Введение. Лица без гражданства в России: кто они, сколько их, как и почему попадают в Центры временного содержания иностранных граждан. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Введение. Лица без гражданства в России: кто они, сколько их, как и почему попадают в Центры временного содержания иностранных граждан.

2022-10-05 27
Введение. Лица без гражданства в России: кто они, сколько их, как и почему попадают в Центры временного содержания иностранных граждан. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О том, что в России есть лица без гражданства, знают немногие, даже хорошо осведомленные люди. О них редко упоминают в СМИ. Кто такие лица без гражданства? Откуда они появились в нашей стране? Сколько их? Почему у них нет российского гражданства? Как они попадают в Центры содержания иностранных граждан МВД России? Почему их содержание в этих Центрах составляет проблему? Ответить на эти вопросы мы постараемся в настоящем докладе.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятие «лицо без гражданства» следующим образом: «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (п. 1 ст. 2).

Большинство лиц без гражданства (далее — ЛБГ), проживающих в России, можно назвать «осколками империи»: это представители несуществующей страны, граждане бывшего СССР, имеющие советские паспорта или уже утратившие их, а также их взрослые дети, у которых нет никаких документов, кроме свидетельств о рождении (и то не всегда). Они приехали в Россию из республик бывшего СССР накануне или вскоре после его распада. Многие бежали в Россию из-за обострения межнациональных отношений и вооруженных конфликтов, которыми сопровождался развал СССР. 

 6 февраля 1992 года вступил в силу первый российский закон о гражданстве. Все, у кого была постоянная прописка на территории РФ, в соответствии с п. 1 статьи 13 этого закона, стали гражданами России. Многим из тех, кто не был признан гражданином России по этому основанию, а также не приобрел никакого иного гражданства,впоследствии удалось получить российские паспорта в соответствии с пунктом «г» статьи 18 того же закона, позволявшим приобретать гражданство РФ в порядке регистрации. Эта норма действовала до 31 декабря 2000 года. Несмотря на то, что механизм приобретения гражданства в порядке регистрации был относительно простым, воспользоваться им удалось не всем. Почему?

Во-первых, потому что сотрудники паспортных столов милиции часто не принимали заявления о гражданстве без регистрации по месту жительства или пребывания. А зарегистрироваться — особенно в столичном и ряде других регионов — в те времена было очень непросто.

Во-вторых, советские люди, как получившие автоматически российское гражданство, так и не получившие его, в 1990-х годах не имели никакого представления об институте гражданства и поэтому не осознавали важности его получения: в СССР оно было общим для всех, приобреталось с рождением, то есть было чем-то само собой разумеющимся.

При этом в первое десятилетие после распада Союза в России с советскими паспортами можно было спокойно жить: по ним регистрировали, принимали на работу, в вузы, платили пенсии и пособия, даже выдавали загранпаспорта советского образца. В 1997 году вышло постановление Правительства РФ «Об утверждении «Положения о паспорте гражданина РФ», предусматривающее поэтапный обмен советских паспортов на российские в срок до 1 июля 2004 года. Но советские паспорта с вклеенными по возрасту фотографиями по-прежнему считались действительными. Это касалось только граждан РФ, но то, что паспорта СССР оставались в ходу, внушало и другим обладателям этих паспортов убеждение, что у них с документами все в порядке.

Ситуация резко изменилась в 2002 году, когда был принят закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Этот закон установил виды легального проживания иностранцев в РФ (временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание) и способы их получения - но только для тех, кто прибыл в РФ после издания этого закона. Для тех неграждан, которые уже находились на территории РФ к моменту издания закона, никаких механизмов получения легального статуса в России закон не предусмотрел. Так граждане бывшего СССР, не получившие российского гражданства, но многие годы легально проживавшие в РФ, в одночасье стали нелегалами - без каких-либо перспектив легализации. 

Новая редакция закона «О гражданстве РФ», принятая в том же 2002 году, первоначально также не содержала возможностей предоставления гражданства гражданам бывшего СССР, проживающим в РФ. Фактически приобретение российского гражданства 

стало почти невозможным. Но в 2003 году в этот закон была внесена поправка, позволившая получать гражданство в упрощенном порядке гражданам бывшего СССР, зарегистрированным по месту жительства на 1 июля 202 года или имеющим разрешение на временное проживание (ч. 4 статьи 14, действовавшая до 1 июля 2009 г.). В 2006 году к ним добавились обладатели видов на жительство. Для остальных ЛБГ путь к легализацию и гражданству был закрыт.

