инженерных сооружений, а также вредных газов или боеприпасов, оставшихся от войны, земляные работы приостанавливают и сообщают о них со­ответствующим службам.

Габариты фронта работы (рис. 125) экскаватора 1 с прямой лопатой с по­грузкой в автотранспорт 2 со стороны за­боя определяются размером г3 = г + а, где г — наибольший радиус копания; а — расстояние от верха забоя до линии угла естественного откоса грунта и с про­тивоположной стороны забоя.

Грунт может обрушиться в связи с его пе­реувлажнением, разработкой подкопом, при появлении дополнительных нагрузок, отсутствии крепления откосов и др.

Согласно СНиП III-4—80, рытье кот­лованов и траншей с вертикальными стен­ками без креплений в нескальных и неза­мерзших грунтах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается на глубину не более: 1м — в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м — в супесях; 1,5 м — в суглинках и глинах.

Рытье котлованов и траншей с откосами без креплений в не­скальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капилляр­ного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусствен­ного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов, приведенных в табл. 14. Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м при глубине менее 5 м при гидрогеологических условиях и видах грунтов должна устанавливаться проектом.

 

Рис. 125. Схема к определе­нию габаритов фронта ра­боты экскаваторов с прямой лопатой

 

 

Таблица 14

Виды грунтов

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

  1.5 3 5
Насыпные неуплотненные....... Песчаные и гравийные......... Супесь................ Суглинок............... Глина................ Лёссы и лёссовидные......... 1:0,67 1:0,5  1:0,25  1:0  1:0  1:0 1:1  1:1  1:0,67  1:0,5  1:0.25  1:0.5 1:1,25  1:1  1:0,85 1:0,75  1:0,5  1:0.5

Перемещать машины и работать вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

Если в проекте производства работ нет соответствующих указа­ний, допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машин следует принимать по табл. 15.

Таблица 15

При разработке мерзлого грунта ударным способом клин-молотом, подвешиваемым к стреле экскаватора, опасную зону определя­ют с учетом дальности и высоты разлета кусков разрушенного грунта. Наибольшая дальность разлета кусков грунта, м, массой до 1 кг

где v 0 — максимальная скорость отлета кусков грунта, равная 10...18 м/с; К — экспериментальный коэффициент, равный 0,63; amin — угол приложения рабочего органа, принимаемый 65...90°; B— экспериментальный показатель, равный 72°; g=9,81 м/с2. Наибольшая высота разлета кусков, м,                                 

где Ka + B = a1 — начальный угол разлета кусков грунта.                 

Радиусы опасных зон от разлета отдельных кусков взорванной породы при взрывах на выброс определяют по таблице «Единых правил безопасности при взрывных работах», утвержденных Госгортехнадзором СССР. За безопасное расстояние принимают наи­большее значение из рассчитанных по воздушной волне и разлету осколков.                                                                                        

Устойчивость машин, работающих на стройках, обеспечивается предварительной планировкой и уплотнением грунта на рабочей площадке. Если имеется угроза размыва грунта на площадке, необходимо обеспечить отвод поверхностных вод.

Вблизи работающего многоковшового погрузчика опасными зо­нами являются площадка околошнекового питателя и место раз­грузки материалов с ковшового транспортера в кузов автомобиля. С целью нормальной эксп-ии автопогрузчика поднимаемый груз должен устойчиво лежать на вилочном захвате. Если по усло­виям формы груза устойчивость не обеспечивается, его необходимо прикреплять к захватам.

Для установки мачтово-стреловых кранов необходимо выбирать надежное грунтовое основание или же укреплять слабое основание камнем, деревянными ряжами и клетками.

При эксп-ии мачтово-стреловых кранов травматизм мо­жет возникнуть при перегрузке их, когда в растяжках и якорях усилия превышают расчетные.

Крепления крана вантами и якорями нужно проверять каждый раз перед началом работы. Места крепления вант рекомендуется ограждать от случайных ударов и наездов транспорта.

При неправильной эксплуатации строит. подъемников с них могут падать часть грузов и клети из-за обрыва или ослабления каната.

Между местами управления лебедкой, погрузкой и разгрузкой грузов по этажам устраивают эл., световую или звуко­вую сигнализацию подъема, остановки и опускания клети. Место погрузки внизу у подъемника ограждают — делают навес или ко­зырек для защиты от возможного падения груза или каких-либо предметов.

Стреловые самоходные краны, работающие от внешней эл. сети, должны иметь заземленную нейтраль. Нулевой провод подключающего кабеля нужно соединить с метал кон­струкциями крана и с нулевым проводом сети.

Выносные опоры у стреловых самоходных кранов могут дей­ствовать эффективно в том случае, когда под них подложены прочные подкладки из деревянных брусьев или сварной конструк­ции из стали.

При строительстве на мягких, неустойчивых и мокрых грунтах кран следует устанавливать на деревянный настил из шпал или пластин. Крановый рельсовый путь под башенные краны устраива­ют по проектам организации работ или по данным паспортов и ин­струкции завода-изготовителя крана в соответствии с нормами Инструкции по устройству, экс-ии и перебазированию рель­совых путей строит башенных кранов (СН 78—79).

