Московская Международная Биеннале Графического Дизайна «Золотая Пчела» (G lobal Bee). — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Московская Международная Биеннале Графического Дизайна «Золотая Пчела» (G lobal Bee).

2022-10-05 52
Московская Международная Биеннале Графического Дизайна «Золотая Пчела» (G lobal Bee). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Золотой пчеле» почти четверть века. Она появилась в 1992 году после падения железного занавеса.Первое биеннале «Золотая пчела» состоялось как итоговая выставка Международного конкурса рекламного плаката, проходившего в Москве в ЦДХ и в выставочном комплексе «Экспоцентр» с 21 по 28 октября 1992 года в рамках Международной выставки «Реклама-92» и Фестиваля визуальной рекламы «Золотая пчела», объявленного агентством «Грейтис» и журналом «Greatis».[89]Тогда на конкурс поступило около 500 работ из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья, а допущено отборочным комитетом к итоговой выставке было около половины работ. 20 октября жюри определило лауреатов конкурса, а 21-го октября уже состоялось открытие фестиваля «Золотая пчела», на которой был проведен итоговый смотр и оглашение результатов. Тогда же фестиваль был признан успешным, было принято решение сделать его регулярным и ввести в его программу конкурс плаката под официальным названием «Московская международная биеннале плаката «Золотая пчела».

Со временем биеннале все больше ориентировалось на художественные, выставочные плакаты, однако начиналась оно как выставка рекламного плаката, и, поскольку смотров подобного масштаба в нашей стране всего два - Red Apple и GlobalBee, оно включено в список рассматриваемых в исследовании.

Начало 1990-х годов было переломным временем не только для России: весь дизайнерский мир в ту эпоху переживал выход постмодернистской культуры на авансцену и наступление цифровой эры. Это наряду с интеграцией в общемировое культурное пространство во многом определило основополагающий интерес и вектор развития «Золотой пчелы».[90]

В советские времена дизайнеры даже мечтать не могли о собственном бьеннале и вот в 1992 году мечта стала явью. Необходимо было наверстывать упущенное, торопиться, смотреть как можно больше работ западных коллег. Плакат позволяет увидеть структуру современного визуального сознания. В 1994 году, в предисловии к каталогу «Первой московской международной биеннале плаката «Золотая пчела» Вилли де Майо, президент-основатель ИКОГРАДА говорил, что в условиях все более интернациональной национальной визуальной коммуникации, наша страна не вправе оставаться в национальном вакууме, необходимо расширять горизонты своего восприятия и знаний. [91]

Особое внимание на биеннале с самого начала уделялось плакату, дающему автору бесконечные возможности для творческих экспериментов и поисков. Поиски свежего визуального языка, креативные инновации, пластические эксперименты, углубление культуротворческого значения дизайна с наибольшей отчетливостью проявляет себя в плакате, в разных его жанрах. Поэтому плакат стал для «Золотой пчелы» ключевой конкурсной номинацией и основным разделом экспозиции. В отборе конкурсных работ к приоритетам «Золотой пчелы» всегда относились смысловая выразительность, эмоциональная наполненность плаката, его стилевая, жанровая и образная инновационность, расширяющие границы профессии, культурная идентичность и этическая корректность.[92]

Плакат всегда был центром московских биеннале, он принадлежит к основополагающим элементам графического дизайна, плакат несет в себе самые глубокие художественно-проектные замыслы, развивает проектное воображение и совершенствует визуальный язык. У плаката огромное тематическое и жанровое разнообразие, плакат – это почти всегда картина мира, один лист позволяет понять авторскую творческую концепцию, национальную школу, профессиональное мышление и дух времени, как сегодняшнего, так и завтрашнего. Плакат выдерживает конкуренцию с телевидением и прессой, остается самым популярным жанром коммуникативного дизайна во всех странах мира. «Золотая пчела» позволила отслеживать последние события и явления графического дизайна по всему миру. Конкурс должен был способствовать развитию диалога между Востоком и Западом.