 

Только спустя 10 лет - в ноябре 2012 года - под влиянием многолетней критики, в том числе со стороны НПО, в закон «О гражданстве РФ» была включена глава VIII.1, предусматривающая упрощенный порядок предоставления российского гражданства гражданам бывшего СССР и их детям, не имеющим иного гражданства и прибывшим в РФ до 01.11.2002 года. Эта глава — серьезный прорыв в деле ликвидации безгражданства. Но содержащийся в ней механизм легализации ЛБГ имеет ряд серьезных недостатков:

• необходимость документального подтверждения прибытия в РФ до 01.11.2002 года и проживания после этой даты делает возможность получения гражданства недоступной для ЛБГ, у которых мало или нет документов;

• ограничение срока действия главы VIII. 1 (сначала до 01.01.2017 года, затем до 01.01.2020 г.) не позволит получить гражданство тем, кто из-за отсутствия информации, трудностей со сбором доказательств и бюрократической волокиты не успеет подать документы;

• закон не распространяется на несколько групп ЛБГ.

 

Последнее стоит пояснить. Дело в том, что помимо граждан СССР, которых можно условно назвать «старыми ЛБГ», есть еще группы «новых ЛБГ». Самую многочисленную из них составляют люди, чьи российские паспорта впоследствии были признаны выданными необоснованно, то есть с нарушением предусмотренной законом процедуры принятия в гражданство РФ. Глава VIII.1, включенная в закон «О гражданстве РФ» в 2012 году, предусматривает признание гражданами России тех, кому российские паспорта были необоснованно выданы до 1 июля 2002 года, но не распространяется на получивших такие паспорта после этой даты. Никаких механизмов легализации для тех, кто необоснованно получил паспорт гражданина РФ после 1 июля 2002 года, действующее законодательство не содержит.

 Некоторые ЛБГ не подпадают под действие главы VIII.1, так как не имели гражданства СССР (например, родились после распада СССР). Есть и такие, которые прибыли в РФ после 1 ноября 2002 года с национальными паспортами государств, образовавшихся в результате распада СССР, но впоследствии утратили гражданство этих стран (чаще всего изза того, что не встали на консульский учет в своих посольствах). Иногда в ЛБГ превращаются иностранцы, утратившие в России свои паспорта: если посольства, не получив каким-то причинам необходимые сведения о них из своих стран, отказывают им в выдаче свидетельств на возвращение, эти люди «застревают» в РФ без каких-либо перспектив обретения легального статуса.

Действующее законодательство исключает возможность подачи документов на разрешение на временное проживание (далее - РВП), вид на жительство и гражданство РФ при наличии судимости. В результате ЛБГ, имеющие судимость, после освобождения из мест лишения свободы оказываются в безвыходном положении: не могут ни получить легальный статус в России, ни выехать за ее пределы.

Таким образом, в России не создан надежный и универсальный правовой механизм легализации ЛБГ и ликвидации безгражданства, глава VIII.1 закона «О гражданстве РФ» - лишь первый шаг в этом направлении.

 

Сколько ЛБГ проживает в РФ? Дать точный ответ на этот вопрос невозможно, так как большинство ЛБГ — нелегалы, не учитываемые никакими государственными службами и не попадающие в официальную статистику. О масштабах проблемы безгражданства в РФ можно судить лишь по некоторым косвенным данным. 

В феврале 2011 года заместитель директора ФМС России Н.М.Смородин в интервью «Российской Газете» сказал: «В настоящее время в поле зрения территориальных органов ФМС России находятся около 30 тысяч человек, которые прибыли из государств бывшего СССР по советским паспортам и свидетельствам о рождении. Но в силу разных причин не приобрели российское гражданство и даже не оформили временное или постоянное проживание на территории нашей страны»[1]

В том же интервью Н.М.Смородин приводит интересные данные о количестве необоснованно выданных российских паспортов: «Всего территориальными органами ФМС России было выявлено около 65 тысяч паспортов гражданина Российской Федерации, выданных с нарушением установленного порядка. Но это не окончательные цифры. Каждый год к ним добавляется примерно десять тысяч». Значит, если на начало 2011 года было выявлено 65 000 необоснованно выданных паспортов, то к настоящему времени, при сохранении отмеченной заместителем директора ФМС тенденции, число таких паспортов должно было удвоиться. 

