Глава 1. ЛБГ в ЦВСИГ: опыт статистического анализа — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. ЛБГ в ЦВСИГ: опыт статистического анализа

2022-10-05 32
Глава 1. ЛБГ в ЦВСИГ: опыт статистического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сводки статистических данных по миграции, публикуемые на официальных сайтах МВД России и Федеральной службы государственной статистики, не содержат данных о количестве ЛБГ, находящихся в ЦВСИГ. Возможность проанализировать количество и состав этой группы ЛБГ появилась после того, как ГУВМ МВД России в феврале- марте 2017 года, по запросу УВКБ ООН, попыталось собрать сведения о лицах, длительное время содержащихся в ЦВСИГ различных регионов страны из-за невозможности исполнить решения об административном выдворении и депортации.

14 марта 2017 года ГУВМ МВД России представило УВКБ ООН список таких лиц с указанием регионов их размещения. В этом списке (далее — список МВД) указаны 263 человека. Можно с уверенностью утверждать, что этот список неполон.

В ходе подготовки доклада мы собрали данные об оказании правовой помощи ЛБГ в ЦВСИГ юристами Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал», работающими в различных регионах страны. Эти данные показали, что в список МВД были включены не все ЛБГ, находившиеся на момент его составления в ЦВСИГ регионов, представивших сведения в МВД. Это вполне объяснимо: сотрудники Центров, составлявшие списки «своих» ЛБГ, могли по-разному понимать, кого из них следует относить к этой категории, могли выполнять задание МВД с разной степенью добросовестности. База данных Сети позволила дополнить список МВД еще 43 фамилиями лиц без гражданства, находившихся на момент составления списка в ЦВСИГ тех регионов, которые представили в МВД данные об ЛБГ.

В списке МВД представлены сведения об ЛБГ, содержащихся в 46 субъектах Российской Федерации. В настоящее время специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и ЛБГ имеются в 76 субъектах РФ (общее количество таких учреждений — 79).

Но, возможно, на момент составления списка ЛБГ находились только в этих 46 субъектах Федерации? База данных Сети «Миграция и Право», показывает, что это не так. Согласно этим сведениям, в марте 2017 ЛБГ содержались в ЦВСИГ еще 6 субъектов Федерации: в Дагестане, Татарстане, Ставропольском крае, Ивановской, Псковской и Свердловской областях. В первой половине 2017 года юристы Сети оказывали правовую помощь в общей сложности 45 ЛБГ, находившимся в ЦВСИГ этих регионов. Эти данные позволяют пополнить список МВД еще 45-ю фамилиями. Но, возможно, не все ЛБГ имели желание или возможность получить эту помощь, так что их реальное общее количество в ЦВСИГ этих регионов может быть больше.

 При этом пункты Сети имеются не во всех регионах, где есть ЦВСИГ, не представившие в МВД сведения об ЛБГ. В результате отсутствуют какие-либо сведения о содержании ЛБГ в ЦВСИГ 24 субъектов Федерации, в том числе в Башкирии, Карелии, Коми, Марий Эл, Астраханской, Кировской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Ярославской области. В ряде этих регионов присутствие ЛБГ в ЦВСИГ представляется достаточно вероятным - хотя бы из-за большого количества исправительных учреждений, откуда не имеющие российского гражданства заключенные выходят с решениями о нежелательности и депортации.

 

Данные, которыми располагает Сеть «Миграция и Право», позволили нам добавить к списку МВД 88 фамилий и составить сводный список, который насчитывает 351 человека. Но, учитывая возможную неполноту этих данных, а также отсутствие каких-либо сведений об ЛБГ, содержащихся в ЦВСИГ 24 субъектов федерации, общее число ЛБГ, одновременно содержащихся в ЦВСИГ МВД России можно оценить примерно в 500 человек.

Поскольку состав ЛБГ, находящихся ЦВСИГ, медленно, но непрерывно обновляется, за 15 лет с момента издания закона «О правовом положении иностранных граждан» через систему специальных учреждений для иностранных граждан, подлежащих выдворению и депортации (их названия менялись), должно было пройти несколько тысяч человек.

Все эти люди провели часть своей жизни в условиях лишения свободы без законных оснований, так как решения о выдворении, депортации, реадмиссии не были - и во многих случаях заведомо не могли быть — исполнены.