С.И. Серов в 1997 году говорил о том, что «Плакат – перекресток культур». В нем встречаются фантастические крайности выразительного и изобразительного, личного и социального, сиюминутного и вечного. Век плаката недолог, а потому он - самый яркий, самый острый элемент, отражающий дух времени, он всегда на гребне волны. Однако в нашей стране плакат умирает. Исчезают театральные и выставочные плакаты. «У культуры нет денег, а у тех, у кого они есть, нет культуры». Автор говорит о том, что без плакатных форм графический дизайн измельчает и захиреет, потеряет профессионализм. «Золотая пчела направлена на сохранение и развитие плаката в нашей стране.»[93]

Начиная с «Золотой пчелы 3» помимо номинации плакат вводились дополнительные номинации, выбиравшиеся исходя из отечественной внутрипрофессиональной ситуации, актуальности. Их выбору помогали предварительные выставки-конкурсы.

Global Bee собирает лучшие мировые достижения в области графического дизайна. Двухгодичный период был учрежден в 1992 году. В 2002 году реализация биеннале была приостановлена. В 2004 году Золотая пчела возобновила свою деятельность. Московская биеннале способствовала углублению международного сотрудничества, расширила культурный статус графического дизайна, способствовала росту творческого уровня и духовного потенциала профессии, способствовала формированию высокоценных ориентаций, показала тенденцию развития современной визуальной культуры и была катализатором ее развития.

Спустя годы заметно, что организаторы сразу подняли ее на более высокий уровень, чем все современные ей проекты. «Пчела» демонстрировала не просто отдельные удачные работы, а наиболее перспективные направления в графическом дизайне.

По словам Николая Меньчукова, названного президентом фестиваля в каталоге про 1992[94] год, в те годы, несмотря на бурное развитие, творческий уровень отечественной рекламы оставался крайне низким. В нашей стране еще не сложилась тогда традиция привлекать для работы в этой сфере первоклассных мастеров, как это было принято во всем мире. Кроме того, в стране было мало профессиональных смотров, что затрудняло выявление новых талантов. У художников и дизайнеров почти не осталось возможностей для профессионального общения, отслеживания международного опыта и оценки себя в среде конкурентов, а также для творческого роста. Именно поэтому рекламное агентство «Грейтис» решило организовать международный конкурс плаката. Целями конкурса ставилось открытие новых имен, соотношение творчества дизайнеров с мировым уровнем, а также положение начала традиции, способствующей установлению связей между искусством и бизнесом, превращающей рекламу в часть культуры.

Как говорил Сергей Серов, президент биеннале, она появилась на стыке времен благодаря духу свободы, вскружившему всем головы с выходом на мировую арену.[95] Своим появлением Золотая пчела во многом обязана Международной биеннале графического дизайна в Брно, произведшей тогда ошеломляющее впечатление. В 1990 году С. Серов впервые в жизни очутился за границей, на биеннале в Брно, окунулся в ее сверхнасыщенную и многоязычную среду, оказавшуюся родной и понятной, благодаря универсальному языку графического дизайна. Биеннале в Брно, которую проводил тогда еще ее отец-основатель Ян Райлих-старший, стала для «Золотой пчелы» вдохновляющим культурным образцом и настоящим учителем. Потом в этом качестве к ней прибавились и другие старейшие дизайнерские биеннале – в Варшаве, Лахти и Форт-Коллинсе.[96]

По словам С. Серова, одним словом, о московской биеннале можно сказать «широта». Символом была выбрана золотая пчела. Автором эмблемы «Золотой пчелы» является Ирина Киреева. Название биеналле «Голден Би» на английских слух воспринимается как «золотая биеннале». Пользуясь этим, «Пчела», начиная с 3-ей биеннале, стала присуждать награду «всему золоту мира»- плакатам, получившим Гран-при на других международных фестивалях и конкурсах за последние два года перед проведением очередного биеннале. Эта награда – симпатии и предпочтения организаторов «пчелы». Выбор названия связан еще и с тем, что пчела была талисманом рекламного агентства «Грейтис», учредителя первой выставки. Так же это отражение идеи, что «пчела летает, где хочет, и из самых невзрачных цветков добывает нектар»[97]. Так, «Золотая пчела» приносила нектар лучших дизайнерских работ своего времени, извлекающих красоту из обыденных, утилитарных вещей, преображающих жизнь в культуру. Со временем «Золотая пчела» стала именоваться «глобальной» - Golden Bee (Global Biennale). Это объясняется тем, что сеть собственных проектов «Золотой пчелы», выставок и мероприятий ее предбиеннальной, параллельной и постбиеннальной программ так разрослась, что такое именование стало выглядеть вполне органично.[98]

Особенностью «Золотой пчелы» в том, что наряду с другими подобными смотрами в Чехии, Финляндии, США, Польше, Китае и прочих, она является международной площадкой. У нее интернациональный состав жюри, а планку на любом фестивале устанавливает жюри, премии каждый раз вручаются представителям разных стран. Важно участие в ней большого числа авторов из принимающей стороны. «Золотая пчела» объединяет авторов многих стран мира, показывает, что создание плакатов перешло из сферы прикладного искусства в сферу дизайна. Номинация «Плакат» на бьеннале как правило дополняется разными актуальными номинациями и разделами, тематическими или жанровыми.