Эти цифры дают представление о численности одной группы «новых ЛБГ». Но они также позволяют поставить под сомнение информацию Н.М.Смородина о том, что количество «старых ЛБГ» составляет те 30 тысяч, которые находились «в поле зрения» ФМС в 2011 году. В нижеследующей таблице приведены данные ФМС России о предоставлении гражданства РФ в соответствии с главой VIII.1 в 2013-2017 гг. [2]

 

Год /статья  По статье 41.2 чел.  По статье 41.3 чел. Всего за период чел.
2013 2491 15380 17871
2014  1439 13048 14487
2015 1135 7677 8812
2016 1082 6520 7602
2017 646 4745 5391
Всего по статье 6793 47370 54163

 

Согласно приведенным данным, за 5 лет действия главы VIII.1 ФЗ «О гражданстве РФ» гражданами РФ были признаны 6,8 тысяч обладателей необоснованно выданных паспортов (по статье 41.2) и было принято в гражданство России более 47 тысяч граждан бывшего СССР и их детей (по статье 41.3). Таким образом, число «старых ЛБГ», получивших гражданство за этот период, в 7 раз превышает число «новых ЛБГ». И это несмотря на то, что процедура приема в гражданство по статье 41.3 - из-за необходимости подтверждать прибытие в РФ до 01.11.2002 года и проживание после этой даты — более сложная и требующая значительно больше времени, чем процедура признания гражданами РФ бывших обладателей паспортов РФ, выданных с нарушением установленного порядка.

Это позволяет предположить, что общее количество «старых ЛБГ» также должно быть больше, чем число обладателей необоснованно выданных паспортов граждан РФ.  

Как упоминалось выше, по данным замдиректора ФМС России Н.М.Смородина, к началу 2011 года было выявлено 65 тысяч таких паспортов, а значит - и их обладателей. И эта цифра не окончательная, так как процесс выявления необоснованно выданных паспортов продолжается по сей день. Учитывая, что число «старых» ЛБГ, получивших в 2013-2017 гг. гражданство РФ, в соответствии с главой VIII.1 закона «О гражданстве РФ», существенно больше, чем число «новых», общее число «старых ЛБГ» должно быть никак не меньше, общего числа «новых», то есть не меньше 65 тысяч, а, скорее всего, существенно больше. Насколько больше — оценить невозможно. Если использовать пропорцию между «старыми» и «новыми» ЛБГ, получившими российское гражданство в 2013-2017 гг., то тогда общее количество «старых» ЛБГ должно составлять примерно 400-500 тысяч человек. Однако нет данных, позволяющих подтвердить допустимость использования этой пропорции.

Но в чем можно быть уверенным, так это в том, что общее число «старых» ЛБГ значительно превосходит те 30 тысяч человек, которые были «в поле зрения» ФМС России в 2011 году, а это значит, что единственный существующий механизм решения этой проблемы — глава VIII.1 закона «О гражданстве РФ» - работает недостаточно неэффективно и что ограничение срока его действия 31 декабря 2019 года не имеет никаких разумных оснований. Об этом свидетельствует и не уменьшающийся поток обращений ЛБГ в пункты бесплатной правовой помощи мигрантам Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» (далее — ПЦ «Мемориал») и приемную Комитета «Гражданское содействие».

 

Как живут эти люди в стране, где на каждом шагу надо предъявлять паспорт? Разумеется, очень трудно. Они — вне закона: не могут легально трудиться, получать социальную помощь, медицинскую страховку, поступать на учебу в колледжи и вузы, регистрировать браки, пользоваться банковскими услугами, совершать поездки по стране и за границу. При этом каждый из них рискует в любой момент оказаться за решеткой за нелегальное проживание в РФ. 

Один из юристов ПЦ «Мемориал» однажды с возмущением написал об ЛБГ: «Их лишают свободы за советские паспорта!». Это действительно так: советский паспорт стал теперь одним из признаков нарушения правил проживания в РФ, установленных для неграждан. 

Проблема в том, что российское законодательство не предусматривает специального правового регулирования для лиц без гражданства. Пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит: 

«В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».  

Однако ни один российский закон таких специальных правил не содержит. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает для ЛБГ те же наказания за нарушение правил проживания и трудовой деятельности в РФ, что и для иностранных граждан, никак не учитывая специфику их положения. Эти наказания, установленные статьями 18.8 и 18.10, представляют собой штраф с административным выдворением за пределы РФ, причем в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области назначение дополнительного наказания в виде выдворения является обязательным.