 

Список МВД содержит следующие сведения: фамилии, имена и отчества, даты рождения, названия стран предполагаемой гражданской принадлежности, даты принятия решения об административном выдворении или депортации, название региона размещения в РФ. С учетом данных Сети «Миграция и Право» такие сведения у нас есть в общей сложности в отношении 351 человека. 

 

Необходимо сразу оговориться, что всех этих людей мы называем лицами без гражданства, поскольку на март 2017 года сведения о наличии у них какого-либо гражданства отсутствовали. Некоторые из них впоследствии были выдворены или депортированы. Это значит, что либо их гражданская принадлежность в конце концов все же была подтверждена, либо какая-то страна согласилась их принять без подтверждения гражданства. В нашем сводном списке 17 человек, выдворенных или депортированных к моменту составления настоящего доклада. Возможно, в действительности их больше, так как сведения о дальнейшей судьбе лиц, включенных в список МВД, которыми мы располагаем, очень отрывочны. 

По каким причинам принятие решений о выдаче этим людям свидетельств на возвращение затянулось на много месяцев (в ряде случаев - на год-полтора и даже больше): связано ли это с какими-то недостатками в работе иностранных учреждений, от которых зависит выдача сертификатов на возвращение, или с какими-то особенностями биографий выдворяемых/депортируемых, - нам не известно. Ясно только, что продолжительное лишение свободы из-за несвоевременной выдачи проездных документов составляет серьезную проблему. Но для исследования этой проблемы у нас нет необходимых данных. Поэтому возвращаемся к нашему сводному списку, включающему 351 человека, условно считая их всех ЛБГ.

 

Попытаемся присмотреться к этим людям.

Большинство из них — 317 человек — составляют мужчины, но есть и женщины — их

34.

Самому старшему в нашем сводном списке 76 лет, вернее людей в этом возрасте даже двое, самому молодому в марте 2017 не исполнилось и 20-ти.

В таблице представлено распределение ЛБГ из сводного списка по возрастным группам

 

Возрастные группы  Количество человек
I. от 20 до 30 лет (1987-1997 гг. р.) 63
II. от 31 до 40 лет (1977-1986 гг. р.) 70
III. от 41 до 50 лет (1967-1976 гг. р.) 130
IV. от 51 до 60 лет (1957-1966 гг. р.) 69
V. старше 61 года (1956 г.р. и раньше) 19

 

Таким образом, распределение по возрастным группам I, II и IV достаточно равномерно, резко выделяется только группа III: людей в возрасте от 41 до 50 лет больше всего среди ЛБГ, сидящих в ЦВСИГ. Обращает на себя внимание значительное число людей старше 51 года — они составляют 25%. Интересно и то, что число людей старше 40 лет более, чем в полтора раза превышает число тех, кто младше 40. Вероятно, это соотношение отражает возрастные особенности именно этой группы мигрантов, так как в целом миграция - явление молодежное. Так, среди трудовых мигрантов, которые составляют большинство проживающих в России неграждан, людей старше 40 лет в 2 с лишним раза меньше, чем более молодых[6]

 

В списке МВД имеется графа «страна предполагаемой гражданской принадлежности». Но в сопроводительном письме ГУВМ МВД говорится, что дипломатические представительства отказались подтвердить принадлежность к гражданству своих стран лиц, включенных в список. Следовательно, страны, указанные в этой графе, скорее следует рассматривать как страны происхождения этих лиц (страны, где они родились или из которых прибыли в РФ). Сведения об ЛБГ, полученные из пунктов Сети «Миграция и Право», также содержат информацию о странах их происхождения. Это позволят нам свести эти данные в нижеследующую таблицу.

 

Страна происхождения Количество человек
Украина 66
Казахстан  64
Узбекистан  53
Грузия 52
Азербайджан 36
Таджикистан 32
Киргизия 15
Армения 12
Туркменистан 6
Беларусь  5
Литва 4
Эстония 2
Молдова  2
Иное (США, Вьетнам) 2

 

Как видно из этой таблицы, все ЛБГ, находившиеся в Центрах временного содержания иностранцев в марте 2017 года, были выходцами из стран бывшего СССР, за исключением одного вьетнамца, так как выходец из США с типично русскими фамилией, именем и отчеством, находящийся в ЦВСИГ ГУ МВД по г. Москве, также скорее всего ранее жил в СССР или в одной из стран, образовавшихся после его распада.

В связи с этим стоит отметить, что 323 человека (92 %) из сводного списка родились до 1991 года, то автоматически стали гражданами СССР.