Еще один важный аспект «Золотой пчелы» это демонстрация лучшего, образцов высочайшего уровня, что было особенно важным в период «бума на профессию»[99]. В нашей стране технологическая компьютерная революция совпала с социально-экономической. Компьютеризация родила большое количество дилетантов, хлынувших в графический дизайн, что заметно опустило качественные критерии. Пчела отбирала и аккумулировала лучшие примеры, чем способствовала развитию визуальной культуры.

Постепенно в начале девяностых в условиях постиндустриальной среды складывается бизнес свободного рынка. В России в 1992 году вышел указ Б. Ельцина «О свободе торговли», приведший к настоящему взрыву и разноцветному визуальному хаосу, состоящему из разнообразных оберток и лейблов зарубежных фирм. Был дан толчок профессиональной коммерческой рекламе.

В 1990-е годы главной сферой деятельности дизайнеров оказалась реклама. Правда, молодая реклама стремилась во всем угождать заказчику и особой самокритичностью не отличалась. Реклама, как говорится в статье, «заняла место коммунистической пропаганды советских времен»[100]. Реклама навязывала цинизм и «хищно потребительское отношение» к миру. Действительность наполнилась дизайном, за который платят быстрые деньги, угождающим любому «вкусу» заказчика. Рекламу интересовала только способность дизайна однозначно воплотить рекламную идею. «Литературщина», как окрестила рекламный язык статья. Таким образом одной из функций пчелы стало развитие у дизайнеров культурного иммунитета против пошлости и прагматизма рынка. Делалось это в контексте международной творческой жизни. Профессия и каждый профессионал в отдельности нуждаются в постоянном обновлении, выходе за рамки, в установлении культурной идентичности, в чем и помогают фестивали.[101]

Во вступительной статье каталога «Золотой пчелы» за 1990 года говорится, что для постиндустриального общества канал, процесс связи, визуальный шум важны не меньше, чем результат. В стремительно завоевывающей позиции в тот период постмодернистской эпохе ценится интерактивность и непредсказуемость контактов, ощущение живого единства. Важной функцией биеннале в те времена выступало утоление жажды, интереса к тому, что происходит за рубежом. Отечественные дизайнеры чувствовали себя «иностранцами в собственной стране». Все попытки освоить современный визуальный язык делали дизайнеров прозападно ориентированными.

Революция 1990-х годов обернулась застоем, этот период С. Серов называл новым парадоксом: «непонятное и даже запретное прежде слово «дизайн» приобрело легитимность и повседневное, бытовое распространение, дизайн теперь есть, а дизайнеров нет. Количество победило качество.»[102] Это породило еще одну функцию «Золотой пчелы» – отбирать и аккумулировать лучшие ориентиры в профессиональной среде, способствовать появлению новых имен.

На мировой арене «Золотая пчела» появилась одной из последних, что не помешало ей встать вровень с первыми, что С.И. Серов сравнил с евангельской притчей про «работников одиннадцатого часа». В качестве гостевых выставок «Золотая пчела» бывала в Севастополе, Твери, Харькове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге.

А. Балабанов в статье 1996[103] года говорит, что графический дизайн ответственен за массовую визуальную культуру, а на «заре эпохи, когда все можно», находятся люди, задумывающиеся об «экологии зрения», в связи с чем возникает академия графического дизайна, появляется «Золотая пчела», получившая признание Международного совета ассоциаций по графическому дизайну ИКОГРАДА, координационного комитета международных биеннале IBCC, признание таких серьезных организаций, но только не признание в своей родной стране. Автор статьи сравнивает Пчелу с Каннским кинофестивалем и сетует на то, что правительство Москвы не считает нужным выделять деньги на ее развитие. Пчела дает серьезные толчок развитию граф. Дизайна в России, что должно помочь молодым и подстегнуть опытных дизайнеров.