Суд может назначить выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда

или в виде принудительного выдворения. В первом случае иностранец или ЛБГ остается на свободе и должен самостоятельно покинуть территорию РФ в течение 5 дней с момента вступления постановления суда в силу.

Во втором случае наказуемый помещается в закрытое учреждение на срок до выдворения, исполнение которого возложено на Федеральную службу судебных приставов. Учреждения, в которые помещают выдворяемых, сейчас называются Центрами временного содержания иностранных граждан (сокращенно ЦВСИГ) и находятся в ведении МВД России. Помещение иностранцев и ЛБГ в ЦВСИГ является не наказанием, а мерой, обеспечивающей осуществление принудительного выдворения.

Чтобы исполнить решение суда о выдворении, иностранец или ЛБГ должен иметь документ, позволяющий пересечь границу: действительный паспорт той страны, в которую он может быть выдворен, либо — при отсутствии паспорта — свидетельство на возвращение, выданное посольством этой страны. 

 Если иностранец или ЛБГ, не имеющий паспорта, находится на свободе, он должен сам обратиться за свидетельством на возвращение в посольство страны его предполагаемого выезда. Если он содержится в ЦВСИГ, свидетельство на возвращение запрашивает в посольстве администрация ЦВСИГ.  

Посольства проводят проверку, является ли лицо, которому необходимо свидетельство на возвращение, гражданином страны, которую они представляют. Если принадлежность этого лица к гражданству страны выезда подтверждается, ему выдают свидетельство на возвращение. Если не подтверждается — отказывают в выдаче такого свидетельства.

В последнем случае исполнить постановление о выдворении становится невозможно. С того момента, когда невозможность выдворения становится очевидной, предусмотренная законом цель помещения в ЦВСИГ утрачивается. Но, согласно статье 31.9 КоАП РФ, срок давности исполнения наказаний за административные правонарушения составляет 2 года. Никаких норм, предусматривающих освобождение из ЦВСИГ до истечения срока давности, в связи с невозможностью выдворения, КоАП не содержит. Поэтому лицо, которому отказано в выдаче свидетельства на возвращение, продолжает сидеть в ЦВСИГ до конца этого срока, то есть продолжает находиться в условиях лишения свободы без законных на то оснований. 

Понятно, что в таком положении чаще всего оказываются лица без гражданства. 

23 мая 2017 года Конституционный Суд РФ, по жалобе ЛБГ Ноэ Мсхиладзе, которую подготовили и представляли в Суде петербургские адвокаты Ольга Цейтлина и Сергей Голубок, признал неконституционными нормы КоАП (ст. 31.7 и 31.9), которые служат препятствием для прекращения исполнения решений о выдворении и освобождения из ЦВСИГ лиц без гражданства, и предписал законодателю внести изменения в Кодекс, которые бы обеспечивали эффективный судебный контроль за сроками содержания ЛБГ в ЦВСИГ. А до внесения изменений предоставил ЛБГ право не позже 3 месяцев с момента помещения в ЦВСИГ обращаться в суд с заявлениями о проверке обоснованности дальнейшего содержания в этих Центрах.

Юристы Правозащитного центра «Мемориал» (далее — ПЦ «Мемориал») сразу же приступили к реализации решения Конституционного суда: начали подавать в суды заявления, направленные на освобождение ЛБГ, содержащихся в ЦВСИГ без перспективы выдворения. Судебная практика по таким делам в разных регионах складывается по-разному. За 7 месяцев, прошедших после вынесения решения Конституционного суда по жалобе Н.Мсхиладзе, юристам «Мемориала» удалось освободить из ЦВСИГ 38 ЛБГ. Но большинство ЛБГ, попавших в ЦВСИГ до решения КС, по-прежнему лишены свободы, а их ряды пополняют все новые и новые люди[3].

 

ЛБГ попадают в ЦВСИГ не только на основании судебных постановлений об административном выдворении, но также на основании распоряжений Министерства юстиции России о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ и решений органов МВД о депортации. 