 

Для того, чтобы прокомментировать количественное соотношение выходцев из разных стран, необходимо больше информации об этих людях. Можно сделать лишь некоторые замечания.

Самую многочисленную группу среди ЛБГ, сидящих в ЦВСИГ, составляют выходцы из

Украины. В списке МВД в 7 случаях после названия «страны предполагаемого гражданства» указано: Донецкая область или Луганская область. Неизвестно, делались ли эти пометки во всех случаях или это зависело от исполнителей. Информация пунктов Сети «Миграция и Право» позволяет прибавить к указанным в списке МВД еще 10 выходцев с Донбасса.

Мы условно относим этих людей к категории ЛБГ, поскольку в последнее время консульства Украины в РФ не выдают жителям Юго-востока Украины свидетельства на возвращение, ссылаясь на невозможность получения необходимой информации из Луганской и Донецкой областей. Если так будет и дальше, можно будет говорить о формировании в России новой группы ЛБГ.

Второе место Казахстана, очевидно, в основе своей имеет массовый исход неказахского населения из этой страны в 90-е годы прошлого века. Среди 64 фамилий выходцев из Казахстана, фигурирующих в нашем списке, большинство фамилий — русские, есть украинские, немецкие, татарские — и только 2-3 фамилии, которые могли бы иметь казахское происхождение.

Может показаться странным, что в нашем сводном списке по числу ЛБГ сразу после таких больших стран, как Украина и Казахстан, оказалась Грузия - вместе с Узбекистаном, население которого превышает население Грузии почти в 10 раз.

На одну из причин большого числа ЛБГ среди выходцев из Грузии есть указания в самом списке: страна происхождения для четверых из них обозначена как Грузия/Абхазия или просто Абхазия. Полагаем, что в действительности выходцев из Абхазии, а точнее — грузинских беженцев из Абхазии — в этом списке значительно больше, так как абхазские грузины, бежавшие в Россию во время грузино-абхазского вооруженного конфликта 19921993 годов и в большинстве своем так и не получившие в нашей стране никакого легального статуса, составляют одну из основных групп «старых» ЛБГ.

 

Особую ценность списку МВД придает то, что в нем указаны даты решений, на основании которых включенные в список лица были помещены в ЦВСИГ. Дата фактического водворения в ЦВСИГ обычно либо совпадает с датой решения, либо запаздывает по отношению к ней на 1-2 дня. К сожалению, в некоторых случаях даты решений в списке МВД отсутствуют. Информация Сети «Миграция и Право» имеет тот же недостаток. Поэтому сведения о времени помещения в ЦВСИГ у нас есть в отношении 291 человека из 351, включенного в сводный список. Но и эти данные позволяют составить представление о продолжительности содержания ЛБГ в ЦВСИГ.  

В нижеследующей таблице показано, сколько ЛБГ было помещено в ЦВИГ в том или ином месяце.

 

Месяцы/ Годы 2013   2014   2015   2016   2017  
январь       8 22
февраль     1 11 10
март     2 14  
апрель     1 8  
май     3 18  
июнь     2 21  
июль     6 12  
август     3 26  
сентябрь   1 9 14  
октябрь 1   7 19  
ноябрь     6 32  
декабрь   1 5 28  

 

Как видим, один человек находился в ЦВСИГе с октября 2013 года, то есть на март 2017 года провел там уже более 3 лет, двое — свыше 2 лет, большинство - от 2 лет до 1-2 месяцев.  

Если, исходя из представленных в таблице данных, посчитать средний срок пребывания ЛБГ в ЦВСИГ на март 2017 года, то он составит 8,7 месяца. 8-9 месяцев за решеткой — немалый срок, особенно, если все это время не знаешь, когда выйдешь на свободу. Но надо иметь в виду, что большинство ЛБГ, фигурирующих в нашем списке, продолжали сидеть в ЦВСИГ и после марта 2017 года, а некоторые находятся там по сей день. Так что реальные сроки пребывания ЛБГ в ЦВСИГ более продолжительны, чем те, которые мы указали.

 

Список МВД дает и еще одну возможность: посмотреть, сколько ЛБГ находятся в ЦВСИГ разных регионов. Но об этом мы будем говорить чуть позже, когда попытаемся выявить региональные особенности положения ЛБГ в ЦВСИГ.