В 1997 году в статье в журнале «Как»[104] С.И. Серов говорит, что в прежние времена не верилось, что у нас вообще могут быть такие выставки, а теперь не верится, что они есть, что каждая биеннале –это чудо. В другой статье С.И. Серов подчеркивает, что «Сегодняшний мир –это, в первую очередь мир смотрящий, мир визуальной культуры.»и «Пчела» дает возможность приобщаться к ценностям цивилизованного мира, воспитывать вкус на образцах высшего качества. С. Серов сравнивает плакат, кричащее, городское искусство, с пониманием Г.К. Честертоном духовной жизни «…вытянуть, вытащить эту зарю удивления, чтобы человек… вдруг понял, что, жив, и стал счастливым». [105]

В статье «”Золотая пчела”. Полет номер четыре» («Реклама», 1999, №1). Отмечается, что Биеннале всегда идеально направлено в будущее, по той простой причине, что жюри такого уровня фестивалей – это «суперперсонажи», со своим видением и пониманием того, как должен развиваться мир. Отбирается только то, что будет актуально завтра.

Самый титулованный дизайнер Финляндии Кари Пииппо в своем отзыве в 2016 году отмечает, что «Золотая пчела» всего за двадцать лет вошла в список лучших международных выставок плаката. Такой статус можно приобрести только благодаря глубокому пониманию визуальной культуры и ее значимости. «Хорошие плакаты не только обеспечивают коммуникацию, они ставят острые вопросы и формируют новые культурные ценности. В них отражается эстетика повседневности, изменения, происходящие в обществе, его надежды на будущее.»[106]

«Золотая пчела» - единственный в своем роде в подобный фестиваль в России. Он начинался как конкурс рекламных плакатов и постепенно стал собирать на своей площадке все виды плакатного творчества – и коммерческие и чисто художественные плакаты. Плакат – наиболее подвижная, динамичная форма в дизайн-проектировании, отражающая и национальную школу, и авторскую позицию, и дух времени. Основными критериями при отборе работ на биеннале всегда были эмоциональная наполненность, смысловая выразительность, инновационность, расширение границ профессии, культурная идентичность и этическая корректность.

Global Bee нацелена на сбор лучших мировых образцов в области графическогои коммуникативного дизайна. Биеннале способствовала усилению международного сотрудничества, способствовала росту творческого уровня и духовного потенциала профессии расширила культурный статус графического дизайна, формировала профессиональные ориентиры, открывала новые имена, отслеживала тенденцию развития современной визуальной культуры и являлась катализатором ее развития, демонстрировала не просто отдельные хорошие работы, а выявляла перспективные направления в коммуникативном дизайне.

 

    В 1992 году Гран-при «Золотой пчелы» получил русский дизайнер Андрей Логвин за плакат «Ковбойская история». Это театральный плакат, созданный для одноименного спектакля Саратовского областного театра кукол, изображающий кактус в виде руки с пистолетом и скачущего ковбоя. Плакат был отобран, одним из самых авторитетных мастеров мирового дизайна Уве Лешем из числа не прошедших общий отбор на биеннале. Выбор Уве Леша символизирует то, что необходимо было делать русскому дизайну на тот момент – ломать штампы, обыгрывать их, а также догонять мировое дизайн-сообщество. Плакат выполнен в крупными цветовыми пятнами с черной обводкой и рукописным леттерингом.

В.Р. Аронов отмечает, что награда была обусловлена не только мастерством в исполнении конкретного плаката, но и тем, что на рубеже 80-90 годов он определил графический стиль коммуникационного агентства «ИМА-пресс». Тогда всем была известна композиция А. Логвина с птицей, собранной из болтиков и винтиков, носом вместо клюва и подписью «если бы не дела на земле, мы бы летали». Логвиновский период ознаменовал визуальное обновление новой журналистики. [107]

От других призовых плакатов этого года работу А. Логвина, выполненную в духе польских плакатов, отличает динамичная, с позитивным движением вверх композиция, использование ярких цветовых пятен, живость и непринужденность исполнения, нотка юмора и игра со смыслами, присущие постмодернизму. Рука на первом плане напоминает руку стартера со стартовым пистолетом, образ как бы говорит: «старт дан, гонка началась», что можно отнести и к России в целом, и к коммуникативному дизайну, и к самой «Золотой пчеле». 1990-е годы были переломными в истории нашей страны: распад СССР, развитие новых компьютерных технологий, становление постмодернизма, выход на мировой рынок, в общемировое культурное пространство, появление фестивалей дизайна. Таким образом, плакат отражает суть времени, дает старт новому в истории страны, плаката и дизайна.