 В соответствии со статьей 25.10 закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", «в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

«Нежелательными», в частности, признаются заключенные, не имеющие гражданства РФ, отбывающие наказание в российских исправительных учреждениях. Минюст выносит распоряжения о нежелательности, опираясь на представления, которые готовят в отношении каждого заключенного органы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Никаких критериев определения, создает ли тот или иной заключенный «реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку» в РФ, не существует. Так что «нежелательными» признаются все судимые неграждане, независимо от тяжести преступлений, которые они совершили, и каких-либо иных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 11 статьи 31 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии».

Согласно закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания, обязан покинуть территорию РФ в установленный срок, в противном случае он подлежит депортации. Но законом этот срок не установлен, распоряжения Минюста о нежелательности указания на такой срок также не содержат.

На практике отбывший наказание заключенный, не имеющий российского гражданства, не получает возможности самостоятельно исполнить обязанность покинуть РФ. Органы МВД (ранее ФМС) незадолго до окончания срока лишения свободы выносят решения о его депортации, и он прямо из исправительного учреждения попадает в ЦВСИГ. Первые 48 часов он находится в ЦВСИГ по решению органа МВД, который тем временем обращается в суд с заявлением о помещении бывшего заключенного в ЦВСИГ на определенный, более длительный срок. Если в этот срок осуществить депортацию не удалось, МВД подает в суд заявление о продлении срока содержания иностранца или ЛБГ в ЦВСИГ на какой-то конкретный срок. Рассмотрение таких заявлений происходит в соответствии с Кодексом административного судопроизводства (КАС). 

Формально положение лиц, подлежащих депортации, лучше, чем выдворяемых, так как их помещают в ЦВСИГ на определенный, установленный судом срок, который может быть

 

жалобе Н.Мсхиладзе содержится в главе 3.

продлен только судом и также только на определенный срок. Но на практике это преимущество не всегда ощутимо: поскольку ни предельный срок содержания в ЦВСИГ лиц, подлежащих депортации, ни число обращений в суд о продлении сроков содержания в ЦВСИГ, законом не установлены, продолжительность этого срока в каждом конкретном случае полностью зависит от позиции суда. В разных регионах сроки содержания депортируемых в ЦВИГ существенно различаются: в одних регионах они ограничивается 23 месяцами, в других часто оказываются не меньше, чем у ожидающих административного выдворения ЛБГ[4].

Фактически иностранцы и ЛБГ, отбывшие назначенное по приговору суда наказание, не совершив нового преступления, получают новый срок, иногда по продолжительности вполне сравнимый с предыдущим. Как заметила адвокат ПЦ «Мемориал» В.А.Шайсипова, этих людей наказывают за то, что они были судимы.

Чаще всего в ЦВСИГ надолго «застревают» именно подлежащие депортации ЛБГ. Одна из причин, по которой это происходит, состоит в несоблюдении правил подготовки распоряжений о нежелательности и оформления свидетельств на возвращение заключенным, не имеющим российского гражданства и паспортов. 

Эти правила установлены тремя документами: 

• постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности  пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» № 199 от 7 апреля 2003 г.,

• «Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы», утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 августа 2007 г. N 171 г. и

• «Регламентом взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы», утвержденным совместным Приказом Минюста и ФМС России от 7 октября 2008 г. N 225/240 г.  

Согласно «Инструкции», подготовку заключения о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ заключенного администрация исправительного учреждения должна начинать за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы. Центральный аппарат ФСИН обязан проверить наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запросить заключение ФМС о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства и не позднее, чем за 3 месяца до освобождения направить в Минюст представление о необходимости принятия решения о нежелательности, на издание которого «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания» дает Минюсту не более месяца.

Согласно «Регламенту», администрация исправительного учреждения в течение 2 месяцев с момента поступления в это учреждение иностранного гражданина или ЛБГ без удостоверения личности направляет информацию о нем в территориальный орган ФМС для оформления свидетельства на возвращение. Орган ФМС в течение 10 дней с момента получения этой информации командирует в исправительное учреждение своего сотрудника для ознакомления с личным делом заключенного и беседы с ним. Затем орган ФМС направляет в дипломатическое представительство страны предполагаемой гражданской принадлежности или постоянного места жительства заключенного запрос на оформление свидетельства на возвращение. Полученное из посольства свидетельство на возвращение орган ФМС отсылает в исправительное учреждение для приобщения к личному делу осужденного. При освобождении заключенного администрация исправительного учреждения выдает ему под расписку свидетельство на возвращение и уведомляет о необходимости покинуть РФ в определенный срок.