 

Чтобы сделать статистические характеристики ЛБГ, находящихся ЦВСИГ, более содержательными, мы попросили юристов ПЦ «Мемориал» сообщить нам сведения о том, на каком основании ЛБГ из нашего сводного списка были помещены в ЦВСИГ (постановление суда об административном выдворении или распоряжение о нежелательности и как следствие - решение о депортации/реадмиссии), с какого года они проживают в России, есть ли у них в России родные и/или жилье. 

Поскольку пункты Сети имеются далеко не во всех регионах, где в ЦВСИГ содержатся ЛБГ, а там, где такие пункты есть, юристы Сети не всегда имеют возможность получать информацию о них от администрации ЦВСИГ, собрать интересующие нас сведения удалось лишь частично. 

Полученные данные об основании помещения в ЦВСИГ касаются 190 человек. Из них 101 был направлен в ЦВСИГ на основании судебных постановлений о принудительном административном выдворении, а 89 — на основании распоряжений Минюста о нежелательности пребывания в РФ и решений о депортации или реадмиссии. 

 Таким образом, постановления об административном выдворении несколько чаще приводят ЛБГ в ЦВСИГ, чем распоряжения о нежелательности, но разрыв между ними невелик, так что более полные данные, возможно, могли бы «сравнять счет» или даже несколько изменить его в пользу распоряжений о нежелательности. Тем не менее ясно, что очевидного лидера среди этих двух механизмов помещения ЛБГ в ЦВСИГ нет.

 

Сведения о дате прибытия ЛБГ в РФ интересовали нас в связи с тем, что они, вопервых, говорят о продолжительности проживания и, следовательно, о степени интегрированности в РФ, во-вторых, указывают на наличие перспектив получения в РФ легального статуса. 

Такие сведения у нас есть в отношении 159 человек. С точки зрения перспектив легализации в РФ мы разделили их на 4 группы: 

1. прибывшие на территорию России до 1992 года и, следовательно, при подтверждении проживания в РФ на 6 февраля 1992 года, имеющие право получить российских паспорт;

2. прибывшие в РФ до 2002 года и, следовательно, при подтверждении факта прибытия до 1 ноября 2002 года и проживания после этой даты, имеющие возможность подать заявления о приеме в гражданство РФ в соответствии со статьей 41.3 закона «О гражданстве Российской Федерации»;

3. прибывшие из Украины в 2014-2016 гг. и в случае, если они проживали в Донбассе, имеющие возможность (точнее было бы сказать: кажется, пока еще имеющие возможность) легализоваться в РФ путем обращения за временным убежищем;

4. прибывшие в РФ после 2002 года (за исключением указанных в п. 3) и, следовательно, в условиях действующего законодательства не имеющие перспектив легализации в РФ.

 

Наличие родственников и жилья в России также, с одной стороны, характеризует положение наших ЛБГ в России, степень их интегрированности, с другой, может в некоторых случаях облегчить процесс легализации (возможность регистрации, наличия оснований для получения разрешения на временное проживание вне квоты, на получение гражданства в упрощенном порядке).  

К сожалению, сведения о родне и жилье в РФ удалось получить только по отношению к 80-ти ЛБГ, включенных в сводный список. Тем не менее, и они добавляют краску в общую картину положения ЛБГ, содержащихся в ЦВСИГ. 

Данные о времени прибытия ЛБГ, находившихся в ЦВСИГ на март 2017 года, и наличии у них родных и/или жилья в РФ сведены в следующую таблицу.

 

   Количество ЛБГ, прибывших в РФ в указанный период Количество ЛБГ, имеющих родных и/или жилье в РФ
Прибывшие до 1991 года  26 17
Прибывшие до 2002 года 86 46
Выходцы из Украины, прибывшие в 2014-2016 гг. 15 2
Остальные прибывшие после 2002 года 32 9
Информация о дате прибытия отсутствует 192 6

 

Таким образом, ЛБГ, прибывшие в РФ до 2002 года, составляют 112 человек, то есть 70% от числа тех из них, в отношении которых имеется информация о дате прибытия. С учетом граждан Украины, прибывших в Россию в период вооруженного конфликта на Донбассе, число людей, имеющих перспективы легализации в РФ, составляет 127 человек или почти 80%. 

Стоит обратить особое внимание на то, что 26 человек, то есть 16% из 159-ти, дата въезда которых в РФ нам известна, проживают в России еще со времен СССР, то есть фактически являются гражданами России.  

Очевидно, не будет большой натяжкой предположить, что и большинство из 351 ЛБГ, которые входит в наш сводный список, прибыли в РФ до 2002 года.