Расстояния кранового пути от бровок выемок принимают с уче­том устойчивости откосов или прочности их крепления. Вследствие того, что грунт весной оттаивает, а балластный слой размывается ливневыми дождями, необходимо ежедневно проверять состояние подкранового пути и периодически его нивелировать. При этом продольный и поперечный уклоны рельсового пути должны соот­ветствовать нормам, указанным в паспорте крана. Когда поднимаемый груз приближается к предельной грузо­подъемности крана, его необходимо предварительно поднять при­мерно на 10 см и, убедившись в исправности и устойчивости крана, продолжать дальнейший подъем.

Подтаскивать груз краном и отрывать крюком грузы, примерз­шие к земле или защемленные среди др. грузов, запрещено, так как из-за возникающих доп усилий на крюке кран мо­жет потерять устойчивость.

Для того чтобы груз случайно не упал с высоты, освобождать его от крюка следует после установки в устойчивое положение или закрепления временными приспособлениями.

Когда башенный кран установлен на строитель­ной площадке (рис. 126), габариты фронта его ра­боты в плане будут огра­ничены шириной 2r = 2 (rн-r/о)

Рис. 126. Схема к определению габаритов   Рис. 127. Схема к опреде-

фронта работы башенного крана:                  ленню границ опасной зоны

1 — строящийся объект; 2 — подкрановый путь;     при падении строительной

3—площадка для складирования монтируемых     КОНСТРУКЦИИ С Крюка крана

элементов; 4 — автодорога

 

где rн — наибольший вылет стрелы; /0 — расстоя­ние отлета конструкции при обрыве петли или амплитуда колебания груза /а = 2r+/, где / — длина подкранового пути. По­верху это пространство ограничено высотой подъема крюка h при наименьшем вылете стрелы плюс величина а — расстояние от пре­дельно поднятого крюка до конца стрелы, т. е.

H = h + a.

Расстояние возможного отлета конструкции при обрыве петли определяют из предположения, что в поднимаемой строит конструкции 1 (рис. 127) оторвалась петля 2 и конструкция отлетела в положение 3. В этом случае              / = r + /о,

где r —радиус вращения стрелы крана.

Расстояние 10 отлета конструкции при падении ее на землю, м,

/0=√h[/(l-cosq) + a],

где h — расстояние от земли до поднятой конструкции; / — длина стропы; а — расстояние от центра тяжести конструкции до ее края (по большой стороне); q — угол между стропой и вертикальной осью.

Колебания груза на крюке возникают из-за упругой податли­вости крана (рис. 128) с углом отклонения грузового троса а. Например, у стрелового самоходного крана с башенно-стреловым обо­рудованием СКГ-50 при высоте башни 30 м и длине стрелы 24 м амплитуда колебания груза достигает 2,8 м.

 

Рис. 128. Опасная зона при раскачивании груза   

 

Рис. 129. Расположение крановых путей для кранов с 

 

                                                          неповоротной (а) и поворотной (б) башней

При устройстве кранового рельсового пути вблизи здания (рис. 129) необходимо обеспечить безопасные рас-е а=1,0 м при Л2 м для кранов с неповоротной (а) и поворотной (б) башней.

При транспортировании бетона или раствора моторист должен пользоваться звуковой или световой сигнализацией для связи с те­ми рабочими местами, куда подается бетон или раствор. Исправ­ность манометра на растворонасосе положено проверять каждый раз в начале смены. В конце бетоновода у выходного отверстия уста­навливают козырек-отражатель, а при продувке его сжатым возду­хом дополнительно ставят деревянный щит.

Рабочие, обслуживающие вибрационные механизмы, выполняют работу в противовибрационных ботинках и рукавицах, в которых изолирующим материалом служит мягкая и крупнопористая ре­зина.

Безопасность работы с форсунками (соплом) при механизиро­ванном нанесении раствора зависит от исправности запорных устройств, регулирующих подачу сжатого воздуха и раствора. По­этому перед началом работы эти устройства следует осматривать и проводить проф-ий ремонт. Штукатуры-операторы выполняют работу в защитных очках и рукавицах.

При использовании окрасочных материалов, содержащих лету­чие растворители, маляры работают в респираторах и защитных очках. В зоне применения красок, образующих взрывоопасные ле­тучие пары, не допускается применять открытый огонь, включая курение.

Около 10% несчастных случаев в строит возникает при работе с ручными машинами. Вследствие этого разрешение на ра­боту с ними может быть дано рабочим только после спец-го обучения. Для работы с ручными машинами, создающими вибра­цию, кроме того, необходимо пройти мед освидетельство­вание.

При использовании эл. ручных машин основная опасность заключается в поражении рабочих эл. током. Поэтому необходимо контролировать качество заземления их кор­пусов, если они присоединены к сети напряжением выше 42 В. В сы­рых и особо опасных помещениях напряжение должно быть не бо­лее 12 В. При напряжении 127 и 220 В в помещениях без повышен­ной опасности работать разрешается в диэл-их перчатках и калошах.

Поскольку работа с пневмат. ручными машинами свя­зана с применением энергии сжатого воздуха, присоединять и разъ­единять шланги можно только при прекращении подачи воздуха.

Кроме рассмотренных опасных зон при эксплуатации строит машин имеются опасные зоны, в пределах которых возникает опасность в связи со случайным падением предметов. Согласно СНиП III-4—80 границы опасной зоны установлены в табл. 16.

Таблица 16

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.