Таким образом, установленные правила требуют обязательного изучения вопроса о гражданской принадлежности заключенного при подготовке распоряжения о нежелательности и оформления свидетельства на возвращение для него задолго до освобождения. Соблюдение этих правил позволило бы избежать издания множества необоснованных и неисполнимых решений о нежелательности и депортации, а иностранных граждан и ЛБГ избавило бы от отбывания дополнительного срока в ЦВСИГ.

Но на практике подготовка распоряжений о нежелательности происходит несвоевременно, без квалифицированной проработки вопроса о гражданской принадлежности осужденных, а запросы в посольства о выдаче свидетельств на возвращение направляются не в первые месяцы отбывания наказания, а после того, как они попадают в ЦВСИГ.

 

В некоторых случаях ЛБГ помещают в ЦВСИГ по решению органов МВД о реадмиссии, на основании международных договоров РФ. К настоящему времени Россия заключила 18 соглашений о реадмиссии: с Европейским Сообществом, Данией, Норвегией, Исландией, Швейцарией, Лихтенштейном, Арменией, Вьетнамом, Узбекистаном, Турцией, Казахстаном, Киргизией, Украиной, Белоруссией, Монголией, Сербией, Боснией и Герцеговиной, КНДР), а также подписала Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с нелегальной миграцией с Индией и Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией с Китаем.

 В соответствии с этими соглашениями, Россия обязана принимать на свою территорию незаконно находящихся в странах, с которыми подписала соглашения, граждан РФ, а также иностранных граждан и ЛБГ, прибывших туда из России. С другой стороны, Россия имеет право передавать в страны, с которыми подписала соглашения о реадмиссии, незаконно находящихся в РФ граждан этих стран и ЛБГ, въехавших в Россию из этих стран.

Согласно статье 32.2 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», регулирующей прием и передачу лиц, подлежащих реадмиссии, иностранцы, принятые Россией на свою территорию в порядке реадмиссии или передаваемые Россией другим государствам, если они не имеют законных оснований для пребывания в РФ, могут быть помещены в специальное учреждение, а те из них, у кого нет удостоверений личности, помещаются туда в обязательном порядке.

Решение о реадмиссии и о помещении в ЦВСИГ на 48 часов принимают органы ФМС

(теперь - МВД), помещение в ЦВСИГ на более длительный срок осуществляется по решению суда. 

Иностранец и ЛБГ, принятый РФ в порядке реадмиссии и не имеющий законных оснований для пребывания в РФ, передается из ЦВСИГ в страну происхождения по договору о реадмиссии, либо - при отсутствии договора с этой страной - по решению о депортации.

 Поскольку выезд из России для ЛБГ, не имеющего законных оснований для пребывания в РФ, почти невозможен, случаи принятия Россией таких ЛБГ в порядке реадмиссии и помещения их в ЦВСИГ должны быть довольно редки. В подробном «Итоговом докладе ФМС России за 2015 год» указывается, что в этом году Россия приняла на свою территорию в порядке реадмиссии 35 иностранных граждан и 2 ЛБГ [5]. Были ли эти ЛБГ помещены в ЦВСИГ — неизвестно.

Видимо, чаще попадают в ЦВСИГ по решениям о реадмиссии ЛБГ, находящиеся в РФ, а не принятые из других стран. Пункт 11 статьи 31 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривает не только депортацию в страны происхождения отбывших наказание заключенных, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ, но также и их реадмиссию в страны, с которыми есть соответствующие соглашения. 

Например, механизм реадмиссии активно используется для высылки «нежелательных» иностранцев в Волгоградской области. По данным волгоградского пункта Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал», из 9 ЛБГ, находившихся в ЦВСИГ на март 2017 года в связи с признанием их пребывания в РФ нежелательным, 6 ожидали реадмиссии (двое - в Узбекистан, трое - в Казахстан и один — в Украину).

Для властей преимущество реадмиссии перед депортацией состоит в том, что она позволяет высылать иностранцев и ЛБГ не только в страны гражданской принадлежности или постоянного проживания, но и в страны, с территории которых они прибыли в РФ, - при наличии доказательств прибытия и согласия стран принять их на свою территорию. Но по отношению к ЛБГ выполнение этих условий представляет столь же серьезную проблему, как в случаях административного выдворения и депортации. Поэтому ЛБГ, ожидающие реадмиссии, также «застревают» в ЦВСИГ - и иногда надолго.

 

 

таких докладов.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.