 

Скудность имеющихся данных о наличии у ЛБГ, сидящих в ЦВСИГ, жилья и семейных связей в РФ не позволяет делать обоснованные выводы по этому вопросу, но нельзя не заметить, что по крайней мере, у половины из тех, кто прибыл в РФ до 2002 года родные и/или жилье в России имеется.

 

Разумеется, оценка перспектив легализации только исходя из даты прибытия в РФ и наличия родных и жилья в РФ носит слишком грубый характер: такая оценка возможна лишь при знакомстве с конкретными обстоятельствами дела каждого ЛБГ. Мы говорим о наличии некоторых условий получения легального статуса.

Необходимо также отметить, что для ЛБГ, оказавшихся в ЦВСИГ, существуют серьезные препятствия в легализации, так как решения об административном выдворении, нежелательности и депортации служат основанием для отказа в предоставлении РВП, вида на жительства и гражданства РФ. 

Таким образом, решения об административном выдворении ЛБГ, признании их пребывания нежелательным не только ведут к длительному содержанию их в ЦВСИГ из-за неисполнимости этих решений, но и лишают их тех перспектив легализации в РФ, которые они имели до вынесения этих решений.

Если бы при принятии решений о выдворении, нежелательности и депортации квалифицированно исследовался вопрос о гражданской принадлежности каждого лица, выяснялись возможности исполнения решений о выдворении и депортации, учитывалось наличие у данного лица перспектив легализации и семейных связей в РФ, такие решения выносились бы гораздо реже и большинство ЛБГ, оставаясь на свободе, могли реализовать свои возможности легализации.

 

Как уже говорилось, список МВД в сочетании с информацией, полученной из пунктов Сети «Миграция и Право», позволяет выявить некоторые особенности ситуации с ЛБГ в различных регионах страны.

В таблице представлены сведения о числе ЛБГ в ЦВСИГ по регионам в порядке убывания (на март 2017 года).

 

Регион Количество ЦВСИГ ЛБГ в Регион Количество ЦВСИГ ЛБГ в
Волгоградская обл. 32     Московская обл. 3    
Краснодарский край 30     С-.Петербург и Ленинградская обл. 3    
Ростовская обл. 28     Тульская обл. 3    
Кемеровская обл. 25     Республика Алтай 3    
Москва 22     Красноярский край 3    
Свердловская обл. 20     Хабаровский край 3    
Татарстан  15     Ульяновская обл. 3    
Самарская обл. 14     Калмыкия 3    
Пермский край 10     Дагестан 3    
Мордовия 10     Нижегородская обл. 2    
Вологодская обл. 9     Новгородская обл. 2    
Тверская обл. 9     Калининградская обл. 2    
Владимирская 7     Саратовская обл. 2    
Курская 7     Тамбовская обл. 2    
Алтайский край 7     Томская обл. 2    
Челябинская обл. 7     Чувашия 2    
Белгородская обл. 6     Воронежская обл. 1    
Адыгея 5     Ивановская обл. 1    
Смоленская обл. 5     Мурманская обл. 1    
Приморский край 5     Орловская обл. 1    
Иркутская обл

5

Пензенская обл.

1

Тюменская обл.

5

Псковская обл.

1

Ставропольский край

5

Бурятия

1

Рязанская обл.

4

Тыва

1

ХМАО-Югра

4

Удмуртия

1

Брянская обл.

3

Якутия

1

 

Как видим, самая большая группа ЛБГ — 32 человека — находится в ЦВСИГ Волгоградской области. Эта область — большая, со значительным населением (2, 5 млн чел.), но не входит в число лидеров ни по количеству населения, ни по числу учтенных мигрантов[7] Чем объясняется самое большое количество ЛБГ в ЦВСИГ этого региона? Может быть, тем, что в области 13 колоний?

 В Волгограде работает — и очень активно — пункт Сети «Миграция и Право», благодаря чему у нас есть сведения почти обо всех ЛБГ, находившихся в ЦВСИГ области на март 2017 года.

Из 32 волгоградских ЛБГ, указанных в сводном списке, 9 — бывшие заключенные, помещенные в ЦВСИГ по решениям о нежелательности и депортации/реадмиссии, остальные 23 попали в ЦВСИГ на основании постановлений об административном выдворении. Следовательно, большое количество колоний — важный, но не главный фактор, определяющий число ЛБГ в ЦВСИГ. Главным фактором, очевидно, является сложившаяся в области судебная практика рассмотрения дел об административных правонарушениях — без изучения вопроса о гражданской принадлежности привлекаемого к административной ответственности и возможности исполнения выдворения, а также других существенных обстоятельств его дела.