Первая премия досталась Цуйоси Камияма из Японии за рекламный плакат бренди, в котором для достижения большей выразительности и реалистичной презентации продукта использована только начавшаю тогда распространяться цифровая фотография. Плакат наполнен атмосферой таинственности и элитарности, бутылка выделяется на черно-белом фоне с дымными завихрениями. Вторая премия была присвоена Леху Древински (Германия), за плакат, изображающий профиль индейца в традиционном головном уборе из как бы осыпающегося штрих-кода. Под штрих-кодом дата – 1492-1992, 1492-год открытия Америки, 1992 был годом проведения биеннале, настоящим, на тот момент. Третью премию получил Александр Гельман (Израиль)за плакат к выставке английской художницы на Арбате. Выразительность плаката достигается за счет двухуровневой композиции, на текст как бы наложены вырванные полоски из еще одного плаката.

Для работ-призеров 1 международной биеннале «Золотая пчела» 1992 года характерны следующие общие тенденции: стремление к минимализму, использование силуэтов, крупных цветовых пятен, использование коллажей, аппликаций, крупных шрифтов, ручное рисование, иллюстрации. В иллюстрациях, например, в плакате «Археология», в технике рисования можно выявить влияние советских художников, работавших в жанре плаката и карикатуры.

На биеннале было также два плаката-победителя, с использованием фотографии, при этом, постановочная фотография бренди отличается хорошим качеством, в то время как фотография природы в плакате «Zone» растрирована, что можно объяснить недостаточно еще развитой в то время цифровой фото-техникой, позволяющей делать качественные постановочные фото, и не дающая достаточного качества при уличной сьемке. В победившей в тот год японском плакате намечаются психоделические тенденции, которые проявятся в дальнейшем в полной мере.

Гран-при второй бьеннале 1994 года было присуждено известному французскому «левому» художнику Жерару Пари-Кавелю, участнику студенческих волнений в Париже 1968 года. Он является одним из основателей объединения «Grapus», в котором придумывали новейший, понятный новому поколению язык улицы. В Москве выставлялись его плакаты с выразительными рукописными шрифтами и контрастами черного цвета. Для него характерна искренность в искусстве.

Так, в плакате, завоевавшем Гран-при простая векторная графика, линейные силуэты голов двух говорящих и простые в исполнении цветные фигуры огня и взрыва. На плакате изображены два линейных профиля, на одном написано «срочный», на втором «безработица», и схематично переданный диалог между ними: - «свобода, равенство, братство». По-видимому, именно использование новейших, достаточно сложных на тот момент в применении технологий и высказывание на острую социальную тему безработицы, саркастическое замечание и позволило плакату завоевать Гран-при.

Первая премия досталась швейцарскому дизайнеру Ральфу Шрайфогелю за плакат посвященный выставке Бельгийского архитектора и художника, одного из основателей бельгийской ветви стиля ар-нуво - Анри ван де Велде. Ван де Велде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу, он соединял проблему синтеза искусств с проблемой стиля. На плакате можно увидеть рисунок стула проекта Ван де Велде, показаный как бы на экране компьютера, в плакате передана характерная рябь, возникающая при фотографировании экрана. Таким образом, можно предположить, что Ральф Шрайфогель придерживается схожих с Ван де Велде взглядов на совместное развитие искусства и промышленности, на стыке которых и рождается дизайн, и связывает это развитие непосредственно с развитием новейших цифровых технологий.

Вторая премия Алану Флетчеру (Великобритания), использовавшему в плакате дорожный знак «дорога наверх», перевернутый на 180 градусов, с рукописной подписью «вниз с догмой» Поскольку догма – это положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах, без доказательств, плакат, по-видимому, говорит о необходимости неизменно развиваться и меняться в меняющемся мире, проверять информацию, использовать новые возможности и не превратить путь развития в путь деградации.

Третья премия досталась Владимиру Чайке (Россия). На плакате изображен его знаменитый знак - лицо из четырех черточек, прочерченные на конденсате на стекле и подписью «он здесь». Плакат презентуется в горизонтальном формате, однако по капелькам воды в углах черточек можно догадаться, что формат у него скорее вертикальный, т.к. капельки стекают вниз. Кто «он» можно только догадываться, но, по-видимому, в контексте времени, речь идет о новом веке. Плакат выполнен с помощью черно-белой фотографии и компьютерного набора.