Стоит отметить, что среди ЛБГ, помещенных в ЦВСИГ по решениям о выдворении, 15 человек прибыли в РФ до 2002 года, в том числе двое — до 1991 года. Последние проживают на территории России с 1985 и 1986 г., то есть фактически являются гражданами России. У 13-ти из этих 15-ти человек в России есть семьи и/или жилье. Из четверых, прибывших в РФ после 2002 года, трое — граждане Украины, покинувшие эту страну в 2014 году в связи с вооруженным конфликтом. (Даты прибытия в РФ еще 4 ЛБГ, помещенных в волгоградский ЦВСИГ по решениям о выдворении, неизвестны).

7 человек на март 2017 года находились в ЦВСИГ с 2015 года, а средняя продолжительность пребывания там составила 9,7 месяцев, то есть на месяц больше средней по стране.

 

На втором и третьем месте по числу ЛБГ в ЦВСИГах —Краснодарский край и Ростовская область. Эти регионы относятся к числу самых густонаселенных (5,6 и 4,2 млн. человек соответственно) и входят в десятку регионов РФ с наибольшим присутствием иностранных граждан8. В то же время здесь много исправительных учреждений: 15 колоний в Краснодарском крае и 11 - в Ростовской области.

Из 30 ЛБГ, находящихся в ЦВСИГ Краснодарского края, у нас есть дополнительные (по сравнению со списком МВД) сведения о 18-ти: 4 из них сидят по судебным постановлениям об административном выдворении, 14 — по решениям о нежелательности и депортации. Пятеро краснодарских ЛБГ приехали в Россию в 1990-х, большинство -13 человек — после 2002 года, среди них - 1 беженец из Южной Осетии и 4 — из Украины.

В двух ЦВСИГ Ростовской области на март 2017 года содержалось 28 ЛБГ, у нас есть дополнительная информация о 16-ти. Здесь распределение ЛБГ по основаниям помещения в ЦВСИГ противоположное тому, что мы видели в Краснодарском крае: 12 человек попали в ЦВСИГ по постановлениям о выдворении, 4 — по решениям о нежелательности и депортации. Два обитателя ЦВСИГ проживают в РФ со времен СССР, четверо прибыли в РФ до 2002 года, 8 человек — после 2002 года, из них 5 — граждане Украины, покинувшие ее после начала вооруженного конфликта на Юго-востоке страны.  

 

Кемеровская область, где в ЦВСИГ на март 2017 года находилось 25 ЛБГ, выделяется не столько густонаселенностью (2,7 млн чел.) и привлекательностью для мигрантов, сколько обилием колоний — 21 учреждение. Видимо, с этим связано преобладание среди ЛБГ, сидящих в ЦВСИГ, тех, кто был туда помещен по решениям о нежелательности и депортации. Из 15 человек, в отношении которых у нас есть соответствующая информация, 9 попали в ЦВСИГ после освобождения из колоний, 6 — из суда по административному делу. Сведения о дате прибытия в РФ есть относительно 11 кемеровских ЛБГ: 10 из них проживают в РФ с 1990-х годов. У 11 человек в России есть родственники.

Кемеровская область — одна из самых неблагополучных в отношении длительности содержания ЛБГ в ЦВСИГ. Именно здесь находился человек, имеющий самый продолжительный «стаж» пребывания в ЦВСИГ среди всех ЛБГ в сводном списке: этот человек — А.Ш. - сидел в ЦВСИГ с октября 2013 года, причем — на основании решений о нежелательности и депортации, что с марта 2015 года, когда вступил в действие КАС, предполагало периодический судебный контроль обоснованности содержания в ЦВСИГ. На момент составления списка МВД А.Ш. провел в ЦВСИГ 40 месяцев и был освобожден в июле 2017 года, благодаря усилиям адвоката Е.С.Князевой, привлеченной Комитетом «Гражданское содействие», проведя в ЦВСИГ больше 4 лет.

Кроме того, в ЦВСИГ Кемеровской области на момент составления списка МВД находилось наибольшее число ЛБГ, поступивших туда в 2015 году: 10 человек. Пятеро из них попали в ЦВСИГ из колоний. Пример Кемеровской области показывает, что судебный контроль за содержанием в ЦВСИГе — при отсутствии установленных законом ограничений срока и числа его продлений - не служит безусловной гарантией соблюдения права на свободу и личную неприкосновенность и в определенных условиях может превратиться в пустую формальность.