В 1994 году усиливаются тенденции минимализма в плакатах, используются локальные цвета, простые формы. В 1994 году появились первые персональные компьютеры, чем незамедлительно воспользовались дизайнеры, начав исследовать предлагаемые ими возможности. Компьютеры начали влиять на проектирование, появляется графический дизайн с точки зрения именно компьютерного проектирования и возможности массового тиражирования. Появляется компьютерная типографика, однако, использование рисунков все еще превалирует над использованием фотографий в плакатах, сложные изобразительные элементы, например, иллюстрации и шрифты делаются от руки и монтируются вместе с компьютерными элементами. В японском плакате используются визуальные игры с восприятием, так, на плакате Казумаса Нагаи, получившем приз журнала Greatis, можно увидеть то рыбу, то лицо, в зависимости от фокуса восприятия.

Гран-при на третьей бьеннале в 1996 году получил японец Коичи Сато. Его стиль принадлежит к тому направлению японского плаката, в котором каллиграфию сочетают со светоцветовыми графическими эффектами, легко узнаваемыми цитатами из классических японских гравюр на дереве и укрупненными фрагментами лиц и частей тела. На плакате, получившем Гран-при, изображены отпечатки подушечек пальцев с необычного ракурса, такого рода изображение, скорее всего, было получено с помощью сканера, что в те времена являлось креативной и новаторской находкой в использовании развивающейся техники. Плакат выполнен для интернационального дизайн-центра в Нагойе, а пять пальцев одной руки символизируют, возможно, пять континентов, объединяющейся, с наступлением эпохи глобализации, культуры, кажущаяся оторванность которых друг от друга только вершина айсберга и все они части единого целого. С другой стороны, плакат можно трактовать как протянутую из тьмы наощупь руку, кончиками пальцев нащупавшую наконец-то свет. Актуальность этого так же можно соотнести со временем создания. Если предположить, что данные трактовки близки к истине, плакат Коичи Сато можно назвать самым всеобъемлющим и глобальным, несмотря на кажущуюся простоту и максимальную лаконичность исполнения, из всех, представленных в 1996году к наградам плакатов.

В 1996 первых, вторых и третьих мест не присуждалось, выдавались Дипломы «Золотая пчела». В Номинации «Плакаты» дипломы «Золотая пчела» получили: итальянец Франческа Виттурини, предоставивший на смотр плакат на тему экологии «Green Rays»(Зеленые лучи), где обыгран международный знак радиации вместо черных лепестков знака на желтом треугольнике выложены листья.; Чедомир Костович (Германия) с плакатом «Босния», изображающим разобранную скрипку, символизирующую события Боснийской войны 1992-1995 года.; Уве Лёш (Германия), представивший типографический плакат для своей выставки «Apoint» с белыми наложенными друг на друга горизонтальным и вертикальным блоками текста и тремя черными точками по центру, одна из которых размыта; Кейдзо Мацуи (Япония); Син Мацунага (Япония) с плакатом «Paperfreak», показываюзим маску, скрывающееся под ней лицо и темную сущность за ним; Кадзумаса Нагаи (Япония), представивший плакат «Lifetoshare», на котором силуэтами изображены человек и животное поверх него; француз Анник Орлиянж, приславший плакат для школы пения с ручной иллюстрацией, стилизованной под детский рисунок или комикс, изображающей забавный поющий микрофон с лицом; Тадеуш Пехура из Польши, приславший плакат «Aids» изображающим два прямоугольника, черный с надписью как бы прорезает лежащий поверх него белый.; Гюнтер Рамбов (Германия) с плакатом «Зависть», на котором изображена фотография разрезанной на четыре части футболки, контрформа фрагментов которой собирается в крест; Немец Гюнтер Шмидт, собравший лицо из шестеренок и запчастей; Макото Саито (Япония) с плакатом «Батсу»; Юрий Сурков (Россия) с экологическим плакатом «Altereco», изображающим лекала, выложенные в форме ладони, с силуэтами животных; Светлана и Александр Фалдины из России, создавшие плакат «Эволюция», на котором о слова «эволюция» отваливается первая буква «Р»; Сигео Фукуда (Япония) с плакатом к своей выставке в польше, изображающим знак на котором угадывается силуэт воротничка рубашки, а вместо галстука две ноги – женская и мужская; Les Graphistes Associes (Франция), представила плакат, созданный с помощью сканера «L’augmentation»-переводящийся как «движение вперед», изображающий указывающие вниз руки, милинцы которых заменены белыми силуэтами с надписями. На конкурсе «Все золото мира» победил плакат швейцарца Мельхтора Имбодена и японца Сиего Фукуды.

Характерной чертой плакатов, победивших на «Золотой пчеле» в 1996 году, стала монохромность работ, преобладание черно-белых решений, или решений в три цвета. Возможно, это связано с тем, что в нашей стране в 1992 году вышел указ Б. Ельцина «О свободе торговли», приведший к разноцветному визуальному хаосу, состоящему из разнообразных оберток и лейблов зарубежных фирм, в противовес этому профессиональное сообщество стало стремиться к большей цветовой сдержанности.

Продолжает нарастать тенденция использовать сдержанную цветовую палитру, локальные цвета и монохромность; плакаты стремятся к минимализму и максимальной художественной выразительности. Вместе с тем можно отметить более сложную компьютерную типографику, использование, в том числе полученных с помощью компьютерного рисования, форм более сложного, по сравнению с предыдущими годами, контура, большую детализацию. Использование иллюстраций все еще превалирует над использованием в плакатах фотографии, появляются юмористические иллюстрации. Возможно, в работе французского объединения «leGraphistesassosie» фотографии получены с помощью техники фотографики, использующей принтер. Поднимаются моральные и социальные темы, тема экологии и радиационного загрязнения.

Гран-при 1998 года досталось американцу Стефану Загмайстеру за плакат «Hurry!», для американского института графического искусства, изображающим бегущую курицу без головы и надпись «Hurry!»,а так же много мелких рукописных подписей и белых плашек с различными символами в правой части композиции. Плакат был посвящен продлению дедлайна дизайнерского конкурса, на который еще можно было успеть добежать, как бегает курица с отрубленной головой. Внизу плаката помещены надписи «Встречаться, обсуждать, есть, пить, танцевать, доказывать, думать и учиться тому, как наша работа воздействует на мир и как мир воздействует на нашу работу.». Также на плакате сплелись петушиный крик «Hyrry» и намек на знак «Виктория». Впоследствии Загмайстер сам вошел в состав жюри «Золотой пчелы».[108]Плакат был создан по поводу продления дедлайна конкурса, а также в преддверии конца века, когда все старались, носясь сломя голову, все успеть, пока век не кончился. В плакате использован юмор, что говорит о том, что общество дошло до способности воспринимать более сложные метафоры, подключать к восприятию чувство юмора, несмотря на тяжелое время 1990-х, в предыдущие годы подобные тенденции были слабо выражены. От прочих работ этого года плакат выгодно отличает использование фотографии, нестандартного, привлекающего внимание образа и иронии.

Работ-победителей в этом году было всего шесть. Гран–при получил Стефан Загмайстер, США. В Номинации «Плакаты» победителями стали Андрей Логвин, Росси; Казумаса Нагаи, Япония; Гюнтер Рамбов, Германия; У. Г. Сато, Япония; Леонардо Сонноли, Италия.

В 1998 году на плакатах появляется сложная по композиции типографика, уходящая, например, в край листа, используются линейки, растяжки и градиенты. Применяются компьютерные эффекты деформации изображений, позволяющие создавать некие психоделические  образы, более живые, по сравнению с предыдущими годами, текучие формы. Используется растровый градиент, создающий ощущение напыления, применяются нестандартно повернутые фотографии.

В 2000-м году Гран-при получил типографический плакат русского дизайнера Александра Гельмана для выставки бумаги, буквы на нем сложены из двуцветных бумажных лент, в три ряда разместившихся по всей плоскости плаката. От остальных работ этого года его отличает наибольшая лаконичность и выразительность визуального языка, а также нестандартный подход к изображению глифов, маттериал, обыгрывающий суть выставки. Работы Александра Гельмана отличает ясный, четкий графический язык и открытый цвет.[109]

В 2000-м году типографика в плакатах усложнилась, появилась большая выразительность и креативность в использовании изобразительных материалов. Глифы начали искажать, собирать из разнообразных материалов, как, например, в вышеописанном плакате Александра Гельман. Другой пример – плакат Юрия Гулитова, где появляется акцидентный шрифт, созданный с помощью компьютерных программ; в плакате Шю Ванга к иероглифам применен эффект размытия, дающий большую фактурность и выразительность по сравнению с предыдущими годами, а в плакате Анны Наумовой шрифт используется в качестве фактуры для набора тона в композиции.