 Если не учитывать экстраординарный случай «сидельца» с 2013 года и трех человек, поступивших в ЦВСИГ незадолго до составления списка МВД, в феврале 2017 года, то средняя продолжительность пребывания ЛБГ в кемеровском ЦВСИГ на март 2017 года составит 10, 9 месяца — при средней по стране 8,7 месяца.

 

Москва — на пятом месте по числу ЛБГ в ЦВСИГ и на втором после Кемеровской области по числу «долгожителей». В ЦВСИГ в дер. Сахарово, входящей в Новую Москву, в марте 2017 было 22 ЛБГ, 9 из которых находились там с 2015 года. В Москве нет исправительных учреждений и соответственно в ЦВСИГ — ни одного ЛБГ, попавшего туда по решениям о нежелательности и депортации. 

Информации о дате прибытия в РФ и семейных связей в РФ у нас нет на шестерых. Об остальных 15-ти нам известно следующее: 4 проживают на территории России со времен СССР, 5 - с 1990-х годов, еще 4 прибыли в РФ после 2002 года. У семерых в России есть семьи.

 Один из «сидельцев» московского ЦВСИГ, назовем его К.Ч., на суде по своему административному делу заявил, что неправильно сообщил в полиции свои персональные данные, что в действительности является гражданином России, назвал свое настоящее имя. Суд отразил это заявление в постановлении, но никакого значения ему не придал и назначил ему штраф с выдворением за пределы РФ. Работа по установлению личности К.Ч. началась только в ЦВСИГ. Один из ответов на запросы, направленные администрацией Центра, подтвердил, что он в 1990-х годах служил в Российской армии, что указывает на наличие у него российского гражданства. Но на другие запросы о нем пришли отрицательные ответы. Так что личность и гражданская принадлежность этого человека до сих пор остаются неустановленными. Соответственно само событие административного правонарушения, за которое К.Ч. привлечен к ответственности, находится под большим вопросом. Тем не менее, судебное решение, признавшее его виновным и назначившее ему наказание в виде выдворения, состоялось и вступило в силу.

Так что в московском ЦВСИГ в марте 2017 года ожидали выдворения 5 человек, которые, по-видимому, являются или могут быть признанными гражданами России.

Причем один из этой пятерки был помещен в ЦВСИГ не один раз. 

Впервые Н.А. попал в ЦВСИГ (тогда — СУВСИГ) в ноябре 2013 года. При этом в постановлении Железнодорожного районного суда г. Орла о его выдворении указывалось, что установлен факт постоянного проживания Н.А. в РФ с 1991 года. В марте 2014 года тот же суд пришел к выводу, что в связи с отсутствием у этого человека гражданства страны, в которую его предполагалось выдворить, наказание в виде выдворения следует отменить и из СУВСИГ освободить.

Тем не менее, в октябре 2015 года Мещанский районный суд г. Москвы вновь вынес постановление о принудительном выдворении Н.А. с помещением в ЦВСИГ. В ноябре 2017 года, отсидев в ЦВСИГ 2 года и 10 дней, он вышел на свободу, а через две недели вновь был задержан и тем же Мещанским судом отправлен в ЦВСИГ.

Эти два случая показывают, что главной причиной, по которой в московский ЦВСИГ попадают ЛБГ, является грубая профанация судебной процедуры при вынесении постановлений о привлечении иностранных граждан и ЛБГ к административной ответственности в судах Москвы[8].

Из-за того, что в ЦВСИГ Москвы нет ЛБГ, подлежащих депортации в связи с признанием их пребывания в РФ нежелательным, сроки содержания которых определяются в каждом конкретном случае судом, средняя продолжительность пребывания ЛБГ в столичном Центре на март 2017 года сама большая - 11, 6 месяцев. Но фактически все они «отбывают» один и тот же срок: 2 года с момента вступления постановления о выдворении в законную силу. 

 

Почти такая же группа ЛБГ, как в Москве, находится в ЦВСИГ Свердловской области — 20 человек, но в отличие от столицы, большинство из них - 18 человек - попали в Центр из колоний, которых в области 31. Сведений о датах их поступления и семейных связях в РФ у нас нет. Но даты въезда в РФ во всех случаях, кроме одного, известны: 11 человек прибыли в РФ до 2002 года (в том числе один — до 1992 г.), 8— после 2002-го.

 

 Татарстан имеет значительное население (3,8 млн чел.), входит в первую десятку регионов с наибольшим числом учтенных мигрантов, занимая в нем последнее место10, на территории республики 10 колоний. Но в казанский ЦВСИГ из колоний, видимо, попадают нечасто. Из 15 ЛБГ, находившихся в этом Центре на март 2017 года, лишь один ожидал депортации в связи с распоряжением о нежелательности. Точные даты решений о помещении в ЦВСИГ нам известны только в двух случаях: это май и август 2015 года. Но сведения о продолжительности проживания в РФ есть обо всех ЛБГ: 12 человек прибыли в РФ до 2002 года (в том числе один — до 1992 г.), трое — после 2002 года. 

 

В Пермском крае (население — 2,6 млн чел., 29 колоний) из 10 ЛБГ, сидящих в ЦВСИГ, 

5 помещены по постановлениям суда об административном выдворении, 5 — по решениям о нежелательности и депортации. В этом регионе есть странная особенность: здесь среди обитателей ЦВСИГ самый большой процент лиц, прибывших в Россию до 1992 года, то есть имеющих основания для признания гражданами РФ. Таких людей в Пермском ЦВСИГ пять, они проживают в РФ с 1983, 1984, 1989, 1990 и 1991 гг. Трое были помещены в ЦВСИГ по постановлениям об административном выдворении, двое — на основании решений о нежелательности и депортации.

 К моменту составления доклада четверо из этой пятерки с помощью адвоката ПЦ «Мемориал» Б.И.Поносова были освобождены из ЦВСИГ. Содержание Н.Г. в ЦВСИГ суд признал необоснованным, опираясь на решение Конституционного суда от 23 мая 2017 г., по жалобе В.Г. краевой суд исключил выдворение в связи с его неисполнимостью, а заявление о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ третьего «выдворенца», З.Ч., установившего в судебном порядке факт постоянного проживания в РФ на 06.02.1992, было возвращено без рассмотрения. Оба ЛБГ, ожидавшие депортации, - А.Г. и Т.Т. - с помощью адвоката Б.И.Поносова, установили факт постоянного проживания в РФ на

06.02.1992 года, после чего суд отказался продлить их пребывания в ЦВСИГ на новый срок.  

В пермском ЦВСИГ нет ЛБГ, находящихся там с 2015 года. Поэтому средний срок пребывания в этом Центре на момент составления списка МВД меньше, чем во многих других регионах — 5,3 месяца. Но мы можем составить более реальное представление о сроках содержания в этом Центре, благодаря информации адвоката о состоянии 9-ти из 10-ти дел пермских ЛБГ на момент составления настоящего доклада: 18 месяцев (освобожден), 11 месяцев (освобожден), 12 месяцев (депортирован), 12 месяцев (освобожден), 11 месяцев (депортирована), 18 месяцев (освобожден), 19 месяцев (продолжает сидеть), 13 месяцев (продолжает сидеть), 7 месяцев (освобожден).

 

В Тверской области (население — 1, 3 млн. чел.) исправительных учреждений не так уж много (9 колоний), но ЛБГ в здешнем ЦВСИГ - сплощь бывшие заключенные. На март 2017 года их было 9 человек. Дополнительная информация тверского пункта Сети «Миграция и Право» получена о 8-ми, все они прибыли в Россию до 2002 года, в том числе трое въехали до распада СССР. У всех в России есть семьи и/или жилье.

Средний срок содержания в ЦВСИГ на момент составления списка МВД — 7,7 месяца. Фактические же сроки ко времени составления настоящего доклада такие: 18 месяцев (два человека), 15 месяцев, 12 месяцев (два человека),10 месяцев, 9 месяцев, 6 месяцев.

 В 2016 году Московский районный суд Твери автоматически удовлетворял иски УМВД о продлении сроков содержания в ЦВСИГ. Усилия адвоката тверского пункта Сети «Миграция и Право» В.А.Шамкина, направленные на то, чтобы изменить эту практику не давали результата. Но в 2017 году они принесли свои плоды: с марта этого года суды начали отказывать УМВД в продлении сроков содержания ЛБГ в ЦВСИГ, и к настоящему времени все тверские фигуранты нашего списка вышли на свободу. 

 

До сих пор мы говорили о тех регионах, где в ЦВСИГ содержится много ЛБГ. Но есть регионы, где ЛБГ в таких центрах нет или их немного: 1-3 человека. Может быть, ЛБГ реже попадают


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.