Продолжаются тенденции применения аппликаций и коллажей, фото и тоновых фото, растяжек и градиентов, обращение к принципам оп-арта, массовой культуре; появилась возможность делать макросъемку, что нашло применение в плакатах. Тенденция использовать ручные иллюстрации сходит на нет, они вытесняются компьютерной графикой и фотографиями. Можно отметить стремление к передаче и любованию фактурностью материалов, это позволила достаточно развившаяся к тому моменту техника.

В 2002 году проведение биеннале было остановлено. В 2004 году по инициативе Центрального дома художника и при поддержке ряда московских дизайн-студий, ставших попечителями биеннале, она была возобновлена.

Шестое Гран-при «Золотой пчелы» 2004 года было вручено Давиду Тартаковеру из Израиля за сильнейшие социальные плакаты антитеррористического характера. Это серия крупноформатных графических листов с документальными фотографиями и надписью «Я здесь».[110] На каждом плакате можно найти самого автора. В то время Москву потрясла серия террактов и данная тема была остросоциальной, наглядно показывающей весь ужас террора, призывающей к объединению против него, по всей видимости именно это привело ее к получению Главного приза.

Работы, представленные на биеннале в 2004году, отличает большая свобода и художественная выразительность, чем в предыдущие годы, что не удивительно, учитывая четырехлетний перерыв и стремительное развитие технологий. Можно отметить тенденции использования свободной типографики, не ограниченной техническими сложностями в создании, более качественные фотографии, свободное, эскизное рисование, лаконичные формы, использование различных материалов для достижения большей пластической выразительности, фактурность, вещественность; Намечается тенденция решения плакатов, в своей лаконичности и выразительности приближающихся к логотипам. Используются сдвиги, деформации форм, созданные с помощью компьютерных технологий. Все так же актуально использование силуэтов и лаконичность цветовых решений. Для привлечения внимания в плакаты начинает вводиться элементы неприятного, отталкивающего, поднимаются социальные темы. Цветные растровые коллажи, нарочитая небрежность, обрезка элементов коллажа не по краю контура, с захватом фона, комбинации различных форм, эскизность, поцарапанности, потертости, предшествующие появлению гранжевого стиля. В этом году впервые появляется новая номинация – оформление CD-дисков, в оформлении дисков победителей используются элементы стиля гранж, трафаретные и рукописные шрифты, крафтовая бумага, обыгрывается суть содержимого.

Типографика с плаката выходит в пространство города, используется в оформлении зданий; Загмайстер продолжает появившуюся ранее тенденцию и собирает шрифты из нестандартных элементов, например кактусов, использует иронию. Изобразительные ряды уже не просто рисуются, а собираются из физических элементов и фотографируются. Усиливается тенденция стремления к лаконичности и максимальной выразительность плакатов.Можно отметить использование рукописных шрифтов, различных каракулей. Используются очевидные, легко считывающиеся смысловые нагрузки.

На седьмой «Пчеле» Гран-при досталось французам Аннет Ленз и Винсенту Перотье за плакаты для театра в городке Ангулем, известном сегодня как место проведения всемирных фестивалей комиксов. Перотье в конце 1890-х был близок к группе «Grapus» и с тех пор ориентировался на социально активный плакат.[111]Это ряд плакатов для разных событий одного театра. В них используются тонированные фотографии, несколько накладывающихся друг на друга слоев, «вырубки» в слоях, плашки сложной формы, различные находки в композиции и пластической выразительности шрифтов.

Победителей в этом году было немного. Для работ, получивших Дипломы в номинации "Плакаты", характерны следующие черты:использование деформированных, иксаженных шрифтов, ручного леттеринга; большинство плакатов этого года выполнено с использованием ручного рисования. Можно отметить использование психоделических мотивов и ярких цветов, коллажных, гранжевых техник.

На восьмой «Пчеле» Гран-при получил швейцарский художник Ремо Каминаде за четыре концертных плаката. Они были рассчитаны на создание определенного настроения, а не для прочтения. В них приходилось тщательно вглядываться чтобы разобр


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.